Предметно развивающая среда для ребенка 3 года жизни

Предметно развивающая среда для ребенка 3 года жизни thumbnail

Предметно-пространственная среда
второй группы раннего возраста (2-3 года)

старший воспитатель

Мягкова Анна Александровна

Воспитатель

Дробжева Надежда Владимировна

МАДОУ ЦРР – детский сад № 10

Краснодарский край

ст. Каневская

тел.:8-918-430-50-52

эл.почта: anna-myagkova@bk.ru

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

Это весьма полезно,

А потому не только не следует этому мешать,

Но нужно принимать меры к тому,

Чтобы всегда у них было что делать».
                                                     Я. Коломенский

Добрый день уважаемые коллеги!

Маленького ребенка окружают различные предметы, имитирующие мир взрослых, или специально придуманные для развития ребенка. Он активно манипулирует этими предметами, стремится узнать, как они устроены, для чего предназначены, пытается установить взаимосвязь между предметами и явлениями действительности. Ребенок интересуется тем, как работают различные машины и механизмы, как устроен человек, как объясняются те или иные явления природы. При этом он живет в мире ролевых игр, каждую минуту исполняя ту или иную роль, и в игре познает правила жизни в коллективе и закономерности окружающего его мира.

      Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и следующих ФЗ:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.
  •  Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию  на июль 2011 года)
  • «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В.А.Петровского
  • Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»
  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ  «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)
  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
  • Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ  от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Основными требованиями ФГОС ДО  развивающей предметно-пространственной среды:

1.      Предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2.      Доступность среды  предполагает:

     — доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс;

    —  свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

3.      Среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

4. Предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

  • реализацию различных образовательных программ;
  • в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия;
  • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
  • должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Среда, окружающая детей в детском саду, в соответствии с ФГОС ДОО должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Стратегия и тактика построения предметно-пространственной среды  определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания.  Её основные черты таковы: взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!».

Мышление ребенка второй группы раннего  возраста (2-3 года) носит наглядно-действенный характер, то есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно ведущим типом игры является предметно-манипулятивная игра. Очень важно в этом возрасте поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира; в  группах создать интересную развивающую среду, в которой детям предоставлено время для  свободной деятельности в ней.

Игры – забавы позволяют детям и взрослым получить чувственный опыт развить логическое мышления, слуховое восприятие, мелкую моторику.

Забавляясь с дергунчиком, маленькие дети развивают моторику и тренируют зрение, что является очень полезным. При помощи веселой пляшущей фигурки малыши получают свой первый опыт причинно-следственной связи.

         Сенсомоторный уголок в группах предназначен главным образом:
* Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
* Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
* Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и комфортного самочувствия детей;
* Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
* Активизации когнитивных процессов ( мышления, внимания, восприятия, памяти);
* Повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Читайте также:  Почему ребенок не прыгает 3 года

         Для развития мелкой моторики руки и для ознакомления детей с различными свойствами предметов (форма, размер) в детском саду используются следующие дидактические игры и пособия: «Сделай бусы»; «Подарки из прищепок»; «Сложи листик»; «Пуговичная поляна»; «Шнуровки»; «Заверни малыша»; «Подбери куклам бусы, игрушки»; «Посади цветок»; «Жучок заблудился», «Матрёшки»; «Шары»; «Строитель»; «Собери любой предмет» и т. д.

Цветовосприятие – это одна из важнейших составляющих сенсорного воспитания. Именно в игре обучение ребенка чему-либо происходит наиболее эффективно. Тоже касается и обучения ребенка различать цвета. Детям интересны такие игры  как  «Подбери блюдце к чашке»; «Воздушные шары» и другие

          В три года ребенок способен свободно выполнять задания с ориентировкой на два свойства одновременно (например, цвет и величина, величина и форма, форма и цвет предметов). Мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения и обобщения, выполняемые при действиях с дидактической игрушкой или специальным пособием, опираются на конкретику действий с кольцами, шарами, кубами, цилиндрами и пр. Вот почему и на третьем году детям необходимы дидактические игрушки, формирующие интеллект и мелкую моторику рук.

Также в группах детского сада в соответствии с ФГОС ДО создаются условия для речевого развития детей:

 — книжный уголок;

— театральная зона, в которой  используются разные виды театра: настольный, на ширме, на фланелеграфе. Героями являются игрушки, куклы бибабо, картинки, выразительные возможности которых педагог должен использовать для достижения наибольшего эффекта воздействия театра на чувства и эмоции детей;

— серии из 2-3 картинок для установления последовательности
 действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации);

— сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку);
—  наборы картинок для группировки по 3-4 в каждой группе  (реалистические изображения): животные, животные с
 детенышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель,
 транспорт, предметы обихода, игрушки.

Эмоции являются неотъемлемой частью жизни. Замечено, что эмоции являются неким индикатором состояния ребенка и влияют на его поведение и деятельность всего организма, взрослым необходимо говорить с ребенком о чувствах и переживаниях самого малыша и окружающих его людей.

Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому некоторые игры отражают круг повседневных интересов детей 2—3 лет: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и др. Сценки с игрушками позволяют расширить рамки игры на бытовые темы.

Одним из главных условий успешного общения воспитателя с детьми в театрализованной игре является создание атмосферы радости и творчества.

В сюжетных играх происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Воспитатели детских садов уделяют особое внимание подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков.

В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее.

Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекают малышей, и они начинают разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т. д.

         В  уголке сюжетно-ролевой игры  все игрушки среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша пространство, уводя в воображаемую ситуацию, создавать развернутые и содержательные сюжеты. Дети могут разворачивать игровые сюжеты: «жилая комната», «кухня», «прачечная» и др. Наборы детской мебели способствуют организации сюжетно-ролевых игр. Платяной шкаф полон одежды для кукол и костюмов для переодевания. Все эти предметы висят на маленьких вешалках, любой ребенок может по желанию выбрать костюм для игры и затем без особого труда вернуть его. В шкафу имеется одежда для кукол. Предметы для игр хранятся на открытых стеллажах: здесь и  игрушки, которые дети используют для самостоятельной игры, и строительный материал, позволяющий возводить разнообразные постройки.

Интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»  реализуется через сюжетно-ролевые игры.

Предметная среда в группах детском саду стимулирует развитие восприятия детей, способствует развитию анализаторов, с помощью  созданных музыкальных уголков с различными звучащими  и гремящими игрушками.

В группах раннего возраста (2-3 года) имеется материал для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.).

Читайте также:  Как дать активированный уголь ребенку 3 года

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда в ДОУ является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметн-пространственная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

         Среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивает  безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

      Важно, что предметно-пространственная  среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

      Таким образом, создавая предметно-пространственную развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

         «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

Источник

Наталья Лизунова
Предметно-развивающая среда в группах детей третьего года жизни

«Предметно – развивающая среда в группах детей третьего года жизни»

Игра имеет важное значение для ребёнка. Она является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития. В игре дети становятся деятельными, радуются, смеются. Имея возможность действовать самостоятельно, они знакомятся с окружающим миром, приобретают опыт, навыки. В игре ребёнок встречается с различными предметами, знакомится с ними, часто догадывается самостоятельно, что можно с ними делать. Таким образом у него развивается сообразительность.

Общаясь с другими детьми, ребёнок учится играть вместе, помогать или уступать товарищу, делиться игрушками, согласовывать свои действия с действиями другого, развивать свою речь, приучаться к организованности. В игре ребёнок учится преодолевать трудности, следовательно,у него воспитываются и волевые качества: настойчивость, выдержка.

Для игры детей в каждой группе следует отвести просторное помещение, достаточное количество соответствующих возрасту и развитию пособий и игрушек с таким расчётом, чтобы все дети были заняты разнообразной игрой и не мешали друг другу.

Как бы ни была хороша развивающая детей окружающая среда, одухотворяется она именно взрослыми. Детям интересен взрослый во взаимодействии с окружающим миром. Малыш познаёт не только предметы, окружающие его, но и отношение человека к ним.

Именно поэтому игрушки, картинки, игровые сюжеты, сохраняя развлекательный характер для детей, должны нести в себе реализм, отражая действительную картину мира.

Интерьер помещений для детей третьего года жизни имеет свои особенности. Дети уже не только хорошо ходят, но и овладевают бегом и прыжками. Возросшие двигательные возможности требуют пространства, поэтому предметно – развивающая среда предполагает просторное передвижение.

Комната не должна быть заставлена столами, громоздкой мебелью. В помещении следует оборудовать физкультурный уголок с необходимым для данного возраста инвентарём.

Возросшая двигательная потребность детей требует расширения игрового поля, где должно хватать места и для игр с дидактическими игрушками, и для сюжетно – отобразительных ситуативных игр, в которых постепенно зарождается сюжетно – ролевая игра. Малыши начинают в играх брать на себя какую – либо роль. В играх появляются более сложные сюжеты, отражающие расширившуюся ориентировку детей в окружающем. Это может быть игра с куклой в роли мамы или лечение зверушек в роли врача, а может быть, и сюжет в роли водителя автомобиля или строителя.

Роль взрослого заключается не только в обеспечении условий развивающей детской среды, но и в руководстве, умении входить в контакт с ребёнком, не нарушая его замыслов, не довлея «сверху», а находясь «рядом» в качестве партнёра или участника в ролевом взаимодействии.

Ввиду того что ролевая, пусть элементарная в начале года, игра становится для ребёнка третьего года жизни ведущей деятельностью, две – трети игрового пространства отводится для игр с куклами и сюжетными игрушками. Кукольный уголок должен быть обширным с большим количеством игрушек, с помощью которых можно развернуть яркие игровые сюжеты.

Ребёнок 2-3 лет может уставать от детского общества и нуждается время от времени в отдыхе и уединении. Поэтому в групповых помещениях необходимо выделить «спокойные» зоны. Малышу необходимы «домики», позволяющие отдохнуть от взрослого окружения и постоянной опеки. Уголок отдыха может включать элементы сенсорной комнаты.

Рядом удобно оборудовать уголок книги. В уголке размещаются знакомые, хорошо известные детям книги, не менее двух – трёх экземпляров. Любовь и бережное отношение к книгам закладывается у малышей именно в этом возрасте.

Читайте также:  Левомеколь ребенок 3 года

Малыши в свободное время любят полепить и порисовать. Но указанный вид деятельности проходит в присутствии взрослого, под наблюдением воспитателя. Для этого могут использоваться отдельный столик или размещённые в групповой комнате столы.

Малыши начинают заниматься конструированием,поэтому им необходимы различные конструкторы: настольные и напольные строительные наборы.

Для досугов и развлечений подойдут различные театры. Ребятам показывают сказки, сценки, разыгрывают «в лицах» любимые потешки.

Малыши третьего года жизни очень любят наряжаться. Развивающееся воображение побуждает малышей не только украшать себя перед зеркалом, но и «побыть кем – то». Уголок ряжения лучше обновлять и пополнять в течение года.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

Источник

Субботина Наталья Валерьевна
Предметно — развивающая среда для детей 2–3 лет.

Предметно — развивающая среда для детей 2–3 лет.

Я считаю, что значение предметно – развивающей среды играет огромную роль в развитии детей раннего возраста. Именно в возрасте 2 – 3 лет идет интенсивное развитие центрально – нервной системы ребёнка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Для детей данного возраста характерно наглядно – образное и наглядно действенное мышление. У детей развивается речевая активность, они начинают проявлять интерес к книгам, играм, игрушкам. Дети этого возраста эмоционально отзывчивые.

Все центры предметно – развивающей среды в моей группе взаимосвязаны и объединены задачами по программе «Детство». Создавая предметно – развивающую среду для своих малышей, я становлюсь дизайнером, декоратором, художником и даже доброй феей из мира сказок и игр. Я стараюсь связать все компоненты развивающей среды между собой по содержанию. Особое внимание я уделяю материалам их прочности, гибкости, колористке. Предметно – развивающую средув нашей группе мы с малышами называем: «Волшебным игровым миром».

Зона двигательной активности:

Дети 2 – 3 лет активно овладевают разнообразными движениями. Развитие двигательной активности позволяет детям знакомится с окружающим миром, познавать свойство и качества предметов.

Предметно развивающая среда для ребенка 3 года жизниПредметно развивающая среда для ребенка 3 года жизни

Центр «Вода и песок»

Предметно развивающая среда для ребенка 3 года жизни

Это наш маленький мир природы. Здесь мы с малышами узнаем много интересного и познаем мир. Здесь маленькие дети могут поиграть с камушками, водой, песком. Узнать чем отличается домашнее животное от дикого животного, узнать признаки времен года.

Центр сказок и театра:

Сказка! Как много значит она для детского сердечка, с каким нетерпением ждут малыши встречи со сказкой и театром. Малыши смотрят сказки с большим интересом, но еще больше они любят принимать активное участие в них. Встреча со сказкой помогает детям расслабиться, развивает речь, креативность., создает радостное настроение.

Предметно развивающая среда для ребенка 3 года жизни

Центр «ИЗО»

Предметно развивающая среда для ребенка 3 года жизниПредметно развивающая среда для ребенка 3 года жизни

Центр «Семья»

Предметно развивающая среда для ребенка 3 года жизни

«Наши эмоции»

Предметно развивающая среда для ребенка 3 года жизни

Центр сенсорики:

Предметно развивающая среда для ребенка 3 года жизниПредметно развивающая среда для ребенка 3 года жизниПредметно развивающая среда для ребенка 3 года жизни

Центр сюжетно –игровых игр:

Предметно развивающая среда для ребенка 3 года жизниПредметно развивающая среда для ребенка 3 года жизниПредметно развивающая среда для ребенка 3 года жизни

Публикации по теме:

«Предметно — развивающая среда логопедического кабинета для детей с ОНР».
Учитель – логопед Жесткова Вера Федоровна. МОУ «Детский сад № 90 Ворошиловского района Волгограда». Коррекционно – развивающая среда кабинета.

Предметно-развивающая среда для игровой деятельности детей
Предметно-развивающая среда для игровой деятельности детей. Старшая группа «Сказка» МБДОУ ЦРР д/с №33 «Теремок» г. Якутск Республика Саха.

Предметно-развивающая среда для старшей-подготовительной группы
Здравствуйте! Меня зовут Козубова Ольга Петровна, работаю воспитателем в МОАУ СОШ № 24 дошкольные группы в городе Орске. Моя работа мне.

Предметно-развивающая среда для сюжетно-ролевой игры «Поликлиника»
Игра занимает большую часть в детском саду, а сюжетно-ролевая игра позволяет воспроизвести реальные события и действия. Сюжетно-ролевая.

Предметно-развивающая среда группы детей 5–6 лет
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное.

Предметно-развивающая среда группы детей 6–7 лет
.

Предметно-развивающая среда – как средство успешной социализации детей в условиях ДОУ.
Предметно-развивающая среда – как средство успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОУ. Воспитатель: Гнатюк Н. В. Слайд №2 Предметно-развивающая.

Предметно-развивающая среда по физическому развитию детей дошкольного возраста с учетом ФГОС до — презентация
В апреле 2017 года при подготовке к педагогическому совету по физическому воспитанию, мною был проведен мониторинг предметно-пространственной.

Предметно-развивающая среда в ДОУ (консультация для воспитателей)
В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную.

Предметно развивающая среда в организации сотрудничества педагога и детей.
Предметно развивающая среда в организации сотрудничества педагога и детей. Подготовила: воспитатель Солдатова Галина Ивановна МБОУ «СОШ.

Источник