Права ребенка с проблемами в развитии

Права ребенка с проблемами в развитии thumbnail

«Священно не общество, не государство,
не нация, а Человек…»

Н.Бердяев

ПРОБЛЕМА

Значение правового воспитания в современном
обществе невозможно переоценить. Правовая
культура — это гарантия независимого мышления
молодых людей, формирование навыков ориентации в
сложных жизненных коллизиях и, в конечном счете, —
воспитание здорового и полноценного поколения.

Сегодня правовое воспитание должно стать
приоритетным направлением работы с молодежью.
Недаром в своем первом обращении к российскому
парламенту Президент РФ Дмитрий Медведев
вспомнил слова известного русского правоведа
Бориса Чичерина о том, что в праве, как известно,
следует видеть не только продукт практической
пользы, а «условие истинно человеческого
существования». Глубокое знание своих прав и
свобод, определенных в Основном законе РФ, в
российских и международных законах и
декларациях, умение применить эти знания на
практике — основные принципы современного
правосознания.

Юношеский возраст — возраст самоопределения —
жизненного, личностного, профессионального.
Самоопределение характеризуется не только
пониманием себя, своих возможностей и
стремлений, но и пониманием своего места в
обществе и жизненного предназначения.

Однако в молодежной среде культивируются
негативные стереотипы поведения, получают все
большее распространение алкоголизм и
наркомания, укореняется эгоистическая и
иждивенческая психология. Неопределенность
настоящего, неуверенность в будущем,
безработица, трудности, связанные с получением
образования, падение престижа ряда профессий
порождают критическое отношение к учебе, ведут к
примитивности сознания, а многих подростков
толкают в криминальную среду. Нынешняя молодежь
быстро взрослеет. Отечество предстает перед нею
как дом, в котором идет постоянный ремонт. Ее
мировоззрение, система нравственных ценностей
складываются в мире острых противоречий,
правового нигилизма и социальной
незащищенности. Преступление — это социальное
зло, а преступление несовершеннолетних — зло
увеличенное во много раз. Нужно всеми силами
бороться за каждого человека, чтобы никто не
пропал для общества. В уголовном кодексе
заложена главная идея: исправить и перевоспитать
несовершеннолетнего правонарушителя. Но ведь
никто не знает, каким он выйдет из
воспитательно-трудовой колонии, станет ли на
правильную дорогу. Вот почему необходимо вести
активную предупредительную деятельность.

Поэтому на сегодняшний день особенно
актуальной становится вопрос о формировании мер
действенной социальной профилактики и
воспитания законопослушных граждан. Разрешение
данной проблемы обусловило разработку и
реализацию проекта «Права ребенка: проблемы и
перспективы».

Проект «Права ребенка: проблемы и
перспективы» — это коллективный поиск
обновления современного воспитательного
процесса, позволяющего максимально
удовлетворить интересы подрастающего поколения
в их личностном развитии. Развитие может
осуществляться только в собственной
деятельности и общении (во взаимодействии
человека с внешним миром, людьми). Деятельность
детей должна быть специально организована.
Поэтому данный проект призван, через систему
творческих дел активизировать жизненную
активность подрастающего поколения в
направлении развития таких качеств, как правовое
поведение, гражданская позиция, мой выбор,
патриотизм, ответственность за свои поступки, в
этом его несомненная актуальность.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта: развитие личности,
направленной на формирование правосознания и
правовой культуры, социально-правовой
активности через комплекс творческих дел
практической направленности.

Задачи проекта:

  • информирование и обучение правым знаниям и
    применение полученных знаний на практике;
  • организация совместной социально-значимой
    деятельности взрослых и детей;
  • создание условий для реализации детского
    творческого потенциала и личной инициативы в
    решении поставленных задач и представлении
    результата своей деятельности;
  • выявление и поддержка учащихся, проявляющих
    склонность к изучению правовых знаний, ведущих
    активную исследовательскую работу, привлечение
    научной и педагогической общественности города
    к работе с юными правоведами;
  • воспитание гражданской ответственности,
    уважение к правам и свободам другого человека,
    демократическим правовым институтам,
    правопорядку.

Целевая группа проекта

Прямая группа — учащиеся школ города
(возрастная группа 12-16 лет).

Косвенная группа — учреждения образования,
родительская общественность, социум, СМИ.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Для успешной реализации проекта, на 1-м этапе,
организаторы проекта знакомятся с общей
концепцией проекта, разрабатывают положения
конкурсных программ, составляют уточненный
график реализации проекта, выработают командный
подход для достижения задач проекта «Права
ребенка: проблемы и перспективы», создают Web —
сайт проекта и организуют работу Интернет-форума
«Права ребенка: мифы и реальность».

На 1 — этапе запускается две игры: 1 -я игра
«Права ребенка» — организована для обучающихся
гимназии: первый этап круглый стол «Жить —
значит действовать», 2-1 игра
телекоммуникационный проект «Имею право!». В
ходе реализации игр формируются команды и
создается банк данных участников проекта

На 2-м этапе будут проведены встречи с
представителями высших учебных заведений
«Право на образование», викторина «Знатоки
права».

На 3-м этапе проводится акция «Право на труд», в
результате которой обучающиеся подготовят
пришкольный участок к зиме, конкурс на
изготовление плакатов по теме «Международное
право».

На 4-м этапе организуется благотворительная
акция «Право на жизнь», оказана материальная
помощь детям, проживающим в детских домах,
составлены конкурс презентаций «Один день из
жизни инспектора по делам несовершеннолетних».

На 5-м этапе состоится научно-практическая
конференция для учащихся школ города и
родительской общественности и конкурс эссе «О
праве в шутку, и серьез». В результате будет
выпущен сборник тезисов научных работ учащихся
по праву.

На 6-м этапе будет проведён фестиваль детского
творчества «Имею право», в работе которого
примут участие команды-участницы проекта,
родительская общественность. Фестиваль призван
акцентировать «веер» интеллектуальной,
творческо-практической деятельности подростков
города для воспитания личности, обладающей
высоким уровнем правового самосознания. Также
будут проведены спортивные соревнования «Право
на отдых», где учащиеся реализуют свое право на
здоровый образ жизни. Состоится спортивная игра
«Право на отдых».

На 7 -м этапе будет организована
интеллектуальная игра «Права ребенка: проблемы
и перспективы».

На 8 этапе будет составлен финансовый и
аналитический отчет.

Эффективность проведения мероприятий в рамках
проекта будет оцениваться по результатам
фестиваля детского творчества, интеллектуальной
игры и отзывам участников данного фестиваля. Во
время проведения мероприятий будет вестись
фоторепортаж, по завершению которого будут
подготовлены фотоматериалы, часть материалов
будет отправлена в СМИ.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

ЭтапыМероприятиеРезультат
1 этапуточнение и решение организационных
вопросов по реализации проекта
организаторы проекта ознакомятся с
общей концепцией проекта, выработают командный
подход для достижения задач проекта, составят
уточненный график реализации проекта,
разработают положения мероприятий проекта
информация учебных заведений города о
начале реализации проекта,

создание Web — сайта
проекта,

организация Интернет-форума «Права ребенка:
права и обязанности»,

консультации по осуществлению проекта

СМИ, учебные заведения города будут
проинформированы о начале проекта, его целях и
задачах, будет создано

Web — сайт проекта,

начнется обсуждение перспектив развития
города на Интернет-форуме «Права ребенка: права
и обязанности», осуществлены консультации по
реализации проекта

Круглый стол «Жить — значит
действовать!»

Запуск Интернет — проекта «Имею
право!»

Встреча с представителями правовых
структур, расширение знаний по праву,
изготовление пресс-релизов о встрече
2 этап«Право на образование»: встреча с
представителями высших учебных заведений
правовой направленности

Интернет — проекта
«Имею право!»

Разрешите представиться! (визитка)

«Знатоки права» (викторина)

Пресс-релиз о встрече

Создается банк данных участников проекта

3 этап«Право на труд»: акция по пришкольного
участка к зиме

Интернет — проекта «Имею
право!»

«Международное право» (изготовление плакатов)

Пресс-релиз о трудовой деятельности

Плакаты «Конвенция о правах человека»

4 этап«Право на жизнь»: благотворительная
акция детям проживающим в детских домов

Интернет
— проекта «Имею право!»

«Один день из жизни инспектора по делам
несовершеннолетних» (презентация)

Пресс — релиз об акции

Презентация о деятельности инспектора по делам
несовершеннолетних;

5 этап«Авторское право»:
научно-практическая конференция

Интернет —
проекта «Имею право!»

«О праве и в шутку, и серьез» (эссе)

Сборник тезисов научных работ учащихся

Сборник
детских работ «О праве и шутку, и серьез»

6 этап«Право на отдых»: спортивные
соревнования

Интернет — проекта «Имею право!»

«Имею право!» (фестиваль детского творчества)

Пресс-релиз о спортивных соревнованиях

Выставка детского творчества

7 этап«Права ребенка: проблемы и
перспективы»: интеллектуальная игра
Интеллектуальная игра, выставка
пресс-релизов, чествование победителей
 информирование в СМИ о результатах
проекта
подготовлена информация для СМИ,
предполагается появление в прессе не менее 3-х
публикаций о результатах проекта
Читайте также:  Этапы эстетического развития ребенка

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Создан банк данных участников проекта «Права
ребенка: проблемы и перспективы» и составлен
рейтинг информированности учебных заведений по
правовой культуре, что даст возможность
проанализировать уровень знаний по праву,
выявить существующие проблемы в этом
направлении. Критерий оценки — анализ
результатов банка данных.

Создана фотовыставка «Жить — значит
действовать!» и выпущен сборник плакатов
«Конвенция о правах человека». Это позволит
актуализировать в сознании подростков проблемы
правового поведения в обществе, осознать роль
права в системе человеческих отношений. Критерий
оценки — метод компетентных лиц.

Составлен сборник презентаций «Один день из
жизни инспектора по делам несовершеннолетних»
на электронном носителе, который даёт
возможность учащимся получить новую информацию
о деятельности инспектора по делам
несовершеннолетних, а также проявить свой
творческий потенциал, проявить свою гражданскую
позицию. Критерий оценки — метод компетентных
лиц.

Проведена научно-практическая конференция,
издан сборник материалов научных работ учащихся
города по праву, что даёт возможность подросткам
осваивать такой вид деятельности, как
научно-исследовательская. Критерий оценки —
организация совместной социально-значимой
деятельности взрослых и детей по воспитанию
ключевых компетенций у подростков.

Организована интеллектуальная игра «Права
ребенка: проблемы и перспективы» и проведён
фестиваль детского творчества «Имею право!»,
организованные среди подростков, которые в
творческом ракурсе покажут значимость знаний по
праву. Помогут презентовать результаты данного
проекта, сделать выводы, наметить планы на
будущее в направлении работы с молодёжью, тем
самым будет начат общественный диалог. Критерий
оценки — отзывы участников фестиваля о проекте.

Работа со СМИ позволит информировать граждан
города о сути и результатах проекта, и главное,
донести информацию о необходимости совместной
работы по воспитанию личности, обладающей
высоким уровнем правового самосознания,
развитым интеллектом, творческими способностями
и владеющей практическими умениями,
необходимыми в новой социокультурной ситуации.
Критерий оценки — публикации в СМИ, отзывы на
Интернет-форуме.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА

Предполагается, что данный проект найдет свое
продолжение после окончания финансирования в
силу следующих обстоятельств: актуальности
проекта, заинтересованности государственных
органов, учреждений образования города,
социально ориентированных общественных
организаций. Отзывы участников данного проекта
дадут возможность разработать новые направления
по воспитанию подростков и молодёжи. На базе
гимназии будет создана мини-типография для
установления партнерских отношений учебных
заведений с социумом, развития государственного
самоуправления, организации социально значимой
практики учащихся.

Источник

Чавкина Н.А

Магистрант, НИУ БелГУ, РФ, г. Белгород.

e-mail.: corey1909@mail.ru

Большое значение для семейного права имеет Конвенция «О правах ребенка», которая определяет правовое положение ребенка в семье, имеет ряд положений по семейному воспитанию, а также ряд специальных статей по правам ребенка в семье, которые предопределяют семейно-правовой статус несовершеннолетнего ребенка, дано определение понятию «ребенка».

В Российской Федерации права несовершеннолетних детей закреплены в главе 11 Семейного кодекса Российской Федерации, Федеральном законе от 24.07.1998 года № 124-ФЗ» Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Как и в Конвенции ребенком признается лицо не достигшее 18 –летнего возраста, так и в п.1 ст.54 СК РФ закреплено аналогичное определение понятию «ребенка».

В ранее существовавшем КоБС не было нормы права, непосредственно посвященной правам несовершеннолетних детей. Данная норма появилась в российском законодательстве с принятием Семейного кодекса.

Основные правомочия несовершеннолетних: право ребенка жить и воспитываться в семье; право ребенка на общение с родителями и другими родственниками; право ребенка на защиту; право ребенка выражать свое мнение; право ребенка на имя, отчество и фамилию; право на изменение имени и фамилии ребенка; имущественные права ребенка.

Права ребенка можно разделить на: личные неимущественные и имущественные.

К личным неимущественным правам несовершеннолетних детей относятся: право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ); право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ); право на защиту (ст. 56 СК РФ); право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ); право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).

К имущественным правам несовершеннолетних детей относятся: право ребенка на получение содержания от своих детей и других членов семьи; право собственности ребенка на полученные им доходы, на имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое имущество, приобретенное на его средства;

Право ребенка жить и воспитываться в семье заключается в обеспечении ребенку со стороны государства возможности жить и воспитываться в семье. Только в семье ребенок получает то физическое и духовное развитие, которое позволяет ему стать полноценным членом общества, способным к самостоятельной жизни. Семейный кодекс Российской Федерации отдает приоритет семейному воспитанию детей, воспитанию ребенка родителями. Они ответственны за всестороннее обеспечение интересов своих детей, за полноценное развитие ребенка. Приоритет семейного воспитания СК РФ отдает и при лишении ребенка своей семьи, т.к. ребенок передается на усыновление (удочерение), в приемную семью, в семью опекуна (попечителя). Только при невозможности реализовать данную передачу, ребенок передается на воспитание в детское учреждение. При семейном воспитании государство осуществляет только охранительную функцию, т.е. при нарушении прав ребенка применяет меры государственного воздействия (ограничение или лишение родительских прав). Право ребенка жить и воспитывать в семье включает в себя такие права, как право знать своих родителей; право на заботу родителей; право на воспитание своими родителями; право на обеспечение его интересов и всестороннее развитие; право на уважение его человеческого достоинства.

Читайте также:  Развитие ребенка четвертого года жизни

Право на воспитание включает в себя такие права, как право родителя на личное общение с ребенком; правомочия по религиозному воспитанию ребенка; правомочия по выбору формы образования и образовательного учреждения для ребенка; право представлять и защищать интересы своих детей; право дачи согласия на усыновление ребенка и некоторые другие права.

Только в исключительных случаях право ребенка жить и воспитываться в семье не может быть реализовано, когда совместное проживание с родителями противоречит интересам ребенка, при лишении родителей родительских прав, ограничении в родительских правах. При этом, только судом может быть принято решение о раздельном проживании ребенка, с соблюдений процедур, установленных законом.

Право ребенка на имя появляется у ребенка с рождения, как и право на приобретение гражданства. В свою очередь имя включает в себя: имя, отчество, фамилию. Имя дается по соглашению родителей и впоследствии указывается в записи акта о рождении, в свидетельстве о рождении, в паспорте гражданина РФ, как основном документе, удостоверяющем личность.

Право ребенка знать своих родителей взаимосвязано с правом жить и воспитываться в семье. В соответствии со ст.7 Конвенции« О правах ребенка», каждый ребенок имеет право знать своих родителей. Когда ребенок воспитывается в полноценной семье, то сложности в реализации данного права не возникает. Сложность в реализации данного права возникает тогда, когда ребенок воспитывается у одного из родителей, а другой родитель не известен. Данное право ребенка реализуется в судебном порядке, путем установления отцовства (материнства). Большая роль в реализации данного права ребенком принадлежит законным представителям ребенка, государственным органам, муниципальным учреждениям, правоохранительным органам, которые обязаны содействовать ребенку в розыске родителей. Исключительные случаи ограничения права ребенка знать своих родителей возникает на практике, когда речь идет о подкинутых (найденных детях).

Право ребенка на заботу со стороны родителей заключается в удовлетворении родителями всех жизненно важных интересов и потребностей ребенка, материально-бытового характера — обеспечение питанием, одеждой, учебными принадлежностями, лечением и т.д., а также во внимании и заботе к ребенку.

Права ребенка на защиту своих прав и законных интересов.

Непосредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (то есть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями(ст.56 СК РФ). В прямо предусмотренных СК РФ случаях — органами опеки и попечительства, прокурором и судом. В соответствии со ст.147 СК РФ, если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений согласно статье 147 СК РФ.

Независимо от возраста, при злоупотреблении правами родителями, при невыполнении или ненадлежащем выполнении родительских обязанностей, ребенок вправе обратиться в орган опеки и попечительства, а с четырнадцати лет — в суд, в частности с требованием отменить усыновление (ст.142 СК РФ).

При достижении совершеннолетия (эмансипации), при приобретении полной дееспособности в связи с вступлением в брак, несовершеннолетний вправе самостоятельно реализовать право на защиту.

Право ребенка на совместное проживание со своими родителями нормативно закреплено в п.2 ст.54 СК РФ. Исключение из права ребенка на совместное проживание со своими родителями являются случаи, когда такое проживание противоречит интересам ребенка, в частности, когда родители причиняют физический или психический вред здоровью ребенка. Во взаимосвязи с п.2 ст.54 СК РФ находится положение п.2 ст.20 ГК РФ, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей-родителей, усыновителей или опекунов. Положение п.2 ст.54 СК РФ также корреспондируется с правом и обязанностью родителей воспитывать своих детей, в частности родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей( п.1 ст.63 СК РФ). С учетом положения ст.20 ГК РФ регистрация по месту жительства детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении несовершеннолетних. Место жительства ребенка при раздельном проживании родителей определяется соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор разрешается судом (п. 3 ст. 65 СК РФ) с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них).

Право ребенка на общение с родителями и родственниками.

В соответствии со ст.55 СК РФ ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в медицинской организации и другое), имеет право на общение со своими родителями (лицами их заменяющими) и другими родственниками в порядке, установленном законом.

То есть, несмотря на расторжение брака родителей ребенка, признания их брака недействительным, раздельного проживания родителей, ребенок сохраняет право поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с родителями. Указанное право на общение создает предпосылки для полноценного воспитания и образования детей. Так как, исчерпывающий перечень родственников, имеющих право на общение с ребенком, в СК РФ отсутствует, то право на общение имеют родственники отдаленных степеней родства. Формы общения разнообразны: переписка, личные контакты при встрече, телефонные переговоры и т.п.

Право ребенка на выражение своего мнения.

В соответствии со ст.57 СК РФ, ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

В указанной статье не указывается минимальный возраст ребенка, начиная с которого ребенок обладает вышеуказанным правом. Ребенок вправе реализовать данное право при достижении достаточной степени развития, которая носит субъективный, индивидуальный характер. Мнению ребенка при разрешении семейных вопросов придается правое значение. Мнение ребенка, достигшего 10 лет, обязательно. Заслушивание мнения ребенка, учет его при принятии решения, дает возможность избежать нарушения прав и законных интересов несовершеннолетнего. Мнение ребенка в виде согласия обязательно для органа опеки и попечительства, суда: при изменении имени и фамилии ребенка (п.4 ст.59 СК РФ); при восстановлении родителей в родительских правах (п.4 ст.72 СК РФ); при усыновлении ребенка (п.1 ст.132 СК РФ); при изменении имени, отчества и фамилии ребенка в случае его усыновления (п.4 ст.134 СК РФ); при записи усыновителей в качестве родителей ребенка (п.2 ст.136 СК РФ); при изменении фамилии и имени ребенка в случае отмены усыновления (п.3 ст.143 СК РФ); при передаче ребенка на воспитание в приемную семью (п.3 ст.154 СК РФ).

Читайте также:  Этапы развития ребенка девочки

Имущественные права:

Имущественные права несовершеннолетних регулируются семейным и гражданским законодательством. В ст.60 СК РФ содержится примерный перечень имущественных прав ребенка.

Право ребенка на получение содержания от своих родителей и других членов семьи.

Несовершеннолетний ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей, что законодательно закреплено в ст.60 СК РФ. Обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей установлена пунктом 1 статьи 80 СК РФ. Родители, исполняя свой долг по содержанию ребенка, тратят часть своего заработка или иного дохода на удовлетворении потребностей своего ребенка. К источнику содержания ребенка относятся и алименты. Злостное уклонение от уплаты алиментов является основанием к лишению родительских прав по решению суда, привлечению к уголовной ответственности по ст.157 УК РФ. К источникам дохода несовершеннолетнего ребенка относятся и пенсии, различного рода пособия.

Право собственности ребенка на полученные им доходы, на имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое имущество, приобретенное на его средства.

Основанием возникновения имущественных прав ребенка в семье служит п.5 ст.38 СК РФ, регламентирующий раздел имущества супругов. Вещи, приобретенные супругами-родителями исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей(одежда, обувь, школьные и спортивные принадлежности, музыкальные инструменты, детская библиотека и т.д.), разделу не подлежат и передаются без компенсации тому, с кем проживают дети. Фактически несовершеннолетний является собственником указанных вещей, которые приобретались родителями. Аналогичный вывод можно сделать относительно вкладов, внесенных супругами на имя несовершеннолетнего ребенка. Пункт 4 ст. 60 СК РФ разграничивает имущество несовершеннолетних и имущество родителей.

В соответствии со статьей 60 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право собственности на полученные им доходы, на подаренное или унаследованное имущество, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Правомочия по владению, пользованию и распоряжению названным имуществом осуществляются согласно статьям 26, 28 Гражданского кодекса РФ, с учетом объема дееспособности несовершеннолетнего. Запрещается дарение от имени малолетних. Особой защиты являются имущественные интересы ребенка в наследственных правоотношениях.

Проблемы реализации прав несовершеннолетних всегда имели место в нашем государстве. Законодатель при принятии главы 11 в СК РФ» Права несовершеннолетних детей» не в достаточной степени гарантировал реализацию прав несовершеннолетних детей.

Так, семейное законодательство, по нашему мнению, недостаточно уделяет внимание имущественным правам ребенка в семье, т.к. в СК РФ имеется только одна развернутая статья данным правоотношениям. Семейное законодательство исходит из признания наличия у ребенка имущественных интересов. Однако в семейном законодательстве отсутствуют законодательно закрепленные нормы, регулирующие имущественные отношения ребенка как субъекта права. Даже в Конвенции ООН о правах ребенка говорится только об обязанностях родителей обеспечивать ребенка в пределах своих финансовых возможностей. Право собственности ребенка не оговаривается вообще.

При разрешении семейных споров понятие «имущественные интересы несовершеннолетних» трактуются по-разному. В одних случаях, как нуждаемость ребенка в элементарных насущных потребностях в пище, одежде, жилье. В других случаях, как достаточная обеспеченность, связанная с возможностью родителей обеспечить ребенку достойные условия жизни.

По нашему мнению, в семейном законодательстве необходимо определить и закрепить понятие имущественные интересы несовершеннолетних, с целью единообразного применения понятия «имущественные интересы несовершеннолетних» в правоприменительной судебной практике.

В соответствии со ст.60 СК РФ ребенок наделен правом «на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и размерах, которые установлены разделом 5-Алиментные обязательства членов семьи». То есть, право собственности на суммы, причитающиеся в качестве алиментов, признается за ребенком.

В судебной практике, при вынесении судебных решений о взыскании алиментов, при выдаче исполнительных листов, часто возникают проблемы, т.к. истцы в исковом заявлении указывают о взыскании алиментов в их пользу на содержание ребенка, что дублируется в последующем в судебных актах, исполнительных документах. По нашему мнению, данная формулировка нарушает права ребенка. Правильным будет формулировка о взыскании алиментов в пользу ребенка (имя, отчество, фамилия, число, месяц, год рождения), с указанием: «в интересах которого действует тот или иной законный представитель».

Как указывалось выше, ребенок вправе на общение со своими родителями и другими родственниками в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу и др.), что отдельно регламентируется в Кодексе и согласуется с нормами международного права (ст. 40 Конвенции о правах ребенка).

Закон не дает понятие экстремальной ситуации. Необходимо дать формулировку понятия экстремальной ситуации. По нашему мнению, правильной будет формулировка: «экстремальная ситуация — случаи, создающие реальные предпосылки для причинения несовершеннолетнему морального и физического вреда, требующие незамедлительного оказания ему содействия в соответствии со степенью угрозы его жизни, здоровью и.т.д.».

По нашему мнению, до настоящего времени не решен и остается дискуссионным вопрос о соотношении права ребенка знать своих родителей с тайной усыновления и тайной биологического происхождения ребенка при применении методов искусственного оплодотворения человека.

Социально-экономическая ситуация в Российской Федерации вызывает необходимость разработки комплексных, реальных мер, которые наделяли бы несовершеннолетних детей правами, гарантирующими гармоничное развитие личности, создавали систему правовых условий для реализации этих прав.

Список литературы:

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 года № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 года № 7-ФКЗ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации-1996-№1).

3.Федеральный закон от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации – 3.08.1994 года — № 31).

4.Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20.11.1989г) (Сборник международно-правовых актов по семейному праву.- М.,Бек.-1996г).

5.Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (Отв.ред. Кузнецова И.М.-М., БЕК-1999 г).

6. Сорокин С. Имущественные права ребенка в семье (Российская юстиция-2000.-№2).

7. Кожевников К.М. Защита прав несовершеннолетних (Законность.20-11).

8.Коновалов И.А. Проблема защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в России (Общественные науки.2011.№6).

9.Мазуренко А.П., Титенко Ю.А. Правовая политика России в сфере защиты прав несовершеннолетних (Научные проблемы гуманитарных исследований.2012. №4)

Источник