Практические методы в развитии речи это когда ребенок
Светлана Меттик
Методы и приемы развития речи в ДОУ
1. Актуальность.
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Подсчитано, что примерно 70% того времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму — четырём основным видам речевой деятельности.
Речь является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой — средством к их обогащению и расширению. Владеть, по возможности, в совершенстве всеми видами и проявлениями речи — значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества. Ничто не отражается так отрицательно на общем развитии, как отсталость языка.
Речь в жизни человека выполняет следующие основные функции:
— является средством познания, необходимым условием познавательной деятельности человека (благодаря речи человек приобретает знания, усваивает и передаёт их);
— является средством воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов (т. е. речь используется для того, что бы повлиять на взгляды и убеждения людей, склонить их к действиям и поступкам и т. д.);
— используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки её результатов;
— является средством удовлетворения личных потребностей человека: в общении, в приобщении в определённой группе лиц (человек,как существо социальное не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживать и сопереживать). Поэтому тема «Методы и приемы развития речи в детском саду» актуальна.
Цель работы: воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении детей.
Задачи развития речи:
1. Воспитание звуковой культуры речи.
2. Обогащение и активизация словаря воспитанников.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Обучение связной речи, посредством активизации традиционных и нетрадиционных методов в работе по развитию речи.
2. Система работы по развитию речи в детском саду:
1. Роль развития речи
Детсадовский возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей, что требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, своё «Я», постигает духовные и материальные ценности общества, знакомится с его культурными нормами и традициями, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия.
Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для развития и становления сознания личности, её мировосприятия, для воспитания гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру.
Это является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение развитию речи, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
2. Методы развития речи.
Современный ребёнок оказался в активном информационном потоке и далеко не каждый может сориентироваться в нем. «Переработать» ребёнку всю информацию часто оказывается весьма сложной задачей. Поэтому занятия по развитию речи является важной составляющей общего развития воспитанников.
Развитие речи — (или онтогенез речи, от англ. Language development) процесс формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека, связанных с овладением средствами как устной, так и письменной речи (языка, характеризующими в свою очередь развитие навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.
Методы обучения развитию речи определяется как способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение формирование у детей речевых навыков и умений.
В методике обучения родному языку условно можно выделить три группы методов — наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы используются в детском саду гораздо чаще нежели другие, они подразделяются на непосредственные и опосредованные методы. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет методнаблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства — это рассматривание игрушек, иллюстраций, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам, просмотр кинофильмов и диафильмов. Опосредованные наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. С этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах, описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов.
Словесные методы в детском саду используются реже, чем в школе. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные произведения, предусмотренные программой. Используются и более сложные методы: заучивание наизусть, пересказ,рассказывание без опоры на наглядный материал (рассказ без показа (в группах раннего возраста) рассказы из жизненного опыта воспитателя, рассказы о благородных, героических поступках детей и взрослых (в дошкольных группах,обобщающая беседа (старших дошкольном возрасте для закрепления накопленных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору).
Данные методы требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах используются наглядные приемы обучения: показ предметов, игрушек, рассматривание иллюстраций, картин, или демонстрация наглядного объекта для разрядки детей или отдыха (чтение стихов, загадок и т. д.).
Практические методы направлены на:
-обучение детей применять полученные знания на практике;
— усвоение и совершенствование речевых умений и навыков.
В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.
К практическим методам относятся различные дидактические игры (игры с наглядным материалом и словесная игра — универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи, игры-драматизации (работа со знакомым литературным текстом, игры-инсценировки,хороводные игры, дидактические упражнения (ознакомление с новым, закрепление умений или навыков, творчески переработать усвоенную информацию). Основная задача этих игр-занятий — воспитание культуры поведения детей, они чрезвычайно важны и для развития речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи.
Вывод. Методы обучения развитию речи определяется как способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение формирование у детей речевых навыков и умений.
3. Приёмы развития речи.
Прием является основным элементом метода. В настоящее время методика развития речи не располагает устойчивой классификацией приемов, однако по роли наглядности и эмоциональности их можно разделить на словесные, наглядные, игровые
Наиболее широкое распространение в детском саду приобрели словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, словесное упражнение, оценка детской речи, вопрос.
Речевой образец — правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки для повторения, подражания. Он произносится четко, громко и неторопливо.
Повторное проговаривание — преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей, а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение.Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.
Объяснение— раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Широко используется в словарной работе — для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.
Указания — разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Указания воспитателя можно разделить на указания обучающего характера, организационные и дисциплинирующие.
Словесное упражнение — многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.
Оценка детской речи — развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях.
В условиях одного занятия широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь некоторых детей. Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи, она дается сразу после ответа, с тем чтобы ее приняли во внимание при ответах другие дети. Оценка чаще касается положительных сторон речи. Если же были отмечены недостатки, можно предложить ребенку «поучиться» — попытаться исправить свой ответ.
Вопрос — словесное обращение, требующее ответа, это задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний.По своему содержанию вопросы разделяются на:
• основные (требующие констатации (репродуктивные,отвечающие на вопросы: кто? что? какой? какая? где? как? куда)
• вспомогательные (поисковые, требующими установления связей и отношений между явлениями,отвечающие на вопросы: почему? зачем? чем похожи?. Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.
Каждый вид вопроса по-своему ценен. При постановке вопроса важно правильно определить место логического ударения, поскольку ответ ребенка направляет именно опорное слово, несущее основную смысловую нагрузку.
Наглядные приемы — показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения, показ положения органов артикуляции при произнесения звуков и др. — также обычно сочетаются со словесными приемами, например образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.
Усиливают эмоциональное воздействие учебного материала такие приемы, какдействия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух картин; вспомни стихотворение, которое тебе нравится) или действия по замыслу. Вызывают интерес и повышают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?», красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.
Игровые приемы (практические) могут быть словесными (образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого) инаглядными (показ иллюстративного материала (картинки, игрушки, движения или действия, также показ положения органов артикуляции при произнесения звуков).
Вывод. Приёмы, предлагаемые методикой,направлены на:
— накопление содержания речи и обеспечение информационной и эмоциональной стабильности;
— воспитание культуры поведения детей;
— развитие речи, обогащение словаря и закрепление навыков разговорной речи.
Источник
Татьяна Кондратьева
Современные методы и приемы обучения развитию речи дошкольников
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.
Речь является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой — средством к их обогащению и расширению. Владеть, по возможности, в совершенстве всеми видами и проявлениями речи — значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества.
Детсадовский возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. К сожалению, занятые родители мало уделяют внимания развивающим занятиям с детьми. Поэтому, к 7 годам у ребенка появляются проблемы с речью. Ребенок не умеет строить распространенные предложения. У него бедный словарный запас. Речь засорена нелитературными словами и выражениями. Ребенок не умеет поставить правильно вопрос и дать полный развернутый ответ, построить диалог, придумать рассказ и т. д. Поэтому больше внимания по развитию речи уделяется в образовательных учреждениях. Для работы по развитию речи используются разнообразные методы и приемы. Речь ребёнка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребёнка.
Цель речевого развития детей дошкольного возраста: формирование не только правильной, но и хорошей устной речи.Задачи:
1. Развитие словаря.
2. Воспитание звуковой культуры речи.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Развитие связной речи.
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи.
6. Ознакомление с художественной литературой.
Методы развития речи.
Современный ребёнок оказался в активном информационном потоке и далеко не каждый может сориентироваться в нем. «Переработать» ребёнку всю информацию часто оказывается весьма сложной задачей. Поэтому занятия по развитию речи является важной составляющей общего развития дошкольников.
Развитие речи — процесс формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека, связанных с овладением средствами как устной, так и письменной речи (языка, характеризующими в свою очередь развитие навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.
Методы обучения развитию речи определяется как способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение формирование у детей речевых навыков и умений.
В методике обучения родному языку условно можно выделить три группы методов — наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы используются в детском саду гораздо чаще, нежели другие, они подразделяются на непосредственные и опосредованные методы. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет методнаблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства — это рассматривание игрушек, иллюстраций, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам, просмотр кинофильмов и диафильмов.
Непосредственные наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. С этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах, описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов.
Словесные методы в детском саду используются реже. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные произведения, предусмотренные программой. Используются и более сложные методы: заучивание наизусть, пересказ, рассказывание без опоры на наглядный материал (рассказ без показа (в группах раннего возраста) рассказы из жизненного опыта воспитателя, рассказы о благородных, героических поступках детей и взрослых (в дошкольных группах, обобщающая беседа (старших дошкольном возрасте для закрепления накопленных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору).
Данные методы требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах используются наглядные приемы обучения: показ предметов, игрушек, рассматривание иллюстраций, картин, или демонстрация наглядного объекта для разрядки детей или отдыха (чтение стихов, загадок и т. д.).
Практические методы направлены на:
— обучение детей применять полученные знания на практике;
— усвоение и совершенствование речевых умений и навыков.
В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.
К практическим методам относятся различные дидактические игры (игры с наглядным материалом и словесная игра — универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи, игры-драматизации (работа со знакомым литературным текстом, игры-инсценировки, хороводные игры, дидактические упражнения (ознакомление с новым, закрепление умений или навыков, творчески переработать усвоенную информацию). Основная задача этих игр-занятий — воспитание культуры поведения детей, они чрезвычайно важны и для развития речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи.
В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.
Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т. е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.
Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.
Резкой границы между продуктивными и репродуктивными методами также нет. Элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы репродукции — в продуктивных. Соотношение их колеблется. Например, если в словарном упражнении дети выбирают из своего словарного запаса наиболее подходящее слово для характеристики предмета, то по сравнению с тем же выбором слова из ряда заданных или повторением вслед за воспитателем при рассматривании и обследовании предметов первое задание носит более творческий характер. В самостоятельном рассказывании творческое начало и воспроизведение могут также проявляться по-разному в рассказах по образцу, плану, предложенной теме. Характеристика хорошо известных методов с точки зрения характера речевой деятельности позволит более осознанно использовать их в практике работы с детьми.
Вывод. Методы обучения развитию речи определяется как способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение формирование у детей речевых навыков и умений.
Приёмы развития речи.
Прием является основным элементом метода. В настоящее время методика развития речи не располагает устойчивой классификацией приемов, однако по роли наглядности и эмоциональности их можно разделить на словесные, наглядные, игровые.
Наиболее широкое распространение в детском саду приобрели словесные приемы.К ним относятся: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, словесное упражнение, оценка детской речи, вопрос.
Речевой образец — правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки для повторения, подражания. Он произносится четко, громко и неторопливо.
Повторное проговаривание — преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей, а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение.Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.
Объяснение— раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Широко используется в словарной работе — для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.
Указания — разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Указания воспитателя можно разделить на указания обучающего характера, организационные и дисциплинирующие.
Словесное упражнение — многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.
Оценка детской речи — развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях.
В условиях одного занятия широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь некоторых детей. Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи, она дается сразу после ответа, с тем чтобы ее приняли во внимание при ответах другие дети. Оценка чаще касается положительных сторон речи. Если же были отмечены недостатки, можно предложить ребенку «поучиться» — попытаться исправить свой ответ.
Вопрос — словесное обращение, требующее ответа, это задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний.По своему содержанию вопросы разделяются на:
основные (требующие констатации (репродуктивные,отвечающие на вопросы: кто? что? какой? какая? где? как? куда)
вспомогательные (поисковые, требующими установления связей и отношений между явлениями,отвечающие на вопросы: почему? зачем? чем похожи?. Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.
Каждый вид вопроса по-своему ценен. При постановке вопроса важно правильно определить место логического ударения, поскольку ответ ребенка направляет именно опорное слово, несущее основную смысловую нагрузку.
Наглядные приемы — показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения, показ положения органов артикуляции при произнесения звуков и др. — также обычно сочетаются со словесными приемами, например образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.
Усиливают эмоциональное воздействие учебного материала такие приемы, как действия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух картин; вспомни стихотворение, которое тебе нравится) или действия по замыслу. Вызывают интерес и повышают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?», красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.
Практические методы (игровые приемы) направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, также показ положения органов артикуляции, при произнесения звуков, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.
Вывод: Приёмы, предлагаемые методикой,направлены на:
— накопление содержания речи и обеспечение информационной и эмоциональной стабильности;
— воспитание культуры поведения детей;
— развитие речи, обогащение словаря и закрепление навыков разговорной речи.
Источник