Пренатальное развитие ребенка презентация

Пренатальное развитие ребенка презентация thumbnail
№СлайдТекст1Пренатальное развитие

Пренатальное развитие

Канд.психологических наук, доцент кафедры социально-психологической безопасности личности Лукаш Лилия Анатольевна +79251991231 E-mail: Lukashli@yandex.ru https://psy-vremya.ru https:// psy-workshop.ru

2Основные понятия и этапы развития

Основные понятия и этапы развития

Антенатальный период — подразделяется на фазы эмбрионального и фетального развития. Фетальная фаза – ранняя (2-7мес.) и поздняя (от 7мес до рождения) Весь антенатальный период занимает 280 дней или 10 лунных месяцев (28 дней) Пренатальный период : Предимплантационный период: 1неделя развития (с момента оплодотворения до имплантации в слизистую оболочку матки). эмбриональный период : от начала второй недели до конца восьмой недели (с момента имплантации до завершения закладки органов). фетальный (плодный) период: с девятой недели до рождения. Интранатальный период Постнатальный период. Период новорожденности или неонатальный: ранний неонатальный (от рождения до 7 дней); поздний неонатальный (от рождения до 28 дней).

3Основные понятия и этапы развития

Основные понятия и этапы развития

Гестационный возраст или истинный возраст новорожденного считается неделями гестации от первого дня последней менструации. В зависимости от срока гестации новорожденные подразделяются на: доношенных (38-42 нед.) недоношенных (менее 38 нед.) переношенных (более 42 нед.). Признаки доношенности: цикл внутриутробного развития 38-42 недели; масса тела не менее 2500 г; длина тела не менее 45 см; имеют все признаки зрелости: удерживает постоянную температуру тела, имеет выраженные глотательный и сосательный рефлексы, устойчивый и правильный ритм дыхания и сердцебиения, активно реагирует на внешние раздражители.

4Внутриутробное развитие

Внутриутробное развитие

5Движения плода (паттерны поведения) Дж

Движения плода (паттерны поведения) Дж

Де Ври с соавт. (De Vries, Visser, Prechtl, 1984)

Сердцебиение: возраст эмбриона составляет только 3 недели, а его длина 6 мм. К 5 неделям – ритм сердцебиения 8 недель (2 месяца и 2 см): медленные движения контура плода; вздрагивания не более 1 сек 9 недель: икота 10 недель: дыхательные движения 9-10 недель: наклоны, движения рук и ног, поворот головы; контакт рук с лицом; вращения тела 10-11 недель: потягивания и зевание 12-14 месяцев: движения кисти рук, пальцев 16 недель (чувствует мама): вытягивания 15 недель: движения глаз 24 недели: сосание большого пальца

6Тератогенные факторы

Тератогенные факторы

7Период новорожденности

Период новорожденности

8Основные характеристики

Основные характеристики

Начало – кризис рождения Социальная ситуация развития – ребенок максимально социальное существо Ведущий тип деятельности – непосредственно-эмоциональное общение Основное новообразование – ходьба Возникновение потребности в движении, общении, новых впечатлений Одна из первых эмоций – интерес Дефицит общения приводит к госпитализму (отставание в физическом и психическом развитии) Окончание – кризис 1 года

9Некоторые подходы в исследовании особенностей развития младенцев

Некоторые подходы в исследовании особенностей развития младенцев

Л.С. Выготский: социальная ситуация развития «Пра-мы» или первоначальное сознание психической общности, которое предшествует возникновению сознания собственной личности (т.е. сознания дифференцированного и выделенного «я»), является сознанием «мы», но не тем подвижным, сложным, включающим уже «я» сознанием позднего «мы» М.И. Лисина: ситуативно-личностное общение: потребность во внимании взрослого, личностные мотивы, экспрессивно-мимические средства ………………………………….

10Некоторые подходы в исследовании особенностей развития младенцев

Некоторые подходы в исследовании особенностей развития младенцев

Э. Эриксон: формирование базового доверия к миру З. Фрейд: оральная стадия Ж. Пиаже: стадия сенсомоторного интеллекта Г. Олпорт: «первый проприум» — это ощущение своего тела, телесная самость, начинают осознавать и интегрировать многие ощущения, которые исходят от мышц, сухожилий, связок, внутренних органов и так далее, и приходят к ощущению своего тела ………………………………………….. ……………………………………………

11Безусловные рефлексы новорожденного

Безусловные рефлексы новорожденного

сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами мозгового ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы):Защитный рефлекс новорождённого; Рефлекс опоры и автоматическая походка новорождённых; Рефлекс ползания (Бауэра) и спонтанное ползание; Хватательный рефлекс; Рефлекс Галанта; Рефлекс Переса; Рефлекс Моро

12Безусловные рефлексы новорожденного (продолжение)

Безусловные рефлексы новорожденного (продолжение)

2. Надсегментарные позотонические автоматизмы (центры продолговатого и среднего мозга) миелэнцефальныые (контролируемые продолговатым мозгом) мезенцефальные (управляемые центрами среднего мозга) https://www.Best-mother.Ru

13Безусловные рефлексы новорожденного (продолжение)

Безусловные рефлексы новорожденного (продолжение)

Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля). Хоботковый рефлекс (по верх.губе). Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина Сосательный рефлекс Хватательный рефлекс (ладонь) и рефлекс Робинсона (держится крепко) Рефлекс Моро (ручки в стороны) Рефлекс Галанта (по позвоночнику) Рефлекс Переса (от шеи к копчику) Рефлекс опоры и автоматической ходьбы новорожденных Рефлекс ползания Бауэра Защитный рефлекс (на живот-поворот головы)

14Оценка развития новорожденного

Оценка развития новорожденного

15Баллы по шкале В. Апгар

Баллы по шкале В. Апгар

10–7 — Оптимально 6–5 — Легкая отклонения в состоянии здоровья 4–3 — Средние отклонения в состоянии здоровья (средняя степень тяжести) 0–2 — тяжелые отклонения в состоянии здоровья (реанимационные мероприятия)

16Оценка позы ребенка

Оценка позы ребенка

Разгибание рук в локтевых суставах – до 180 градусов сгибание в лучезапястных до 150 градусов отведение в сторону бедер – до 75 градусов в каждую сторону разгибание в коленном суставе при согнутом в бедре 90 градусов – до 150 градусов дорсальное сгибание стоп до 120 градусов

17Патология развития

Патология развития

поза «лягушки» ( у глубоко недоношенных, при субдуральных и ВЖК, СРТ, острой надпочечниковой недостаточности) опистотонус (гнойные менингиты, субарахноидальные кровоизлияния, билирубиновая энцефалопатия ) поза «фехтовальщика» – голова приведена к плечу, рука и нога в разгибательном состоянии ( ВЧРТ ) голова запрокинута, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах и приведены к животу ассиметричные позы по гемитипу, по типу параплегии, например снижение мышечного тонуса в руках или в ногах, или снижение в руках и повышение в ногах, по монотипу.

18Период младенчества

Период младенчества

19Границы

Границы

Рефлексологическая точка зрения: с момента появления у ребенка условных рефлексов со всех основных анализаторов (конец 1-го — начало 2-го месяца). Физиологическая точка зрения: ребенок восстанавливает свой первоначальный вес, т. е. с момента установления равновесия обмена со средой. Психологическая позиция: возникновение «комплекса оживления» (1,6 — 2,0 месяца)

20Показатели психомоторного развития ребенка до 1 года

Показатели психомоторного развития ребенка до 1 года

1 месяц: приподнимает головку, когда его кладут на живот, но еще не держит ее. Реагирует на яркие цвета и громкие звуки. Может узнавать родителей по голосу и искать их глазами. 2 месяца. Лежа на животе может удерживать головку некоторое время (несколько минут). Выражает беспокойство или боль криком. «Гулит», когда у него хорошее настроение. 3 месяца. Физиологический гипертонус мышц постепенно исчезает. Ребенок уверенно тянется ручками к игрушкам и может удерживать их, ощупывает и поглаживает различные предметы. Лежа на животе может приподниматься на руках и опираться на них; делает попытки (иногда успешные) перевернуться со спины на живот и на бок. Находясь на руках у взрослого, уверенно держит голову. Часто улыбается окружающим; начинает выражать симпатию определенным людям. В это же время формируется так называемый комплекс оживления: при общении с близкими (симпатичными ему) людьми малыш оживленно двигает ручками и ножками, улыбается, «гулит». 4 месяца. Во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку. Поворачивает голову в сторону источника звука, много «гулит». Как правило, умеет поворачиваться на бок. Смеется, когда с ним играют, может заплакать, когда игра прерывается. Выражает любопытство при виде новой погремушки. Настроение может очень быстро меняться. Пытается обратить на себя внимание родителей: постукивает погремушкой или плачет. В этом возрасте нужно побуждать ребенка к тому, чтобы он сам взял игрушку: покажите ему погремушку, приблизьте к его ладошке, но не вкладывайте в протянутую руку.

21Показатели психомоторного развития ребенка до 1 года (продолжение)

Показатели психомоторного развития ребенка до 1 года (продолжение)

5 месяцев. Может поворачиваться на живот, а лежа на животе опирается на ладони выпрямленных рук, высоко приподнимает голову и верхнюю часть туловища. Более уверенно тянется за игрушкой. Сердится, когда у него что-нибудь отбирают. Узнает близких людей по голосу, различает строгую и ласковую интонацию, начинает реагировать на свое имя. 6 месяцев. Сам еще, как правило, не садится, но сидит, если его посадить. Стоит прямо при поддержке под мышки, поднимается на ноги, если его потянуть за руки. Переворачивается со спины на живот и пытается ползти. Настораживается при виде незнакомых людей. Радуется, когда видит других детей. «Все тащит в рот». 7 месяцев. По просьбе взрослого находит взглядом предмет, если тот находится на своем обычном месте. Много лепечет, повторяет одни и те же слоги. Проявляет нечто вроде чувства юмора: может рассмеяться, если взрослый, например, сделает смешную гримасу. Выразительно дает понять, что хочет, чтобы его взяли на руки. Некоторые дети к этому возрасту уже начинают ползать, что очень важно для профилактики нарушения осанки.

22Психомоторное развитие ребенка (продолжение)

Психомоторное развитие ребенка (продолжение)

8 месяцев. Подражает действиям взрослого. По просьбе выполняет многие разученные действия — «ладушки», «дай ручку» и т. п. С помощью взрослого может пить из чашки. Улыбается при виде своего отражения в зеркале и трогает его. Как правило, болезненно реагирует на расставание с родителями, не любит подолгу оставаться один, хотя способен довольно долго самостоятельно заниматься игрушками. 9 месяцев. Хорошо знает свое имя; ползает, самостоятельно сидит, сам ложится и садится. Встает на колени, стоит при поддержке за одну руку, делает попытки стоять без опоры. При поддержке за руки может ходить. Движения рук становятся более совершенными: перекладывает предмет из одной руки в другую, собирает мелкие предметы. С удовольствием демонстрирует свои навыки, например игру в «ладушки». Начинает чувствовать настроение другого человека: при виде плачущего может тоже заплакать. 10 месяцев. Появляется чувство ревности — может заплакать, если в центре внимания окажется другой ребенок. Начинает осознавать, когда его поведение одобряют, а когда — нет. В этом возрасте ребенка можно побуждать к тому, чтобы он пробовал ходить без поддержки. Только ни в коем случае не держите его за одну руку: во-первых, это может привести к нарушению осанки, во-вторых — к вывиху локтевого сустава.

23Психомоторное развитие ребенка (продолжение)

Психомоторное развитие ребенка (продолжение)

11-12 месяцев. Самостоятельно стоит, поднимается и приседает, нагибается за игрушкой. Многие движения предпочитает делать правой рукой (если, конечно, он правша); может взять двумя пальцами мелкий предмет, пытается снять носок или ботинок. В незнакомой обстановке чувствует себя дискомфортно. Имитирует жесты и звуки. Пытается «самоутвердиться», особенно в присутствии старших братьев или сестер. Может влезть на невысокий диван, залезть под стол. Очень быстро ползает, делает первые самостоятельные шаги. За первый год жизни человек приобретает больше знаний, навыков и умений, чем за всю последующую жизнь

24Проверка знаний

Проверка знаний

Пренатальный период – это Гистационный возраст – это Первые движения плода – Название периода, сср, вдт, новообразования

25Проверка знаний

Проверка знаний

26Список источников

Список источников

https://do.gendocs.ru https://www.best-mother.ru

«Пренатальное развитие»

Источник

Инфоурок

Доп. образование
›Презентации›Презентация по психологии «Психофизиологические особенности плода. Перинатальное развитие»

Психофизиологические особенности плода. Перинатальное развитие

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Психофизиологические особенности плода. Перинатальное развитие

Описание слайда:

Психофизиологические особенности плода. Перинатальное развитие

2 слайд

Сегодня существует множество теорий, подтверждающих важность и значимость вну

Описание слайда:

Сегодня существует множество теорий, подтверждающих важность и значимость внутриутробного развития для дальнейшего успешного развития личности и ее адаптации к реалиям современного мира. Сегодня существует множество приемов в психотерапевтической практике, которые обращены именно на восстановление памяти, связанной с внутриутробным развитием человека. Основные кризисные моменты, эмоции, заложенные в сознании человека, корнями своими уходят в бессознательное, где хранится информация о человеке с момента его зачатия. Наиболее ярко иллюстрирует эту мысль модель С. Грофа [2], который утверждает, что плод в период внутриутробного развития проходит 4 основные стадии психофизиологического развития. Особенности каждой стадии отражены в паттернах переживаний, которые получили название базовые перинатальные матрицы (БПМ). Каждая такая матрица имеет свою психофизиологическую основу. Актуальность темы

3 слайд

Первая перинатальная матрица (БПМ-1) представляет собой опыт исходного симбио

Описание слайда:

Первая перинатальная матрица (БПМ-1) представляет собой опыт исходного симбиотического единства плода с организмом матери в период внутриматочного развития. Этот период характеризуется практически идеальными условиями существования для плода, безмятежностью, ощущением полной безопасности и покоя. Плод со всех сторон окружен жидкостью, что дает ему полное ощущение защищенности и безграничности. Безмятежное внутриматочное состояние может сопровождаться переживаниями, для которых свойственно отсутствие границ и препятствий, например: океаническое сознание, водные формы жизни, пребывание в межзвездном пространстве. Тем не менее, существует ряд физических, химических и биологических факторов, которые могут существенно осложнить и изменить условия внутриутробного существования плода. Нарушения внутриматочной жизни ассоциируются с образами и переживаниями подводных опасностей, загрязненных потоков, зараженной или враждебной природной среды, подстерегающих демонов. На смену мистическому растворению границ приходит их психотическое искажение с параноидальными оттенками. Первая перинатальная матрица (БПМ-1)

4 слайд

Первая перинатальная биологическая матрица существенным образом ассоциируется

Описание слайда:

Первая перинатальная биологическая матрица существенным образом ассоциируется у плода с духовным спокойствием, гармоничностью. Это состояние ассоциировано с чувством удовлетворенности и раскрепощенности, прекрасными пейзажами. Негативные аспекты БПМ-1 ассоциируются с негативными трансперсональными характеристиками личности. Таким образом, можно заключить, что забота о психологическом состоянии беременной женщины является прямой мерой воздействия на плод и обуславливает особенности его психологического развития. Именно через состояние матери происходит воздействие на психику плода, что имеет большое значение не только для внутриутробного развития, но и для дальнейшего развития в течение всей жизни. Существенное воздействие на психофизиологические особенности плода оказывает последовательная смена гестационных доминант, которые представляют собой набор определенных установок, определяющих особенности гестационного развития плода. Сначала развивается доминанта зачатия, после чего активизируется гестационная доминанта, которая является важным условием нормального течения беременности. Взаимосвязь гестационного развития плода с характеристиками личности

5 слайд

Как утверждает Коваленко-Маджуга Н.П. [4], доминанта представляет собой рефле

Описание слайда:

Как утверждает Коваленко-Маджуга Н.П. [4], доминанта представляет собой рефлекторную систему, которая временно функционирует в организме и определяет течение гестационного периода. Она охватывает деятельность одного или нескольких отделов головного мозга и определяет функционирование нервных центров в каждый определенный период беременности, в зависимости от физиологического состояния и потребностей плода. Эта доминанта существенным образом определяет поведение плода и беременной женщины. Деятельность этой доминанты ассоциирована с высокой активностью левого полушария головного мозга. В том случае, если деятельность правого полушария доминирует над левым, развиваются вполне прогнозируемые патологии беременности, нарушается психофизиологическое развитие плода. Деятельность гестационной доминанты направлена на сохранение беременности, создание оптимальных условий для полноценного развития плода. Также она существенным образом влияет на сознание беременной женщины и формирует у нее определенную модель поведения, отношение к беременности [3]. Гестационная доминанта и ее влияние на сознание личности

6 слайд

На смену первой перинатальной матрицы приходит вторая (БПМ-2), которая предст

Описание слайда:

На смену первой перинатальной матрицы приходит вторая (БПМ-2), которая представляет собой психофизиологическую матрицу, которая имеет отношение к началу биологического рождения и ярко проявляет себя на первой клинической стадии рождения. Активизация этой матрицы сопровождается нарушением внутриматочного равновесия, которое сопровождало ребенка в течение всего предыдущего периода внутриутробного развития. Изначально нарушение гомеостаза происходит за счет воздействия химических сигналов, активации гормональной системы. Затем присоединяются активные мышечные сокращения. При полном развертывании этой стадии плод периодически сжимается маточными сокращениями, шейка матки начинает сглаживаться и раскрываться, но выхода еще нет. В образном представлении символическим спутником начала родов служит переживание космической поглощенности. Оно состоит в непреодолимых ощущениях возрастающей тревоги и в осознании надвигающейся смертельной опасности. Источник опасности ясно определить невозможно, и индивид склонен интерпретировать окружающий мир в свете параноидальных представлений. Очень характерны для этой стадии переживания трехмерной спирали, воронки или водоворота, неумолимо затягивающих в центр [5]. Вторая перинатальная матрица (БМП – 2)

7 слайд

Многие важные аспекты этой сложной матрицы переживаний можно понять по ее отн

Описание слайда:

Многие важные аспекты этой сложной матрицы переживаний можно понять по ее отношению ко второй клинической стадии биологических родов. Эта стадия характеризуется продолжением сокращений матки, но шейка матки уже раскрыта, и это позволяет плоду постепенно продвигаться по родовому каналу. Под этим кроется отчаянная борьба за выживание, сильнейшее механическое сдавливание, часто высокая степень гипоксии. На конечной стадии родов плод может испытывать непосредственный контакт с такими биологическими материалами, как кровь, моча и даже кал [1]. Третья перинатальная матрица (БПМ-3)

8 слайд

Эта перинатальная матрица по смыслу связана с третьей клинической стадией род

Описание слайда:

Эта перинатальная матрица по смыслу связана с третьей клинической стадией родов, в которой процесс борьбы за рождение завершается, продвижение по родовому каналу достигает кульминации, и за пиком боли, напряжения следует внезапное облегчение и релаксация. Ребенок родился и после долгого периода темноты впервые сталкивается с ярким светом дня (или операционной). После отсечения пуповины прекращается телесная связь с матерью, и ребенок вступает в новое существование как анатомически независимый индивид. Четвертая перинатальная матрица (БПМ-4)

9 слайд

1.	Аржанова О.Н., Чудинов Ю.В., Абрамченко В.В. Адренергическая система при б

Описание слайда:

1. Аржанова О.Н., Чудинов Ю.В., Абрамченко В.В. Адренергическая система при беременности и в родах // Акушерство и гинекология.– 1985.– №8.– С. 3-5. 2. Гроф С. За пределами мозга. — М., 1993. 3. Добряков И.В. Психотерапия и перинатальная психология знаний // Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: Сб. матер. конф. по перинат. психологии / Институт акушерства и гинекологии РАМН им. Д.О. Отта. – СПб. — 2000.– С. 11. 4. Коваленко-Маджуга Н.П. Перинатальная психология: Издание второе, дополненное.– СПб., 2001.– 214 с. 5. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса // Нервные и эндокринные механизмы стресса: Сб. тр. – Кишинев: Штиица , 1980.– С. 173-184. Список используемой литературы

Выберите книгу со скидкой:

Пренатальное развитие ребенка презентация

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Пренатальное развитие ребенка презентация

Курс профессиональной переподготовки

Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Пренатальное развитие ребенка презентация

Курс повышения квалификации

Пренатальное развитие ребенка презентация

Курс профессиональной переподготовки

Методист образовательной организации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-011868

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник