Предшкольная группа с 5 до 7 лет в центре развития ребенка црр

Ольга Кребель
Работа с детьми дошкольного возраста в Центре раннего развития в аспекте предшкольной подготовки

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В МОУ ДОД ЦЕНТРЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В АСПЕКТЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кребель О. В.

I квалификационная категория

МОУ ДОД ЦДТ

Отечественная практика и исследования в разных странах мира показывают, что вклады в раннее развитие и дошкольное образование являются наиболее результативными, а поддержка всех видов образования вне общеобразовательных учреждений (школа, детские сады) критически важна с точки зрения психологического развития детей и долгосрочных социальных и образовательных эффектов.

Комплексное развитие и социализация детей дошкольного возраста возможны в условиях системного дошкольного образования. При этом обеспечение его общедоступности, до сих пор еще остается нерешенной в полной мере.Причин тому несколько:

• дефицит свободных мест в детских садах

• рост числа детей с ослабленным здоровьем

• отсутствие финансовых возможностей родителей.

Методическим отделом МОУ ДОД ЦДТ был проанализирован спектр услуг действующих дошкольных образовательных групп в системе дополнительного образования в нашем городе.Были получены следующие данные:

• в учреждениях предпрофильного образования, относящихся к Отделу культуры функционируют группы для дошкольников, которые являются подготовительными на профильные отделения художественно-эстетической направленности (хореография, изобразительное искусство, исполнительское искусство, театральное направление).

• учреждения клубного характера (Дома культуры) организуют дошкольные группы непосредственно в творческих коллективах, ориентированных на какой-либо один вид художественно-эстетической деятельности.

• в частных центрах раннего развития предлагаются образовательные услуги, ориентированные в основном на развитие когнитивной сферы. Предлагаются занятия по обучению чтению, математике, начальному письму, английскому языку, изобразительной деятельности. Лишь некоторые центры предлагают услуги психолога.

Работа ведётся на исключительно платной основе.

В МОУ ДОД Центре детского творчества с сентября 2007 года функционирует Центр раннего развития для детей 4-7 лет, в котором ежегодно получают бесплатные образовательные услуги в рамках предшкольной подготовки 120 воспитанников. В ноябре 2013г. открыты ещё две группы (36 детей) 1-го и 2-го года обучения на базе СП «Истоки» МОУ ДОД Центра детского творчества – итого 156 воспитанников.

Дошкольные образовательные группы созданы на основе анализа образовательных запросов родителей г. Волгодонска и решают проблемы социализации дошкольников, развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, способствует созданию условий для стирания граней между «домашними» детьми и детьми, посещающими дошкольные образовательные учреждения.

Центр раннего развития работает по образовательной программе предшкольной подготовки, которая является дополнительной образовательной программой социально-педагогической направленности, соответствует дошкольному общему уровню образования. В основу образовательной программы положены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Комплексная образовательная программа предусматривает:

Развитие речи;

Обучение грамоте;

Формирование математических представлений;

Окружающий мир;

Раннее изучение английского языка;

ИЗО, лепка;

Психологическое консультирование детей и родителей.

Среди педагогических работников Центра раннего развития — 11 педагогов имеют высшее педагогическое образование.

Для полноценного функционирования Центра раннего развитияв учреждении созданы материально-технические условия:

оборудованы кабинеты;

мультимедийный центр (интерактивная доска, компьютеры и т. д.);

игротека в кабинетах;

подобрана мебель, соответствующая всем гигиеническим требованиям, предъявляемым к ней, с учётом возрастных особенностей;

актовый зал;

кабинет психолога.

Летом 2013 года коллектив Центра раннего развития принимал участие в Конкурсе благотворительных проектов ОАО «НИАЭП» на территориях присутствия ОАО «НИАЭП» с социальным проектом «Мир вокруг нас», направленным на реализацию программы предоставления бесплатных образовательных услуг для развития творческого потенциала личности ребенка, осуществления предшкольной подготовки детей от 4 до 6 лет не посещающих детский сад, в том числе детей с ограниченными возможностями.

Данный проект получил высокую оценку, а Центр детского творчества – гранд на сумму 350 тысяч рублей для реализации проекта, который был направлен на оснащение образовательного пространства Центра раннего развития.

В январе 2014 года на базе Центра раннего развития стартовал инновационный образовательный проект (городская инновационная площадка) «Создание модели культурно-художественной социализации детей Центра раннего развития в условиях учреждения дополнительного образования», направленный на разработку и внедрение комплекса оптимальных организационно-педагогических условий социализации детей дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности в условиях многопрофильного учреждения дополнительного образования детей. Срок реализации проекта – три года (январь 2014-декабрь 2017).

Читайте также:  Воспитание и развитие личности ребенка младшего школьного возраста

В данный момент подходит к завершению первый (аналитико-проектировочный) этап. Для успешной работы над проектом создана творческая группа, в состав которой вошли педагоги Центра раннего развития, методисты, социальный педагог, педагог-психолог Центра детского творчества. Разработан план деятельности Центра раннего развития по основным направлениям инновационного проекта.

Для обеспечения эффективной организации работы Центра раннего развития в аспекте культурно-художественной социализации дошкольников, специалистами творческой группы ведётся активная работа,направленная на модернизацию программно-методического обеспечения:

— на этапе завершения находится разработка программы культурно-художественной социализации воспитанников Центра раннего развития, которая в перспективе станет одним из модулей образовательной программы Центра.

разработан совместный проект Центра раннего развития с библиотекой им. А. Грина «Подари ребенку книгу – подари ребенку мир», который будет реализовываться в 2015 году, что особенно актуально, т. к. 2015 год объявлен годом литературы.

Реализация этого проекта предполагает следующие формы работы с детьми и родителями:

— лекторий для родителей;

— вечера вопросов и ответов;

— проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);

— информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

— совместные с родителями праздники, спектакли.

Кроме этого для более эффективной культурно-художественной социализации воспитанников осуществляется широкое взаимодействие с социокультурным комплексом нашего города.

Так, например, мы много лет тесно взаимодействуем с ГОУК «Волгодонским эколого-историческим музеем». Традиционными стали праздники «Покров день», «Рождественские посиделки», «Масленица», проводимые сотрудниками музея в ЦРР. Праздники направлены на ознакомление с истоками, развитием и традициями Донского казачества. В результате у воспитанников формируется интерес к истории родного края, закладываются основы культурных ценностей.

Рассматривая семью как часть социокультурного комплекса, в Центре раннего развития организован родительский клуб «Содружество», где родители вместе с детьми готовятся к главному этапу жизни ребенка — переходу в школу.

В течение работы Центра раннего развития в совместных занятиях приняло участие 83% родителей с детьми.

При взаимодействии родителей, детей и педагогов используются следующие формы работы:

• праздники

• творческие мастерские

• экскурсии

• совместные творческие проекты (издание журнала «Мир вокруг нас»)

• совместные традиционные мероприятия («Папы могут всё, что угодно», «Никого нет милее мамы» и т. д.);

• выставки творческих работ

• мастер-классы (мастерская для пап и детей (подарок маме к 8 Марта, новогодние сюрпризы и т. д.).

• тематические мероприятия

Обратная связь с родителями осуществляется через родительские собрания, открытые занятия, освещение деятельности в городских СМИ.

Педагогам Центра раннего развития принадлежит особая роль в реализации задач по развитию и социализации личности дошкольников. Опытные, внимательные, творческие педагоги-наставники открывают для ребят мир прекрасного, помогают им подниматься по ступенькам мастерства, преодолевать трудности, формируют активную жизненную позицию.

В дальнейшем выпускники Центра раннего развития становятся воспитанниками творческих объединений МОУ ДОД ЦДТ, показывают отличные результаты не только в дополнительном образовании, но и в школе.

Источник

Анна Шумилова
Организация работы в группе предшкольной подготовки с детьми 5,5–7 лет

в МАДОУ дскв №10 «Березка»

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой ее ступеньке – дошкольному образованию.

Первоочередная задача на современном этапе – это введение вариотивных организационных форм дошкольного образования. Одна из таких форм – группы кратковременного пребывания детей в детском саду.

Эти группы (ГКП, ГПП) обеспечивают запросы родителей, не имеющих возможности по каким-либо причинам отдавать ребенка в детский сад на полный день, с другой стороны, призваны дать детям дошкольного возраста необходимые условия и равный старт в школьном образовании. Психолого — педагогические исследования показывают, что у большинства «домашних» детей поступающих в школу не развита мелкая моторика, устная речь, не сформировано умение организовывать свою деятельность, отсутствуют навыки работы в группе сверстников.

Главной целью создания групп предшкольной подготовки является всестороннее развитие детей, формирование у них основ готовности к принятию новой социальной позиции — «позиции школьника», имеющего круг определенных обязанностей и прав; создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья детей, воспитание трудолюбия, любви к Родине, семье, окружающей природе; взаимодействие с семьей для обеспечения полного развития ребенка и запросов родителей. Для детей старшего дошкольного возраста группы кратковременного пребывания (в том числе ГПП) выполняют функции включения в широкий мир сверстников и взрослых (социализация, гармоничного личностного развития и общей психологической подготовки к школьному обучению. Образовательный процесс в группах кратковременного пребывания (в том числе и ГПП) организован с учетом этих функций и индивидуальных особенностей поступающих в группы детей и направлен на обеспечение познавательного, эмоционально-эстетического и социально-этического развития, формирование их как эмоционально благополучных, активных субъектов деятельности и отношений со взрослыми и сверстниками.

Читайте также:  Развитие личности ребенка в рисунке

В МАДОУ №10 «Березка» группы кратковременного пребывания и предшкольной подготовки для детей не посещающих дошкольное учреждение организованы и функционируют с 2006 года. За этот период к школе было успешно подготовлено 9 детей.

Мы считаем, что вариативность в образовании должна рассматриваться в самом широком смысле. В дошкольном учреждении должно быть и многообразие образовательных программ, которые обеспечивают личностно-ориентированное обучение и воспитание детей, и разнообразные формы пребывания детей, соответствующие запросам и возможностям родителей.

Условиями эффективного предшкольного образования являются правильно поставленные цели и задачи, которые реализуются в группе предшкольной подготовки:

• создание плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в образовательном учреждении;

• формирование выраженной внутренней учебной мотивации, всестороннее развитие детей;

• укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия с учетом индивидуальных возможностей детей.

• формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками.

• формирование чувства защищенности, свободы, доверия к окружающему.

• снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение импульсивности, излишней двигательной активности, агрессивности.

• развитие познавательной сферы в соответствии с возрастом, расширение кругозора, усвоение общепринятых норм использования предметов окружающего мира.

• взаимодействие с родителями с целью повышения их уровня компетентности по отношению к собственным детям.

• создание единого стиля воспитания и общения с ребенком в образовательном учреждении и семье.

Для реализации поставленных задач в МАДОУ были созданы необходимые условия для пребывания детей в группе предшкольной подготовки; сформирована нормативно-правовая база (Положение о группах предшкольной подготовки, были заключены договора между МАДОУ и родителями (лицами их заменяющими) ребенка; утвержден график работы специалистов в группах кратковременного пребывания; разработан табель посещаемости детей (Приложение №1); создана и обновляется ежегодно база данных по микрорайону о детях предшкольного возраста неохваченных ДОУ и разработан план мероприятий с населением микрорайона по охвату детей предшкольного возраста дошкольным образованием (Приложение №2). В соответствии с планом нашими педагогами был проведен подворовый обход с целью выявления детей 5,5-7 лет не посещающих дошкольное учреждение, родителям этих детей были розданы пригласительные на собрание, в ходе которого было проведено анкетирование и предложены консультации о важности групп предшкольной подготовки. В течение учебного года родители приглашались на дни открытых дверей, новогодние утренники, педагогические гостиные, родители активно участвовали в конкурсах организованными старшим воспитателем и педагогами группы предшкольной подготовки.

В результате проделанной работы у родителей повысился уровень педагогической компетентности в воспитании детей, а также родители получили представление о деятельности детского сада в этом направлении.

В образовательном процессе наши педагоги сочетают различные виды деятельности (игровой, музыкальной, изобразительной, физкультурной и т. д., каждый из которых способствует развитию определенной готовности ребенка в специально созданных условиях и насыщают процесс подготовки к школе.

Предшкольное образование ориентировано на поддержание природной любознательности ребенка, его желание учиться и достигать значимых целей, приобретение уверенности в своих возможностях и перспективах, готовность работать в коллективе. В процессе обучения в группе предшкольной подготовки у детей формируется учебная мотивация, происходит развитие функций произвольного поведения мыслительной деятельности. Дети овладевают основными компонентами учебной деятельности, осваивают учебно-познавательные и практические умения в разных видах деятельности, направленные в том числе и на решение учебных задач.

Читайте также:  Ситуация развития ребенка в раннем возрасте

Сотрудничество с семьей мы считаем неотъемлемым фактором в процессе воспитания, так как полноценное образование ребенок может получить лишь в том случае, если родители играют и общаются с ним дома, используя при этом рекомендации педагогов. С этой целью наше учреждение проводит работу по педагогическому просвещению родителей,воспитывающих детей в домашних условиях: педагоги консультируют родителей по возникающим вопросам (Приложение №3, проводят анкетирование (Приложение №4,совместные родительские гостиные.

Ежегодно мы обновляем банк данных о дошкольниках, не посещающих дошкольные учреждения, выявляем причины непосещения и образовательные потребности таких семей.

Организация совместной работыс семьей в нашем дошкольном учреждении строится на следующих положениях:

• Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи развития ребенка хорошо понятны не только воспитателем, но и родителями, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами работы в детском саду;

• Систематичность и последовательность работы в соответствии с конкретным планом в течении всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду;

• Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов, способностей и возможностей;

• Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

Кроме воспитателей к педагогическому процессу привлекаются музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагог-психолог. Занятия со специалистами строятся в непринужденной форме, что способствует свободному общению взрослого с детьми. Дети развиваются и воспитываются в режиме игры, свободного творчества, общения.

В нашем детском учреждении сложилась единая система взаимодействия специалистов. Преемственность в работе узких специалистов обеспечивается применением единых комплексных и парциальных программ, заданий специалистов воспитателям по индивидуальной работе с детьми, открытыми мероприятиями и другими формами работы специалистов с воспитателями.

Узкие специалисты собирают необходимую информацию о ребенке, анализируют информацию, намечают пути решения проблемы. Готовятся индивидуальные рекомендации, консультации педагогам и родителям.

Практика показала, что в МАДОУ группы кратковременного пребывания и предшкольной подготовки оправдывают себя в полной мере. В группах создана эмоционально благоприятная атмосфера, что способствует формированию у детей чувства уверенности в окружающем, положительного впечатления о детском саде, дети овладевают средствами и способами познавательной деятельности (развитие восприятия, памяти, мышления, речи, воображения, стремятся познавать новое и интересное.

Готовность ребенка к школьному обучению рассматривается, прежде всего, как общая его готовность, включающая в себя физическую, личностную и интеллектуальную подготовку. Данные мониторинга показали, что у детей группы предшкольной подготовки уровень физической готовности составляет 80%. Дети научились выполнять упражнения более качественно, с результатом, двигательные умения и навыки возросли, стали активными участниками спортивных праздников, научились слаженно действовать в команде, точно выполнять правила подвижных игр и эстафет. У родителей пополнились знания по физическому воспитанию детей, возрос интерес к здоровому образу жизни, физкультуре и спорту. Они научились с пользой для детей организовывать активный отдых в выходные дни.

Личностная готовность детей составила 75%. У детей повысился уровень произвольности поведения, уровень самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной). Дети группы предшкольной подготовки к концу учебного года стали активными, инициативными, самостоятельными. У детей повысилась ответственность за свои поступки и действия, они научились слушать другого и согласовывать с ним свои действия, работать в группе.

Интеллектуальная готовность составила 87%. Дети получили обширные представления о мире людей, вещей, природе, овладели средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование, основными формами речи (диалог, монолог).

К концу дошкольного детства у детей сформировалась мотивационная готовность к новой социальной позиции – «позиции школьника», имеющего круг определенных обязанностей и прав. Это выражается в положительном отношении ребенка к школе, учебной деятельности, взрослым, самому себе.

Источник