Пословицы и поговорки скороговорки как средство развития речи ребенка

Пословицы и поговорки скороговорки как средство развития речи ребенка thumbnail

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Сургутского района

«Центр детского творчества»

ЗАНЯТИЕ

«Тренировка речевого аппарата:

пословицы, поговорки, скороговорки»

Подготовила: Емельянова Вероника Владимировна

Тема:

«Тренировка речевого аппарата: пословицы, поговорки, скороговорки»

Цели:

  1. Научить детей быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Формировать правильное произношение, артикуляцию.

  2. Развивать воображение, пополнять словарный запас.

  3. Воспитывать умение вежливо общаться.

Оборудование: коврик, музыкальное сопровождение, карточки

План занятия:

  1. Оргмомент.

  2. Разминка.

  3. Игры и упражнения.

  4. Подведение итогов.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

2 Разминка. Разогрев суставов, упражнения для шеи, головы, плеч, бедер, ног. Самомассаж. Технология «Стрейч» Абрамова. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

3. Игры и упражнения:

Упражнения в произношении скороговорок.

4. Подведение итогов.

Прогревание.

Разогревать тело следует с макушки головы до пальцев ног. Каждый блок упражнений заканчивается «сбросом», т.е. расслаблением тела.

Исходное положение – стоя. Для выполнения этого упражнения активно прогреваем ладони – трем одну о другую. Когда ладони стали горячими, начинаем круговыми движениями растирать поочередно суставы в следующем порядке: запястья, локти, плечи, шея, поясница, колени, голени. Соответственно в ходе упражнения постепенно сгибаемся до нижней точки наклона. После выполнения упражнения медленно поднимаемся, выстраивая позвоночник от копчика до шеи.

Упражнения для шеи и головы.

Потолок – пол

Следует очень медленно опустить голову как можно ниже, затем так же медленно как можно дальше откинуть назад. Всего 8 движений.

Метроном

Медленно дотягиваем ухом то левого, то правого плеча попеременно. Всего 8 движений.

Черепаха – 1

Это упражнение для шеи. Как черепаха выглядывает из своего панциря, так и мы, медленно вытягиваем шею вперед, потом назад, и так 8 раз.

Индийский танец

При вертикально неподвижной голове шея двигается влево и вправо на максимально возможное расстояние. 8 движений.

Квадраты головой

Движение головой: вперед – вправо – назад – влево. Всего по 4 «квадрата», меняя направление.

Круги

Делаем по одному медленному вращательному движению головой в каждую сторону.

Упражнения для плеч

Надеть пиджак

Представляем, что на плечах у нас накинут пиджак, но он потихоньку сползает. Резкими, круговыми движениями плеч накидываем воображаемый пиджак на плечи. Повторить 4 раза.

Снять пиджак

Аналогичное упражнение, но на этот раз скидываем с себя воображаемый пиджак круговыми движениями с плеч. Повторить 4 раза.

Самомассаж

Для того, чтобы улучшить работу внутренних органов и мышц, которые участвуют в голосообразовании применяется гигиенический самомассаж, делается медленно плавно, в расслабленном состоянии. Поглаживают лицо, шею, грудную клетку кончиками пальцев обеих рук. Одновременно произносятся звуки с поглаживанием лба и лица – «ми-ми-ми…», постукивают верхней губой со звуком «в», нижней – со звуком «ф», при постукивании груди «ж-ж-ж…».

Снятие мышечных зажимов (методика Э.М. Чарели)

  • Кончиками пальцев поглаживать лоб от середины к ушам;

  • Кончиками пальцев поглаживать лицо под глазами – от носа к ушам;

  • Кончиками пальцев поглаживать лицо от середины верхней губы к ушам;

  • От середины подбородка к ушам;

  • Обеими руками поглаживать затылок, от затылка к подмышечным впадинам;

  • Поочередно каждой рукой каждой рукой поглаживать шею спереди от подбородка к груди;

  • Легко и быстро постукивать кончиками пальцев лобные пазухи, двигаясь от середины лба к ушам, произнося слитно сочетание «ми-ми».

  • Постукивать кончиками пальцев полость под глазами, произнося слитно «ку-ку-ку», «ни-ни-ни», «на-на-на».

  • Постукивать кончиками под носом, произнося «ви-ви-ви», «во-во-во», «ву-ву-ву».

  • Под нижней губой, произнося «зу-зу-зу», «зи-зи-зи», «за-за-за».

  • Постукивать ладонями грудную клетку, произнося «ж-ж-ж-ж», «м-м-м».

Дыхательная гимнастика

Два вдоха и два выдоха

Ученики хаотично двигаются по помещению. Дыхание свободное. По хлопку педагога они останавливаются и делают по два вдоха и два выдоха. Затем двигаются дальше, меняя темп. Хлопок, опять смена темпа и т.д., пока дети не научаться делать вдохи (в живот) и выдохи совершенно синхронно.

Черепаха 2

Шею вытянуть вперед – вдох в живот, убрать назад – «холодный выдох» через длинное произношение «п».

Выращивание цветка

Произнося скороговорки и поговорки, основанные на сонорных звуках «н», «м», «л», ребята представляют, что выращивают цветок, которым в данном случае служит открывающая кисть руки. Например: «На мели мы налима лениво ловили, и меняли налима мы вам на линя, о любви, не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня».

Мишень

С помощью согласных в, п, г, к, д «обстреляйте» воображаемую мишень. Прицеливайтесь пальцем, как пистолетом, и посылайте звук точно в цель.

Кнопки

«Вкручивая» рукой и звуком кнопки, отчетливо произносите «пучки» согласных: ТЧКа, ТЧКу, ТЧКэ, ТЧКи, ТЧКо.

Жонглер

Представьте, что вы раскручиваете на палочке, стоящей на ладони, воображаемое блюдце. Постепенно увеличивая скорость вращения, постарайтесь его удержать, повторяя, четко артикулируя: «дабидабидуп»- «дабидабидуп»- «дабидабидуп»…

Артикуляционная гимнастика

Назойливый комар (разогрев мышц лица)

Представим, что у нас нет рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхание не акцентируется, главное – гримасничать активно.

Улыбка — хобот

Максимально вытягиваем губы вперед, сложив хоботком, затем как можно сильнее улыбаемся. Всего 8 упражнений.

Часы

Губы вытягиваем хоботком и вращаем по часовой стрелке. Можно взять в рот карандаш и карандашом описывать круги.

А, О, У

Раскрываем рот максимально широко со звуком -а-, со звуком –о- ,со звуком –у-.

Лошадка

Изображаем скачущую лошадку.

Мотоцикл

Заводим мотоцикл со звуком –р.

3. Основная часть

Проговаривание пословиц:

  1. Проговаривание скороговорок хором и медленно.

  2. Проговаривание скороговорок по очереди с ускорением.

  3. Раздача каждому ребенку по пословице. Дети могут объединятся в пары и группы. Проговаривание пословиц сопровождая пластическими импровизациями.

Пословицы:

Сорока за строчкою строчка

Строчит сорочатам сорочки.

Четверть четверика гороха без червоточенки.

Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по двадцать грошей.

Кусты и кустыни в пустыне грустят —

Их жизни пусты без десятков кустят.

Королева кавалеру

Каравеллу подарила,

Королева с кавалером

В каравелле удалилась.

Дружно в оркестре играли дети:

Карл играл на черном кларнете,

Кирилл — на валторне,

На арфе — Алла,

А на рояле Лара играла.

У Сашки в кармашке шишки и шашки.

Есть Кирилл присел, да кисель кисел.

У Еремы и Фомы кушаки — во всю спину широки,

колпаки переколпачены, новы,

да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.

Не тот, товарищи, товарищу товарищ,

Кто при товарищах товарищу товарищ,

А тот, товарищи, товарищу товарищ,

Кто без товарищей товарищу товарищ.

Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки

перевыскороговорит, но, заскороговорившись, выскороговаривал, что всех

скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.

Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь.

Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше.

Шею суше, суше уши, и не трогай больше туши.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

— Полили вы лилию?

— Видели мы Лидию.

— Видели вы Лидию?

— Полили мы лилию.

Волк рыщет — пищу ищет.

Вот тебе щи, а нас не ищи!

Уж пожаловал ежам

Новых дюжину пижам.

Прежние пижамы

Исколоты ежами.

У пчелы, у пчелки

Почему нет челки?

Отвечаю почему:

— Челка пчелке на к чему.

Мяч скучал на чердаке.

Читайте также:  Помощь в развитии адаптации ребенка

Мячик ищут в сундуке.

Тщетно ищут мячик

Девочка и мальчик.

Мама шьет сорочку дочке.

Строчит строчки на сорочке.

Срочно строчит сорок строчек:

Растет дочка, как расточек.

Полосатые паласы

Полоскала дочка Власа.

Полоскала, полоскала —

Полосатой речка стала.

Ярослав и Ярославна

Поселились в Ярославле.

В Ярославле живут славно

Ярослав и Ярославна.

«В кармане Макара корова пропала!»

Рапортовал да недорапортовал.

Стал дорапортовывать — зарапортовался.

Дроводреворубы рубили дубы.

Циркач умеет гарцевать,

Зверей и птиц дрессировать.

Шакал шагал, шакал скакал.

Сшила Саша Сашке шапку,

Сашка шапкой шишку сшиб.

Три сороки-тараторки

Тараторили на горке.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,

И все со сметаной и с творогом.

Пилил Филипп поленья из лип.

На рынке Кирилл ложку и кружку купил.

У Антипа в саду одна липа,

А Филипп посадил семь лип.

Баран буян залез в бурьян.

Пошел спозаранку Назар на базар.

Купил там козу и корзину Назар.

Хохлатые хохотушки

хохотом хохотали:

ха-ха-ха-ха-ха!

Два дровосека, два дровокола,

два дроворуба говорили про Ларю,

про Ларьку, про Ларину жену.

Под горой бугор,

На бугре Егор,

У Егора кол,

На колу колокол.

Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.

Краб крабу сделал грабли.

Подал грабли крабу краб:

сено, граблями краб грабь!

Рододендроны из дендрария.

Белые бараны били в барабаны.

Без разбору били, лбы себе разбили.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю.

Отвечает ему попугай- «Попугай, попугай, попугай!»

Дед Данил делил дыню:

Дольку Диме, дольку Дине.

Хитрую сороку поймать морока,

А сорок сорок — сорок морок.

У перепела и перепелки пять перепелят.

Были галчата в гостях у волчат,

Были волчата в гостях в галчат,

Нынче волчата галдят, как галчата,

И, как волчата, галчата молчат.

Отлежал бычок бочок.

Не лежи, вставай, бычок!

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

У осы не усы, не усища, а усики.

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружиться.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.

В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в «Ромэн» на «Кармен».

В Кабардино-Балкарии валокардин из Болгарии.

Либретто Риголетто.

Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Идет козел с косой козой,

Идет козел с босой козой,

Идет козa с косым козлом,

Идет козa с босым козлом.

4. Подведение итогов

Молодцы ребята! Мы сегодня проговорили скороговорки, сопровождая пластическими импровизациями. Спасибо за хорошую работу, до свидания!

Источник

Скороговорки – самый весёлый способ исправить ребёнку произношение «неподдающихся» звуков. Дети, как правило, с удовольствием включаются в полезную игру. 

Тут есть маленькая хитрость: если заставлять малыша учить скороговорки, подчёркивать, что это упражнение для развития речи, для отработки, допустим, звука «р», – это будет скучно и не вызовет положительного отклика. А вот если дать понять ребёнку, что, выучив скороговорку, он сможет делать то, что другие ребята вокруг не могут, соревновательный момент возьмёт верх. К тому же малыш быстро обнаружит, что своим необычным навыком сверстников он веселит, а взрослых – восхищает. Ведь мало кто может с ходу быстро-быстро повторить: «В дебрях тундры выдра в гетрах тырит в вёдра ядра кедра».

Обычно логопедическая работа с ребёнком начинается с 5-летнего возраста. К этому возрасту становятся очевидными проблемы в овладении всеми звуками родного языка. Свистящие звуки (с, з, ц) появляются к 3,5 годам, чуть позже – шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки «р» и «л» появляются в речи к 5–5,5 годам. Но даже если ребёнок занимается с логопедом, постановка и закрепление «трудных» звуков требует ежедневных занятий с родителями. Скороговорки помогут внести в эти занятия игровой элемент. Да и для взрослых они тоже окажутся интересной разминкой и полезным оттачиванием техники речи.

«Скороговорка – это словесная забава, быстрая речь. Скороговорку нужно говорить скоро, чётко и не путать слова».Определение скороговорки из учебника «Литературное чтение. 2 класс», «Начальная школа XXI века» 

Чем полезны скороговорки

Какую пользу несут скороговорки? Они:

  • тренируют речевой аппарат,
  • развивают фонематическую и артикуляционную память,
  • обогащают словарный запас,
  • ставят речевое дыхание,
  • помогают сделать речь интонационно грамотной,
  • подготавливают к формированию письменной речи.

А ещё они дают маме и малышу возможность заниматься вместе весёлым делом. Чтобы убедиться, что ребёнок справился с заданием, можно даже устроить соревнование на произнесение скороговорок быстро и без ошибок.

Как разучивать скороговорки

Разучиваем скороговорки по правилам.

  • Сначала мама читает скороговорку сама, медленно, вслух.
  • Затем с малышом можно обсудить содержание, сделать акценты на интонации: как ребёнок понял услышанное?
  • Потом вместе с ребёнком медленно проговорите скороговорку.
  • Если скороговорка длинная, учите её по частям. Короткие лучше разучивать на одном дыхании.
  • Когда ребёнок запомнил скороговорку, пусть начинает её произносить без помощи мамы. Сначала шёпотом, как будто «про себя», потом чуть громче. Темп тоже ускоряется постепенно.
  • Выучил? Наступает время соревнования – кто чётче и быстрее?

Вам будет интересно также узнать:

Как подготовить ребёнка к школе

Как развить мелкую моторику у дошкольника

Что почитать о школьной жизни?

30 скороговорок для отработки «трудных» звуков

  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
  • Купи кипу пик, пик кипу купи! Купи кипу пуха, кипу пуха купи!
  • Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждёт на тракте трактор домкрат.
  • Хвалю халву.
  • У Феофана Митрофаныча три сына – Феофанычи.
  • Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
  • Рододендроны из дендрария даны родителями.
  • Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке.
  • Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
  • Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
  • Около кола колокола, около ворот коловорот.
  • Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
  • На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
  • На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.
  • Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали да не вылавировали.
  • «Расскажите про покупки». – «Про какие про покупки?» – «Про покупки, про покупки, про покупочки свои».
  • Король-орёл.
  • Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.
  • Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: грабь граблями гравий, краб!
  • Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
  • Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  • Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.
  • Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
  • Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ, смой с ушей под душем тушь! Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши!
  • Поезд мчится, скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ. 
  • Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили!
  • Однажды был случай в далёком Макао: макака коалу в какао макала, коала лениво какао лакала, макака макала, коала икала.
  • Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап!
  • Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, но, заскороговорившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, да не перевыскороговоришь. 
Читайте также:  Развитие ребенка в 2 месяца клуб мам

Занимаясь регулярно, можно добиться больших успехов в постановке звуков, которые не даются малышу. Обычно это парные б-п, в-ф, р-л, свистящие и шипящие, х. Если заниматься с ребёнком регулярно, речь дошкольника станет чистой и ясной. А значит, когда он пойдёт в первый класс, ему не придётся при ответе у доски стесняться картавости, шепелявости или других дефектов дикции. К тому же умение быстро и чётко выговаривать скороговорки ему обязательно пригодится на уроках литературного чтения, которые в образовательной системе «Начальная школа XXI века» начинаются в первом классе. Увидев знакомое задание на скороговорки в учебнике «Литературное чтение», ваш малыш точно будет среди лучших чтецов!

Источник

«Картотека: чистоговорки и скороговорки, пословицы и поговорки»

Выполнил:

Хоменкова Агата Александровна

МБОУ «Елыкаевская СОШ»

2017

Потешки

Потешка — это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест. Потешки помогают малышу настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо. Например, если ребенок проснулся утром не в духе или не хочет идти в детский сад, то это чудесная потешка поможет вам поднять ему настроение.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз — росой она умылась,

Два — изящно покружилась,

Три — нагнулась и присела,

На четыре — улетела.

Выручат потешки-утешки. Потешка может ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации.

 Потешки  развивают у детей чувство ритма, учат понимать речь и выполнять простые движения.

Чистоговорки и  скороговорки

Известно, что дети-дошкольники, имеющие речевые расстройства отличаются, как правило, неусидчивостью, быстрой утомляемостью и истощаемостью, снижением интереса. Им присущи плохое усвоение учебного материала и, как следствие, необходимость постоянного стимулирования своей активности.

Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. К многообразию малых жанров фольклора относятся скороговорки и чистоговорки. Среди огромного разнообразия речевого материала, пожалуй, только скороговорки и чистоговорки могут быть использованы и направлены непосредственно на воспитание звуковой стороны речи, а также для отработки дикции, силы голоса, темпа речи.

Скороговорки— это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков.

Диапазон скороговорок необычайно широк. Они бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, «построенные» на одном звуке и их сочетаниях.

Новая скороговорка произносится в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читается несколько раз, негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями, прежде поставив перед детьми учебную задачу: послушать внимательно, как произносится скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить ее очень отчетливо. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают ее.

Для повторения скороговорки сначала вызываем детей с хорошей памятью и дикцией.

Отрабатывать скороговорки надо в следующем порядке:

-проговорить скороговорку медленно, шепотом, очень четко артикулируя губами;

-проговорить скороговорку шепотом, быстро, также очень четко артикулируя;

-проговорить «сквозь зубы» (губы активно артикулируют, зубы сжаты);

-проговорить скороговорку громко, медленно, очень четко артикулируя;

-проговорить громко, как можно четче и быстрее.

Каждую скороговорку проговаривайте с разными интонациями:

— с вопросительной;

— весело;

— грустно;

— «запыхавшись» («как будто бежали за автобусом»).

Проговорите скороговорку, выделяя голосом последовательно разные слова: «СЕРАЯ кошка сидит на окошке. Серая КОШКА сидит на окошке. Серая кошка СИДИТ на окошке. Серая кошка сидит на ОКОШКЕ».

Общая длительность таких упражнений – три – десять минут.

Упражнения по развитию речи

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).

Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).

Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).

Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

Чистоговорки— народно — поэтические шутки, заключаются в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении.

Чистоговорки используются для развития у детей навыков четкой дикции, а также при автоматизации поставленных (скоррегированных) звуков. Повторяются они в умеренном темпе с утрированной (подчеркнутой) артикуляцией.

Примеры чистоговорок: ла-ла-ла — у меня юла, оч-оч-оч — наступила ночь, жа-жа-жа – иголки у ежа и др.

Методика работы над чистоговоркой.

•  проговаривает чистоговорку 1-2 раза;

• дети проговаривают хором 1-2 раза;

•  проговаривает снова, интонируя (Какой звук слышится чаще всего);

• детям предлагается проговаривать, выделяя голосом звук «Чистоговорки».

Виды работ с чистоговорками:

1. Повтори, не ошибись.

2. Скажи с различной интонацией.

3. Скажи тихо.

4. Скажи громко.

5. Скажи медленно.

6. Скажи быстро.

7. Выдели слово интонацией.

8. Закончи чистоговорку (добавь словечко).

9. Придумай чистоговорку по картинке.

10. Проговори чистоговорку ритмично подбрасывая и ловя мяч руками.

11. Проговори чистоговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.

12. Проговори чистоговорку, прохлопывая ритм ладошками.

13. «Прошагай» чистоговорку.

Чистогооврки с быстрым проговариванием

• У Сени и Сани сом с усами.

• Сеня в сени сено вез.

• У осы не усы, не усищи, а усики.

• Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.

• Везет Сеня с Саней, Соню на санях.

• От топота копыт пыль по полю летит.

• Восьмой кол вбили в частокол.

• Топали да топали, дотопали до тополя.

• Дятел дуб долбил, да не додолбил.

• В один, Клим, клин колоти.

• Маланья-болтунья молоко болтала, да не выболтала.

Чистоговорки с трудными звуками

Дальше переходим к трудным звукам Ш, Ж, Щ, Ч, Р. Они гораздо быстрее войдут в речь ребенка, если вы совместными усилиями сочините что-то вроде:

• Ря-ря-ря: алая заря (накормим снегиря).

• Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).

• Ри-ри-ри: чисто говори (на ветках снегири).

• Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).

• Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).

• Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).

• Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).

• Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).

• Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар (у больного жар).

• Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор).

• Ир-ир-ир: роту строит командир (во дворе устроим пир).

Затем подбираем скороговорки с этими же звуками:

• Жутко жуку жить на суку.

• Ежу на ужин жук нужен.

• У ужа ужата, у ежа – ежата.

• Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.

• По двору, по подворью в добром здоровье.

• У нас на подворье погода размокропогодилась.

• Свинья тупорыла весь двор перерыла.

• Летят пичужки через три пустые избушки.

• У Маши и Глаши есть сыворотка из-под простокваши.

• Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

• Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

• Шли сорок мышей,несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша.

• Тридцать три молодца съели тридцать три пирога, да все с творогом.

Читайте также:  Карточки для развития ребенка окружающий мир

• Осип орет. Архип не отстает. Кто кого переорет? Осип охрип, Архип осип.

• Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок. Сорок орлов напугали ворон, сорок коров разогнали орлов.

• Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!

Пословицы и поговорки

 Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Что не маловажно для детей с нарушениями речи, у которых в силу недостаточной сформированности звуковой стороны речи, грамматического строя, лексики, наблюдаются затруднения в построении произвольных фраз, в изложении своих мыслей. Поэтому в работе с детьми использую народные изречения, в которых всегда есть поучительность, назидательность, суждение, нравственный урок, который легко входит в сознание, так как характеризует человека, его поведение, поступки, действия через конкретные, зримые, ярко и наглядно представленные образы. Кроме того в пословицах и поговорках выражено эмоциональное состояние, что еще более усиливает воздействие на человека.

Пословицу можно использовать в любой ситуации. Одно дело, сказать ребенку, который уклоняется от поручения: «Это стыдно, когда все работают, а ты не хочешь. Так не поступают». И совсем другое, когда говорю: «Что же выходит: делать – не я, работать – не я, а есть кисель нет против меня?»

Понимание пословиц и поговорок детьми зависит от степени их иносказательности. Некоторые не имеют переносного смысла, например, «Говорить легко – делать трудно»; «Играй, играй, да дело знай». Такие пословицы, употребленные вовремя и к месту, понятны детям без специального разъяснения.

Другие имеют и прямой и переносный смысл («Без труда не вынешь рыбку из пруда»). Действительно, чтобы выудить рыбу, нужен труд. Но так говорю и во всех других случаях, когда следует приложить усилия, чтобы добиться результата.

Третьи имеют только иносказательный, переносный смысл, например: «Назвался груздем – полезай в кузов», т. е. взялся за дело, доведи до конца, не оставляй незаконченным, принял решение – действуй.

Последние, не всегда понятны детям и требуют разъяснения. Однако используя пословицы в контексте деятельности при соответствующих условиях, делает их смысл понятным.

Пословицы и поговорки произношу выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, утверждением и т. п., а также сопровождаю жестами и мимикой. Выразительность интонации и жесты помогают осмыслить суть пословицы и побуждают детей к желаемому поступку.

Пословицы использую в любой ситуации. Собираясь на прогулку, напоминаю медлительному: «Семеро одного не ждут», а если кто-то оделся неаккуратно: «Поспешишь – людей насмешишь». Помогая ребенку завязать шарф, предостерегаю: «Береги нос в большой мороз». На занятии напоминаю: «Ученье – свет, а не ученье — тьма», «Красна птица пеньем, человек уменьем». При закреплении материала: «Повторенье – мать ученья». Если во время ответа ребенок дал неверный ответ, то его поправляю такими словами: «Сумел ошибиться – сумей и поправиться», «Сначала думай, потом говори». Если кто-то во время занятия отвлекается, в зависимости от ситуации говорю: «Большой говорун – плохой роботун», «Не торопись языком – торопись делом», «Звону много, до толку мало».

Многие пословицы, поговорки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение: «Радость молодит, а горе старит», «Человек от лени болеет, а от труда здоровеет», «Добро помни, а зло забывай».

Очень часто на занятиях дети сталкиваются с различными трудностями, но если они проявляют терпение и сами стараются их преодолеть, то их надо поддержать, дать почувствовать удовлетворение от результатов своего труда: «Терпенье и труд все перетрут», «За один раз и дерево не срубишь».

После занятия, кстати, будет пословица: «Делу время, потехе – час».

Совместные дела – эффективный метод воспитания дружелюбия. Он объединяет детей, ставит перед ними общие задачи. Организовывая детей на какое-нибудь совместное дело, говорю: «Берись дружно, не будет грузно (тяжело)», а после окончания работы: «Что одному не под силу, то легко коллективу».

Оценка деятельности детей, прежде всего, должна выражать заинтересованное отношение взрослого. Стандартные фразы, штампы («Молодцы, дети, хорошо потрудились, позанимались» и т. п.) становятся привычными для детей и не воспринимаются ими, а значит, и не имеют педагогического воздействия. Пословицы же, прежде всего, выражают отношение к происходящему. Если нужно подчеркнуть то, что дети вложили много стараний в свою деятельность (учебную, трудовую) и она получилась качественной говорю: «Какие труды, такие и плоды», «Кончил дело – гуляй смело».

Бывают в детских коллективах и негативные проявления: дети сердятся друг на друга, пытаются что-то доказать силой. Иногда достаточно ироничной, шутливой пословицы, чтобы смягчить ситуацию: «На сердитых воду возят, а на дутых — кирпичи». Пословицей показываю отношение к силовому; сила хороша с добротой, а с драчливостью несовместима: «Сила – хорошо, а ум лучше». Пословица кратко и точно показывает, чем для спесивого, драчливого, несговорчивого оборачивается его поведение: «Кто в нраве крут, тот никому не друг», «Зачем с тем дружиться, кто все время браниться?».

Ссора может привести к потере друзей. В подобной ситуации привожу пословицы, подчеркивающее значения дружбы, согласия: «Человек без друзей, что дерево без корней», «Вместе — тесно, а врозь — скучно», «Старый друг лучше новых двух». А про двух неразлучных друзей говорю: «Куда иголка, туда и нитка».

Многообразие интонаций, с какими произношу одну и ту же пословицу, расширяет ее педагогические возможности. Например, с помощью пословицы «Наскоро делать — переделывать» в одном случае констатирую как результат поспешности, а в другом – предупреждение.

Прибаутки, пословицы, поговорки использую вне конкретного поведения и действий детей, а как средство создания определенного поведения и действий детей, а как средство создания определенного настроения, атмосферы вокруг какого-то явления. Несмотря на краткость, эти жанры фольклора пробуждают у детей интерес к окружающему, заставляют думать, осмысливать обстановку, помогают углубить нравственный опыт детей. 

• Наскоро делать – переделывать.

• Поспешишь – людей насмешишь.

• Тяп-ляп – не выйдет корабль.

• Один за всех, и все за одного.

• Один в поле не воин.

• За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

• Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

• Кончил дело – гуляй смело.

• Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Памятка

Скороговорки— это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков.

Отрабатывать скороговорки надо в следующем порядке:

-проговорить скороговорку медленно, шепотом, очень четко артикулируя губами;

-проговорить скороговорку шепотом, быстро, также очень четко артикулируя;

-проговорить «сквозь зубы» (губы активно артикулируют, зубы сжаты);

-проговорить скороговорку громко, медленно, очень четко артикулируя;

-проговорить громко, как можно четче и быстрее.

Каждую скороговорку проговаривайте с разными интонациями:

— с вопросительной;

— весело;

— грустно;

— «запыхавшись» («как будто бежали за автобусом»).

Проговорите скороговорку, выделяя голосом последовательно разные слова: «СЕРАЯ кошка сидит на окошке. Серая КОШКА сидит на окошке. Серая кошка СИДИТ на окошке. Серая кошка сидит на ОКОШКЕ».

Чистоговорки— народно — поэтические шутки, заключаются в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении.

Методика работы над чистоговоркой.

•  проговаривает чистоговорку 1-2 раза;

• дети проговаривают хором 1-2 раза;

•  проговаривает снова, интонируя (Какой звук слышится чаще всего);

• детям предлагается проговаривать, выделяя голосом звук «Чистоговорки».

Виды работ с чистоговорками:

1. Повтори, не ошибись.

2. Скажи с различной интонацией.

3. Скажи тихо.

4. Скажи громко.

5. Скажи медленно.

6. Скажи быстро.

7. Выдели слово интонацией.

8. Закончи чистоговорку (добавь словечко).

9. Придумай чистоговорку по картинке.

10. Проговори чистоговорку ритмично подбрасывая и ловя мяч руками.

11. Проговори чистоговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.

12. Проговори чистоговорку, прохлопывая ритм ладошками.

13. «Прошагай» чистоговорку

Источник