Познавательное развитие ребенка с овз

Познавательное развитие ребенка с овз thumbnail

ГБУ ДПО « Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Кафедра специального инклюзивного образования

Тема проекта: 

«Развитие познавательной активности детей с ОВЗ»

Выполнила:

Позднякова Таисия Павловна,

учитель начальных классов

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1»

г. Ставрополь

2019 год

  1. Актуальность

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И образовательные организации в результате внедрения нового ФГОС уже представляют, каким должен быть выпускник, какими качествами он должен обладать.

Работа в школе учителем начальных классов вывела меня на проблему, которая в настоящее время очень остро стоит перед педагогами: создание педагогических условий для развития познавательной активности младших школьников. На выбор темы моей работы повлиял тот факт, что у учащихся уже на первой ступени обучения страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Исследовав познавательную активность учащихся в моём классе, увидела, что % учащихся класса не имеют интереса к учению; у % учащихся класса — ситуативный уровень познавательной активности; у % — исполнительский, и только % учащихся испытывают интерес к учению.

Почему моим выбором стал метод проектного обучения?

Тому есть веские причины. На сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что технология обучения по методу проектов в начальных классах общеобразовательных школ полностью разработана и апробирована. Данный метод в начальных классах нашей школы редко использовался в педагогической практике и тем самым вызвал у меня интерес. Здесь очень важно опираться на имеющийся опыт по использованию элементов проектной технологии обучения учителей, которые давно и успешно внедряют элементы проектной методики обучения на своих уроках и во внеурочной деятельности.

Считаю, что неоспоримым достоинством проектного метода по сравнению с традиционными, является то, что работа над проектами обогащает ребенка новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нем интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, их обобщать, развивает творческий потенциал. Учитель из “вещателя” знаний превращается в консультанта: рассказывает, где искать информацию, объясняет, как полученные знания и навыки могут пригодиться детям в повседневной жизни.

Дети с ОВЗ – также прирождённые исследователи, неутомимые и старательные, как и обычные школьники. Нужно только по-настоящему увлечь их предметом исследования. Его может предложить учитель, руководствуясь требованиями программы, и быть при этом уверенным, что “самостоятельно добытые” учениками знания усвоятся надёжнее и прочнее. А можно предоставить ребятам возможность самим выбрать интересный проект, незаметно направив их энтузиазм в нужное русло. Очень важно, что цель проектной деятельности сфокусирована именно на достижении практического результата, т.е. проект используется с целью, позволяющей что-то узнать, совместно выполнить, открыть что-то новое, чтобы в результате создать какой-то продукт. Одна оговорка: в начальных классах ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1» не может идти речь о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно, а лишь об элементах проектной деятельности в классическом её понимании. Но для малыша – это его проект.

Таким образом, развитие познавательной активности детей с ОВЗ посредством проектной деятельности

— обогащает ребенка новыми знаниями;

— пробуждает и укрепляет в нем интерес к познавательной деятельности;

-помогает систематизировать знания, их обобщать, развивает творческий потенциал;

-проектная деятельность предназначена для развития мышления, закрепления навыков, социализации школьников, для получения новых знаний;

— используются знания различных дисциплин;

— стимулирует учеников к решению сложных реальных задач;

— даёт право выбора, наряду с возможностью самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками, повышает мотивацию обучения и познавательную активность младших школьников.

2. Проблема

Проблемы проекта вытекают из противоречия, сложившегося между разработанной психолого-педагогической литературой, методикой и низким уровнем развития детей в реальной существующей практике.

Гипотеза:

Предполагаю, что через использование проектной деятельности произойдёт формирование и развитие личностных качеств младшего школьника таких как:

-умение работать самостоятельно;

— умение работать сообща;

— способность быть полноправным членом коллектива;

— быть терпимым к своим товарищам.

Т.к. проектная деятельность – это хороший инструмент для развития познавательной деятельности младших школьников, их творческих способностей, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость.

Предмет исследования:

Процесс обучения учащихся начальных классов с использованием проектных технологий.

Объект исследования: Познавательная деятельность учащихся 2-4 классов.

3. Цель проекта

Повысить уровень познавательной активности детей через организацию проектной деятельности в начальных классах ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1»

4. Задачи проекта:

1. Изучить психолого – педагогическую литературу по истории возникновения проектного метода.

2. Дать понятие о методе проекте, особенностях его реализации.

3. Расширить представление родителей о методе проектов для детей с ОВЗ.

4. Апробировать метод проекта как средство повышения познавательной активности у детей с ОВЗ.

5. Подобрать диагностический материал для выявления уровня познавательных способностей детей.

6. Проанализировать результаты апробации метода проектной деятельности в процессе развития познавательных способностей детей с ОВЗ.

5. Ожидаемые результаты:

  • -Повышение качества знаний, положительная динамика формирования учебной деятельности обучающихся.

  • Развитие познавательного интереса школьников.

  • Формирование умений и навыков исследовательской и проектной деятельности.

  • Воспитание самостоятельной творческой личности.

Читайте также:  Развитие ребенка при гипотиреозе

6. Сроки разработки и реализации проекта: 2019-2022

7. Ресурсы проекта:

Учебная аудитория

Компьютер

Проектор, принтер, колонки, экран, бумага, канцтовары.

8. Планирование проекта:

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

I этап: Информационно-подготовительный (сентябрь 2019г. — декабрь 2019г.)

II этап: Внедренческий (январь 2020г. — март 2022г.)

III этап: Аналитический (апрель — май 2022г.)

План – график реализации проекта

I этап: Информационно-подготовительный

1. Изучить теоретический материал о приемах активизации познавательной деятельности учащихся через внедрение проектных технологий.

2. Определить пути и условия активизации познавательной деятельности школьников на уроках и внеклассных мероприятиях в начальных классах (через вовлечение в проектную деятельность)

3. Создать ситуации востребованности функций личности ребёнка.

4. Выявить пути активности самостоятельной познавательной деятельности учащихся во внеурочное время.

5. Формировать максимально возможное дидактическое, информационное обеспечение проектной деятельности прямо в классе (справочная литература для детей, схемы, рисунки, видеоматериалы, игрушки, природный материал и т. д.).

II этап: Внедренческий

1. Формулировать темы проектов для класса или групп учащихся.

2. Внедренить проектный метод в урочную деятельность учащихся.

3. Внедрить проектный метод во внеурочную деятельность младших школьников.

4. Провести праздник «Презентация детских проектов».

III этап: Аналитический

1. Провести тестирование и обработать результаты проектной деятельности. 

2. Обсудить достигнутые результаты на классном часе, на родительском собрании и методическом совете школы.

9. Практическая часть проекта:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА.

Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США. Отражал идеи гуманистического направления в философии и дидактике. Его авторы – Дж. Дьюи ( «Школа и общество») и У. Килпатрик – добивались построения обучения на активной основе, используя Д-И-П (деятельность, интерес, потребность) ученика.

Н.К.Крупская интерпретировала его как «метод увязки теории с практикой».

В России метод проектов использовал с 1905г. С.Т.Шацкий.

Наиболее полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С.Макаренко.

С 30-ых и до середины 80-ых гг. в отечественной педагогике метод проектов не практиковался.

Основные аспекты реализации проекта:

Креативный аспект: способствует трансформации учебно-воспитательного процесса, когда дети через творческую работу включаются в процесс жизнетворения и получают от этого моральное удовлетворение, приобретают умения быть счастливым, ориентироваться в будущем, способными одолевать негативные стороны жизни волевыми усилиями.

Нравственный аспект: творчество выступает действенным профилактическим средством, альтернативой вредным пристрастиям. У детей возникают новые интересы, ориентиры деятельности, формируется новая система ценностей, они отвлекаются от негативных соблазнов окружающего мира, их жизнь наполняется интересными делами.

Коммуникативный аспект: сотрудничество с товарищами расширяет круг межличностных взаимоотношений, совместная творческая работа с родителями улучшает взаимопонимание в семье.

Учебные проекты:

  • «Витамины на подоконнике зимой»

  • «Создание живого уголка в классе»

  • «Охрана животных: местные заповедники и зоопарки» (развитие устной речи)

  • «Салфетки для переноса горячей посуды» (ручной труд)

  • «Меры длины» (математика)

  • «Меры времени» (математика)

  • «Меры стоимости» (математика)

  • «Моя маленькая Родина» (развитие устной речи)

  • «Слова с «трудной буквой» (словарные слова)» (письмо и развитие речи)

  • «Ох уж эти сказочки…» (чтение и развитие речи)

Внеурочная проектная деятельность:

  • «Здравствуй, здравствуй Новый год!»

  • «Здоровье в саду и на грядке»

  • «День матери»

  • «Русские народные подвижные игры» (для организации большой перемены)

  • «Береги воду»

Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы развития познавательной активности детей с ОВЗ, является технология проектной деятельности.

Прежде всего, проектная деятельность связана с развивающим, личностно — ориентированным обучением.

Во-вторых, технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт.

В-третьих, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: специалистов, детей, родителей.

Существуют некоторые особенности проектной деятельности с детьми с ОВЗ.

Во-первых, во время подготовки этапов проектной деятельности и при составлении плана включения их в совместную деятельность мы учитываем их психологическое и физическое состояние для обеспечения щадящей учебной, познавательной и коммуникативной нагрузки.

Во-вторых, в ходе проектной деятельности необходимо участие различных специалистов: учителя начальных классов, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, библиотекаря. Такое сотрудничество необходимо для решения проблем ребенка с ОВЗ.

В-третьих, родители являются активными участниками образовательного процесса. Присутствуют на занятии, пошагово учатся вместе с ребенком, помогают в выполнении домашнего задания и отборе информации, помогают составить рассказ, сообщение, нарисовать иллюстрации и сделать поделки, оформить портфолио, корректируют план с учетом личной занятости детей и создают условия для выполнения этого плана. На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле. Одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в линии “педагог-дети-родители”. Вместе с родителями мы разрабатываем пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии.

Читайте также:  Основные закономерности развития ребенка школьного возраста

10. Заключение

В процессе работы над проектом у учащихся будут формироваться следующие умения и навыки:

а) мыследеятельностные: (уметь выдвигать идеи, определять проблему, ставить цель урока, высказывать гипотезы, обосновывать выбор способа или метода, пути в деятельности, планировать свою деятельность, делать самоанализ и рефлексию от 30% до 50% учеников);

б) поисковые: (уметь находить информацию 70% учеников);

в) коммуникативные: (уметь слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы до 40% учащихся);

г) презентационные: (строить устный доклад (сообщение) о проделанной работе, изготавливать наглядность до 30% учеников).

Считаю, что проектирование – очень хороший инструмент для формирования познавательной активности ребёнка, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость.

Анализ деятельности учащихся, опрос родителей и педагогов покажет, что использование проектных технологий позволит повысить интерес к обучению, расширить кругозор, сформировать потребность изучать предметы на основе компьютерных технологий, повысится уровень познавательного интереса.

Проведение тестирования и статистической обработки результатов проектной деятельности, должны подтвердить эффективность предлагаемой методики обучения, что будет свидетельствовать о том, что разработанная и внедрённая программа эффективна и может влиять на улучшение качества образования.

Проектирование поможет формированию функциональной грамотности личности, развития творческих способностей ребёнка, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств ребёнка – умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам. Планирую применять данный метод и в воспитательной работе с классом. Такая деятельность на начальном этапе обучения позволит ребятам прийти в среднюю школу подготовленными к более серьезной работе над долгосрочными проектами.

Результаты реализации проекта:

1. созданы условия для развития познавательной активности детей младшего школьного возраста с ОВЗ средствами проектной деятельности;

2. дети проявляют устойчивый познавательный интересвозрос уровень задаваемых вопросов;

3. дети под руководством педагога планируют предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями;

4. проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач;

5. в диалоге с взрослыми поясняют ход деятельности, делает выводы, фиксируют результаты разными способами;

6. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.

Критерии оценки проекта

1. Дети  с ОВЗ мотивированы к участию в проектной деятельности.

2. Родители заинтересованы в проектной деятельности своих детей.

3. Педагогами освоен метод проектной деятельности, направленной на развитие познавательной активности детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

Критерием результативности опыта по использованию метода проектной деятельности в развитии познавательных интересов у детей с ограниченными возможностями здоровья является исходный и итоговый мониторинг. Результаты обследования свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей. Таким образом, результативность педагогического опыта доказывает эффективность выбранного подхода к организации деятельности детей младшего школьного возраста с ОВЗ, использование метода проектов в коррекционно- развивающей работе как средства развития познавательных интересов и личностной сферы ребенка.

11.Список использованной литературы

  1. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. — №9.

  2. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. — №2.

  3. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. — 2006, №1.

  4. Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, №2.

  5. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения./ Под редакцией А.Г.Каспржака, Л.Ф.Ивановой.- М.: Просвещение, 2004.

  6. Хуснетдинова М. К. Развитие проектных компетенций младших школьников// Начальная школа. 2009. №1.

  7. Щербаков С.Г. Организация проектной деятельности в школе. Система работы. Волгоград: Учитель,2007г.

  8. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. 2000.№ 1

  9. Боровлева А. В. Проектный метод – как средство повышения качества образования / А. В. Боровлева // Управление ДОУ. – 2006. — №7.

  10. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008.

  11. Давыдова О. И. Проекты в работе с семьей. Библиотека журнала «Управление ДОУ» М. 2012 г. -120 с.

  12. Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает. — М.: Знание, 1994.

  13. Материалы Интернета.

Источник

ирина коннова
Развитие познавательной активности детей с ОВЗ в условиях реализации требований ФГОС

Развитие познавательной активности детей с ОВЗ в условиях реализации требований ФГОС

Автор: Коннова Ирина Николаевна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 17 «Ручеек»

Г. Нижний Новгород

В качестве основного принципа в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, рассматривается формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.

Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован образовательный процесс, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе — от позиции самого ребенка, его активности. Совершенно очевидно, что результат познавательной активности тогда выше, когда налицо психологически и педагогически правильное и наиболее целесообразное соединение в этом процессе активности педагога и ребенка.

Читайте также:  Центр развития ребенка в северодвинске

Литвиненко С. В. обозначает важнейшие методологические принципы развития познавательной активности дошкольников:

Принцип уникальности личности ребенка – индивидуально–ориентированное образование, направленное на сохранение индивидуальности ребенка.

Принцип открытости педагога – способность к уважению и принятию личности ребенка, его свободы.

Принцип природосообразности и творчества – ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для творческого саморазвития, самовыражения каждого участника образовательного процесса.

Принцип деятельностного подхода и общения – ребенок познает мир, приобретает опыт и знания, развивается в процессе образовательно-игровой деятельности и общения.

Принцип развивающегосодержания образовательно-игровой деятельности — содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским, проектным, предоставлять возможность для свободного творчества ребенка.

Принцип свободы выбора – право ребенка выбирать содержание и вид образовательно-игровой деятельности, возможность проявлять самостоятельность и инициативу.

Принцип среды развивающего типа – познавательная активность развивается, если ребенка окружает благоприятная в своих пространственно-предметном, социальном и организационно-технологическом компонентах образовательная среда.

Принцип мастерства педагога – его творческий потенциал, профессионализм, умение общаться с детьми, создавать развивающую среду.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста происходит постепенно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

Работая с теми детьми, которые имеют особые образовательные потребности (потребности в образовании) и нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи, сталкиваюсь с проблемой развития познавательной сферы. Это в наибольшей мере связано с тем, что у детей с ОВЗ мыслительная деятельность характеризуется сниженной познавательной активностью, конкретностью, элементами инфантильности и стереотипности, хаотичностью, импульсивностью или замедленностью мыслительных действий, преобладанием интуитивного компонента мышления, недостаточной степенью сформированности основных мыслительных операций. Поэтому для детей с ОВЗ важным в познавательном развитии являются не просто обогащение представлений об окружающем, а развитие познавательной активности и самостоятельности. В связи с этим возникает необходимость создания специальных условий и применения эффективных методов и приемов развития познавательной активности дошкольников с ОВЗ.

1. Использование игровых сказочных персонажей; в более старшем возрасте – использование сказочных и занимательных сюжетов (например, игры-путешествия с выполнением разнообразных познавательных заданий, игры-развлечения т. д.).Занимательность содержания позволяет удовлетворить потребность ребенка в новых впечатлениях. И чем разнообразнее и интереснее содержание, тем больше новой информации хочет получать ребёнок, и тем быстрее и полноценнее он развивается. Кроме того, занимательное содержание позволяет избежать интеллектуальной пассивности детей, возникающей вследствие отсутствия интереса к изучаемому явлению. Говоря о занимательном содержании, важно не забывать о том, что знание, которое приобретает ребенок, должно носить положительную эмоциональную окраску, для того, чтобы вызывать отклик у ребенка, любопытство, интерес. Оно, с одной стороны, должно быть близким и понятным для дошкольника, а с другой расширять его знания об уже знакомых предметах, раскрывая новые свойства и взаимосвязи.

2. Экспериментирование. В процессе экспериментов дошкольники должны познакомитьсяс различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др. ; с основными видами и характеристиками движения, причинами и способами их изменения (скорость, направление, траектория и др.); с некоторыми физическими явлениями (магнитное и земное притяжение, электричество и др.). При этом необходимо поощрение познавательной активности и самостоятельности детей (организация игр с водой, песком, глиной, снегом; экспериментирование с магнитом, лупой и пр.); организация наблюдений за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к опыту детей (таяние льда и снега; движение различных видов транспорта и т. п.). В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность,найти ответ на множество интересующих вопросов: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Что будет, если?», почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.

3. Компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно- коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более распространённым, так как позволяет средствами мультимедиа в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развивать познавательную активность, высшие психические функции детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

Для обеспечения достаточно устойчивых интересов дошкольников необходимы следующие педагогические условия: создание обогащенной предметно-пространственной среды начала развития интереса; организация познавательного поиска детей; вовлечение в выполнение творческих заданий; интеграция разнообразной деятельности; формирование у детей психологической установки предстоящей деятельности; создание проблемно-поисковых ситуаций; включение занимательности в содержание; стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности, использование адекватных средств и методов на каждом этапе формирования интереса, постепенное усложнение содержания задач, стимулирование к самостоятельной поисковой деятельности и проявлению максимальной умственной активности и самостоятельности.

Источник