Познавательное развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью

Познавательное развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью thumbnail

Статья «Развитие познавательной активности детей с интеллектуальной недостаточностью» является результатом научного исследования в рамках написания магистерской диссертации, организованного и проведенного автором на базе психоневрологического интерната для детей «Солнышко». В статье содержатся теоретическое обоснование и практические рекомендации по организации образовательного процесса в группе детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, воспитывающихся в условиях закрытого интернатного учреждения. Отражены современные подходы к проблеме развития познавательной активности детей с интеллектуальной недостаточностью. Описан инновационный опыт разработки предметно-пространственной среды жизни ребенка, обеспечивающей его познавательное развитие.

В соответствии с ныне действующим Законом РФ «Об образовании» любое образовательное учреждение обязано создать условия обучения, отвечающие возможностям, (в том числе уровню развития и состоянию здоровья) каждого ребенка. Закон «Об образовании в РФ» официально утверждает термины «Инклюзивное образование» и «Адаптированная образовательная программа», что приводит к необходимости более широкого внедрения инклюзивного образования в обучение детей вышеобозначенной категории.

Министерством образования науки России даны разъяснения о порядке организации образовательного процесса для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, проживающими в детских домах-интернатах. В которых написано, что организации должны создаваться специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Специальные условия включают в себя использование специальных образовательных программ, учебников, специальных технических средств обучения, а также создания предметно развивающей среды.

Длительное время в отечественном образовании дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью считались необучаемыми. Г. Е.Сухарева пишет: «У детей, страдающих олигофренией, отсутствует характерное для здорового ребенка неудержимое стремление познать окружающий мир».

Познавательная активность умственно отсталого ребенка связана с процессом познания, «Познание есть приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира» .

Познавательная активность описана в научной литературе многими учеными (М. Г.Блюмина, Г. Е.Сухарева, С. Я.Рубинштейн и др.), занимавшиеся изучением детей с данной патологией развития, которые отмечали их сниженный интерес к окружающему миру, вялость и отсутствие инициативы.

У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не развита познавательная активность, слабая ориентировочная деятельность — это симптомы, прямо вытекающие из особенностей протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга. У умственно отсталых детей на уровне нервных процессов имеет место слабость замыкательной функции коры, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению. Все это создает патогенную основу для снижения познавательной активности в целом. «В основе развития познавательной активности лежит преодоление ребенком противоречий между мало растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент» В.С. Ильин. Н.Н. Поддъяков выделяет два типа детской активности: собственную активность и активность ребенка, стимулируемую взрослым. Собственная активность ребенка с умственной отсталостью в любом случае связана с деятельностью, направленной от взрослого, а умения, навыки и знания, полученные от взрослых, принимаются и, становясь его опытом, которым он оперирует, как своим.

Образовательная деятельность таких детей является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Процесс обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью осуществляется в соответствии с Концепцией модернизации российского образования, проектом Государственного стандарта общего образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья, Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

В Краевом государственном бюджетном учреждение социального обслуживания «Психоневрологический интернат для детей «Солнышко», — стационарное учреждение медико — социального обслуживания, проживают 290 детей от 4 до 18 лет с серьезными нарушениями в интеллектуальном и физическом развитии, (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью) дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Эти дети нуждаются по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе, бытовом и медицинском обслуживание, а также в социально-трудовой реабилитации, обучении и воспитании.

В 2014 году педагогами учреждения была разработана и за лицензирована первая программа по дополнительному образованию этих детей. Следующим шагом возникла потребность в получении образования детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Про диагностировав детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью было выявлено, что у этих детей не развита познавательная активность, отсутствует стремление ребенка к усвоению знаний, приобретению опыта и различных умений.

Таким образом, целью нашей работы стало разработка основной адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Программа скоординирована таким образом, что целостность педагогического процесса обеспечивается полностью. Содержание программы позволяет использовать широкий спектр знаний и необходимый уровень познания детей в различных сферах деятельности. Методы и приемы обучения, предусмотренные в используемых технологиях, стимулируют познавательную активность детей.

Читайте также:  Четверостишия для развития памяти ребенка

Для наиболее полного и предметного развития познавательной активности в учреждении педагогическим коллективом создана предметно – развивающая среды, которая направлена на развития познавательной активности детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Организация предметно-развивающей среды обеспечивает возможность интеграции образовательных областей, реализуемых в образовательном процессе и обеспечивающая разностороннее развитие детей с учетом гендерного подхода, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию дошкольников. В групповых помещениях оборудованы центры развития для различных видов деятельности направленные на стимуляцию развития познавательной активности детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Наполнение центров, необходимым игровым оборудованием и дидактическими пособиями, побуждает детей к активному взаимодействию с предметным окружением, а то есть способствует развитию познавательной активности, самовыражению воспитанников, обеспечивает индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. Большая часть игрового пространства связана с активной деятельностью детей, отражающей их жизненный опыт, творческие проявления (рисунки, поделки, фотографии значимых событий и др.).

На базе Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева было создана методическое и дидактическое обеспечение для написания и реализации основной адаптированной образовательной программы, которые обеспечивает образовательную деятельность в полной мере.

При апробации основной адаптированной образовательной программы, по нашему мнению основным условием для развития познавательной активности детей являются:

  • интересы и потребности детей,
  • осмысление и осознание себя в окружающем мире,
  • индивидуальность каждого ребенка,
  • средства и способы добывания знаний.

Познавательная активность и любознательность заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний.

Основная адаптированная образовательная программа направлена на необходимость учить, не просто усваивать материал, а познавать мир, вступать с ним в активный диалог. Искать ответы на свои вопросы, не останавливаться на достигнутом этапе, тем самым развивать познавательную активность детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Мы определяем познавательную активность как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.

Источник

Статья:

Большинство отечественных и западных педагогов склоняются к мнению, что дошкольный возраст является решающим для дальнейшего обучения малыша: все, что узнал или не смог узнать ребенок в эти ранние годы, ощутимо отразится на его дальнейшем интеллектуальном развитии, и школьное обучение будет не в состоянии компенсировать пробелы в развитии малышей, и такие дети неизбежно будут отставать от своих сверстников. Поэтому главной задачей педагогов является развитие познавательных способностей ребенка. Познавательное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.

Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей с ОВЗ, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.

Педагог помогает ребенку достичь коммуникативной компетентности к концу дошкольного возраста посредством решения задач по развитию разных сторон речи во всех возрастных группах: «Развитие связной речи», «Развитие словаря», «Освоение грамматически правильной речи», «Освоение звуковой культуры речи», «Подготовка к обучению грамоте».

В соответствии Законом РФ «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

В связи с этим важное место в деятельности дошкольного учреждения отводится работе с родителями: повышению их правовой и психолого-педагогической культуры; созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду; выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей и др.

Наше дошкольное учреждение предусматривает развитие у детей с ОВЗ в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и другое). Фундаментом умственного развития ребенка являются познавательное развитие и ориентировка в окружающем мире.

Читайте также:  Нормы развития речи и движений ребенка

Ведущее значение в развитии познавательных способностей дошкольника принадлежит речи. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей с ОВЗ, обогащении и активизации словарного запаса, овладение нормами грамматически правильной речи, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка. Успех в работе по познавательно-речевому развитию детей зависит от тесной взаимосвязи педагогов, родителей и детей. Целью которой является:
— объединение усилий взрослых для успешного речевого развития каждого дошкольника;
— формирование у родителей желания помогать своему ребенку, общаться с ним;
— уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам).

Важность определения и реализации педагогических технологий в построении взаимодействия ДОУ и семьи по познавательно-речевому развитию определяется решением следующих задач:
● психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня общей и педагогической культуры;
● оптимизация стиля семейного воспитания;
● гуманизация детско-родительских отношений;
● включение семьи в содержательную деятельность в системе «родители – ребенок – педагог».

Решение задачи осуществляется посредством изучения семьи, установления контакта с ее членами в целях согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Поэтому важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого надо проводить в группах следующую работу:
— индивидуальные встречи с родителями (их мы выстраиваем в процессе личностно-ориентированного общения с каждой семьей в течение всего года);
— семинары для родителей по обмену опытом (на таких семинарах родители имеют возможность наблюдать за работой педагогов, познакомиться с играми, в которые они могут поиграть с ребенком дома);
— познавательная игротека, приглашение родителей и других членов семьи (устраиваем выставки развивающих игр);
— подбор литературы по вопросам и проблемам речевого развития;
— оформление стенда «Советы специалистов».

А также:
● информировать родителей о содержании жизни детей в дошкольном учреждении, их достижениях и интересах.
● Организовывать совместные праздники
● Детское экспериментирование (с участием родителей) с целью изучения физических явлений, математических зависимостей, законов механики и оптики и др. Подготовка ребенка к рассказу в группе сверстников о ходе и результатах эксперимента.
● Чтение книг, рассматривание иллюстраций, оформление полученных впечатлений в виде альбомов, панно, газет, макетов и др.
● Совместное наблюдение явлений природы, общественной жизни с оформлением результатов, которые становятся достоянием группы.
● Создание: фотоальбомов «Наша дружная семья», создание совместных детско-родительских проектов.
● Тематические консультации по разным направлениям познавательно-речевого развития ребенка.
● Семинары-практикумы для родителей «Русская народная культура», «Воспитание познавательных интересов и любознательности» и др.
● Анкетирование родителей, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьей.

Такое взаимодействие значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в познавательном и речевом развитии каждого ребенка как в ДОУ, так и в семье.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник

Особенности познавательной деятельности детей

с интеллектуальной недостаточностью

В результате органических изменений центральной нервной системы, у детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения в работе всех анализаторов. Недоразвитие мозга и связанные с этим нарушения динамики нервных процессов приводят к тому, что корковый анализ и синтез раздражителей, воздействующих на ребенка, в той или иной степени нарушаются.

Интеллектуальное недоразвитие приводит к нарушению познавательной деятельности. Полноценная познавательная деятельность лежит в основе овладения ребенком социальным опытом, без которого он не сможет стать полноценным членом общества. Недоразвитие познавательной деятельности сказывается на процессах познания. В результате дети с интеллектуальной недостаточностью получают неполные, порой искаженные представления об окружающем мире, что сказывается на формировании социального опыта детей.

Читайте также:  Учение ж пиаже об интеллектуальном развитии ребенка концепция л колберга

У детей данной квалификационной характеристики нарушена первая ступень познания – восприятие и ощущение. Восприятие ребенка с интеллектуальной недостаточностью характеризуется нарушениями обобщенности, замедленностью темпа, по сравнению с нормально развивающимися детьми, нарушениями избирательности, константности, дифференцированности. Дети с трудом узнают знакомые предметы при изменении их местоположения, испытывают сложности при узнавании контурного, схематического изображения предметов.

Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны стойкие трудности восприятия пространства и времени.

Особенности восприятий и ощущений умственно отсталых детей детально изучены многими психологами. Эксперименты доказывают, что темп восприятий у детей с интеллектуальной недостаточностью замедлен. Замедленность темпа восприятий сочетается со значительным сужением объема воспринимаемого материала. Дети с интеллектуальной недостаточностью замечают значительно меньше предметов, попадающих в их поле зрения, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Следующей особенностью ощущений и восприятий детей с интеллектуальной недостаточностью является их выраженная недифференцированность. Дети с интеллектуальной недостаточностью плохо различают сходные предметы при их узнавании.

Восприятие и ощущение тесно связано с мышлением, которое является главным инструментом познания. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются особенности в формировании анализа, синтеза, сравнений, обобщений, абстракций и конкретизаций.

Дети с интеллектуальной недостаточностью бессистемно анализируют предмет, выделяя в нем наиболее яркие части, затрудняются мысленно расчленять предмет на составные части. Из-за несовершенства анализа затруднена операция синтеза, что не дает возможность связать разрозненные начала изучаемого предмета и понять его не только в целом, но и постигнуть связь этого предмета с остальными предметами человеческого знания.

Дети с интеллектуальной недостаточностью затрудняются в выделении существенных признаков предметов и явлений из-за несовершенства операции сравнения. Они могут сравнивать предметы, как по несущественным, так и по несопоставимым признакам. Неумение отделять существенные признаки от несущественных приводит к затруднению понятийных обобщений, наибольшему отвлечению от ситуации.

Наиболее выраженная особенность восприятий детей с нарушением интеллекта — инактивность. Глядя на какой-нибудь предмет, у таких детей не возникает желания рассмотреть его в деталях, разобраться в свойствах. Об инактивном характере восприятия свидетельствует, и их неумение искать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать какую-либо часть окружающего мира, отвлекаясь от ненужных в данный момент ярких и привлекательных сторон воспринимаемого.

Для детей с интеллектуальной недостаточности затруднена операция обобщения. Они «не могут выделять и дифференцировать существенные признаки, обобщать и систематизировать их, затрудняются разграничивать признаки, выделение которых дает возможность подчеркивать своеобразие предмета или объекта»… «Отличительной чертой мышления детей данной категории является некритичность, трудность анализа своей работы. Дети, как правило, не замечают ошибок, не понимают своих неудач. Часто начинают выполнять работу, не дослушав инструкции и не поняв цели задания»

«Особенности восприятия и мышления тесно связаны с особенностями памяти. Для памяти детей с интеллектуальной недостаточностью характерны: трудность запоминания и сохранения информации, неточность воспроизведения. Дети лучше запоминают внешние, яркие, иногда случайные признаки предмета; труднее осознают и запоминают внутренние логические связи».

Внимание детей с интеллектуальной недостаточностью плохо фиксируется, легко рассеивается. Все новое усваивают очень медленно и только после многократного повторения. Больше всего страдает смысловая память, недостаточно и логически опосредованное запоминание.

В деятельности детей с нарушениями интеллекта отсутствует план, они несамостоятельны, с трудом переключаются на новые виды деятельности, могут длительный срок заниматься одним и тем же делом.

Диффузный характер олигофрении приводит к нарушению личности ребенка в целом. Признаки недоразвития обнаруживаются в особенностях речи: такие дети не понимают значения многих слов, особенно тех, которые выражают качества, свойства и отношения предметов, то есть сенсорных эталонов.

Для детей с нарушениями интеллекта характерен ограниченный словарный запас, их речь маловыразительна, часто аграмматична. В речи преобладают имена существительные, значительно меньше слов, обозначающих действия, признаки и отношения. Замедленно протекает процесс овладения фразовой речью. Структура предложений многих детей примитивна. В некоторых случаях они используют развернутые фразы, но смысла не понимают.

Таким образом, не удивительно, что эти дети плохо ориентируются в окружающей обстановке, у них с трудом формируется временные представления и социальный опыт.

Педагог-психолог

Гаран В.В.

Источник