Причины почему ребенок не разговаривает в 2 года

Причины почему ребенок не разговаривает в 2 года thumbnail

день рождения у девочки 2 года

Как часто в моей почте оказываются письма-просьбы с одним вопросом: «Ребенку почти 2 года, а он так и не говорит МАМА. Да и в целом говорит мало, неохотно. Что делать? »

Если посмотреть на это со стороны психологии, то если ребенок не говорит в 2 года, волноваться маме не нужно. Любое волнение — это результат сравнения своего ребенка с другими детьми, или с нормами советских учебников. Сейчас все чаще логопеды отмечают более позднее развитие речи у детей.

Если еще 10 лет назад, нормой речевого развития было умение в 1 год произносить минимум 10 слов, то сейчас все чаще встречаются дети, которые в 2 года произносят 2-4 слова и прекрасно с этим живут. Ребенку это не мешает, а вот мама — волнуется и создает излишнее напряжение.

Процесс становления речи проходит у всех деток по-разному. Одних научить легко и просто, у других же возникают некоторые трудности. И если вы задумались,  как научить ребенка говорить в 2 года, то вам стоит рассмотреть этот вопрос со всех сторон.

Нормы речевого развития

Нормы – это лишь статистические показатели и сухие данные. Только вы, зная своего малыша, сможете понять его «норму». На развитие речи, как и на многое другое, влияют индивидуальные возможности ребенка, а также ряд психологических и физиологических особенностей, которые не учитываются при составлении примерных сроков появления речевых форм.

  • 1-2 месяца – общение происходит интонационно. Вы можете понять, доволен ваш ребенок или нет;
  • 2-5 месяцев – период гуления. Кроха произносит что-то похожее на привычные слова;
  • 8 месяцев – 1 год 2 месяца – лепет. В этом возрасте малыш уже может подражать животным, говорить короткие слова из одного слога. Например «мяу-мяу» или «дай»; Читайте важную информацию о том, что должен уметь ребенок в 1 год>>>
  • 1 год 5 месяцев – 2 года 6 месяцев – рост словаря и первые предложения. Ребенок активно «цепляет» новые слова, складывает их в предложения. Поначалу это короткие фразы из 2 слов, а чем старше становится «болтун», тем больше у него словарный запас;
  • 2 года 7 месяцев – 3 года 6 месяцев – грамматический строй, закрепление предложений. В этом возрасте дети формулируют предложения уже более четко. Также на этот период приходятся словесные игры, проговаривание и сочинение историй вслух.

Обратите внимание:

  1. Девочки начинают общаться немного раньше, чем мальчики. Они не всегда быстро осваивают фразы, но стараются подражать взрослым, повторяя их слова и манеру выражения;
  2. Мальчики же первое, что начинают говорить, – это «действия» и им легче составлять грамматически верные предложения. Поэтому, если вы пытаетесь научить говорить, учитывайте и эту особенность.

Стоит ли паниковать?

Вы – заботливая мама, любящая свою кроху сильнее, чем кто-либо другой и конечно вас интересует, почему ребенок не говорит в 2 года, как его научить и главное, есть ли повод для паники или это просто индивидуальный процесс развития. Читайте также: Когда ребенок начинает говорить?>>>

В первую очередь советую понаблюдать за поведением малыша. Нет ли чего-то такого, что вас смущает.

  • Обычно «молчуны», которые пока еще не хотят говорить, ничем не отличаются от болтливых друзей;
  • Если ваше сокровище самостоятельно раздевается, выполняет просьбы, понимает, что от него хотят – повода для беспокойства быть не должно.

Постарайтесь принять, что нет единого возраста, когда дети по команде начинают говорить, ходить, самостоятельно есть и многое другое. И невозможно научить их делать все по команде. Некоторые детишки молчат до 3 лет, а потом в садике начинают говорить больше всех.

Как понять, что обстановка благотворно влияет на развитие речи?

Когда  ребенок не говорит в 2 года, есть смысл посмотреть не только на его поведение, но и на окружающую среду. Обратите внимание на такие факторы:

  1. Активное общение в семье;
  2. Отсутствие постоянного шума в квартире (радио, телевизор, компьютер);
  3. Общение со сверстниками;

Кроме этого, ваш ребенок нуждается, чтобы каждый его день был как праздник. Интересные увлекательные события нередко помогают разговориться детям. Особенно, когда бабушка или дедушка спрашивают, как прошел день, чем он запомнился, и при этом не звучит громко-работающий телевизор.

Как побудить к разговору?

Возможно, что ваш ребенок очень хочет говорить, но не знает, с чего начать. Многие дети формулируют предложения, стараются их произнести, но в какой-то момент закрываются в себе.

Если ребенок не говорит в 2 года, что делать? Повторюсь, не волноваться! Научить малыша говорить не так-то сложно, как многие пугают.

Чтобы научить говорить вашу кроху попробуйте советы описанные ниже:

  • Не ругайте ребенка, потому что он молчит. Негативное отношение к речи складывается как раз из-за того, что взрослые могут неправильно себя повести.

Попросите близких людей отнестись к этому вопросу максимально серьезно. Также проясните эту тему и с воспитателем в яслях. Ваш малыш заслуживает уважения, несмотря на то, что он пока общается жестами;

  • Радуйтесь, когда ваша кроха произносит слова. Поощряйте и одобряйте новые выражения и звуки. Можете научить его отмечать каждое «покоренное» слово;
  • Повторяйте названия предметов вместе с малышом. Это можно делать на прогулке, по дороге на занятия или даже сидя дома;
  • Задавайте больше вопросов. Постарайтесь не лишать ребенка возможности отвечать на вопросы. Не перебивайте его и дожидайтесь ответа;
  • Не предугадывайте желания малыша. Показывает пальчиком на стакан – сделайте вид, что не понимаете, что же он хочет;
  • Больше читайте рассказы, сказки, истории. Пойте песенки, проговаривайте стишки. Ребенок должен слышать речь;
  • Не просто говорите с ребенком, а делайте это правильно. Не коверкайте слова, не сюсюкайте;
  • Покривляйтесь вместе с малышом. Ребенка надо научить цокать, высовывать язык, надувать мыльные пузыри.

Важно! Заведите себе тетрадь, куда будете фиксировать новые звуки и слова. Это даст вам полную картину роста словарного запаса.

Почему ребенок может не говорить?

Причин, по которым  ребенок не хочет говорить в 2 года, две. Они обе не связаны с болезнями, пережитыми травмами и задержками в развитии. Именно поэтому вы без проблем сможете решить их.

  1. «Тишина» в общении с ребенком. Логопеды, психологи и опытные педагоги рекомендуют говорить с новорожденным с первых его дней.

Для кого-то это может показаться странным, ведь грудничок и мама общаются с помощью объятий, прикосновений, и это само собой разумеющееся. Но ребенок должен слышать речь с самого начала, чтобы иметь интерес к ней. И чтобы впоследствии его было легче научить говорить. Если вокруг всегда тихо, и вы мало разговариваете – исправляйте это и сможете сразу же убедиться в правильности этого метода.

От себя хочу добавить, что самое лучшее общение – это совместная игра. Вы играете с игрушками, говорите с ними и за них, а ребенок постепенно втягивается и начинает лепетать вместе с вами.

  1. Вторая причина – это то, как говорят родители и другое окружение. Если речь взрослых вокруг ребенка беглая, быстрая, нечеткая, то дети не в состоянии все это повторить. Отсюда и возникает проблема, которую вы можете решить, просто замедлив темп речи. Причем не только в общении с крохой, но и всегда, когда он находится в непосредственной близости.

 Легкие способы устранения барьеров у малыша

Кроме милых потешек, легких песенок, которые часто встречаются на уроках у логопеда, можно дома самостоятельно заниматься с вашим подрастающим болтуном. Для этого есть несколько простейших хитростей.

  • Хитрость №1: «Ничего не понимаю» поможет ребенку преодолеть барьер, а дальше научить его будет уже просто;

Поиграйте с ребенком в игру, будто вы совершенно не понимаете, что он хочет. Показывает пальцем на конфету, дайте ему в руку игрушку. Но не ругайте его, не смейтесь, а комично разыгрывайте ситуацию: «ах, какая я непонятливая».

Также можно играть и с игрушками, которые предварительно необходимо расположить высоко, чтобы ребенок не достал. Когда он жестами объясняет, какую игрушку ему подать, давайте ему совершенно другую.

Читайте также:  Как давать пыльцу ребенку 2 года

Важно! Каждой игрушке дайте имя или обозначьте ее словом, которым ребенок должен ее называть. «Киса», «Собачка», «Кукла Катя» и т. д.

Когда будете протягивать ему игрушку, повторите несколько раз: «Дать тебе собачку? Держи собачку».

Ребенок начнет повторять за вами все слова, а возможно, если будете играть часто, он поймет, что незачем терять время в объяснении непонятливому взрослому, проще сказать и сразу получить нужную вещь.

Совет! Проявите терпимость к начинающему болтуну. Заинтересуйте его яркой игрушкой, но сразу не отдавайте. Постарайтесь достичь момента, когда ребенок повторит за вами имя игрушки.

Неадекватная реакция ребенка: крики, топанье ногами и т. д. – означают «стоп игре». Игрушку в таком случае давать нельзя.

  • Хитрость №2: «Самое важное поручение» легкий способ научить малыша болтать с удовольствием.

Дети с самых ранних лет любят, когда на них возлагают ответственность. Поэтому старайтесь чаще просить ребенка принести что-то или узнать у папы, бабушки, дедушки какую-то важную информацию.

Обязательно объясните малышу, как вы возлагаете на него надежды и что он незаменим. Только он может справиться с такой непосильной задачей. Это станет стимулом для ребенка, ведь чтобы выполнить задание, нужно заговорить.

  • Хитрость №3: «Договори за меня».

Всеми любимый и известный способ, помогающий детям говорить без страха ошибиться. Вы произносите начальный слог и побуждаете своего малыша договорить за вас следующий. Благодаря коллективному творчеству, ребенок сможет «разговориться». Но таким способом не стоит злоупотреблять, чтобы не было как в анекдоте про месяца;

Одна мамочка решила научить говорить свою маленькую дочку. И начали они с месяцев.
— Давай с тобой расскажем месяца. Ян…
— Варь!
— Фев…
— Раль!
— Ма…
— Рт!
— А дальше сама, сможешь?
— рель, нь, ль, густ…

Собирая воедино мои советы, я могу точно сказать одно: если ребенок не говорит в 2 года, хотя вы стараетесь его научить – это еще не повод для паники. Разговаривайте, пойте, болтайте и главное – веселитесь, и все будет хорошо!

Читайте также:

  • Почему ребенок не слушается?
  • Как развить самостоятельность у ребенка?
  • Почему дети плохо спят?

Источник

Добрый день, дорогие родители. Вы обеспокоены тем, что ваш ребенок не говорит в 2 года? На сегодняшний день бытует мнение, что мальчики и девочки в два годика уже должны уметь говорить и должным образом изъясняться с окружающими.

То есть, если по каким-то причинам карапуз, переступив двухлетний возраст, все так же молчит или произносит некие нечленораздельные звуки, то значит у него явное отклонение от нормы.

Содержание статьи:

  • Все детки разные
  • Если ребенок не говорит в 2 года
  • Развитие речи двухлетнего ребенка
  • Как научить говорить ребенка в 2 года
  • Советы родителям
  • Но никакой стопроцентной гарантии быть не может!
  • Ребенок не говорит в 2 года видео

Все детки разные

Однако такое суждение, присущее сторонникам раннего развития, ничем не подкреплено, ведь давно известно, что каждый человек, а, значит, и ребенок, индивидуален со своими особенностями и, следовательно, этапы развития у детей проходят совершенно по-разному.

Наглядный пример можно увидеть, когда у вашего малыша только в год прорезались зубки, а у соседского чада вообще в шесть месяцев. По этому поводу вряд ли кто из родителей станет паниковать.

Действительно, что страшного, если у крохи зубки прорезались раньше или позже, чем у других малышей? Данный принцип касается и развития речи у маленьких человечков.

Потому что развитие ребенка, касающееся любого аспекта, точно так же происходит не по установленным рамкам, а по мере возможности самой малютки.

Тем не менее родители, как никто другой, влияют на воспитание и развитие своего сына или дочки. Именно они способствуют тому, как хорошо малыш будет усваивать навыки, получать знания, и, собственно, осваивать речь.

Если ребенок не говорит в 2 года

Для этого педагоги рекомендуют мамам и папам буквально с рождения крохи, разговаривать с ним, четко проговаривая слова. Также могут помочь различные карточки (карточки Домана), где нарисован определенный предмет, имеющий название.

Родителям следует показывать сыну или дочке картинку и проговаривать слово, которое написано под ней.

Но сторонники несколько классического воспитания рекомендуют родителям учить ребенка разговаривать в следующие моменты:

  • Когда становится видно, что малыш пытается что-то сказать и активно жестикулирует при этом;
  • Если малыш действительно понимает взрослых и то, о чем они говорят, но по каким-либо причинам отказывается повторять за ними;
  • Когда малыш лепечет сам с собой и умеет произносить звуки.

Многие родители задаются вопросом, почему ребенок не говорит в 2 года и категорически не повторяет за ними слова или же не выполняет простейшие просьбы «оденься» или «ложись»?

Связано это может быть, как и с нарушением здоровья чада, так и с его элементарным складом характера.

Во втором случае, ребенок, который все понимает, но не произносит слова, всего лишь «накапливает» все в себе и родителям остается только подождать, скорее всего, кроха заговорит внезапно.

Кстати, те детки, которые начинают говорить позже двух лет, очень часто перегоняют своих сверстников и болтают так, что остановиться не могут порой.

Развитие речи двухлетнего ребенка

Но ни в коем случае не стоит относиться легкомысленно к развитию речи у детей и полагаться только на свои силы и возможности. Обязательно следует провести медицинское обследование своего малыша на предмет возможных заболеваний.

Потому что, если нарушение слуха является причиной молчания сына или доченьки, то такую проблему необходимо начинать устранять как можно раньше.

Ведь чем раньше будет выявлена причина нарушения развития речи, тем раньше ее можно будет решить, а чадо станет продолжать развиваться, как и все детки его возраста.

Несмотря на то, что мамы и папы являются лучшими помощниками в освоении речи ребенка, к сожалению, нередка такая ситуация, где именно они выступают причиной неумения говорить у чада в два годика.

Происходит это из-за того, что родители предпочитают не выключать телевизор или же просто оставляют кроху перед ним, мол, пусть учится говорить, смотря в «ящик».

Но такое решение в корне неверно, поскольку малыш воспринимает лишь общий фоновый шум в телевизоре, но никак не отдельные слова. Тем более, если кроха привыкнет слушать любимую музыку посредством телевизора, то, очевидно, что слова разобрать в ней для крохи будет практически невозможно.

Поэтому, когда занимаетесь развитием речи у ребенка, то обязательно следует выключать любые фоновые приборы, чтобы ничто не могло отвлекать вас и вашего чада от освоения слов.

Как научить говорить ребенка в 2 года

Как бы то ни было, если вы решили развивать речь у малыша с пеленок, то необходимо поговорить о следующем.

На данный момент уже установлено, что развитая моторика пальцев у детишек напрямую влияет на развитие речи.

Поэтому следует заниматься развитием моторики пальчиков малыша с раннего возраста. Для этого на помощь придут бусинки, ленточки, завязки и обыкновенное отрывание бумаги по кусочкам. Помимо этого нужно массажировать каждый пальчик у крохи.

Также вам поможет игра-спектакль с кончиками пальцев, для которой вам предстоит полагаться на свою фантазию и креатив.

Когда вашему крохе два годика, и он не разговаривает, то противопоказано заставлять его произносить слова и пытаться усердно тренировать. Такой метод только вызовет негативную реакцию у крохи, и он будет упорно молчать еще долгое время.

Но если ваше чадо молчит по той простой причине, что вы ему во всем потакаете, даете ему предметы еще до того, как он старается озвучить свои желания, то такой человечек, скорее всего, тоже полноценно заговорит еще очень нескоро.

А зачем, если у него отсутствует мотивация к разговору и тем более к просьбам?

Читайте также:  Ребенка тошнит без температуры и поноса 2 года

Такой ребенок, мало того, что вырастет молчуном, так еще и капризным, привыкшим к постоянным выполнениям его требований со стороны родителей.

Как же помочь ребенку освоить речь и как правильно это сделать?

Советы родителям

Имеется несколько небольших советов, которые способствуют надлежащему развитию и освоению слов ребенком после двух лет и раньше:

  • Разговаривайте с малышом много и постоянно, проговаривая четко слова, без «сюсюкивания»;
  • На прогулке подробно описывайте малышу, что видно на пути: дерево, игровую площадку и так далее. Чадо должен не только пополнять свой словарный запас, но и иметь представление о различных окружающих предметах;
  • Проговаривайте вслух его просьбы «Хочешь кушать?» или «Дать игрушку?». Постепенно малыш научиться озвучивать свои желания;
  • Спрашивайте о любых мелочах своего малыша, даже самых незначительных, но обязательно ждите ответа, не подгоняя и не отвечая за малыша. По мере возможности усложняйте вопросы для более длительного рассказа ребенка;
  • Любое действие малыша должно сопровождаться вашими подробными комментариями, а также дополнительными расспросами;
  • Обязательно хвалите малыша после того, как он освоит новое слово;
  • Рекомендуется вести специальный дневник с успехами и достижениями малыша в освоении новых слов и фраз для выявления тенденции;
  • Учите малыша цокать языком и прочими движениями, тренирующими язык, например, даже обыкновенному надуванию мыльных пузырей.

Опять же, если ребенку уже два годика, и он не разговаривает, то для решения проблемы педагоги советуют отдать кроху в детский сад, где общение и нахождение рядом со сверстниками быстро приведет к увлечению лексикона а, значит, и к самому возникновению речи.

Но никакой стопроцентной гарантии быть не может!

Но никогда, ни при каких обстоятельствах, не рекомендуется сравнивать своего ребенка с другими и самостоятельно пытаться выявлять отклонение в развитии.

Как мы уже упомянули выше, почему ребенок не говорит в 2 года – все детишки развиваются не по установленным рамкам и правилам, а по мере их сил и необходимости, поэтому торопить их или насильно стараться обучить речи категорически нельзя иначе рискуете навредить маленькому человечку.

Разумеется, все детки должны в обязательном порядке проверяться у специалистов, поэтому если малыш не может произносить слова в два годика, то чтобы узнать «почему?», нужно провериться у невропатолога, который уже назначит лечение.

Но быть может, освоить речь крохе поможет работа с логопедами и дефектологами.

Подведя итог всему вышеперечисленному, почему ребенок не говорит в 2 года, можно сказать, что возникновение речи зависит:

  • от здоровья малыша;
  • его воспитания;
  • индивидуальных особенностей.

На этом попрощаемся с вами. Ваш малыш скоро заговорит!

Ребенок не говорит в 2 года видео

© Сосед-Домосед 2018. Все права защищены.

Источник

Каждый 14-й ребенок имеет выраженную задержку речевого развития (ЗРР). Проблемы с развитием речи уже становятся заметны с 2 лет.

В статье собран материал о причинах и признаках ЗРР у малышей двухлетнего возраста, нормы развития речи у детей и мнения врачей по этой проблеме.

Признаки задержки речевого развития у детей в таблице – когда стоит бить тревогу?

Показатели благополучного и неблагополучного развития речи у малышей

Признаки благополучного развития речиПризнаки неблагополучного развития речи
Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.Физическое развитие не соответствует возрасту, задержка развития.
Заболевания неврологического профиля отсутствуют.Присутствуют заболевания неврологического профиля.
В разговоре ребенок слушает себя и самостоятельно исправляет свои ошибки.В анамнезе есть тяжелые общие болезни.
Он свободно разговаривает с близкими, стеснительно себя ведет с незнакомцами.Игнорирует просьбы повторить только-что сказанное.
С интересом повторяет ваши речи.Не стремится повторять речь родителей.
Ребенок решает свои проблемы с помощью речи.Все свои проблемы решает самостоятельно без родительского вмешательства.
Показывает предметы, которые ему называют.Не чувствует дискомфорта и стеснения при разговоре с незнакомцами.
Знает и понимает разницу между «большой» и «маленький».Не стремится разговаривать понятливо для окружающих, ему безразлично понимают ли его или нет.
 Отстает от одногодок в речевом развитии.
 Не реагирует на замечания повторить сказанное, только лучше.

Когда ребенок должен начать говорить — нормы развития речи у малышей в таблице

Специального органа, который отвечает конкретно за речь у человека, нет. Формируют речь и слова такие анатомические аппараты как жевательный, дыхательный, глотательный. Но прежде чем слово или словоформа будет сформировано, в процесс задействуется кора головного мозга.

У детей процесс формирования речи имеет несколько этапов:

  1. Первый этап начинается от рождения и продолжается до достижения возраста 6-10 месяцев. Он включает в себя крик, лепет и гуление. Этими, так называемыми «сигналами», малыш оповещает родителей, что он голоден, ему холодно или жарко, некомфортно или он чувствует боль. Далее, прислушиваясь к разговорам окружающих, у него начинают формироваться простые слоги «ма», «па», «ба» и т.д.
  2. Второй этап начинается в 8-10 месяцев и продолжается до 2 лет. В этот период малыш начинает понимать элементарные фразы, которые говорят родители и может жестом отвечать на вопрос (наприм. «где мама?»). Интонацией он выражает радость, недовольство, страх. По достижению 1 года ребенок начинает называть слова звукоподражательным выражениями (напр. машина – би-би, кот – кис-кис, игрушка – ляля).
  3. С 2 лет начинается 3 период, когда малыш четко понимает речь взрослого, выполняет поручения, с легкостью указывает на называемые предметы. Ребенок уже может называть словосочетания из двух-четырех слов, произносит все звуки родного языка, его словарный запас в среднем состоит из 300 слов.

Таблица №1. Нормальное развитие речи у детей по возрасту

Форма речиВозраст
1.Крик с интонацией недовольства или радости.1-2 мес.
2.Ребенок гулит и пытается произнести простые слоги.2-3 мес.
3.Ребенок пытается повторять слова за вами и выговаривает их посредством одинаковых слогов.4-5 мес.
4.Начинает выговаривать первые слова, состоящие со слогов (ма-ма, ба-ба, па-па, ля-ля) или называет вещи звукоподражающими названиями (кот-киса, корова – му-му).8 мес. – 1 год 2 мес.
5.Ребенок начинает объединять по 2-4 слова и формирует логические словосочетания.1 год 6 мес. – 2 года 2 мес.
6.Начинает часто задавать вопросы «что это?».1 год 9 мес. – 2 года 6 мес.
7.Речь малыша начинает приобретать правильное грамматическое значение (использует числа, род слова).2 года 4 мес. – 3 года 6 мес.
8.Ребенок начинает активно говорить, рассказывает, что он делает, где и как, разговаривает со своими игрушками.2 года 6 мес. – 3 года 5 мес.

Почему ребенок не разговаривает в 2 года – все социальные, психологические и физиологически причины задержки речевого развития у детей в таблице

В норме, по достижению двухлетнего возраста, малыш должен активно общаться с родителями и близкими, называть вещи своими именами, рассказывать различные истории. Но случается так, что ребенок в 2 года еще не произносит никаких слов или же делает это очень плохо, но при этом у него нет задержки психологического развития. Причин этому может быть множество, их воссоединяют в три основные группы – социальные, психологические и физиологические.

Причины задержки или отсутствия речи у ребенка в 2 года

ФизиологическиеПсихологическиеСоциальные
Слабость мышц лица и рта.Испуг.Отсутствие внимания к ребенку со стороны родителей.
Проблемы со слухом, глухота, тугоухость.Постоянные родительские скандалы, ссоры.Постоянный доступ ребенка к компьютеру, телевизору, планшету.
Врожденные аномалии развития губ, неба, языка, лицевых мышц.Неблагоприятная обстановка в семье (неполная семья, отсутствие родителей, асоциальные родители).Повышенная опека над ребенком, когда ему нет необходимости что-либо понимать и над чем-то задумываться.
Патологии головного мозга и нервной системы. Высокие требования родителей к малышу, насильственные попытки научить его говорить.
Наследственные болезни.
Психические заболевания. Аутизм.

Общее недоразвитие речи – формы речевой патологии:

  1. Дизартрия.
  2. Афазия.
  3. Моторная алалия.
  4. Сенсорная алалия.

Дизартрия

Дизартрия проявляется в средней, тяжелой и стертой формах.

Характерные черты этой патологии:

  • У ребенка страдает вся произносительная система речи.
  • Ритм дыхания нарушен.
  • Голос приобретает гнусавый оттенок.
  • Все звуки произносятся смазано и нечетко, как бы «в нос».
Читайте также:  Ребенку 2 года температура 38 закладывает нос

При тяжелых формах дизартрии заметны нарушения тонуса лицевых мышц — они или слишком расслаблены, или чересчур напряжены.

Ребенок не может поднять вверх язык, высунуть его или достать до уголка рта. Язык постоянно дрожит, при попытках удержать его в одном положении – синеет, появляется чрезмерное слюноотделение.

У малыша страдает и крупная и мелкая моторика, он неловок, не умеет прыгать, стоять на одной ноге, не любит рисовать или вырезать, с трудом удерживает равновесие.

Причины развития дизартрии:

  1. Асфиксия или травма при родах.
  2. Влияние несовместимости с матерью по резус-фактору.
  3. Травмы и опухоли головного мозга.
  4. Наследственные патологии ЦНС.

Афазия

При нормальном слухе и развитых органах артикуляции у детей происходит распад уже начавшейся формироваться речи.

Характерная черта афазии – ребенок говорил и вдруг замолчал, появились нарушения в произношении звуков, потеря смысла высказываний. Это нарушение речевого развития ведет к задержке развития интеллекта.

Причины афазии – травмы, опухоли и воспалительные заболевания головного мозга.

Моторная алалия

Речевая патология, имеющая широкий диапазон нарушений: от полного отсутствия речи до незначительных проблем типа неправильного употребления окончаний слов или склонения по родам и числам.

Характерная черта тяжелой формы моторной алалии – ребенок понимает то, что ему говорят, но его собственная устная речь практически не развивается. Дети с такими проявлениями не в состоянии самостоятельно поставить губы, язык в нужное положение, они неуклюжи в выполнении простейших движений.

Мелкая моторика пальцев рук у таких детей почти не развита, страдают и память, и мышление.

Причины развития моторной алалии – повреждение клеток речевых зон головного мозга или запаздывающее их развитие вследствие родовой травмы, инфекций, воздействия токсинов на плод во время внутриутробного развития.

Сенсорная алалия

При этой патологии дети не понимают смысла обращенной к ним речи, или понимают слова по отдельности, но не могут вникнуть в смысл целой фразы или высказывания.

Иногда у ребенка с сенсорной алалией наблюдается логоррея (бессмысленное и бессвязное произнесение отдельных слов).

Может наблюдаться задержка интеллекта, негативные проявления со стороны нервной системы: раздражительность, негативизм, нарушения крупной и мелкой моторики.

Нужно отличать эти стойкие и тяжелые патологии речевого развития (ОНР) от темповой задержки развития речи (ЗРР), когда некоторое отставание в этом отношении от сверстников вызвано особенностями развития малыша, наследственными особенностями, нехваткой общения с родителями.

Это может сделать только специалист: психоневролог, логопед, психолог для детей с отклонениями в развитии.

Мнение специалиста

Доктор Комаровский:

Большинство детей начинает произносить звуки, имеющие какое-то значение, около года. Но есть совершенно нормальные дети, которые не торопятся заговорить. Похоже, что это зависит главным образом от темперамента и особенностей натуры ребенка. Дружелюбно настроенный, веселый ребенок стремится заговорить раньше. Спокойный ребенок, склонный к созерцательности, долго наблюдает за происходящим вокруг, прежде чем у него появляется желание высказать и свое мнение.
Атмосфера, в которой растет ребенок, и отношение к нему окружающих также играют важную роль. Если из-за нервного напряжения, вызванного чем-либо, мать все время молчит в обществе ребенка, то он, не чувствуя с ее стороны стремления к общению, тоже замыкается в себе. Взрослые иной раз впадают в другую крайность: постоянно разговаривают с ребенком и командуют им, лишая его всякой инициативы. Такой ребенок будет чувствовать себя неловко с людьми и замыкаться в себе. Он еще не дорос до того возраста, когда он может поспорить со взрослым либо просто уйти. Считается, что поздно начинают говорить те дети, которых обслуживает вся семья, не давая им самостоятельно и рукой шевельнуть, предупреждая каждое их желание. Если ребенок долго не начинает говорить, первое, что приходит в голову родителям, это не отстает ли их ребенок в умственном развитии. Действительно, некоторые умственно отсталые дети начинают говорить поздно. Но очень многие из них произносят первые слова в том же возрасте, что и нормальные дети. Факты доказывают, что огромное большинство детей, которые почти не разговаривают до 3 лет, отличаются нормальным умственным развитием или даже оказываются необычайно смышлеными.
Я думаю, нетрудно догадаться, что делать, если ребенок долго не начинает говорить. Не сердитесь на него за это и не торопитесь делать вывод, что он глуп. Будьте нежны с ним и постарайтесь не слишком сдерживать его инициативу. Дайте ему возможность бывать среди других детей, где он будет чувствовать себя естественнее. Разговаривайте с ним дружелюбным тоном, употребляя простые слова. Поощряйте его называть вещи, когда они ему нужны. Но не требуйте от него, чтобы он заговорил, и не выражайте свое недовольство.

Из книги «Родителям о речи ребенка» Н.В. Нищева:

Причины задержки речевого развития разнообразны: проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи. Среди возможных причин следует также отметить соматическую ослабленность, болезненность ребенка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций; и социальные факторы, а именно отсутствие адекватных условий для развития речи малыша. В условиях гиперопеки речевая функция часто остается невостребованной, так как окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания. Возможна первичная задержка речевого развития в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями, и малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты. Крайне вредно пребывание ребенка в избыточно информированной речевой среде, когда он слышит речь взрослых, общающихся между собой, а также радио, телевидение, и привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В этом случае ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Как правило, в неблагополучных семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается.

Н. С. Ильина, логопед-дефектолог:

В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формирования речи:

а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;
б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы ребенка.

К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором — незачем, все и так будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера. Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

Если же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.

При задержке речевого развития наиболее эффективной оказывается ранняя коррекция, т.е. в возрасте до трех лет. Однако это не значит, что при выявлении речевого недоразвития в 6 или 7 лет нужно опустить руки. В любом случае специальные занятия окажут положительное влияние на речь и личность ребенка, если будут носить систематический характер. Успешность развития ребенка во многом зависит от активной позиции родителей, которые под руководством специалистов могут организовать правильное общение с ребенком.

Поделитесь с друзьями:

Источник