Пренатальное развитие и рождение ребенка
Наука продвинулась далеко вперед, многое о внутриутробной жизни ребенка стало известно. Но вопрос общения с ребенком до рождения и по сей день очень актуален и до конца не познан. Для начала нужно понять, с кем мы общаемся, т.е. представить, как происходит внутриутробное развитие малыша.
Общение с будущим ребенком: кто ваш «собеседник»?
Сейчас доподлинно известно, что новорожденный приходит в этот мир уже с огромным багажом впечатлений. Он получает ощущения с помощью всех органов чувств. Только что родившийся ребенок обладает всеми пятью человеческими чувствами: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом.
На данный момент уже достаточно изучено внутриутробное развитие малыша по неделям.
С конца 3-й недели у него начинает биться сердце.
В 9 недель на язычке плода появляются вкусовые почки, он способен различать вкус околоплодной жидкости и даже реагировать на него.
В 10 недель чувствительна вся поверхность кожи. 10—11 недель — это время, когда малыш отчетливо чувствует прикосновения, тепло и холод, боль. Но самое главное — что он уже умеет реагировать на эти импульсы. Если ощущения ему неприятны, он может изменять мимику.
В 16 недель ребенок начинает слышать. Сначала он слышит звуки материнского тела: сердцебиение, шум крови, звуки перистальтики. Он воспринимает эти звуки как приглушенные, через водную среду. Затем ребенок начинает слышать звуки, доносящиеся извне. Установлено, что он уже может «запоминать» отдельные слова, различать голоса. В 16 недель у плода развиты уже почти все формы чувствительности.
Примерно к 20-й неделе мама начинает чувствовать движения малыша, и это очень важный момент. Ведь это и есть ваша первая встреча с малышом — телесный контакт!
К 6-му месяцу внутриутробной жизни ребенок способен чувствовать вкус, слышать, видеть и осязать. Он реагирует на ваши прикосновения через стенку живота.
К 9-му месяцу у малыша разовьется обоняние. Он будет распознавать запахи.
Итак, мы узнали о внутриутробном развитии органов чувств плода. Именно на основании этих знаний и строятся различные теории дородового общения с крохой.
История пренатального воспитания
В конце 70-х годов XX века появилась новая отрасль психологии, педагогики и медицины — пренатальное, или дородовое, развитие и воспитание. Была создана новая медицинская аппаратура (ультразвук, волоконная оптика), появилась возможность проводить наблюдения за поведением и состоянием плода.
Калифорнийский акушер Ван де Кар разработал методы работы с беременной женщиной и плодом. Он использовал тактильное воздействие рук на брюшную полость. Беременная похлопывала живот, нажимала на него и произносила повторяющиеся, односложные слова. Эти специальные упражнения выполнялись ежедневно по 15—20 минут. Ван де Кар считал, что таким образом можно помочь более интенсивному интеллектуальному развитию плода.
Американский специалист по дородовой подготовке Брент Логан в 80-е годы занимался изучением звукового воздействия на плод. Беременные прослушивали определенный набор кассет с записями музыкальных произведений и с записями сердечного ритма, который имел разный характер (высота и частота звука изменялись). Таким образом стимулировалось психическое развитие ребенка.
К концу 80-х годов беременные женщины начали слушать музыку через аудиоплеер, помещая наушники на живот, чтобы их малыши тоже слышали понравившуюся им музыку. При этом врачи наблюдали за изменением шевелений плода при помощи УЗИ, измеряли его сердечный ритм.
Но еще раньше во Франции существовал так называемый «поющий» родильный дом Мишеля Одена. Там проводились занятия по хоровому пению, которые посещали будущие отцы и матери. Считалось, что хоровое пение улучшает самочувствие и укрепляет нервы матери, которая впоследствии производит на свет здоровых, спокойных детей. Мишель Оден обратил внимание, что если отец регулярно разговаривает с плодом во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос.
В это же время (в 80-е годы) в Москве, Тамбове, Набережных Челнах и некоторых других городах был апробирован метод профессора Лазарева «Сонатал» (в переводе с латыни сонас — «звучащий», натус — «рожденный»). Суть его в том, что в пренатальный период (до рождения) можно воздействовать на двигательное, эмоциональное и дыхательное состояние плода и даже управлять их развитием. «Сонатал» — метод музыкального стимулирования развития плода и новорожденного. По этой методике мама общается с еще не родившимся малышом с помощью специальных вокально-речевых упражнений.
Пренатальное развитие: колыбельная для… живота
Учеными замечено, что дети еще в утробе матери по-разному реагируют на различную музыку. Они любят структурированные мелодии, например Вивальди, Моцарт, народную музыку, детские песни и не очень любят басовые, низкие звуки (Бетховен, Бах, Лист). Очень хорошо, если вы будете сами петь еще не родившемуся ребенку. Вспомните колыбельные и детские песенки, которые, может быть, пели вам в детстве! Замечено, что малыша можно приучать к ритуалу ночного засыпания. Для этого мама должна регулярно соблюдать определенную последовательность действий, например: ужин, душ, колыбельная. Есть некоторая вероятность, что такой ритуал, знакомый малышу с внутриутробной жизни, поможет ему в дальнейшем успокоиться и заснуть.
Пренатальное общение: как происходит контакт?
Кто-то из будущих мам относится к общению с ребенком скептически, полагая, что достоверно узнать, что чувствует малыш в утробе матери, нельзя. А кто-то старается каждый день говорить с крохой, научиться его понимать. Кто прав? Ответ на этот вопрос можете дать себе только вы сами.
При изменении психоэмоционального состояния беременной в ее кровь выбрасываются те или иные вещества. А поскольку ребенок и мать одно целое, то любой ее негатив тут же отражается на его психическом и физическом состоянии. Именно поэтому для стабилизации эмоционального состояния беременных очень во многих центрах по подготовке к родам и осознанному родительству им предлагают заниматься творчеством. Это занятия танцами, пением, арт-терапия (рисование). Считается, что во время таких занятий происходит общение с малышом. С этим невозможно не согласиться. Через песни, рисунки или поделки будущие мамы учатся выражать свою любовь к малышу еще до его рождения. А эти навыки явно не окажутся лишними и тогда, когда кроха родится. Тем более что практически каждая беременная женщина переживает период повышенной эмоциональности. Перенося свои эмоции на бумагу, можно избавиться от тревог и волнений за ребенка. Занятия творчеством помогают избавиться от негативных эмоций, осознать происходящие перемены.
Не стоит забывать, что у папы тоже есть шанс познакомиться с ребенком еще до его рождения. Малыш слышит папин голос, воспринимает эмоции, которыми сопровождается общение родителей. Будущие папы! Помните, что, заботясь о своей жене и малыше, общаясь с ним, вы как бы даете ему сигнал: «Здесь хорошо, мы ждем тебя и рады тебе». Интерес к миру можно закладывать уже сейчас. Тогда, повзрослев, малыш сам захочет познавать мир, вы заложите в нем любовь к жизни. Замечено, что отцы, которые достаточно часто общались с ребенком во время беременности, и после рождения лучше понимают своего малыша и легко налаживают с ним контакт.
Как общение с будущим ребенком происходило в Древнем Китае и Японии?
В некоторых странах Востока (например, в Древнем Китае и в Корее) издавна считалось, что в день рождения ребенку уже исполняется девять месяцев, то есть возраст человека исчисляется со дня зачатия, а не рождения. Еще более 1500 лет назад в Китае практиковали дородовое воздействие на ребенка. Женщины, ожидающие малыша, ежедневно пели для него нескольких часов: считалось, что это благоприятно отразится на характере ребенка.
А в Японии будущие мамы жили в специальных общинах, расположенных в красивой местности. Специально обученные женщины занимались там эстетическим и музыкальным образованием матери и ее будущего ребенка.
В некоторых странах Африки с давних пор и по сей день практикуются специальные танцы и ритмические движения для беременных.
Общение с будущим ребенком: кому это нужно?
Итак, общение с ребенком до рождения нужно как малышу, так и будущим родителям. Таким образом, ребенок получает новые стимулы для своего развития, а главное — тепло, ласку и заботу будущих мамы и папы. Для этого не обязательно петь, рассказывать стихи и т.д. — можно просто думать о малыше, воспринимать свою беременность положительно.
Проверьте с помощью теста, получаете ли вы настоящее удовольствие от своей беременности
Природа мудра, и не случайно беременность длится девять месяцев. За это время мы можем привыкнуть к своему малышу и научиться его понимать. Почувствовать ответственность за него. Понять и принять новые роли в семье. Женщина может научиться понимать свое тело, что поможет ей в родах. Но самое главное — в это время мы учимся любить нашего малыша, еще не видя его, — любить его таким, какой он есть, не пытаясь переделать его, а стараясь понять. Мы учимся безусловной любви, мы учимся материнству и отцовству, мы учимся общению!
«Прогулка радости»: любовь к жизни закладывается еще до рождения
Понятия «дородового общения», необходимости постоянного контакта с ребенком до рождения используют многие, но понимают их все по-разному. Так, например, в Украине существует «Центр осознанного родительства». Специалисты этого центра отмечают, что трудные роды бывают только при противодействии ребенка, который боится идти в мир. Чтобы предотвратить это, необходим постоянный дородовый контакт. Для этого предлагается использовать так называемую «прогулку радости». Например, гуляя по улице, будущая мама рассказывает своему ребенку, как прекрасен мир, в котором ему предстоит жить, — не обязательно словами, можно и через образы, мысли. Так мама передает малышу положительные эмоции, закладывает в нем любовь к жизни.
Понятие «постоянного контакта» матери и плода воспринимается среди приверженцев пренатального воспитания неоднозначно. В одних методиках — это ежедневные, обязательные «ритуалы» общения. Женщину вводят в так называемое эйфорическое состояние, иногда в состояние гипноза (что противопоказано при беременности). Специалисты таких центров считают, что таким образом мать «воссоединяется» с ребенком, и общение достигает высочайшего уровня. Но это состояние опасно для беременной!
Другие методики говорят о необходимости постоянного, ежедневного обучения ребенка (существуют даже специальные методики обучения математике, языкам, алфавиту и т.д., но их эффективность не является научно доказанной). Здесь путают стимуляцию органов чувств с ранним интеллектуальным развитием. Беременные женщины ставят на живот наушники с записью текстов на иностранных языках, вместо того чтобы спеть песню самой и насладиться любимой музыкой. Они рисуют световым лучом буквы и цифры на своем животике, считая, что таким образом смогут сделать малыша гениальным. Разумеется, для развития ребенок нуждается во впечатлениях, но тех впечатлений, которые он получает, находясь в материнской утробе, вполне достаточно и без каких-либо дополнительных воздействий.
Если мама прислушивается к своему малышу, умеет его понимать и принимать — это залог их успешного контакта в будущем. Вы для малыша сейчас — целая Вселенная, с помощью ваших ощущений он познает мир. Помогите ему, и пусть, придя в этот непростой мир, кроха уже знает, что его ждут и любят!
Источник
Пренатальный период – это период от оплодотворения до рождения. В это время происходит бурное развитие всего организма ребенка и его психики.
Темпы этих изменений поистине фантастические: через 30 часов после оплодотворения яйцеклетка делится на две клетки, а к пятому дню эмбрион имеет уже более ста клеток и представляет собой полый шарик, заполненный жидкостью. После имплантации, которая происходит в начале второй недели, рост и развитие будущего ребенка еще более ускоряются: в две недели его тельце всего 2 мм, в три недели – 4 мм, в 4 – уже 8 мм, а к концу второго месяца достигает 8 см! Всего за полтора месяца из оплодотворенной яйцеклетки образуется крошечное существо, у которого уже есть зачатки всех внутренних и внешних органов и основные отделы мозга. К концу второго месяца внутриутробный ребенок уже вполне похож на человека: у него большая округлая голова с высоким выпуклым лбом, хорошо заметными глазами, носом, ртом. Ручки и ножки еще коротковаты по сравнению с телом, но уже имеют все пальчики. Если бы темпы роста во время беременности сохранялись такими же, как на втором месяце, но новорожденный весил бы около 14 тонн – вдвое больше крупного слона.
Основное развитие заканчивается к середине внутриутробного периода, с 20 недель появляются дыхательные движения. Начиная с 22 недель ребенок может выжить вне организма матери, но только в специально организованных условиях (правда, еще не во всех странах есть возможность такие условия создать). К 20 неделям развиты и функционируют уже все органы чувств и произошел решительный поворот в строении мозга: теперь он уже отличается от мозга других высших приматов, наших ближайших родственников в животном мире, и развивается как мозг человека. Всю вторую половину внутриутробной жизни мозг активно развивается, ребенок осваивает богатую информацию, поступающую из своей ближайшей среды, и даже некоторые воздействия извне. Он, конечно, еще растет, хотя уже не так интенсивно, а в последние недели накапливает жирок и готовится к новой жизни. Посмотрим теперь, как происходит развитие психики ребенка до рождения.
В 22–23 дня начинает биться сердце эмбриона, и в это же время начинает формироваться нервная система. В 6 недель есть все отделы мозга и начинает функционировать вестибулярный аппарат. Вестибулярная система в течение всего внутриутробного периода регулирует положение тела в околоплодной жидкости. Именно она «отвечает» за освоение ребенком еще до рождения ритма и стиля движений матери. Представьте себе, что вы плаваете в большом сосуде, который кто-то носит, поворачивает, потряхивает, сопровождая каждый тип движений звуками разной интонации, разным ритмом дыхания и другой информацией. Неудивительно, что после 9 месяцев такой «тренировки» малыш быстро успокаивается, когда его качают на руках.
Уже в 7,5 недель развивающийся ребенок чувствует прикосновение кожей лица, в 10 недель открывает рот, в 10,5 – сгибает пальцы, а в 11–12 недель может ими двигать и сжимает кулачок. В этот же период возникают активные движения всего тела: ребенок плавает в плодном пузыре, прикасаясь к его стенке – изменяет траекторию движения. В 13 недель ребенок сосет пальчик, и все оставшиеся до рождения 6 месяцев (!) – это его постоянное занятие. Неудивительно, что после рождения самый лучший «успокоитель» – соска. Кроме пальчиков в утробе есть много других «игрушек» для развития тактильной чувствительности и движений: части своего тела, пуповина, а чуть позже, когда ребенок становится крупнее и располагается вплотную к стенкам матки, он может дотронуться и до них.
К середине внутриутробного периода (примерно в 16 недель) просыпается слуховая чувствительность. Первое, что начинает слышать ребенок, – внутриутробные шумы, которые весьма разнообразны и интенсивны. Это шум крови в сосудах, стук сердца матери, движение внутренних жидкостей, перистальтика кишечника. Постоянный, никогда не смолкающий фон. Самые устойчивые по своим характеристикам – стук сердца и шум крови в сосудах, напоминающий морской прибой. Во второй половине своей «первой» жизни малыш слышит и то, что происходит снаружи, правда, в слегка измененном виде из-за окружающей жидкости и тканей материнского организма. Лучше всего он различает звуки в диапазоне от 20 до 5000 гц, которые соответствуют диапазону человеческого голоса.
Очень рано, с трех месяцев, появляется вкусовая чувствительность, а к 5 месяцам малыш реагирует на изменение вкуса околоплодной жидкости гримасой удовольствия или огорчения. Также по-разному он выражает свои ощущения от разных звуков, прикосновений и других воздействий.
Последним развивается зрение – ведь видеть в утробе нечего, там практически всегда темно. Но движения глаз уже есть: в 17 недель малыш жмурит глаза, а с 6 месяцев реагирует на освещение стенки живота матери оранжевым светом. Но все же конкретной информации для глаз еще нет, поэтому развивается только светоощущение, а восприятие контура и другой зрительной информации – это задача следующего, внеутробного периода.
Вот такая интересная жизнь у нас до рождения. По количеству получаемой информации и интенсивности ее освоения – это, наверное, самый «богатый» период человеческой жизни: ведь все основные характеристики мира (звуки, твердость и мягкость поверхности, вкус, движение, появление и исчезновение стимуляции, ее ритм и т.д.) – уже освоены, и все органы чувств ребенка «умеют» с ними работать – есть, на что опереться после рождения.
Галина Филиппова
доктор психологических наук
https://mosparents.ru
Источник
Что такое пренатальное развитие?
Пренатальное развитие – это все, что происходит с будущим малышом от зачатия до появления на свет. Довольно часто медики употребляют термин «перинатальный период» для обозначения времени «около» родов – примерно с 28 недели беременности. Любой здравомыслящий человек понимает, что, пока ребенок находиться в животе у мамы, формируются все органы и системы организма. Физические метаморфозы зародыша можно наблюдать при помощи ультразвукового исследования.
А есть ли у плода психика? Когда она появляется? Какие психические особенности формируются в пренатальный период? Возможно ли воспитание до рождения? На эти и многие другие вопросы пытается найти ответ пренатальная психология.
Началом индивидуальной — отдельной от мамы — психической жизни ребенка считается момент рождения. Именно с этого момента мы начинаем наблюдать, как малыш постепенно изучает мир и его законы. Сначала он учится сосредотачивать свое внимание на предметах и игрушках. Затем начинает отличать знакомые лица от незнакомых, реагирует на появление мамы и ее голос. Довольно быстро ребенок научается понимать окружающих людей и управлять их поведением при помощи плача и улыбки.
Но в нашей жизни ничего не происходит «вдруг», из ниоткуда. Все имеет свои предпосылки и историю развития. Мы не начинаем в один миг ходить, говорить, есть ложкой, завязывать шнурки, управлять велосипедом, читать и писать. Особенности любого возраста подготавливаются прохождением предыдущих этапов. Следовательно, пренатальное развитие во внутриутробный период дает начало психическим особенностям будущего малыша.
Психика человека – свойство его головного мозга. Это свойство позволяет людям воспринимать мир т.е. видеть, слышать, чувствовать вкус, обонять и осязать. Мозг накапливает эти знания, анализирует их и хранит в памяти. Из этих данных складывается образ мира, понимание различных явлений и отношение к ним. Исходя из своей картины мира, индивид выбирает те или иные реакции на внешние события, совершает поступки.
Если психика – свойство мозга, то и возникает оно тогда, когда формируются основные мозговые структуры. Когда же происходит это событие? 1-й триместр беременности считается временем формирования основных соматических структур (тела). Во время 2-го триместра происходит созревание органов плода, до уровня, необходимого для выживания.
На протяжении 3-го триместра происходит созревание структур головного мозга, подготовка к работе всех систем организма и превращение хрупкого зародыша в активно адаптирующегося к среде обитания младенца. Работающий мозг начинает подавать электрические сигналы. Именно так, проводя исследование на овцах, ученые определили предполагаемое зарождения психики.
Пренатальный период: основные тенденции психического развития
Как вы уже поняли, физическое развитие является далеко не единственным процессом, происходящим с человеческим организмом во внутриутробный период. Пренатальная психология накопила достаточно большой массив данных о психической жизни, будущего малыша.
Уже в возрасте 15 недель плод способен совершать хватательные движения, морщиться, двигать глазами и «гримасничать». Раздражение подошв или век вызывают рефлекторные движения – предпосылки будущей самостоятельной двигательной активности.
Ультразвуковое обследование гортани обнаружило первые движения, связанные с генерацией звуков в возрасте 18 недель. После рождения, благодаря окружающей воздушной среде, фонация выразится в крике при рождении и быстро перерастет в целый спектр членораздельных звуков, сопровождающих человека в течение всей его жизни.
К 20-й неделе пренатальное развитие обогащается первыми механизмами будущего познания мира — развиваются органы вкуса и обоняния.
К 24-й неделе более полно развивается кожная чувствительность. На ее основе впоследствии сформируются тактильные ощущения, позволяющие определять температуру и изучать поверхность различных предметов. Примерно в это же время плод начинает реагировать на звук.
На 27-й неделе плод иногда поворачивает голову в направлении света, направленного на живот матери (реакция на свет подтверждается сканированием мозга).
Все эти формы поведения в перинатальный период — мимические движения, брыкание, повороты тела и движение головы — возможно, являются произвольными т.е. самостоятельными движениями плода, стремящегося занять наиболее удобное положение.
Восприимчивость будущего малыша и разнообразие форм его поведения, определяющие пренатальное воспитание, значительно возрастают на 8-м месяце беременности. В середине этого месяца у плода открываются глаза и он может видеть свои руки и окружающее пространство, не смотря на то, что внутри матки темно.
Некоторые ученые полагают, что с 32-й недели плод начинает осознавать происходящее, так как многие нейронные системы головного мозга к этому времени уже полностью сформировались. Сканирование мозга показывает периоды сна, возможно со сновидениями.
С переходом на 9-й месяц пренатальное развитие заключается в том, что у плода устанавливаются суточные циклы сна и бодрствования и завершается развитие слуха.
Воспитание до рождения: гипотезы и исследования
Вопрос о том, как влияет на последующее развитие ребенка опыт, полученный им во внутриутробный период, интересовал людей с давних времен. Пренатальное воспитание интересовало древнегреческого философа Аристотеля. Он считал, что у плода могут быть ощущения. Современные исследователи бьются над загадкой о том, способен ли плод к научению. Можно ли начать воспитание до рождения? Даст ли это ребенку преимущества при дальнейшем обучении? Существуют ли какие-либо свидетельства, подтверждающие или опровергающие возможность обучения до рождения?
Пренатальная психология опирается на представление о том, что в пренатальный период, ребенок адаптируется к своей довольно шумной среде обитания благодаря привыканию. По мнению ученых, привыкание – есть простейшая форма научения. Будучи в животе у мамы, кроха научается реагировать на определенные стимулы. Например, регулярно повторяющиеся звуки, такие как сердцебиение, действуют на него успокаивающе. Ребенок вздрагивает при новых внезапных звуках или вибрациях, но успокаивается по мере их повторения.
Профессор Петер Хеппер из Центра поведения плода при Королевском университете Белфаста, изучавший пренатальное развитие, провел интересный эксперимент с группой живущих в Лондоне будущих матерей. Ученый разделил их на 2 группы: в одной оказались женщины, ежедневно смотревшие мыльную оперу «Соседи», в другой — те, кто не смотрел этот сериал.
Через несколько часов после появления малышей на свет Хеппер проигрывал новорожденным музыкальную тему из этого фильма, когда они плакали. Услышав эту музыку, дети матерей из первой группы переставали плакать и начинали прислушиваться. Дети матерей, не смотревших сериал, никак не реагировали на музыку.
То, что новорожденные, которых еще в утробе матери приучили к музыке из телесериала, чему-то научились, не оставляло никаких сомнений.
Если плод способен к научению, почему бы не использовать эту возможность, начав воспитание до рождения?
Французский исследователь Альфред А. Томатис, проведя серию медицинских экспериментов, сделал вывод о том, что классическая музыка благотворно воздействует на работу мозга. Прослушивание музыки Моцарта активизирует не только слуховые и эмоциональные центры, но и всю кору целиком. Этот факт получил название «Эффект Моцарта». Сотрудники университета штата Иллинойс проанализировали частотные характеристики музыки на предмет соответствия циклам работы человеческого мозга. Вся современная поп-музыка оказалась в самом низу списка. А верхние строчки уверенно занимает соната до-мажор Моцарта. Активизация коры головного мозга при прослушивании классической музыки улучшает память и стимулирует мышление.
Пренатальная психология: методики развития
Надеюсь, мне удалось убедить вас в том, что пренатальное воспитание – не миф, а вполне реальная возможность благоприятно повлиять на психику малыша. Более тысячи лет назад в Китае существовали клиники, где будущие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой. Современных же мамочек медики усиленно пичкают всевозможной информацией, стараясь предупредить возможные трудности будущего ухода за малышом. Переизбыток негативных данных провоцирует тревожность.
Томас Верни — доктор медицинских наук – убедительно доказывает, что лучшее пренатальное воспитание для ребенка – это быть желанным и любимым. Этот бесценный опыт он получает в утробе матери. Пренатальное развитие по данной методике направлено на снижение стресса у мамы при помощи разнообразных упражнений. Маме рекомендуются разговоры с малышом, пение и чтение вслух. Автор считает, что весьма эффективным является мысленное общение с малышом. Большое значение имеют позитивные мечты, направленные на будущее малыша.
Брент Логан — директор Института раннего обучения в США — записал шестнадцать «Беби-кассет», которые будущая мама вставляет в плеер, укрепленный на поясе вокруг живота. Кассеты начинаются с записи нормального сердцебиения матери, затем звукоряд становится более сложным и включает 36 вариантов сердечного ритма. Доктор Логан считает, что таким образом пренатальное воспитание подготавливает к последующему обучению, основанному на главных ритмах окружающей среды.
Рене Ван де Карр — основатель Пренатального университета — предлагает стимулировать развитие мозга плода с помощью программы, включающей такие игры, как «перестукивание» и другие упражнения. Будущих родителей обучают постукивать по животу матери в том месте, куда толкается малыш, и громко, как при обучении родному языку, произносить слова, поощряющие активность малыша. Доктор Ван де Карр утверждает, что новорожденные, прошедшие пренатальное развитие в его университете, более активны, быстрее развиваются, устанавливают более близкие и эмоциональные отношения со своими родителями, чем те, кто не прошел его программу.
Михаил Лазарев — руководитель лаборатории формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины — разработал метод оптимизации психофизиологического развития плода посредством активного музыкального воздействия. Эта методика, получившая название «Сонатал», заключается в том, что беременная женщина поет в течение дня определенные, специально написанные песни, производя при этом ряд движений и изображая свои ощущения на рисунке. Мамы, испробовавшие этот метод, отмечают близкую духовную связь с ребенком, повышение его музыкальности, доминирование положительных эмоций и повышение общей творческой активности детей.
Таким образом, множество исследователей верят, что воспитание до рождения возможно. Существуют, конечно, ученые, скептически относящиеся к этой идее. Но даже они отмечают, что внимание, уделяемое будущему ребенку родителями, способствует созданию благоприятных взаимоотношений, укреплению взаимопонимания между супругами. Не так важно какую конкретно методику предпочтут родители. Главное, что члены семьи объединены новой совместной деятельностью. Это делает их настоящими партнерами в таком ответственном деле, как пренатальное развитие. А счастливые, любящие друг друга и малыша родители – залог психического здоровья и гармоничного развития ребенка.
К тому же занятия по любой программе помогают выработать подходящий распорядок дня, позволяют расставить приоритеты, определить важное и второстепенное, отвлекают от тревожных мыслей и укрепляют уверенность мамы в себе и своем будущем.
Счастья Вам, взаимопонимания, эмоционального комфорта и легких родов.
Источник