Преемственность развитии ребенка в детском саду

Преемственность развитии ребенка в детском саду thumbnail

Маргарита Ушкова
Организация преемственности между группой раннего возраста и дошкольными группами ДОУ

Где то в конце учебного года, в тот момент, когда наши дошкольники были на пороге перехода из старшей группы в подготовительную, мы задумались о том, что совсем скоро нам надо будет принимать новое поколение, встречать новых детей и родителей. Для нас это, что-то волнительное, неизведанное, незнакомое, так как это будет впервые. Наблюдая, как происходит процесс адаптации детей, при переходе из группы раннего возраста, у своих коллег, мы поняли, что процесс этот тяжелый и для родителей и для воспитателей, и в первую очередь для детей. Адаптация (приспособление) процесс сложный, представляет собой приспособление личности к социальной среде. Но что же делать когда этот процесс приносит очень много трудностей и для родителей и для детей? Трудность привыкания к новым условиям жизни, новым требованиям, воспитателям, детям. Очень часто, перемены, которые происходят с ребенком, создают для него стрессовую ситуацию, которая может привести к истерикам, крикам, агрессии, отказу от еды и т. д. Конечно же, не для всех детей процесс адаптации болезненный, кто-то при переходе ведет себя спокойно, уверенно. Мы решили более подробно изучить вопрос преемственности. В настоящее время ФГОС дошкольногообразования направлен на:

• «сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования»;

• «обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней».

Преемственность-это связь между смежными звеньями, которые базируются на приобретенных ребенком в предыдущем звене знаниях, умениях, навыках, социально-психологической эмоциональной компетентности, продолжает его дальнейшее развитие.

Облегчить процесс адаптации поможет преемственность двух ступеней: группы «настоящей» и «будущей». Детям необходимо показать, что детский сад — это не одна группа. Кстати, исследования психологов показывают, что обучение игре, ее развитие происходит у младших дошкольников не через взрослого, а как раз, через старших дошкольников. Играя, и общаясь друг с другом, дети учатся пониманию эмоций, развивается чувство эмпатии, а именно понимание, сочувствие и содействие другим людям. Обретя эти знания и умения, малыш будет чувствовать себя уверенным в новой окружающей обстановке.Поэтому было принято решение: адаптировать детей раннего возраста к переходу на другую ступень, через взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста, постепенно познакомить детей раннего возраста с условиями новой среды, новыми людьми. Для достижения поставленной цели,необходимо выполнить следующие задач:

1. Обогащать эмоциональную сферу ребенка;

2. Способствовать формированию положительных черт характера;

3. Развивать коммуникативные способности детей;

4. Формировать чувство уверенности в общении с новыми детьми и взрослыми.

По данному вопросу нами была изучена литература, где были выявлены следующие условия организации работы с детьми:

1. Необходимо создать положительно эмоциональные отношения, так как малыши легко заражаются чужими эмоциями. Увидев, как играют другие, ребенок сам включается в игру;

2. Важно учитывать добровольное участие детей;

3. Игры должны создавать атмосферу, в которой развивается доверие, самостоятельность, инициатива и готовность помочь;

4. Особенно важно, чтобы ребенок получил удовольствие от игры (ощущал свою значимость и принадлежность к группе, мог внести свой вклад в развитие игры и взаимодействие детей);

5. Игра должна повторяться многократно. Это необходимое условие развивающего эффекта;

6. Необходимо вносить новый наглядный материал, чтобы при повторении у детей не пропал интерес к игре, так как воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое;

7. Не надо оценивать детей и добиваться единственно правильного ответа, ведь постоянное оценивание со стороны взрослого мешает детям раскрепоститься, выражать собственные мысли и чувства;

8. Заканчивать встречи всегда надо с положительным, радостным, веселым настроением.

В общении с малышами необходимо доступно и выразительно показывать им правильные формы поведения, вежливую речь, проявления добрых чувств и отношений. Воспитатель строит взаимодействие так, чтобы малыш приобрел ценный опыт общения. Такие минуты эмоционального игрового общения сближают детей и воспитателей. Для развития контактов между детьми необходимо помочь им быстрее познакомиться, узнать имена и внешность друг друга. Необходимо готовить детей к встрече заранее, чтобы общение с новыми детьми и взрослыми были доброжелательными.

Данную работу начали с составления плана на год.

1. Подготовительный этап.

Сентябрь

• Провести встречи педагогов групп «настоящей и будущей», с целью обсудить особенности детей раннего и старшего дошкольного возраста;

• Определить временные промежутки и виды деятельности для совместного общения детей и взрослых;

• Провести работу с родителями (анкетирование) с целью узнать особенности поведения и деятельности детей вне детского сада.

• Посещение воспитателями, групп раннего развития с целью знакомства с детьми на занятиях, в играх, в бытовых процессах

2. Основной этап

Проводится игровая и совместная деятельность детей двух возрастов: подвижные, хороводные игры, совместное творчество, развлечения, встречи для совместных коммуникативных и пальчиковых игр, наблюдения за трудом старших детей на прогулке. Постановка сказок, развлечения, участие детей раннего возраста на выпускном празднике детей старшего возраста.

Октябрь Знакомство с группой:

• Экскурсия в группу, знакомство с воспитателями;

• совместное занятие по лепке с детьми подготовительной группы.

• Игровая деятельность.

Ноябрь

• Театр «Крепыши» с постановкой «Репка на новый лад» (выступление подготовительной группы)

Декабрь

• Оказание шефской помощи детьми подготовительной группы, младшим дошкольникам (ремонт игрушек, игр, книг);

• Привитие младшим дошкольникам интереса к сюжетно ролевым играм на примере подготовительной группы («Дочки-матери», «Водители», «Доктор»)

Январь

• Помощь в формировании элементарных экологических знаний и представлений, начала экологического мировоззрения, развивать ответственное и бережное отношение к животным уголка природы в детском саду. Пригласить себе в группу детей младшего возраста с целью ознакомления детей с жителями аквариума, д/и «Животный мир»

Февраль

• Проведение совместных подвижных игр на свежем воздухе п/и «Мышеловка», «Подоляночка», «Сова» и т. д.

Март

• Знакомство детей раннего возраста с участком, при помощи детей подготовительной группы;

• Совместная целевая прогулка на территории ДОУ;

• Праздник дарения рисунков малышам;

Апрель

• Родительское собрание «Мы на год взрослее стали» с родителями младших дошкольников;

• Оказание шефской помощи в уборке участков ясельных групп;

Май

• Постановка, посвященная Дню Победы «Мы дети победы» (подготовительная группы «Крепыши»);

3. Заключительный этап

Читайте также:  Развивающие игры для ребенка в 4 года дома для развития

Июнь

• Выступление детей младшего возраста на выпускном у подготовительной группы (Чтение стихов);

• Развлечение «Тебе мой юный друг…», подготовительная группа передает бразды правления младшим дошкольникам.

• Воспитателями, для родителей была разработана консультация «Адаптация от яслей к саду»

По итогу нашей деятельности можно сделать вывод: что с помощью данных мероприятий, развлечений, дети двух возрастов сблизились друг с другом, подружились, приобрели много друзей, бесценный опыт, а так же многому научились. Хочется отметить, что дети подготовительной группы относились к данным мероприятиям с трепетом, теплом и любовью. Всегда с нетерпением ждали новой встречи с младшими дошкольниками, выдавали много идей, для совместной деятельности. Каждый из них учился быть внимательным, терпеливым. Что особенно приятно, это то, что первоклашки и наши нынешние дети второй младшей группы до сих пор в теплых отношениях, это имеет огромное положительное значение для эмоционального комфорта младших детей в группе. Так же данные мероприятия способствовали хорошему отношению воспитателей не только с детьми раннего возраста, но и с родителями. Родители дали высокую оценку данным мероприятиям. Дети шли в новую группу с удовольствием, без криков и истерик. Для нас как для педагогов это бесценный опыт. Проанализировав работу за год можно сказать, что поставленные задачи выполнены. Игровая и совместная деятельность детей, совместное творчество, развлечения, все это способствовало обогащению эмоциональной сферы детей, формированию положительных черт характера, развитию коммуникативных способностей детей, формированию уверенности в общении и т. д. По данной проблеме планируем работать и дальше.

Воспитатель: Ушкова М. В.

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 46»

Источник

Мартынович Раиса Валентиновна
Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС. (Из опыта работы)

Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС.

(Из опыта работы).

Под понятием «преемственность» подразумевают плавный переход от одной образовательной ступени к другой, сохраняющий методы и формы обучения и воспитания. Педагоги первых классов начальной школы не смогут обеспечить мягкость адаптации старших дошкольников, если они не знакомы с методами работы воспитателя подготовительной группы детского сада. Если старшие дошкольники не знакомы со школой и не имеют никакого представления о том, что их ждет за школьным порогом, будет очень непросто воспитать у них желание учиться.

Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС. (Из опыта работы)

Основная стратегия педагогов при осуществлении преемственности детского сада и школы в соответствии с ФГОС — «научить учиться». Причем желание и умение учиться начинают формировать не в школе, а в раннем дошкольном возрасте.

Преемственность развитии ребенка в детском саду

«Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я пойму, дай попробовать — и я запомню». Информация, преподносимая педагогом, не должна восприниматься пассивно. Знания передаются дошкольникам не в готовом виде, а осваиваются ими в процессе совместной с воспитателем деятельности. Так развивается сотрудничество взрослого и ребенка, коммуникативные способности детей. У дошкольников формируют психологические качества, облегчающие овладение учебной деятельностью:

*инициативность,

*самостоятельность,

*креативность,

*любознательность,

*произвольность.

Работа по преемственности ведется по трем основным направлениям: работа с детьми, взаимодействие педагогов, сотрудничество с родителями.

1. Работа с детьми:

*экскурсии в школу с посещением спортивного зала, класса, библиотеки, столовой и т. д. ;

*знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

*проведение совместных спортивных мероприятий и праздников (праздник первого звонка, праздник букваря и др.);

*участие детей в адаптационных занятиях с учителями и специалистами начальной школы;

*подготовка совместных театральных представлений, выставок художественных работ.

Преемственность развитии ребенка в детском садуПреемственность развитии ребенка в детском садуПреемственность развитии ребенка в детском садуПреемственность развитии ребенка в детском садуПреемственность развитии ребенка в детском садуПреемственность развитии ребенка в детском саду

2. Взаимодействие педагогов:

*посещение воспитателями уроков в первом классе и учителями — образовательной деятельности в ДОУ;

*анализ диагностики психологической готовности к школьному обучению выпускников ДОУ;

*анализ результатов адаптации первоклассников к школьному обучению;

*проведение совместных семинаров, мастер-классов, «круглых столов»;

*педагогические и психологические наблюдения.

Преемственность развитии ребенка в детском садуПреемственность развитии ребенка в детском садуПреемственность развитии ребенка в детском садуПреемственность развитии ребенка в детском садуПреемственность развитии ребенка в детском садуПреемственность развитии ребенка в детском саду

3. Сотрудничество с родителями:

*дни открытых дверей в школе и в детском саду;

* встречи родителей с будущими учителями;

* консультации с педагогами ДОУ и школы;

*визуальные средства общения (стендовый материал, выставки и др.);

*совместные родительские собрания, дискуссионные клубы.

Преемственность развитии ребенка в детском садуПреемственность развитии ребенка в детском садуПреемственность развитии ребенка в детском садуПреемственность развитии ребенка в детском садуПреемственность развитии ребенка в детском саду

Если целенаправленно заниматься формированием преемственности, это поможет детям проявить волевые усилия, инициативность и уверенность в себе, креативность и положительное отношение к себе и своим товарищам при переходе в первый класс.

Переход между периодом дошкольного детства и началом обучения в школе очень сложен. Не напрасно в первом классе уделяется так много внимания адаптации детей. Преемственность детского сада и школы помогает сделать образовательную среду единым целым.

И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.

Поэтому основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:

— создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);

— улучшение подготовки к обучению в школе 5-6 летних детей;

— углубление интереса к жизни в школе;

— оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.

Источник

Преемственность дошкольного и начального образования в рамках реализации ФГОС

«Школьное обучение никогда не начинается

с пустого места, а всегда опирается

на определенную стадию развития,

проделанную ребенком».

Л. С. Выготский

По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Читайте также:  Зона активного развития ребенка это

Что же такое преемственность? Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. (Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», М, 2008)

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т д.

  • Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.
  • При этом важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
  • Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. С этой целью мы планируем посещение учителями  занятий. Развлечений и досугов в детском саду.
  • Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге (анкетирование тестирование).
  • И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю.

Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.

Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:

• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

• создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

В организации работы по преемственности между детским садом и школой ключевым моментом является формирование умения, учиться, который включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте.

Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми:

• экскурсии в школу;

• посещение школьного музея, библиотеки;

• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

• выставки рисунков и поделок, сделанных детьми  школы и доу;

• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

• участие в театрализованной деятельности;

• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

2. Взаимодействие педагогов:

• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

• семинары, мастер- классы;

• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

• педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

3. Сотрудничество с родителями:

• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; фото родительского собрания.

• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

• консультации с педагогами ДОУ и школы;

• встречи родителей с будущими учителями;

• дни открытых дверей;

• творческие мастерские;

• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

• семейные вечера, тематические досуги.

Так называемые точки соприкосновения мы видим в решении проблем, которые представлены как направления, т. е.структура программы опирается на три направления:

 1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне

 2.   Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ

 3.  Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.

На дошкольной ступени:

-личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

-формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка

— построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.

На ступени начальной школы:

 -опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;

 -направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;

 -сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности

Общие условия:

 – признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

Читайте также:  Проблемы в развитии ребенка 2 месяца

 –    создание преемственной  предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

 –  индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;

 – воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;

 – создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;

 –  разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

 –       осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка

 –  доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективом образовательного учреждения

Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?

  1. Социально-психологическая готовность к школе:
  • Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).
  • Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).
  1. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:
  • Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом* ножницами).
  • Пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять выше -ниже; больше -меньше, вперед -назад, слева -справа).
  • Координация в системе глаз — рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
  1. Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
  2. Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).

К началу обучения в школе дети должны уметь:

  • Строить сложные предложения разных видов;
  • Составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;
  • Находить слова с определенным звуком;
  • Определять место звука в слове;
  • Составлять предложения из 3-4 слов;
  • Членить простые предложения на слова;
  • Членить слова на слоги (части);
  • Различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
  • Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения;
  • Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
  • Иметь представления о сезонных явлениях природы;
  • Знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать:

  • Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел;
  • Как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
  • Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
  • Знаки +, =, >,
  • Название текущего месяца, последовательность дней недели;
  • Уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
  • Соотносить цифру и число предметов;
  • Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • Пользоваться арифметическими знаками действий;
  • Измерять длину предметов с помощью условной меры;
  • Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
  • Делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
  • Ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

Какие требования предъявляет школа к развитию речи ребенка?

  1. Умение правильно произносить все звуки речи и различать их па слух.
  2. Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.
  3. Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением.
  4. Умение отвечать на вопросы и задавать их.
  5. Умение самостоятельно передавать содержание литературных текстов.
  6. Умение составлять рассказы о предметах (но плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок).
  7. Кругозор (представление ребенка о мире достаточно развернуты, развита память, внимание, другие интеллектуальные способности).

Первый тест — для родителей

В каком состоянии готовность ребенка к школе, есть ли у него интерес к обучению?

Ответьте на вопросы, за каждый положительный ответ  — плюс один балл, за отрицательный — 0 баллов.

1. Хочет ли Ваш малыш идти в школу?

2. Привлекает ли  ребенка то, что в школе он о многом узнает, многому научится, и ему будет интересно учиться?

3. Может ли ваш малыш самостоятельно выполнять  какую-либо работу, заниматься каким-то делом, которое требует сосредоточенности на протяжении 30 минут (например, складывать что-то из конструктора)?

4. Как ваш ребенок чувствует себя  в присутствии незнакомых людей — свободно и непринужденно?

5. Умеет ли Ваш малыш составлять рассказ по рисунку из 5-6 предложений (не менее)?

6. Знает ли Ваш ребенок несколько стихотворений наизусть? Может он их рассказать?

7. Умеет ли Ваш малыш изменять имена существительные по числам (единственное, множественное)?

8. Умеет ли Ваш ребенок  читать по слогам или целыми словами?

9. Умеет ли малыш считать до двадцати  и в обратном порядке?

10. Может ли Ваш ребенок решать простые задачки на добавление и вычитание единицы?

11. У малыша твердая рука (уверенно и крепко держит в руке карандаш и т.д.)?

12. Малыш любит раскрашивать и рисовать  простые картинки?

13. Может ли ребенок сделать аппликацию, пользуясь клеем и ножницами?

14. Может ли малыш собрать разрезанную на пять частей фотографию или картинку за 1 минуту?

15. Знает ли Ваш ребенок названия домашних и диких животных?

16. Может ли Ваш малыш обобщать понятия (например: яблоко, груша, слива — фрукты)?

17. Может ли Ваш малыш  самостоятельно  рисовать, лепить, собирать мозаику и так далее?

18. Может ли Ваш ребенок понимать и точно следовать словесным инструкциям?

Если вы насчитали:

15-18 баллов — Ваш ребенок вполне готов идти в первый класс;

10-14 баллов — ребенок уже многое умеет, и обратите внимание на суть тех вопросов, ответ на которые был отрицательным.  Именно они являются подсказкой, над чем нужно поработать, на что обратить внимание!

9 и менее баллов — в ближайшее время Вам не рекомендуется отправлять ребенка в школу, ему нужна Ваша помощь, а, может быть, и помощь специалиста. Предстоит еще  немало поработать, прежде чем малыш пойдет в школу!

Источник