Познавательное развитие ребенка в движении
МБОУ «СОШ им. А.Джанибекова с. Растопуловка»
«Развитие познавательной и физической
активности»
Инструктор физического воспитания: Айтмухамедова Руфия Файдрахмановна.
Жизнь- это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Основные движения, которые активно развивает педагог на занятиях по физической культуре, гармонизируют физическое состояние детей, приводя в тонус различные группы мышц и обеспечивая нормальное функционирование всех систем организма.
Все процессы внутреннего мира ребёнка (удовольствие, удивление, сосредоточение и т.д.) можно выразить движением. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребёнка и определяет его готовность к систематической учебе в школе, так как в его процессе формируется мотивация учебной деятельности: умение не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать обращение педагога и следовать его рекомендациям, управлять своими движениями.
В движении заложены огромные возможности творческого, художественного потенциала личности. Недостаточная физическая активность ребенка ведет к дефициту познавательной активности, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.
Сегодня концепция дошкольного воспитания направлена
на развитие личности ребенка и учет его индивидуальных особенностей в физической, психической и эмоциональной сфере.
В этой связи актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования предметно-развивающей среды и развития детей дошкольного возраста на основе жизненной потребности ребенка быть сильным, смелым.
Заботясь о физической нагрузке детей-дошкольников, педагог не должен забывать о любознательности и пытливости в этом возрасте. Поэтому, прежде чем приступать к физическим упражнениям, полезно поставить ребенка перед необходимостью решения какой-либо задачи.
А где может проявляться естественная активность ребенка? Конечно же, в самом естественном его виде деятельности – в игре (досуге, развлечении). Игры, развлечения, досуги являются одной из форм активного отдыха, это также и одна из форм работы по развитию двигательного творчества дошкольников.
Играя с детьми, вы можете кроме традиционных задач физического воспитания: оздоровительных, образовательных, развивающих, воспитательных – по ходу решать и сопутствующие общеразвивающие, решение которых сделает наших детей умнее, человечнее, разностороннее. Вот лишь некоторые из них:
- Формирование посредством движений пространственных, временных и энергетических представлений: длинный – короткий, тонкий – толстый, медленный – быстрый, сильный – слабый и т. д.
- Изучение в процессе двигательной деятельности физических свойств, фактуры предметов по типу: тяжелый – легкий, гладкий – шершавый, плотный – пористый, мягкий – твердый, мокрый – сухой и т. д.
- Ознакомление с назначением различных типов предметов и формирование на этой основе элементов «орудийной» логики (для чего и как применяется тот или иной предмет).
- Расширение и активизация словарного запаса детей: ловить, бросать, катать, набивать, футболить, висеть, забрасывать, лазать, спрыгивать, опускаться.
- Развитие посредством двигательных заданий, игр и эстафет математических представлений, а также психических процессов: логики, памяти, внимания, наблюдательности.
Играя, ребенок вживается в образ, знакомится с многообразием действительности, сознательно или бессознательно усваивает привычки, манеру поведения, отношение к окружающему миру.
Не замечая того, ребенок в игре учится оздоравливаться, развивает физические качества, воспитывается, узнает много нового.
Для успешного проведения познавательно-оздоровительных игр-досугов у детей должен быть накоплен определенный двигательный опыт. Поэтому такие досуги целесообразно проводить с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель познавательного физкультурного занятия – это формирование у детей потребность в здоровом образе жизни и в самостоятельной двигательной деятельности.
Задачи познавательного физкультурного занятия:
1. формировать интерес к физическим упражнениям;
2. воспитывать желание самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
3. обогащать детей знаниями о роли двигательной активности в жизни человека;
4. способствовать формированию ценностного отношения к собственному здоровью;
5. формировать уважительное отношение к культуре Родного края, с помощью подвижных игр народов.
Познавательное развитие в сочетании с двигательной активностью помогает детям легче овладеть знаниями, приобщает их к отечественным, этнокультурным и национальным ценностям. А подвижная игра- естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий большой воспитательной силой. Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического и физического воспитания. В них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальный колорит обычаев, представления о чести, смелости, желание обладать силой, ловкостью. Умение проявлять смекалку, выдержку, волю.
Радость движения легко и непринужденно сочетается с познавательным развитием. У дошкольников формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре народов России, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
В ходе познавательного физкультурного занятия создаются условия для формирования интереса к физическим упражнениям, чтобы каждый ребенок на занятии стремился раскрыть свои возможности. Дети, понимая пользу физических упражнений для организма, иначе реагируют на предложение выполнить то или иное упражнение (стараются выполнить упражнение правильно, внимательно слушают объяснения и задают вопросы если что – то не понятно). У детей усиливается интерес и мотивация к занятиям по физической культуре.
Познавательные физкультурные занятия – это форма работы с детьми, которая направлена на формирование знаний о пользе занятий физической культурой, воспитание потребности к самостоятельной двигательной деятельности.
Литература:
Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Занятия физической культурой в ДОУ. М., 2005
Дошкольное воспитание №1/ 2011
Подольская Е.И., Физическое развитие детей 2-7 лет: сюжетно-ролевые занятия.- Волгоград: Учитель, 2012
Источник
Конспект НОД «Знакомство со свойством инерции»
Программное содержание:
— познакомить детей с понятием «инерция»,
— развивать желание заниматься экспериментальной деятельностью,
— развивать умение выдвигать гипотезу, защищать свое мнение,
— расширять словарный запас детей,
— воспитывать основы безопасного поведения.
Оборудование: игрушки, машинки, мячи, неваляшки, юла, волчок, куклы, яйца (вареные и сырые), открытка, монета, блюдца.
Ход:
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» солнцу и птицам,
«Доброе утро» улыбчивым лицам.
— Здравствуйте, мои юные ученые. Сегодня у нас очередная встреча в нашем клубе «Почемучка». Вы помните, на прошлом занятии мы изучали свойство, с помощью которого можно притягивать некоторые предметы, например салфетку к янтарю? Это свойство называлось электризацией.
Сегодня мы познакомимся еще с одним свойством, но для этого нам нужно провести опыт. Возьмите машины и посадите в них кого-то их игрушек. А теперь резко толкните машину вперед. Что произошло? А у тебя? Посадите снова свои игрушки. Теперь резко толкните их назад. Что вы видите? А у тебя, что произошло с игрушкой? Как вы думаете, они что такие упрямые и не хотят ровно сидеть?
На самом деле игрушки не виноваты, они вовсе не упрямые. Игрушки падают потому, что на них действует одно свойство. Ученые физики решили не обижать это свойство, называя его упрямством, а назвали его инерцией. И даже стихотворение есть об этом:
Упрямые вещи на свете живут,
Инерцией это упрямство зовут.
— А где вы сталкивались с явлением инерции? Я вам подскажу. Вы едете в машине и вдруг она резко тормозит, что с вами происходит? (Можно качнуться вперед или упасть). А чтобы не упасть, что нужно делать? (Пристегнуться ремнем безопасности). Когда машина поворачивает, что вы чувствуете? (Тело наклоняется в ту же сторону).
Я предлагаю вам сейчас самим испытать свойство инерции. Подбросьте мяч вверх, ваши руки почти остались на месте. Почему мяч полетел вверх?
Посмотрите, как много игрушек я вам принесла. Какие из них используют инерцию? (Мяч, волчок, юла, неваляшка).
А сейчас давайте представим что мы едем в машине. (Одному из детей дать руль, остальные едут за ним) Вдруг машина затормозила, легко ли вам было остановиться? (Нет) Почему? (По инерции пытались продолжать двигаться)
Как вы думаете, если на проезжую часть выбежит шалун, легко ли водителю остановить автомобиль? (нет) Почему? (Автомобиль некоторое время продолжает двигаться по инерции). Можно ли выбегать на дорогу? (Нет, это очень опасно)
Сейчас я вам покажу еще один фокус. У меня на столе лежит открытка, на открытке – монета, если я потяну за открытку, что произойдет с монетой? Как ты думаешь? А ты?
Выдернуть открытку.
— Почему монета не упала? (Монета лежала неподвижно, поэтому по инерции старалась сохранить свою неподвижность)
Хотите научиться отличать сырое яйцо от вареного, не разбивая его? У вас на тарелке два яйца разного цвета. Раскрутите их одновременно, а затем коснитесь рукой и уберите руку. Что вы видите? Как вы думаете, какое яйцо остановилось? А какое яйцо продолжало вертеться? Почему вы так думаете? (Жидкость внутри сырого яйца продолжала вращаться по инерции). Давайте разобьем и проверим, так ли это?
С каким свойством мы сегодня познакомились? Как вы думаете, это свойство полезное? Почему? Что вы узнали об этом свойстве?
Мне тоже очень понравилось с вами исследовать инерцию.
Смотрите также
Реклама Relap
2. Плавающие игрушки, действие которых основано на существовании Архимедовой силы.Если вы не умеете плавать, вам на помощь придут надувные резиновые игрушки. Эти игрушки не тонут, потому что обладают большой подъемной силой, так как вес их намного меньше действующей со стороны воды выталкивающей силы. Величина выталкивающей силы зависит от плотности жидкости, поэтому в морской соленой воде легче плавать, чем в реке или озере. Убедимся в этом на опыте. Опустим яйцо в банку с обычной пресной водой – оно тонет. Будем подсыпать в воду соль – яйцо всплывет. Законы плавания тел используются в устройстве детской игрушки «водолаз».Для опыта используем плавание перевернутой пробирки внутри цилиндра с водой, затянутого пленкой. (Целесообразнее вместо пробирки взять яркую фигурку водолаза – игрушки). Если нажать пальцем на перепонку, воздух в сосуде сжимается и сильнее давит на воду, вследствие чего некоторое количество воды входит в нижнее отверстие игрушки. «Водолаз» становится тяжелее и опускается на дно.Обратите внимание на наш бассейн. Вы видите здесь много корабликов, лодочек. Представьте себе, что перед вами большой корабль. Его только что построили и должны узнать предельный вес груза, который может перевозить этот корабль. Но не могут же нагружать корабль до тех пор, пока он не утонет, и таким образом узнать предельный вес груза. Наибольший допустимый вес груза узнают заранее.(Демонстрация плавания железной коробки). Опыт с плавающей железной коробкой показывает, что коробка вытесняет своей подводной частью количество воды, равное её весу. В этом отношении все суда и корабли похожи на нашу коробку.Глубину, на которую судно погружается в воду, называют осадкой. Наибольшую допускаемую осадку отмечают на корпусе судна красной линией, которая называется ватерлинией. Вес вытесняемой судном воды при погружении до ватерлинии, равной силе тяжести судна с грузом называется водоизмещением судна.Итак, законы плавания тел всегда учитываются при изготовлении игрушек, поэтому они плавают на воде и нам помогают плавать.
-
Заводные игрушки
Очень давно, ещё маленькими, мы полюбили эти игрушки: косолапого мишку, зайку, курочку. Почему движутся заводные игрушки? Разберемся с устройством игрушки «Курочка ряба».Механизм, при помощи которого происходит движение, состоит из основного вала и двух ведомых, пружины и зубчатого колеса. Сжатая пружина обладает потенциальной энергией взаимодействия её частей. За счет потенциальной энергии тело может совершать работу. Опыт 1. Поместим пружину на металлический стержень от подъемного столика. Сожмем пружину и свяжем её ниткой. Разрежем (или подожжем) нитку, пружина взлетает высоко вверх. Пружина приобрела скорость, так как её потенциальная энергия (энергия взаимодействия), перешла в кинетическую энергию (энергию движения).Опыт 2. С наклонной плоскости пустим цилиндр, на пути которого находится шарик. Шарик тоже приходит в движение. Явление объясняется также передачей энергии движения в энергию взаимодействия.(Демонстрация заводной игрушки – автомобиля, изготовленной учащимся)
4. Инерционные игрушки.Вы, ребята, смотрели сейчас заводные игрушки. А эти игрушки не требуют завода, но тоже некоторое время движутся, если мы поможем им и подействуем силой своей руки.Эти инерционные игрушки помогла создать физика. Принцип действия инерционной машины заключается в следующем: на задней или передней оси находится ряд шестеренок, которые в свою очередь соединяются с маховиком. Мы толкаем автомобиль, шестеренки придают движение маховику. Маховик же обладает большой массой, и, следовательно, будет долго сохранять состояние движения, которое ему сообщили. Явление инерции можно наблюдать на опытах:Опыт 1. Установим на столе доску. Внизу у доски положим брусок. Поместим на наклонную доску грузовик с находящейся в нем куклой и предоставим ему возможность скатываться вниз. В конце доски грузовик остановится, а кукла, продолжая двигаться, упадет. Следовательно, движение тел сохраняется до тех пор, пока они не встретят на своем пути препятствие.Опыт 2. Линейкой выбиваем монетки из столбика. Столбик не разваливается ,т.к. монеты по инерции сохраняют состояние покоя.(Другой вариант опыта: выбивание резким щелчком открытки, лежащей на стакане, на которой находится ластик. Открытка отлетает в сторону, а ластик, по инерции, остается в покое на том же месте и затем падает в стакан).(Демонстрация детской «рогатки» и объяснения принципа действия).
-
Игрушки, действие которых основано на различном положении центра тяжести.
Представим себе, что мы с вами в цирке. Выступают акробаты, ловко подбрасывают мячи жонглеры, передвигаются осторожно на большой высоте канатоходцы. Есть особые секреты, не зная которые невозможно стать цирковым артистом. Эти секреты заключаются в законах физики, без которых жонглер не может быть находчивым и ловким. Например, он должен знать, при каких условиях тело может опрокинуться, или изменить направление полета.Все это знали и на фабрике детской игрушки. Посмотрите, какую красивую неваляшку там сделали. А чтобы понять, почему она никогда не падает, обратимся к физике.Опыт 1. Возьмем линейку и подвесим её на нитке так, чтобы нитка свободно передвигалась. Будем менять положение петли, чтобы линейка пришла в равновесие. В этом случае говорят, что линейка подвешена в центре тяжести. А теперь рассмотрим, при каких условиях тела находятся в равновесии. Для этого возьмем «этажерку» и проделаем опыт.Опыт 2. Положение этажерки будем менять и заметим, что если вертикаль, проведенная из центра тяжести, пересекает площадь опоры, то этажерка остается в равновесии. Устойчивое равновесие наблюдается при самом низком положении центра тяжести.Большой устойчивостью обладает тело, имеющее форму шарового сегмента, лежащего на своей выпуклой поверхности. Такое тело используется в устройстве распространенной игрушки «неваляшки». При всяком наклоне игрушки её центр тяжести поднимается. Это вызывает самостоятельное движение игрушки к исходному положению наиболее устойчивого равновесия, при котором центр тяжести расположен ниже.(Демонстрация самодельных «Неваляшек).
Источник
Ольга Сиротенко
Развитие познавательных интересов дошкольников на прогулке
Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма.
Каждая прогулкаструктурирована по определенному плану: самостоятельная двигательно-игровая деятельность, подвижные игры, познавательно-исследовательская деятельность, организованная физкультурная разминка, наблюдения за явлениями природы и погоды, трудовая деятельность.
Одна из известных педагогов Н. К. Крупская считала, что природа – это первый воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить красоту природы.
В процессе организации прогулок помимо формирования физического развития у ребенка развиваются познавательные интересы. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
«Познавательное развитие» — одна из пяти образовательных областей, прописанных в ФГОС, особенно значима для формирования личности дошкольника, т. к. предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации. Реализуя образовательную область «Познавательное развитие», во время организации прогулок, мы формируем первичные представления ребенка не только о себе,но и об окружающем его мире в целом: об особенностях природы, о смене времен года, о живой и неживой природе.
Большое место на прогулке отводится наблюдениям за природными явлениями и общественной жизнью. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей; обогащают детские этические представления. Во время наблюдения ребёнок учится анализировать и сравнивать, делать выводы и выяснять закономерности, у него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.
Очень познавательны и интересны для ребенка и целевые прогулки. Они способствуют развитию познавательных интересов у дошкольников.
Если рассматривать целевую прогулку в младшей группе, где возрастной порог детей 3 – 4 года, то такой прогулке уделяется всего 1 раз в неделю на небольшие расстояния, по улице, где находится детский сад. Воспитатель здесь должен обращать внимание детей на дома, транспорт, пешеходов, и дать детям элементарные представления, касаемые их возраста, например название транспорта, названия домов.
На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность.
Для повышения уровня познавательного интереса маленьких детей использовались следующие формы работы.
1. Наблюдение. Красота и многообразие природы в любое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, исследовать, говорить.
Во время прогулок рассматривать окружающую нас природу,а именно: деревья, цветы, травку, жучков, птиц, животных… Беседовать о явлениях природы – идёт снег, дождь, светит солнце, дует ветер и т. д.
Прежде всего, постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с играми, простейшими практическими и поисковыми действиями, чтением детских книг, использованием фольклорных форм, коротких стихов, поговорок, потешек.
Процесс приобщения малыша к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное настроение, удивление от узнавания нового и радость от первых успехов. С ребятами проводятся различные опыты с водой, песком, организую наблюдения за цветами. Рассматривая с детьми растение, обращается внимание на его структурные части, называю их.
В уголке природы есть мини-огород, где зимой выращивается лук, морковь, зелень, свеклу. Дети наблюдают, как они растут, ухаживаем за ними. Педагог показывает, как правильно посадить луковицу (в землю и в банку с водой, предварительно рассмотрев ее с ребенком.
У ребят развиваются такие качества, как трудолюбие, доброта и забота об окружающем нас мире.
Малышам очень нравятся игры — эксперементирования с водой, песком, камешками и др., которые способствуют сенсорному развитию, расширению и углублению представлений о свойствах и качествах природных материалов.
В воде тонут камешки, а деревянные лодочки плавают. Если камешки намочить, то они изменятся — заблестят.
Все действия должны сопровождаться речью воспитателя и карточками-помощниками. Особенно интересны малышам опыты с сыпучими материалами.
• «Что же там спрятать?» В песок прячется какой либо предмет, ребенок его ищет.
Разнообразный посильный труд доставляет детям много радости, и вызывает интерес к трудовой деятельности.
Всякий раз инициатива детей поощряется, достижения ими положительного результата.
Иллюстрированный материал помогает уточнить и конкретизировать представления, полученные с помощью наблюдений.
Все это помогает педагогу решить целый комплекс образовательных задач: уточнить и упрочить полученные представления об объектах природы, активизировать познавательную и речевую деятельность,стимулировать разнообразные переживания: доброжелательность, сострадание, желание оказать помощь, удивление, радость и др.
Слушая и запоминая содержание художественных произведений, малыши не только узнают о природе нечто новое, но, главное, приобретают опыт переживания, развиваются эстетически.
Дети знакомятся с короткими художественными произведениями, понятными по содержанию,сопровождающиеся иллюстрациями: «Цыпленок» К. Чуковского, стихи А. Барто, №Кто сказал мяу» В. Сутеева, рассказы Е. Чарушина, К. Ушинского и др.
Особенно нравятся малышам фольклорные тексты: «Идет коза рогатая», «Жили у бабуси.», «Сорока-сорока» и др.
Они с удовольствием слушают рассказы, стихи, следят за развитием сюжета и эмоционально реагируют на него, просят повторить знакомые произведения.
На прогулках дети непосредственно воспринимают природные объекты и явления. Малыши любят играть в подвижные игры «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Птички в гнездышках», «Раз, два, три… к березе беги», «Раз, два, три… елку найди!». Дети с удовольствием бегают и играют.
Что, прежде всего, интересно малышу на улице? Погода! Ее состояние и постоянные изменения. Тепло или холодно, идет дождь, снег, светит солнце, дует ветер. Собираясь гулять, мы берем на прогулку куклу в одежде по сезону. При этом советуюсь с детьми, что же лучше на нее надеть, обратив внимание на то, как одеты они сами.
Дети часто смотрят на небо. Какое оно огромное, высокое, какой простор открывается вверху!
А какое оно разное по цвету! – голубое, синее; облака белые и темные плывут по небу. Чудесная картина!
На участке имеется вертушка из пластиковых бутылок, покрашенная в яркий цвет.
Каждую прогулку проводится наблюдение за ветром. Если вертушка сильно крутится – значит, ветер сильный.
Это доставляет большую радость детям. В ветреную погоду обращается их внимание на то, как ветер качает ветки деревьев,и предлагаю послушать его песню: «У-у-у» — это ветер дует.
Взор ребенка привлекает, прежде всего, все яркое и красочное. Поэтому, при наблюдениях на прогулках, я выбираю отельные, самые яркие объекты и явления, присущие каждому времени года.
Каждый сезон по-своему прекрасен! Осень – унылая пора! Очей очарованье, приятна мне твоя прощальная краса…»
Время расцвечивания листьев и листопада – красивое и удивительное явление в жизни природы.
Ребенку предлагается положить листочек на ладошку. «Большой он или маленький? Да, правильно, большой. Больше ладошки, всю ее закрыл. Нравится тебе листик? И мне нравится, он очень красивый. А какого он цвета?».
Дети собирают листочки и составляют из них букет.При наблюдениях используются стихи:
Листопад, листопад,
Листья желтые летят,
Листья под ногой шуршат,
Скоро голый будет сад.
Очень важно сочетать наблюдения с разнообразными играми. Дети с удовольствием делают шапочки из собранных листьев, складывают их черенками.
Осенью проводятся наблюдения за дождем. Эти наблюдения всегда интересны малышам.Дождь стучит по крышам и дорожкам: «Кап-кап-кап». Обращается внимание на лужи в разных местах. Педагог напоминает, что в лужи не нужно наступать, чтобы не промочить ножки.
С похолоданием обращается внимание малышей на то,что цветов на клумбе все меньше и меньше: «Им холодно, они завяли».
Дети наблюдают за воробьями, голубями, воронами, которые остаются с нами в холодное время. Поясняется, что птиц нужно покормить, насыпать им зернышек. Наблюдаем, как улетают стаи птиц в теплые края. Малыши любят подражать птичкам. Поэтому мы играем с ними в подвижные игры. «Воробушки и автомобиль», «Птички в гнездышках» (птички летают и клюют).
Зима – это время холода и мороза, коротких дней, и ослепительного снега. Идет снег, он приносит тишину. Во время снегопада малыши наблюдают, что снег белый, очень красивый.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится,
И на землю тихо
Падает, ложится.
Вместе с детьми рассматриваются снежинки на одежде. Их много — много! Они белые, холодные!
Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром.
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.
Ребята убеждаются сами, что холодные снежинки на теплой ладони исчезли – растаяли. А на земле они не таят, и образуют много снега, сугробы.
В теплую погоду дети узнают, что снег липкий, из него можно лепить снежки, сделать много разных построек (снеговика, колобка и др.)
«У меня в руке снежок, я слепила пирожок».
Обращается внимание детей на то, что снег пушистый, сухой, рассыпается (подбрасываю его лопаткой вверх, из такого снега лепить нельзя).
Малыши любят принимать посильное участие в работе по уборке снега на участке, расчищают дорожку.
В зимнее время деревья и кусты стоят голые, без листьев. Ребятам предлагается отыскать дерево, выделить у него ствол, ветки (ствол один, веток много). Дети третьего года жизни уже распознают зеленую елочку и белоствольную березу, которые отчетливо выделяются на фоне белого снега.Проводятся игры: «Раз, два, три, елочку найди!», «Раз, два, три, к березе беги!».
Зимой педагог заботится о том, чтобы малыши заботились о птицах, кормили их. Поэтому на каждую прогулку берется корм для них, его кладут в кормушку. Малыши наблюдают за птицами. «Вы заметили, какие птицы прилетают к нашей кормушке? Все ли они одинаковые? Что они делают? Посмотрите, клюют ли они корм?».
Предлагается рассмотреть внешний вид птиц,сравнить их по величине: Кто больше – воробей или голубь?Ведется наблюдение за поведением птиц и дети отличают: одни храбрые, а другие пугливые.Они уже называют характерные действия птиц: клюют корм, летают, прыгают, ходят. А затем сами начинают с удовольствием бегать, подпрыгивать, имитируя движения птиц.
Весна – особое время года, торжество света и тепла, большой воды и первой зелени.
С потеплением ребята наблюдают за таянием снега, появлением первой зеленой травы, зеленых листочков на деревьях и кустах, птицами и насекомыми. Малыши узнают, что солнышко стало греть сильнее, светит ярко, потеплело.
Педагог предлагает им подставить личико и протянуть ручку к солнышку: «Чувствуете, как тепло рукам и лицу, как греет солнце?».
Обсуждается с детьми, почему они сменили шубки, теплую одежду и обувь на более легкую.
Малыши любят играть у воды: в ручейки пускают лодочки, щепки, бумажки.В апреле мы с ними наблюдаем за травкой: «Поищем вокруг, где еще выросла красивая, зеленая травка?».
Стало солнышко пригревать,
Землю мокрую ласкать,
И трава очнулась,
К солнцу потянулась.
Нравятся малышам искать первые весенние цветочки: мать-и-мачеху, позже – одуванчики.
«Ах, какие красивые желтые цветы!» Мы не только любуемся красотой растений, но и рассматриваем их.
Одуванчик золотой –
Цветик милый и простой.
Он сидит среди травы, Средь зеленой муравы
Прямо к солнышку лицом.
Педагог постоянно приучает детей бережно относиться к природе: не топтать траву, не рвать цветы.
Летом дети много времени проводят на воздухе, среди прекрасной природы, что позволяет полнее использовать окружающие природные объекты для воспитания у них любви, бережного, гуманного, правильного отношения ко всему живому.
Малышам важно показать многообразие красивых цветущих растений.
Большую радость у детей вызывает рассматривание клумбы с цветами, любование ею.
Обращается внимание на то, какие цветы разные, большие и маленькие. Предлагается понюхать их. Детей приучают беречь цветы, не рвать их.
Во время прогулок дети часто встречают разных насекомых, у них возникает желание поймать бабочку, стрекозу. Педагог объясняет, что этого делать нельзя, что ими нужно любоваться. Дети «превратиться в бабочек», бегают и махают крылышками. Так дети постепенно учатся понимать природу.
Таким образом, познание природы детьми – это насыщенное радостными впечатлениями восприятие разнообразных ярких объектов и явлений, мира животных, растений, неживой природы, практическое экспериментирование с ними. Мы – взрослые, обращаем внимание ребенка на яркий цветок, летящую бабочку, красивый камушек, пушистые хлопья снега. Помогая дошкольнику активно познавать природу (нюхать, трогать, слушать, насыпать, переливать, крошить) следует ненавязчиво предлагать ему экологически целесообразные виды деятельности в природе, взамен тех, которые он иногда практикует. Из этого следует, что простор и свежий воздух необходимы для гармоничного развития ребенка.
Источник