Познавательное развитие ребенка в процессе экологического образования

Светлана Александровна Александрова
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания

Доклад на районном семинаре

на тему: «Исследовательские работы и творческие проекты по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Ф. И. О. участника полностью Александрова Светлана Александровна

Полное название образовательного учреждения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 297 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Должность Воспитатель

Почтовый адрес организации 450112, республика Башкортостан, г. Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Максима Горького, 42.

Телефон/факс 8(347)242-45-38

Название секции «Педагогический тренинг «Экология и мы»

Название статьи «Познавательное развитие детей дошкольного возраста

в процессе экологического воспитания»

Краткая аннотация статьи В статье представлен материал, основанный на опыте работы детского сада № 297 г. Уфы по познавательному развитию детей в процессе экологического воспитания по программе С. Н. Николаевой «Юный эколог»

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста

в процессе экологического воспитания»

В дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Если у подрастающего поколения мы сформируем новое экологическое сознание, тогда это поколение будет строить свои отношения с иных позиций – позиций биоцентризма,означающих: человек — особая, разумная, но все же только часть природы, а экология – это не просто наука, это мировоззрение.

Дошкольном сад с 2001года использует в образовательном процессе программу «Юный эколог», автор Николаева Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник Государственного НИИ семьи и воспитания Российской академии образования.

Все обучение и воспитание детей происходит на объектах ближайшего природного окружения. Детский сад находится в непосредственной близости к парковой зоне и реке Белая. Чтобы помочь ребенку ориентироваться в природе и усвоить правила общения с животными и растениями, мы создали в детском саду достаточно богатую эколого-развивающую среду –в помещении и на участке: экологические центры в группах, центры детского экспериментирования в группах, экологический музей, огород, цветники, экологическая тропа, птичьи столовые.

В процессе экологического воспитания детейиспользуем следующие формы и методы: наблюдение, циклы наблюдений, моделирование (календари природы, НОД экологического содержания, экскурсии, походы, маршруты в природу, игровые обучающие ситуации (ИОС, различные игры экологического содержания, труд в природе, «Панорама добрых дел», экологический музей, изготовление книг, природоохранные акции, экологические праздники и развлечения.

Провожу с детьми различные виды наблюдений и в графических моделях (календарях природы) отражаем разнообразные, длительные явления и события, происходящие в окружающей природной среде.

Работа с календарем погоды упорядочивает сезонные представления детей: ежемесячно одну неделю они ведут наблюдения за погодой и отмечают ее в календаре. Это развивает их наблюдательность, образное мышление, умение пользоваться символами. В конце каждого сезона склеиваем в гармошку три страницы календаря, создавая графическую модель, которая помогает обобщить признаки осени, зимы, весны.

Зимой ведем календарь наблюдений за птицами. Фиксируем разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком, знакомимся с многообразием зимующих птиц, особенностями их внешнего облика.

Также очень занимательными для детей являются наблюдения за ростом и развитием растений. Моделирование также осуществляем с помощью рисунков.

Педагогический процесс строим так, чтобы у детей постоянно возрастал интерес к живым существам, чтобы они все время расширяли представления о них, наращивали объем конкретных знаний. Этим требованиям отвечает, прежде всего такая форма педагогической работы, как циклы наблюдений, которые осуществляются не на занятиях, а в различные режимные моменты повседневной жизни.

Цикл наблюдений имеет ряд достоинств. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления. Достоинством цикла является и его протяженность во времени – распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок. Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1 – 3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно. И, наконец, проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.

Читайте также:  Развитие личностной сферы ребенка дошкольного возраста

Помимо наблюдений проводится непосредственно образовательная деятельность четырех типов: первично-ознакомительные (дети приобретают сведения о многообразии конкретных явлений природы, углубленно-познавательные (показ детям причинной связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям, обобщающие (у детей формируются обобщающие представления об однотипных объектах или однородных явлениях природы, комплексные (в одну тему могут быть объединены различные задачи и разные виды деятельности детей). Для того чтобы НОД отражало региональный компонент образования, опыт детей нашего детского сада, уровень их развития вносим некоторые дополнения в конспекты или разрабатываем их сами.Например: «Заповедники Башкортостана», «Жемчужины природы Башкортостана» (о реках, озерах, водопадах, «Похвальное слово башкирской лошади», «Башкирская пчела».

Вариантом НОД комплексного типа являются экскурсии и походы в природу, во время которых дети знакомятся с новыми явлениями, наслаждаются их красотой, укрепляют свое здоровье на воздухе, развивают нравственные качества, если в занятие включены природоохранительные мероприятия. Проводим экскурсии в «Музей леса», «Ботанический сад», «Тропические аквариумы», «Зоопарк», «Выставка кактусов», «Зимний сад в ДК «Химиков», также сезонные экскурсии к реке и в парковую зону. После возвращения с экскурсий дети зарисовывают свои впечатления, с помощью взрослого записывают высказывания и рассказы. Собрав рисунки и рассказы, составляем альбомы, книги.

Маршруты экскурсий и походов в природу имеют большое сходство с экологической тропой: намечаются экологически значимые объекты, составляется карта- схема и описание маршрута, общая протяженность которого не превышает 1 – 1,5 км.Разработали следующие маршруты: «Деревья на нашей улице», «Ландшафт поверхности земли».

Так же в работе используем игровые обучающие ситуации (ИОС):

с игрушками-аналогами, с литературными персонажами, ИОС типа путешествий. Развивать положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Использую и другие виды игр.Например: дидактические игры, словесно-дидактические, подвижные игры.

Чтобы помочь детям понять смысл бережного отношения к природе, смысл средообразующей роли различных трудовых действий в уголке природы, на участке, в парке, лесу, направленных на создание или поддержание хороших условий для растений и животных ближайшего окружения, ежегодно ведем «Панораму добрых дел». Этот педагогический прием побуждает в детях инициативу, элементарную самостоятельность, желание совершать хорошие поступки, проявлять осознанную заботу о живых существах, с которыми дети вступают в контакт.

Дети, их родители и сотрудники приносят в детский сад, найденные на отдыхе или в поездках природные «сувениры». Таким образом, за короткий период в детском саду была собрана коллекция необычных экспонатов живой природы. В экологическом музее лучшими украшениями стали коллекции раковин с южных морей, минералы с башкирских гор, дары леса, богатство полей и лугов.Постепенно были определены разделы музея: «Природа нашего края», «Экзотические природные явления», «Природоохранная деятельность детского сада», «Настенные панно».

Интересным и эффективным методом является изготовление экземпляров книг «Экология в картинках». После прочтения рассказа о природе дети рисуют иллюстрации к его содержанию. Титульный лист, напечатанные рассказы и детские иллюстрации к ним собираем в скоросшиватель. В конце года на празднике посвящения в юные экологи дети демонстрируют эти книги как результат совместных усилий, коллективно приобретенного интереса к явлениям природы.

Традиционными формами экологического воспитания детейв нашем детском саду являются природоохранные акции: «Живая елочка – зеленая иголочка», «Берегите первоцветы» и др. ; экологические праздники и развлечения: «Новый год около живой елки», «Осенины», «Грачиная каша», «Масленница», «За талой водой», «День Земли», «Где живет Урман-бабай?». Изучая материалы этнопедагогического наследия разных народов живущих на башкирской земле, и, прежде всего коренного народа, исстари живущего в гармонии с природой мы в своей практической деятельности стараемся познакомить детей с традициями и обычаями разных народов, связанными с миром природы и воспитывающими почтительное, доброе и бережное отношение к родной земле. В праздниках участвуют интересные детям персонажи – Урман – бабай, девушка Умырзая, Баба Яга, Незнайка, Ученая Ворона.

Читайте также:  Упражнения на развитие волевой сферы ребенка

В деле экологического воспитания детей не оставляем в стороне и родителей, ведь только совместными усилиями мы можем решить нашу главную задачу – воспитание гражданина нового Башкортостана, человека экологически грамотного, который будет жить в 21 веке. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем следующие формы – родительские собрания, беседы, консультации на информационных стендах и на сайте ДОУ, анкетирования, опросы, постер-стенды, субботники, ярмарки, «Дни открытых дверей», игры – викторины, акции, праздники, В таких мероприятиях дети сближаются с родителями, что положительно сказывается на воспитании детей. Порой и сами родители учатся у детей взаимоотношениям с природой, друг с другом, со взрослыми.

Чтобы более объективно, обстоятельно проанализировать динамику экологической воспитанности каждого ребенка, проводим диагностику. Для выявления «экологических знаний»используем игры: «Экскурсия по уголку природы», «Экскурсия по участку д/сада». Выявляя отношения детей к природе, кроме длительных наблюдений, мы проводим естественные эксперименты в форме специально организованных ситуаций «Добровольные помощники», «Кончился корм». За период с 2001г мы фиксируем положительную динамику в познавательном развитии детей, что позволяет сделать вывод об эффективности углубленной работы по программе «Юный эколог» С. Н. Николаевой.

Источник

Лариса Николаевна Кияшко
Опыт работы «Экологическое воспитание как часть познавательного развития ребенка»

Природа- это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания. И. В. Гете

Актуальность

На современном этапе наиболее актуальными становятся проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразовываюшим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера. Экологическому образованию в нашей стране, как и во всем мире, уделяется большое внимание.

Природный мир, окружающий ребенка, вызывает у него постоянную потребность в новых впечатлениях. Экологическое воспитание – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Обогащается память ребенка, активируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершенствовать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации и обобщения, то есть экологическое воспитание является хорошим средством познавательного развития ребенка.

В процессе экологического воспитания дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым или первооткрывателем.

Изучив литературу по экологическому воспитанию, я решила адаптировать материал в своей работе с детьми.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что экологическое воспитание дает возможность реализовать познавательное развитие ребенка и заложить фундамент экологического сознания.

Условия возникновения и становления опыта: постоянно находясь в социуме я обратила внимание на снижение у детей экологической культуры, недостаточное развитие речи, снижение познавательной активности. Передо мной встал вопрос как пробудить у дошкольников интерес к процессу познания, самостоятельному поиску знаний, решений и достижений поставленных целей. Я поняла, что могу решить эти вопросы через экологическое воспитание, так как природа – это самый мудрый учитель.

Ведущая идея: формирование познавательной активности через экологическое воспитание. Создать условия для развития познавательных процессов дошкольников в поисково- исследовательской деятельности.

Новизна идеи: работа по развитию у детей познавательной активности проводится согласно возрастных и индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС, применением инновационных технологий, с учетом интересов и потребностей детей и пожеланий родителей.

Задачи:

1. Формирование предпосылок экологического сознания.

2. Расширение кругозора ребенка, формирование целостной системы мира.

3. Развитие познавательной, речевой, продуктивной деятельности.

Свою работу по данной теме я начала с диагностики уровня экологической воспитанности детей и анкетирования родителей.

Основываясь на полученных данных, мною было разработано тематическое планирование по сезонам (осень, зима, весна, лето, также я использовала проектную деятельность. Работа по данной теме проводилась в течение двух лет (средней и старшей группах).

Читайте также:  Возрастные индивидуальные особенности развития ребенка

Структуру обучения дошкольников я выстраивала следующим образом:

1. Мониторинг начального уровня знаний детей.

2. Подбор и изучение материала.

3. Обобщение нового материала.

4. Контроль усвоения материала детьми.

5. Коррекция дальнейшей работы с детьми, с учетом проведения контроля.

Технология обучения дошкольников

• на протяжении всего учебного года включаются циклы наблюдений за объектами природы ближайшего окружения;

• важным компонентом данной технологии является чтение художественной литературы на протяжении всего года, соответствующее возрасту детей;

•значительное место я отвожу творческим процессам: восприятие детьми произведений искусства, отражение своих впечатлений в продуктивной деятельности, составление детьми загадок, рассказов о природе, с их последующим оформлением в книге, отражение знаний о труде взрослых в сюжетно-ролевых играх;

• одним из важных компонентов технологии является поисково-исследовательская деятельность. Поэтому в группе мы создали мини-лабораторию для детского экспериментирования.

• для повышения познавательной активности систематически проводятся экологические занятия. На каждом занятии перед детьми или игровым персонажем ставится проблемная ситуация, которую помогают решить дети.

Для активизации познавательной активности средствами экологического воспитания я использовала такие формы работы:

Формы работы с детьми:

• наблюдения

• труд в природе

• экскурсии

• занятия

• беседы, игры

• экспериментирование

• праздники

экологические акции

участие в конкурсах

• чтение художественной литературы.

В своей работе я активно использую мультимедийные презентации для дошкольников («Овощи», «Животные», «Путешествие по страницам Красной книги»).

Развивать познавательную активность через экологическое воспитание возможно лишь тогда, когда родители обладают экологической культурой. В работе с родителями использую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. С помощью родителей постоянно обновляется и пополняется развивающая предметно-пространственная среда в группе. Родители участвуют в выпуске стенгазет, в выставках и конкурсах «Лучший букет», «Дары осени», «Кормушка для пичужки», «Здравствуй зимушка- зима», в совместных экскурсиях и прогулках в природу, в совместных досугах и развлечениях.

В течение года были созданы самодельные книги «Друзья природы», «Лекарственные растения», «Гриб грибок». В старшей группе прошла экологическая акция «Шумите, дубравы», «Берегите воду», «Елочка- зеленая иголочка».

Я считаю, что в результате проделанной работы,добилась поставленной цели:

• у детей сформированы начала экологической культуры;

• возник познавательный интерес к объектам и явлениям природы;

• дети научились наблюдать, экспериментировать, анализировать, делать выводы;

• освоили нормы поведения в природном окружении;

• повысился контакт с семьями воспитанников.

Сравнительный анализ мониторинга по экологическому воспитанию показал, что уровень знаний детей по данному разделу имеет положительную динамику. Промежуточный мониторинг позволил скорректировать дальнейшую работу с детьми по данному направлению, что позволит в дальнейшем добиться более высоких результатов.

Работу по данной теме я буду продолжать с новым набором детей, используя системно — деятельностный подход в разных формах образовательной работы. В работу с дошкольниками я хочу ввести игровые и сказочные тренинги экологической направленности. Более широко планирую использовать нетрадиционные формы работы с родителями: фотогалереи, эколого — психологические тренинги, природоохранные акции.

На мой взгляд, правильно организованное экологическое воспитание дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.

Используемая литература:

1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников/Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста. -М., Просвещение, 2007г.

2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. СПб., Детство-Пресс, 2001

3. ВолчковаВ. Н., Степанова Н. В.Конспекты занятий в старшей группе: экология-Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009

4.Инновации в дошкольном образовательном учреждении: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции/гл. ред. Нечаев М. П. –Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2012.- 784с.

5. Смирнова В. В., Балуева Н. И. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду.- СПб: Издательство РГПУ ИМ. А. и. Герцена, 2010

6.Интернет ресурс : https://festival.1september.ru/articles/601740/

7.Интернет ресурс: https://eco-apatity.jimdo.com/

Источник