Предметом возрастной физиологии физиология развития ребенка

Предметом возрастной физиологии физиология развития ребенка thumbnail

ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Краткий курс лекций

Содержание

Тема 1. Предмет возрастной физиологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1

Тема 2.Общие закономерности роста и развития организма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

Тема 3.Периодизация онтогенеза и ее принципы. Понятие о периодах и критических этапах онтогенеза. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

Тема 4.Сенситивные и критические периоды развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

Тема 5. Возрастные особенности состава и функций крови. Иммунные реакции организма15

Тема 6. Система кровообращения. Возрастные особенности кровообращения . . . . . . . . . . . 28

Тема 7. Возрастные особенности строения и функций сердца. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

Тема 8. Анатомо-физиологические особенности и болезни органов дыхания детей . . . . . . 39

Тема 9. Особенности физиологии ЦНС развивающегося организма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45

Тема 10. Особенности вегетативной нервной системы детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50

Тема 11. Возрастные особенности развития сенсорных систем организма . . . . . . . . . . . . . . .52

Тема 12. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

(ФИЗИОЛОГИИ РАЗВИТИЯ)

Выяснение закономерностей развития ребенка, специфики функционирования физиологических систем на разных этапах онтогенеза и механизмов, эту специфику определяющих, являет­ся необходимым условием обеспечения нормального физическо­го и психического развития подрастающего поколения.

Главные вопросы, которые должны возникать у родителей, пе­дагогов и психологов в процессе воспитания и обучения ребенка дома, в детском саду или в школе, на консультативном приеме или индивидуальных занятиях, — это какой он, каковы его особенно­сти, какой вариант занятий с ним будет наиболее эффективным. Ответить на эти вопросы совсем не просто, ибо для этого требуют­ся глубокие знания о ребенке, закономерностях его развития, воз­растных и индивидуальных особенностях. Эти знания чрезвычайно важны и для разработки психофизиологических основ организа­ции учебной работы, выработки у ребенка механизмов адаптации, определения влияния на него инновационных технологий и т.п.

Пожалуй, впервые значимость комплексного знания физио­логии и психологии для педагога и воспитателя выделил извест­ный русский педагог К.Д.Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» (1876). «Искусство воспитания, — писал К.Д.Ушинский, — имеет ту особенность, что почти всем оно ка­жется делом знакомым и понятным, а иным даже — делом лег­ким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нуж­ны врожденная способность и умение, т.е. навык; но весьма не­многие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания, хотя многочисленные блуждания наши и могли бы всех убедить в том».

Именно К.Д.Ушинский показал, что физиология относится к числу тех наук, в которых «излагаются, сличаются и группируют­ся факты и те соотношения фактов, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека». Анализируя физиологические знания, которые были известны, а это было время ста­новления возрастной физиологии, К.Д.Ушинский подчеркивал: «Из того источника, только что открывающегося, воспитание почти ничего не исчерпало». К сожалению, и сейчас мы не можем говорить о широком использовании данных возрастной физиологии в педагогической науке. Единообразие программ, методик, учебников ушло в прошлое, но педагог по-прежнему мало учитывает возраст­ные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения.

В то же время педагогическая эффективность процесса обучения во многом зависит от того, насколько формы и методы педагоги­ческого воздействия адекватны возрастным физиологическим и пси­хофизиологическим особенностям школьников, соответствуют ли условия организации учебного процесса возможностям детей и под­ростков, учитываются ли психофизиологические закономерности формирования базисных школьных навыков — письма и чтения, а также основных двигательных навыков в процессе занятий.

Физиология и психофизиология ребенка — необходимый ком­понент знаний любого специалиста, работающего с детьми, — психолога, воспитателя, учителя, социального педагога.

«Воспи­тание и обучение имеет дело с целостным ребенком, с его цело­стной деятельностью, — считал известный российский психолог и педагог В. В.Давыдов. — Эта деятельность, рассматриваемая как особый объект изучения, содержит в своем единстве много ас­пектов, в том числе… физиологический (В.В.Давыдов «Проблемы развивающего обучения». — М., 1986. — С. 167).

Возрастная физиология — наука об особенностях жизнедеятель­ности организма, о функциях его отдельных систем, процессах, в них протекающих, и механизмах их регуляции на разных этапах индиви­дуального развития.Частью ее является изучение физиологии ре­бенка в разные возрастные периоды.

Читайте также:  Что дают ребенку занятия по раннему развитию

Предметом возрастной физиологии (физиологии развития ребенка) как учебной дисциплины являются особенно­сти развития физиологических функций, их формирования и ре­гуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его при­способления к внешней среде на разных этапах онтогенеза.

Основные понятия возрастной физиологии:

Организм — сложнейшая, иерархически (соподчинено) орга­низованная система органов и структур, обеспечивающих жизне­деятельность и взаимодействие с окружающей средой. Элементар­ной единицей организма является клетка. Совокупность клеток, сходных по происхождению, строению и функции, образует ткань. Ткани образуют органы, выполняющие определенные функции. Функция — специфическая деятельность органа или системы.

Физиологическая система— совокупность органов и тканей, связанных общей функцией.

Функциональная системадинамическое объединение различ­ных органов или их элементов, деятельность которых направлена на достижение определенной цели (полезного результата)

Источник

М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер

Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка)

Учебное пособие

Для студентов высших педагогических учебных заведений

Рецензенты:

доктор биологических наук, зав. кафедрой высшей нервной деятельности и психофизиологии Санкт-Петербургского университета, академик РАО, профессор А.С. Батуев;

доктор биологических наук, профессор И.А. Корниенко

ПРЕДИСЛОВИЕ

Выяснение закономерностей развития ребенка, специфики функционирования физиологических систем на разных этапах онтогенеза и механизмов, эту специфику определяющих, является необходимым условием обеспечения нормального физического и психического развития подрастающего поколения.

Главные вопросы, которые должны возникать у родителей, педагогов и психологов в процессе воспитания и обучения ребенка дома, в детском саду или в школе, на консультативном приеме или индивидуальных занятиях, — это какой он, каковы его особенности, какой вариант занятий с ним будет наиболее эффективным. Ответить на эти вопросы совсем не просто, ибо для этого требуются глубокие знания о ребенке, закономерностях его развития, возрастных и индивидуальных особенностях. Эти знания чрезвычайно важны и для разработки психофизиологических основ организации учебной работы, выработки у ребенка механизмов адаптации, определения влияния на него инновационных технологий и т. п.

Пожалуй, впервые значимость комплексного знания физиологии и психологии для педагога и воспитателя выделил известный русский педагог К.Д. Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» (1876). «Искусство воспитания, — писал К.Д. Ушинский, — имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже — делом легким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания, хотя многочисленные блуждания наши и могли бы всех убедить в этом». Именно К.Д. Ушинский показал, что физиология относится к числу тех наук, в которых «излагаются, сличаются и группируются факты и те соотношения фактов, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т. е. человека». Анализируя физиологические знания, которые были известны, а это было время становления возрастной физиологии, К.Д. Ушинский подчеркивал: «Из этого источника, только что открывающегося, воспитание почти еще не черпало». К сожалению, и сейчас мы не можем говорить о широком использовании данных возрастной физиологии в педагогической науке. Единообразие программ, методик, учебников ушло в прошлое, но педагог по-прежнему мало учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения.

В то же время педагогическая эффективность процесса обучения во многом зависит от того, насколько формы и методы педагогического воздействия адекватны возрастным физиологическим и психофизиологическим особенностям школьников, соответствуют ли условия организации учебного процесса возможностям детей и подростков, учитываются ли психофизиологические закономерности формирования базисных школьных навыков — письма и чтения, а также основных двигательных навыков в процессе занятий.

Физиология и психофизиология ребенка — необходимый компонент знаний любого специалиста, работающего с детьми, — психолога, воспитателя, учителя, социального педагога. «Воспитание и обучение имеет дело с целостным ребенком, с его целостной деятельностью, — считал известный российский психолог и педагог В.В. Давыдов. — Эта деятельность, рассматриваемая как особый объект изучения, содержит в своем единстве много аспектов, в том числе… физиологический» (В.В. Давыдов «Проблемы развивающего обучения». — М., 1986. — С. 167).

Читайте также:  Развивающие игры для развития интеллекта у ребенка

Возрастная физиология — наука об особенностях жизнедеятельности организма, о функциях его отдельных систем, процессах, в них протекающих, и механизмах их регуляции на разных этапах индивидуального развития. Частью ее является изучение физиологии ребенка в разные возрастные периоды.

Учебное пособие по возрастной физиологии для студентов педагогических вузов содержит знания о развитии человека на тех этапах, когда наиболее значимо влияние одного из ведущих факторов развития — обучения.

Предметом возрастной физиологии (физиологии развития ребенка) как учебной дисциплины являются особенности развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза.

Основные понятия возрастной физиологии:

Организм — сложнейшая, иерархически (соподчиненно) организованная система органов и структур, обеспечивающих жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой. Элементарной единицей организма является клетка. Совокупность клеток, сходных по происхождению, строению и функции, образует ткань. Ткани образуют органы, выполняющие определенные функции. Функция — специфическая деятельность органа или системы.

Физиологическая система — совокупность органов и тканей, связанных общей функцией.

Функциональная система — динамическое объединение различных органов или их элементов, деятельность которых направлена на достижение определенной цели (полезного результата).

Что касается структуры предлагаемого учебного пособия, то оно выстроено так, чтобы у студентов сформировалось четкое представление о закономерностях развития организма в процессе онтогенеза, об особенностях каждого возрастного этапа.

Мы старались не перегружать изложение анатомическими данными и в то же время считали необходимым дать основные представления о структуре органов и систем на разных этапах возрастного развития, что необходимо для понимания физиологических закономерностей организации и регуляции физиологических функций.

Книга состоит из четырех разделов. В разделе I — «Введение в физиологию развития» — раскрывается предмет физиологии развития как составной части возрастной физиологии, дается представление о важнейших современных физиологических теориях онтогенеза, вводятся базовые понятия, без которых невозможно понимание основного содержания учебника. В этом же разделе дается самое общее представление об устройстве организма человека и его функциях.

Раздел II — «Организм и среда» — дает представление об основных этапах и закономерностях роста и развития, о важнейших функциях организма, обеспечивающих взаимодействие организма с окружающей средой и приспособление его к изменяющимся условиям, о возрастном развитии организма и характерных особенностях этапов индивидуального развития.

В разделе III — «Организм как целое» — содержится описание деятельности систем, интегрирующих организм в единое целое. В первую очередь это центральная нервная система, а также вегетативная нервная система и система гуморальной регуляции функций. Основные закономерности возрастного развития головного мозга и его интегративной деятельности — ключевой аспект содержания данного раздела.

Раздел IV — «Этапы развития ребенка» — содержит морфофизиологическое описание основных этапов развития ребенка от рождения до подростково-юношеского возраста. Этот раздел наиболее важен для практиков, непосредственно работающих с ребенком, для которых важно знать и понимать основные морфофункциональные возрастные особенности организма ребенка на каждом из этапов его развития. Чтобы понять содержание этого раздела, необходимо освоить весь материал, представленный в трех предыдущих. Этот раздел завершает глава, в которой рассматривается влияние социальных факторов на развитие ребенка.

В конце каждой главы помещены вопросы для самостоятельной работы студентов, которые позволяют освежить в памяти основные положения изучаемого материала, требующие особого внимания.

Раздел I

ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ФИЗИОЛОГИЮ

Глава 1. ПРЕДМЕТ ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ (ФИЗИОЛОГИИ РАЗВИТИЯ)

Взаимосвязь возрастной физиологии с другими науками

К моменту рождения организм ребенка еще очень далек от зрелого состояния. Человеческий детеныш рождается маленьким, беспомощным, он не может выжить без ухода и заботы взрослых. Необходимо много времени, чтобы он вырос и стал полноценным зрелым организмом.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник

Физиология — наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем, и механизмах его деятельности. Основная задача физиологии — раскрытие законов жизнедеятельности живого организма и управление ими.

Читайте также:  Антропометрические показатели физического развития и здоровья ребенка

К настоящему времени физиология человека и животных накопила огромный фактический материал. Это привело к тому, что от физиологии, целостной науки о функциях организма, отпочковались и стали самостоятельными несколько научных направлений. Среди них самостоятельной ветвью физиологии стала и возрастная физиология.

Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза, функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе.

Связь возрастной физиологии с другими биологическими дисциплинами. Строение и функции любого органа неразрывно связаны. Нельзя познать функции организма, его органов, тканей и клеток, не зная их строения. Вот почему успехи физиологии тесно связаны с достижениями анатомии человека, гистологии и цитологии.

Основные жизненные закономерности присущи всему миру животных. Но в процессе эволюции формы проявления этих закономерностей изменялись и усложнялись. Для изучения жизнедеятельности любого организма необходимо понимание истории его видового развития — филогенеза. Поэтому в возрастной физиологии широко используют данные эволюционного учения, прослеживают основные этапы развития тех или иных органов животных. Отсюда становится понятной связь возрастной физиологии с эволюционной физиологией.

Значение возрастной физиологии для педагогики, психологии, медицины, физического воспитания. Курс возрастной физиологии призван раскрыть будущим педагогам и воспитателям основные закономерности развития детей в различные возрастные периоды. Знание этих закономерностей является важным фундаментом для более глубокого изучения и осмысления курса общей и педагогической психологии, педагогики.

Возрастная физиология помогает вооружить студентов физиолого-гигиеническими основами организации учебно-воспитательного процесса школы, режима труда и отдыха учащихся.

Возрастная физиология, таким образом, является базой для изучения психологии и педагогики и вместе с этими науками формирует у будущего учителя научный подход к воспитанию детей. Это делает возрастную физиологию существенным звеном, естественнонаучной основой всей системы педагогического образования.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

«Первое, что должен знать педагог,— писала Н. К. Крупская,— это строение и жизнь человеческого тела — анатомию и физиологию человеческого тела и его развитие. Без этого нельзя быть хорошим педагогом, правильно растить ребенка».

Только в том случае, когда воспитатель знает возрастные физиологические особенности организма детей, он может наилучшим образом развивать их умственные и физические способности.

Важную роль возрастная физиология играет для медицины и ее специальной отрасли — гигиены. Важнейшее условие сохранения здоровья — правильная организация режима труда и отдыха. Чтобы понять изменения, происходящие в организме ребенка при различных заболеваниях, лечить его, необходимо знание особенностей функционирования организма ребенка в условиях физиологической нормы.

Гигиена детей и подростков, в том числе и школьная гигиена, изучая условия жизни, обеспечивающие их нормальное умственное и физическое развитие, высокую работоспособность, укрепление здоровья, и разрабатывая на этой основе санитарно-гигиенические требования и нормативы, опирается на данные возрастной физиологии.

Данными возрастной физиологии пользуются при разработке санитарно-гигиенических требований к планировке и благоустройству детских учреждений. Ими руководствуются архитекторы при проектировании школ, пионерских лагерей и т. д.; строители—при санитарно-техническом оснащении детских учреждений: при устройстве отопления, водоснабжения, канализации, вентиляции и искусственного освещения.

Известно, что здоровье начинает формироваться с детства. Поэтому педагоги должны быть знакомы с основами анатомии и физиологии, чтобы правильно организовать режим жизни ребенка и подростка.

В жизни людей всех возрастов важную роль играет физическая культура — мощный фактор развития физических и духовных сил человека. Анатомия и физиология составляют научную основу физкультуры и спорта.

Значение физиологии для формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Физиология, как наука о функциях организма, раскрывает законы деятельности головного мозга, обосновывает материальную природу сложнейших форм приспособления организма к условиям среды, показывает материальную природу психической деятельности человека, что имеет немаловажное значение в формировании диалектико-материалистического мировоззрения.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник