Причины молчания ребенка в 2 года

Причины молчания ребенка в 2 года thumbnail

Потребность говорить у детей появляется в разном возрасте. Большинство малышей начинают пользоваться речью к концу 1 года: это звукоподражание, слова из 1─2 слогов. С 2 лет речь становится средством выражения эмоций и потребностей. Если ребенок хранит молчание, нужно спокойно разобраться с причинами. Часто положение можно исправить, используя игры и специальную гимнастику.

Вашему ребенку исполнилось 2 года, а он все еще не разговаривает? Поверьте, что это не повод для серьезного огорчения и тем более паники. Темпы развития у детей разные. Малыш может долго молчать, а потом быстро наберет словарный запас и опередит своих сверстников.

Чтобы исключить психофизиологические отклонения, обследуйте кроху у специалистов: педиатра, невролога. К логопеду обращаться пока рановато, но если хотите, то можно проконсультироваться. Пока же старайтесь проводить с малышом больше времени, чаще разговаривайте и читайте вслух. Спокойная и доброжелательная атмосфера способствует развитию детской речи.

Среднестатистические нормы речевого развития

Когда речь идет о детях, нормативные рекомендации служат примерным ориентиром. Многое зависит от индивидуальности ребенка, психофизиологических особенностей, темперамента и характера. У одних малышей речь развивается быстро, другие начинают говорить в более поздние сроки.

Логопеды, педиатры и неврологи определили средние нормы речевого развития у детей 2 лет:

  1. Словарь ребенка содержит около 300 слов. Малыш активно использует их в речи, составляет простые, краткие предложения.
  2. Понимает, что говорят и спрашивают взрослые. Отвечает на заданные вопросы.
  3. Воспринимает и выполняет задания: принести предметы одежды, выключить свет.
  4. Применяет слова благодарности, приветствия и прощания.
  5. Пользуется личным местоимением: я буду рисовать.
  6. Показывает названный объект в комнате и на улице, находит в книжке.

На 3 году дикция становится более отчетливой, а речь понятной. Ребенок правильно произносит все гласные и многие согласные. Допустимы трудности с артикуляцией «трудных» звуков: л, р, некоторых свистящих или шипящих.

На что стоит обратить внимание

Если ребенок не говорит в 2 года, но не имеет других отклонений, то не нужно переживать. Отставание в развитии речи (ЗРР) на 2―3 месяца, а для мальчиков на 4―5 вполне допустимо.

Умные и вдумчивые малыши нередко бывают молчунами, предпочитают использовать жесты и междометия. Это не мешает нормальному взаимодействию со сверстниками и близкими. Однако заметные отклонения в психическом и речевом развитии должны насторожить родителей.

Обратите внимание на характерные признаки:

  • трудности с пониманием речи, ее слуховым восприятием, повторением и усвоением новых слов;
  • отсутствие или позднее появление (после 1, 5 лет) указательного жеста, ребенок не способен ни на что показать сам или по просьбе взрослого;
  • постоянная путаница с названиями окружающих предметов, обычных бытовых действий, частей тела;
  • неумение попросить что-либо нужное, называя или указывая на объект желания;
  • неспособность принести названную взрослым вещь – мама просит, а малыш не реагирует;
  • проблемы с мелкой моторикой, ребенок не может сложить простые пазлы, вкладывать фигуры в сортер;
  • неуклюжие движения, неуверенная походка, частое перемещение на носочках;
  • регулярное дрожание подбородка и рук, раскачивание.

Вас должно насторожить бессмысленное, многократное повторение одних и тех же фраз. Плохо, если двухлетние дети не реагируют на свое имя, имеют скудный словарь в пределах 20 слов. Игры с длительным дублированием одного и того же движения – хлопанье дверью, щелканье выключателем – тоже повод для беспокойства. К негативным признакам относится отсутствие эмоциональной связи с мамой. Ребенок не стремится к контакту, не следит за реакцией мамы на действия и события.

Мы перечислили самые очевидные отклонения, связанные с задержкой психоречевого развития (ЗПРР). Если вовремя обратиться к детскому неврологу, он поможет с ними справиться.

Почему ребенок не говорит

Задержка речи бывает обусловлена разными факторами. После длительных наблюдений за маленькими «молчунами» специалисты разделили детей на 2 категории. К первой относятся здоровые ребятишки 2 лет, которые могут, но не хотят говорить. Это связано с причинами социально-психологического характера. Вторую категорию составляют малыши с физическими отклонениями, заболеваниями, плохой наследственностью, что мешает нормальному речевому развитию.

Социально-психологические факторы

Что мешает становлению речи у здорового ребенка? Рассмотрим типичные ситуации.

Отсутствует потребность в речи. Малышу не хватает вербальных контактов с родителями, образцов для повторения и подражания. Недостаток внимания и общения препятствует нормальному речевому развитию. Не менее вредна чрезмерная опека. Ребенок вполне может обходиться жестами или звуками, для того чтобы немедленно получить желаемое. Обе ситуации приводят к ограничению словарного запаса, неумению и нежеланию разговаривать.

Последствия стресса. Страх и сильные переживания в раннем возрасте буквально лишают детей дара речи. Частые ссоры родителей в присутствии малыша, слезы и крики матери травмируют детскую психику. Некоторые дети тяжело привыкают к детскому саду. Разлука с мамой вызывает стресс, и кроха замыкается в себе.

Негативное воздействие радио и телевизора. Постоянно звучащая речь из телевизора, компьютера или радио становится для детей обычным шумовым фоном. Малыши перестают обращать внимание на слова родителей и повторять за ними.

Использование родителями разных языков. Существует мнение, что в детском возрасте легче всего усвоить любые языки. Но до двух лет делать этого не стоит. В голове у ребенка начинается путаница. Какое слово использовать, если мама и папа называют предмет по-разному?

Сознательное молчание. Будущие сильные личности с раннего возраста демонстрируют независимость или упрямство. Если на них оказывать давление и настойчиво требовать «скажи, повторяй за мной», это вызовет сопротивление. Дети будут упорно молчать, пока сами не захотят разговаривать.

Причины медицинского характера

Черепно-мозговые травмы, частые падения, тяжелая форма детских болезней, лечение в стационаре негативно нередко вызывают расстройство речевой функции. К распространенным причинам, связанным с отклонениями в здоровье, относятся следующие:

  1. Понижение остроты слуха. Слабослышащие дети плохо понимают речь окружающих, испытывают трудности с повторением слов.
  2. Челюстно-лицевые дефекты, моторная апраксия мышц лица мешают нормальной артикуляции.
  3. Генетическая предрасположенность, задержка речи у родителей или близких родственников. Влияние некоторых наследственных болезней – миастении, брадилалии.
  4. Дизартрия – следствие перенесенной нейроинфекции или травмы ограничивает подвижность речевого аппарата. Малышу не удается произносить многие звуки.
  5. Алалия (речь почти отсутствует) или афазия (утрата речевых навыков). Результат повреждения речевых центров головного мозга вследствие родовой травмы, гипоксии или прогрессирующей патологии внутриутробного развития.
  6. Детский аутизм. Замкнутость, уход в себя, избегание контактов.

Если ребенок не говорит в 2 года, припомните, как протекала беременность и роды. Определяющим фактором может быть влияние затянувшегося токсикоза, травм и тяжелых болезней, прием некоторых медикаментов.

Методы развития речи у детей 2-3 лет

Дошкольные педагоги, логопеды и психологи рекомендуют комбинировать различные методики для становления речи малышей. Давайте рассмотрим каждый их них.

Артикуляционная гимнастика

Если ваш ребенок не говорит в 2 года, используйте подборку специальных упражнений. Они полезны для укрепления связок и мышц, участвующих в образовании звуков. Регулярные занятия помогут малышу освоить и закрепить правильную артикуляцию.

Читайте также:  Запеканка из кабачков для ребенка 2 года

Чтобы детям было интересно, проявляйте изобретательность, обыгрывайте элементы комплекса. Показывайте пример, как выполнять каждое упражнение:

  • надувать и сдувать щечки, сначала обе вместе, затем по очереди (воздушные шарики); 
  • широко открывать ротик (ворота замка), оставаться в таком положении 5 сек.;
  • снова открыть ротик, полностью высунуть язычок (мостик), затем спрятать;
  • открыть ротик максимально широко, высунуть расслабленный язычок, опустить на нижнюю губку, подержать 5 сек. (лопатка);
  • изобразить улыбку, двигать языком из уголка в уголок приоткрытого ротика (маятник).

Обеспечьте веселую, непринужденную атмосферу, тогда малыш будет охотно заниматься.

Любые занятия, развивающие мелкую моторику рук, помогают становлению детской речи. Предлагаем вашему вниманию популярные упражнения.

Сортируем предметы. Используйте небольшие вещицы различной конфигурации, окраски, величины, например, бусины или пуговицы. Назовите отличительный признак и попросите кроху разложить предметы в отдельные емкости. Объясните, что при захвате нужно использовать 2―3 пальчика.

Катаем шарики. Подойдут круглые небольшие бусины, камешки, деревянные или стеклянные кругляши. Двойную пользу принесет лепка шариков-яблочек из красного пластилина, обычного или специального теста. Разминание пластичного материала хорошо развивает мелкую моторику.

Пусть малыш вылепит шарики, покрутит их между ладошками, покатает по столу. Покажите, как использовать один или несколько пальчиков. В конце занятия нарисуйте дерево. Предложите ребенку прилепить к нему яблочки, нажимая подушечками пальцев. Для украшения колобков из теста подготовьте изюм или цукаты, их нужно захватывать 2 пальчиками.

Изображаем узоры. Предлагайте крохе разные способы: рисование фломастером по образцу, обведение карандашом готового узора. Возьмите лист картона, покройте тонким слоем пластилина, попросите выложить любой узор из камешков.

Делаем бусы из макарон. Понадобится тарелка с крупными короткими макаронами и шнурок. Продевая шнур через отверстия, малыш развивает ловкость пальцев. С той же целью используем различные игры-шнуровки.

Ищем клад. Возьмите ведерко и положите в него мелкие игрушки, забавные фигурки, красивые пуговицы. Сверху насыпьте рис или гречку. Объясните малышу, что на дне ведерка спрятано что-то интересное. Покажите, как надо искать и достаньте одну фигурку. Предложите крохе найти остальные.

Играем с логическим домиком. Занятие полезно для развития мелкой моторики и логического мышления. Чтобы открыть нужную дверцу, придется подобрать правильный ключик. Для сортировки фигурок предстоит найти окошки той же формы, тогда их можно будет просунуть внутрь домика.

Складываем пазлы. Начните с простых, состоящих из 2 крупных частей (половинки фруктов). Когда малыш научится быстро справляться с ними, постепенно увеличивайте количество деталей. Размер пазлов соответственно уменьшится.

Двухлетнего ребенка пора научить пользоваться ножницами. Покажите как делать прямые и закругленные разрезы. Вырезание геометрических фигур и картинок улучшает мелкую моторику. Позаботьтесь о безопасности малыша. Не позволяйте брать в рот мелкие предметы, соблюдайте осторожность при работе с ножницами.

Раннее знакомство с книгами полезно во всех отношениях. Оно способствует пополнению пассивного словаря, развивает интеллект. Чтение вслух и совместный пересказ содержания поможет становлению речи ребенка, который не говорит в 2 года.

Выберите любимую сказку крохи. Она должна быть понятной и короткой, чтобы малыш все запомнил. Прочтите текст «с выражением» 1―2 раза и приступайте к пересказу. Излагайте содержание простыми, знакомыми ребенку словами.

Привлекайте малыша любыми способами: задавайте наводящие вопросы: «Сколько было поросят (три)? Какой домик построил Наф-Наф (каменный)?». Специально путайте персонажей: «Поросята боялись льва», пусть ребенок вас поправляет.

Сделайте чтение книг перед сном доброй традицией. В постели малыш не отвлекается на посторонние вещи. Днем вместе рассматривайте иллюстрации к рассказам и сказкам. Не забывайте комментировать, вовлекая ребенка в обсуждение.

Как помочь маленьким молчунам заговорить? Попробуйте увлечь детей несложными играми. Предлагаем на выбор несколько проверенных вариантов.

Рассматривая картинки вместе с малышом, задавайте всевозможные вопросы, помогите сформулировать ответ, подскажите слова:

  • что делают нарисованные люди – девочка ловит бабочку, мама варит суп, мальчик читает;
  • для чего нужны разные вещи – мячики пинают и кидают, из тарелки едят, на машине ездят, мылом моют руки;
  • какие цвета у радуги и так далее.

Спрячьте одну из игрушек на глазах у ребенка, спросите, где она находится (в ящике, под стулом, за шкафом), затем смените место. Игра полезна для пополнения активного словаря, учит малыша правильно пользоваться предлогами.

Развитию речи ребенка, который не говорит в 2 года, помогают подражательные игры. Моделируя знакомые ситуации, кроху проще вовлечь в диалог.

Играем в доктора. Дети, особенно девочки, любят подражать врачам. Прочтите вслух сказку про Айболита, затем предложите поиграть в доктора. Можно использовать игрушечный фонендоскоп, трубочку для прослушивания, шпатель или чайную ложку.

Куклы с другими игрушками поочередно приходят к врачу. Покажите малышу, как вести прием: назвать «пациента», спросить, что у кого болит, послушать дыхание, посмотреть ротик. Стимулируйте малыша комментировать свои действия, покажите пример.

Игра в продавца. Используя детский столик, как витрину магазина. Разложите овощи-фрукты, конфеты и печенье, игрушки и т.п. Сначала продавцом будет взрослый, покупателем ребенок. Спрашивайте, что он хочет купить, зачем, почему ему нужен этот предмет (груша, чтобы есть, кубики – строить и пр.).

Сделайте вид, что не понимаете указательные жесты крохи, старайтесь получить словесный ответ. После каждой покупки спрашивайте, что еще нужно? Затем поменяйтесь ролями. В качестве покупателя продолжайте задавать вопросы: что это такое, сколько колес у машинки, какого цвета яблоки?

Используйте стремление малышей подражать действиям взрослых. Разговоры с родителями по игрушечному телефону стимулируют речевую активность.

Общие правила проведения занятий по развитию речи с детьми 2―3 лет

Для того, чтобы достичь желаемого результата, воспользуйтесь нашими рекомендациями. Специалисты предлагают придерживаться несложных правил:

  1. Игра – основной вид деятельности малышей, самая эффективная форма проведения занятий. Любая информация усваивается лучше, если дети увлечены процессом.
  2. Ребятишки любого возраста, особенно раннего, хорошо реагируют на наглядные пособия. Применение ярких плакатов, красочных карточек, игрушек, обычных предметов обихода делают занятия более интересными и доходчивыми.
  3. Спокойная, веселая атмосфера занятий способствует восприятию информации. Нервозность и раздражительность родителей может свести результат к нулю. Как бы ни было трудно, держите негативные эмоции под контролем.
  4. Обязательное условие успеха – регулярность занятий. Постарайтесь найти время, чтобы заниматься недолго, но ежедневно. Постепенно у детей сформируется привычка, которая пригодится в будущем.

Вас беспокоит, что двухлетний малыш не говорит или его речь далека от возрастной нормы? Для начала исключите медицинскую патологию. Если со стороны здоровья все в порядке, то проанализируйте возможные социальные факторы, влияющие на кроху. Систематические занятия по становлению речи обязательно помогут. При необходимости в дальнейшем можно обратиться к логопеду, он научит правильному произношению звуков.

Читайте также:  Ребенок 2 года все сует в нос

Источник

Что делать, если ребенок в 2 года не говорит? Как реагировать родителям? Есть ли методики обучения, направленные на развитие речи? Когда ребенок говорит первое слово? К каким специалистам обращаться? Читайте об этом в нашей статье.

Во сколько начинают говорить дети?

ребенок в 2 года не говорит

Обычно к году малыши уверенно произносят простейшие слова: «дай», «мама», «баба», «папа». Это время, когда ребенок говорит свое первое слово, пусть даже неосознанно. К двум с половиной годам ребенок по идее должен не только пополнить свой словарный запас, но и научиться складывать из слов простые предложения: «Дай мишку!», «Пойдем гулять!», «Купи мячик!», «Дай ручку!» и т. п. Но что делать, если ребенок в 2 года не говорит вообще или произносит невнятные, понятные лишь маме звуки? Почему у малыша «во рту каша», когда ровесники его уже вовсю «щебечут?» Стоит ли говорить в этом случае о какой-то отсталости, или такая упорная молчаливость — лишь индивидуальная особенность? И главное — как научить малыша, достигшего двух-трехлетнего возраста, говорить?

Причины молчания

Причин, по которым ребенок в 2 года не говорит, много.

во сколько начинают говорить дети

  1. Поражение слуха. Когда кроха не очень хорошо слышит, то, соответственно, он и речь окружающих будет воспринимать плохо. При более тяжелых случаях (вплоть до глухоты) малыш может не говорить вообще либо сильно искажать звуки и слова в целом.

  2. Наследственность. Если вы, к примеру, сами произнесли первые внятные слова поздно, то в том, что ребенок в 2 года не говорит, нет ничего странного. Хотя, если малыш и к трем годам не овладел простыми предложениями, стоит побеспокоиться и обследовать чадо.

  3. Ослабление организма. Недоношенность или серьезная болезнь, например, могут вызвать задержку созревания (развития) нервной системы и, следовательно, самой речи.

  4. Гипоксия.

  5. Травмы (в т. ч. и родовые).

  6. Сильная интоксикация.

  7. Испуг.

  8. Перенесенная операция.

  9. Неправильное воспитание (например, излишняя опека, когда желания ребенка буквально предугадываются).

  10. Нарушения развития в целом.

Между родителями ходят слухи, что девочки якобы начинают ходить и говорить раньше, чем мальчики. На самом деле теория эта не имеет обоснованных подтверждений. Бывает, что ребенок не хочет говорить два, а то и три года, а потом его вдруг «прорывает» на цельные, правильно составленные предложения. Если малыш прекрасно понимает, что говорят ему родители и окружающие и при этом даже выполняет какие-то несложные инструкции («подойди», «возьми», «положи», «сядь» и т.д.), то беспокоиться, скорее всего, не о чем.

Активная речь может возникнуть внезапно

когда ребенок говорит первое слово

Если малыш и повторяет за вами слова, которые вы ему говорите, это совсем не означает, что он их действительно усваивает. Не мучайте, не заставляйте его произносить то, что вы хотите слышать. У некоторых деток подражание может носить отсроченный характер. Старайтесь вызывать малыша на разговор. Например, почаще задавайте своему чаду вопросы, не спешите исполнять желания (пусть он их озвучит). У детей свои собственные ритмы развития. Конечно, существуют так называемые «нормы», но об индивидуальности забывать нельзя. У кого-то позже показываются зубки, кто-то пропускает период ползания и сразу начинает бегать. Поэтому, если ребенок мало говорит, не впадайте в панику. Просто дайте крохе время. Не спешите. Не делайте за него то, что он мог бы сделать самостоятельно (надеть тапочек, или выпить молоко, или покушать). Не получается? Помогите. Но только так, чтобы было это ненавязчиво. Подтолкните своего кроху к самостоятельности.

А еще многие психологи советуют пореже включать телевизор, поскольку ваша речь практически сливается со звуками из телевизора, соответственно, ваше чадо воспринимает ваш голос как общий шум. Поэтому от родителей в большинстве случаев зависит, во сколько начинают говорить дети.

Какие специалисты могли бы помочь?

Если ребенок в два года не говорит, выясните причину молчания. Каких специалистов потребуется пройти? В первую очередь — педиатра. Он не только проведет общий осмотр, но и даст направления к узким детским специалистам: лору, логопеду, неврологу, психиатру.

ребенок мало говорит

Логопед, проведя тестирование, определит соответствие уровней речи и умственного развития. Для подтверждения или опровержения он, возможно, направит малыша на осмотр к психоневрологу.

Задача лора — проверить, есть ли взаимосвязь между задержкой речи и проблемами с артикуляционным аппаратом (к примеру, укороченная подъязычная уздечка) и слухом. Врач проведет осмотр ротовой полости, сделает аудиограмму.

Чем раньше выяснится проблема, тем проще с ней справиться. Но как быть, если малыш здоров и интеллектуально развит? Часть специалистов утверждают, что родителям стоит подождать лет до трех, поскольку это возраст, при котором происходит резкий скачок во всем развитии, и ребенок после долгого молчания может заговорить не просто отдельными фразами, а и целыми предложениями. Кстати, такие детки не только не отстают от сверстников в учебе, но иногда и превосходят их. Разумеется, если ребенок в 2 года не говорит, просто ждать этого чудесного скачка нельзя. Нужно помогать ему развиваться по простым и довольно увлекательным методикам.

Когда стоит начать учить своего малыша разговаривать?

Однозначно на этот вопрос не ответить. Собственно, процесс обучения, по сути, начинается еще в утробе. Доказано, что ребенок воспринимает звуки и реагирует на них, находясь еще в мамином животике. Он затихает, «прислушиваясь», когда женщина напевает песенку или, напротив, «воюет», когда она ругается. Психология — наука тонкая, и то,что заложено до рождения, обязательно проявится после. Активные занятия с малышом стоит начинать, когда малыш:

  • пытается звуками (либо жестами) что-то объяснить;

  • не просто все слышит, но и понимает речь;

  • наедине с собой говорит белиберду, однако достаточно четко выговаривает практически все звуки.

Взаимосвязь между развитием речи и мелкой моторикой

ребенок не хочет говорить

До полугода ребенок увлеченно повторяет мимику мамы, которая с ним разговаривает. Однако месяцев с семи имитация эта ослабевает. Малыш активно изучает столь богатый внешний мир, и внимание его на родителях уже не так заострено.

Замечено, что речевое развитие проходит параллельно с развитием моторики. Особенное значение лежит в противопоставлении большого пальчика всем другим. Давайте крохе катать мячик, приучайте работать с пластилином, купите ему разноцветные деревянные бусы (покрупнее). К полутора годам начинайте осваивать уже более сложные манипуляции:

  • застегивание замков и пуговичек;

  • завязывание узлов;

  • шнуровка (речь пока не об умении завязывать шнурки на ботиночках, учите малыша просовывать шнурки в небольшие отверстия) и т.д.

Движения левой руки отвечают за развитие правого полушария и наоборот. Очень полезны те совместные игры, в которых содержатся элементы сгибания пальчиков.

Критические периоды в развитии речевой функции

Врачи выделяют несколько периодов:

  1. Между первым и вторым годом в речевом развитии прослеживаются четкие предпосылки речи. Это время «лепетных» слов: «ля-ля», «ня-ня», «ла-ла», «ба-ба» и т. д. Уже в это время надо думать о том, как научить ребенка правильно говорить. Почаще просите кроху показать птичку, лошадку, коровку, собачку, кошечку и т. д. Побуждайте его к произношению (озвучиванию) действий. Идеальный пример для подражания — собственный. Учите кроху новым движениям: «сядь», «дай», «ложись», «возьми». Используйте игры, в которых действия производятся по команде взрослых: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Топ-топ» и т. п.

  2. В промежуток между 1,5 и 2,2 годами дети пытаются связывать два, а то и три слова. Что в таком возрасте обычно может сказать малыш? Например, такие фразы, как: «Де баба?», «Дай пи» и т. д. К этому возрасту ребенком усваиваются обобщенные понятия. Слово «нельзя», например, используется в разного рода ситуациях. Начинайте увеличивать количество и сужать значение понимаемых малышом слов: называйте детали одежды (шапочка, носочек, кофточка, колготки и т. п.), мебели, игрушек. Важно комментировать и применяемые действия: «возьми игрушку», «одеваем рубашечку», «застегиваем пуговичку» и т. д. Желательно любое действие малыша сопровождать обращением.

    как научить ребенка правильно говорить

  3. К 2,6 годам словарный запас крохи начинает стремительный рост. Он уже сам спрашивает, показывая пальчиком на незнакомый предмет: «Это что?» Сложно сказать, во сколько начинают говорить дети. Если имеется в виду уже осознанная речь (не период подражания), то, пожалуй, именно в этом возрасте. Ребенок не выговаривает слова достаточно четко, часто коверкает их. А взрослые, пытаясь «спуститься до уровня» ребенка, тоже начинают коверкать свой разговор, затормаживая становление речи малыша. Действительно, для чего ребенку учиться произносить слова четко и правильно, если понимают и так? Помните: малыш должен слышать все слова в правильной подаче! Тогда к трем — трем с половиной годам он и сам будет говорить достаточно ладно. К этому возрасту слова будут изменяться по падежам и числам, а предложения станут более сложными. Однако и завышать требования нельзя, иначе ребенок просто замкнется. Кстати это одна из причин того, почему ребенок не говорит.

  4. Три года — время, когда ребенок переходит к контекстной речи. Здесь уже требуется согласованность внимания, памяти, анализа, речедвигательного аппарата. Рассогласованность работы ЦНС может вызвать упрямство и негативизм со стороны малыша. Система эта еще довольно ранима, поэтому на фоне стресса (даже небольшого) возможен так называемый мутизм и заикание. Кстати, срывы возможны и в 6-7 лет, когда приходит время начать развитие письменной речи. В это время ЦНС подвержена сильной нагрузке и находится на грани стресса.

Читайте также:  Вес и рост ребенка в 2 года нормативы

Если задержка речевого развития не связана с заболеваниями ЦНС…

Если ребенок в 2 года не говорит, если он отказывается повторять за вами слова, если не обращается за помощью и решает свои детские проблемы самостоятельно, помощь в развитии речи однозначно нужна. Некоторые родители списывают такое поведение на упертость или раннюю самостоятельность и не слышат «первых звоночков». Игнорирование приводит к отставанию в речевом развитии. Это, в свою очередь, чревато усугублением упрямства и своеволия. Могут усилиться и истерические реакции. Если ребенок 2,5 года не говорит, а взрослые бесконечно пристают с просьбой «повтори», «скажи», можно дождаться еще и усиления негативизма. В итоге ваше чадо не только не захочет дублировать слова, но и замолчит вообще. Забудьте о таких просьбах. Хотя бы на время.

Что делать?

почему ребенок не говорит

Во-первых, создайте условия, в которых ребенок вынужден будет общаться. Отличный вариант — игровые площадки, идеальный — детский садик. Дети там развиваются быстрее, поскольку не только вынуждены брать пример с уже вовсю общающихся сверстников, но и как-то изъявлять желания и потребности. Многие детки, молчавшие лет до трех, вдруг начинают «выдавать» такие сложные слова, как «бронетранспортер», «синхрофазотрон» и т. д. Кстати, зачастую они начинают говорить наедине с собой, напрочь отказываясь общаться со взрослыми.

Постарайтесь разнообразить впечатления ребенка. Он должен ежедневно получать новые эмоции и знания. Пусть это будут походы в цирк, в парк, на природу. Вы ведь испытываете бурю эмоций, когда ребенок говорит первое слово? Представьте — у вашего крохи тоже океан чувств, и ему захочется поделиться ими с вами.

И обязательно занимайтесь. Развитие речи — процесс кропотливый, требующий упорства, режима, терпеливости. Приготовьтесь к тому, что занятиями с логопедом вы не ограничитесь.

Обязанности родителей

Занимайтесь с малышом. Но уроки превратите в игру. Произносите названия тех предметов, которые вы вместе увидите. Если малыш не повторяет их — не настаивайте, пусть обучение будет незаметным, ненавязчивым. Искренне радуйтесь, если ваше чадо произнесет новое слово. Хвалите его. Не предупреждайте все желания крохи, ставьте наводящие вопросы: «Какого цвета?», «Хочешь кушать?», «Что коровка делает?» Причем сложность ответов увеличивайте постепенно, начав с простого. Читайте малышу детские стишки, сказки, напевайте песенки. Причем обязательно воспроизводите звуки (мяукание, жужжание), поощряя попытки повторить только что произнесенное вами. Не сюсюкайте — слова должны произноситься правильно, четко. Комментируйте действия (и его, и свои). Научите кроху кривляться (растягивать губы, вытягивать их в трубочку, щелкать язычком), это отличная зарядка для артикуляционного аппарата. Если малыш выражает желания какими-то жестами, поправляйте его, озвучивая его желания в вопросительной форме: «Ты пить хочешь?», «Игрушка упала?» и т. п. Заведите дневник, в который вы будете вносить все изменения: новые звуки, слова, звукоподражания. Так будет проще проследить рост речевого развития.

Говорящие игры для детей

говорящие игры для детей

Это еще одна весомая монетка в копилочку. Такой вид занятий понравится детям, которые любят смотреть телевизор. Если ребенок в 2 года не говорит, подберите ему диски с такими играми. Обучение превратится в настоящее веселье!

Игры разработаны с учетом характерных возрастных особенностей детей. Здесь и развитие речи, и расширение кругозора в целом. Для каждого возраста — своя программа, которая так же делится по темам: звукопроизношение («Пожужжим», «Тик-так» и др.), развитие кругозора («Домашние животные», «Дикие животные», «Кто здесь сказал «му» и др.), развитие внимания, памяти, слуха («Загадки звуков», «В гостях у жучка», «Волшебник», «Фея» и др.), развитие дыхания (преимущественно игры с микрофоном: «Вертолет», «Пчелка», «Торт и свечи»), говорящий алфавит для детей и даже совместное творчество (можно придумывать большие и маленькие истории, сравнивать, называть, повторять). Дети воспринимают такие занятия гораздо лучше, поскольку они действительно проходят в игровой форме. С одной стороны, не давят взрослые, с другой — малышу предоставлена самостоятельность (разумеется, под вашим присмотром, но ведь он об этом и не догадывается). Есть и артикуляционная гимнастика,