Позитивные установки на развитие ребенка

Позитивные установки на развитие ребенка thumbnail

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое — сознание и подсознание. 

В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители — самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психо-эмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима: «Мама сказала…», «Папа велел» и т. д. 

Взрослые люди, способные осознавать и контролировать, многое «подвергают сомнению», ставя психо-экологические защиты к установкам и требованиям окружающих, руководствуясь собственными желаниями и мотивами. Они не пускают в свое подсознание те установки, которые сознательно им не нужны. («Курить вредно!» — хочу и курю!). Дети не могут этого делать. Они не в состоянии поставить психологический барьер в отношениях с родителями. Поэтому многое из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение, причем стереотипное, одинаковое в сходных жизненных ситуациях. Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость — глупость, где важны стойкость, вера в себя исвои силы. 

Задумывались ли вы, взрослые, какие установки дали вам ваши родители, не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненном пути? Внимательно рассмотрите ссылки: «негативные установки», «позитивные установки» и подумайте, прежде чем что-то категорично заявлять своему ребенку о последствиях, а не ваших ли родителей это установки? Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали. 

Негативные установки 

«Сильные люди не плачут». 
«Думай только о себе, не жалей никого». 
«Ты всегда, как твой (я) папа (мама)». 
«Дурачок ты мой!» 
«Уж лучше б тебя вообще не было на свете!» 
«Вот и будешь по жизни мыкаться, как твой папа (мама)…». 
«Не будешь слушаться — заболеешь!». 
«Яблоко от яблоньки недалеко падает». 
«Сколько сил мы тебе отдали, а ты…» 
«Не твоего ума дело…» 
«Бог тебя накажет!..» 
«Не ешь много, будешь толстый, никто тебя любить не будет». 
«Не верь никому,обманут!..» 
«Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет!» 
«Ты всегда это делаешь хуже других…» 
«Ты всегда будешь грязнулей!» 
«Женщина глупее мужчины…» 
«Ты плохой!» 
«Будешь букой — один останешься». 
«Все хорошее всегда кончается, нельзя всегда есть конфетки…» 

Этот список вы можете продолжить сами, кое-что в нем вы узнали, подумайте, какие установки мешают вам жить и не давайте их своим детям, если не хотите, чтобы что-то в вашей жизни повторялось в ваших детях. 

Позитивные установки 

«Поплачь — легче будет». 
«Сколько отдашь — столько и получишь». 
«Какая мама умница! Какой у нас папа молодец! Они самые хорошие!» 
«В тебе все прекрасно…» 
«Какое счастье, что ты у нас есть!». 
«Каждый сам выбирает свой путь». 
«Ты всегда будешь здоров!» 
«Что посеешь, то и пожнешь». 
«Мы любим, понимаем, надеемся на тебя». 
«Твое мнение всем интересно». 
«Бог любит тебя!» 
«Кушай на здоровье!» 
«Выбирай себе друзей сам…» 
«Как ты относишься к людям, так и они к тебе». 
«Как аукнется, так и откликнется». 
» Каждый может ошибаться! Попробуй еще!» 
«Какой ты чистенький всегда и аккуратный!» 
«Чистота — залог здоровья». 
«Все зависит от человека…» , 
«Я тебя люблю любого…» 
«Люби себя и другие тебя полюбят». 
«Все в этой жизни зависит от тебя» 

Как часто вы говорите детям… 

— Я сейчас занят(а)… 
— Посмотри, что ты натворил! 
— Это надо делать не так… 
— Неправильно! 
— Когда же ты научишься? 
— Сколько раз я тебе говорила! 
— Нет! Я не могу! 
— Ты сведешь меня с ума! 
— Что бы ты без меня делал! 
— Вечно ты во все лезешь! 
— Уйди от меня! 
— Встань в угол! 

Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе. 

Эти слова ласкают душу ребенка 

— Ты самый любимый! 
— Ты очень многое можешь! 
— Спасибо! 
— Что бы мы без тебя делали?! 
— Иди ко мне! 
— Садись с нами!.. 
— Я помогу тебе… 
— Я радуюсь твоим успехам! 
— Что бы ни случилось, твой дом — твоя крепость. 
— Расскажи мне, что с тобой… 

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить…

Источник

Елена Исупова

Мы заваливаем детей подарками, стремимся дать им как можно больше, помогаем во всем, потому что хотим, чтобы они были счастливы. Но гораздо важнее поделиться с ними набором инструментов для поддержания позитивного настроя и здоровой самооценки. Именно это помогает преодолеть трудные времена. Вот несколько советов для родителей подростков из книги «Освободи себя».

Зачем нужен позитивный настрой?

Освободи себя

Когда человек смотрит на мир позитивно, то легко и быстро продвигается вперед. Он не попадает в ловушки событий — каждое событие становится не проблемой, а частью ее решения. Еще Авраам Линкольн говорил: «Вместо того чтобы сетовать, что у розы есть шипы, я радуюсь тому, что среди шипов растет роза».

Читайте также:  Роль игры в личностном развитии ребенка

Для того чтобы быть оптимистом, необходимо изменить вредные убеждения и почувствовать силу настоящего момента. Исследователи обнаружили, что позитивный настрой — ключ к стойкости и упорству. Он дает нам силы преодолевать препятствия и продолжать свой путь, отмечая варианты и возможности. Оптимисты всегда кажутся более энергичными и харизматичными. Некоторые компании даже нанимают тех людей, которым свойственны оптимизм и позитивный настрой.

Без позитивного настроя все, что бы человек ни делал, будет казаться каторжным трудом, тяжелой битвой. И даже если он в итоге достигнет желаемого, то испытает не радость, а всего лишь облегчение: «Слава богу, теперь я могу рухнуть без сил». Хотя следовало бы воскликнуть: «Ура!»

Мы сами выбираем, как нам смотреть на мир. Хороший день, хорошая неделя, хороший месяц — это наш выбор. А почему бы и нет?

Стремитесь поддерживать позитивный настрой в себе и помогайте создавать его ребенку. Попробуйте выполнить следующее простое упражнение.

Упражнение «Кувшинчик оптимизма»

Поучаствуйте в нем всей семьей. Возьмите любую емкость и назовите ее «кувшинчик оптимизма». В конце дня все члены семьи должны на листе бумаги перечислить все те положительные моменты, которые произошли с ними за день, и сложить их в «кувшинчик». В конце недели достаньте записки и прочитайте их. Это всегда так забавно! И кстати, помимо хорошего настроения вы узнаете что-то новое о тех, кто с вами рядом.

Источник

Самовосприятие

Мы буквально запрограммированы на то, как себя видим. Это определяет и поведение, и чувства. Нет на пути препятствия труднее, чем негативное самовосприятие. Многие взрослые полагают, что у них оно достаточно здравое и крепкое, но в действительности в нем все равно есть трещины. Еще сложнее обстоят дела с самовосприятием у подростков. Но это можно изменить.

Устойчивое самовосприятие опирается на осознание позитивных убеждений и принятие. Оно определяется совпадением целей, смысла и убеждений. Важно, чтобы и то, каким вы предпочли быть, и жизнь, которую вы для себя выбрали, были истинными.

Упражнение «Большой Я, Маленький Я»

Сделайте упражнение сами, а после предложите выполнить его подростку. Вот что нужно делать.

Нарисуйте большую и толстую букву Я, чтобы в нее можно было вписывать характеристики. Начните с Большого Я: напишите рядом с ним негативную, всерьез обличающую вас характеристику — то, что вы считаете правдой. Очень важно быть предельно честным с самим собой. Если есть нечто, таящееся на задворках сознания, что вы загнали туда и с помощью железной дисциплины подавляете каждый раз, когда оно пытается прорваться наружу, то самое время вытащить его. Теперь начните заполнять Большое Я максимальным количеством Маленьких Я. Эти Я составляют законченную и ценную человеческую личность.

Иллюстрация из книги

Маленькие Я — это и есть вы. Пришло время отступить от самообличающего заявления и оценить себя более точно. Вот здесь, на этой странице, все записано. Вы состоите из огромного числа качеств и черт. Некоторые из них более положительные, некоторые — менее. Вы — всего лишь человек. И теперь, укрепив самовосприятие, вы наконец убедитесь, что в будущем сможете черпать вдохновение в себе сегодняшнем — искреннем и стремящемся к переменам.

Позитивная установка

Почти все подростки склонны к излишней самокритике. Она может быть как очень разрушительной: «Я ненавижу себя», так и менее серьезной: «Я ненавижу свое тело» и т. д. Но и в том и в другом случае она наносит вред личности. Будь то заявления, подобные тем, которые написаны рядом с Большим Я, или слова, сказанные кем-то давным-давно, или характеристики-монстры, которых мы создаем сами, — с каждым повтором они становятся все мощнее.

Пришло время лишить эти негативные утверждения силы и заменить их позитивными установками, одним из наиболее эффективных инструментов для возведения и укрепления башни самовосприятия.

Но для этого сначала нужно распознать негатив. Если у подростка есть один-два Больших Я, ему стоит обратить внимание на то, как часто в течение дня они приходят ему в голову, — записывать их каждый раз, как это происходит. Некоторые предпочитают делать это не в блокноте, а на отдельном листе бумаги.

Подскажите ребенку такой выход: как только он заметит негативное утверждение, пусть улыбнется, как если бы эту абсурдную мысль высказал кто-то другой. Если ему трудно это сделать, нужно попытаться лишать такое заявление силы постепенно. Например, если он привык к мысли «Я себя ненавижу», стоит заменить ее сначала на «Я себе не нравлюсь», затем на «А я вообще-то ничего», потом на «Я себе нравлюсь» и, наконец, на «Я люблю себя». Так отрицательные утверждения начнут превращаться в пустые слова и со временем действительно станут абсурдными и смешными.

Источник

Упражнение «Позитивная установка»

Выпишите три позитивные установки. Повторяйте их ежедневно. Это те утверждения, которые применимы к вам в будущем — к тому, каким вы стремитесь стать. Утверждения могут быть как практическими, так и довольно абстрактными — выберите те, которые нужны вам больше всего. Это может быть и пресловутое «Я люблю себя!», и «Мои мечты воплощаются в реальность. Я сделан из того же материала, из которого сделаны звезды!».

Используйте утверждения, а не отрицания. Например: «Я люблю себя, но не «Я не ненавижу себя», потому что если вы представите себе все, что связано с последним заявлением, то почувствуете тревожность. В течение дня потратьте пару минут на то, чтобы несколько раз произнести вслух каждую из позитивных установок. Найдите место, где вы сможете произносить фразы громко, — так вовлеченность в процесс будет более полной. Постарайтесь всем сердцем прочувствовать каждый пункт. И, если они до сих пор кажутся вам нереальными, не волнуйтесь: чем больше вы будете в них вживаться, тем более реальными они начнут становиться.

Повтор позитивных установок дает силы для осуществления задуманных перемен. А в результате появится новое Я — человек, полностью соответствующий положительным установкам.

Поделитесь этими знаниями и упражнениями с детьми — так вы сделаете им очень ценный подарок.

По материалам книги «Освободи себя»

Обложка поста — unsplash.com

Источник

Вряд ли для вас станет сюрпризом тот факт, что у всех нас есть «внутренний голос», с которым мы ведем приватные беседы. Исследователи в области нейронаук обнаружили, что наши «голоса» (а, по сути, наши мысли и размышления) по природе своей обладают некоторой склонностью к негативу и в значительно меньшей степени к позитиву. К сожалению, внутренние голоса детей особенно негативны и, как правило, движимы сомнениями, страхами и стыдом.

Например, один ребенок может задуматься: «Нравлюсь ли я Диме? Конечно, нет. Я не такой умный, как он». Другой ребенок может подумать: «Я хотел бы поиграть с этими ребятами. Но они никогда не принимают меня в компанию. Я люблю рэп, а они слушают рок». Эти виды негативных мыслей повторяются снова и снова… каждый день.

Читайте также:  Влияние семьи на развитие ребенка примеры

Подумайте о том, сколько раз дети и подростки слышат слово «нет» или переживают негатив в семьях или в классе. А ведь воздействие негативных эмоций сходно с пассивным курением. Ученые считают, что негатив вызывают определенные стрессовые химические вещества, синтезирующиеся в головном мозге. В сочетании с природным негативным внутренним голосом ребенка они могут привести к ухудшению его психического здоровья.

Хотя негатив является естественной составляющей природы детского организма, хорошее заключается в том, что родители, наставники, тренеры и учителя могут помочь ребенку изменить его фоновое эмоциональное состояние в сторону позитива. Обращая внимание на то, как мы общаемся, и понимая то, как необходимо развивать позитивное мышление, мы способны улучшить эмоциональный баланс наших детей.

Не забывайте мыслить позитивно, говорите «да» вместо «нет». Человек становится гораздо более счастливым в жизни, если неустанно повторяет «Да!».

Специалисты обнаружили, что негативные мысли связаны с усилением стресса и восприятия себя как несчастного человека, а позитивные слова и мысли – наоборот! Позитивные слова превращаются в оптимизм, веру в себя и надежду на будущее.

Что наука говорит о негативе

Ведущие ученые мира доказали, что негативные мысли, чувства и стресс связаны между собой. Например, каждый раз, когда мы произносим слово «нет», наш мозг высвобождает гормоны стресса и соответствующие нейромедиаторы, которые привносят хаос в наше нормальное функционирование.

Т. е. когда мы озвучиваем негативные мысли о болезни, страхах, беспокойстве, неодобрении или просто говорим «нет», высвобождаются дополнительные стрессовые химические соединения. И этот процесс не ограничивается только нами. Аналогичным образом реагирует и мозг людей, которые слышат наши слова, порождающие беспокойство и раздражительность у наших слушателей. В результате доверие и сотрудничество между людьми подрывается. И если ситуацию не исправить, негатив может разрушить семейные отношения и нанести эмоциональную травму.

Сила позитива

Ведущие специалисты-психологи, обнаружили, как именно положительные мысли влияют на мозг. Они показали, как преодолеть наш крен в сторону негатива, добиваясь соотношения позитивных и негативных мыслей 3:1. Более того, они утверждают, что когда мы достигаем улучшения баланса, наши личные взаимоотношения становятся более теплыми и наполненными заботой, а мы сами – более производительными в работе. Воспитывая желание стремиться к такому балансу у наших детей, мы формируем их жизнестойкость – мощный навык для успешной жизни.

Так как же мы можем помочь детям достичь оптимального баланса между негативными и позитивными мыслями? Как мы можем помочь им развить позитивное мышление?

Практики, которые помогают детям мыслить позитивно

Психологи советуют три способа развития позитивного мышления у детей:

​И, конечно, один из лучших способов развить у детей позитивное мышление – это собственный пример. Поэтому старайтесь «видеть стакан наполовину полным». Ищите яркие стороны жизни и используйте любые позитивные фразы, которые только можете придумать! Ваши дети будут делать то же самое.

Источник

ирина мелихова
Формирование позитивных установок у дошкольников к труду взрослых посредством интерактивных технологий

Выступление на педсовете по теме:

«Формирование позитивных установок у дошкольников к труду взрослых по средствам интерактивных технологий».

Детство – это удивительный мир, где, будучи ребенком, можно стать мамой и папой, пожарным и врачом, можно полететь в космос, попутешествовать по разным странам за один день или помечтать о будущем.

Мир профессий в обществе сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если еще несколько лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, врача, продавца, водителя и военного, то на текущем этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования.

От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит успешность его социализации. Актуальность темы доказана выходом Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, в котором существенное место отводится социально-коммуникативному развитию детей. В соответствии с ФГОС ДО одним из направлений образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» выступает формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда.

В наши дни профессий стало очень много. Их уже много тысяч. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто дошкольники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

Таким образом, позитивные установки к различным видам труда является одним из важных факторов воспитания личности.

Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов достигнутых в труде, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения, навыки и мышления.

Особое значение для становления трудовой деятельности имеет игра. В игре начинают складываться и впервые проявляются мотивы будущей общественно полезной деятельности. Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр. Обогащая ребенка впечатлениями, побуждая к игре, взрослые осуществляют важную воспитательную и ориентировочную работу, формируют главную предпосылку к общественно полезному труду — определенное положительное отношение к трудовой деятельности людей. В игре ребенок отражает трудовую жизнь взрослых, учится строить взаимоотношения, осваивает некоторые трудовые операции.

Читайте также:  Признаки беременности и развитие ребенка

Работа с детьми ведется по всем видам трудовой деятельности, доступной для дошкольного возраста. Во всех видах труда учитываются возрастные особенности дошкольников; объем умений и навыков, которым овладевают дети.

Индивидуальные: беседы, консультации («Роль потешек и поговорок в формировании у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества»,

Открытые занятия, создание мини музеев.

Расширение тематики сюжетно-ролевых игр: «Турагенство», «Салон мод», «Массажный кабинет», «Ветеринарная клиника» и др.

Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности. — краткосрочные коллективные проекты «Как делают автомобили?», «Откуда хлеб к нам пришел?», «Все профессии важны, все профессии нужны» и др.

Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе сюжетно-ролевой игры, в которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения. В старшем дошкольном возрасте усложняется игровая деятельность. В одно мгновение он может стать шофером, пожарным, врачом.

Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические игры. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.

Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. Работа над проектами позволит воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать понятиями определенных профессий, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации. Педагоги создают проблемную ситуацию, которую дошкольники решают в рамках проектной деятельности. Можно использовать модель трех вопросов:

— Кем работают родители и что ты знаешь о их профессиях?

— Что нам сделать, чтобы это узнать?

— Как нам рассказать о том, что мы узнаем?

Отвечая на эти вопросы, воспитанники совместно с педагогами определяют этапы работы над проектом. Основной этап проекта предполагает проведение тематической образовательной деятельности («Страна профессий», «Что чем делают», «Все профессии хороши», «Кем я стану» и т. д., бесед («Кто работает в детском саду», «Мир профессий», «Предметы и инструменты, нужные людям разных профессий» и т. д., дидактических и подвижных игр, знакомство с пословицами и поговорками о труде. Цель и задачи проекта выполнены, если воспитанники отражают свои впечатления в игровой и продуктивной деятельности. Метод проектов также является особым механизмом взаимодействия семьи и детского сада.

Эффективной формой работы с детьми является использование информационно – коммуникационных технологий – компьютерных программ с познавательными заданиями и проблемными ситуациями, видеофильмы. Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях имеет огромное значение, так как информационно — коммуникативные средства – это то, что требует современная модель обучения на современном этапе образования.

Одной из нетрадиционных форм при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является виртуальная экскурсия. Как же хочется сходить с детьми на экскурсию в самый большой в мире театр, побывать в современном салоне красоты, походить по территории автосервиса. Да нет ничего проще! Нужен всего лишь видеопроектор с экраном, компьютер и подключение к интернету. И, добро пожаловать на виртуальную экскурсию!

Виртуальная экскурсия — это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.

В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, в самостоятельной деятельности ребенок использует свои знания и сюжетно-ролевая игра становится более насыщенной и продуктивной.

В настоящее время количество и объем материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт, и у педагогов появляется возможность использовать эти ресурсы и создавать собственные электронные экскурсии по своему выбору и таким образом не зависеть от внешних факторов, препятствующих образовательному процессу.

Электронная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения они не требуют больших финансовых и временных затрат, так как создаются с помощью информационных технологий.

Не малое значение так же имеет и работа с родителями. Мастер-классы («Работа с семьей — один из главных факторов способствующих формированию положительного отношения детей к труду»,

• пополнение наглядного материала (с помощью родителей созданы альбомы «Все профессии важны, все профессии нужны». Используются издания периодической печати — это детские журналы «Умняша», «Веселые почемучки» из них даются рекомендации для родителей чем и как занять ребенка в свободное время. увеличение совместных с родителями и детьми мероприятий по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества (совместные походы, благоустройство территории, оформление своих участков, совместное с родителями сооружение зимних построек, совместные творческие выставки детей и родителей, оформление групповых комнат к праздникам).

• рекомендаций для родителей по данному направлению (Папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы, мастер-классы для родителей).

• организация новых форм работы с родителями: (КВН, тренинги, диспуты и т. д.)

Таким образом, главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может быть успешно решена при правильно организованной совместной работе семьи, детского сада, а позднее и школы.

Источник