Причины дефектов развития ребенка

содержание   .. 









10    ..


2.


Причины аномалий

или дефектов развития у детей

В
основе аномалий или дефектов развития лежат нарушения первой системы или
определенного анализатора, в результате которых возникают нетипичное (атипичное)
строение и деятельность Органов или всего организма. Отклонения возникают в
процессе внутриутробного, послеродового развития или в результате действия
наследственных факторов. В зависимости от причин возникновения аномалий их
подразделяют на врожденные и приобретенные.

«Педагогу-дефектологу чаще всего приходится иметь дело с врожденными аномалиями
развития головного мозга, органов слуха, речи, последствиями родовых и бытовых
травм, нейроинфекций, некоторыми медленно прогрессирующими дегенерациями. При
всех этих вариантах патологии в нервной системе можно обнаружить очаги поражения
(поломку или недоразвитие). Поэтому в таких случаях говорят о наличии
органического поражения — врожденного или приобретенного характера. Но наряду с
органическими поражениями могут встречаться нарушения функций тех или иных
отделов нервной системы, связанные с повышенной возбудимостью или тормозимостью,
не координированностью работы отдельных функциональных систем. В таких случаях
говорят о наличии функциональных расстройств нервной деятельности, т.е.
рассогласованности, неуравновешенности работы отдельных звеньев».

Причины возникновения врожденных аномалий разнообразны.

К
первой группе относятся патогенные (вызывающие отклонения) агенты, действующие
на развивающийся плод во внутриутробном развитии. Это инфекции, физические и
психические травмы, токсикозы беременности, интоксикации (отравление организма
ядовитыми веществами), температурные влияния (охлаждения), различные болезни
беременной женщины (болезни сердце, легких, эндокринных желез).

Голодание матери, дистрофия, неправильное питание могут ни звать у плода дефицит
питательных веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов.

Возбудителями внутриутробной инфекции могут быть вирусы различных болезней
(краснухи, гриппа, кори и др.). Инфицирование плода происходит во время
беременности, а источником инфекции является больная мать.

Наиболее тяжелые поражения нервной системы, органов слуха, зрения, нарушения в
физическом и психическом развитии и пр. бывают при токсоплазмозе. Возбудитель
проникает из организма матери в плод через плаценту. Заражение человека
происходит от домашних животных и птиц. При врожденной краснухе отмечаются
разнообразные поражения зрения, например катаракта (помутнение хрусталика), а
также двигательные нарушения. К последствиям внутриутробных инфекций нервной
системы относят микроцефалию, гидроцефалию, спастические параличи и парезы,
непроизвольные навязчивые движения (гиперкинезы).

Под
влиянием различных вредностей может нарушаться деятельность желез внутренней
секреции (эндокринных желез), и в этом случае некоторые гормональные нарушения у
беременной отрицательно сказываются на развитии плода.

В
ряде случаев самолечение, бесконтрольный прием лекарственных препаратов,
безуспешные попытки прервать беременность, заболевания жизненно важных органов и
пр. тяжело отражаются на внутриутробном развитии плода.

Возможны различные эмбриональные мозговые поражения вследствие
резус-несовместимости крови матери и плода. В этом случае часто страдают
подкорковые образования, височные области коры и слуховые нервы.

Существует прямая связь между временем воздействия патогенных агентов на
развивающийся плод и негативными последствиями. Чем раньше во внутриутробном
развитии повреждается эмбрион, тем более тяжелыми оказываются последствия этих
вредоносных явлений.

Ко
второй группе врожденных аномалий относятся наследственные генетические
поражения организма. Они характеризуются разнообразными наследственно
обусловленными нарушениями обмена веществ, так как нередко наследственность
определяют как свойство живых организмов воспроизводить сходный тип обмена
веществ в ряду поколений.

Элементарными единицами наследственности являются гены, расположенные в
хромосомах — нитевидных самовоспроизводящихся структурах клеточного ядра. В
составной части хромосомы закодированы основные признаки организма. По
наследству передаются только хромосомы с локализованными в них генами.

Возможно наследование некоторых форм олигофрении (например,
болезнь Дауна) и психозов, обусловленных нарушениями в строении или числе
хромосом. Эти
нарушения вызваны аномалиями хромосомных наборов родителей. Частота хромосомных
болезней среди новорожденных детей составляет около 1 %. Наследуются также
различные типы глухоты и определенные нарушения зрительного анализатора. При
хромосомных болезнях встречается микроцефалия (недоразвитие коры больших
полушарий), являющаяся причиной глубокого интеллектуального дефекта,

Крайне отрицательно влияют на потомство, вызывая врожденные аномалии, алкоголизм
и наркомания родителей. В семье алкоголиков многие дети рождаются умственно
отсталыми, с тяжелыми заболеваниями центральной нервной, системы и другими
патологическими отклонениями. Вместе с тем и умеренное, эпизодическое
употребление алкоголя в период беременности или даже одноразовое его
употребление перед зачатием может пагубно отразиться на судьбе будущего ребенка.

Приобретенные аномалии включают разнообразные отклонения в развитии, вызванные
природовыми и послеродовыми порайонными организма ребенка. К природовым
нарушениям, как правило относятся механические повреждения плода (природовые
травмы), связанные с неблагоприятным течением родов: длительных затяжных или
быстрых, стремительных. Распространенным осложнениями является кровоизлияние в
вещество мозга. Сдавливание, деформация головки при наложении щипцов в случае
затяжных родов может быть причиной разрыва сосудов. Результатом стремительных
родов также бывает кровоизлияние из-за быстрой смены внутриматочного давления
атмосферным.

К
расстройствам кровообращения с тяжелыми последствиями приводит асфиксия
(остановка дыхания, кислородное голодание у ребенка во время родов). При
длительных родах, вызванных неправильным положением плода, вероятно
травматическое повреждение плечевого нервного сплетения, в результате которого
наступает периферический паралич руки.

Читайте также:  Развитие ребенка с овз по основным линиям развития

Послеродовое приобретенные аномалии развития в основном является последствиями
перенесенных в раннем детском возрасте заболеваний. К этим заболеваниям
относятся инфекционные болезни нервной системы, известные под названием
нейроинфекций. Среди них воспалительные заболевания, вызванные, как правило,
бактериями или вирусами.

Заболевание менингитом (воспаление
мозговых оболочек) может привести к развитию гидроцефалии, к глухоте,
двигательным нарушениям, задержке психического развития.

Последствия перенесенного энцефалита (воспаление
головного мозга) во многом зависят от возраста больного. В раннем детском
возрасте он может стать причиной глубоких задержек психического и моторного
развития, аффективных вспышек, неустойчивого настроения.


Менингоэнцефалит 

вторичный энцефалит, возникает в результате перенесения ребенком различных
инфекционных заболеваний. Болезненный процесс в этих случаях захватывает области
головного и спинного мозга.

К
последствиям менингоэнцефалита относятся многочисленные патологические симптомы.
Это могут быть двигательные расстройства, речевые нарушения и др. Особенно
страдает интеллект.


Полиомиелит 
(острое
инфекционное заболевание нервной системы) приводит к резкому ограничению
двигательных возможностей ребенка. Болезнь характеризуется стойкими параличами
отдельных групп мышц.

К
поражениям нервной системы приводят такие инфекционные болезни, как корь и
грипп. В остром периоде этих заболевании возможно развитие энцефалита, поражение
вещества и оболочки головного и спинного мозга со всеми вытекающими аномальными
последствиями.

К
реже встречающимся причинам приобретенных аномалий относятся различные
травматические повреждения (преимущественно слухового и зрительного анализатора,
а также черепно-мозговые травмы). Вследствие патологических изменений нервной
системы черепно-мозговые травмы могут сопровождаться выраженными изменениями
двигательных и психических функций (параличами, расстройствами слуха, зрения,
внимания, памяти и речи, нарушением интеллектуальной деятельности, неврозами и
эпилепсией).

В
ряде случаев причиной аномалии могут оказаться интоксикации. Обычно от
интоксикации страдает весь организм, но отдельные вещества особенно активно
действуют на нервную систему (алкоголь, наркотики, соли свинца, ртути и др.). Из
лекарственных средств особо токсичны большие дозы антибиотика стрептомицина: они
могут привести к поражению слухового нерва.

Различные заболевания носоглотки, органов зрения могут вызвать тяжелые
осложнения и поражения соответствующих анализаторов с последствиями аномального
развития ребенка. Поэтому важно их своевременное предупреждение и профилактика.

содержание   .. 









10    ..

Источник

 «Виды и причины отклонений в развитии ребёнка»

                                                        ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ И ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В

РАЗВИТИИ………………………………………………………………….…4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..12

ВВЕДЕНИЕ

Факторы риска — это понятие, обозначающее широкий круг условий, способных оказывать неблагоприятное влияние на развитие ребёнка. Факторы риска — это опасное действие которых носит вероятный характер, означает более или менее вероятную угрозу возникновения отрицательных последствий. Различают факторы высокого, умеренного и низкого риска в зависимости от степени её выраженности.[1]

В результате анатомо — патологических исследований авторы указывали на поражения головного мозга у детей, которые возникали часто во время беременности, родов и первые месяцы жизни, нарушая развитие ребёнка. Нарушения и отклонения созревания функций и систем детского организма зависят от времени воздействия патологических факторов — от того, на каком этапе онтогенеза они воздействовали и сколько по времени. Компенсаторные   возможности   зависят от возраста влияния вредных факторов на ребёнка и длительности их воздействия.[2]

Также анализируя исследования в данной области свидетельствуют о том, что биологические и социальные факторы по — разному сочетаются и в различной мере воздействуют на нарушения в развитии у детей. Это требует рассмотрения данных факторов в комплексе.

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ И ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В

РАЗВИТИИ

Биологические факторы

В основе интеллектуальной недостаточности в большинстве случаев лежит воздействие ряда патогенных факторов (инфекции, интоксикации, травмы и т.д.) на ЦНС плода в период беременности, родов и в первые годы жизни ребенка.

Патогенные факторы:

  • физические и психические травмы матери;
  • инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, корь, герпес, цитомегаловирус, токсоплазмоз и др.);
  • различные болезни беременной женщины (болезни сердца, легких, эндокринных желез);
  • токсикозы беременности;
  • резус-несовместимости крови матери и плода, вследствие чего возможны различные эмбриональные мозговые поражения (в этом случае часто страдают подкорковые образования, височные области коры и слуховые нервы);
  • интоксикации – отравление организма ядовитыми веществами, лекарственными, наркотическими препаратами, алкоголем (не только систематическое, но и умеренное, эпизодическое употребление алкоголя в период беременности или даже одноразовое его употребление перед зачатием может пагубно отразиться на судьбе будущего ребенка);
  • дистрофия, голодание, неправильное питание матери могут вызвать у плода дефицит питательных веществ: белков, жиров, углеводов.
Читайте также:  Причины нарушения физического развития ребенка

 влияющие на ЦНС плода в период беременности, родов и в первые годы жизни ребёнка. Такая дефицитарность ЦНС приводит к нарушению познавательной деятельности ребёнка, незрелости эмоционально — волевой сферы, ослаблении у него внимания, восприятия, памяти, отставании в развитии речи и тонкой моторики, ослаблении произвольной регуляции поведения.

Наследственные генетические поражения организма.

Элементарными единицами наследственности являются гены, расположенные в хромосомах– нитевидных самовоспроизводящихся структурах клеточного ядра. В составной части хромосомы закодированы основные признаки организма. По наследству передаются только хромосомы с локализованными в них генами.

Возможно наследование некоторых форм интеллектуальных нарушений(например, синдром Дауна) или психозов,обусловленных нарушениями в строении или числе хромосом.Наследуются также определенные нарушения зрительного и слухового анализаторов.

Приобретенные нарушения

К нарушениям во время родов, как правило, относятся:

  • Родовые травмы, связанные с неблагоприятным течением родов (длительных, затяжных или быстрых, стремительных).

Распространенным осложнением этого может явиться кровоизлияние в вещество мозга: при затяжных родах сдавливание, деформация головы ребенка может быть причиной разрыва сосудов, а в результате стремительных родов кровоизлияние может произойти из-за быстрой смены внутриматочного давления атмосферным.

При длительных родах, вызванных неправильным положением плода, возможно также травматическое повреждение плечевого нервного сплетения, в результате которого наступает периферический паралич руки.

  • Асфиксия – остановка дыхания, природное голодание у ребенка во время родов – приводит также к расстройствам кровообращения с тяжелыми последствиями.

Послеродовые приобретенные нарушения в развитии в основном являются последствиями перенесенных заболеваний в раннем детском возрасте. Сюда относятся:

  • инфекционные и вирусные заболевания (менингит, энцефалит, полиомиелит и др.);
  • различные травмы (черепно-мозговые, слухового или зрительного анализаторов);
  • интоксикации (отравление организма ядовитыми веществами, лекарственными, наркотическими препаратами, алкоголем);
  • различные заболевания органов зрения, слуха, носоглотки, которые могут вызвать тяжелые осложнения и поражения соответствующих анализаторов с последующим нарушением в развитии детей.

Семейные факторы

В семье огромную роль играет — эмоциональный фактор воспитания:

  • бескорыстная любовь родителей к детям;
  • эмоциональное благополучие ребёнка, которое базируется на уверенности в том, что его любят близкие родные люди.

Также важно состояние психосоциобиологической системы: диады «мать — дитя». От психического состояния матери (здоровья), от её взаимоотношений с ребёнком, зависят его развитие и состояние психического здоровья. Огромное значение имеют адекватность эмоциональных реакций матери, связанных с выраженностью материнского чувства. Недостаточность материнского чувства лежит в основе материнской деривации.

Психопатологические проявления у матери во время беременности и после родов являются причинами, когда впоследствии формируются неправильные типы общения с ребёнком. При нежелательной или не планируемой беременности первые три месяца могут протекать на фоне тревожного и депрессивного состояния. Наблюдаются и послеродовые психозы, которые возникли после ранее перенесенных психических расстройств или стрессов.

В развитии ребёнка большую роль играет и психологическая подготовка отца к отцовству, стимуляция его родительских чувств. Эксперты Оксфордского университета изучили, что мальчики страдают больше, чем девочки, если отцы страдают депрессией, или они алкоголики, или их общение с ребёнком носит формальный характер.

К нарушению нервнопсихического развития детей могут привести факторы:

  • длительная разлука с родителями;
  • аффективные конфликты супругов;
  • депрессивное или тревожное состояние родителей;
  • непонимание причин возникновения нарушений развития у ребёнка;
  • недостаточная организация развивающих занятий и игр;
  • неспособность заметить отклонения в развитии ребёнка;
  • жесткое, формальное, поверхностное общение с ребёнком в семье;
  • неадекватные реакции родителей на интеллектуальные возможности и неудачи ребёнка, на изменение эмоционально — поведенческие и коммуникативные реакции;
  • отсутствие учета личностных особенностей ребёнка (экстравертность, интровертность, амбивертность), его возрастных, конституциональных, физиологических возможностей;
  • необоснованный рост требований, предъявляемых личности ребёнка;
  • неумение сформировать для ребёнка коррекционно — развивающую среду.  

   В результате личность ребёнка может развиваться дисгармонично, что может привести к трудностям социально – психологической адаптации и проблемам, связанным  с формированием позитивного образа себя и взаимоотношений с окружающим миром.

Также учитывается:

  • стиль воспитания – тон эмоционального и практического отношения к ребёнку;
  • особенности воспитания в семье;
  • наличие в семье лиц с психическими нарушениями, личностными отклонениями, инвалидов.

Психологические факторы

  1. Неблагоприятные семейные обстоятельства:

— неопределённые или напряженные отношения с отцом будущего ребёнка;

— нежелание иметь дитя;

— негативное отношение близких родственников к рождению ребёнка;

— страх или боязнь предстоящей ответственности за своего ребёнка;

— неуверенность в своих силах и в умении выполнять новые обязанности;

— отсутствие внешней помощи и поддержки;

— наличие депрессии у матери;

— бытовая неустроенность;

— патология беременности, родов.

  1. Ситуации эмоционального неприятия специалистами и родителями ребёнка, отказ в признании его творческих и интеллектуальных возможностях приводит к развитию у него патологических форм реагирования на окружающих, безразличия к любой интеллектуальной деятельности. В результате чего возникает дезадаптация в микро – и макросоциуме.
  2. Состояния психологического внутреннего дискомфорта:
Читайте также:  Методика развития ребенка марии монтессори

— необоснованное беспокойство о будущем;

— постоянные размышления о своём поведении;

— ощущения себя плохим и никому ненужным;

— страх всего нового;

— страх ошибиться;

— страх быть неуспешным;

— неуверенность в одобрительном отношении окружающими;

— наличие у ребёнка дефицита внимания, понимания, признания, одобрения, любви со стороны окружающих.

Социальные факторы

Л.С. Выготский указывал, что в каждом возрастном периоде у ребёнка имеется своя социальная ситуация «система отношений между ребёнком данного возраста и социальной действительностью, «как исходный момент» для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течении данного периода» развития, которая представляет конкретную форму отношений с взрослым в тот или иной период своей жизни. [3]

Результаты исследований [4] продемонстрировали, что благоприятные социальные факторы смягчают воздействие биологических факторов риска.

Д.Н. Исаев выделяет следующие социальные факторы:

— глобальные (неблагоприятные: страх перед войной, стихийные бедствия, ожиданием экологической катастрофы и т.д.);

— общественные (неблагоприятные: добровольный или вынужденный выезд из привычного места жительства, ситуации вне дома «риск к нападению, насилию, издевательствам», неблагоприятные материально – бытовые условия жизни);

— связанные с детскими, медицинскими и образовательными учреждениями;

— семейные.

Эмоциональные факторы

  1. Когда ребёнку в силу тех или иных причин невозможно достичь его возрастного вариативного биологического и социального уровня развития, формируются разные эмоциональные нарушения, которые вторично неблагоприятно воздействуют на дальнейшее психическое и умственное развитие ребёнка.
  2. При аномалиях развития, при длительных заболеваниях раннего возраста, нарушениях детско – родительских отношений, психологическом дискомфорте, испытываемом ребёнком в детском учреждении, могут возникнуть выраженные нарушения эмоционально – поведенческой сферы, которые приводят к ограничению функций.
  3. Эмоционально – поведенческие расстройства являются вторичными образованиями связанными с нарушением внутрисемейных и межперсональных отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нарушение в развитии может возникнуть под влиянием действия различных вредных воздействий внутреннего и внешнего характера на организм эмбриона, плода, новорожденного или ребенка в раннем возрасте. Часто имеет место сочетание этих вредоносных факторов.

Действие неблагоприятных факторов, как внешних, так и внутренних, приводят к колебаниям в эмоциональной сфере. Если действие этих факторов продолжается длительное время, то это может привести к стойким изменениям.

Органическое поражение коры головного мозга во внутриутробный, родовой периоды, а также первые три года жизни, длительное неблагоприятное воздействие психотравмирующих факторов на незрелый мозг ребёнка могут привести к необратимой перестройке его эмоционально-волевой сферы и личности в целом.

По данным ООН в мире насчитывается примерно 450миллионов людей с нарушенным психическим и физическим развитием. Это составляет1/10 часть жителей нашей планеты. По данным ВОЗ число таких жителей в мире достигает 13%. 3% детей рождается с недостатками интеллекта и 10% детей — с другими психическими и физическими недостатками.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Бенилова С.Ю, Давидович Л.Р., Микляева Н.В. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы). М.: ПАРАДИГМА — 2012.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений \ Проблемы развития психики. В 6 т. М.: Педагогика. Т.2 – 1982. Т. 3. – 1983. Т. 4. – 1984.
  3. Новые формы ранней психопрофилактики в системе охраны психического здоровья детей \ Материалы Международной конференции психиатров. 16 – 18 февраля, Москва. М.: РЦ «Фармединфо», 1998. – 384 с.
  4. Психология развития: Энциклопедический словарь\ Под.ред. А.В. Петровского, А. Л. Венгера;  ред. – сост. Л.А. Карпенко. М.: ПЕР Сэ, 2005. – 176 с.
  5. Психогигиена детей и подростков \ Под. Ред. Г.Н. Сердюковской (СССР), Г.Г. Гельница (ГДР) Совместное издание СССР – ГДР. – М.: Медицина, 1985. – 225 с.
  6.  Проселкова М.С, Козловская Г.В., Калинина М.А., Платонова Н.В. Новые формы ранней психопрофилактики в системе охраны психического здоровья детей \ Материалы Международной конференции психиатров. 16 – 18 февраля, Москва. М.: РЦ «Фармединфо», 1998. – 384 с.

[1] Психология развития: Энциклопедический словарь\ Под.ред. А.В. Петровского, А. Л. Венгера;  ред. – сост. Л.А. Карпенко. М.: ПЕР Сэ, 2005. – 176 с.

[2] Проселкова М.С, Козловская Г.В., Калинина М.А., Платонова Н.В.

Новые формы ранней психопрофилактики в системе охраны психического здоровья детей \ Материалы Международной конференции психиатров. 16 – 18 февраля, Москва. М.: РЦ «Фармединфо», 1998. – 384 с.

[3] Выготский Л.С. Собрание сочинений \ Проблемы развития психики. В 6 т. М.: Педагогика. Т.2 – 1982. Т. 3. – 1983. Т. 4. – 1984.

[4] Психогигиена детей и подростков \ Под. Ред. Г.Н. Сердюковской (СССР), Г.Г. Гельница (ГДР) Совместное издание СССР – ГДР. – М.: Медицина, 1985. – 225 с.

Источник