Преемственность в развитии ребенка

Преемственность в развитии ребенка thumbnail

Детство – это особенная эпоха развития человека, которая протекает на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. Дошкольный период является подготовкой для перехода в младшую школу.

Поэтому необходимо удостоверяться в том, что ребенок к моменту поступления в младшую школу, будет к этому готов и физически, и психологически, и эмоционально.

Переходный период – это всегда повышенный уровень стресса. Напряжение можно снизить, если грамотно решить проблему преемственности от дошкольного образования к школьному.

Понятие преемственности

Преемственность – это принцип, который является важным везде, где есть переход от одного к другому, что касается образовательных и воспитательных процессов. Но особенно важно соблюсти этот принцип в организации перехода от дошкольного к школьному образованию. ФГОС 2-го поколения требует, чтобы дошкольник к моменту перехода в первый класс должен обладать интегративными качествами, позволяющими ему приобрести универсальные учебные навыки.

Поэтому важно, чтобы сотрудники детского сада и учителя начальной школы имели общие взгляды на вопросы развития детей и опирались на этих взглядах в своей работе. Невозможно добиться соблюдения принципа преемственности без этого простого правила.

Что касается формирования здорового образа жизни, то преемственность в этом вопросе проявляется в связности между задачами и целями, между формой и содержанием, между средствами и методами, которые используются для удовлетворения потребностей детей, развитию в них ценностного отношения к здоровью, мотивации вести ЗОЖ, развитию навыков здоровьесбережения и т.п.

Сегодня пора начать бить тревогу в связи с состоянием здоровья нации.

Статистические данные ярко демонстрируют длительный процесс ухудшения здоровья детей на всех этапах развития.

Важные вопросы воспитания детей

Сегодня педагоги, помимо обучения детей интеллектуальным наукам и их воспитанию, в ряд приоритетных задач должны ставить воспитание здоровых детей. Ведь именно от здоровья человека зависит, будет ли он успешен в учебе.

Детский возраст – это время, когда необходимо закладывать основы здорового образа жизни. Почему сегодня практически не встретишь абсолютно здорового ребенка?

Существует ряд исследований, которые показывают, что неправильный образ жизни родителей часто приводит к проблемам со здоровьем у детей. Также сегодня наблюдается плохая экологическая обстановка. Ученики очень редко двигаются, плохо питаются, а в процессе обучения сталкиваются с большим количеством психических и нервных перегрузок.

Преемственность – это принцип, который требует соблюдения определенных методик, которые бы постепенно приводили к отмиранию старых подходов и к рождению новых. Много работ написали в этой области Я.А. Коменский и другие ученые.

Что касается учебной воспитательной деятельности в разные периоды детства, известны работы С.М. Годникова, Ш.И. Ганелина и других.

Теорию соблюдения принципа преемственности между детскими учреждениями и школой подробно излагают А.Г. Асмолов, М.Р. Леонтьева и другие.

А психологические и педагогические аспекты этого вопроса разбираются в трудах А.Р. Селивановой, М.Ю. Новицкой и других.

Педагогика здоровья

Сегодня стала набирать популярность новая методика, так называемая «педагогика здоровья», которая ставит перед собой выполнение следующих задач: методы развития ЗОЖ у детей, организация педагогической системы, которая бы гарантировала здоровье учеников. Этими вопросами занимаются Г,А. Калачев, Г.К. Зайцев и другие. Существуют исследования и методики, которые действительно помогли на практике добиться повышения качества образования и воспитательных процессов.

Однако процесс воспитания культуры ЗОЖ может быть эффективным лишь в случае соблюдения принципов преемственности на протяжении всего периода учебной и воспитательной деятельности.

Эта проблема актуальна, так как сегодня существует острое противоречие между необходимостью воспитания культуры здоровья у воспитанников детских садов и учеников в младшем школьном возрасте, и недостаточной практической работы в этом направлении.

Обсудим, каким образом можно достичь поставленных задач в области обогащения детского здоровья путем соблюдения непрерывности в образовательной программе между детским садом и начальной школой.

Становление личности ребенка

Во время дошкольного обучения достигаются результаты в области развития здоровья у детей и их физического становления, развиваются их способности, формируется произвольность, дети учатся заниматься познавательной деятельностью, учатся коммуникациям, развивают уверенность в своих силах. Педагоги стремятся обеспечить детям эмоциональное благополучие и хорошие результаты образования на следующих этапах.

В начальных классах решаются задачи следующего характера: развитие познавательной активности, дальнейшая социализация школьников, учитывающая их возрастные особенности; закрепление навыков взаимодействия с окружающей средой.

Как видно, и в дошкольный период обучения, и во время обучения в начальных классах достигаются одни и те же цели. Более того, эти процессы хорошо друг друга дополняют.

Поэтому перед детскими садами стоит важнейшая задача – необходимо приучить детей соблюдать ЗОЖ. Дети должны вырасти здоровыми, жизнерадостными, готовыми к тому, чтобы успешно преодолевать трудности.

Благодаря соблюдению принципа преемственности появляется возможность сконцентрировать положительные результаты на всех этапах развития здорового образа жизни, накопить факты, позволяющие анализировать, корректировать и прогнозировать применяемые технологии развития здорового образа жизни.

Преемственные связи в вопросах воспитания здоровой культуры

Изученные научные работы показывают, что необходимо развивать и укреплять преемственные связи в вопросах воспитания здоровой культуры на всех этапах процесса обучения.

Однако было замечено, что нет ни одного литературного источника, который бы в полной мере сосредоточил свое внимание отдельно на вопросе соблюдения принципов преемственности при формировании здорового образа жизни у дошкольников и учеников начальных классов.

Читайте также:  Куда отдать ребенка мальчика в 4 года для развития

До сих пор процесс развития здорового образа жизни у дошкольников и учеников младшей школы не рассматривается с позиции преемственности в виде специального исследования. При этом есть противоречие между тем, что существует необходимость обеспечения непрерывности в формировании ЗОЖ и тем, какова реальность в этом вопросе. Сегодня мы замечаем признаки фрагментарности, дублирования, несистемности в подходах.

Учитывая имеющееся противоречие, проблема данного исследования заключается в том, что необходимо обосновать и реализовать преемственность в процессе развития здорового образа жизни у детей при переходе от детского образовательного учреждения к начальной школе.

Определение целей и задач преемственности

Определение целей и задач преемственности, а также установление методик и содержания на этапах детского садика и младших классов дает возможность повысить эффективность развития здорового образа жизни у детей.

Развитие здорового образа жизни на принципах преемственности возможно лишь при соблюдении определенных условий:

  • должны соблюдаться принципы здоровьесбережения,
  • необходимо организовать взаимодействие между воспитателями детского сада и учителями младшей школы с целью развития ЗОЖ,
  • необходимо вести учет показателей здоровья и динамики развития детей,
  • необходимо работать над преобразованием личности,
  • постепенно усложнять используемые средства и методики развития здорового образа жизни, и в то же время соблюдать преемственность в этих процессах.

Содержание процесса формирования здоровых привычек

Содержание процесса формирования здоровых привычек у детей должно быть таким, чтобы развивать ценностное и смысловое отношение детей к здоровью и ЗОЖ. При этом необходимо развивать теоретические знания, практические навыки и оценочные и рефлексивные компоненты.

Процесс реализации принципов преемственности во время развития ЗОЖ у детей как в детском образовательном учреждении, так и в начальных классах, можно условно разделить на три этапа:

Первый этап: развитие нравственного отношения к вопросам здоровья и познания в сфере ЗОЖ.

Второй этап: адаптация детей к новым для них условиям обучения в младшей школе.

Третий этап: формирование навыков, знаний ЗОЖ с соблюдением принципов преемственности.

Все эти этапы должны быть взаимосвязаны между собой и должна соблюдаться преемственность между ними.

Классическая система образования

Стоит отметить, что классическая система образования в школе не способна решить проблемы сбережения здоровья детей, у которых уже есть отклонения в развитии физиологии и психики. К этому не подготовлены ни структура образовательного процесса, ни его содержание.

Здоровье детей стремительно ухудшается. Их мотивация к ведению ЗОЖ практически не сформирована. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо продумать качественные перемены, которые бы способствовали развитию развитой и здоровой личности при непрерывном образовательном процессе.

Мы считаем, что главной позицией преемственности между школой и детским садом должен быть вопрос сохранения здоровья детей.

Сбережение здоровья детей – это главная задача, которую ставит федеральный стандарт в сфере образования на текущий момент. Он объясняет, что необходимо соблюсти такую систему мер, которая бы способствовала сохранению здоровья детей на протяжении всего процесса их развития, защите от распространяющихся угроз здоровью.

Помимо создания таких условий, выдвигаются требования и к процессу целенаправленного развития здоровья. Формирование здоровья – это развитие положительного отношения к самому себе, в концепцию которого включается внутреннее представление о собственном здоровье.

Поэтому мы, педагоги детских образовательных заведений и школы должны преследовать единую цель: совершенствование процесса образования для развития у детей культуры здоровья.

Мы уже многие годы работаем над соблюдением принципов преемственности в этой области. Принимаем участие в инновационной деятельности, что позволило добиться успехов в сотрудничестве. У детей формируется база необходимых знаний в области ЗОЖ, они приобретают практические навыки, которые закрепляются в виде полезных привычке. Дети осознают, насколько важно систематически и регулярно заниматься физкультурой.

Наш опыт демонстрирует, что преемственность – это двусторонний образовательный процесс, суть которого такова: ДОУ организует свою работу так, чтобы развить базовые здоровьесберегающие навыки, правильное отношение к здоровью. А младшая школа как бы подхватывает полученные достижения и обогащает имеющиеся знания, развиваем приобретенные навыки.

Главная цель – это такая организация образовательной среды, которая бы способствовала развитию культуры здоровья у детей. Должна соблюдаться преемственность на протяжении всего периода детства, начиная с дошкольного детства, и заканчивая начальными классами.

Таким образом, преемственность позволяет создать общий положительный фон, воздействующий на интеллектуальное формирование личности детей, их эмоциональное благополучие и физическое здоровье. Преемственность соблюдается между ДОУ и начальными классами. Она позволяет сохранить и обогатить физическое здоровье детей, их психическое развитие, что является приоритетной задачей современного образования.

Источник

Резеда Зарипова
Преемственность в речевом развитии дошкольника и младшего школьника

Преемственность выступает одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения и школы, как необходимое условие адаптации первоклассников к новому виду учебной деятельности.

Преемственность в речевом развитии с точки зрения ДОУ – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Преемственность в речевом развитии с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Организация работы по предшкольному обучению детей дошкольноговозраста осуществляется по следующим направлениям:

Читайте также:  Коррекционное развитие ребенка средствами

организационно-методическое обеспечение;

работа с детьми;

работа с родителями.

Организационно-методическое обеспечение включает:

Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.

Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей ДОУ по подготовке детей к обучению в школе.

Семинары-практикумы.

Взаимопосещения занятий. Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.

Разработку и создание единой системы диагностических методик “предшкольного” образования.

Работа с детьми включает:

Организацию адаптационных занятий с детьми в ШБП (Школа будущего первоклассника).

Совместную работу   по отслеживанию развития детей, определению “школьной зрелости”.

Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.

Система взаимодействия педагога и родителей включает:

Совместное проведение родительских собраний.

Проведение дней открытых дверей.

Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.

Открытые занятия педагогов дополнительного образования.

Консультации психолога и учителя.

Организация экскурсий по школе.

Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.

Рассмотрим преемственность и перспективность в речевом развитии дошкольника и младшего школьника. Перспективность — это такая «черта обучения» дошкольников, которая снимает необходимость ломки у первоклассников, выработанных в дошкольном возрасте стереотипов, перестройки полученных до школы знаний. Перспективность создает условия для изучения основ наук при опоре на имеющиеся знания, умения, навыки, их закрепление, расширение, совершенствование на новом, более высоком уровне.

Важная часть преемственности и перспективности — формирование грамматического строя речи.

Во-первых, это путь совершенствования мышления дошкольников, ибо именно грамматические основы родного языка являются «материальной основой мышления» (Л. П. Федоренко). Грамматический строй речи — зеркало интеллектуального развития ребенка.

Во-вторых, хорошо сформированный грамматический строй речи — непременное условие успешного и современного развития монологической речи, одного из ведущих в школьном обучении видов речевой деятельности. Любой тип монолога — повествование, описание, рассуждение — требует владения приемами логической связи всего многообразия простых и сложных предложений.

В–третьих, развитие грамматической речи — залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим, лексическим уровнями языковой системы.

Формирование грамматических навыков положительно влияет и на возрастание у детей волевого фактора в высказываниях, создает предпосылки для появления планирующей функции речи, для владения понятия о норме («можно и нельзя», «правильно и неправильно»). Ребенок, у которого развит грамматический строй речи,эмоционально здоров: он не скован в общении со сверстниками, не стеснителен, не боязлив в речевых высказываниях, в изложении учебного материала на уроке, в выражениях своих собственных мыслей, чувств, настроений, он безболезненно входит в новый коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной учебной деятельности. Все это необходимо для успешного усвоения учебной программы.

Усвоение грамматического строя родного языка: овладение грамматическими формами, обобщенными способами их сочетаемости в различных моделях предложений (подлежащее, сказуемое, прямое дополнение, определение, обстоятельство места и т. д.)

Чем богаче практический речевой опыт ребенка, тем быстрее и легче он продвигается в обучении по всем предметам, в том числе и по русскому языку, тем успешнее он овладевает письменной речью.

Дети, у которых недостаточно развит грамматический строй речи, затрудняются устанавливать связи и отношения на основе на основе операций сравнения, сопоставления, анализа, обобщения и т. д., слабо овладевает грамматическими умениями. Их затрудняет фонетический анализ, осознание звуковой культуры слов, обобщенное восприятие значения каждого из звуков и букв. Овладение синтезом звукослияния при чтении, понимание прочитанного.

Дети как можно раньше должны услышать все грамматические формы родного языка и постепенно проникать в их смысл (Г. Л. Фомичева). Основная задача детского сада — развивать речь ребенка, подвести его к нормам словоупотребления и словоизменения, научить строить связные высказывания в соответствии с темой, ситуацией. Хорошая речь – основа обучения предметам, инструмент познания.

Программа речевого развития дошкольника строится на основе предъявляемых требований к будущему первокласснику.

Преемственность в речевом развитии дошкольника и младшего школьника может иметь самые разные формы. Многое зависит от творческого подхода к делу, от понимания важности этой проблемы, умения организовать педагогов на ее реализацию.

Общепринятой формой являются взаимные посещения: дети подготовительных групп посещают начальную школу, присутствуют на уроках. Такие экскурсии, как правило, оставляют у детей глубокое впечатление. Свидетельством тому являются игры в «школу«, в которых дошкольники точно передают виденное на уроках. В свою очередь младшие школьники приходят на участок ДОУ, чтобы участвовать в совместном труде, праздниках, экскурсиях, наблюдениях, играх, спектаклях. Опыт показывает, что содержательное и эмоционально окрашенное взаимодействие детей разных возрастов способствует созданию теплых, доверительных отношений между детьми и комфортной атмосферы.

Другой также широко известной формой является приглашение в ДОУ учителей начальных классов. Как известно, переход ребенка из детского сада в школу — важное событие в жизни дошкольника и его семьи. Чтобы процесс адаптации происходил с наименьшими потерями, организуются встречи выпускников детского сада и учителей школы. Взаимные посещения во многих дошкольных учреждениях стали традицией. Они приносят взаимную помощь и пользу, прежде всего детям, поступающим в 1 класс.

Появилась и еще одна форма — чтобы учитель имел полное представление о будущих учениках, во многих ДОУ педагоги детского сада заполняют «Индивидуальную карту развития ребенка 6-7 лет», в которой отмечаются показатели физического, социального, познавательного, эстетического развития, а также развития речи и речевого общения. Учитель при посещениях ДОУ получает представление о своих будущих учениках, их достижениях и характере трудностей. Знакомится с содержанием специальной подготовки и формами работы с дошкольниками, чтобы в дальнейшем можно было установить преемственные связи с предыдущим детским опытом. Дошкольники эмоционально переживают общение с учителем, прислушиваются к советам и пожеланиям.

Читайте также:  Как помочь развитию ребенка после года

Основные задачи направления речевого развития дошкольников тесно переплетаются с основными задачами речевого развития младших школьникови включают в себя следующие цели:

формирование у ребенка богатого и активного словарного запаса; развитие окружающей дошкольника речевой среды;

выработка культуры общения; формирование связной речи;

усовершенствование умения правильно выговаривать звуки и слова.

Способы формирования речевого развитиябудущих первоклассников:

1. Общение с ровесниками и взрослыми людьми.

2. Нахождение ребенка в культурной языковой среде. Обучение родному языку на занятиях.

3. Знакомство с произведениями художественной литературы и искусства на родном языке.

Методы, применяемые для формирования у детей речевых навыков. Ребенок 6-7 лет по-прежнему любит играть. Поэтому, чтобы процесс получения знаний у него проходил успешно, они должны подаваться в интересной форме. Что же сможет увлечь малыша? Методика развития речи дошкольниковвключает в себя такие интересные приемы подачи информации и достижения успешной результативности обучения:

1.Наглядные методы: наблюдение во время экскурсий и прогулок; рассматривание отдельного предмета, сюжетной картины или фотографии; словесное описание игрушек и изображений; пересказ по сюжетной картинке, диафильму, по группе предметов.

2.Словесные методы: чтение и пересказ художественных произведений; рассказывание с опорой на наглядный материал и без него; заучивание стихов и маленьких отрывков прозы наизусть; обобщающая беседа по смыслу сказки, рассказа; составление рассказа по группе картинок.

3.Практические методы: дидактические игры на развитие речи дошкольников; инсценировки; игры-драматизации; пластические этюды с комментированием; хороводные игры.

Работа над звукопроизношением. Занятия по развитию речи с детишками старшего дошкольноговозраста включают в себя упражнения на дифференциацию определенных звуковых групп: звонких и глухих, шипящих и свистящих, твердых и мягких. Выполнение таких упражнений учит ребенка не только слышать звуки, но и вычленять их из общего потока, выполнять звуковой анализ слова. А успешное овладение фонематической структурой слов — залог грамотного письма в дальнейшем.

Развитиеречи в подготовительной группе детского сада: интонационная сторона. Ритм, мелодика, сила голоса, тембр, темп речи — это те элементы, которые делают общение живым и ярким. Важно с раннего возраста научить малыша правильно пользоваться звуковой стороной речи.

Обогащение активного словарного запаса. Занятия по развитию речи в подготовительной группе в этом направлении имеют цель научить ребенка подбирать антонимы, синонимы, различать многозначные слова и уметь правильно их использовать в речи.

Формирование грамматического строя речи. Развитие речи дошкольников в этом направлении включает в себя работу по обучению детей применять слово в речи в правильном числе, роде и падеже. Занятия по развитию речи в подготовительной группе обязательно включают в себя упражнения на обучение грамотного употребления «трудных»глаголов: «раздеть-снять», «одеть-надеть». Добиться правильного применения в общении этих понятий можно только путем постоянного закрепления полученных знаний в игровой деятельности и повседневной жизни. Например, во время сборов на прогулку предложите ребенку рассказать, что он делает (надевает шапку, одевает куклу и т. п.). Развитие речи в подготовительной группе включает в себя также обучение словообразованию.Малыши очень любят игры такого плана: «Назови детеныша от названия его мамы» (у ежика — ежонок, но у лошади — жеребенок, «Придумай слово длиннее» (весна — весенний, веснушки).

Формирование умения строить связные высказывания. Описания, рассуждения, повествования — это основа речи. После того как ребенок начал говорить, задача родителей и педагогов — научить его правильно строить из слов предложения, а из предложений — связный текст. С самого раннего детства малыш должен слышать вокруг себя грамотную речь. Для этого с ним нужно много разговаривать, читать книжки, смотреть и комментировать развивающие мультфильмы. На занятиях в детском саду и дома для развития связной речи в этом направлении рекомендуется использование дидактических упражнений. Педагог-воспитатель может смело ввести их в план-конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.

На конец учебного года в подготовительной группе ребенок должен знать и уметь: строить связный рассказ по предложенной картине; пересказывать небольшие художественные произведения; поддерживать беседу со взрослыми и сверстниками; использовать в своей речи слова вежливости; отвечать на вопросы полным предложением.

На основе показателей успешного развития речи дошкольника строится перспективность преемственности развития речи дошкольников и младших школьников.

Список литературы

1. Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)по теме: 

«Преемственность и перспективность в развитии речи дошкольников и младших школьников».Автор: Дологова Л. А. Опубликовано на сайте https://nsportal.ru/

2. «Преемственность в обучении речевому этикету детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе изучения русского языка».

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat https://www.dissercat.com/content/preemstvennost-v-obuchenii-rechevomu-etiketu-detei-starshego-doshkolnogo-i-mladshego-shkolno#ixzz3Pz0Hefhf

3. Журнал «Преемственность в образовании preemstvennost.ru».Авторы статьи:   Галкина Е. А., Руководитель логопедической службы, ГБОУ ЦО № 1679 г. Москва. https://journal.preemstvennost.ru/

Источник