Причины отставания развития речи у ребенка
С момента рождения и на протяжении первых трех лет жизни развитие речи у детей проходит стремительными темпами.
Развитие речи у ребенка – это процесс индивидуальный, но существуют определенные возрастные нормы, отклонение от которых является поводом для беспокойства у родителей и может свидетельствовать о наличии такого нарушения, как задержка речевого развития (ЗРР).
Речь трехлетнего ребенка должна быть разборчивой, то есть понятной не только родителям и близким родственникам, но и посторонним людям, которые слышат его впервые.
Причины задержки речевого развития у детей
Нарушение речевого развития у детей часто связана с патологиями, возникшими во время беременности или родов.
Наиболее пагубное воздействие на формирование речевых зон плода оказывают:
- травмы матери во время беременности;
- вредные привычки матери – курение и употребление алкоголя;
- внутриутробная гипоксия;
- состояние стресса у матери;
- наличие у матери инфекционных заболеваний;
- прием матерью некоторых видов лекарств.
Но наиболее опасным осложнением во время родов является асфиксия – нарушение дыхания у ребенка, которое приводит к недостаточному поступлению кислорода к клеткам головного мозга.
Также большое значение в формировании задержки речевого развития имеют:
- Наследственность — если у одного или обеих родителей в раннем возрасте были нарушения, связанные с развитием речи, не исключено, что у ребенка будут те же проблемы.
- Обстановка в семье — для каждого ребенка очень важно общение с близкими людьми, особенно с матерью, часто и в благополучных семьях родители уделяют недостаточно времени общению со своим чадом, из-за чего даже у здорового ребенка может возникнуть темповая задержка речевого развития, то есть отсутствие у ребенка потребности в общении или гиперопека.
- Заболевания с поражением зон речи в головном мозге или среднем и внутреннем ухе — менингит, воспаление среднего и внутреннего уха, менингоэнцефалит.
Поэтому родителям нужно знать симптомы, которые свидетельствуют о нарушении слуха:
- 1 месяц – не вздрагивает и не моргает в ответ на громкий звук;
- 2 месяца – не прислушивается к звучащей игрушке (1,5 м);
- 3 месяца – не поворачивает голову, ища раздражитель;
- 4 месяца – нет реакции на музыкальные игрушки;
- 5 месяцев – не прекращает плач, слыша материнский голос, ее пение;
- 6 месяцев – нет реакции на шуршание бумаги за пределами зрения;
- 7 месяцев – нет улыбки, когда с ним разговаривают;
- 8 месяцев – нет лепета, нет интереса к музыке;
- 9 месяцев – не откликается на свое имя:
- 10-11 месяц – лепет монотонный или его нет совсем;
- 12 месяцев – не произносит простые слова, не имитирует звуки.
Этапы речевого развития
В норме речевое развитие детей проходит несколько возрастных этапов:
- Доречевой, от рождения до года, когда малыш осваивает гуление, лепет, наращивает пассивный словарь (понимание слов).
- Этап первичного освоения языка, длящийся от года до 2 лет, когда ребенок первые 20-50 слов и в его речи появляется фраза.
- Этап освоения грамматики родного языка (2-7 лет), когда ребенок осваивает сложную систему формирования предложений, изменения слов по родам, падежам и числам.
Признаки задержки речевого развития
Основные симптомы, на которые надо обратить внимание в возрасте 3-5 лет:
- Нарушено произношение, не сформированы несколько групп звуков: сонорные (Р, Л), свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Щ, Ж, Ч), мягкие и твердые, глухие и звонкие.
- Недоразвит фонематический слух – ребенок не различает и неправильно произносит близкие по артикуляции звуки (С и Ш, З и Ж, Ч и Щ и другие).
- Искажена слоговая структура сложных слов, слоги переставляются, пропускаются, заменяются другими.
- Словарный запас беден, в нем отсутствуют сложные слова.
- Слова в предложениях не согласованы по родам, падежам и числам («высокий елка», «ухаживал собака», «дотронулся нос»).
- Фраза при задержке речевого развития простая, дети старшего дошкольного возраста с такой патологией не могут построить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, в них перепутан порядок слов, пропускаются или неправильно употребляются предлоги.
Задержка развития речи у ребенка характеризуется сочетанием всех этих проблем одновременно.
Диагностика и коррекция
При нарушенном понимании речи, неполной подвижности губ, языка, низком уровне мелкой моторики, при подозрении на нарушение слуха проводят сначала проверку остроты слуха.
Далее определяют:
- Обследование понимания речи.
- Обследование мелкой и крупной моторики.
- Обследование органов артикуляции — осмотр губ, языка, зубов, прикуса, неба, челюстей для выявления аномалий.
- Исследование словарного запаса.
- Обследование грамматического строя речи.
- Обследование фразовой речи.
- Обследование слоговой структуры слова.
Родители ребенка, у которого наблюдается задержка в речевом развитии, должны понять, что для решения проблемы необходимо уделять ему больше времени – читать вслух, окружить малыша вниманием и заботой.
Обстановка в семье является важнейшим фактором, который часто недооценивается, и родители продолжают плыть по течению, ожидая, что вот-вот ребенок сам заговорит.
Кроме того, необходимо:
- работа с дефектологом для детей с задержкой речевого развития (логопедом);
- арт-терапия (занятия танцами, музыкой, рисованием, лепкой), ритмика, гимнастика, дельфинотерапия, иппотерапия;
- взаимодействие с домашними животными.
Задержка речевого развития исчезает самостоятельно у относительно малого количества детей, поэтому при появлении первых признаков родителям не стоит ждать и откладывать проблему, ожидая что она решится без их участия. Если не принимать мер по коррекции нарушения речевого развития, у ребенка могут появиться более серьезные отклонения.
Источник
Задержка речевого развития диагностируется в среднем у 40% детей в возрасте от 4 до 6 лет. Надо ли родителям бить тревогу, если ребенок не способен с пелёнок вести полноценный диалог?
Содержание статьи:
- Речевая среда;
- Внутренние факторы;
- Ранняя диагностика;
- Полезные упражнения;
- Развитие головного мозга;
- Развитие фонематического слуха;
- Структура слова и моторика;
- Словарный запас;
- Связная речь;
- Развитие артикуляции.
Речевая среда
Логопедические занятия, игры — всего лишь часть коррекционного процесса. Куда важнее постоянно общаться с малышом, озвучивать свои действия и при этом следить за правильностью речи. Не будет адекватной речевой среды — не будет и результата.
Сразу обозначим: речь не является врожденной способностью человека. У новорожденного её нет, зато есть потребность в заботе взрослых и, как следствие, потребность в общении. Речь — это лишь способ её удовлетворить. Уже с двух месяцев малыш начинает упражняться в произнесении гласных, привлекая к себе внимание взрослых, сообщая о своих ощущениях и эмоциях. Если родители игнорируют эти призывы, речевая активность снижается, развитие замедляется. Навыки речи формируются, но в более поздние сроки, что негативно сказывается на общем психологическом развитии малыша. Он не может полноценно общаться, познавать мир, учиться, его отвергают другие дети. Хуже всего, что из-за отставания в речи замедляется и умственное развитие, иногда этот процесс необратим.
Диагноз «задержка речевого развития» обычно ставится детям в возрасте трёх лет в случае, если отсутствует фразовая речь, однако распознать отставание можно и в первые два года жизни.
Ребёнок может молчать по многим причинам. Бывает, что у него просто-напросто нет необходимости говорить. Так случается, если родители исполняют желания малыша ещё до того, как он их озвучит, или задают ему вопросы и сами на них отвечают. Но чаще всего дело в неблагоприятном домашнем климате: взрослые редко разговаривают с маленьким человеком (ведь он «всё равно ничего не понимает»), не озвучивают свои действия. Или говорят, но у них самих скудный словарный запас, а в речи преобладают короткие фразы, много грамматических и речевых ошибок.
Внутренние факторы
Существуют и внутренние факторы. Ключевой — замедленный темп созревания нервных клеток в речевых зонах головного мозга, обусловленный патологией беременности, родов, заболеваниями малыша на первом году жизни. Повлиять на формирование речи могут и черепно-мозговые травмы или оставленные без внимания частые падения. Нередко причина кроется в сниженном слухе, о чём родители узнают, только занявшись проблемами с речью.
В ряде случаев малыш не говорит в силу действия генетического фактора (в таких семьях отставание наблюдается практически во всех поколениях) или же общей задержки развития.
Процесс развития речи начинается с первых дней жизни и продолжается несколько лет:
- В 1,5 месяца ребенок начинает прислушиваться к голосам и радоваться, когда слышит знакомые, постепенно осваивает гласные. Приблизительно в полгода уже вовсю лепечет. Параллельно малыш накапливает пассивный словарный запас, в возрасте до года он способен понимать от 50 до 100 слов.
- В год-полтора малыш учится понимать речь окружающих, говорит первые слова. Он начинает осознавать, что комбинации звуков обозначают определённые предметы и что с помощью слова можно достичь своей цели.
- В период с двух до шести лет речь становится всё более совершенной и похожей на речь взрослых.
- В два-три года она приобретает связный характер, появляются простые фразы, которые постепенно усложняются. Поначалу ребёнок допускает грамматические ошибки, искажает звуки, но со временем ситуация выравнивается.
- В норме к пяти годам человек пользуется всеми формами предложений, его речь полностью понятна всем взрослым, а не только близкому окружению.
- К шести он уже может самостоятельно пересказывать тексты и описывать события. Словарный запас составляет не менее 2000 слов.
Задержка речевого развития
Ранняя диагностика
Чем раньше будет диагностирована задержка речевого развития, тем эффективнее будет лечение. Существуют признаки, позволяющие заподозрить неладное на начальных этапах. О посещении специалиста следует задуматься, если ребёнок:
- Старше 3 месяцев. Не оживляется, услышав речь взрослого, не проявляет эмоциональную реакцию на голос;
- Старше 8 месяцев. Не лепечет;
- Старше 1,5 года. Не произносит простых слов вроде «мама» или «дай», не может показать предметы на картинке в ответ на вопрос родителей;
- Старше 2 лет. Обладает словарным запасом всего в несколько слов и не пополняет его, а также не способен выполнять инструкции взрослых («Подними куклу и дай ее мне»);
- Старше 2,5 лет. Не составляет фразы из двух слов;
- Старше 3 лет. Говорит так, что понять его могут только самые близкие люди.
Как только появились сомнения, развивается ли речь правильно, нужно обратиться к врачу. Лучше убедиться, что причин для беспокойства нет, чем опоздать с помощью.
Провести первичное обследование могут детский невролог, психиатр или логопед, но, как правило, одной консультации недостаточно — придётся посетить всех трёх специалистов. Перед тем как поставить диагноз и назначить лечение, они должны выяснить причину задержки. Будьте готовы к обстоятельной беседе о том, как протекала беременность и роды, как развивался малыш в первые месяцы.
Только после разговора с родителями начнётся диагностика: с ребенком проведут несколько тестов, чтобы установить соответствие речевого развития возрастным нормативам. Сначала проверят навыки понимания малыша, а уж затем — говорения. Это и звукопроизношение, и объём словарного запаса, и умение грамматически оформлять речь. Список разнится в зависимости от возраста ребенка. Так, у детей старшего дошкольного возраста будут оценивать еще и содержательность и связность речи, способность вести диалог, пересказывать услышанное.
Если основная причина задержки неврологическая и виной всему мозговые дисфункции, упор будет сделан на медикаментозное лечение и процедуры. Малышу назначат лекарственные препараты для улучшения работы.
Задержка речевого развития: Полезные упражнения
Даже если ваш ребёнок еще слишком мал, чтобы произнести своё первое слово, имеет смысл выполнить с ним несколько простых игровых заданий.
Развитие головного мозга
На консультации со специалистами вам порекомендуют пройти курс транскраниальной микрополяризации, чтобы активизировать деятельность речевых мозговых зон. Если же дело в недостатке общения со взрослыми, родителям придётся в первую очередь поработать над собой и пересмотреть свои подходы к воспитанию малыша. И в том и в другом случае ребенок должен посещать занятия с логопедом. Специалист поможет развить не только речь, но и внимание, память, мышление, воображение. Без этого задержка речевого развития так и может остаться, ведь преодолеть в подобных условиях будет крайне сложно. В ход идут артикуляционные гимнастики и всевозможные упражнения на развитие мелкой моторики. В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и мелкой моторики, находятся близко друг к другу и функционально взаимосвязаны. Стимуляция одного приводит к активизации другого.
Заниматься с ребенком должны не только специалисты, но и родители. Даже если речь малыша развивается нормативно, нелишним будет регулярно делать с ним упражнения на развитие мелкой моторики, артикуляционную гимнастику. Подсмотрите у логопеда приёмы и регулярно тренируйтесь с малышом дома для закрепления результата. Занятия не должны быть продолжительными, чтобы малыш не переутомлялся.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух отвечает за восприятие звука человеческой речи. Если он не развит, дети нередко путают звуки, например «т» и «д», искажённо их произносят. В конечном результате писать и читать они будут тоже с ошибками.
В ходе игры малыш должен назвать как можно больше слов, которые начинаются на тот или иной звук, заканчиваются на него.
Структура слова и моторика
«Отхлопывание». Бывает, что малыш охотно говорит, оперирует целыми фразами, но при этом пропускает или переставляет слоги в словах. Вместо «остановка» у него получается «основка» или даже «оснотавка».
Для развития мелкой моторики играйте с ним в кубики, конструктор, собирайте мозаику и лепите из пластилина. Пусть малыш перед прогулкой самостоятельно застегивает пуговицы и завязывает шнурки.
Вспомните старые добрые пальчиковые игры («Сорока-белобока», «Ладушки») — они стимулируют разные точки и нервные окончания на ручках. Эффективен пальчиковый массаж, его можно делать с самого рождения. Не забывайте про считалочки и подвижные игры, в которых водящий или участники должны произносить стихотворный текст. Это развивает у детей умение ориентироваться в пространстве, изменять темп движений, ритмично двигаться, работать с интонацией голоса и правильно ставить ударения. Правила любой игры, задания, инструкции формулируйте как можно чётче, повторяя по несколько раз. Суть упражнения в том, чтобы проговаривать слова по слогам, при этом хлопая в ладони на каждом слоге. Сначала отхлопываются простые слова, состоящие из двух слогов, затем из трех и более.
Словарный запас
«Назови как можно больше слов, обозначающих…».
Направлено на пополнение активного словаря ребенка и расширение его кругозора.
Малышу дается задание подобрать слова, обозначающие мебель, овощи, деревья, цветы, игрушки, профессии. Есть и другой вариант упражнения: мама перечисляет три предмета, а ребенок отвечает, как их можно назвать одним словом.
Связная речь
«Кто что делает?».
Развивает способности к рассказу и связную речь. Задача малыша — соотнести предмет и его действие.
«Я назову слово, а ты расскажешь, что этот предмет может делать. Снег — падает, а гром -…».
«Игра в описания».
Формирует речевые навыки и наблюдательность.
Сначала мама берёт в руки предмет и описывает: «Яблоко — зелёное, хрустящее, вкусное». Затем передает малышу, и он описывает предмет своими словами.
Видео «Школа Доктора Комаровского: Почему ребенок не говорит?»:
Развитие артикуляции
С детьми, у которых нарушено звукопроизношение, необходимо делать артикуляционную гимнастику. Выполнять упражнения нужно не менее трех раз в день по 10 раз каждое.
«Улыбка-трубочка». Малыш попеременно улыбается и вытягивает губы в трубочку. Следите за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.
«Лопата-иголочка». Исходное положение: губы в улыбке, зубы разомкнуты, резцы обнажены. Ребёнок должен положить расслабленный (как «лопата») плоский язык на нижнюю губу. Затем, не закрывая рта, как можно дальше высунуть язык, напрячь его и вытянуть в «иголочку». Лучше, если мама покажет ему пример.
«Часики». Начальное положение -как в предыдущем упражнении. Малыш высовывает язык и попеременно дотрагивается то до правого, то до левого уголка рта (имитируя маятник). Важно, чтобы челюсть не двигалась. Для наглядности можно предварительно показать картинку, на которой изображены часы с маятником.
«Открытое окно». Сначала ребёнок держит губы сомкнутыми, затем открывает рот таким образом, как будто собирается произнести очень чёткий гласный звук «о».
Желаю вам, чтобы задержка речевого развития у малыша (если таковая имеет место быть) осталась в прошлом. Будьте здоровы и счастливы!
Хотите что-то сказать? Пишите в комментарии в конце заметки. А еще буду признателен за ваш лайк и подписку. Давайте дружить! 🙂
Источник
Для многих родителей задержки в развитии ребенка стали насущной проблемой. Но ступор и отчаяние, являющиеся первой и естественной реакцией на получение такого диагноза, сменяются твердым намерением что-либо изменить в лучшую сторону и помочь своему ребенку догнать сверстников. С этого момента начинается долгий, иногда сложный путь, но стабильное улучшение результатов и достижения маленького человечка становятся лучшей наградой за все приложенные усилия и старания.
Что такое задержка развития и виды
Задержкой в развитии называют нарушение нормальной скорости
развития того или иного физического или психического аспекта у детей разного
возраста. Выделяют следующие виды задержек в развитии ребенка:
- ЗРР – задержка речевого развития;
- ЗПРР – психоречевого;
- ЗПР – психического;
- ЗМР – моторного;
- ЗПМР – психомоторного.
В большинстве случаев задержки развития поддаются коррекции.
Но эффективность принятых мер во многом зависит не только от качества
выполнения врачебных рекомендаций, но и от того, насколько рано родители
обратились за помощью.
Задержка речевого развития (ЗРР)
Речь присуща только людям и является основой общего
развития. Именно она признана ведущим показателем того, как ребенок
воспринимает окружающий его мир, и отражает готовность с ним взаимодействовать.
Поэтому возникновение ее нарушений, является поводом для немедленного принятия
мер. Но при этом нельзя забывать, что каждый ребенок развивается в своем
собственном ритме и не стоит искать проблем там, где их нет.
Критерием оценки степени речевого развития можно считать общепринятые нормы, разработанные для каждого возраста, т. е. тот минимум, присутствие которого является показателем нормального развития. Если же родители замечают, что речь крохи не дотягивает по многим параметрам до нормы, им следует обязательно записаться на консультацию к специалисту. Но крайне редко задержка развития речи присутствует обособленно. Обычно это сопровождается отставанием в психическом развитии, т. е. у ребенка диагностируется психоречевая задержка развития (ЗПРР).
В большинстве случаев обнаружение задержки развития речи у детей обнаруживается до 4-х лет.
ЗРР может возникать в результате:
- поражения центральной нервной системы:
- афазии – нарушение уже сформировавшейся речи,
что наблюдается при повреждении головного мозга (может страдать не только
функция говорения, но и понимания речи другого человека);
- алалии – полное отсутствие или грубое
недоразвитие речи;
- дизартрии – неправильное произношение или
сложности при выговаривании некоторых звуков и букв.
- афазии – нарушение уже сформировавшейся речи,
- Развития функциональных нарушений в ее работе:
- заикание – частое повторение звуков, их
удлинение, постоянные остановки в речи;
- мутизм – отсутствие реакции на вопросы,
обращенные к ребенку, хотя способность говорить и понимать окружающих
сохраняется;
- судромутизм – функциональная, т. е. обратимая
утрата речи.
- заикание – частое повторение звуков, их
- Наличия дефектов артикуляционного аппарата:
- ринолалия – искажение многих звуков, что
обусловлено нарушениями небно-глоточного смыкания;
- механические дисплазии – изменения строения
органов, принимающих участие в произношении звуков.
- ринолалия – искажение многих звуков, что
Очень часто не удается до конца выяснить, действие какого
фактора стало причиной задержки речевого развития. Тем не менее сегодня
считается, что ЗРР может быть вызвана:
- родовыми травмами разного рода;
- патологиями беременности;
- заболеваниями головного мозга, включая аномалии
развития, ишемические явления, лейкодистрофию, опухоли; - нарушениями слуха;
- травмами головы;
- нарушениями развития мышц лица и ротовой
полости.
Не последняя роль в возникновении ЗРР отводится наследственности и психическим отклонениям. Иногда причины появления проблем с речью кроются в психологическом давлении на ребенка и грубых ошибок в воспитании. Но в любом случае с проблемой следует бороться и принимать меры для наиболее быстрого его решения. В противном случае задержка речевого развития может стать причиной возникновения проблем в общении ребенка со сверстниками, не говоря уже о низкой успеваемости в школе и проблемах с дальнейшим трудоустройством.
Когда нужно обратиться к врачу
В качестве повода для обращения к специалисту стоит
расценивать следующие признаки:
- отсутствие эмоциональной реакции на происходящее вокруг на 4-м месяце жизни, в частности ребенок не улыбается родителям, не оживляется при их появлении и т. д.;
- не агукает и не пытается выдавать повторяющиеся звуки по типу «ба-ба-ба» в 8—9 месяцев и в целом создает впечатление тихони;
- возникновение сложностей с жеванием в 18 месяцев, что может проявляться тем, что ребенок давится при попытке съесть кусок яблока;
- ребенок не говорит простых слов в 1,5 года или не пытается выучить новые в 2 года, если сумел освоить несколько простых;
- активный словарный запас ребенка в 2,5 года составляет менее 20 слов, он не может назвать части тела или привычные предметы, не составляет словосочетания из 2-х и более слов;
- в 3 года говорит абсолютно неразборчиво даже для родителей, не может построить предложение из нескольких слов, не понимает простых рассказов, объяснений родителей или говорит очень медленно, растягивая окончания слов, или же наоборот говорит слишком быстро, глотая окончания, иногда дети с ЗРР не могут самостоятельно построить предложения, а изъясняются фразами из мультиков, услышанными от взрослых.
При психоречевой задержке развития дети обычно имеют
инфальтильный вид и слабо развитые мышцы. Они мало эмоциональны, имеют
нарушения памяти и мышления, отличаются слабым воображением и склонны выполнять
однообразные действия. Поскольку все психические процессы протекают медленно, в
связи с чем детям с ЗПРР сложно переключаться с одной мысли на другую.
Нередко ЗПРР сочетается с ДЦП.
Диагностика ЗРР
Чтобы эффективно воздействовать на проблему нужно определить
ее причину и степень выраженности. В этих целях проводится комплекс
исследований, включающий:
- оценку уровня речевого развития и степень
отклонения от нормы; - осмотр отоларинголога и проверку слуха у
сурдолога; - тесты, направленные на оценку степени понимания
речи; - психологические тесты и анализ характера
взаимодействия взрослых с ребенком; - КТ;
- МРТ;
- ЭЭГ;
- электромиографию;
- УЗИ с допплером головного мозга и пр.
Тем не менее часто точно установить причину возникновения
ЗРР не удается. В таких ситуациях характер терапии строят на основании только
характера имеющихся отклонений от нормы и проводят комплексное лечение,
направленное на улучшение работы нервной системы.
Лечение ЗРР
Чем раньше будет обнаружена задержка речевого развития, тем
легче и продуктивнее будет протекать коррекция и у ребенка будет больше шансов
на полное восстановление. Во всех случаях терапия носит комплексный характер,
но она всегда разрабатывается индивидуально в соответствии с характером
обнаруженных проблем.
Компонентами лечения задержки речевого развития могут быть:
- Медикаментозная терапия – конкретные препараты и их дозировки подбираются на основании диагноза и возраста ребенка неврологом и иногда психиатром. Основной задачей медикаментозного лечения в большинстве случаев является стимуляция и обеспечение нормального питания клеток головного мозга. Поэтому обычно назначаются комплексные витаминные препараты, аминокислоты и другие.
- Физиотерапия – основными видами физического воздействия, показанного при ЗРР, являются магнитотерапия и рефлексотерапия. С их помощью удается активизировать работу соответствующих отделов головного мозга и повысить качество речи. В частности сеансы магнитотерапии способствуют образованию новых функциональных связей.
- Работа с дефектологом и логопедом – занятия всегда проводятся в индивидуальном порядке и направлены на устранение недостатков речи. Они организуются в игровой форме, что позволяет ребенку воспринимать их не как элемент лечения, а в качестве приятного времяпрепровождения. В рамках работы с логопедом проводится специальный массаж, характер которого зависит от того, произношение каких звуков страдает.
Детям с задержками развития показана иппотерапия, дельфинотерапия и другие подобные виды работы с животными.
Весьма эффективным способом преодоления проблемы ЗРР
является мануальная терапия с элементами остеопатии.
Задержка психомоторного развития (ЗПМР)
Задержка психомоторного развития диагностируется у многих
детей раннего возраста, причиной чего могут выступать незначительные
органические изменения в состоянии головного мозга или нарушения
функционирования его работы. Подобные изменения могут быть врожденными, стать
следствием получения родовой травмы или приобрестись ребенком в течение жизни. В
последнем случае ЗПМР может выступать результатом наследственной
предрасположенности, вследствие чего проявления задержки психомоторного
развития могут возникнуть на фоне перенесения инфекционного заболевания,
отравления, метаболических нарушений и действиях социальных факторов. Поэтому
толчком для развития ЗПМР способны стать невнимательность к ребенку, отсутствие
любви к нему, педагогическая запущенность, плохие условия жизни и т. д.
Таким образом, различают неспецифическую и специфическую задержку психомоторного развития. При неспецифической или доброкачественной задержке отсутствуют патологии головного мозга, благодаря чему она легко поддается коррекции и при создании адекватной внешней среды и особых условий полностью проходит, а ребенок догоняет сверстников по всем параметрам.
При специфической ЗПМР наблюдаются повреждения тех или иных
мозговых структур, что и приводит к отставанию в развитии двигательных,
психических, речевых функций. Это сопровождается возникновением характерных симптомокомплексов
и требует назначения соответствующего ситуации лечения, без которого ЗПМР не
может полностью компенсироваться. Изначально обычно можно заметить отставание
только по одному из параметров, но со временем специфическая задержка
психомоторного развития приводит к равномерному нарушению всех функций.
ЗПМР может протекать с разной степенью тяжести, на основании
чего различают:
- ЗПМР 1-й степени – отставание психомоторного
развития не больше чем на 1 возрастной интервал, причем с наблюдающейся
тенденцией к сокращению его выраженности по мере взросления ребенка. При такой
форме задержка развития быстро компенсируется, и ребенок догоняет одногодок по
характеру развитости психических, двигательных и речевых функций, но только при
условии проведения грамотного лечения. - ЗПМР 2-й степени – отставание более чем на 1
возрастной период на фоне отсутствия склонности к постепенной компенсации и
сокращению выраженности запаздывания психомоторного развития или даже тенденции
к увеличению дефицита. При такой форме очень важно правильно подобрать лечение,
но и это не гарантирует полной компенсации психомоторных функций, а лишь может
дать возможность избежать увеличения временного дефицита по мере взросления
ребенка. - ЗПМР 3-й степени – отставание психомоторного
развития ребенка больше чем на 1 или даже 2 возрастных периода. Это наиболее
тяжелая форма ЗПМР, сопровождающаяся неуклонным увеличением отставания в
психомоторном развитии ребенка от одногодок. При этом двигательные, речевые,
психические функции могут даже не отличаться тенденцией к развитию.
Признаки
Задержка психомоторного развития может начать проявляться в
любой период жизни ребенка, что и определяет характер возникающих симптомов.
Так, в период новорожденности на наличие отклонений от нормы может указывать:
- апатичность ребенка, отсутствие реакции на появление
чувства голода или насыщения, усталость и т. д.; - слабо выраженные безусловные рефлексы, склонные
быстро угасать при многократном раздражающем воздействии; - отсутствие попыток поднимать голову при
переворачивании на живот.
При этом у новорожденных с признаками ЗПМР наблюдается
нормальная двигательная активность, а мышцы пребывают в гипертонусе. В
следующем возрастном периоде, т. е. с 1 до 3 месяцев при задержке
психомоторного развития могут наблюдаться короткие периоды бодрствования и
слабость или полное отсутствие эмоциональных реакций. Что же касается периода с
3 до 6 месяцев, то в этом время заставить родителей бить тревогу должно
запаздывание становления рефлексов, в частности то, что ребенок не пытается
перевернуться со спины на живот и приподниматься на руках.
Более выраженными признаки ЗПМР становятся в 6—9 месяцев. В
таком случае на наличие отклонений может указывать:
- низкий уровень выраженной активности во время
общения и присутствие малого количества игровых реакций, жестов; - слабая эмоциональная окраска издаваемых звуков,
лепета; - отсутствие способности брать предметы 2-мя
пальцами; - отсутствие попыток встать, ребенок не может
самостоятельно сесть и плохо ползает.
К году у младенца уже должен быть огромный комплекс достижений, одним из которых является ходьба и активное лепетание. Но при ЗПМР 9–12-месячные груднички не используют лепетных слов и не окрашивают их эмоционально. Такие дети могут стоять с поддержкой, но пойти еще не в состоянии из-за недоразвитости двигательных функций.
Но, к сожалению, ЗПМР крайне редко диагностируется на первом
году жизни. Обычно признаки отклонений от нормы заставляют родителей
насторожиться значительно позже. В таких ситуациях они обращают внимание на:
- эмоциональную незрелость – настроение ребенка
часто меняется, он суетлив, неуверенный в себе, стеснительный, плохо
контролирует свою реакцию на различные виды деятельности и сложно адаптируется
в коллективе сверстников, например, в детском саду; - расстройство внимания – ребенку трудно
концентрироваться на чем-либо, в результате чего он постоянно отвлекается от
своего занятия, склонен бросать дело на полпути (иногда проявляется
возникновением синдрома дефицита внимания и гиперактивности); - нарушение восприятия окружающего мира – ребенку
сложно сформировать целостное представление о чем-от, в результате чего ему не
удается узнать знакомый предмет только по его части и воспринимать
схематические рисунки; - нарушения памяти – дети с ЗПМР могут плохо
запоминать новую информацию, путаться в ней, быстро забывать; - нарушения речи – в основном проявляются
снижением скорости ее развития, хотя могу?