Практикум с родителям по развитию речи ребенка в средней группе

Галина Храпова
Родительское собрание в форме семинара-практикума в средней группе «Развиваем речь наших детей»

Добрый вечер уважаемые родители!. Сегодняшний семинар – практикум мы посвящаем теме «Развиваем речь наших детей». Современное и полноценное формирование речи в дошкольный период – одно из основных условий нормального развития ребенка, и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка, вам родители,необходимо учитывать следующие моменты :

1. Следует реально оценить состояние здоровья ребенка.

В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает речь.

2. Если вас что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не бойтесь обращаться к специалистам. В основном у нас в стране дети обследуются в пять лет логопедами, но именно к 5-6 годам заканчивается становление речи. Получается что. Когда речь формируется, то практически никто не вмешивается, не бьет тревогу, а когда речь установилась с дефектами, тогда за дело принимаются специалисты. Это нельзя признать правильным. Так что не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка – надо раньше заниматься.

3. Развитая речь, в понимании многих родителей – это умение читать и писать — как максимум, и умение рассказывать стихи – как минимум. При этом многие важные стороны развития ребенка, остаются без должного внимания. Хотя давно известно, что умение писать и читать ребенком не является показателем его развития.

Далее я остановлюсь на работе по развитию речи в нашей группе. Какие виды работ мы проводим по развитию речи. Это – пересказ литературных произведений, рассказывание по картине, описание игрушек, творческие рассказы. Учитываю большую загруженность родителей ежедневными делами, рекомендуем игры, которые можно проводить с детьми на кухне, по дороге домой из детского сада, во время прогулок и поездок с детьми.

Практический материал для развития мелкой моторики рук

1. «Помогаю маме» — перебрать гречку, горох, рис – тренируем пальчики.

2. «Волшебные палочки» — счетные палочки или спички, пусть выкладывают геометрические фигуры, узоры.

3. «Мастерская золушки» — из пуговиц и ниток составляем красивые узоры. Можно сделать панно из пуговиц на тонком слое пластилина.

Играем с родителями.

Игры на развитие грамматического строя речи, на обогащение словаря, на слоговую структуру слов.

1. «Приготовим сок». Из яблок сок – яблочный, из слив – сливовый, из груш – грушевый, из моркови – морковный…

2. «Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща, из винегрета, из кухонного шкафа…

3. «Угощаю». Давайте вспомним «вкусные» слова. Говорим «вкусное» слово и кладем на ладошку. Можно поиграть в «кислые», «горькие», «соленые» слова.

Предлагаем игры по дороге в сад и из сада.

1. «Я заметил». Посмотрим кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы мимо которых проходим, и называть какие они.

2. «Доскажи словечко». У коровы – теленок, у лошадки – жеребенок. Ворона – каркает. Утка – крякает.

3. «Я дарю тебе словечко».Объяснить детям значение слов : я дарю тебе слово –

«сладкое» (сахар, мед, варенье).

«легкое» (пух, вата).

«тяжелое» (гиря, штанга).

4. «Наоборот». Высоко – низко, шире – уже, день – ночь, сел – встал.

Мы надеемся, что эти несложные, но полезные игры помогут вам в развитии речи детей, и близкому общению с вашим ребенком.

Источник

Основной этап

Практическая деятельность родителей по формированию речи детей.

Физкультминутка

  Мы познакомились, стали ближе друг другу. Теперь можно приступить к главному.  Сейчас я вам расскажу о работе логопункта нашего ДОУ

 — Теперь давайте поговорим о психологических особенностях развития детей . К 4-5 годам Объем памяти возрастает. Дети запоминают 7-8 названий предметов. Помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение.(слайд №4)

Устойчивость внимания увеличивается. Дети могут сосредоточиться на одной деятельности 15-20 минут.(слайд № 5)

Устойчивость внимания увеличивается. Дети могут сосредоточиться на одной деятельности 15-20 минут.(слайд №6)

Формируется образное мышление. Дети способны:  назвать форму; упорядочить группы предметов по признаку; выделить параметры (высота, длина, ширина) (слайд №7)

Речевые особенности: Дети имитируют голоса животных; интонационно выделяют речь персонажей; Развивается грамматическая сторона речи; словарный запас 1500-2000 слов; Появляются сложные предложения; Способен пересказать сказку; К пяти годам все звуки, кроме Л,Р. (слайд №9)

 — Что же делать если ваш ребенок плохо говорит. Причины речевых нарушений Патология беременности; Родовая травма; Заболевания в первые годы жизни; Анестезия; Анатомические нарушения в строении артикуляционного аппарата; Наследственные факторы; Неблагоприятные социально-бытовые условия.  (слайд №10)

 Основания для беспокойства: Грубые грамматические ошибки (допустимы неточное согласование слов, употребление падежных окончаний) Грубые дефекты звукопроизношения (слайд №11)

 Как развивать речь малыша: Следите за своей речью: говорите выразительно и внятно Ежедневно читайте ребенку книжки Побуждайте к пересказу прочитанного Поощряйте речевую активность ребенка, стремление задавать вопросы Играйте с ребенком Не подражайте неправильному произношению ребенкаСоздайте комфортный психологический климат (слайд №12)

Практическая деятельность родителей по формированию речи детей. Развитие речи в движении Развитие мелкой моторики Развитие артикуляционного аппарата Развитие дыхания Развитие фонематического слуха через неречевые звуки (слайд №13)

 Значение артикуляционной гимнастики Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Детям 4-5 лет  артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка. Помните, что в этом возрасте вы помогаете малышу достичь правильного звукопроизношения.(слайд №14)

 Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики Проводить гимнастику нужно ежедневно 3-4 раза в день по 3-5 минут Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд Упражнения проводить от простых к более сложным Гимнастику выполняют  перед зеркалом (слайд №15)

 -Ну а сейчас давайте возьмем зеркала и попробуем все вместе сделать артикуляционную гимнастику.

— Молодцы, еще очень важно развивать мелкую моторику детей.  Ученые пришли к выводу о том, что развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи детей. Обусловлено это тем, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме  того, психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивает внимание и память. Дома вы можете поиграть с ребенком в игру «Золушка». Смешайте в миске рис и гречку  и попросите разложить их в разные чашки. Задание можно усложнить: брать семена всеми пальцами или двумя (большим и указательным, большим и мизинцем).Мальчикам можно предложить разложить болты, гайки, девочкам- бусины. Различные игры со шнуровкой, песком. Расстегивание и застегивание пуговиц, су-джок массажеры, пальчиковые игры, сопровождаемые стихотворными текстами.(слайд №26)

Читайте также:  Роль развивающей игры в развитии ребенка

  (показ наглядного материала)  

Полезно знать элементарные приемы самомассажа. Поглаживания и прикосновения к своим рукам и лицу тонизирует мышцы, которые участвуют в артикуляции и мимике.

 Если солнце пригревает, В небе ласточка летает,

стало сухо и тепло, Значит, лето к нам пришло

Если дождь стучит по крышеТо сильней, то тише, тише,

Землю всю листва укрыла,Значит, осень наступила.

Если вьюга и пурга Намела вокруг снегаИ укутала дома,

Значит, к нам пришла зима.

Если тает снег и лед Ручеек журчит, поет,

Мишке стало не до сна, Значит, к нам пришла весна.

— Обследование детей, имеющих речевые нарушения, свидетельствуют о наличии у них нарушений двигательной сферы. Это могут быть плохая координация и замедление темпа выполнения движений. Преодолению моторной неловкости, развитию координации движений, тренировке вестибулярного аппарата способствуют специальные упражнения: физминутки помогают решить различные задачи:

— снять напряжение после занятия, на котором требовалась максимальная концентрация внимания и памяти;

— развить правильное физиологическое и речевое дыхание

— закрепить речевые навыки

На каждом занятии обязательно проводится физминутка.

Ну и мы с вами тоже сейчас немного отдохнем.

Три медведя шли домой,

Папа был большой- большой.

Мама чуть поменьше ростом.

А сынок- малютка просто.

Очень маленький он был,

С погремушками ходил.

—   Сформированность слуховых и зрительных функций, а также достаточный уровень развития двигательных навыков – необходимые условия для развития речи. Если артикуляция, голос и дыхание скоординированы в работе, то ребёнок сможет правильно произносить звуки. Ещё В. М. Бехтерев, Л. В. Нейман и Выготский Л. С. в своих работах указывали на взаимосвязь речи и движения и важность ритмического воспитания дошкольников. А помогают нам в этом  игры, где сочетаются и слово, и движение. С их помощью возможно формировать понятную речь с выраженной интонационной и ритмической стороной, устранять некоторые поведенческие расстройства, исправлять нарушения общения и недостаточность высших психических функций.  Давайте поиграем в одну из таких игр. Игра называется «Овощной урожай» (слайд №28)

Мы корзиночки возьмем,

Вместе в огород пойдем.

 Урожай мы собираем,

Прямо с грядки мы срываем 

Помидоры, огурцы.

Мы с тобою молодцы!

Мы лопатой понемножку Выкопаем всю картошку.

Рвем капусту

И горох, —

Вышел урожай не плох!

-Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Я предлагаю вашему вниманию пособия, которые можно использовать для развития дыхания  у детей.  (слайд №29)

— Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь. Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что “слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т. д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот. Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать “кодом” языка. Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от  смысла другого.  Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. (слайд №30). Я предлагаю вашему вниманию игры в которые можно поиграть дома с ребенком,

И в одну игру мы с вами сейчас поиграем: сейчас я проиграю на музыкальных инструментах, а вы внимательно слушайте и запоминайте что, как и в какой последовательности  прозвучало («Дудочка гудит. Барабан гремит. Колокольчик звенит»), а затем ваша задача повторить эту последовательность.

   — Игра развивает память, внимание, наблюдательность, сообразительность.   Ребёнка надо постоянного побуждать комментировать свои действия. Это закрепляет навыки инициативной речи, совершенствует разговорную речь, обогащает словарь, формирует грамматический строй языка. Давайте разучим некоторые словесные игры.

—  Я буду поочередно бросает   мяч и произносит слово . Игрок, поймавший мяч, называет слово, противоположное по значению.

 Смотрят презентацию и слушают учителя-логопеда

Делают артикуляционную гимнастику вместе с логопедом.

Рассматривают наглядный материал предложенный учителем- логопедом.

Родители выполняют по показу логопеда  самомассаж «Времена года» ладонями или пальцами обеих рук.

 поглаживают лоб от середины к верхней части ушей)

поглаживают щеки от середины подбородка к мочкам ушей)

 ( постукивают кончиками пальцев от середины лба к верхней части ушей)

 (постукивают от середины подбородка к мочкам ушей)

 (Выполняют спиралевидные движения от середины лба к верхней части ушей)

 (поглаживают лоб от середины к верхней части ушей)

 ( Поглаживают щеки от подбородка к мочкам ушей)

Родители встают в круг и выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения по показу.  «Три медведя»

 (маршируют на месте)

 (поднимают руки вверх)

(вытягивают руки вперед на уровне груди)

 (ставят руки на пояс)

 (имитируют игру с погремушкой)

Родители играют в игру по показу логопеда :

 (соединить перед собой ладошки лодочкой»)

Читайте также:  Развитие зрительной коры ребенка

 ( 4 шага на месте)

 (левая рука полусогнута («корзинка», правой рукой имитировать сбор овощей в корзину)

(вытянуть правую руку вперед, ладонью вверх, соединить большой палец с остальными пальцами)

 (вытянуть левую руку вперед ладонью вверх, соединить большой палец с остальными)

(хлопнуть 4 раза в ладоши)

 (имитировать действия с лопатой)

 (вытянуть правую руку вперед, ладонью вверх, соединить большой палец с остальными пальцами)

 (вытянуть левую руку вперед ладонью вверх, соединить большой палец с остальными)

 (хлопнуть 4 раза в ладоши)

Рассматривают пособия.

Родители играют в игру. «Поставь по порядку»

Родители играют в игры.«Объясни слово» На столе лежат карточки с изображением различных предметов ( часы, петух, кот, дом и т.д.) Участник берёт картинку, составляет описательный рассказ о предмете, не называя его. Остальные игроки должны догадаться, о чем или о ком идет речь.

Игра «Скажи наоборот», ловят мяч и называют противоположные слова

Источник

МБДОУ «Детский сад № 55 комбинированного вида» г. Воркуты

Консультация-практикум для родителей средней группы

по теме:

«Роль семьи в воспитании речи детей.

Игры и игровые задания для развития речи детей дома»

Подготовила:

учитель-логопед

Курачева А.В.

Развивая речь — мы вступаем на путь познания

Развивая мысль – мы приближаемся к знанию

А. П. Кондарев

Речевое развитие — одна из важнейших задач дошкольного воспитания.

Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые

возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и

природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к

5-ти годам:

• приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное выражение своих мыслей);

• расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова,

которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл);

• речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов).

Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи

окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

В возрасте 4-5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами,

некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья.

Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка

внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.

Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые, педагоги и родители должны исправлять подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления слов.

Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи.

Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать — вот что необходимо ребёнку.

К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. Игра- это основной вид деятельности   дошкольников.   Играя,   ребёнок   обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия — не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

 На что необходимо обращать внимание родителям, в первую очередь!

1) Развитие интонационной выразительности речи.

Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти

годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам,

разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с

монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев

это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для

передачи смысла высказываний.

Попробуйте прочитать ребенку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребенок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок.

2) Художественное слово в воспитании дошкольников.

Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти,

умение внимательно слушать произведения художественной литературы,

сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия

не только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка.

Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и

педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте

совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте

стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и

значительно расширит его познавательные способности.

3) Речь и мелкая моторика рук.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию

мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук,

затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в

прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В

домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только

Читайте также:  Развитие ребенка в азове

интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод,

лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание,

стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д. – подарят радость

от совместной работы Вам и вашим детям, а так же решат одну из задач

развития речи.

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни

– освоение связной монологической речи. В это время происходят

заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в

освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного

творчества.

Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества

предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные («мяч – это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением – мебель, одежда, обувь и т.п.).

Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

        Для обогащения словаря и развития грамматического строя речи, можно посоветовать следующие игры:

1.«Четвёртый лишний».

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

Н-р: ваза – роза — нарцисс — гвоздика.

2. «Посчитай». 

Считаем всё, что можно посчитать.

Н- р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.  

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…пять красных яблок   и т.д.

3.«Скажи наоборот».

Взрослый называет какое — либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».

Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- … и т.п. 

Глаголы: пришёл- …, нырнул- …

Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.

Наречия: далеко-…, высоко- …

4. «Подбери слово».

Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала — любые слова, а потом — по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)

5. «Большой — маленький».

Ребёнку предлагается назвать ласково,

Н-р:  ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д.

В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

6. «Отгадай загадку».

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

7. «Назови, какой…». 

Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок — яблочное и т. д.

8. «Подумай и ответь». 

Предлагайте детям словесные логические задачи.

Н-р: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?

9. «Подбери слово».

Птица — перья. Огурец — овощ.  Ромашка — …

В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:

  • не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;
  • у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность;
  • имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласования существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).
  • Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения.

        Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

Рекомендации

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

ПОМНИТЕ!

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт

речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей),

т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей

ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал

правильную, грамотную речь.

Важной стороной речевого развития является правильное

произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных

трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно

вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

Ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если

это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки

исчезнут сами собой. Могут исчезнуть, а могут и не исчезнуть. Самое

лучшее – обратиться за помощью к логопеду.

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной

речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время

совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для

человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите

ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в

парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте

окружающей природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от

ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами,

объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально,

выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь

малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Создайте дома детскую библиотечку, где можно вместе с

ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

 Как можно больше знакомьте малышей с фольклором,

рассказывайте и читайте сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только

приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные

качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и

забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет

знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые

шаги в овладении монологической речью

А в заключение хотелось бы процитировать известного французского

писателя и педагога Жозефа Жубера, который говорил: «Детям нужны не

поучения, а примеры! ». Поэтому родитель всегда должен помнить, что

лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь — результат

общения взрослого с ребенком!

Источник