Причины нарушения в соматическом развитии ребенка

Причины нарушения в соматическом развитии ребенка thumbnail

Нарушения в соматическом развитии ребенка, их систематика и статистика

Понятие соматического нарушения относится к болезням и явлениям, связанным с телом ребенка (человека).

Замечание 1

Соматический (от греч.) – телесный.
Соматические нарушения – это различного рода телесные заболевания.

Развитие является основной чертой живой материи, так как именно благодаря ему, осуществляются процессы по увеличению числа и массы клеток, их дифференциация, строение и функция. Процесс развития запрограммирован в клетках ДНК.

Определение 1

Соматическое развитие ребенка – это индивидуальное развитие, которое начинается с момента попадания сперматозоида в яйцеклетку и продолжается на протяжении всей жизнедеятельности.

Таким образом, нарушение соматического развития может быть начато еще до момента рождения, то есть внутриутробно, в силу различных негативных факторов и причин, отрицательно влияющих на организм беременной женщины.

В настоящее время врожденные пороки занимают первое место среди причин нарушений соматического развития ребенка.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Врожденные пороки разнообразны. Принято выделять следующие нарушения соматического развития ребенка, причинами которых являются врожденные пороки:

  1. Нарушения, связанные с внутриутробной мутацией клеток плода.
  2. Нарушения, вызванные первичными пороками развития органов и их функций (например, спинномозговая грыжа)
  3. Нарушения, вызванные вторичными пороками (косолапость).

Таким образом, врожденные пороки оказывают отрицательное влияние на соматическое развитие ребенка. Они могут быть причиной различных аномалий развития отдельных органов и их функций.

Помимо врожденных пороков, соматические нарушения в развитии ребенка могут быть вызваны внешними факторами, такими как травмы (ожоги, ранения и т.п.) и разнообразные заболевания (инфекционные, инвазионные и т.п.).

Признаки и симптомы соматического нарушения зависят от того, что послужило причиной его возникновения, а также от индивидуальных особенностей и свойств организма ребенка.

Соматические нарушения, проявляющиеся в поражении внутренних органов и систем, довольно часто становятся причинами психических расстройств.

Основными условиями соматически обусловленных психозов являются:

  1. Выраженная клиническая картина соматического нарушения
  2. Наличие заметной связи между соматическим и психическим развитием
  3. Раздельное (параллельное) течение соматических и психических нарушений
  4. Возможное появление и проявление органической симптоматики

Таким образом, необходимо понимать, что организм ребенка является целостным и единым. Понимание функционирования его отдельных частей следует рассматривать в совокупности всей системы.

Понятие и виды нарушений в психическом развитии ребенка

Замечание 2

Нарушение психического развития ребенка – это психическое состояние, обусловленное замедлением темпа формирования личности и ее психических функций, а также различными нарушениями умственных и познавательных способностей.

Чаще всего нарушения психического развития проявляются в младенческом и детском возрасте.

Причинами нарушений психического развития могут быть различные травмы и патологии.

Основные причины нарушения психического развития ребенка:

  • наследственные патологии головного мозга
  • различные хромосомные заболевания
  • пороки развития и опухоли головного мозга
  • эпилептические синдромы
  • патологии, поражения, тяжелые заболевания ЦНС
  • гидроцефалия
  • разнообразные соматические нарушения
  • заболевания и нарушения развития (функционирования) внутренних органов
  • педагогическая запущенность.

Наиболее серьезными причинами нарушений психического развития ребенка являются следующие факторы:

  • Наследственные
  • Социальные
  • Биологические
  • Психогенные

Нарушения в психическом развитии детей имеет несколько признаков проявлений, чаще всего это недоразвитие, повреждение личностного развития, отсталость умственного развития, невозможность самоопределения, психопатии и различного рода искажения (например, аутизм).

В целом же нарушения психического развития детей проявляются в отставании в развитии от сверстников, замедлении психического становления личности, несоответствии восприятия и поведения с возрастными нормами.

Чаще всего нарушения психического развития диагностируют в раннем возрасте, и связаны они в основном с мозговой дисфункцией.

Важным в определении нарушения психического развития является учет темперамента ребенка, наличие у него церебральных и соматических патологий.

Выделяют следующие типы нарушений психического развития:

  • дизонтогенез: искаженное или замедленное развитие ребенка;
  • необратимые психические недоразвития;
  • дисгармоничные психические развития;
  • асинхрония и ретардация развития;
  • умственная отсталость;
  • клинические формы: инфантилизм, аутизм, акселерация и т.п.

Своевременно выявленные нарушения психического развития требует немедленного реагирования со стороны родителей и специалистов. В зависимости от вида и типа нарушения с ребенком должны работать логопед, психиатр, дефектолог, психолог и педиатр.

Терапия должна быть направлена на гармоничное взаимодействие этих специалистов и их методов.

При нарушениях психического развития назначают определенные виды реабилитации.

К ним можно отнести:

  • психологическая коррекция (занятия с психологом и дефектологом, по восстановлению речи, памяти, познавательной функции и т.д.)
  • логопедическая коррекция (работа с логопедом по формированию правильной речи и устранение ее дефектов);
  • сенсорные занятия (работа с психологом по восстановлению чувствительности, психологической разгрузки и т.л.);
  • лечебная физкультура;
  • релаксационные занятия;
  • физиотерапия.

Замечание 3

Важным этапом лечения нарушений психологического развития является индивидуальная учебная и развивающая программа для ребенка.

Источник

Можно годами ходить по врачам и горстями есть таблетки, но так и не вылечиться от гастрита, ринита, панкреатита и прочих болезней. Они переходят в статус хронических, а лекарства становятся пожизненными спутниками человека. Но, возможно, речь идет о соматических хронических болезнях. Если это так, то вылечиться можно, нужно только дойти до психолога.

Соматические заболевания: виды

Причины нарушения в соматическом развитии ребенка

Соматические заболевания – болезни, развивающиеся на фоне стресса и других негативных факторов. Если раньше к таким болезням относили всего семь наименований, то в наше время у медиков и психологов не остается сомнений: любая болезнь и симптом имеет психологическую основу, свою лепту вносит психосоматика. Что такое соматические заболевания, мы выяснили. Осталось понять, каких видов они бывают.

Острые соматические заболевания

Отличаются тем, что проявляются в юности и молодости. Хроническим недугам больше подвержены женщины. Присутствует генетический и наследственный фактор. Риск возникновения патологии выше при наличии химических зависимостей.

Примеры хронических соматических недугов:

  • болезни ЖКТ;
  • болезни дыхательной системы;
  • болезни печени и почек;
  • болезни крови;
  • болезни опорно-двигательного аппарата;
  • болезни кожи;
  • сердечно-сосудистые патологии.

Список болезней варьируется от легких заболеваний типа простуды до тяжелых соматических заболеваний типа язвы желудка.

Хронические соматические заболевания

Это острые соматические патологии, которые перешли в статус хронических. Имеют те же особенности. Отличаются рецидивирующим характером и устойчивостью некоторых симптомов.

Отличие инфекционного заболевания от соматического

Причины нарушения в соматическом развитии ребенка

Соматическое нарушение имеет четыре характерные особенности:

  1. Отсутствует патогенный возбудитель. Нет ни вируса, ни бактерии, ни другого микроорганизма–возбудителя инфекции.
  2. Симптомы затрагивают несколько систем, жалобы пациента не вяжутся в одну картину.
  3. Ближайшее окружение клиента не заразилось тем же.
  4. Отсутствует инкубационный период.

Это интересно! Бывает такое, что человек испытывает реальные физические симптомы, но врачи не находят патологий и нарушений. Такие заболевания тоже относятся к соматическим.

Причины соматических заболеваний

К общим причинам относится:

  • тревожность;
  • конфликты;
  • трудные жизненные ситуации;
  • затяжной стресс;
  • вспышки гнева;
  • постоянно нарастающее недовольство;
  • нервозность;
  • страхи.
Читайте также:  Значение игры в развитии речи ребенка

Чем дольше внутри человека копится негатив, тем выше шанс развития соматического заболевания.

Факторы, ухудшающие работу внутренних органов

Причины нарушения в соматическом развитии ребенка

К негативным психологическим факторам, ухудшающим физическое самочувствие, относится:

  • тревога;
  • депрессия;
  • страхи;
  • эмоциональные перегрузки;
  • ссоры;
  • агрессия;
  • гиперответственность;
  • недовольство собой, своей жизнью и окружением;
  • негативное мышление.

Это важно! Соматические болезни на нервной почве имеют размытые симптомы и нечеткую картину болезни. Эта особенность затрудняет диагностику и лечение.

Соматические болезни в детском возрасте

Причины нарушения в соматическом развитии ребенка

Дети не застрахованы от соматических заболеваний. Причина может скрываться в трудной беременности мамы (инфекции, токсикоз, стресс), конфликтах в семье, непринятии среди сверстников. В силу слабости тела и психики дети больше, чем взрослые, подвержены таким заболеваниям.

Признаки соматических заболеваний у детей:

  • чувствительность к инфекциям;
  • эмоциональная лабильность;
  • перепады настроения;
  • склонность к аллергии;
  • чувствительность к изменениям погоды;
  • тик, заикание и подобные психомоторные нарушения;
  • слабый иммунитет.

Это важно! Иногда наблюдается общая соматическая ослабленность ребенка. Он часто болеет, отстает в психоэмоциональном и физическом развитии.

Симптомы

Несмотря на размытость клинической картины можно выделить несколько популярных признаков соматических расстройств.

Нарушение аппетита

У человека пропадает аппетит или появляется неконтролируемое чувство голода. Иногда это сопровождается тошнотой или рвотой. Больной отказывается от еды или наоборот переедает. Такое состояние наблюдается при заболеваниях ЖКТ, гормональных нарушениях, инфекциях и нервных расстройствах пищевого поведения.

Ипохондрия

Навязчивая озабоченность здоровьем. Человек принимает за аномалии нормальные реакции организма, например, урчание в животе, легкую головную боль от усталости, редкую отрыжку и прочее. Больной постоянно выискивает симптомы, ставит себе диагнозы, изучает профессиональную медицинскую литературу. За этим скрывается страх смерти и недостаток внимания.

Телесное дисморфическое расстройство

Причины нарушения в соматическом развитии ребенка

Человек не принимает свою внешность или переживает из-за определенного недостатка, часто надуманного. Причиной переживаний может стать что угодно: морщины, рост, вес, цвет глаз, волосы, форма носа или ушей, размер груди и прочее. В запущенных случаях наблюдается искаженное восприятие тела. Например, здоровая или даже худая девочка может в зеркале видеть себя как очень полную особу.

Конверсионное расстройство

Причина, почему возникает конверсионное расстройство – невротический конфликт. Это временные нарушения, которые проходят сразу после разрешения трудной жизненной ситуации. Пример таких заболеваний: глухота, паралич, слепота.

Сенестопатия

Физический дискомфорт, неприятные симптомы, которые ощущаются человеком как реальные. Специфика в том, что медицинская диагностика не находит оснований для этих ощущений, то есть человек здоров. Нет, он не симулирует, он действительно ощущает боль, жар, тахикардию или что-то еще, но причина живет исключительно в его психике, а не теле. Такое наблюдается при неврозах, депрессии, паранойе, маниакально-депрессивном психозе.

Причины нарушения в соматическом развитии ребенка

Типы сенестопатий:

  • ощущение натяжения, напряжения (например, в мышцах);
  • термические ощущения (жар, холод, жжение, озноб);
  • чувство пульсации;
  • ощущение движения жидкости;
  • боль;
  • ощущение перемещения, скручивания органов.

Сенестопатии имеют отличительную черту – их описание всегда неясное или очень эмоциональное и красочное. Пациенты говорят, что их тело бьется в агонии, что желудок и печень словно поменялись местами и т.д. Это и становится главным критерием при диагностике.

Соматизированное расстройство

Невротическое заболевание, при котором клиент жалуется на определенные симптомы. Но им не находится медицинского объяснения. На предположения о том, что дискомфорт связан с психикой клиент реагирует бурно и даже агрессивно. Соматизированное расстройство часто сочетается с тревожным и депрессивным расстройством. Диагноз ставится при наличии устойчивых и навязчивых сенестопатий на протяжении минимум двух лет. Примеры: синдром раздраженного кишечника, одышка, удушье, кардиоспазм.

Нарушение сна

Человек страдает от бессонницы, проблемного засыпания, сонливости. Бывает такое, что больного мучают ночные кошмары, или он часто просыпается по ночам. Такой симптом наблюдается при гормональных нарушениях и сердечно-сосудистых заболеваниях.

Болевой синдром

Боль встречается в 90 % случаев. Она отличается по характеру, локации, интенсивности и т.д. Чаще всего наблюдается у тревожных, мнительных, ранимых людей.

Маскированная депрессия

Пациент не осознает своего состояния, классические симптомы депрессии отсутствуют. Субъект активен и весел, ведет привычный образ жизни, охотно общается с людьми. Однако клиент уверен, что болен каким-то редким и плохо поддающимся диагностике соматическим заболеванием.

Истерические конверсионные расстройства

Проявляется наигранными и демонстративными эмоциональными реакциями, судорогами, частичной или полной потерей чувствительности, повышением либидо, измененным состоянием сознания. Чаще встречается у женщин и людей с определенными чертами:

  • склонность к фантазированию;
  • внушаемость;
  • поверхностность в суждениях;
  • перепады настроения;
  • желание привлечь внимание;
  • театральность поведения.

Астенический синдром

Причины нарушения в соматическом развитии ребенка

Невроз, при котором человек ощущает апатию и бессилие. Альтернативное название – синдром хронической усталости. Что еще характерно для этого состояния:

  • нестабильность настроения с преобладанием депрессивных тенденций;
  • снижение работоспособности;
  • быстрая утомляемость;
  • неусидчивость;
  • рассеянность;
  • обостренное реагирование на внешние раздражители;
  • общая слабость;
  • капризность;
  • слезливость.

Расстройства сексуальной функции

Снижение либидо, боль во время интима, проблемы с эрекцией, неспособность достичь оргазма. Такие изменения могут сопровождать десятки болезней от психических расстройств до заболеваний сердца и позвоночника. Связано с низкой самооценкой, ссорами в отношениях с партнером, страхами.

Психические расстройства при соматических заболеваниях

Связь тела и психики работает и в обратную сторону. Если человек узнает о болезни, то его самочувствие ухудшается. А чем дольше продолжается лечение, тем более нервозным становится человек.

Причины нарушения в соматическом развитии ребенка

Какие психические нарушения происходят при соматических заболеваниях:

  • страх смерти;
  • раздражение;
  • агрессия;
  • тревога;
  • мнительность;
  • конфликтность;
  • снижение когнитивных навыков;
  • ощущение разбитости;
  • чувство одиночества, ненужности;
  • усталость;
  • подавленность;
  • медлительность;
  • бред;
  • галлюцинации.

Могут даже развиться психические расстройства, например, апатичное или депрессивное, пограничные психические расстройства при соматических заболеваниях. Психические изменения зависят от характера человека и особенностей болезни. Чем дольше человек болеет, тем раздраженнее и злее он становится. А люди со смертельным диагнозом в одночасье теряют интерес к жизни. Но это неправильно, ведь именно позитивный настрой – основа успешного лечения.

Это важно! Врач должен следить за внутренней психологической картиной болезни клиента, его реакциями на саму болезнь и лечение. Это особенно важно при лечении хронических и тяжелых заболеваний.

К каким врачам обращаться, если возникает нарушение соматическое

При наличии подозрительных симптомов рекомендуем обратиться к терапевту. Он проведет общий осмотр, при необходимости перенаправит к врачу узкого профиля. Тот проведет дополнительные исследования, поставит точный диагноз и подскажет, как лечить патологию (если есть медицинская основа). Или даст направление к психотерапевту, невропатологу (если медицинских нарушений не обнаружено). Дальше психолог составит план психотерапии.

Читайте также:  Тонус влиять на развитие ребенка

Это важно! Психотерапия – основное средство лечения соматических заболеваний.

Профилактика соматических заболеваний

Причины нарушения в соматическом развитии ребенка

Лечение зависит от особенностей клиента и специфики болезни. А вот профилактические меры одинаковы при различных соматических заболеваниях:

  • прием витаминов и биологически активных добавок (при выборе средства рекомендуем проконсультироваться с врачом);
  • физиопроцедуры;
  • лечебная гимнастика и регулярные занятия спортом;
  • правильное питание;
  • медитация и релаксация;
  • индивидуальные и групповые сеансы психотерапии (при необходимости);
  • своевременное выявление и лечение патологий;
  • развитие позитивного мышления;
  • соблюдение режима труда и отдыха.

Причины и факторы риска

До сих пор точно не установлены факторы и причины развития заболеваний. Отмечено, что может присутствовать неврологическая основа (система посылает неправильные сигналы от органов в мозг). Или речь может идти о наследственной предрасположенности, генетических особенностях. Другие исследования говорят, что влияет стресс. Но чаще причины воздействуют комплексно.

Можно ли предотвратить развитие соматического расстройства

Причины нарушения в соматическом развитии ребенка

Предотвратить развитие соматических заболеваний можно. Что для этого нужно делать (рекомендации семьям, взрослым и детям):

  • вести здоровый образ жизни;
  • правильно питаться;
  • гулять;
  • заниматься спортом;
  • избегать переутомления и перенапряжения;
  • избегать стрессовых ситуаций;
  • проходить профилактические медицинские осмотры;
  • отказаться от вредных привычек;
  • изменить отношение к жизни и себе.

Важно излучать любовь и позитивный настрой. Вредно отказывать себе в удовольствиях, подавлять свои таланты, жить вразрез со своей сущностью. Помните, что в основе любой соматической патологии лежит внутриличностный конфликт.

Источник

1. Конспект. О «норме» и «патологии»: нарушения в соматическом и психическом развитии; первичные и вторичные нарушения.

Как свидетельствует мировой и общественный опыт, число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно возрастает. Этому есть ряд причин: дезадаптация общества и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных гигиенических, экономических, экологических условий для будущих матерей и детей разных возрастных групп. У многих детей возникает психическая, познавательная депривация, недостаточность удовлетворения сенсорных и эмоциональных контактов и потребностей. Это и многие другие патологические факторы приводят к различным заболеваниям и отклонениям в развитии.

Норма – ( лат. «norma») – руководящее начало, правило, образец; установленная мера, средняя величина чего-нибудь.

Аномалия – ( греч. anomaloz- неправильный) – патологическое отклонение от нормы в функциях организма и его частей, отклонение от общих закономерностей развития.

Понятие «аномалия развития» входит в круг понятий, объединяемых термином дизонтогенез», которым обозначают любые формы нарушений онтогенеза, т.е. развития индивида в отличие от развития вида (филогенез).

Многочисленными психолого-педагогическими исследованиями доказано, что ранняя диагностика и коррекция отклонений психомоторного развития детей являются главными условиями их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них более тяжелых нарушений (вплоть до инвалидности) и социальной депривации. На начальных этапах развития проблемного ребенка главным препятствием к его обучению и воспитанию является первичный дефект. При отсутствии коррекционного воздействия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать вторичные наслоения (отклонения), и именно они мешают социальной адаптации ребенка. Возникает педагогическая запущенность, расстройства-волевой сферы и поведения что обусловлено эмоционально-личностными особенностями на фоне дефицита общения, комфортности и ощущениями неуспеха.

  1. Виды нарушений, их классификация

В настоящее время единых принципов классификации в развитии не существует. Некоторые исследователи выделяют следующие группы детей с отклонениями в развитии:

1) дети с сенсорной неполноценностью (с нарушением слуха, зрения, речи, функций опорно-двигательного аппарата и сенсомоторики);

2) дети с задержкой психического развития;

3) дети с астеническим и реактивным состоянием и конфликтными переживаниями;

4) дети с психопатоподобными (психопатическими) формами поведения (эмоциональные нарушения поведения);

5) умственно отсталые дети (олигофренные в степени дебильности, имбецильности, идиотии);

6) дети с начальными проявлениями психических заболеваний ( шизофрения, эпилепсия, истерия и др.)

Эта классификация детей с отклонениями в развитии представлена в работе М.А. Власовой и М.С.Певзнер «Учителю о детях с отклонениями в развитии» (1967).

Возможно и другое подразделение на группы:

  1. дети с отклонениями развития в связи с органическими нарушениями;

  2. в связи с функциональной незрелостью;

  3. дети с отклонениями в развитии на почве депривации (См.: Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития.- М., 1995).

В монографии В.А.Лапшина и Б.П.Пузанова «Основы дефектологии» (М., 1990) приводится следующая классификация детей с нарушениями развития:

1) дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения);

2) дети с интеллектуальными нарушениями (умственно отсталые и дети с задержкой психического развития);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

5) дети с комплексными (комбинированными) дефектами развития;

6) дети с искаженным(или дисгармоничным) развитием.

  1. Этиология нарушений развития.

Этиология (греч. aitia –причина, logos – учение) – учение о причинах возникновения болезни. Причины возникновения болезни могут быть вызваны эндогенными и экзогенными факторами.

Эндогенные факторы (греч. endon – внутри, genos – род, происхождение) – возникший по причинам, лежавший во внутренней среде организма.

Экзогенные факторы (греч. exo – снаружи, genos – род, происхождение) – возникший по причинам, лежавший вне организма (травмы, инфекции, нарушения питания).

Дизонтогенез – отклонение в психическом развитии.

Психомоторное развитие ребенка – сложный диалектический процесс, в нем отмечаются последовательность и неравномерность формирования отдельных психических процессов и функций. На каждой из усложняющихся стадий развития выявляется ее связь с предшествующей и последующими стадиями, каждый возрастной этап характеризуется качественным своеобразием, отличающим его от других этапов.

Нарушения развития детей могут быть вызваны разными факторами. По времени воздействия на организм (пренаталъным, наталъным, постнатальным, перенатальным). Неблагоприятное воздействие в период внутриутробного развития называется пренаталъным, в период родовой деятельности наталъным, а после рождения – постнаталъным воздействием. Соответственно называются и нарушения. Сочетание внутриутробной и природовой патологии называется перинатальным повреждением (например, перинатальная энцефалопатия).

Вызвать отклонения в развитии могут различные патологические факторы, действующие во внутриутробный период: генетические отклонения, отягощенная наследственность, хронические заболевания родителей; злоупотребление родителей алкоголем, наркотиками, курением: физические и психические травмы женщины в период беременности; инфекционные, вирусные заболевания, токсоплазмоз; конфликт по резус-фактору; нефропатия – недостаточность деятельности почек, токсикозы и интоксикация (отравления); внешнесредовые факторы – неблагоприятная экологическая ситуация, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка и многие другие неблагоприятные факторы.

Другая группа причин – патология родовой деятельности: быстрые, стремительные роды, длительные роды со стимуляцией, использование щипцов, обвитие ребенка пуповиной, что приводит к рождению в асфиксии (удушье), неквалифицированное оказание акушерской помощи и другие природовые травмы.

Нарушения развития ребенка могут быть вызваны и различными прижизненными факторами: опухали мозга (менингиома), нейроинфекции (менингиты и энцефалиты), инфекционные болезни с осложнением на мозг, открытые и закрытые травмы черепа, сотрясение мозга, контузии и т.д. В ряде случаев отмечается действие не одного какого-либо патологического фактора, а их сочетание – полиэтиология. Проявляется наследственная отягощенность: через специальные структуры половых клеток родителей – хромосомы – передается информация о признаках отклонений (аномалий) развития. Хромосомные нарушения приводят к умственной отсталости ребенка, нарушениям слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и т.д. По данным современной науки, на 1000 новорожденных приходится 5-7 детей с хромосомными аномалиями.

Читайте также:  Интеллектуальное развитие ребенка по ж пиаже брунеру

Нарушения психомоторного развития ребенка могут иметь место при нарушениях питания и сна детей, при длительных соматических заболеваниях, вызывающих истощение ребенка и поражение центральной нервной системы. Вероятность возникновения отклонения в развитии повышается у недоношенных детей, родившихся раньше срока или с малым весом тела.

Нарушения развития, связанные с органическим поражением центральной нервной системы, называются органическими нарушениями.

Дефекты развития могут быть вызваны функциональными, а не органическими причинами, тогда говорят о дефицитарном развитии. В их числе: социально-педагогическая запущенность, эмоциональная депривация (недостаточность эмоционального положительного контакта ребенка со взрослым), двуязычие (или многоязычие) в семье, нарушение речи окружающих, ограниченность речевых контактов ребенка и др.

Установлено, что благополучное развитие ребенка бывает только в случаях равновесия между внутренними и внешними условиями формирования организма. По словам И.П.Павлова, болезнь возникает там и тогда, когда нарушается равновесие внутренних и внешних условий жизни организма, когда на неблагоприятное воздействие окружающей среды ребенок не может дать соответствующую ответную реакцию, не может приспособиться к этому воздействию.

Функциональные нарушения обычно являются более легкими по сравнению с органическими, и при устранении неблагоприятных факторов развитие интенсифицируется, а при проведении специальной коррекционной работы ребенок может догнать в развитии сверстников. Функциональные нарушения обратимы и при своевременно проведенных коррекционных мероприятиях обычно проходят бесследно.

Л.С. Выготский выдвинул тезис об общности закономерностей развития нормального и аномального ребенка, что было подтверждено рядом более поздних исследований. И в норме, и при патологии психическое развитие имеет поступательный, поэтапный характер. Каждый этап завершается формированием новых, более совершенных по сравнению с предыдущими качеств, что является основой для будущего скачка в развитии. Свойства психики формируются на основе чередования эволюции признаков с революционным, скачкообразным формированием новых качеств. Динамика развития нормального и аномального ребенка подчинена единым общим закономерностям, при этом каждый вид аномального развития характеризуется своими особенностями. Дети с отклонениями по всем параметрам отличаются от детей с нормальным развитием.

Каждый вид аномального развития характеризуется системным проявлением, в котором выделяются первичные и вторичные отклонения. При разных видах отклонений в развитии доминирующим является нарушение речевого общения, когда у ребенка нарушена способность к приему и переработке информации. Это общая закономерность всех аномальных детей. При анализе конкретного вида нарушенного развития важно учитывать общие для всей группы проявления нарушений, а также индивидуальные характерологические особенности каждого ребенка. Одна категория аномальных проявлений отличается от другой по ряду диагностических и прогностических значимых показателей.

Важной закономерностью психического развития аномальных детей является трудность их социальной адаптации, затруднения во взаимоотношениях и взаимодействиях с социальной средой.

Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических навыков и умений. Особенности воспитания конкретного ребенка зависят от характера имеющегося у него дефекта, от степени выраженности нарушений отдельных психических процессов и функций, от возрастных и компенсаторных возможностей ребенка, от характера медико-педагогического воздействия, от условий жизни и воспитания ребенка и ряду других факторов. Одни дети нуждаются только в психолого-педагогическом воздействии, другим требуется и серьезная лечебно-оздоровительная помощь. Все это подчеркивает необходимость ранней диагностической и коррекционной работы, ибо ранее выявление нарушений – залог эффективности их преодоления.

Нарушения развития у детей многоплановы и многоаспектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности. Отклонения в развитии бывают разных форм и разной степени выраженности. Часто они становятся заметными, и если своевременно не приняты необходимые лечебно-оздоровительные и педагогические меры, могут возникнуть вторичные отклонения в структуре дефекта. Поэтому очень важно своевременно обнаружить отклонение в развитии и оказать ребенку необходимую помощь. Родители и воспитатели не всегда могут адекватно оценить состояние ребенка, обнаружить имеющиеся у него проблемы и отклонения в развитии, поэтому педагогам общеобразовательных учреждений необходимо иметь определенный запас сведений по специальной психологии и коррекционной педагогике и владеть навыками коррекционно-воспитательного воздействия.

Организм ребенка, его здоровье, личностные особенности рассматриваются современной наукой системно, целостно, многоаспектно.

Педагог должен иметь четкое представление о закономерностях формирования индивида, личности, при этом важно абстрагироваться от частностей и деталей. У педагога должно быть сформировано системное представление, системное мышление и в целом системная парадигма в изучении, обучении и воспитании ребенка, в том числе и ребенка с отклонениями в развитии.

Современный подход к коррекции и компенсации отклонений в развитии может быть охарактеризован как комплексный и личностно-ориентированный, т.е. при оценке состояния ребенка должны учитываться данные разных специалистов, характеризующие разные стороны психического и физического состояния ребенка, и оказываемая ребенку помощь должна быть многоплановой. При этом учитываются индивидуально-личностные особенности каждого ребенка, т.е. коррекционно-воспитательное воздействие не может и не должно быть стандартизированным.

Для описания происхождения, сочетания и взаимосвязи (взаимообусловленности) различных нарушений в развитии каждого конкретного ребенка Л.С. Выготский предложил использовать термины “структура дефекта” или “структура нарушений”. Определение структуры нарушений – одна из важнейших задач комплексной медико-психолого- педагогической диагностики. От точности ее решения зависит эффективность комплексной помощи ребенку.

Исходя из идеи о системном строении дефекта, Л. С. Выготский (1960) предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов:

Первичные — нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (например, нарушения слуха или зрения при поражении органов чувств);

Вторичные — нарушения, возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития (например, слепота в той или иной мере препятствует общению с окружающими, что может приводить к ряду расстройств в эмоциональной и личностной сферах, связанных с постоянным ощущением неуспеха). Механизм возникновения таких нарушений различен. Могут нарушаться те функции, которые непосредственно связаны с поврежденной — специфическое недоразвитие (например, у детей с нарушением слуха происходит недоразвитие речи). Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые в момент воздействия вредности находятся в сензитивном периоде (например, в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивающимися и уязвимыми являются две функции — произвольная моторика и речь, которые, соответственно, нарушаются чаще всего).

Источник