Презентация пальчиковая гимнастика и ее роль в развитии речи ребенка

Слайд 1

Free Powerpoint Templates Из опыта работы Рябовой Ирины Анатольевны, воспитателя высшей квалификационной категории МБДОУ №22 «Золотая рыбка» «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»

Слайд 2

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А.Сухомлинский «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию» В.М.Бехтерев

Слайд 3

Цель работы: Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений Задачи : Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры; Повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста. Ожидаемый результат: Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста; Формирование речевых навыков у детей младшего возраста; Интеллектуальное развитие детей; Обогащение родительского опыта в воспитании детей.

Слайд 4

План работы Подбор и изучение научно-методической литературы по данной теме . Изучение теоретических основ формирования речи детей младшего возраста Изучение особенностей становления речи детей на ранних этапах детства Разработка перспективного плана работы Создание картотеки пальчиковых игр Разработать план работы с родителями по данной теме Консультативная помощь родителям Обобщение опыта работы по теме самообразования Выступление с докладом об опыте работы на педсовете

Слайд 5

Взаимодействие с родителями Индивидуальные беседы : рекомендовать родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость. Консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» «Пальчиковая гимнастика» «Практикум для родителей по теме: «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Ширма — передвижка «Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего дошкольного возраста» Выпуск памяток для родителей «Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников», «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?»

Слайд 6

Учёными была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы и наоборот.

Слайд 7

Наша речь имеет неврологические основы . Головной мозг — это высший отдел нервной системы. Он управляет деятельностью всех структур нервной системы, в том числе и речью .

Слайд 8

М.М.Кольцова в работе «Ребёнок учится говорить» указывает на то, что речевые области формируются под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук. Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга.

Слайд 9

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккупунктурных точек, массируя которые, можно воздействовать на внутренние органы рефлекторно с ними связанные .

Слайд 10

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце .

Слайд 11

Пальчиковые игры — э то открытие нашей народной педагогики

Слайд 12

«Ладушки», « Сорока», « Этот пальчик» — первые игры, с которыми знакомится ребёнок. Они передаются из поколения в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти , аналитического мышления , зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том числе и речи, а в дальнейшем формированию письма .

Слайд 13

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6 – 7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Уже с десятимесячного возраста проводятся активные упражнения, вовлекая больше пальчиков с достаточной амплитудой. Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик. Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

Слайд 14

Рекомендации для проведения этих занятий После каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы (потрясти кистями рук) Пальцы нужно нагружать равномерно Оказывает комплексное воздействие

Слайд 15

Учитывая тот факт, что активные движения тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и использовать их в работе с дошкольниками. Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.

Слайд 16

Сжимание – разжимание кулачков Две весёлые лягушки Ни минуты не сидят. Ловко прыгают подружки, Только брызги вверх летят. Напряжение – расслабление пальцев Наши пальчики сплетём И соединим ладошки. А потом как только можем Крепко – накрепко сожмём.

Слайд 17

Потягивание Мы наши пальчики сплели И вытянули ручки. Ну, а теперь мы от Земли Отталкиваем тучки. Сгибание – разгибание всех пальцев вместе и по очереди Мы рисуем бегемота. Кто желает поработать? Каждый палец рвётся в бой И кивает головой.

Слайд 18

Разные движения пальцами. Пара ножниц есть у нас, Пригодятся нам не раз. Кто из нас такой отважный, Что разрежет лист бумажный. Растягивание. Тренируются весь день И бороться им не лень. Вот какие молодцы, Настоящие борцы!

Читайте также:  Ставят диагноз задержка развития ребенка

Слайд 19

Упражнение для кончиков пальцев Пальцы в гости приходили, Тук, тук, тук – стучались в дверь. Только дверь им не открыли: Думали, там страшный зверь. Вращение пальцами Палец указательный Умный и внимательный. Занят делом постоянно. Он – помощник капитана.

Слайд 20

Касание подушечками пальцев соответствующей ладони Средний палец – старший брат, Он помочь братишкам рад. Засучивши рукава, Начал он колоть дрова. Массаж пальцев Долго – долго суп варился, Котелок наш закоптился. Будем мы его тереть, Чтобы начал он блестет ь.

Слайд 21

«Дом » Молоточком мы стучим, Дом построить мы хотим. Строим мы высокий дом, Будем жить мы в доме том. «Бабочка » Бабочка-коробочка, Улетай под облачко. Там твои детки На березовой ветке.

Слайд 22

Гимнастика с учебными предметами Мы ручку правильно берём, Кладём на средний палец, Теперь большим его прижмём, А указательным ведём, Чтобы она качалась.

Слайд 23

Литература Анищенко Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» М. – 2006 г. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Пальчиковая гимнастика» М. – 2004г. Поваляева М.А. «Справочник логопеда» Р.на Д. – 2003 г. Цвынтарный В. «Играем пальчиками и развиваем речь» С.-П. – 1996г. Петербургский научно – практический журнал «Дошкольная педагогика» № 7 – 2008 г., № 3 – 2005 г.

Слайд 24

Благодарю за внимание !

Источник

Афанасьева Наталья
Презентация «Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Слайд 1

Я хочу с вами поделиться опытом работы «Пальчиковые игр как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста».

Слайд 2

Я работаю как с детьми раннего возраста, так и младшего дошкольного, и очень люблю в работе с ними использовать пальчиковые игры.

Пальчиковые игры – это общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики рук детей, которые сопровождаются рифмованными четверостишиями.

Учеными доказана связь между пальцевой моторикой и речью, поэтому мы можем говорить о том, что пальчиковые игры способствуют развитию речи детей.

Слайд 3

Значение пальчиковых игр:

— они развивают мелкую моторику, что стимулирует развитие речевых центров;

-Развитие мелкой моторики

готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем:

рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д.

-способствуют расширению словарного запаса детей;

-помогают наладить контакт между взрослым и ребенком.

Слайд 4

Основные задачи, которые мы решаем с помощью пальчиковой гимнастики:

Развитие координации движений.

Совершенствование зрительно–двигательной координации и ориентировки в микропространстве.

Совершенствование умений подражать взрослому, понимать смысл речи.

СЛАЙД 5

Выделяют следующие виды пальчиковых игр:

Игры-манипуляции

Это игры, которые развивают воображение, когда ребенок в каждом пальчике видит определенный образ.

(«Сорока-белобока», «Этот пальчик хочет спать«, «Ладушки-ладушки», «)

Сюжетные пальчиковые упражнения

В эту группу входят упражнения, позволяющие детям изображать предметы мебели и транспорта, птиц, домашних и диких животных, деревья, насекомых.

«Пальчики здороваются«, «Грабли», «Цветы», «Ежик».

Пальчиковые упражнения кинезиологические (гимнастика мозга)

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

«Колечко» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

(«Кулак-ребро-ладонь», «Горизонтальная восьмерка», «Колечко», «Симметричные рисунки«).Колечко» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

«Кулак — ребро — ладонь» —последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо-нос» — левой рукой взяться за кончик носа, правой — за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Симметричные рисунки» — рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).

«Горизонтальная восьмерка» — нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомасса

Колечко» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

«Кулак — ребро — ладонь» —последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо-нос» — левой рукой взяться за кончик носа, правой — за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Симметричные рисунки» — рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).

«Горизонтальная восьмерка» — нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомасса

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

«Колечко» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

Читайте также:  Модели воспитания в семье с ребенком с отклонениями в развитии

«Кулак — ребро — ладонь» —последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо-нос» — левой рукой взяться за кончик носа, правой — за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Симметричные рисунки» — рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).

«Горизонтальная восьмерка» — нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

Пальчиковые игры, включающие самомассаж пальцев и кистей рук

Здесь применяются традиционные массажные движения — растирание, разминание, пощипывание, надавливание.

(«Капуста»)

Театр в руке

Это игры с помощью которых мы можем разыграть небольшой сюжет.

(Закаляка, У оленя дом большой.)

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

«Колечко» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

«Кулак — ребро — ладонь» —последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо-нос» — левой рукой взяться за кончик носа, правой — за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Симметричные рисунки» — рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).

«Горизонтальная восьмерка» — нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

слайд 6

Кроме того, пальчиковые игры можно использовать в период адаптации детей к условиям детского сада.

В данном случае такие игры позволяют наладить доверительные отношения между взрослым и ребенком;

Помогают детям преодолеть стрессовые ситуации, связанные с протеканием процесса адаптации;

дарят малышам минуты радости, вызывают у них положительное отношение к детскому саду.

слайд 7

Этапы разучивания игр:

1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно,

взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью

взрослого, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

• Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

• Используйте максимально выразительную мимику и читать стихотворение выразительно, эмоционально.

слайд 8

В этом году я попыталась обобщить накопленный материал по данной теме и у меня получился вот такой лэпбук.

слайд 9

Папка включает в себя 3 раздела:

-это теоретический материал о пальчиковых играх;

-консультации для родителей «О пользе занятий пальчиковой гимнастикой» и «Упражнения на развитие мелкой моторики рук»

слайд 10

Также сюда входит картотека пальчиковых игр по лексическим темам. (Расписаны названия всех недель и на каждую тему подобрано несколько игр с картинкой).

слайд 11

Кроме того, папка содержит приложения,это:

-шаблоны для рисования пальчиками;

-небольшая картотека игр со схемами;

-атрибуты для игр;

-шнуровки;

-пальчиковый театр.

слайд 12

«Улитка»

слайд 13

«Олень»

слайд 14

«Надувала кошка шар»

слайд 15

«Мы во двор пошли гулять»

слайд 16

спасибо за внимание

Источник

Слайд 1

Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Подготовила воспитатель: Пискарева Ольга Владимировна

Слайд 2

Цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр. Задачи: – сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей; – совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры; — повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и . привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе.

Слайд 3

« Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию» В.М. Бехтерев

Слайд 4

Что же такое пальчиковые игры? Пальчиковые игры — это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. Проведение с детьми пальчиковых игр способствует развитию у них мелкой моторики рук, у них улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале.

Слайд 5

Известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики — тем более гибкий ум. Как правило это известные детям потешки , прибаутки, простые четверостишья. В процессе их проговаривания включается работа рук, касание частей тела, поглаживание, постукивание, соединение пальцев.

Слайд 6

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными .

Слайд 7

Традиционные: 1. Самомассаж кистей и пальцев рук ( растирания – движение должно быть, как при намыливании и мытье рук; разминание суставов- резко сжать пальцы в кулак и медленно разжать и т. д.) 2. Графические упражнения ( штриховка , дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда)

Читайте также:  Основные направления развития ребенка дошкольного возраста

Слайд 8

3 . Игры с пальчиками с речевым сопровождением («Мы делили апельсин», «Домик для зайчат», «Я гуляю во дворе»)

Слайд 9

4. предметная деятельность (игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём)

Слайд 10

5. Игры (мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек). 6. И гры на развитие тактильного восприятия («Гладкий — шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек»).

Слайд 11

6. кукольные театры (пальчиковый , варежковый , перчаточный, театр теней )

Слайд 12

Нетрадиционные: 1. Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками и т.д ;

Слайд 13

ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов: — Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх, А потом обратно, чтоб стало мне приятно. — Научился два ореха между пальцами держать. Это в школе мне поможет буквы ровные писать. — Три ореха я возьму, между пальцами зажму. Раз, два, три, четыре, пять, орехи сложно удержать! — Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех. — Вокруг Земли Луна летает, а вот зачем – сама не знает.

Слайд 14

КАРАНДАШИ Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик быть послушным научу. Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю. Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.

Слайд 15

МАССАЖНЫЕ ЩЁТКИ ИЛИ КОЛЮЧИЙ МЯЧИК Гладила мама – ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат!

Слайд 16

ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ, НАПОЛНЕННЫЕ СОЛЬЮ, КРУПОЙ, МЕЛКИМИ КАМУШКАМИ Эти шарики берем Ими ручки разомнем. Каждый шарик не простой — Этот с солью, с рисом тот. Меж ладошками кладем Им ладошки разотрем. Вверх и вниз его катаем Свои ручки развиваем! Можно шар катать по кругу, Перекидывать друг другу. Раз, два, три, четыре, пять — Нам пора и отдыхать!

Слайд 17

ЧЁТКИ (БУСЫ ) — Перебирать бусы и называть дни недели, месяцы, имена и т. д . — Катать бусины между ладоней: Покатаю я в руках бусинки – горошки. Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки. — Нанизывать бусины на леску: Я сижу, но не скучаю, Бусы маме собираю. Нанизала бусы я — Рада мамочка моя!

Слайд 18

ПЕРЧАТКИ С НАШИТЫМИ ПУГОВИЦАМИ -Нажимать на всю поверхность ладони и пальцы под счет до 10 ; — Делать растирающие движения ладони и пальцев вверх-вниз и по кругу.

Слайд 19

2. И гры с пальцами с использованием разнообразного материала.

Слайд 20

БЕЛЬЕВЫЕ ПРИЩЕПКИ Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев. Большаку дрова рубить, а тебе воды носить, А тебе печь топить, а тебе тесто месить, А малышке песни петь, песни петь да плясать, Родных братьев потешать.

Слайд 21

КРУПА — В чашку насыпать два вида крупы. Предложить сортировать в две разные чашечки: Я помощницей расту. Своей маме помогу. Я крупу переберу, рис от гречки отберу! — Выложить из гороха или фасоли дорожку: прямую, волнистую и т. д. (по образцу, трафарету или самостоятельно): Я горошины возьму, выложу дорожку. Побежали по дорожке зайчик, белка, козлик.

Слайд 22

— Насыпать в кастрюлю горох или фасоль. Ребёнок запускает туда руки и делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая: Мы тесто месили, мы тесто месили: Нас тщательно всё промесить попросили. Но сколько не месим и сколько ни мнём, Комочки опять и опять достаём.

Слайд 23

ВЕРЁВКА — ВЕРЁВКА С УЗЕЛКАМИ (Завязать на верёвке узелки – до 12, ребёнок перебирает узелки п пальцами, на каждый узел называть день недели, месяцы, времена года, гласные звуки, членов своей семьи и т.д.) — ВЕРЁВОЧКИ Различной длины и цвета заплетать в косички, выкладывать буквы, цифры, цветы, животных по контуру) Для своей сестрички я плету косички Из шнура и из тесьмы, с нею очень мы дружны.

Слайд 24

ПРОБКИ ОТ ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛОК, ТЮБИКОВ ЗУБНОЙ ПАСТЫ, ПУГОВИЦЫ С УГЛУБЛЕНИЕМ Две пробки кладём резьбой верх. указательный и средний пальцы встают на них как «ноги». Двигаемся, делая по шагу приговаривая: Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной поры!

Слайд 25

ПОЛИЭТИЛЕН Кусочки размером примерно как носовой платок и детские ладони. Ребёнок комкает пальцами в ладонь, начиная с угла. Кусочки полиэтилена из кулачка торчать не должны. Сначала можно помогать себе другой рукой, но потом выполнять это упражнение только одной рукой). Вместо полиэтилена можно взять носовой платок: У меня живет проглот — Весь платок он скушал, вот! Сразу стало у проглота Брюхо, как у бегемота

Слайд 26

Таким образом, Пальчиковые игры имеют следующие характеристики: — универсальность — можно играть в любом месте в любое время; — кратковременность — обычно не более 2-5 минут; — наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.

Слайд 27

Систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр, дает свои результаты: — дети становятся более активными в общении; — ясно и последовательно выражают свои мысли; — используют в речи образность, точность языка; — умеют выражать свое отношение к окружающему .

Слайд 28

Спасибо за внимание!

Источник