Последствие нарушений развития речи ребенка

Последствие нарушений развития речи ребенка thumbnail

Речевые нарушения

И их последствия

У детей самого раннего возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефектом, но оно может входить и состав других, более сложных речевых расстройств, и тогда, зачастую, оно бывает самым заметным их проявлением.

Но даже самое простое нарушение звукопроизношения нельзя считать безобидным дефектом, поскольку, оно может повлечь за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом.

Нарушенное звукопроизношение затрудняет у школьников обучение русскому языку. При этом ребенок с трудом обучается читать и писать, и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество на первый взгляд совершенно ничем необъяснимых и немотивированных ошибок (это называется дислексией и дисграфией). Уже в первом классе на этом фоне у ребенка очень быстро формируется отрицательное отношение к занятиям в школе, страх перед учителем, нежелание учиться, а это приводит к снижению успеваемости и по другим школьным предметам, а иногда и к нервным расстройствам.

Нарушения чтения и письма также приводят к неуспеваемости ребенка по математике. Это связано с тем, что математические уравнения и формулы фактически имеют вид предложения (они являются предложениями и по своему смыслу). А математические символы — это, в сущности, разновидности букв.

Когда у ребенка нарушено произношение большого числа звуков, он выглядит инфантильным, кажется младше своих лет. С таким ребенком взрослые часто излишне сюсюкают. Видимо, он и сам ощущает себя маленьким, а потому держит себя ребячливо и часто стремится к общению с детьми по возрасту моложе себя. Это задерживает его развитие и делает его дисгармоничным. К школе такой ребенок внутренне не готов. В результате — в первом классе, а, может быть, и в последующих ему будет психологически трудно учиться. Ребенка, неправильно выговаривающего звуки, в детском коллективе часто передразнивают, что создает дополнительные психологические проблемы, которых можно избежать, вовремя поставив ему правильное произношение.

Нарушение звукопроизношения говорит о том, что у ребенка есть отклонения в развитии некоторых психических функций (например, внимания, слухового восприятия и памяти, самоконтроля), а также о том, что он испытывает определенные психологические трудности. Все это и вызывает у детей формирование дефектов произношения. Коррекция произношения приводит не только к устранению речевых нарушений, но и выправляет у ребенка перечисленные недостатки развития.

Нужно также отметить, что недостатки произношения звуков провоцируют возникновение такого тяжелого, сложно поддающегося коррекции речевого дефекта, как заикание.

Ненормативное звукопроизношение создает определенные трудности у подростков и взрослых. Поскольку основная функция речи — это общение, любое речевое расстройство обязательно сказывается на общении человека с другими людьми, особенно тогда, когда в результате нарушенного произношения, речь звучит неряшливо, некрасиво или невнятно. Но и тогда, когда речевой дефект не производит неприятного впечатления, он все равно приводит к негативным последствиям. Он непроизвольно притягивает к себе внимание окружающих и как бы «зашумляет» речь человека. Неправильная речь может утомлять собеседника, а иногда вызывать у него осознанную или неосознанную, направленную на партнера по общению, отрицательную реакцию. Кроме того, правильная речь всегда звучит убедительнее, чем нарушенная, а нормативное произношение интеллигентно и нейтрально, но очень важно, например, в деловом общении. И, наконец, для некоторых профессий правильная речь обязательна.

1. Вашему ребенку — 3,5 года или даже больше:

— он недавно начал говорить, и его речь очень непонятна;

— к 3,5 годам у него не сформировалось вообще никакой речи.

При нормальном речевом развитии первые слова у детей появляются еще до года, а к 2-м годам они должны хорошо понимать речь и пользоваться простой фразой. Но у современных детей часто встречаются различные формы запаздывания речевого развития, многие из которых могут грозить ребенку серьезными осложнениями.

В любом случае поздно начавший говорить ребенок вряд ли сможет самостоятельно освоить правильное произношение звуков, и с ним нужно проводить занятия, предупреждающие формирование неправильных звукопроизношений.

2. Вашему ребенку — 3,5-4,5 лет. Речь у него появилась вовремя, но
он не выговаривает:

— отдельные звуки (при этом его речь понятна);

— большое число звуков, от чего его речь неразборчива.

В этом возрасте отсутствие правильного произношения звуков не считается речевым дефектом. Ребенок только учится выговаривать звуки и поэтому произносит их неточно либо вообще пропускает их в речи. Но в настоящее время чуть ли не каждый второй ребенок рано или поздно нуждается в логопедической помощи, а ведь можно заранее определить, появится ли у ребенка нормативное произношение звуков или только дефектное их произнесение.

3. Вашему ребенку — 4,5 года, а возможно, и больше. Его речь
имеет один из следующих недостатков:

— речь ребенка в целом неразборчива;

-у ребенка имеются отдельные нарушения произношения звуков.

В этом случае необходимо выяснить, в чем заключается его речевая проблема.

За неразборчивой речью могут скрываться тяжелые расстройства, которые в дальнейшем могут сказаться на общем психическом развитии ребенка.

4. Вашему ребенку уже исполнилось 4,5 -5 лет, а возможно, и
больше. Вы знаете, что он неправильно произносит некоторые звуки.

Но по каким-либо причинам у вас нет возможности обратиться к логопеду.

Как правило, после 5 лет ребенок сам, без специальных логопедических занятий, научиться произносить звуки правильно уже не может. В дальнейшем у него будет, скорее всего, сохраняться дефектное произношение тех звуков, которые он сейчас не выговаривает.

В заключении хотелось бы пожелать вам успеха, терпения и, особенно, смелости. Здесь, пока не возьмешь в руки предмет, с которым предстоит оперировать, бывает трудно разобраться и в самих описаниях. Попробуйте, не взяв в руки спицы, научиться вязать по картинкам или понять, как работать с компьютером, глядя на схемы в учебнике, а не на экран монитора.

В данном же случае этим «предметом», который вам следует «взять в руки», является речь вашего ребенка. Когда вы приступите к осуществлению описанных здесь вещей, они станут вам вполне понятны.

Последствия речевых нарушений

Очень важно вовремя предупредить и устранить целый ряд последствий неразвитой речи у ребенка, которые могут выражаться в следующем:

1. Задержка в умственном развитии ребенка, т.к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его.

2. Тяжелые психические переживания ребенка из-за недостатков своей речи (проявляются уже к 5 годам).

3. Затруднения в школьном обучении (вторичные речевые нарушения: дислексия, дисграфия).

Читайте также:  Развития ребенка г нижнекамск

4. Нарушение течения занятий в школе при наличии плохо говорящих, из-за смеха одноклассников, слезы и отказ отвечать.

5. В будущем — личные проблемы и ограничения в выборе профессий.

Чтоб предупредить и вовремя выявить возможные нарушения, нужно на первом году жизни, помимо осмотров педиатра, показать малыша невропатологу, окулисту, отоларингологу, ортопеду, а в возрасте 2х лет – рекомендуется добавить еще и осмотр логопеда.

Такие осмотры позволяют выявить не только общую патологию, но и возможность развития речевых нарушений в самые ранние сроки. Практика указывает на желательность осмотра логопедом детей до года. Это помогает начать работу по профилактике сложностей на пути становления речи.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Задержка речевого развития. Причины, последствия и лечение нарушений развития речи

Речь — это одна из наиболее важных форм общения с другими людьми и один из критериев развития человека в целом. Ведь речь — это не только восприятие слов и их произношение — это совокупность данных процессов, без которых тормозится не только понимание чужой речи и формирование собственной, но и уровень коммуникации, мышления.

Причины

Формирование речи начинается у ребенка почти с первых дней жизни, прогрессируя по мере роста. Однако, каждый ребенок развивается индивидуально, и бывает так, что один малыш, все еще «агукая», когда его сверстники уже говорят «мама» и «папа», в дальнейшем может в значительной степени опередить их, говоря про стол, стул и кровать — «мебель», в то время, как те же дети будут показывать на все это пальцем, вспоминая названия каждого предмета.

Причинами задержки речевого развития могут быть:

  • Недостаток общения с малышом. Ребенок редко слышит чужую речь, вследствие чего он не пополняет внутренний запас звуков, понятий и интонаций;
  • Малыша не настраивают на произношение слов. Свои пожелания он выражает неопределенными звуками, которые понимаются родителями, т.е. у ребенка нет необходимости выражаться словами;
  • Проблемы со слухом, черепно-мозговые травмы и прочее.
  • Индивидуальное развитие. Как говорилось выше, в дальнейшем малыш может дать фору ровесникам.

задержка речевого развития у детей

Последствия

Установлено, что задержка речевого развития непосредственно влияет на формирование психики ребенка. Не говоря уже об усложнении общения с окружающими, у ребенка ухудшается процесс выражения эмоций, тормозится развитие воображения и восприятия.

Малыш будет труднее понимать речь и даже то, что от него хотят, выражаемое жестами, ему также затруднительно будет выразить свою мысль самому. Кроме того, будет ограничен словарный запас ребенка, затруднителен процесс определения ребенком окружающих предметов. И, как следствие, несколько отсталый уровень развития в целом.

Лечение

О задержке речевого развития могут свидетельствовать следующие признаки:

  • Начиная от 3 до 6 месяцев, ребенок не поворачивается, когда к нему обращаются, не реагирует на смену интонации, в его лепетании отсутствуют звуки «м», «б», «п»;
  • От 10 до 12 месяцев также не поворачивается, когда его окликают, не пытается имитировать звуки взрослой речи, обращает на себя внимание только плачем;
  • В возрасте от 1 до 2 лет не может показать предмет, о котором ему говорят на картинке, не понимает самых простых вопросов;
  • От 2 до 3 лет не может выполнить подряд два действия со слов «подними мячик и подай его мне», не может назвать предметы и составить фразы из двух, трех слов;
  • В возрасте от 3 до 4 произносит фразы, состоящие не более чем из 3-4 слов, большую часть звуков произносит неправильно, не отвечает на простые вопросы.

задержка речевого развития у детей

Заметив какой-либо из вышеперечисленных признаков, нужно сразу же обратиться к врачу и начать усиленно заниматься с малышом. Ну а чтобы избежать этой проблемы, необходимо изначально больше времени уделять ребенку, следить за его развитием. Чтобы не было задержки развития речи, достаточно соблюдать некоторые несложные рекомендации:

  • Разговаривать с малышом нужно с первых дней после рождения. Сначала ребенок воспринимает только интонацию, затем начинает понимать некоторые слова, потом фразы и целые предложения, хотя сам еще не может сказать ни одного слова. Разговаривать с ребенком нужно в спокойных, ласковых интонациях, четко выговаривая слова, но не слишком замедляя свою речь;
  • Не стоит чересчур много «сюсюкаться» с малышом, иначе он будет понимать слова и воспроизводить их искаженно;
  • Нужно больше читать ребенку вслух;
  • Нужно стараться, чтобы у малыша были задействованы все пять органов чувств;
  • Следует развивать воображение и любопытство?
  • Нужно поощрять ребенка задавать больше вопросов, на которые он должен получать ясные и полные ответы;
  • Ребенок должен достаточно играть;
  • У ребенка должны быть новые впечатления, но не слишком много;
  • Нужно, чтобы малыш общался со сверстниками и другими детьми;
  • Иногда малышу полезно послушать детские песенки, но не слишком много;
  • Не стоит забывать про ласку, похвалу, объятия;
  • Ребенку нужно установить правила поведения, которые он обязан соблюдать, их количество должно возрастать постепенно.

Немного терпения, проявление любви и внимания способны предотвратить многие нарушения в развитии.

— Вернуться в оглавление раздела «Профилактика заболеваний»

Автор: Искандер Милевски

Источник

Мама с ребенком

Развитие речи важны аспект в жизни малыша. Чем раньше родители обнаружат проблему, тем легче и быстрее ее можно будет решить. Тревожным сигналом может стать запаздывание лепета, а не только отсутствие речи, как принято считать многими родителями.

Если же в 3-4 года ребенок говорит достаточно много слов для своего возраста, но большинство из них непонятны, либо малыш заменяет звуки, у него явно выражено нарушение темпа речи, то такие признаки тоже должны быть сигналом к действию.

Поэтому, если вы заметили за своим ребенком что-то неладное в речевом развитии, то стоит посоветоваться с профессионалами. Квалифицированный логопед поможет не только исправить проблемы с произношением, но и научит ребенка писать, читать, составлять рассказы.

Развитие ребенка

Кроме того, если вовремя обратиться к такому специалисту, то он скорее поможет стимулировать речь у тех детей, которые до этого не разговаривали. Родителям не стоит забывать о том, что чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить дефекты речи. Поэтому обращаться к специалистам стоит при первом же тревожном сигнале. Паралельно с логопедом с ребенком должны заниматься психологи и учителя.

Если ваш годовалы ребенок еще не произнес ни одного слова, не может выполнить элементарной просьбы (к примеру, принести или показать что-либо), а так же не способен адекватно отреагировать на похвалу или замечание, то это один из признаков того, что у ребенка есть нарушение речи.

Ребенок читает

Второй причиной может стать то, что в два года ребенок не знает частей тела и не может их показать, когда об этом его просят. Если же в этом возрасте малыш не выполняет сложные просьбы (к примеру, пойти в комнату и принести мячик), постоянно молчит, не узнает близких на фотографиях, то это тоже может стать поводом для обращения не только к логопеду, но и психологу.

К трем годам ребенок уже должен понимать короткие рассказы, запоминать маленькие стихи, пытаться их пересказать, знать свое имя и адрес проживания. Если он затрудняется в этом, то помочь ему может так же профессиональный логопед.

Развитию речи и памяти у ребенка 5-6 лет способствует изучение иностранного языка, в чем может помочь репетитор английского языка на дому. Лучшим вариантом будет его совместная работа с логопедом.

Ребенок в школе

Последствия нарушения речи у ребенка

В формировании и обогащении мышления немаловажную роль играет правильно поставленная речь. Если не устранить нарушения речи вовремя, это может отразиться на умственном развитии ребенка. Уже в пятнилетнем возрасте можно заметить, что ребенок начинает нервничать по поводу недостатков своей речи. Из-за этой проблемы у него могут возникнуть проблемы с общении со сверстниками.

Проблемы с речью у ребенка могут вызвать затруднения в школьном обучении, это проявляется во вторичных нарушениях: дисграфии (письма) и дислексии (чтения).

Обращаться к профессионалам необходимо сразу же после обнаружения у ребенка первых признаков нарушений речи. Не стоит думать, что все пройдет само собой. Важно записаться хотя бы на один сеанс к логопеду, чтобы он определил, необходимо ли вашему ребенку в дальнейшем продолжать курс лечения, или это возрастная проблема, и малыш сможет справиться с ней самостоятельно.

Источник

Нарушения речи − одна из актуальных детских проблем. По статистике, количество детей с речевыми патологиями становится все больше. Поэтому важно вовремя диагностировать возможные трудности в речевом развитии ребенка. На консультацию к логопеду можно и нужно приходить раньше трехлетнего возраста: чем раньше будет начата коррекционная работа, тем эффективнее получится результат.

Что понимают под «нарушениями речи»? Это трудности при коммуникации с окружающими. Они могут проявляться в искаженном звукопроизношении, нечеткой дикции, трудностях в составлении предложений и фраз, а иногда ребенок практически не говорит. Правильная диагностика поможет определить пути коррекции, чтобы максимально интегрировать ребенка в нормальную речевую среду.

Признаки задержки речевого развития

Нарушение развития речи можно заметить уже в младенчестве

Заметить отклонения в речи можно еще с первых месяцев жизни ребенка. Особое внимание нужно уделять детям, родившимся от матерей с неблагоприятным акушерским анамнезом или тяжелыми родами. Также в группе риска находятся недоношенные и маловесные дети.

В первые месяцы обращайте внимание на звучание крика. Для малыша в этот период крик является средством взаимодействия с окружающим миром. У детей с соответствующим норме речевым развитием он − чистый, звучный. А у малыша с задержкой речи крик тихий или слишком громкий, похож на всхлипывания или вскрики. У некоторых он может отсутствовать.

Важные этапы в вербальном развитии младенца − это гуление и лепет. У детей с нарушениями речи гуление и лепет не имеют интонационной окрашенности. А если у малыша глухота, то стадия лепета (повторение одинаковых слогов) отсутствует. Стоит обратить внимание на развитие речи, если малыш не реагирует на обращение взрослого, слишком долго находится на стадии лепета или «лепетных слов».

У таких малышей лепет не выступает как средство коммуникации с окружающими людьми. Также у них могут наблюдаться негативные реакции на новую обстановку или людей, появляется избирательность в общении и играх с предметами. Это может стать причиной отставания в вербальном направлении. Ребенок с нарушениями речевого развития не понимает обращенную к нему речь, не подражает за взрослыми. Если вы заметили у малыша эти признаки − вам стоит обратиться к логопеду.

Чтобы предупредить трудности в речевом развитии важно больше общаться с малышом, поощрять его стремление ко взаимодействию с окружающим миром. При признаках отклонения от нормы стоит обратиться за консультацией к логопеду. Когда ребенок становится старше, то и признаки нарушения речевого развития становятся более ярко выраженными. Поэтому поощряйте малыша в стремлении к общению и познанию окружающего мира.

Признаки нарушений речи в дошкольный период

Важный этап дошкольного развития − сюжетно-ролевая игра

В дошкольном возрасте вербальная деятельность приобретает ярко выраженный коммуникативный характер. Малыш начинает усваивать социальные нормы, играть в сюжетно-ролевые игры. И ребенок продолжает активно познавать окружающий мир.

Признаки нарушения речевого развития:

  • В три года речь либо вовсе отсутствует, либо находится на стадии лепета или простых фраз.
  • Нарушение звукопроизношения.
  • Неправильное согласование слов в предложении.
  • В речи ребенка преобладают простые предложения.
  • Ребенок не до конца понимает обращенную речь и значение слов.
  • Дошкольник испытывает трудности при составлении самостоятельного рассказа и описании того, что изображено на сюжетной картинке.

Нарушения в речи негативно сказываются на эмоциональном состоянии малыша: он становится замкнутым, необщительным, с трудом общается с людьми. У некоторых детей появляется агрессивная реакция на свой дефект, вплоть до отказа разговаривать. Кроме того, задержка речевого развития влияет на усвоение ребенком программы детского сада. Поэтому при первых признаках нарушения речи обратитесь к логопеду.

Причины речевых нарушений

Отклонения в речевом развитии обусловлены различными причинами:

  • Внутриутробные патологии.
  • Родовые травмы.
  • Послеродовые патологии.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия.

Важно определить причины речевых нарушений, так как от них зависят пути коррекции, которые будут максимально эффективными.

Внутриутробные патологии

Особенно стоит быть аккуратными в первый триместр беременности, потому что в этот период у малыша формируются все жизненно важные органы. Поэтому, особенно при тяжелых речевых нарушениях, специалист спрашивает у матери о ее акушерском анамнезе. К патологиям, провоцирующим такие нарушения, относятся:

  • Гипоксия плода.
  • Инфекционные заболевания матери.
  • Травмы живота во время беременности.
  • Употребление матерью алкогольных, наркотических и табачных веществ.
  • Бесконтрольный прием лекарственных препаратов.
  • Стресс.
  • Несовместимость резус-фактора у матери и малыша.

Поэтому женщина должна быть очень осторожной и аккуратной во время беременности, чтобы малыш родился здоровым.

Родовые травмы

Недоношенность как фактор риска речевых нарушений

К ним относятся:

  • Асфиксия.
  • Травмы, полученные малышом во время родов.
  • Младенцы с маленьким весом.

В зависимости от того как своевременно малышу и матери будет оказана помощь будет зависеть дальнейшее развитие ребенка.

Послеродовые патологии

К ним относятся:

  • Травмы головы, полученные в раннем возрасте.
  • Инфекционные заболевания в первые годы жизни.
  • Травмы артикуляционного аппарата.

Первые годы жизни малыша очень важны, потому что в этот период закладываются все основные функции для дальнейшего нормального развития ребенка.

Генетическая предрасположенность

Некоторые специалисты до сих пор спорят о том, влияет ли наследственность на речевое развитие. Например, это могут быть аномалии в строении артикуляционного аппарата. Также наследственность может повлиять на появление заикания, потому что одна из причин его появления − это особенности нервной системы. Кроме того, генетическая предрасположенность может повлиять на формирование речевых зон в коре головного мозга.

Генетическая предрасположенность к развитию нарушений речи

Неблагоприятные социально-бытовые условия

На речевое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с близкими ему людьми. Если оно недостаточно эмоционально, взрослые уделяют мало внимания малышу и не общаются с ним, то это может стать одной из причин появления нарушений речи. Также ребенок может подражать взрослому, который пользуется у него авторитетом. Поэтому если кто-то из родителей неправильно произносит звук, то подражая ему, малыш будет произносить его так же.

Классификация речевых нарушений

В современной логопедии существует две классификации с опорой на медицинские показатели и психолого-педагогические. Логопеды используют обе, чтобы лучше понять структуру дефекта и составить оптимальную коррекционную работу.

Психолого-педагогическая

Эта классификация больше опирается на принципы психологии и педагогики, позволяет определить структуру дефекта.

Нарушения средств общения:

  • Если нарушена только фонетическая сторона речи (звукопроизношение) − это ФНР  или фонетическое нарушение речи.
  • Нарушение фонетической составляющей и трудности в овладении навыком звуко-буквенного анализа или ФФНР − ребенок затрудняется в определении звуков с опорой на слуховой анализатор и с трудом определяет их количество и местоположение в слове.
  • Если нарушена не только произносительная сторона речи, но и ее понимание и умение пользоваться средствами общение − это ОНР или общее недоразвитие речи.

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений

В логопедии существует три уровня речевого развития:

  • 1 уровень − резко ограниченное понимание речи, очень маленький словарный запас; фразы отсутствуют. Активно используются невербальные средства общения (мимика и жесты).
  • 2 уровень − простые аграмматичные фразы, в которых не используют предлоги. Детская речь имеет контекстный характер, понятна только в определенной ситуации. Словарный запас резко отстает от нормы, звукопроизношение и слоговая структура нарушены.
  • 3 уровень − имеются простые и распространенные предложения с небольшими аграмматизмами. Словарный запас незначительно отстает от нормы, есть затруднения в формировании самостоятельной связной речи.

Нарушения использования средств общения:

  • Заикание − это речевая патология, когда нарушена коммуникативная функция. При этом у ребенка сформированы средства общения, но он не может их использовать из-за судорог в артикуляционном аппарате.

Медицинская классификация

В этой группе опираются на медицинские критерии.

Нарушения голосообразования или фонации

У ребенка расстройства произносительной стороны речи, а именно трудности с голосообразованием:

  • Нарушен процесс голосообразования – дисфония.
  • Тембр голоса имеет носовое звучание – ринофония.
  • Нарушение силы голоса – фонастения.
  • Отсутствие голосоподачи или шепотная речь − афония.

Эти нарушения появляются из-за изменений в работе голосового аппарата или недоразвития речевых центров.

Клинико-педагогическая классификация нарушения речи

Нарушения темпа и ритма речи

Проявляются в виде слишком медленного (брадилалия) или слишком быстрого (тахилалия) темпа речи. В обоих случаях окружающие с трудом понимают говорящего. Эти дефекты обусловлены недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата и речевого дыхания.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи

Неправильное произношение может быть вызвано несколькими причинами:

  • Социальные условия или недостаточная сформированность фонетических процессов – дислалия.
  • Аномальное строение органов артикуляции – ринолалия.
  • Органическое поражение центральной нервной системы − дизартрия.

При таких нарушениях отмечается недоразвитие и других компонентов речи.

Структурно-семантические расстройства

Это самые сложные речевые нарушения, характеризующиеся тем, что у человека практически отсутствует речь. Только алалия возникает до 3 лет и ее причина − недоразвитие речевых областей головного мозга. А афазия − это распад уже сформировавшейся речи из-за повреждения этих участков. Это нарушение появляется после 3-х лет.

Нарушения письма и чтения

  • Дисграфия − нарушение письма, характеризующееся стойкими специфическими ошибками, не связанное с усвоением норм орфографии.
  • Аграфия − полная невозможность освоения письма.
  • Дислексия − нарушение чтения, связанное с расстройствами формирования структурных речевых компонентов и неправильной работы анализаторных систем.

Дислексия или неспособность к овладению чтением

Исходя из этой классификации и результатов диагностики, логопед составляет план коррекционной работы. Каждое нарушение речи имеет свою специфику, которую нужно учитывать при выборе методик для исправления речевых недостатков.

Особенности диагностики

Проверкой речевого развития занимается логопед. Бытует мнение, что обращаться к нему за консультацией нужно не раньше трех лет. Но если вы заметили, что речь ребенка в раннем возрасте не соответствует норме, сразу обращайтесь к специалисту. Логопед соберет все данные о дородовом и послеродовом анамнезе и социально-бытовых условиях. Это поможет ему определить причину возникновения речевых нарушений.

Затем он оценивает состояние моторной сферы (общей, пальчиковой и артикуляционной), проверяет произносительную сторону речи. Также специалист смотрит на анатомическое состояние артикуляционного аппарата и сформированность речевого дыхания. Если ребенку уже три года и больше, то он предлагает задания для оценивания словарного запаса, овладения грамматическими категориями и формирования связной речи. На основе полученных результатов он может предложить обратиться к следующим специалистам:

  • отоларингологу;
  • ортодонту;
  • неврологу;
  • дефектологу.

После получения результатов диагностики логопед выбирает подходящую форму логопедических занятий и методику в зависимости от механизма нарушений. Специалисты дают рекомендации родителям, которые повысят эффективность коррекционной работы.

Рекомендации

Пальчиковые игры полезны для развития речи ребенка

Родители могут предупредить возникновение некоторых нарушений, не связанных с недоразвитием речевых центров головного мозга. Или повысить эффективность коррекционной работы. Для этого нужно соблюдать несложные рекомендации:

  1. С первых месяцев жизни общайтесь с малышом, чаще используйте интонацию. Хвалите его и поощряйте к общению.
  2. Четко произносите все звуки − малыш будет слышать произношение и видеть правильную артикуляцию.
  3. Проводите пальчиковую и артикуляционную гимнастики. Сопровождайте их картинками.
  4. На прогулке с малышом рассказывайте о том, что вас окружает.
  5. Спрашивайте у детей о том, как прошел их день, просите их делиться впечатлениями.

Старайтесь уделять ребенку больше внимания, а так как родители у него пользуются уважением, он захочет быть на них похожим. Следите за своей речью, как вы общаетесь. Если вы будете соблюдать эти несложные рекомендации, то у ребенка не будет трудностей в общении, а его речь будет правильной и красивой

Источник

Читайте также:  Упражнения и игры для физического развития ребенка