Познавательное развитие ребенка в дошкольном возрасте
Альбина Сильченко
Познавательное развитие детей дошкольного возраста
В младшем дошкольном возрасте познание начинается с непосредственного восприятия предметов и явлений окружающего мира. Ребенок при виде незнакомого предмета стремится обследовать его. Он тянется к игрушке, берет в руки, рассматривает. Ребенок пытается знакомиться с разными свойствами предмета, на основе которых складывается первоначальный образ этого предмета, не всегда верный, односторонний, но значимый для него. Обычно при ознакомлении с предметом ребёнок стучит по нему, переворачивает его, ударяет по нему ладонью, облизывает его. У ребёнка формируются представления о внешних свойствах предметов, об их форме, цвете, величине, вкусе, запахе. Это означает, что малыш при помощи сенсорного познания формирует свое представление об окружающем мире, приобретает чувственный опыт. Ребёнок видит, слышит, осязает, различает запахи и вкусовые ощущения, а значит, познаёт.
Иными словами, в младшем дошкольном возрасте доминирует способ познания «вижу—действую», который соответствует наглядно-действенному мышлению.
Познавательная активность трёхлетних детейхарактеризуется сле-дующими особенностями: активными действиями ребёнка в окружающей среде; желанием малыша подражать близким, любимым взрослым, пере -нимать их опыт, интересы и даже впечатления о мире.
В среднем дошкольном возрасте протекают серьёзные физиологиче-ские изменения в коре головного мозга (начинается процесс миелинизации нервных окончаний). Соответственно качественно изменяются психические (познавательные) процессы. Благодаря этому ребёнок начинает овладевать новым способом познания — освоением информации посредством слова, т. е. не подкреплённым зрительными образами. Теперь, для того чтобы узнать и понять что-либо, ребёнку не обязательно непосредственно видеть новые объекты (предметы, явления) и действовать с ними. У него появляется возможность постигать и перерабатывать информацию, воспринятую через рассказы, комментарии, объяснения взрослых.
Однако новый способ познания не сменяет предыдущий, а дополняет его. Всё это расширяет познавательные возможности ребёнка и усиливает его стремление познавать мир.
В старшем дошкольном возрасте ребёнок активно начинает осваивать большой мир с его непростым содержанием.
Интеллектуальные умения ребёнка 5—7 лет (анализ, сравнение обобщение, классификация, установление закономерностей) помогают ему более осознанно и глубоко воспринимать, постигать и систематизировать поступающие сведения о нашем мире.
Для того, чтобы удовлетворить стремления, желания и потребности в арсенале пятилетнего ребёнка имеются различные способы познания: действия и собственный практический опыт (этим он владеет достаточно хорошо); слово, т. е. рассказы взрослых (этот способ ему уже знаком продолжается процесс его совершенствования). Оба способа познания качественно меняются на протяжении старшего дошкольного возраста. Они становятся более осознанными и целенаправленными, ребёнок все больше проявляет собственную активность и инициативность в познании мира.
Периоды познавательного развития
Основой познавательного развития ребёнка дошкольного возраста — (3-7 лет) является предметное содержание нашего мира, которое в разных возрастных группах имеет свои особенности.
Развитие и обогащение познавательной сферы детей от рождения до 7 лет — сложный путь, который включает в себя накопление информации об окружающем мире; упорядочение и систематизацию представлений о мире; формирование отношения к информации, а значит, к миру. Все составляющие всегда имеют место в развитии ребёнка. Но интенсивность, степень выраженности и содержательная направленность этих процессов на каждом возрастном этапе разные.
В возрастноминтервале от 3 до 7 лет можно условно выделить четыре периода: два периода накопления информации — 3—4 года и 5—6 лет и два периода упорядочения информации — 4—5 лет и 6—7 лет. Отличительные особенности периодов накопления и упорядочения информации определяются возрастными особенностями психического и физиологического развития ребёнка, содержательной основой познания ребёнка.
В младшем дошкольном возрасте «территория познания» ребёнка ограничена ближайшим непосредственным окружением. Это связано с его познавательными возможностями, с основным способом познания на данном возрастном этапе («вижу—действую»).Поэтому наилучшим образом малыши постигают и осознают:
реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, которые можно рассмотреть, подержать в руках, с которыми можно проделать различные манипуляции (действия);
события и явления окружающей действительности, в которых они сами являются активными участниками.
Благодаря этому дети накапливают довольно много представлений и знаний о ближайшем непосредственном окружении. Они хорошо ориентируются в своей группе и на своём участке детского сада, знают наименования окружающих предметов и объектов (кто? что, их различные качества и свойства (какой). Но эти представления ещё непрочно закреплены в сознании детей. Дошкольники пока слабо ориентируются в более сложных и скрытых от непосредственного взгляда характеристиках предметов и явлений (Кому они нужны? Как используются в жизни? Как взаимосвязаны друг с другом).
В поисках новых впечатлений и ответов на волнующие вопросы дети начинают раздвигать рамки той среды, где прожили всю предыдущую жизнь, и всячески расширяют познаваемые горизонты (квартира, группа, участок и т. п.). Однако расширение «территории познания» осуществляется только в рамках физических возможностей детей и прежнему подчинено основному способу познания: «вижу — действую». Иными словами, для расширения кругозора в младшем дошкольном возрасте новые предметы, явления, события дети должны воспринимать непосредственно (видеть, иметь к ним доступ и принимать активное участие (действовать).
В целом возраст 3—4 года можно охарактеризовать как период накопления информации.
Накопление информации происходит благодаря личному участию ребёнка в различных ситуациях, событиях; наблюдениям ребёнка реальными явлениями, предметами; манипулированию ребёнка с реальными предметами и его активным действиям в своём ближайшем окружении.
Постепенно к 4 годам ребёнок постигает (накапливает) огромное количество представлений о предметах и явлениях своего ближайшего окружения. Однако накопленные представления не всегда связаны между собой в сознании детей.
В среднем дошкольном возрасте предметное содержание приобретает значительную широту. Новый способ познания (посредством слова) расширяет «территорию познания» ребёнка, выводит его за пределы непосредственного восприятия (из ближайшего непосредственного окружения в большой мир).
Однако педагогам необходимо помнить, что содержание ближайшего окружения не теряет своей актуальности для ребёнка. Казалось бы, в знакомых объектах, предметах и явлениях он открывает новые грани, постигает их с других, ранее недоступных сторон. Ребёнок начинает осмысливать их внутренние характеристики: целевое назначение, функции. А главное, дети подходят к осознанию того, что собранная информация о конкретных предметах не существует в нашем мире хаотично, разрозненно и обособленно. Всё в этом мире взаимосвязано и взаимозависимо. Осмысление связей и зависимостей становится содержанием познавательного развития ребёнка.
Одна из линий усложнений этого содержания может быть представ- лена как последовательное овладение детьми следующими основные отношениями действительности: «часть — целое», «предмет — предмет», «предмет — система предметов». Отмечено, что приблизительно с 4 лет возможно формирование у детей умений рассматривать предмет в их взаимосвязи и во взаимодействии с целыми совокупностями других предметов, выступающими в качестве систем, внутри которых искомый предмет существует и функционирует. Иначе говоря, объектом познавательной деятельности ребёнка становится фундаментальное отношение «предмет — система предметов».
Открывающиеся перед ребёнком пятого года жизни информационные просторы также имеют свои особенности, которые необходимо учитывать при отборе конкретного содержания для познавательного развития дошкольника. Предлагаемая ребёнку информация должна касаться только тех объектов, предметов, явлений и событий, которые доступны человеческому восприятию, но в момент передачи информации отсутствуют ввиду отдалённости в пространстве и во времени.
На пятом году жизни дети всё чаще демонстрируют индивидуальные предпочтения к различным содержаниям. Это проявляется в избирательном отношении к миру, проявляющемся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам, предметам. Данные проявления в 4 года носят единичный характер. Но относиться к этому явлению надо внимательно и всячески его поддерживать, стимулировать и развивать. Ведь здесь закладывается фундамент последующих познавательных интересов, наличие которых является показателем готовности ребенка к обучению в школе.
В целом возраст от 4 до 5 лет можно охарактеризовать как период упорядочения информации.
Достигнутый к 4 годам уровень психического развития позволяет ребенку сделать очень важный шаг в познавательном развитии: дети 4-5 лет активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Это сложное занятие для маленького ребёнка, но очень приятное и интересное.
При помощи взрослых ребёнок начинает находить в окружающей действительности и выстраивать элементарные связи и зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже есть в его собственном опыте.
В возрасте 4—5 лет можно выделить следующие основные направления познавательной активности детей: знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей; установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящими к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений; удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей; формирование положительного отношения к окружающему миру.
В старшем дошкольном возрасте ребёнок по-прежнему с интересом смотрит на мир. Всё чаще и смелее он бросает свой взор на открывшуюся перспективу познания большого мира. Ведь большой мир — это огромный пласт знаний, которые накопило человечество на пути познания мира. Дети смело «пересекают пространство и время», им всё интересно, их манит и привлекает. Старший дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить как то, что поддаётся осмыслению на данном возрастном так и то, что он пока не в состоянии глубоко и правильно осознать.
Именно у детей 5—7 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательныепотребности можно выразить девизом: «Хочу знать!» В содержательную основу познавательного развития старшего дошкольника всё активнее начинают входить социальные понятия.
Старшего дошкольника отличает стремление расширить познаваемые горизонты действительности; желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения; интерес к новым источникам информации (помимо взрослых); потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру, более яркие и чёткие (по сравнению с предшествующими годами) индивидуальные познавательные интересы и предпочтения.
Однако в старшем дошкольном возрасте можно условно выделить две тенденции, которые определяют периоды освоения содержания.
Первая тенденция попадает на возраст 5—6 лет и характеризуется повышенным интересом к отдельным содержаниям, находящимся в информационном поле большого мира. Эти содержания часто базируются на уже имеющихся у ребёнка представлениях о ближайшем непосредственном окружении и являются их информационным продолжением. Например, ребёнок имеет представления о растениях своего окружения.Теперь его интересует: где ещё растут такие растения (цветы, деревья и пр.? Что растёт в Африке? Каков растительный мир воды (рек, озёр, морей? Какие растения были в период динозавров? Когда появился первый цветок? И т. д. Рассуждая, предполагая и получая ответы на свои вопросы, ребёнок достаточно резко расширяет свой кругозор за счёт новых сведений.
В целом возраст от 5 до 6 лет можно охарактеризовать период накопления информации.
При этом в отличие от возрастного периода 3—4 года, где также шло накопление информации, содержания, интересующие детей 5 лет, касаются не ближайшего окружения, а отдалённого, большого мир.
Вторая тенденция попадает на возраст 6—7 лет и характеризуется тем, что познавательные усилия ребёнка нацелены на систематизацию и расширение представлений о предметах, явлениях природы и об общественной жизни, на активизацию самостоятельной поисковой деятельности. В этой возрастной группе более ярко проявляются индивидуальные познавательные интересы, потребности и способности детей. В целом возраст от 6 до 7 лет можно охарактеризовать период упорядочения информации.
Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьёзной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Эта база данных о большом мире снова требует от ребёнка определённых умений упорядочения накопленных и поступающих сведений. В этом ему, конечно, помогут взрослые, которые направят процесс познания детей 6—7 лет на установление осмысленных взаимосвязей нашего мира (причинно-следственных, целевых); упорядочение информации по разным основаниям, дальнейшее формирование положительного отношения к миру.
Развивая познавательную сферу детей дошкольного возраста, важно помнить, что собственно информация (сведения, факты, события жизни) ни в коем случае не рассматривается как самоцель, как знания ради знаний. Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо сформировать у ребёнка целостную картину мира, широкий кругозор, развить у него необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.
Источник
Детство – незабываемая, интересная пора. Пора поисков, исследований, вопросов, экспериментов. Пора «почемучек». Так любя мы называем детей, которые жадно ищут ответы на терзающие их вопросы. Малыш — природный исследователь окружающего мира, а этот мир открывается ребенку через его личные ощущения, действия, переживания, через его, пусть еще такой маленький, но жизненный опыт.
Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании и познании. Через познавательные процессы ребёнок получает и осмысливает информацию. Ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь являются неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира создаёт исходное для формирования личности ребёнка дошкольного возраста. Ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, ребёнок учится анализировать, обобщать, конкретизировать, т.е. мыслить и самостоятельно развиваться.
Детский дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования образа мира. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети через эмоциональное отношение к объекту.
Закономерности возрастных особенностей дошкольников являются основными для планирования работы с детьми по развитию познавательных способностей, которые в свою очередь являются условием для успешного овладения и выполнении деятельности, постепенного прохождения всех стадий познавательного развития.
К первой стадии, обусловленной чисто внешними обстоятельствами, относится любопытство. Занимательность предмета, яркость объекта, обнаружение его могут являться фактором для проявления любопытства, при этом, не уделяя особого внимания его сущности. Эти особенности свойственны детям 2-3 лет. Самостоятельно постигать скрытые характеристики трёхлетний ребёнок не может, ему необходима помощь взрослых.
Воспитатель в первой младшей группе организует работу так, чтобы, учитывая непроизвольность внимания, развивать познавательные способности детей. Игровая ситуация является основой для получения знаний. В игре дети знакомятся с явлениями природы, получают первоначальные навыки общения со сверстниками, учат правила общения в коллективе.
На помощь педагогу приходят различные игрушки животных, куклы, герои мультфильмов и сказок, с которыми через обыгранные ситуации дети познают мир.
Сюжетно-ролевые игры позволяют расширить возможности для развития познавательных способностей. Так, сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
позволяет получить детям знания о росте волос, о необходимости стричь волосы, вырабатывается модель поведения в парикмахерской.
Игра «Доктор Айболит» учит поведению детей в больнице. Через игру дети овладевают моделью поведения врача и пациента, перестают бояться докторов.
Через ролевые игры дети апробируют модели поведения в той или иной ситуации, что в дальнейшем способствует их ровному эмоциональному состоянию.
Уже в первой младшей группе через игровую деятельность у ребёнка формируются элементарные математические представления о форме предметов (шарик — кубик- кирпичик); величине (большой – маленький); количестве предметов (один – много); однородности предметов. В процессе познавательной деятельности дети учатся группировать предметы по определённому признаку, материалам.
Вторая стадия познавательного развития — любознательность, которая характеризуется стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально увиденного и воспринятого. Это ценное состояние личности, активное видение мира. На этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, удовлетворённости деятельностью. Физиологические изменения в коре головного мозга, совершенствование психических процессов, высокая степень овладения речью, накопление определённого словарного запаса, представлений о ближайшем окружении позволяют перейти на более высокую ступень. Ребёнок получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова.
Развитие любознательности у детей 3-4 лет можно реализовать через организацию игр «Определи на ощупь», «Назови предмет по описанию», «Объедини», «Куда что положить?», «Что в коробке?», где у ребёнка формируется необходимость мыслить, использовать свой незначительный, но собственный опыт. Активно в игровую деятельность включаются речевые игры: «Назови близких», «Доскажи словечко», «Какая игрушка», игры ситуации «Короб со сказками», «Валя у парикмахера» и др., позволяющие реализовывать стремление к познанию.
Дети воспринимают сведения на уровне слов, постигая и усваивая разнообразные знания о нашем мире. При этом новая информация должна основываться на прошлом опыте детей, на их уже имеющихся представлениях об окружающем мире. Чтобы передать детям новую информацию, педагогу важно владеть глубокими разносторонними знаниями. Прежде всего, предоставлять детям информацию о непосредственно близких детям проблемах, рассказывать о природе и её представителях, живущих в непосредственной близости от нас, вызывать у детей положительные эмоции.
Следующая стадия познавательного развития дошкольников -познавательный интерес, который характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной целенаправленностью на познаваемый предмет, познавательными мотивами. Ребёнок – дошкольник способен проникнуть в сущность отношений, установить связи и закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса считается стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы в ходе исследования окружающего мира, например, экспериментирования. В результате экспериментирования ребёнок активно и самостоятельно познаёт мир, играя роль исследователя свойств, качеств, предметов и материалов, взаимосвязей явлений.
Высоким уровнем познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательная активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В возрасте шести лет у детей накоплено много сведений об окружающем мире. Ребёнку в старшем дошкольном возрасте требуется дифференцировать знания, упорядочить информацию, установить причинно — следственные взаимосвязи.
С ростом и развитием ребёнка познавательная активность перерастает в познавательную деятельность, свойственную взрослым людям. Благодаря познавательной активности ребёнка происходит зарождение первичного образа мира, и его образа «Я» в этом мире.
Содержание познавательного развития детей предполагает:
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;
— формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях);
— формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
— формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Образовательная область «Познавательное развитие» включает:
— Формирование элементарных математических представлений.
— Развитие познавательно – исследовательской деятельности.
— Ознакомление с предметным окружением.
— Ознакомление с социальным миром.
— Ознакомление с миром природы.
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка реализуются через разнообразные виды деятельности:
- игровую,
- коммуникативную,
- трудовую,
- познавательно – исследовательскую, продуктивную,
- музыкально – художественную,
- чтение художественной литературы.
Значительную роль в развитии познавательных интересов дошкольников выполняет предметно — пространственная среда. Развивающая предметно – пространственная среда является основным аспектом в развитии ребенка. Дети очень восприимчивы к окружающему и поэтому вся обстановка детского сада и группы имеет большое развивающее значение. При внешней пассивности окружающие предметы активно воздействует на детей. В процессе взаимодействия с объектами окружающего мира дети узнают о назначении вещей, сравнивают между собой игрушки, обращают внимание на их форму, размер, цвет, материал, пропорции. Здесь большую значимость имеет педагог, направляющий внимание детей к той или иной деятельности. Взрослый выступает для ребенка в качестве эталона подражания, источника знаний, энциклопедиста, источника оценочных суждений эксперта, помощника и защитника.
Познавательное развитие предполагает решение самим ребёнком значимых для него задач, что возможно при поддержке детской инициативы и возможности выбора материалов, видов активности.
Ребёнок прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания, если чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе. В процессе познавательной деятельности ребёнок не боится ошибиться, задаёт вопросы.
К концу пребывания в детском саду ребёнок должен овладеть начальными представлениями в области естествознания, математики, истории, научиться принимать самостоятельно решения в разных видах деятельности, опираясь на собственные знания.
При условии правильно организованного педагогического процесса с применением методик, учитывающих особенности детского развития, с правильно организованной предметно-развивающей средой ребёнок, заканчивая обучение в дошкольном учреждении, успешно овладевает знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного начала школьного периода детства.
Источник