Познавательное развитие ребенка сказки о природе
Гульнур Садыкова
Использование познавательных сказок экологического содержания в работе с детьми дошкольного возраста
Экологическое воспитание и образование дошкольников – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью. Для того чтобы выжить сегодня и обеспечить существование человечества в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
Экологическое образование, воспитание дошкольников в настоящее время становится одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень.
Экологическое образование дошкольников– это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Главная задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.
Один из основных принципов экологического образования – это принцип научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте рыб, о силе медведя или рождения бабочки.
Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать приспособление растений и животных к среде обитания, взаимосвязи в природных сообществах, связь человека с природой.
Таким занимательным средством обучения может быть экологическая сказка.
Экологическая сказка – это литературное произведение, отражающее природные явления, объекты природы, взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в природе, в фантазийной форме, формирующие экологическое, гуманное отношение человека к природе.
Экологические сказки – уникальное средство воспитания детей. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки вывод, а иногда вопрос (для поддержания диалога с маленькими слушателями) – такова схема построения экологических сказок.
Экологические сказки раскрывают основные понятия и законы экологии, а также популярно вводят детей в различные аспекты взаимодействия человека с природой – использования ее ресурсов и охраны. Содержание этих сказок также дает представление об отдаленных, а в ряде случаев экзотических явлениях природы, необычных эпизодах взаимодействия с ней человека.
Экологические сказки развивают умение детей мыслить системно, с пониманием происходящих закономерностей. Сказки способствуют движению мысли ребенка и формируют его экологическое мышление. Помогают понять, что всё живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды.
Главная задача экологических сказок – формирование у детей осознанно-правильного отношения к различным природным объектам, и прежде всего к тем, которые находятся рядом с ними. Поэтому чтение сказок перемежается с наблюдениями за природными объектами, беседами, рассматриванием картин и т. д.
Виды экологических сказок.
Экологические сказки подразделяются на авторские и народные. Народные сказки созданы по сюжетам русских народных сказок. Авторские сказкиможно подразделить на следующие виды:
— сказки – «рассказки»
— сказки – «почемучки»
— сказки –«катастрофы»
Примеры народных экологических сказок.
«Война грибов с ягодами»
«Вершки и корешки»
«Гуси-лебеди»
«Кот и лиса»
«Теремок»
«Кощей Бессмертный»
«Лиса и Журавль»
«Снегурочка»
Примеры авторских экологических сказок.
В.Бианки: «Сова», «Хвосты», «Чьи это ноги?», «Чей нос лучше?», «Хитрый лис и умная уточка», «Как муравьишка домой спешил?».
Д.Мамин-Сибиряк: «Серая шейка», «Лесная сказка», «Сказка про славного царя Гороха», «Упрямый козёл», «Сказка про Козявочку».
А.Толстой: «Сорока», «Мышка», «Козёл», «Ёж», «Лиса», «Заяц», «Кот Васька».
Н.Сладков: «Синичка необыкновенная», «Лесные шорохи», «Еловая каша».
Е.Пермяк: «Про торопливую куницу и терпеливую синицу», «Некрасивая ёлка», «Птичьи домишки», «Толковая муха».
К.Ушинский: «Ветер и Солнце», «Жалобы зайки», «Петух да собака», «Плутишка кот», «Мышки», «Козёл», «Лиса и гуси».
Н.Рыжова: «Жила-была река», «Чей дом лучше?», «Как медведь дом потерял?», «История одного пруда», «Травинка-путешественница».
Р.Киплинг: «Откуда у кита такая глотка?», «Откуда у верблюда горб?», «Откуда у носорога шкура?», «Как леопард стал пятнистым?», «Слонёнок», «Приключения старого кенгуру», «Как появились броненосцы?»
Сказки – «рассказки».
В качестве главных героев выступают сказочные, вымышленные персонажи (Колобок, Листовичок и др.) или очеловеченные реальные объекты и явления природного мира (растения, грибы, насекомые и т. д., посредством встречи с которыми дошкольники узнают много нового о многообразии живой природы.
«Про Звездочку и космический мусор» (А. Бачерикова)
«Кто вырастил ягодку?» (Е. Коротаева)
Сказки – «почемучки»
Благодаря этим сказкам взрослые могут ответить на множество типичных вопросов маленьких «почемучек». В названиях этих сказок уже содержится вопрос.
«Почему на крыше сосульки?» (Е. Бакина, Е. Засолоцкая)
«Почему у Мухи хвоста нет?» (К. Овчинникова, Н. Перевалова)
«Почему Льдинка исчезла?» (Ю. Игошина)
Сказки – «катастрофы»
В содержании этих сказок раскрываются глобальные изменения климата, истощение природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды – факторы в совокупности создающие непрерывно ухудшающуюся среду обитания человека.
«Сказка о том, как разозлился дождь» (М. Пантюхина)
«Лесной пожар» (А. Смирнова, А. Устинова)
При подборе сказочныхпроизведений должны учитываться:
— возрастные особенности детей;
— имеющийся у детей опыт непосредственного взаимодействия с объектами живой природы;
— имеющийся у детей литературный опыт;
— тематические предпочтения детей в процессе знакомства, обсуждения и видоизменения сказок экологического содержания;
— художественная ценность сказочных произведений с экологических позиций.
Познавательные сказки экологического содержания используются в работе с детьми со среднего дошкольного возраста. В основном чтение экологических сказок происходит в режимных моментах или как часть образовательной деятельности. После прочтения сказки обязательно проводится беседа с детьми по содержанию прочитанного. Иногда вопросы задаются детям непосредственно по ходу чтения произведения. Поэтому необходимо заранее продумать вопросы, которые будут задаваться детям.
Я пользуюсь в своей работеследующей методической литературой:
Е. А. Алябьева «Познавательное развитие ребенка. Сказки о природе»
Л. Н. Вахрушева «Познавательные сказки для детей 4 — 7 лет»
В этих книгах даны авторские экологические сказки и имеются уже готовые вопросы к детям по содержанию произведений.
Принципы составления экологических сказок:
— содержательной основой сказки является познавательно-экологическая, а не развлекательная информация;
— в экологических сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (речью, мыслями, поступками и прочее);
— главное — вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки, ведь, если детям будет симпатичен герой сказки, то они легче и лучше усвоят всё, что с ним будет связано.
Таким образом, сказки являются универсальным средством формирования интереса ребенка к окружающему миру. Они неизменно вызывают у детей интерес, развивают внимание, воображение, память. Дошкольников не приходится заставлять слушать, что является гарантом усвоения необходимых знаний, накопления впечатлений, возбуждения желания больше узнать, наблюдать, сравнивать, делать умозаключения. Образные выражения, используемые в сказках, обогащают речь детей, направляют их внимание на определенные признаки объекта в обыденной жизни. Сказки развивают творческий потенциал детей, ведь можно сочинять их вместе со взрослым, трансформировать их содержание, включая впечатления от личных наблюдений в природе. Экологические сказки являются эффективным средством познавательного, социально-коммуникативного и речевого развития дошкольников.
Источник
Ольга Умярова
Конспект занятия по познавательному развитию «Сказка о природе»
Программное содержание:
Расширять и систематизировать знания детей о природе. Учить детей соотносить изменения в природе с жизнью животных.
Обогащать словарный запас детей. Учить подбирать признак к предмету и действие к предмету. Развивать интерес и любовь к природе.
Воспитывать бережное отношение к природе, эстетические чувства.
Подготовка к занятию:
Экскурсии в лес, чтение литературных произведений, беседы о природе, наблюдение за птицами и насекомыми.
Оборудование:
Макет компьютера, иллюстрации, карточки с изображением птиц на каждого ребенка, черно-белые рисунки с изображением деревьев и кустарников, фломастеры, мяч.
Ход занятия.
Пальчиковая гимнастика:
«К нам сорока — белобока (соединяют пальцы рук поочередно)
Прилетела издалёка, (соединяют одновременно пальцы обеих рук)
Не сказала, где была,
Всем нам сказку принесла (пальцы обеих рук соединены в замок,
изображают крылья)
Воспитатель:
Ребята, а вы хотите услышать эту сказку? Тогда садитесь и слушайте.
Воспитатель рассказывает и демонстрирует картинки, пользуясь макетом компьютера.
«Жил — был король, и было у него два сына. Когда король состарился, он поделил королевство между сыновьями, и каждый из них стал управлять своей частью королевства сам. Один из королевичей решил, что отец слишком много денег тратил не разумно на уход за деревьями и кустарниками. «Какая от них польза!» — возмущался он. Молодой король приказал прекратить поливать деревья, чтобы не расходовать зря воду, бензин для поливочных машин. Приказал уволить всех садовников, что ухаживали за деревьями в садах и парках королевства».
Давайте посмотрим и назовем, какие деревья росли в королевстве? (липа, береза, тополь, клен, дуб, ель, сосна, рябина, ива).
А теперь давайте продолжим сказку вместе. Как вы думаете, что же случилось дальше? (Воспитатель показывает иллюстрации)
Ответы детей:
— деревья и кустарники без воды засохли;
— на улицах стало очень пыльно, так как раньше пыль садилась на листву деревьев, а теперь она летает в воздухе;
— людям стало трудно дышать. Растения из воздуха усваивают углекислый газ, который выдыхают люди и животные, а выделяют кислород;
Воспитатель:
Ребята, а кому для дыхания необходим кислород?
— кислородом дышат все живые существа: птицы, рыбы, звери, насекомые, люди.
Воспитатель:
Растениям для питания тоже нужен кислород, но они поглощают его меньше, чем выделяют. Поэтому, благодаря растениям на земле всегда имеется большой запас кислорода.
Воспитатель:
Ребята, а для чего еще людям нужны деревья?
— люди не могли отдохнуть в тени деревьев, и им становилось плохо от жгучих лучей солнца.
Воспитатель:
А что случилось с птицами?
— птицы стали улетать из королевства, им ведь негде было вить гнезда и выводить птенцов.
Воспитатель:
Дети, а теперь давайте пройдем ближе к нашим растениям, удобно сядем на подушечках и послушаем, как хорошо раньше пели птицы.
И теперь давайте поиграем на лесной полянке.
Физкультминутка «Птички».
Дети образуют круг,
встают на некотором расстоянии друг от друга лицом в центр.
Как на этой на неделе Выполняют «пружинку», руки на
поясе
Наконец-то прилетели
Наши верные друзья –
Очень шумная семья Хлопают в ладоши
Хлопотливых птиц-грачей.
Мы идем встречать гостей. Идут по кругу друг за другом
Как они, хотим летать,
Дружно, весело играть.
Мы летаем, мы летаем Бегут по кругу друг за другом
Свои крылья поднимаем.
В птичьем вальсе мы кружимся, Кружатся на месте, руки на пояс.
И на землю мы садимся. Присаживаются на корточки, руки
вниз.
Червячков мы поклюем Стучат пальчиками по сапожкам.
И опять летать начнем Встают, машут руками вверх-вниз.
Воспитатель:
А теперь мы поиграем в игру с мячом. Скажите, грач какой? (черный, перелетный, трудолюбивый). Ласточка какая? (маленькая, заботливая, трудолюбивая, ловкая, юркая, быстрокрылая, проворная, перелетная, щебечущая, веселая, звонкая, голосистая, красивая, смелая, быстрая).
Воспитатель:
Птицы улетели из королевства, что же произошло дальше?
Ответы детей:
— птицы улетели, и некому стало уничтожать вредных насекомых. Насекомые съели всю растительность;
— саранча уничтожила урожай хлеба;
— гусеница бабочки-капустницы – овощи, медведка – корни растений;
— комары и мухи доставляют беспокойство людям и животным.
Воспитатель:
А что стало со зверями?
Ответы детей:
— звери тоже стали уходить, так как для них не было корма и жилья;
— убежали зайцы с зайчатами, потому что высохла трава и кора на деревьях;
— ушли лисы с лисятами, так как не было зайцев и не на кого было охотиться;
— ускакали белки с бельчатами. Для них не стало ни грибов, ни орехов, ни шишек;
— ушли медведи с медвежатами, потому что высохли малина, корешки, листья. Не было цветов, и пчелы не собирали мед;
— ушли волки с волчатами, им то же не на кого было охотиться.
Воспитатель:
Давайте поиграем в игру «Отвечай быстро»
Белка что делает? (собирает, заготавливает, прячет, выстилает, сушит, щелкает, грызет, прыгает, прячется, спасается).
Заяц что делает? (убегает, дрожит от страха, грызёт корешок или морковку, стоит столбиком, складывает ушки, удирает, мчится).
Медведь что делает? (сосёт лапу, ест малину, ловит рыбу, ест мёд, спит в берлоге, выводит медвежат).
Воспитатель:
Как вы думаете, что же было дальше в сказке?
— люди тоже стали уходить и уезжать из королевства
Воспитатель:
Ребята, какой-то очень грустный конец получился у сказки. В сказках ведь всегда побеждает добро. Давайте придумаем хороший конец.
Королевич понял, что он ошибался и попросил людей вернуться. Люди возвращались и везли с собой саженцы деревьев и кустарников, семена цветов, трав и сделали большое количество кормушек для птиц. Королевство ожило.
И мы сегодня на прогулке повесим кормушки, которые вы сделали с родителями, чтобы птицам было комфортно, и они всегда прилетали к нам.
Воспитатель:
Ребята, а сейчас возьмите черно-белые рисунки раскрасьте их и дополните по своему усмотрению, покажите, как преобразилось королевство.
Источник
Екатерина Митрофанова
Познавательные сказки, как одна из форм формирования у детей 4–5 лет знаний об экологии
Экологическое образование, воспитание дошкольников в настоящее время становится одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень.
Экологическое образование дошкольников– это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Главная задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.
Экологическая сказка – уникальный метод воспитания, дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.
Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать приспособление растений и животных к среде обитания, взаимосвязи в природных сообществах, связь человека с природой.
Таким занимательным средством обучения может быть экологическая сказка.
Экологическая сказка – это литературное произведение, отражающее природные явления, объекты природы, взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в природе, в фантазийной форме, формирующие экологическое, гуманное отношение человека к природе.
Цель экологических сказок:
1. познавать окружающий мир;
2. воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;
3. думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.
4. Задачи экологических сказок:
5. Расширить представления детей о том, что Земля – это наш дом.
6. Формировать систему экологических знаний.
7. Развивать умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.
8. Привлечение внимания детей к экологическим проблемам через эко. сказки.
9. Воспитывать стремление беречь нашу Землю
10. Осознание себя как части природы.
11. Способствовать осознанному отношению к природе, а также отношению к себе как к части природы.
Значение экологических сказок:
В детях воспитывают культуру поведения и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе.
Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.
Виды экологических сказок.
Экологические сказки подразделяются на авторские и народные. Народные сказки созданы по сюжетам русских народных сказок. Авторские сказкиможно подразделить на следующие виды:
— сказки – «рассказки»
— сказки – «почемучки»
— сказки –«катастрофы»
В своей работе я использую следующие экологические сказки.
«Вершки и корешки», «Гуси-лебеди», «Кот и лиса» ,«Теремок», «Кощей Бессмертный», «Лиса и Журавль», «Снегурочка», «Две Мышки»
Примеры авторских экологических сказок.
В.Бианки: «Сова», «Хвосты», «Чьи это ноги?», «Чей нос лучше?», «Хитрый лис и умная уточка», «Как муравьишка домой спешил?».
Д.Мамин-Сибиряк: «Серая шейка», «Лесная сказка». А. Н.Толстой: «Сорока», «Мышка», «Козёл», «Ёж», «Лиса», «Заяц», «Кот Васька».
Н.Сладков: «Синичка необыкновенная», «Лесные шорохи»
К. Паустовский «Кот ворюга»
Н.Рыжова: «Жила-была река», «Чей дом лучше?», «Как медведь дом потерял?», «История одного пруда», «Травинка-путешественница».
Л. Тарасенко «Путешествие капельки», «Ласка и Звездочка», «Подсолнух», Фокус ящерица», «Гномик в муравейнике», Превращение гусеницы», «Молодая яблонька», «Появление муравьишки»
Сказки – «рассказки».
В качестве главных героев выступают сказочные, вымышленные персонажи (Колобок, Листовичок и др.) или очеловеченные реальные объекты и явления природного мира (растения, грибы, насекомые и т. д., посредством встречи с которыми дошкольники узнают много нового о многообразии живой природы.
«Про Звездочку и космический мусор» (А. Бачерикова)
«Кто вырастил ягодку?» (Е. Коротаева)
Сказки – «почемучки»
Благодаря этим сказкам взрослые могут ответить на множество типичных вопросов маленьких «почемучек». В названиях этих сказок уже содержится вопрос.
«Почему на крыше сосульки?» (Е. Бакина, Е. Засолоцкая)
«Почему у Мухи хвоста нет?» (К. Овчинникова, Н. Перевалова)
«Почему Льдинка исчезла?» (Ю. Игошина)
«Почему у кита большой рот» (С. Сахарнов)
Сказки – «катастрофы»
В содержании этих сказок раскрываются глобальные изменения климата, истощение природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды – факторы в совокупности создающие непрерывно ухудшающуюся среду обитания человека.
«Сказка о том, как разозлился дождь» (М. Пантюхина)
«Лесной пожар» (А. Смирнова, А. Устинова)
1. Содержательной основой сказки является познавательно-экологическая, а не развлекательная информация;
2. в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (речью, мыслями, поступками и пр.) ;
3. главное – вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки, ведь если малышам будет симпатичен герой, то они легче и лучше усвоят все, что с ним будет связано.
Особенность таких сказок заключается в том, что все проблемы, приключения героев связаны с познанием реальных предметов, явлений и закономерностей нашего большого мира.
В каждой отдельной истории сказочные персонажи:
— сталкиваются с кем-то или чем-то им неизвестным, и в процессе знакомства открывают для себя много нового;
— попадают в трудную ситуацию и, преодолевая ее, получают много новых сведений;
— встречается с очень интересным собеседником, который в своих рассказах передает новую информацию.
При этом очень важно выразительно, ярко, образно, эмоционально описывать в сказке возникновения познавательной потребности и интересов у главных героев. Тогда ребенок, сопереживая герою, сам проникается интересам к описываемым событиям.
После чтения сказок или вовремя:
— Детям могут даваться задания:
придумать конец, нарисовать, сконструировать модель чего – либо и т. д.
Проходит обсуждение текста
Чтение экологической сказки может быть отдельной формой в работе по экологическому образованию детейи может входить в другие:
• экологические занятия,
• опытно-экспериментальная деятельность,
• беседы,
• наблюдения,
• театрализованная деятельность.
На основе знаний, которые дети получают через экологические сказки,могут быть заложены:
• начальные формы осознанно правильного отношения к природе;
• интерес к ее познанию;
• сочувствие ко всему живому;
• умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях,
• выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Источник