Коррекционное развитие ребенка средствами

Наталья Мартынова
Формы и виды коррекционной работы

«Формы и виды коррекционной работы»

Цель коррекционных занятий — повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Работа в часы индивидуально-групповых занятий должна быть направлена на общее развитие, а не тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся.

Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе комплексной диагностики и оценки резервов потенциальных возможностей ребенка, исходя из понятия «зона ближайшего развития». Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом, психологом и дефектологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.

1. Формы коррекционной работы

Традиционные формы групповой коррекционно-развивающей работы (тренинги)

Основное их содержание составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на целостное психологическое развитие ребенка и решение конкретных задач. Важным элементом занятий должны быть психотехники, направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного климата, сплочение и организационное развитие коллектива. Работа, ориентированная на группу, крайне необходима.

Психолог должен следить за процессом становления группы как психологической общности, понимать, какие нормы и ценности лежат в ее основе, осознавать особенности межличностного взаимодействия. В его интересах помочь сформироваться зрелой группе с разветвленной системой взаимоотношений и благоприятным эмоциональным климатом. Для этого на протяжении всего периода существования группы необходимо уделять внимание развитию и поддержанию групповой динамики. В этих целях используются ритуалы приветствия и прощания, разминочные упражнения, игры, требующие взаимодействия, сотрудничества и совместного поиска участников, соревновательные упражнения и т. д. Но надо помнить, что длительное существование стабильной группы (как детской, так и взрослой) может привести к развитию таких внутригрупповых процессов и отношений, которые, будучи весьма важными и значимыми для ее членов, начнут приходить в противоречие с целями и задачами психолога и препятствовать реализации основной цели.

Одной из проблем содержания развивающей работы является вопрос о количестве игр и упражнений, используемых в ходе занятий. Замечено, что наибольший развивающий эффект достигается тогда, когда наиболее полно используются потенциальные возможности каждого упражнения, включенного в занятие, а не за счет увеличения количества упражнений. Это означает, что, с одной стороны, в работу следует включать сложные, многофункциональные упражнения, позволяющие решать несколько задач, а с другой стороны, каждое упражнение необходимо проделать несколько раз, усложняя его и передавая функции ведущего участнику. Если упражнение полностью отработано, но нравится детям (взрослым, можно продолжать выполнять его до тех пор, пока к нему не утратится интерес.

2. Перегрузка занятий новизной и разнообразием снижает эффективность и значимость проводимой работы. Чтобы этого не произошло, необходимо разработать общую структуру развивающих занятий (тренингов): ритуал начала занятия, разминка, рефлексия прошлого занятия, основное содержание занятия, ритуал окончания.

3. Ритуал начала и окончания занятия. Это очень важный момент групповой работы, способствующий сплочению участников, созданию атмосферы группового доверия и принятия, что очень важно для плодотворной работы. Ритуалы могут быть придуманы группой в процессе обсуждения или предложены психологом. Их необходимо выполнять регулярно, начиная с первого занятия. Желательно, чтобы в ходе встреч функция контроля за выполнением ритуала перешла к участникам занятий.

4. Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, настраивает на продуктивную групповую деятельность. Она может проводиться как в начале занятия, так и между отдельными упражнениями. Разминочное упражнение надо выбирать с учетом актуальности для данной группы и предстоящей работы, потому что одни упражнения позволяют поднять настроение и настроить человека на работу, а другие, напротив, предназначены для снятия эмоционального напряжения.

5. Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение определенной задачи. Как говорилось выше, предпочтение отдается многофункциональным упражнениям, в которых можно отработать много моментов, например развитие внимания, социальных навыков, личностное осмысление и др. Важны также порядок предъявления упражнений, т. е. их последовательность, и их количество.Последовательность упражнений предполагает смену психофизического состояния участников: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и т. д. Упражнения надо выстраивать в порядке усложнения, от простого к сложному. Желательно, чтобы их количество было не более трех.

Читайте также:  Карточки для развития ребенка от года монтессори

6. Рефлексия – это оценка занятия, которая дается на эмоциональном уровне (понравилось, не понравилось, смысловом (для чего мы это делали, что это нам дало). Рефлексия прошлого занятия дает возможность вспомнить, что интересного и познавательного было на предыдущей встрече.

7. Для получения положительных результатов и большей эффективности занятия следует проводить 1–2 раза в неделю в течение 4–5 недель. Объем занятий зависит от запроса и целей групповой (тренинговой) работы, но желательно не менее 10 часов.

Нетрадиционные формы групповой развивающей работы

Нетрадиционные формы групповой развивающей работы со школьниками отличаются от тренинговой и коррекционно-развивающей работы организацией и содержанием. К таким формам относятся обучающая психодиагностика и общешкольные психологические программы.

Обучающая психодиагностика – это групповые тестирования, психологическое просвещение и групповая консультация. Данные мероприятия могут проводиться как на классных часах, так и во внеурочное время. Надо отметить, что запросы на эти мероприятия поступают как от учителей, так и от учащихся старших классов.

Используемый диагностический материал может быть разнообразным по содержанию: это и методики по изучению личностных особенностей и межличностных отношений, и профориентационные методики, и т. п. Данные, полученные в ходе обучающей психодиагностики, очень информативны и могут быть использованы в составлении коррекционно-развивающих программ (тренингов, при проведении консультаций.

Общешкольные психологические программы – это психологические олимпиады, конкурсы, соревнования и общешкольные игры психологического содержания, психологический клуб для детей, различные акции и другие мероприятия, которые психолог может разработать сам в зависимости от запроса.

Целью психологической олимпиады является привлечение максимального числа школьников к постановке и решению психологических проблем. Олимпиада проходит в несколько туров. Изначально это не соревновательное, а развивающее мероприятие, поэтому вопросы первого тура вывешиваются за несколько дней до соревнования. Желательно,чтобы содержание вопросов было увлекательным: расшифровать смысл жестов и поз, придумать различные типы людей по предлагаемому критерию и т. д. Во втором туре проверяются психологическая наблюдательность, воображение и др.

Психологические соревнования и конкурсы ориентируют школьников на демонстрацию своих психологических возможностей, когнитивных функций (память, внимание, воображение и др., самоконтроля и саморегуляции, навыков межличностного взаимодействия и т. п.Желателен многоступенчатый отбор участников: сначала внутри класса, затем внутри параллели и, наконец, между параллелями.

Психологические игры предполагают включение всей школы в определенную психологическую деятельность на более или менее длительный срок. Примером такой игры может послужить одно-двухдневная игра «Радуга». Ее содержание связано с применением цветовой диагностики. Утром, при входе в школу, всем ученикам и педагогам предлагалось определить свое настроение с помощью цвета и опустить квадратик соответствующего цвета в общую урну.Урн две: одна – для учащихся, другая – для преподавателей. Выбирать предлагается из нескольких фиксированных цветов (можно взять четыре-пять основных цветов: красный, зеленый, желтый, черный, серый). В течение учебного дня после обработки данных вывешиваются результаты в виде диаграммы. По окончании занятий проводится та же процедура, а наутро вывешиваются вечерние результаты и все сравнивают утренние и вечерние данные.

3. Виды коррекционной работы

К видам коррекционной работы относят психологическое консультирование.

Видыпсихологического консультирования:

1) интимно-личностное консультирование – это консультации, в ходе которых человек решает личностные проблемы (недовольство самим собой, проблемы интимных отношений и др.);

2) семейные консультации – это консультирование по вопросам, касающимся семейных отношений (оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных отношениях и др.);

Читайте также:  Языковое развитие ребенка до года

3) психолого-педагогическое консультирование – направлено на решение проблем воспитания и обучения детей;

деловое консультирование, в ходе которого решаются деловые проблемы (выбор профессии, организация труда, ведение деловых переговоров и др.).

4. Психологическое консультирование отличается от других видов практической психологической помощи тем, что в ходе консультаций психолог в основном дает советы, а их практическая реализация – дело самого клиента; основная психокоррекционная работа проводится клиентом самостоятельно, без помощи психолога; психодиагностика сводится к минимуму, преимущественно идет наблюдение за поведением клиента; психолог-консультант не несет ответственности за конечный результат, а отвечает лишь за правильность своих выводов о сути проблемы клиента и за потенциальную эффективность предлагаемых практических рекомендаций.

Психотерапия может быть как индивидуальной, так и групповой. Психолог играет активную роль в избавлении клиента от проблем, так как именно он предпринимает необходимые действия, роль клиента при этом пассивна. Необходимо непосредственное личное общение клиента с психологом.

Психолог несет непосредственную ответственность за конечный результат своей работы, так как сам занимается коррекцией психологии и поведения клиента, сам реализует свои выводы и рекомендации.

Психотерапевт, занимающийся практической коррекцией, обязан профессионально владеть психотерапевтическими методами, так как в их применении заключается основная часть его работы.

К видам коррекционной работы так же относят:

Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

— развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

развитие навыков каллиграфии;

развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекцияотдельных сторон психической деятельности:

развитие зрительного восприятия и узнавания;

развитие зрительной памяти и внимания;

формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

развитие пространственных представлений ориентации;

развитие представлений о времени;

развитие слухового внимания и памяти;

развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3.Развитие основных мыслительных операций:

— навыков соотносительного анализа;

навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

умения планировать деятельность;

развитие комбинаторных способностей.

4.Развитие различных видов мышления:

развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т. д.).

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

В соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, а также специалистов ППМС в школе осуществляются следующие видыобучения для детей с ОВЗ:

индивидуальный и дифференцированный подход (в рамках основной программы);

обучение в щадящем режиме;

индивидуальное обучение (обучение на дому) по коррекционным программам;

дополнительное образование по психологическим и педагогическим коррекционно-развивающим программам.

Благодаря этому осуществляется коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий.

Здоровьесберегающие условия обеспечивают оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил.

Список литературы

• 1. Аксенова Л. И. Социальная педагогика // Дефектология, 1997. -№2. С. 32-40

• 2. Асмолов В. М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-методические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. -М., 1995

• 3. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. — М., 1997.

• 4. Блейхер В. М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов / Под ред. С. Н.Бокова: В 2 т. — Ростов-на-Дону, 1996.

• 5. Бондаренко Г. И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей //Дефектология. 1998. №3. С. 12-26

• 6. Бочарова В. Г. Основные требования к развитию теории в области социальной педагогики и социальной работы / Материалы международной научно-практической конференции –М., Издательство Тюменского государственного университета, 2003.

• 7. Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах / Пер. с нем. — М., 1991.

Читайте также:  Закономерности нормального и аномального развития ребенка

• 8. Бтажнокова И. М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. – 1995г. — №5 – с. 30

• 9. Бтажнокова М. М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994г. — №1 – с. 11

• 10. Виноградова А. Д. Мотивация деятельности умственно отсталых школьников. — М., 1991.

• 11. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – Москва, Просвещение, 1997г.

• 12. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. В. Воронковой. — М.: Школа-Пресс, 1994.

Источник

МЕТОДИКИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИЙ У ДЕТЕЙ

М.Ю. Смыслова

Согласно данным федеральной службы государственной статистики за период с 2012 по 2018 год численностей детей с ограниченными возможностями здоровья  на территории Российской Федерации возросла с 561 000 до 655 000 человек. Эта цифра может увеличиться до 1000 000 если применить международные критерии оценки, и имеет неуклонную тенденцию к росту.

Весь спектр проблем, связанных с детской инвалидностью расходится подобно кругам на воде и  негативно влияет на  социальную, культурную, политическую жизнь общества. Таким образом, перед государством и обществом в целом, встает задача совершенствования политики и социальной защиты  данной категории детей с целью уменьшения негативных тенденций явления  детской инвалидизации.

Одним из наиболее актуальных способов достижения этой целей является модификация  системы оказания  комплексной ранней коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям группы риска и их семьям. В настоящее время наблюдается нехватка доступных протоколов, направленных на выявление и коррекцию нарушений и задержки в развитии детей раннего возраста и потому представляется целесообразным дополнить существующие программы положениями из методик раннего развития детей, которые используются по всему миру.

Методика Глена Домана уделяет большое внимание двигательной активности ребенка, исходя из положения, что передвижение – это основа жизни. Возможно дополнение программ коррекций нарушений в развитий динамической гимнастикой, программами развития равновесия и улучшения дыхания. Высокоразвитый интеллект берет свое начало в человеческой подвижности и деятельности рук [1;5]. Многосторонние знания об окружающем мире достигаются по данной методике  путем ежедневного стимулирования мыслительной среды с помощью комплектов карточек с картинками, наборами слов и точек для обучения ребенка общению, чтению, счету.

Стимулировать развитие речи, путем улучшения фотографической памяти возможно используя флеш-карточки по методике японского ученого Макото Шичида. Информация малышу подается в виде сменяющихся картинок с различными тематическими изображениями. Занятия с таким видом материала  позволяют расширить словарный запас, общие знания ребенка, а также развить предрасположенность к различным языкам. Особая роль в обучении по методике  отводится родителям – они постоянно присутствуют на занятиях, принимают в них активное участие, хвалят ребенка, что дает детям чувство защищенности и уверенности в своих силах и, в конечном итоге, способствует гармонизации отношений в семье.

Позитивное социальное поведение может быть достигнуто в ходе сенсомоторных занятий по методикам Марии Монтессори. Получение знаний достигается путем использования специальной развивающей среды, сформированной с учетом сензитивных периодов развития ребенка, задействующей все органы чувств ребенка и дающей ему стимулы к развитию. Строгая логическая организация рабочего пространства позволяет детям успокоиться, сосредоточиться, таким образом уменьшаются проявления агрессивности, гиперактивности. Для ребенка порядок – это земля на которой мы стоим [2;77]. Целесообразным представляется наполнение развивающей среды пособиями по методикам Сегена, Кюизенера, Дьенеша. Задания на их основе помогут ребенку раскрыться с творческой стороны, стать самостоятельнее.

Использование  различных методик раннего развития в качестве дополнения психолого-педагогического воздействия помогает достигнуть нормализации функций, нормализовать темп и ход   психического развития и предупредить развитие вторичных  нарушений.

Литература:

  1. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка – М.: «Аквариум», 1996. – 219 с.
  2. Монтессори М. Дети-другие – М.: «Карапуз», 2004. – 336 с. – (Педагогика детства)

Источник