Причины деформации личностного развития ребенка

Причины деформации личностного развития ребенка thumbnail

Главная»Статьи»Причины деформации и условия личностного развития ребенка

Опубликовано: 29 июня 2016 в 23:31

Источники и механизмы развития ребенкаРазвитие человека — процесс неоднозначный, сложный и не всегда поступательный, прогрессирующий и управляемый. Каждый ребенок имеет свою индивидуальную траекторию развития, которая отличает его от сверстников.

Причины отличия одного человека от другого в источниках и механизмах процесса развития.

Источники и механизмы развития ребенка

На процесс развития человека оказывают влияния различные условия.

  • Половые различия. Различия полов не характеризуются только собственно половыми характеристиками. Среди половых различий определены следующие:

— девочки быстрее развиваются и раньше созревают;

— мальчики более чувствительны к воздействиям среды;

— девочки превосходят мальчиков в развитии вербальных способностей;

— мальчики превосходят девочек в развитии пространственного мышления и математических способностей;

— мальчики более агрессивны;

— девочки лучше и быстрее адаптируются к новым условиям.

Перечисленные особенности – это далеко неполный список половых различий. Важно понимать, что мальчики и девочки развиваются совершенно по-разному.  Эти различия обнаруживаются уже с 1,5 – 2 лет и с возрастом проявляются в большей степени.

  • Темперамент. Поведение человека во многом определяется типом его темперамента, который характеризуется несколькими характеристиками:
  1. Активность: энергетический потенциал, определяющий динамику деятельности человека.
  2. Эмоциональность – характеристика возникновения, протекания и прекращения чувств, аффектов и настроений. Это качество проявляется в большей или меньшей степени.
  3. Динамичность нервной системы – скорость образования условных связей.
  4. Подвижность нервной системы – скорость смены торможения возбуждением и наоборот.
  5. Лабильность нервной системы – скорость образования и прекращения нервных процессов.
  • Соматические заболевания и физические дефекты также оказывают влияние на развитие ребенка. Некоторые из них могут активно переживаться, а другие непосредственно влиять на развитие человека.
  • Кризисы развития, которые приводят к переходу на новый этап развития при условии правильной социальной ситуации развития.

Перечисленные факторы одновременно являются источниками и механизмами развития человека. Кроме того, они прогнозируют индивидуальные отличия каждого человека.

Условия развития ребенка

Развитие ребенка во многом определено социальной ситуацией развития – психической жизнью на определенной ступени развития. В свою очередь, социальная ситуация является условием развития ребенка. Важное место в создании условий занимает семья и школа.

  1. Условия развития ребенкаЭмоциональный контакт с близкими – важное условие благоприятного развития ребенка. Любовь, понимание, принятие, сопереживание – главные составляющие эмоционального развития ребенка.
  2. Психологический климат школы – комфортность отношений со сверстниками и педагогами, возможность усвоения материала, адекватная самооценка в процессе обучения определяют процесс ведущего вида деятельности.

Причины отклонений в развитии детей

Проблемы детского развития приводят к проблемам взрослых людей. Современные медики определяют две основные группы причин:

  1. Эндогенные причины (внутренние) – обусловленные генетическими факторами.
  2. Экзогенные причины (внешние) – факторы среды, оказывающие влияние на развитие ребенка.

К эндогенным причинам относят: заболевания, передающиеся по наследству, заболевания, связанные со структурой и численностью хромосом. Заболеваний, обусловленных этими причинами, достаточно много.

Факторы среды (экзогенные причины) вызывают отклонения на разных стадиях развития:

  • Причины отклонений в развитии детейво внутриутробный период развития оказывают влияние заболевания матери, недостаток питания, инфекции, резус-конфликты, травмы, влияние лучевой энергии, лекарственных препаратов, вредных привычек;
  • в родовой период: асфиксия, родовые травмы, удушье, инфекции;
  • постнатальный период: последствия заболеваний, травмы, интоксикации, несоблюдение санитарно-гигиенические норм;
  • отсутствие благоприятных психологических условий воспитания и обучения.

Развитие ребенка зависит от целого ряда внутренних и внешних условий. Люди отличаются не только по внешности, но и по темпу развития и восприимчивости к окружающим воздействиям. То, что не оказывает влияния на одних, может оказывать необратимое воздействие на других людей.

Родителям нужно знать не только физические и психические особенности своего ребенка, но и его восприимчивость к окружающему и генетические особенности. Только в этом случае можно наиболее точно спрогнозировать возможные проблемы и создать благоприятные для развития условия.

Источник

Министерство 
образования и науки Российской
Федерации

Федеральное
государственное образовательное 
учреждение

среднего 
профессионального образования

«Санкт-Петербургский 
государственный колледж

физической 
культуры и спорта, экономики и 
технологии» 
 
 

Курсовая
работа

по дисциплине
«Педагогика»

на тему:
“Причины и условия деформации личностного 
развития ребёнка” 
 
 
 

выполнила 
студентка

3 курса 
333 группы

Осипова
Ирина Николаевна

Проверила:
Леонова О.В.

защищена 
с оценкой:____________ 
 
 
 

Санкт-Петербург-2011

Содержание 

Введение                                                                                                                  
3

Глава
1. Теоретическая часть                                                                          
5

1.1.Эмоциональный
контакт с близкими людьми — источник полноценного
развития ребенка                                                                                                     
5

1.2.Психологический климат
школы как фактор развития личности              
8

1.3.Общение
подростка со взрослыми                                                                  
9

1.4.Формы 
трудностей взросления подростка                                                   
13

1.5. Подростки,
склонные к побегам из дома                                                    
14

Глава
2. Практическая часть                                                                                
16

2.1  Тематический
тренинг для родителей на тему «Влияние
родительских директив на формирование
личности ребенка»                                                 
16

2.2 Упражнение 
«Подкрепление»                                                                       
18

Заключение                                                                                                            
20

Список 
литературы                                                                                               
22 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Из 
всех периодов развития ребенка самым 
головоломным, трудным и даже опасным 
является подростковый. Это тот самый 
период, что приносит самую большую 
головную боль родителям и педагогам,
обывателям и правоохранительным органам.
Это тот самый период, что породил понятия
«проблема отцов и детей» и «конфликт
поколений».

     Без
полноценного проживания этого периода 
многие качества личности, индивидуальные
особенности оказываются неразвитыми
или развитыми недостаточно, многое в
дальнейшем компенсируется или корректируется
с большим трудом.

     В
качестве этапа переходного периода 
подростковый возраст — время 
ломки старых, отживших форм, разрушения
специфически детских образований, которые
могут тормозить полноценное развитие
в дальнейшем. Проявляемое в этот период
противопоставление себя взрослым, активное
завоевание новой позиции являются продуктивными
для формирования самостоятельной личности.
Именно в этом возрасте крайне важным
является правильное взаимодействие с
ребенком, поскольку только оно способно
предупредить дисгармоничное развитие
личности подростка и возникновение проблем
с общением и социальной адаптацией.

     Целью
курсовой работы является изучение причин
и условий деформации личностного развития
ребёнка.

Глава 1.
Теоретическая часть 

1.1.Эмоциональный
контакт с близкими людьми — источник полноценного
развития ребенка 

      
Важнейшим элементом среды, определяющим
характер развития человека, выступает
свобода. Это очень сложное явление, она
является одной из исходных человеческих
потребностей. Свобода предполагает ослабление
управления, контроля и давления и предоставление
ребенку ответственности за свой выбор,
возможности реализовать свою целостность,
творческий потенциал. Обстоятельства,
которые создают для ребенка ощущение
бессилия, пустоты и беспомощности, способствуют
развитию у него жестокости и садизма.
К таким обстоятельствам можно отнести
все, что вызывает страх. Это может быть
«авторитарное» наказание. Это такой
вид наказания, который не имеет строго
фиксированной формы и не связан с тем
или иным проступком, а произвольно определяется
по усмотрению взрослого. В зависимости
от индивидуальных особенностей страх
перед наказанием может стать доминирующим
мотивом в жизни ребенка, что приводит
к утрате чувства собственного достоинства.

Читайте также:  Развитие внимания у ребенка 8 лет распечатать

     Другое 
важное обстоятельство, приводящее к 
утрате жизненных сил, может быть
связано с ситуацией душевного
обнищания. Когда ребенок живет в безрадостной
атмосфере черствости и душевной глухоты,
он внутренне «замерзает». Отсутствие
эмоционального тепла, участия, любви
вызывает чувство отчаяния и полного бессилия,
которое может стать причиной его жестокости.

     Немаловажным
фактором, вызывающим нарушения личностного
развития, являются характер, ценности,
нормы, ориентиры, смыслы той социальной
группы, частью которой является ребенок.
Семья может усиливать те черты и формы
поведения, которые ей соответствуют,
и ослаблять нежелательные.

     Нарушения
в развитии ребенка связаны с 
неблагоприятными событиями в детстве 
ребенка. Прежде всего – семейные
конфликты, недостаток эмоционального
тепла, любви, отзывчивости, отношений 
привязанности. Отношения в семье 
остаются значимыми не только в детстве,
но и более поздние периоды жизни. Дефицит
общения, нарушение, деформация значимых
отношений личности, образующих целостную
систему, обусловливают развитие личности
по невротическому типу. 
Потребность в эмоциональном признании
окружающими, эмоциональных контактах
с родителями особенно актуально в детстве.
К 4-5 годам эмоциональное развитие ребенка
достигает своего максимума. Нарушение
эмоциональных контактов с родителями,
прежде всего с матерью, вызывает значительные
психологические проблемы в развитии.
Недостаток искренних, доверительно-теплых
и непосредственно-эмоциональных отношений
родителей с детьми становится основой
возникновения невроза. Отсутствие эмоциональной
поддержки, любви и признания в семье вызывает
у ребенка страх одиночества, ощущение
изолированности, забытости и ненужности.
Острая потребность в признании – это
одновременно и потребность в самоутверждении.
Ребенок нуждается в раскрытии своего
Я, поддержке и любящем отношении. Недостаточность
любви и признания может компенсироваться
страхами, капризами. У детей формируется
замкнутость, недоверие к окружающим.

     Важными
являются потребности ребенка в 
позитивном отношении и самоотношении,
которые возникают в результате
научения. Первая из них возникает 
вследствие любви и заботы о ребенка,
вторая формируется при положительном
отношении окружения. Оценки со стороны
окружающих, особенно в детстве, могут
искажать внутренние переживания человека.
Ребенок на основании положительных или
отрицательных оценок его поведения взрослыми
старается быть тем, что от него хотят,
а не тем, кто он есть. Внешние оценки ведут
к искажению самоотношения ребенка. Навязанные
образы, ценности вытесняют и замещают
«истинные» переживания и ценности,
что ведет к саморазрушению Я.

     Такой
ребенок чувствует напряженность,
дискомфорт. Следствием искажения могут
стать агрессивность, конфликтность, замкнутость,
тревожность, враждебность по отношению
к другим людям, нарушение общения.

     Как
этого избежать? Первое условие – 
откровенность, искренность, правдивость 
отношений с ребенком. Второе условие
– безусловное принятие ребенка. Принятие
предполагает не только уважение и теплые
чувства, но и веру в положительные изменения,
в его развитие. Ребенок очень нуждается
в положительном к себе отношении. Взрослые
же стремятся оценивать, одобрять или
не одобрять чувства и поведение ребенка,
делать заявления и пугать лишением любви
и привязанности. Чтобы быть хорошим, ребенок
стремится подстраиваться к оценке родителей,
что приводит к утрате внутренних регуляторов
поведения и к дальнейшей не-зрелости
ребенка, который ориентируется только
на внешние оценки. Безусловное принятие
ребенка не означат отсутствие ограничений,
дисциплины и отрицательного отношения
к его поступку. Однако они должны строиться
так, чтобы ребенок не сомневался в уважении
к нему. Неудовольствие и отрицательные
переживания должны высказываться не
в виде отрицательной оценки личности
ребенка, а в виде субъективного отношения
к данному поступку.  
Необходимо принимать не только ребенка,
но и себя. Если родители не принимают
себя, а ценят только те свои достоинства,
которые одобряются другими, то они испытывают
напряженность и тревогу, что сказывается
и на ребенке.

     Принятие 
внутреннего мира ребенка создает 
для него теплоту и безопасность
в отношениях с взрослыми, а любовь
и уважение вызывают чувство защищенности,
которое необходимо для полноценного
развития человека.

     Третье 
условие – эмпатическое понимание,
без которого принятие может означать
просто благодушное отношение ко
всем. Эмпатическое понимание включает
в себя проникновение в чувства и мысли
ребенка, умение видеть проблему с его
позиции, встать на его место. Очень важны
модели родительского поведения, так как
они становятся основой не только приобретения
привычек, но и выработки способов разрешения
конфликтов, жизненных проблем. Если родители
уходят от трудностей или прибегают к
агрессии при столкновении с ними, то ребенок
с большой вероятностью будет вести себя
в аналогичной ситуации так же.

     То 
же характерно и для межличностных
отношений, дети осваивают те же отношения,
которое они в течение длительного времени
наблюдают в семье. Возможны ситуации,
когда родители учат каким-то правилам
поведения, но сами их не соблюдают, т.е.
говорят одно, а делают другое. В такой
ситуации более вероятным становится
выбор примера родителей. Ребенок может
и расширять модель поведения, так что
его собственное поведение окажется для
них неприемлемым, т.е. он может отвергать
и то, чем родители дорожат. Вместе с тем
дети не всегда принимают модели поведения
своих родителей.

     Причинами
нарушения поведения и даже эмоциональных
расстройств может быть разлука с родителями,
жизнь вдали от семьи, потеря одного из
родителей, ссоры и конфликты в семье. 

     1.2 Психологический климат
школы как фактор развития личности  

     С
поступлением ребенка в школу 
меняется его социальная ситуация развития.
Школа — сложный социальный организм,
отражающий характер, проблемы и противоречия
общества. Разумеется, культурные различия
родителей, культивируемые ими ценности
не могут не повлиять на поведение учащихся
в школе. Ученик не будет учиться ради
учения, если учение не является ценностью
данной культуры. Так, существуют социологические
исследования влияний региона, социального
статуса родителей на частоту нарушений
развития и поведения детей. Важными моментами
являются население района, где расположена
школа, социальная однородность или неоднородность,
социальный статус района по сравнению
с другими. Есть данные, что для детей из
районов с низким социальным статусом
характерны высокий уровень правонарушений,
психических отклонений и трудностей
в учении. В основе этого явления лежит
целый комплекс причин, одна из которых
— низкий социальный статус родителей.
Специальные исследования показали важную
роль различных социально-экономических
показателей для интеллектуального развития
человека. Интеллект в среднем связан
с социальным положением родителей, но
все-таки не жестко им определен. Есть
люди, которые не используют благоприятные
условия развития, но есть и такие, которые
могут преодолеть неблагоприятные условия.
Это могут быть родители, которые компенсируют
ребенку вниманием и правильным воспитанием
то, чего он лишен из-за низкого социально-экономического
статуса семьи. Но могут быть и сами дети,
которые изменяют свой низкий социальный
статус благодаря своим природным задаткам
и личностным особенностям. 

    1. Общение подростка 
      со взрослыми
Читайте также:  Заниматься с ребенком для развития речи

     В
подростковом возрасте общение с родителями,
учителями и другими взрослыми начинает
складываться под влиянием возникающего
чувства взрослости. Подростки начинают
оказывать сопротивление по отношению
к ранее выполняемым требованиям со стороны
взрослых, активнее отстаивать свои права
на самостоятельность, отождествляемую
в их понимании со взрослостью. Они болезненно
реагируют на реальные или кажущиеся ущемления
своих прав, пытаются ограничить претензии
взрослых по отношению к себе.

Источник

                 
Кафедра социальной педагогики и акмеологии

                    
Контрольная работа

По дисциплине «Коррекционная
педагогика с основами специальной психологии»

«Причины и условия деформации
личностного развития ребенка»

.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Причины и условия деформации
личностного развития ребенка……….4

Заключение…………………………………………………………………15

Список литературы…………………………………………………………16

Введение

В академической
науке устоявшимся является положение
о системной детерминации развития личности,
в схеме которой выделено три основных
фактора: индивидные свойства человека
как предпосылки развития личности, социально-исторический
образ жизни как источник развития личности
и совместная деятельность как основание
осуществления жизни личности в системе
общественных отношений. Причем речь идет
не о параллельных линиях программ жизни
личности, а об их сложном взаимодействии
и взаимообусловленности в ходе развития
человека.

ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ДЕФОРМАЦИИ
ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Системообразующим основанием
в детерминации развития личности выступает
совместная деятельность. Природные, индивидные
свойства и социальная среда не являются
«внешними факторами», действующими по
принципу «больше — меньше». Их преобразования,
влияющие на развитие личности, неотделимы
в жизни личности от преобразований самой
деятельности.

В теории к настоящему времени
сформулированы доминанты развития. Это
культура, ведущая деятельность, сознание,
поведение, опыт, потребность и т.д. Выделены
различные аспекты развития. Однако развитие
человека — процесс сложный,
многоплановый, не всегда поступательный,
линейный, прогрессивно управляемый и
регулируемый. Все планы развития взаимосвязаны
друг с другом, каждый обладает собственным
потенциалом и заимствует этот потенциал
у других.

До недавнего времени в психологических
исследованиях приоритет отдавался функциональному
развитию, а личностное, духовное развитие
не принималось во внимание. Да и в педагогической
практике, в обыденном сознании доминировала
установка на развитие отдельных психических
функций: мышления, памяти, интеллекта
в целом, формирование практических умений
и навыков. Однако вне духовного развития
стало ущербным и функциональное.

Проблемы в развитии ребенка,
ущербность, деформации, нарушения обусловливаются
множеством взаимодействующих факторов,
причин и условий, которые рассматриваются
различными научными направлениями с
разных теоретических позиций: психодинамических,
социодинамических, интеракционистских.
В отечественной и зарубежной психологии
имеется значительное количество теоретических
построений, экспериментальных и эмпирических
данных, накоплен большой клинический
и педагогический опыт, содержащий анализ
механизмов развития человека, причин
и условий возможных нарушений и деформации
психического и личностного развития
ребенка в отдельные периоды его жизни.

Сущность развития учеными
понимается неоднозначно. В отечественной
науке сегодня становится приоритетной
концепция, рассматривающая развитие
не как усвоение, присвоение, послушание,
а как саморазвитие, самостроительство,
творчество самого себя. Откуда для этого
берутся источники? Каждый человек обладает
собственной самостью, что и создает неповторимость
его развития. Самость не всегда положительна.
Но она есть и может многократно усиливаться
или гаситься природными, национальными,
культурно-историческими условиями, на
фоне которых происходит развитие. В психологии
развития в рамках научной школы Л.С.Выготского
содержатся подходы к пониманию «тайны
развития», условий формирования человеком
себя, самостроительства себя.

Чем вызваны различия детей
и как эти различия влияют на их развитие?
К настоящему времени накоплено достаточно
данных, которые имеют не только теоретический,
но и практический интерес.

Для процесса развития важны половые различия,
которые не ограничиваются собственно
половыми характеристиками. Прежде всего
специалисты отмечают скорость созревания.
Девочки созревают гораздо раньше мальчиков,
однако мальчики обладают большей чувствительностью
к воздействию физических факторов. Они
в большей степени подвержены осложнениям
в процессе родов, чаще заражаются и чаще
погибают от детских инфекций. У них выше
вероятность задержки роста после облучения.
Мужчины имеют и меньшую продолжительность
жизни по сравнению с женщинами.

По многочисленным данным, мальчики
и девочки различаются по интеллектуальным,
личностным характеристикам и особенностям
общения. Так, девочки превосходят мальчиков
по вербальным способностям. Они не отличаются
от мальчиков по скорости овладения речью,
но после двух лет они более охотно разговаривают
с другими детьми, речь их более правильная
и сложная. До начала обучения в школе
эти различия пропадают и появляются после
11 лет, оставаясь постоянными на протяжении
всей жизни. У девочек выше беглость речи,
они лучше понимают письменный текст.

Мальчики превосходят девочек
по пространственному мышлению. Эти различия
появляются в подростковом возрасте и
увеличиваются с годами. Мальчики превосходят
девочек и по математическим способностям.
Эти различия начинают обнаруживаться
с 12-13 лет. Мальчики более агрессивны, чем
девочки, что обнаруживается уже с двух
лет, когда это еще не может быть результатом
социализации мальчиков. Агрессивность
прослеживается в мальчишеских фантазиях,
в вербальных и физических проявлениях.

Половые различия обусловлены
действием как биологических, так и социальных
факторов. Биологический фактор включает
хромосомный набор, гормональные особенности,
активность ферментов, которые производят
гормоны, чувствительность тканей к этим
ферментам. Однако формирование половых
различий к ним не сводится. С рождения
ребенок живет в обществе со сложившимися
представлениями о том, каким должен быть
мужчина и какой женщина, какое поведение
для тех и других является нормальным
и социально одобряемым, что позволено
одним и совершенно недопустимо для других.
Общество предоставляет равные возможности
мужчинам и женщинам, но предъявляет им
разные требования. Все это формирует
социальный пол человека или его полоролевую идентификацию
(соответствие его «образа Я» и поведения
в разных ситуациях тому полу, к которому
он принадлежит).

Читайте также:  Ребенок 5 месяцев развитие рацион

Механизмы и закономерности
формирования психологического пола человека
производны как от биологических, так
и от социальных факторов. На основании
экспериментальных данных сделаны выводы
о том, что в формировании половых различий
участвуют различные механизмы: социальное
научение, имитация, когнитивное усвоение
полоролевого поведения, создание полоролевых
схем. Они же усиливают биологически обусловленные
половые различия.

Установлено, что психические
нарушения значительно чаще встречаются
у мальчиков. Существует предположение,
что мальчики по своей конституции более
чувствительны к психическим стрессам,
к воздействию неблагоприятных психологических
факторов. К ним, например, относятся ссоры
и разногласия между родителями. На мальчиков
в большей степени воздействуют переживания,
связанные с разводом родителей.

Различия полов в частоте психических
нарушений связывают с различиями в темпераменте
или стилях поведения. Девочки и женщины
обычно более зависимы, конформны, консервативны,
эмоциональны, тревожны, слезливы и привередливы.

В специальных научных исследованиях
подчеркивается роль темперамента
как механизма, определяющего
особенности поведения человека. В
отечественных психологических исследованиях
свойства темперамента рассматриваются
как формально-динамические,
поскольку они не связаны ни с содержанием
деятельности, ни с целями и мотивами человека,
а определяют динамику деятельности, т.е.
интенсивность, темп, ритмичность психических
характеристик человека в процессе деятельности.
Исследователи, изучающие темперамент,
признают, что свойства темперамента являются
устойчивыми, т.е. проявляются на протяжении
длительного периода времени; обнаруживаются
с раннего детства и представляют собой
типичные для человека стилевые особенности
поведения, т.е. проявляются во всех сферах
жизнедеятельности, связаны со свойствами
нервной системы и являются наследственно
обусловленными.

Авторы называют разные свойства
темперамента. Это область исследований
дифференциальной психофизиологии, которая
изучает физиологические механизмы индивидуальных
различий в психологических характеристиках
человека. В.Д. Небылицын выделил в структуре
темперамента два основных компонента
— активность, которая проявляется в моторике,
общительности и познавательной сфере,
и эмоциональность.

В активности выражается
энергетический потенциал человека, она
определяет динамику его деятельности.
Об активности можно судить по индивидуальному
темпу деятельности, т.е. скорости двигательной
реакции, по склонности к разнообразию
реакций и сверхнормативной активности.

Эмоциональность характеризуется особенностью
возникновения, протекания и прекращения
разнообразных чувств, аффектов и настроений,
т.е. связана с динамикой эмоциональной
жизни человека. Но эта динамика у одного
и того же человека может быть различной
для разных эмоциональных состояний. Поэтому
важен и вид переживаний, которые преобладают
у человека. Предполагается, что наиболее
важными видами эмоций являются удовольствие
(радость), гнев и страх. Они непосредственно
связаны с физиологическими характеристиками,
а их соотношение Друг с другом, по мнению
исследователей, в значительной мере характеризует
эмоциональные переживания человека.

Другой отечественный исследователь
— В.С.Мерлин выделил более частные свойства
темперамента: 1) сензитивность (чувствительность),
которая определяется по силе внешнего
раздражителя, вызывающего реакцию, и
по продолжительности этой реакции; 2)
реактивность (величина непроизвольной
реакции на раздражители); 3) активность
(энергия человека, проявляющаяся при
решении им различных проблем); 4) соотношение
реактивности и активности; 5) темп реакций;
6) пластичность — ригидность (способность
приспосабливаться к изменяющимся внешним
условиям); 7) экстраверсия — интроверсия;
8) эмоциональная возбудимость.

Исследованиями психофизиологов
установлена зависимость между свойствами
нервной системы и характеристиками темперамента.
Экспериментально выделены четыре основных
свойства нервной системы: динамичность
нервных процессов, их сила, подвижность
и лабильность. Каждое из этих свойств
характеризуется двумя нервными процессами
— возбуждением и торможением, а также
балансом по возбуждению и торможению.

Динамичность нервной
системы свидетельствует о скорости
образования условных реакций.

Сила нервной системы понимается как способность
нервной системы в течение длительного
времени быть в состоянии работоспособности,
а также выносливость по отношению к длительным
процессам возбуждения и торможения.

Подвижность нервной
системы характеризует скорость смены
возбуждения торможением и наоборот.

Лабильность нервной
системы связана со скоростью возникновения
и прекращения нервных процессов.

Позднее были выделены общие
и частные свойства нервной системы, различия
между которыми, по предположению В.Д.Небылицына,
определяются анатомо-морфологическими
особенностями строения мозга и связаны
со спецификой функций отделов коры головного
мозга. Наиболее общим свойством нервной
системы названа активированность,
которая определяется лобными отделами
коры головного мозга, обеспечивающими
общую регуляцию функций.

Исследованиями, проведенными
под руководством В. С. Мерлина,
показано, что, с одной стороны, свойства
нервной системы связаны с особенностями
темперамента, но, с другой стороны, не
сводятся к ним.

Английский психолог Г.Айзенк исследовал
связь особенностей поведения человека
с природными предпосылками и полагал,
что процессы возбуждения и торможения
являются определяющими для формирования
таких особенностей поведения, как экстраверсия — иитроверсия.
Интроверты имеют сильный процесс
возбуждения и слабое торможение, а экстраверты
характеризуются слабым процессом возбуждения
и сильным тормозным процессом.

Из такого соотношения процессов
возбуждения и торможения, по предложению
Г.Айзенка, следуют и особенности поведения
тех и других. Интроверты легко активируются
и избегают стимулирующих ситуаций. Экстраверты,
наоборот, склонны искать внешнюю стимуляцию.
Стимуляторами могут быть и общение с
другими людьми, и любая сенсорная стимуляция
(еда, например). развлечения. Они больше,
чем интроверты, любят общаться с другими,
любят приключения и не боятся рисковать.

Установлена связь между успешностью
деятельности и наиболее общим свойством
нервной системы — ее активированностью,
в частности с успешностью учебной деятельности.
Обнаружены связи между свойствами нервной
системы и задатками способностей.

В некоторых зарубежных источниках
указывается на связь темперамента с патологией.
Различия в способах выполнения действий,
стиля поведения детей, обусловленных
особенностями темперамента, оказались
достоверными по таким показателям, как
уровень активности, энергичность, регулярность
различных биологических циклов (сон,
бодрствование и др.). Дети различаются
и по способности к адаптации, т.е. умением
легко менять поведение в ответ на изменения
обстоятельств; по интенсивности эмоциональных
реакций (по-разному реагируют на радость
и неудовольствие), по характеру общительности,
контактности. Однако эти характеристики
не являются навсегда фиксированными
и со временем могут меняться.

Источник