Общие вопросы развития личности ребенка в изобразительной деятельности

Общие вопросы развития личности ребенка в изобразительной деятельности thumbnail
Лекции.Орг

Современная система образования в России во всех ее звеньях ориентирована на развитие личности человека. Формирование знаний, умений, навыков — не цель, а одно из средств достижения этой главной цели.

Осознание, принятие и практическая реализация педагогом идеи развития личности в изобразительной деятельности предпо­лагает знание ответов прежде всего на такие вопросы, как: что такое личность? Каковы ее основные характеристики? Каковы закономерности ее развития? Какова роль воспитания вообще и педагога в частности в решении проблем развития личности?

На эти и другие вопросы пытаются ответить философия, соци­альная и возрастная психология, педагогика и другие науки.

Отсюда различие подходов к трактовке личности. Философско-социологический подход в центр анализа ставит систему общест­венных отношений, в которых развивается индивид, психологиче­ский — деятельность, в условиях которой происходит ее развитие.

Реализация идеи развития личности ребенка в теории и прак­тике воспитания требует интегративной теории личности. То есть педагогический подход к личности учитывает основные положе­ния философско-социологического и психологического аспектов ее трактовки. Только при таком подходе возможно создание оп­тимальных условий для развития ребенка.

Итак, что же такое личность?

Личность — это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира. В данном опреде­лении личности ярче представлен психологический аспект. Лич­ность — не просто представитель общества, но и уникальный, са­мобытный деятель, творческий человек. Он самостоятельно ста­вит цель и выбирает средства ее достижения в соответствии с цен­ностными ориентирами, усвоенными им в обществе; принимает на себя ответственность за свои решения и последствия поступ­ков; может отстаивать свои позиции в жизни. Личность не подчи­няется слепо обстоятельствам, а учитывает их в своей деятельно­сти. Более того, личность способна изменять, преобразовывать обстоятельства. То есть в личности ярко проявляются самостоя­тельность, инициативность, волевой момент. Активная позиция личности в жизни немыслима без преодоления трудностей.

При всем множестве теорий личности в них есть общие поло­жения, в частности, касающиеся условий ее развития.

1. Личностью человек становится в обществе, вступая в общественные отношения. Это одна из важнейших закономерно­стей развития личности, признаваемая всеми.

2. Личность порождается и развивается в деятельности.

В психологии личности широко используются термины «субъект», «субъектность».

По выражению Б.Г.Ананьева, стать субъектом определенной деятельности — это значит освоить эту деятельность, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию.

«Освоение деятельности, превращение индивида в субъект дея­тельности означает овладение им основными структурными ком­понентами деятельности: ее потребностями и мотивами, целями и условиями их достижения, действиями и операциями»

Личность рассмат­ривается в первую очередь как субъект предметной деятельности (практической и познавательной); субъект деятельности общения; субъект деятельности самосознания (познание и осознание чело­веком своего «Я»). Следовательно, процесс формирования лично­сти ребенка в изобразительной деятельности — это в первую оче­редь процесс овладения им этой деятельностью, становление его как субъекта изобразительной деятельности. Последние означает одновременно развитие всех структур личности: разума, чувств, воли, способностей, характера. Таким образом, без освоения ребенком изобразительной дея­тельности нельзя говорить о его личностном развитии в условиях этой деятельности.

Какую бы деятельность личность ни осуществляла, она всегда вносит в нее неповторимые особенности — ее результаты ориги­нальны и индивидуальны. Творчески действующий человек постоянно стремится создать нечто такое, что непохоже на сделан­ное другим или им самим. Проблемы соотношения личности и творчества представлены и в работах Н.Н.Поддьякова. Творчество рассматривается им как способ существования личности. Он полагает, что в основе пси­хологического развития человека лежит поисковая деятельность. Ученый определяет деятельность экс­периментирования как самую поисковую в детстве. Он выделил две формы детского экспериментирования: 1) познавательное творческое экспериментирование, направлен­ное на получение новых сведений, новых знаний; 2) продуктивное творческое экспериментирование (создание новых построек, ри­сунков, сказок и т.д.). Ученый подчеркивает, что игра и экспери­ментирование — два генетических источника творчества. В про­цессе поисковой деятельности формируется эвристическая струк­тура личности.

Деятельность человека подчиняется его потребностям, жела­ниям, интересам, идеалам, убеждениям, большинство из кото­рых формируются прижизненно в общении и в различных видах деятельности.

В психологии потребность определяется как состояние человека, обусловленное нуждой в чем-то (в предметах или в условиях, не­обходимых для жизнедеятельности). Потребности бывают орга­нические и социальные. Среди последних — материальные (жилье, одежда и т.п.) и духовные (в общении, познании, творчестве, со­зидании). В зарубежной гуманистической психологии выделены такие духовные потребности, как потребность в любви и призна­нии других людей, в самооценке и самоуважении, в самореализа­ции или самоактуализации, свободе и т.д. Духовные потребности постепенно формируются и у детей. Рост личности связан в пер­вую очередь с ростом духовных потребностей.

Когда определяется предмет, который может удовлетворить потребность, у человека возникает конкретный мотив, желание (человек понимает, чего он хочет). В этом случае он может поста­вить цель по удовлетворению этой потребности и организовать деятельность по ее достижению.

В мотивационно-потребностную сферу личности входят и интере­сы. Это форма проявления познавательной потребности человека. Интересы имеют свое содержание, привлекательное для человека.

Более развитая личность строит свою жизнь в соответствии с идеалами — представлениями о наиболее ценных, привлекатель­ных чертах, которые хотелось бы иметь. Предпосылки их разви­тия — в раннем возрасте. Что такое хорошо и что такое плохо, малыш начинает узнавать рано.

Зрелая личность в поведении и деятельности руководствуется и убеждениями (система осознанных и прочувствованных жизнен­ных принципов).

Потребности, желания, интересы, идеалы, убеждения в совокуп­ности составляют мотивационно-потребностную сферу личности, определяющую ее направленность. Под направленностью личности понимается совокупность устойчивых, доминирующих мотивов, которые и определяют отношение человека к миру, обществу и себе независимо от конкретных ситуаций, меняющихся условий.

Направленность личности многие психологи считают централь­ным моментом и главным показателем ее развития. Именно мотивационно-потребностная сфера считается «ядром» личности, она определяет развитие всех других ее особенностей (интересы, черты характера, стремления и т.п.)

Таким образом, мотивационно-потребностная сфера и именно высоконравственная направленность личности способствуют раз­витию творчества.

Во всех теориях личности отмечается, что развитие ее мотивационно-потребностной сферы тесно связано с развитием эмоций, чувств. Поэтому для ее определения иногда используется термин «эмоционально-потребностная сфера».

Эмоция, чувство есть реакция человека на успешность удовле­творения потребностей. Сама потребность субъективно ощущает­ся как та или иная эмоция, переживание. В психологии определе­но, что эмоции в жизнедеятельности человека выполняют разные функции; в них выражена оценкапроисходящего, степень значи­мости предметов, явлений. Они побуждаютк деятельности, активизируютее, влияя на успешность, продуктивность (уверенность в себе, лю­бовь к делу стимулирует деятельность); выявляют отношениелюдей к тому или иному явлению (выразительная функция) и др. То, есть эмоции регулируют жизнедеятельность человека. Изобразительное искусство содержит в себе огромные возмож­ности для развития сферы чувств. Оно рассчитано на эмоциональ­ное воздействие, иначе оно не искусство. Эмоции, чувства, развиваясь в процессе общения и деятельности, органично впле­тены в процесс личностного развития ребенка. Изобразительное искусство и собственная деятельность — благодатнейшее средство для их развития.

Читайте также:  Отставание в речевом развитии ребенка причины

Л.С. Выготский отмечал, что главное в развитии высших пси­хических функций — это их опосредование и изменение межфунк­циональных связей и отношений. Примером межфункциональных связей, определяющих целостность личности, является не только единство и взаимовлияние аффекта и интеллекта, но и развитие волевых процессов. Недоразвитие воли как способности овладе­ния собой, своим поведением — одна из причин, сдерживающих общее психическое развитие человека.

Идеи Л.С. Выготского о развитии воли, о межфункциональных связях и отношениях важны для понимания не только проблемы целостности личности, взаимосвязанного развития всех ее сфер, но и проблемы самодвижения, саморазвития личности. Большин­ство исследователей личности отмечают момент самодвижения, саморазвития как одну из сущностных ее характеристик. При всех заботах и общества, и отдельных людей о человеке он изначально строит себя, свою жизнь и судьбу сам. Человек постоянно живет в ситуации выбора. Какую выбрать цель и способ ее достижения в соответствии со своими принципами и идеалами или принципами других людей? Смириться с обстоятельствами или отстаивать свою позицию? Пойти на личные жертвы, пусть и малые, но не­приятные, ради общего дела или нет? Остановиться в своих при­тязаниях или ставить новые цели и т.д. и т.п.? То есть человек в своих размышлениях, поступках в конечном счете всякий раз ре­шает сам, как поступить, и тем самым развивается и утверждается как личность.

Никто не сделает из человека личность, кроме него самого. А.Н.Леонтьев, обращая внимание на этот момент самодвижения, саморазвития человека, подчеркивал, что личность выступает как то, что человек делает из себя сам, утверждая свою человеческую жизнь. Поэтому процесс развития личности — это всегда процесс самодвижения, саморазвития. Что же определяет процесс само­движения, саморазвития личности?

Как показывают психологические исследования, только при­мерно к трем годам у ребенка появляются первые признаки во­левого поведения. Малыш, освоив многие предметные действия, хочет действовать сам. Возникают личные желания, стимулирующие его инициативную активность, настойчивость («Я хо­чу», «Я сам»).

В дошкольном возрасте отмечается начало волевого преодоле­ния себя и обстоятельств, что является показателем и условием становления личности. У дошкольника можно заметить проявле­ния борьбы мотивов.

Таким образом, целостное, взаимосвязанное функционирование всех сфер личности представляет собой процесс ее развития.

Воспитание осуществляется в соответствии с идеалом, вопло­щающим требования общества.

Личностно-ориентированный подход предполагает не только постановку соответствующей цели, но и создание взрослыми, пе­дагогами и родителями условий содействия развитию личности. Первое из них, хотя и трудно выполнимое, — надо помнить, что только личность воспитывает личность. Это условие в первую очередь должно быть создано в семье. Родителям необходимо осознать истину, что ответственность за характер и перспективы развития личности ребенка несет в первую очередь семья. Роди­тель — «профессия педагогическая», а потому необходимо соот­ветствовать этому назначению. Чувство ответственности за ре­бенка заставляет родителей посмотреть на себя другими глазами, предъявить к себе более высокие требования. То же относится и к личности педагога.

Необходимо включение ребенка в различные виды деятель­ности в условиях семьи и ДОУ — это второе условие развития личности. В раннем и дошкольном возрасте это общение, пред­метная, игровая, изобразительная, музыкальная, трудовая и дру­гие виды деятельности. На первых порах любая деятельность, в том числе изобразительная, осуществляется совместно со взрос­лыми. Совместная деятельность — это основа содержательного общения взрослых и детей. Постепенно дети овладевают дея­тельностью и становятся все более самостоятельными в ней, способными начать ее по своей инициативе, организовать и вы­полнить, получая результат.

Третье условие — уважительное отношение к личности ребенка. В чем это должно проявляться? Общаясь и взаимодействуя с ре­бенком, необходимо занимать позицию не «над», не «сверху», а «рядом», т.е. взаимодействовать с детьми преимущественно на принципах сотрудничества, партнерства.

Будучи сам личностью, педагог обладает следующими зна­ниями и умениями:

1. Знанием общих закономерностей развития личности до­школьника; способностью видеть, понимать, чувствовать кон­кретного ребенка и разумно пользоваться общими знаниями в общении с ним.

2. Способностью к самостоятельному и обоснованному определению задач и средств воспитания каждого ребенка и группы в целом.

3. Знанием искусства и способностью чувствовать его.

4. Пониманием особенностей детской изобразительной деятельности и возможностей развития детей в ее условиях. Осозна­нием смысла культивирования ее в дошкольном возрасте.

5. Способностью видеть перспективу развития изобразительной деятельности и ребенка в ней и определять на этой основе задачи и средства воспитания ребенка и группы детей в целом.

6. Владением вариативной методикой воспитания детей в изодеятельности, адекватной, с одной стороны, уровню наличного и возможного развития конкретного ребенка, с другой — интересам, возможностям, способностям самого педагога как субъекта педагогической деятельности.

7. Умением предвидеть, прогнозировать результаты взаимодействия с детьми в процессе применяемых технологий, методик воспитания.

8. Способностью к педагогическому творчеству и др.

9. Способностью к анализу и коррекции своей деятельности на основе рефлексии.

К педагогической рефлексии в психологии отнесены:

— осознание педагогом мотивов собственной деятельности;

— умение отличать свои затруднения и проблемы от затрудне­ний и проблем воспитанников;

— способность к эмпатии, децентрации;

— оценка собственных личностных влияний, оказываемых на воспитанника1.

Таким образом, педагог должен обладать профессиональными умениями: гностическими, проектировочными, прогностически­ми, коммуникативными, рефлексивными. В результате взаимо­проникновения профессиональных умений и индивидуальных интересов, убеждений, идеалов, потребностей педагога формиру­ется воспитательная позиция его личности.

Дата добавления: 2017-03-12; просмотров: 741 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Развитие личности ребёнка в процессе обучения

изобразительной деятельности

     Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка.

     Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого:    Я.А. Коменский,

Читайте также:  Периоды развития ребенка каменского

И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги и психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включать в педагогический процесс, занятия изобразительным искусством. Каждый ребенок сможет наиболее полно проявить в нем себя без давления со стороны взрослого. 

     Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Оно появилось на заре развития человечества как способ самовыражения, как результат творческого осмысления человеком окружающего мира.

     В современном мире искусство – это не только способ передачи информации, оно пробуждает в сердцах нашего подрастающего поколения всё самое прекрасное, призывает к благородным поступкам, актуализирует нравственные ориентиры, способствует всестороннему гармоничному развитию личности ребёнка.

     Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя ещё никем не было сделано, а если существовало, то сделать по-новому, по-своему, лучше.

     Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперёд, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, и конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство воспитывает и развивает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено.   Без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

     В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигур и наклеивание их, изготовление поделок

из природного материала и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

     Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, пластилин, мелки, глина, ткань и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить мяч, апельсин, колобка, яблоко или тыкву (предметы, имеющие круглую форму или части круглой формы), необходимо раскатать кусочки пластилина или глины кругообразными движениями.

     Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

     Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.

     Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием.        Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления.

     Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали.       Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни. Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается так же в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

     Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.      Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства.   Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

     Изобразительная деятельность создаёт у ребёнка определённую установку на восприятие действительности. В этом смысле процесс не ограничивается задачами изображения, а захватывает и другие стороны духовной жизни ребёнка, влияя на его восприятие в целом.

     Чаще всего дети любят рисовать.    Наблюдения жизни являются обязательным условием занятий рисованием. Особое значение имеют наблюдения за поведением людей. Изображение человека углубляет представления ребёнка о людях, вызывает у него потребность в оценке эстетическими средствами нравственного смысла поведения. Сталкиваясь с различными поступками людей в школе, семье, ребёнок не всегда обращает внимание на эту сторону их поведения. Педагог учит детей наблюдать. Наблюдения, направленные на яркие случаи проявления нравственных качеств людей, способствуют накоплению нравственного опыта ребёнка. А реализация этих наблюдений в рисунках помогает создать у него потребность в нравственной оценке поведения человека.

     Сначала наблюдения касаются любой содержательной стороны поведения людей. Например, учитель предлагает детям подумать и понаблюдать: «Что самое интересное ты видел по дороге в школу или на прогулке?» Затем дети пытаются изобразить эту тему в рисунке. Конечно, не всё доступно и посильно ребёнку для изображения. Поэтому педагог старается дать для наблюдений близкий детям материал. Со временем содержание наблюдений усложняется.

     Рисуя, дети часто выражают свои переживания: одни машут руками, громко разговаривают, поют, другие шепчут что-то потихоньку, у третьих изменяется выражение лица. В этом выражается сопереживание или перенесение переживаний другого на себя, способность поставить себя на место другого. А это всегда связано с анализом своих действий и ведёт, в конечном счёте, к самовоспитанию.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка центры

     Большое значение имеют темы детских рисунков. Эти темы могут быть самыми разнообразными. Но задания на темы, связанные с жизнью детей, следует считать наиболее важными для формирования личности ребёнка.

     Наиболее сильное влияние изобразительной деятельности сказывается на развитии   школьников, способности понимать и передавать в рисунках внутреннее состояние человека, его чувства и переживания и, как следствие, на развитии у ребёнка способности к сочувствию людям.  

     Уроки по изобразительному искусству помогают формировать у ребёнка способность выделять и эстетически оценивать нравственные стороны отношений человека к жизни, учит его понимать и ценить доброжелательное и заботливое отношение к себе и другим людям. Воспитание живой эстетической восприимчивости ребёнка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое её поощрение и, наконец, продуманная организация общения ребёнка с искусством — всё это доступно и в семье, и в школе.

     Создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

     Занятия рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого – Я. А. Коменский,

И. Г. Песталоцци,  Ф. Фребель – и многие отечественные исследователи.

     Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования.

     В настоящее время разработано большое число образовательных программ обучения изобразительному искусству для общеобразовательной школы. Среди них получили достаточное распространение и признание программы Б. Н. Неменского, В. С. Кузина, Т. Я. Шпикаловой, О.А. Куревиной.

     Разумеется, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

     Изначально искусство, как и любой другой вид человеческой деятельности, является продуктом нашей психики, а не наоборот. Именно система чувств, способы мышления, эстетические и нравственные идеалы, приемы моделирования лежат в основе создания любого творческого произведения. Отсюда можно сделать вывод: если учить ребенка только ремесленным навыкам, без учета особенностей его психического развития, то занятия окажутся бесполезными. Но если принимать во внимание, что занятия любым искусством способствуют приобщению детей к сокровищнице мировой культуры, формируют их личность – польза очевидна. Овладевая культурой при помощи взрослых, ребенок имеет шанс значительно быстрее и на принципиально ином уровне сложности овладеть искусством, при этом личностно развиться также на более высоком уровне.

     Каждый новый виток культурного прогресса создает возможности иного порядка для развития последующих поколений. Культурный опыт и развитие, таким образом, являются взаимно обусловленными процессами.

     При систематических занятиях изобразительным искусством развивается

индивидуальная личность ребёнка. Рисование способствует развитию чувственно-эмоциональной сферы. Особенно эффективным оказывается обучение, основанное на синтезе искусств. Надежными союзниками изобразительному искусству оказываются литература, история, музыка и технология. Если преподаватели этих дисциплин находят общий язык, разрабатывают интегрированные уроки, то выигрывают все – в первую очередь дети. Урок оказывается интересным, полезным, познавательным.

     Изобразительное искусство участвует и в процессе развития интеллектуальных операций. Корни человеческой фантазии сокрыты в самой природе интеллектуальных трансформаций (моделировании), вызывающей переживание уникальных эмоциональных состояний. Поэтому в творческой деятельности наиболее ярко и целостно удается соединить воедино эмоциональную, интеллектуальную и духовные сферы. Развитие способности правильно передавать пропорции тесно связано с развитием аналитического мышления, умения не только видеть и сравнивать одну часть с другой, определяя, какая больше, но и в процессе изображения все время помнить об их пропорциональной зависимости.

     Занятия изобразительным искусством способствуют развитию навыков моделирования, развивают сенсорное восприятие детей.

     Разумеется, нельзя не упомянуть тот факт, что изобразительное искусство тесно связано с развитием речи и мышления. Развитие образного мышления неминуемо подтолкнет и развитие речи, сделает ее более яркой. В процессе ознакомления с произведениями искусства формируется критическое мышление и способность аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства – а это невозможно без хорошего владения средствами речевой выразительности.

     Цель, которую традиционно ставят перед собой преподаватели изобразительного искусства — развитие у детей эстетических и нравственных норм и идеалов. Но есть цели, которые не столь очевидны. Сейчас, когда успеха в жизни может достигнуть только психологически уверенный в себе человек, стоит уделять внимание и таким аспектам обучения основам изобразительной деятельности, как развитие механизмов поиска и создания личностных смыслов; развития концепции, формирования индивидуальной картины мира (модели). На занятиях ИЗО учитель первый, кто наблюдает психическое состояние ребенка по рисунку. Можно определить его настроение, тревожность и что является причиной тому. Л.С. Выготский писал, «Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их, и учит психику  восхождению»,-следовательно, оказывает самое непосредственное влияние на эстетическое развитие.

     Уроки искусства как способ совершенствования инструментов моделирования трудно недооценить для развития интеллекта и личности в целом. Основное их предназначение – формирование стратегий и навыков построения бесчисленного множества реальностей, что является фундаментальной основой мышления и творчества. Мышление и творчество неотделимы, так как любой мыслительный процесс всегда связан с преобразующим оперированием внутренними элементами сознательного плана действия (сенсорными репрезентациями, интеллектуальными операциями, структурами речи и т.д.).

     В итоге занятия искусством способствует развитию особого художественно-эстетического восприятия мира, созданию уникальной для каждого ученика модели мира. По мере того как они формируются, их роль становится все более и более активной в построении системы отношений школьника с окружающей действительностью. Ученик на определенном этапе своего развития, благодаря сложнейшей системе внутренних установок, накопленных знаний, тончайшей системе интерпретаций и личностных смыслов, начинает в большей степени исходить из созданной им модели мира, чем объективной реальности. А от того, насколько широкой, многомерной и гибкой она будет, зависит настоящее и будущее ученика.

Источники

1. Библиотека

2. Социальная сеть работников образования

3. Библиофонд

Источник