Правила развития мозга ребенка
Название довольно амбициозное, у меня к таким есть некоторое предубеждение. Однако на деле книга полностью его оправдывает.
Начну с того, что автор — не просто родитель, а ученый-генетик, специализирующийся в области психического здоровья. Это наложило отпечаток на книгу — все идеи, которые предлагает автор подкрепляются описаниями исследований, проводившихся на эту тему. Однако стиль написания не заумный. Очень легкий, читается на одном дыхании, много примеров и аналогий из реальной жизни.
Теперь про саму книгу. Мое мнение — она отличная! Я сейчас рекомендую ее абсолютно всем знакомым мамочкам. Особенно тем, кто увлечен идеями раннего развития.
Итак, расскажу по порядку.
ВВЕДЕНИЕ
Многим родителям, как и мне, хотелось бы не просто советов по воспитанию и развитию детей, а советов, основанных на серьезных исследованиях. Какие методы действительно работают, какие нет. Если постоянно говорить ребенку, что он умный, это увеличит его уверенность в себе? Дети счастливы сами по себе? Если включать Моцарта, это увеличит интеллектуальные способности ребенка? На все эти вопросы ответ — НЕТ. И объясняется почему. И еще много интересного.
Глава 1. БЕРЕМЕННОСТЬ
Эту главу я прочитала «по диагонали» просто для интереса. А она действительно довольна интересна. Помню, еще будучи беременной, я увидела рекламу устройства для беременных, которое якобы помогает повысить умственные способности ребенка еще в утробе. Тогда я еле остановила себя от покупки, видимо, гормоны зашкаливали и хотелось скупать все подряд 🙂
Так вот, здесь помимо всего прочего, рассказывается и о подобных чудо-приспособлениях. На самом деле, повлиять на умственное развитие в разумных пределах действительно можно еще во время беременности и автор объясняет как. В принципе и все врачи, ведущие беременность, говорят то же самое. Только здесь еще и множество отчетов об экспериментальных данных.
Глава 2. СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Мне запомнилась фраза, которую я прочитала в одной из книг по воспитанию «Я была очень хорошей матерью до тех пор, пока у меня не появились дети» 🙂 Это прям про меня. Многие молодые мамы, родившие первого ребенка думают, что с ними что-то не в порядке, раз они не могут наслаждаться свалившимся материнством. На самом деле такое переживает большинство пар. Это нормально.
Однако плохие отношения в семье и мамочка, чувствующая себя несчастной, могут нанести сильный вред развитию ребенка. Этот вред не заметен сразу, однако экспериментальные данные подтверждают, что в будущем это может привести к довольно серьезным проблемам.
Автор не дает готового и единственно правильного решения в этой ситуации, но приводит несколько разумных советов о том, как сделать атмосферу в семье лучше.
Глава 3. СМЫШЛЕНЫЙ МАЛЫШ: СЕМЕНА
Интеллект — это нечто большее, чем показатель IQ. Что же означает «быть умным». Автор дает 7 ключевых «ингредиентов»:
* Память — способность записывать информацию
* Импровизация — способность приспосабливать эту информацию к конкретной уникальной ситуации
* Любознательность
* Самоконтроль
* Творчество
* Вербальные (речевые) навыки
* Чтение невербальных сигналов
Многие из них имеют генетические корни, однако и воспитание, по мнению автора сильно влияет на то, сможет ли ребенок развить свой потенциал. Подробных инструкций о том, как развивать все эти навыки нет, зато есть идеи, примеры и подсказки. Вполне достаточно для того, чтобы начать действовать в нужном направлении.
Глава 4. СМЫШЛЕНЫЙ МАЛЫШ: ПОЧВА
Раньше я была сторонницей систем раннего развития. Но некоторое время назад стала задумываться о том, что это может нанести ребенку реальный вред. Я видела несколько примеров из жизни знакомых, плюс прочитала в Интернете истории мам, пишущих о своем не слишком хорошем опыте.
В этой книге я впервые встретила экспериментально обоснованные идеи о том, что подталкивание ребенка к выполнению задач, к которым его мозг по своему развитию еще не готов, может нанести вред.
Глава 5. СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЫШ: СЕМЕНА
В не утихающих спорах о том, стоит ли заниматься ранним развитием ребенка обе стороны солидарны лишь в одном: «Главное, чтобы ребенок был счастлив!» А как вырастить ребенка счастливым человеком? Я интуитивно понимала, что само по себе это не произойдет, счастью надо учиться, как и остальным навыкам. Существует взрослая литература на эту тему, но по обучению ребенка счастью ничего конкретного нет.
У меня есть свои догадки на эту тему, а эта книга дала мне еще один ключик — более счастливы люди, умеющие строить крепкие социальные связи. То есть дружная семья, любящие родственники и, конечно, умение дружить.
Глава 6. СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЫШ: ПОЧВА
Эта глава полностью созвучна идеям из книги Фабер, Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, как слушать, чтобы дети говорили». Только у них сплошная практика, а здесь теоретическое обоснование и некоторые подсказки.
Глава 7. ВОСПИТАННЫЙ МАЛЫШ
Эта глава о социализации ребенка. О воспитании нравственности. О методах наказания и поощрения. О том, как ставить ребенку четкие границы. Сначала я не поняла, зачем эта глава написана в книге о том, как сделать ребенка умным и счастливым. К концу прочтения дошло. Приведу цитату:
«Родители, чьи правила диктуются добротой и благосклонностью и последовательно проясняющие причины установленных правил, в конечном счете воспринимаются как разумные и справедливые. Это напоминает авторитетный стиль воспитания — тот самый стиль, который, по статистике, приводил к тому, что дети росли смышлеными и счастливыми».
Добавлю фото ключевых мыслей, приводящихся в конце каждой главы.
Источник
С самого рождения Максима меня интересовал вопрос кто же такой ребенок? Чистый лист, на котором можно написать все, что угодно и вложить любые знания или уже сформированный человек со своим характером и судьбой.
На самом деле все сложнее, ребенок рождается с огромными ресурсами и возможностями, но и определенные ограничения присутствуют. Генетические предрасположенности, окружающая среда, по-разному смонтированный мозг и еще миллион факторов делают каждого из нас уникальным.
Самое интересное, что дети появляются на свет прежде, чем их мозг разовьется полностью. Как результат — необходимость родительского воспитания и именно в этой гибкой настройке и помощи в прохождении всех этапов взросления (развития) я вижу свою роль.
Но родители должны знать правила развития мозга.
Вот некоторые из них:
- Мозг в большей степени озабочен выживанием, чем обучением. Человек не способен обучаться и развиваться в стрессовой ситуации. Контролируйте ваше эмоционально-психологическое состояние и атмосферу, окружающую ребенка.
- Враждебность между родителями может нанести вред развивающемуся мозгу и нервной системе!
- Интеллект — это нечто большее, чем показатель IQ
- Экран не заменит человеческого лица. Младенцам необходимо личное общение, они учатся считывать по лицам, мимике невербальные сигналы. Чтение эмоциональной информации по лицу — самый быстрый способ знать заранее как будут развиваться внутренние психологические процессы собеседника, научившись этому мы можем точнее предсказывать поведение окружающих нас людей.
Вот некоторые качества, которые следует учесть при осмыслении интеллектуальных одаренностей вашего ребенка:
- Любознательность
- Самоконтроль
- Творчество
- Вербальные (речевые) навыки
- Чтение невербальных сигналов
Исходя из этого я не понимаю зачем в развивающих клубах детей, начиная с 1 года учат буквам и цифрам, многие мамы гордятся, что в два года их ребенок считает до 10 и знает алфавит. Субъективные оценки в школе за предметы, которые сейчас уже никто не помнит. Стоит задуматься, на чем мы, как родители, акцентируем свое внимание…
Творчество
Творчество это не художественная школа и не игра на скрипке — это образ мышления, способ выстраивания в голове взаимосвязей между объектами и многое другое. Не лишайте детей возможности в будущем быть новаторами, уверенными в себе, успешными предпринимателями, смелыми творческими личностями.
Исследователи уверены, что творчество отличает всего несколько компонентов:
- способность воспринимать новые связи между привычными вещами
- порождение в своем воображении несуществующих идей или предметов
- творческий процесс требует мужества, дерзости и смелости, так как результат творения у разных людей вызывает разные эмоции, позитивные и негативные.
- в процессе творчества задействуются системы автобиографической и эпизодической памяти (мы воспроизводим наш опыт обращаясь к нему во времени и пространстве )
Не зависимо от пола творческий предприниматель отличается от административного наивысшей степенью принятия риска и умением справляться с неопределенностью.
Можно ли предсказать творческие способности у детей? Существует тест Торренса на творческое мышление, ребенку показывают картинку игрушечного кролика и просят улучшить его за 3 минуты, чтобы с ним было веселее играть.
С Максимом мы начали очень рано исследовать краски (гуашь, акварель, пастель), их текстуру, цвет. Вазякали по листку, когда лист заканчивался по себе, по ванной, я очень редко вмешивалась в этот процесс, только когда к концу подходило дозволенное пространство. К двум годам желание рисовать все больше и все шире. Сегодня он меня поразил. Мы достали коробку и нашли старые краски на даче. В детстве часто пели песенку облака-белогривые лошадки, он берет голубую краску смотрит на облака, начинает рисовать и говорит, мама цок-цок.
Любознательность
Прочитала забавный случай, как во время крещения 9 месячного ребенка в Пресвитерианской церкви сначала тихо сидел на руках у своего отца, ожидая своей очереди. Когда родители повернулись лицом к пастору, ребенок узрел у него в руках микрофон и высунув язык попытался отобрать его и лизнуть. Малыш предположил, что это рожок мороженного и нужно срочно проверить эту теорию.
Пастор быстро убрал микрофон, но затем осознал свою ошибку, так как юный исследователь, лишенный возможности получить необходимые данные, страшнее фурии в аду.
Тысячи экспериментов подтверждают, что дети изучают окружающую их среду, выдвигая гипотезы с последовательной самокоррекцией.
Этому стилю свойственны природная агрессия, удивительная гибкость и раздражающая настойчивость. Дети используют подвижный интеллект для получения информации, затем кристаллизуют его в памяти.
ДНК новатора состоит из:
- способности к творческим ассоциациям
- раздражающей привычки спрашивать «а что если»…
- неиссякаемого желания мастерить и эксперементировать
Дети к 6,5 годам перестают задавать вопросы, поскольку быстро устают от ответов типа «потому что», усваивают, что учителя больше ценят правильные ответы, чем провокационные вопросы.
Но в наших, родительских силах, поощрять естественное желание ребенка к исследованию нового и оберегать лишь от жизненно опасных моментов.
Дети-ученые, их лаборатория — весь мир.
Самоконтроль
Дошкольник сидит перед двумя свежеиспеченными печеньями с шоколадом в лаборатории Уолтера Мичела в Стенфорде.
— Если хочешь, ты можешь съесть только одно из них прямо сейчас. Но если ты подождешь, ты сможешь съесть оба. Мне нужно отойти на пять минут. Если я вернусь и ты ничего не съешь, я позволю съесть тебе оба.
Дети ерзают на стуле, поворачиваются спиной к печенью, сидят на своих руках, закрывают глаза — они пытаются получить два печенья, но попытка трудна.
- 72% детей детсадовского возраста сдаются и хватают печенья
- 49% учеников четвертого класса поддаются соблазну
- и всего 38% учеников шестого класса
Исполнительные функции отвечают за планирование, предвидение, решение проблем и постановку целей. Именно они в действительности служат более точным фактором прогноза академической успеваемости нежели IQ.
Исполнительные функции опираются на способность ребенка отфильтровать отвлекающие мысли, что имеет критическое значение в нашем перенасыщенном внешними раздражителями мире.
Невербальные коммуникации
Я все никак не могла понять как Макс меня «сканирует» и наконец нашла ответ…
Хотя идею языка тела окружает множество мифов, его изучение привело к настоящим открытиям, некоторые из которых имеют отношение и к воспитанию детей. Интереснее всего как язык тела и жесты соотносятся с человеческой речью.
Жестикуляция и речь используют одни и те же нейронные цепи. Так люди, которые не могли двигать конечностями после повреждения мозга, быстро теряли речевые навыки.
Младенцы не способны овладеть сложной лексикой, пока не улучшится тонкая моторика их рук.
«Жестикуляция — это окно в процесс мышления.»
В одном из исследований ученикам преподавали 9 месяцев язык жестов, их показатели устойчивости внимания, памяти, визуального различения и пространственная ориентация улучшились на 50% в сравнении с группой, которая не изучала язык жестов. Что касается младенцев, им необходимо личное общение.
Малыши любят смотреть на лица, любимое конечно мамино. Что они ищут на вашем лице? Эмоции, чувства, переживания.
Невербальные сигналы человека могут подтвердить его вербальные сообщения, вызвать сомнения или даже противоречия им. От этого зависят наши отношения, поэтому люди читают лица рефлекторно.
Как развивать этот навык? Много общаться и не обманывать маленьких детей, у них возникает полный диссонанс с тем, что они считали с вас и то, что вы говорите, особенно относительно ваших чувств и эмоций. Причем некоторые дети рождаются с большими способностями чтения по лицу, другие — с меньшими.
Существует даже система кодирования лицевых движений, включающая более 10000 комбинаций выражений лица.
Лично у меня дух захватывает, а вы знали:
- что люди по всему миру выражают фундаментальные эмоции, используя одинаковые мышщы лица?
- мышцы, окружающие наши глаза не управляются нашим сознанием?
Для нас, как для родителей важно лишь обеспечить разнообразное общение с собой и с другими людьми, не просиживая все дни за телевизором и планшетом. Не скрывать от ребенка свои чувства, а объяснять их, почему мама рассердилась, почему устала, почему грустная и когда снова будет довольной и веселой.
Вербальные (речевые) навыки
Существует множество теорий о том, как мы обретаем речь. Знаменитый лингвист Ноам Хомски убежден, что мы рождаемся с заранее загруженным программным обеспечением для речи.
Говорите со своим ребенком как можно больше — это один из самых очевидных результатов многочисленных исследований, посвященных развитию детей.
Количество и разнообразие слов имеют значение. Золотой стандарт 2100 слов в час. Разнообразие произносимых слов практически так же важно, как количество произносимых слов. Вы можете усилить языковые навыки следующими итерациями: посмотреть на младенца, подражать его смеху, звукам и выражению лица, поощрять его попытки говорить своим повышенным вниманием. Дети, чьи родители говорили с ними в позитивной манере, богатым языком и регулярно,знали в два раза больше слов, чем дети,с которыми разговаривали только при необходимости!
Еще больше интересных статей на сайте womensec.ru
Источник
Джон Медина
Правила развития мозга вашего ребенка
Моим очаровательным детям и их еще более очаровательной матери, научившим меня тому, что, оказавшись перед необходимостью выбора между двумя равновозможными теориями, всегда лучше выбирать ту, которая более забавна
John Medina
BRAIN RULES FOR BABY: How to Raise a Smart and Happy Child from Zero to Five
© 2010 by John J. Medina
© Рябинина Ю. В., перевод на русский язык, 2012
© ООО «Издательство «Э», 2017
НЕЗАМЕНИМЫЕ КНИГИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Самостоятельный ребенок, или Как стать «ленивой мамой»
Единственная и самая важная миссия родителей, – научить ребенка быть самостоятельным. Педагог и психолог Анна Быкова предлагает метод «ленивой мамы». Вы позволите себе быть не только родителем, избавитесь от чувства тревожности и желания все контролировать и приготовитесь отпустить ребенка в самостоятельную жизнь.
Развивающие занятия «ленивой мамы»
Новый взгляд на проблему развития детей – педагог и психолог Анна Быкова предлагает родителям опираться не на модные педагогические системы и продвинутые игрушки, а подключить свой личный опыт и творческую энергию. В этой книге вы найдёте конкретные примеры увлекательных занятий и научитесь интересно проводить время с детьми вне зависимости от вашего расписания или бюджета.
Монтессори. 150 занятий с малышом дома
Известно, что именно в раннем возрасте дети наиболее восприимчивы к обучению. Книга Марии Монтессори научит вас уникальной методике, которая направлена на всестороннее развитие с самых первых месяцев жизни. 150 упражнений и полезных советов станут незаменимым помощником в воспитании ребёнка.
Монтессори. Развиваем в ребенке уверенность
В этой книге вы узнаете, как помочь ребенку развить важнейшее качество характера – уверенность в себе. Следуя рекомендациям и принципам методики Монтессори, вы сможете создать для малыша правильную развивающую среду, помочь ему стать самостоятельным и привить любовь к обучению. А благодаря вашей чуткой поддержке и вниманию он обретет веру в себя и свои силы.
Введение
Всякий раз, когда я читал лекцию для будущих родителей о развитии мозга младенца, я совершал одну и ту же ошибку. Я полагал, что родители пришли на лекцию, чтобы получить неоценимую помощь науки в понимании того, как развивается мозг в утробе: узнать кое-что о биологии нервного гребня, кое-что об аксональном наведении. Но когда по окончании лекции наставало время вопросов и ответов, снова и снова звучали одни и те же вопросы. Первый, возникший у «сильно беременной» женщины в один дождливый вечер в Сиэтле, был: «Чему можно научить моего ребенка, пока он находится еще в утробе?» Следующая женщина спросила: «Что будет с нашей личной жизнью, когда в доме появится ребенок?» Папаша с оттенком авторитета родил третий вопрос: «Как сделать, чтобы мой ребенок поступил в Гарвард?» Встревоженная мамаша задала четвертый: «Как обеспечить для моей малышки условия, чтобы она была счастлива?» Пятый принадлежал исключительно достойной бабушке. «Как сделать, чтобы мой внук рос хорошим?» – спросила она. Она взяла на себя родительские обязанности вместо своей дочери-наркоманки. Бабушка не хочет, чтобы все повторилось опять.
И сколько бы я ни старался повернуть беседу в направлении таинственного мира нервной дифференцировки, родители снова и снова задавали все те же пять вопросов в различных вариациях. В конце концов я осознал свою ошибку. Я предлагал родителям хрустальный замок, в то время как им нужен был рай в шалаше. Поэтому данная книга не будет содержать сведений о природе генетической регуляции развития ромбовидного мозга. Вместо этого «Правила развития мозга для самых маленьких» будут ориентированы на вопросы практического характера, которые продолжает задавать моя аудитория.
«Правила развития мозга» – это свод закономерностей, касающихся работы мозга в раннем возрасте, о которых нам точно известно. Каждое правило добыто из более обширных пластов поведенческой психологии, клеточной и молекулярной биологии. Каждое было отобрано за его способность помочь начинающим мамам и папам в выполнении их пугающей задачи – заботы о крошечном беспомощном человечке.
Я полностью осознаю необходимость дать ответы на все эти вопросы. Растить первого ребенка – все равно что глотать ядовитый напиток, смешанный из радости и ужаса в равных долях, и вслед за этим преодолевать переходные состояния, о которых вас никто не предупреждал. Знаю об этом не понаслышке: у меня двое мальчишек, каждый из которых пришел с множеством обескураживающих вопросов и поведенческих проблем, и к обоим не прилагалось никаких инструкций. Вскоре, однако, я понял, что принесли они не только это. Они обладали притягательной силой, способной выжать из меня невообразимую любовь и безграничную привязанность. Кроме того, они были наделены магнетизмом: я не мог наглядеться на идеальные ноготочки на их ручках, на их ясные глаза, на грандиозно всклокоченные волосы. Когда родился мой второй ребенок, я понял, что любовь можно делить до бесконечности и притом не потерять ни одной ее части. Родительский статус дает возможность по-настоящему приумножать ее делением.
Мне, как ученому, очень хорошо известно, что, наблюдая за развитием мозга ребенка, вы можете испытать чувство, будто смотрите с первого ряда за тем, как происходит Большой Взрыв на биологическом уровне. Мозг начинается с единственной клетки в материнской утробе, скрытой в ней, как тайна. В первые несколько недель он наращивает свой объем с ошеломляющей скоростью 8000 нервных клеток в секунду. За несколько месяцев он уверенно становится на путь, ведущий к тому, чтобы стать самым совершенным мыслящим устройством в мире. Это таинство вызывает не только восхищение и любовь, но и тревогу и сомнения – я помню это из собственных переживаний неопытного родителя.
Чересчур много мифов
Родителям нужны факты, а не просто советы о том, как растить детей. К несчастью, такие факты трудно найти в постоянно растущем потоке книг по воспитанию. Как и в блогах. И на форумах, и в передачах интернет-вещания, и в разговорах со свекровями и всеми другими родственниками, у которых есть хоть один ребенок. Все эти источники предлагают кучу информации. Только родителям трудно понять, чему можно верить.
Большим достоинством науки является то, что она не принимает ничью сторону и не берет пленных. Если вы знаете, какому исследованию можно доверять, истинная картина явления проявляется, а мифы развеиваются. Дабы завоевать мое доверие, исследование должно преодолеть мой «скептический фактор». Попавшие в эту книгу данные исследований должны были сначала быть опубликованы в соответствующих изданиях, а затем успешно воспроизведены. Некоторые результаты подтверждались десятки раз. Если я где-то делаю исключение для новейшего революционного исследования, убедительного, но еще недостаточно проверенного временем, я указываю на это.
С моей точки зрения, воспитание детей – это вопрос развития мозга. В таком взгляде нет ничего удивительного, если учесть, чем я зарабатываю на жизнь. Моя специальность – молекулярная биология развития с выраженным интересом к вопросам генетики психических заболеваний. Свою ученую деятельность я осуществляю по большей части в качестве индивидуального консультанта или приглашенного специалиста «Скорой помощи» на промышленных предприятиях и в государственных научно-исследовательских организациях, которым понадобился генетик, специализирующийся в области психического здоровья. Кроме того, я основал Институт «Таларис», находящийся в Сиэтле, недалеко от Вашингтонского университета. Его изначальная миссия включала исследование процессов обработки информации у младенцев на молекулярном, клеточном и поведенческом уровне. В результате я пришел к идее время от времени проводить беседы с группами родителей, как в тот дождливый вечер в Сиэтле.
Источник