Причины запоздалого развития речи ребенка

Причины запоздалого развития речи ребенка thumbnail

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития – это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.

Общие сведения

Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития

Причины ЗРР

Органические причины

Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка. Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными. Биологические факторы:

  1. Минимальная мозговая дисфункция. Обусловлена перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность.
  2. Заболевания раннего возраста: ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.
  3. Тугоухость у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития.
  4. Наследственные факторы. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.

Социальные причины

Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития чаще всего кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.

С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность.

Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.

Патогенез

В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I — 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно — повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности. В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений.

Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии. Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание. В течение III критического периода «срыв» нервной деятельнос­ти может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга – детскую афазию.

Развитие речи в норме

Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.

Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы:

  • гуления (с 2-3 мес.);
  • лепета (с 5-6 мес.);
  • лепетных слов (с 8-10 мес.);
  • первых слов (в 10-12 мес.).

В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.); в пассивном словаре — около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов).

Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.

Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40–60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов.

В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.

Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (педиатр, детский невролог, логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.

Симптомы ЗРР

Признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:

  • аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)
  • отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года;
  • неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет;
  • невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.);
  • отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет;
  • неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет;
  • полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.);
  • преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.
Читайте также:  Развитие ребенка задание на внимательность

Диагностика

Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.

  1. Медицинский блок. Неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.
  2. Логопедическое обследование. Включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п.
  3. Психологическая диагностика. Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития детей раннего возраста специалистами-логопедами и детскими психологами используются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли и др.

Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.

Коррекционно-развивающая работа при ЗРР

Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.

Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и др.

Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.

Прогноз и профилактика

Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.

Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.

Источник

Содержание:

  • Наследственные болезни
  • Протекание беременности
  • Внутриутробная и родовая гипоксия
  • Наличие определенных болезней у ребенка
  • Мальчик — девочка
  • Ребенок левша или правша

Английская семья, младшему сыну 30 лет, а он не говорит.
И вдруг, во время ленча, он восклицает «Чай слишком горячий!».

Все кидаются к нему, радуются, что он заговорил.

А на расспросы: «Как же так?», слышат ответ:

«Так раньше все в порядке было…» (из анекдота).

Наверное, каждая мама наслышана о задержке речевого развития (ЗРР) на примере знакомых, иные столкнулись с этой проблемой со своим ребенком. Я же встретилась с подобными трудностями со своим старшим сыном.

Казалось бы, все было в порядке: в 9,5 месяцев сын заговорил словами «мама, папа, потом, еще, дай, на, няу» (мяу — так он называл нашу кошку). В общем, все было хорошо до его 1,5 лет. Потом у сына появилась сестричка, а дальше все закрутилось. Мой ребенок говорил очень активно, жестикулировал и с выразительными интонациями о чем-то размышлял вслух. Вот только чаще всего (или почти постоянно) на своем «птичьем» языке. Чем дальше в лес, в смысле по возрасту, тем сильнее становились мои тревоги. В конце концов, в 2 годика, при осмотре перед детским садиком, я пообщалась не с одним логопедом, терапевтом, психологом, невропатологом и прочими представителями науки Гиппократа. Практически все врачи сошлись во мнении, что у моего ребенка ЗРР.

Предполагалось, что эта задержка должна пройти с возрастом, особенно в благоприятной обстановке, которую почти все врачи связали с детским садиком. Но, как говорится, «доверяй, но проверяй». Поэтому я стала читать умные книги, посещать различные сайты. В итоге у меня нарисовалась следующая картина.

У детей с запоздалым развитием речи существует разница между пониманием речи и словесным озвучиванием. Они правильно выполняют различные просьбы, по заданию показывают предметы, картинки и т.д., но назвать их не могут.

При обследовании поведение таких детей различно: одни доверчивы, ласковы, другие плачут, третьи упорно молчат. Некоторые беспокойно бегают с места на место и трудно сосредотачиваются. Поэтому очень часто невозможно за одно обследование дать однозначный диагноз, ведь таким же образом очень часто ведут себя и «нормальные» дети.

На ЗРР ребенка (имеется ввиду ребенок до 3 лет) влияют несколько факторов, которые я разделила (как оказалось позже, изобрела колесо) на внутренние и внешние.

К внутренним факторам я отнесла:

  • некоторые наследственные болезни;
  • особенности протекания беременности;
  • наличие гипоксии внутриутробной и родовой;
  • наличие определенных болезней у ребенка;
  • пол ребенка;
  • ребенок — левша или правша;
  • личные особенности ребенка.

То есть речь идет о факторах, которые практически не зависят от ребенка и которые он получил в наследство.

К внешним относятся следующие факторы:

  • стрессовые ситуации;
  • присутствие младших братьев-сестер (особенно с маленькой разницей);
  • билингвизм семьи;
  • смена места проживания (одна из разновидностей стресса), детского садика;
  • еще несколько параметров.

В общем, понятно, что ко внешним параметрам можно отнести все то, что окружает ребенка.

Поэтому, делая поправку на то, что мама не запускала развитие ребенка, занималась с ним, воспитывала и уделяла ему внимание, перейдем к самой проблеме. Для полноты картины пройдемся по каждому пункту, начиная с внутренних факторов. Оговорюсь сразу, не все причины могут вызывать ЗРР, но могут способствовать тому, что ребенку по той или иной причине трудно выговаривать слова, звуки или же произносить то или иное слово.

Читайте также:  Дневник мамы развитие ребенка

Наследственные болезни

Думаю, не надо говорить о том, что есть ряд семей, где из поколений в поколение передается слепота или проблемы со зрением в той или иной степени. А согласитесь, на слух определить, как сказать буквы а, о, у, р, ф, ж и другие, достаточно трудно.

Далее перечислю немногие болезни, наиболее известные большинству из нас.

  • Глухонемота.

Казалось бы, все в семье здоровы, но и у родителей с нормальным слухом встречаются дети с подобными проблемами. Многие родители до поры даже не знают, что их дети не говорят оттого, что у них снижен слух. При неполной глухоте ребенок слышит разные низкие звуки, как, например, стук, и это вводит окружающих в заблуждение. Однако не всегда молодые родители могут определить данные проблемы. Ведь младенец реагирует на звук, при приближении мамы щурится и смотрит на нее, даже издает какие-то писки-звуки. Часто при частичной немоте или тугоухости бывает трудно определить, что с ребенком что-то не так, особенно, если он маленький, например, ему еще нет и года.

При расстройстве слухового аппарата у ребенка часто возникают такие проблемы, как аграмматизм (словообразовательные и синтаксические нарушения), дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения).

  • Патологии ротовой полости и, как вариант, патология «уздечки».

Порой передаются по наследству и по «косвенной линии». Например, двоюродный дедушка был с короткой уздечкой, о чем почти не помнят. Но у ребенка встретилась эта аномалия, и ему трудно произносить не только букву «Р», но и ряд других звуков, что в свою очередь сказывается на качестве речи. Хорошо, если на этот дефект обратили внимание врачи, а если аномалия не явная? И мучается ребенок оттого, что он не говорит вовсе или говорит плохо.

Также образованию речи препятствуют расщепление неба, миктория, в некоторых случаях аденоидные разрастания, и т.д.

  • Наследственная задержка речи.

Чаще (почти в 2 раза) передается по линии отца. Близнецы и двойняшки также часто отстают в речевом развитии (они и без слов понимают друг друга, а остальной мир «пусть подождет»). При этом ЗРР передается между поколениями, не обязательно последовательно, возможен скачок через поколение.

  • Эпилепсия, судороги.
  • Мигрени и аллергии.

Здесь могу лишь сказать, что я сама удивилась, когда начала изучать причины данной проблемы. Тем не менее, если подумать, то головные боли не вызывают желания болтать даже у взрослых. То же можно сказать и об аллергии и симптомах, которые ее сопровождают. Так чего можно ждать от ребенка?

  • Алкоголизм родителей.
  • Самоубийства или склонность к суициду у родителей и родственников.
  • Умственная отсталость.
  • Выдающиеся способности к чему-либо.
  • Заикания.
  • Малый вес.
  • Многие другие проблемы с телесным и психическим здоровьем.

Протекание беременности

При ЗРР в анамнезе часто встречаются тяжелые роды или ненормальное положение ребенка во время родов, что связано с микроскопическими кровоизлияниями в мозг. Позднее развитие речи наблюдается также у недоношенных детей.

На протекание беременности огромное влияние оказывают также и заболевания почек, сердечно-сосудистой, эндокринологической и других систем материнского организма.

Впрочем, что говорить об этом. Понятно, что здоровая мама — это идеал, но вспомните наш образ жизни, экологию, состояние здоровья наших родителей (которое в силу технического прогресса имеет тенденцию только ухудшаться), наше питание, график работы (зачастую перегруженный даже для небеременной женщины)… В общем, причины ухудшения репродуктивного здоровья ясны. Кстати, часто слышу от старшего поколения, что вот раньше и дети рождались здоровые, и мамы были здоровые. Честно, так и хочется спросить: а что же вы передали своим потомкам? С начала ХХ века молодые женщины пережили войну, революцию, разруху. Их детям досталась коллективизация, потом Великая Отечественная война, и вновь разруха, голод. Что могли получить наши мамы в итоге? А если учесть загрязнение окружающей среды, повальное удобрение полей пестицидами, смог над городами… В общем, наше поколение было уже не самое здоровое. Так чего же еще ожидать нашим детям в итоге?

Поэтому не сбрасывайте со счетов особенности протекания вашей беременности и состояние вашего здоровья, когда вы анализируете задержку речи своего чада.

Внутриутробная и родовая гипоксия

Думаю, нет смысла говорить о гипоксии достаточно много, так как о ней можно написать отдельные статьи, труды. Следствием гипоксии зачастую являются определенные нарушения в ЦНС (центральной нервной системе), сердечно-сосудистой, опорно-двигательной системах (та же дисплазия), гипоксия влияет практически на все органы и системы жизнеобеспечения организма. Проблемы, связанные с ЦНС, могут привести к тому, что ребенок недостаточно усваивает информацию и не вполне может воспроизвести взрослую речь. В таких случаях говорят об анаритрии (как варианты — афазия, дизартрия, дислалия), то есть о неспособности к членораздельной речи, при которой ребенок долго не может произносить простые слова либо выговаривает их с нарушением произношения.

Наличие определенных болезней у ребенка

В группе риска по ЗРР — дети с явными (и неявными) психическими нарушениями. Чаще всего это дети с заметными физическими признаками слабоумия, больные синдромом Дауна. Зачастую у них встречается тахилилия — ускоренная речь. Болезненные изменения в ЦНС также бывают причиной задержки речи. В этой группе детей определяли иногда признаки перенесенного менинго-энцефалита или остаточных явлений кровоизлияния в мозг при тяжелых или преждевременных родах, реже — вследствие поствакцинальных энцефалитов.

В не меньшей мере аутизм может способствовать тому, что вполне нормально говорящему ребенку приписывают ЗРР из-за его личных особенностей. Хотя он также может и не хотеть разговаривать.

Дети с нарушением эндокринной системы также часто подвержены ЗРР. Это дети с такими заболеваниями, как диабет, ожирение, патологический рост и др.

Заикание также способствует ЗРР. Причем это может быть как наследственная болезнь, так и приобретенная в силу обстоятельств.

Также сюда можно отнести и различные виды шепелявости, такие как межзубная, призубная, боковая, свистящая, небная, носовая, гортанная и некоторые другие, более редкие.

Лично у меня (по маминому роду) межзубная шепелявость. Она практически не заметна, но, иногда, при быстрой речи на моем родном украинском языке, она очень напоминает свистящую, когда звуки «с» и «з» становятся особенно отчетливы. А объясняется просто, у меня между 2 и 3 верхними зубами есть «дырка» в ширину зуба, как раз 3-ки. Причем это наследственная патология, которая есть у очень многих моих родственников по маминой линии.

Читайте также:  Этапы развития и формирования личности ребенка

Наверное, сюда следует также добавить и гнусавость. Которая объясняется физиологией небно-глоточного затвора или органических изменениях в носовых пространствах.

Иногда своего взрослого(!) мужа я не понимаю из-за его гнусавости, которая очень напоминает «французскую» манеру разговора.

Мальчик — девочка

Бытует мнение о том, что мальчики начинают говорить позже девочек. Хотя официальная медицина спорит по этому поводу, но, тем не менее, в быту даже многие врачи придерживаются этой теории.

Ребенок левша или правша

Некоторые авторы связывают ЗРР с левшеством. Не даром правое и левое полушарие отвечают за те или иные функции рук, ног, памяти, мышления. И если наше общество, в основном, рассчитано на большинство, то есть праворуких, то леворуким приходится помимо осознания действительности еще перенести действия правой руки на левую. С возрастом это происходит автоматически, но, тем не менее, хотя бы доли секунд необходимы для данной операции. Вследствие чего происходит задержка как с действиями, так и с их озвучиванием.

При этом немаловажным является и то, были ли в роду левши, как начал ребенок развивать левую руку, правую, обе; переучивался ли на правую; в настоящее время преобладает правая, левая или обе руки развиты одинаково.

Продолжение…

Любовь Ложникова

мама чудесных погодков Левушки (11.11.01) и Иришки (04.06.03)
Ada_L@mail.ru

Я в другой конфе ответила Любе откуда могла взяться эта фраза. Вы предложили, на мой взгляд , хороший вариант замены этой фразы.
Вот цитирую ответ Любе.
«Люба, я скажу насчет фразы, на которую была бурная реакция. Я не знаю из какого учебника она взята, но предполагаю, что возможно это переводная литература и это оплошность переводчика. Дебильный в русском языке употребляется в значении только характеристики умственного состояния, но во многих языках (и на латыни) debil — это прилагательное , которое значит «слабый» и оно может употребляться и к физизическому состоянию и обозначать слабый, хилый, немощный. Debil mental обозначает слабоумный, на русском же , повторюсь, дебильность — это не просто слабоумие, а одна из степеней слабоумия.
Т.е. возможно автор говорил о детях со слабоумием у которых есть проблемы и с физическим развитием и/или с состоянием здоровья (т.е. проблемы не только «души», но и «тела»)».

2004-11-29, Иринище

За буквы, согласна, мой недочет.
За фразу -автор книги о ЗРР -Зееман. Хотя, опять же, его книга не была единственной. С подобным «грубым» сравнением я сталкивалась и в другой ситуации, но никак не связанной со своим сыном. Поэтому и не удивилась такому опредлелению, которая как раз и не была моей. Да, я в статье указала, что я не имею медицинского диплома. И в данном определении я никого не хотела обидеть, а «посредственному» человеку такое сравнение вполне понятно. И, поверьте, перед тем, как отправлять в редакцию я давала почитать не одному человеку статью для критики.
Ну, а относительно специалистов, то из 5 логопедов только два интересовались анамнезом рода и протеканием моей беременности и родов,причем были специалисты отнють не из обычных поликлиник.
Еще, если Вам не трудно, не могли бы Вы тогда ответить, насколько «вредная» или «полезная» данная статья (не сочтите напрашиванием на комплимент 🙂 ).

2004-11-26, Ada

За буквы, согласна, мой недочет.
За фразу -автор книги о ЗРР -Зееман. Хотя, опять же, его книга не была единственной. С подобным «грубым» сравнением я сталкивалась и в другой ситуации, но никак не связанной со своим сыном. Поэтому и не удивилась такому опредлелению, которая как раз и не была моей. Да, я в статье указала, что я не имею медицинского диплома. И в данном определении я никого не хотела обидеть, а «посредственному» человеку такое сравнение вполне понятно. И, поверьте, перед тем, как отправлять в редакцию я давала почитать не одному человеку статью для критики.
Ну, а относительно специалистов, то из 5 логопедов только два интересовались анамнезом рода и протеканием моей беременности и родов,причем были специалисты отнють не из обычных поликлиник.
Еще, если Вам не трудно, не могли бы Вы тогда ответить, насколько «вредная» или «полезная» данная статья (не сочтите напрашиванием на комплимент 🙂 ).

2004-11-26, Ada

Уважаемые читатели.
Если у Вас возникли вопросы по моей статье и есть личные вопросы ко мне лично, то мой эл.адрес указан Ada_L@mail.ru. И еще, очень прошу читать и вторую часть, которая, возможно, частично ответит на Ваши вопросы.
Я ориентируюсь по Украине, где и к каким врачам (или выполняющим их функции, например -невропатолог, психоневролог и психиатр есть не во всех городках, но могут в неокторых случаях заменить друг-друга. По Киеву могу предположить куда и к кому и почти бесплатно, например в Охматдет. Остальные страны могу лишь предполагать.

Наталия, извиняюсь, не читала очень давно сообщения. Надеюсь, что Вы решили проблему своей сестры и племяницы. На мой взгляд, ей стоит записать девочку в логопедическую группу (или садик). Большего я не могу сказать, так как ей необходимо в любом случае обследование специалистов, что не в моей компетенции.

2006-04-11, Ada

Можно поинтересоваться в какой книге есть эта фраза? Дебильность-одна из степеней олигофрении. Олигофрения-стойкое поражение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга, возникшее в пренатальный период, или до 3-х лет. Кроме того, в какой книге написано «как сказать буквы а, о..», говорят звуками, а не буквами, буквы-знаки, кот. на письме обозначают звуки.Прекрасно, что Вы перечитали множество литературы,но перед публикацией лучше было бы обратиться к специалисту за консультацией.

2004-11-26, Курочка

Курочке: во прервых «ахинея» как раз была взята из одного очень уважаемого логопедами учебника. Хотя, если Вам не нравится именно такая постановка, то хотелось бы услышать как именно было бы правильно написать?

Придирчивой: 🙂 сын заговорил за месяц до 3 лет. Еще нужно работать, но сдвиги пошли громадные. Заодно начала говорить дочурка. Так, что Львенок еще и учителем стал, что ему очень в последнее время нравится.
По поводу, что делать: что именно Вас интересует?

2004-11-25, Ada

Еще раз повторюсь, Вы молодец, что перечитали литературу, попытались сами преодолеть речевые проблемы сына. Ваша статья поможет многим родителям обратить внимание на речь своих маленьких детей, т.к. существует стойкое убеждение «само пройдет».
На Вашем месте, я бы не углублялась в описание причин ЗРР,лучше оставить это для логопеда, дефектолога или других специалистов.
О фразе-можно было написать так: «дети, отстающие в интеллектуальном и физическом развитии».

2004-11-29, Курочка

Всего 14 отзывов Прочитать все отзывы.

Источник