Портрет ребенка 5 лет

Портрет ребенка 5 лет thumbnail

Психологический портрет ребенка дошкольного возраста 5-6 лет

— способны различать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева и т. п.);

— способны различать и выделять простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т. п.) и сочетания фигур;

— способны к классификации фигур по форме, величине;

— способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом;

— 1-2 одновременно воспринимаемых объекта;

— способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры из деталей;

— продолжает совершенствоваться восприятие цвета;

— воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов..

1.2 Особенности памяти

— продуктивность запоминания в игре значительно выше;

— появление первых специальных перцептивных действий, направленных на запоминание или припоминание;

— для запоминания чаще используется простое повторение;

— преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии;

— способны удерживать в памяти большой объём информации.

1.3 Особенности внимания

— способны к произвольному вниманию;

— устойчивость произвольного внимания 10-15 минут и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка;

— способны к произвольному запоминанию;

— умеют принять и самостоятельно поставить мнемическую задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании наглядного и словесного материала;

— легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения;

— способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка);

— не способны быстро и часто переключать внимание с одного объекта, вида деятельности на другой.

1.4 Особенности мышления

— способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей;

— проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов;

— с удовольствием воспринимают любую новую информацию;

— имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.

— наиболее характерно и эффективно наглядно-образное и действенно-образное мышление;

— доступна логическая форма мышления;

— продолжает развиваться образное мышление;

— совершенствуется обобщение – основа словесно логического мышления.

1.5 Особенности воображения

овладевают активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её;

— образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность;

— начинают различать действительное и вымышленное;

— действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре: перед игрой рождается её замысел и сюжет.

1.6 Особенности моторики

— способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов;

— высокая степень развития произвольности движений;

— способны воспроизвести движение по словесной инструкции в отсутствие предмета, в связи которым оно формировалось;

— совершенной становится крупная моторика: хорошо бегают на носках, прыгают через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катаются на двухколесном велосипеде, на коньках;

— появляются сложные движения: способны пройти по неширокой скамейке и перешагнуть через небольшое препятствие, отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд; 

— ловкость и развитие мелкой моторики.

1.7 Особенности речи

— складывается планирующая функция речи: речь начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач;

— мыслительные действия переходят во внутренний план, появляется внутренняя речь;

становится нормой правильное произношение звуков;

— сравнивая свою речь с речью взрослых, могут обнаружить собственные речевые недостатки;

— свободно используют средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело или торжественно, способны регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).

— начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова;

— словарь активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности;

— учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью;

— способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

— круг чтения пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны;

— доступно чтение с продолжение;

— свободно называют свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

1.8 Особенности работоспособности

— могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.);

— развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения усилий на протяжении достаточно длительного времени).

Читайте также:  Лэп у ребенка 5 лет

2. Особенности общения и поведения

2.1 Взаимодействие со сверстниками

— повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками;

— свои предпочтения объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть») или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся»);

— общение становится менее ситуативным;

— охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д.

— способны внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей.

2.2 Взаимодействие со взрослыми (педагогами, родителями)

— появляется новая форма общения с взрослым: внеситуативно личностная;

— содержание общения становится внеситуативным, т.е. выходящим за рамки непосредственно данной ситуации, более теоретическим;

— взрослый – источник знаний;

— взрослый — образец социальных отношений, источником знаний о смысле и нормах человеческой деятельности;

— задают вопросы об отношениях и моральных нормах;

— важно соотнесение своих переживаний, суждений и оценок с мнением взрослого;

— — интерес к миру взрослых, стремление быть похожими на них;

— установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми.

2.3 Соблюдение социальных и этических норм

— возрастает сознательное отношение к своему поведению и контроль за ним;

— переход от импульсивного поведения к произвольно регулируемому на основе усвоенного образца;

осознают общепринятые нормы, правила поведения и обязательность их выполнения;

— соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию) во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

    1. Саморегуляция поведения

— способны к волевой регуляции поведения на основе внутренних побуждений и установленных правил;

— способны проявить настойчивость, преодолевать трудности;

— возрастает произвольность поведения;

— способны планировать и выполнять сложные последовательности действий;

— способны преодолеть побудительную силу ситуативных воздействий и стереотипных реакций;

— способны сознательно определять свои действия.

3. Особенности игровой деятельности

    1. Особенности мотивации

— интерес к новым видам деятельности;

— познавательные интересы;

— мотивы личных достижений, признания, самоутверждения.

3.2 Взаимодействие с партнером в игре

— формируют устойчивые игровые объединения из 3-4 человек;

— роль в игре не только называется, присутствует развернутая ролевая речь, обращенная к другим участникам игры.

3.3 Особенности игровой деятельности

— в игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры;

— ролевое поведение в игре регулируется правилами, которые составляют ядро роли;

— содержанием игры становятся отношения между людьми, создаются модели этих отношений;

— в игре много действий, которые передают ролевые отношения ребенка к другим участникам игры;

— речь раскрывает сущность ролевых отношений;

— действия в игре свернутые, короткие, одно действие сменяется другим, образуя динамичный длинный сюжет;

— стремление как можно больше узнать о том, во что играют;

— эпизоды из сказок, кино и мультфильмов, общественные сюжеты занимают в игре основное место.

— пытаются контролировать действия друг друга — указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж;

— при конфликтах в игре объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила;

— при распределении ролей для игры возникают попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»);

— согласование действий, распределение обязанностей возникает по ходу самой игры.

4. Особенности эмоционально-личностной сферы

4.1 Личностные характеристики

— оценивают личностные качества сверстников, взрослых и сравнивают себя с ними;

— формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии);

— при обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки — на такие, как сила, способность заступиться за другого.

— преодоление эгоцентрической позиции: способны встать на позицию другого.

4.2 Отношение к себе (самооценка и принятие себя)

— происходят изменения в представлениях ребёнка о себе;

— становятся существенными оценки и мнение товарищей.

4.3 Особенности эмоциональной сферы (страхи, переживания, состояния)

— стремятся познать себя и другого человека как представителя общества;

— постепенно начинают осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей;

— совершают положительный нравственный выбор, начинают употреблять более точный словарь для обозначения моральных понятий — вежливый, честный, заботливый и др.

— эмоционально переживают не только оценку поведения другими, но и соблюдение норм и правил, соответствие поведения своим морально-нравственным представлениям. —

Источник

Консультация для родителей

 «Возрастные особенности детей 5–6 лет»

«Возрастной портрет ребёнка»

Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы. Каждый ребёнок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития. Но всё же, есть нечто общее:

— Возраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной группы. По средним данным, рост ребенка 5 лет, составляет около 106,0—107,0 см, а масса тела — 17,0—18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц — 200,0 г, а роста — 0,5 см. е, что позволяет охарактеризовать детей, — это возрастные особенности.

Читайте также:  Что сказать ребенку 5 лет при разводе

«Социальное развитие»

Социальное развитие ребёнка 5-6 лет процесс, во время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которому принадлежит малыш. Общаясь со сверстниками и взрослыми, играя, занимаясь, маленький человек учится жить по определённым неписаным правилам, учитывать интересы других людей, нормы поведения».

Развитие личности

Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

• Желает показать себя миру.

• Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения.

• Постепенно переходит от сюжетно — ролевых игр к играм по правилам.

В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре.

• Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.

• Стремится к большей самостоятельности.

Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.

• Очень хочет походить на значимых для него взрослых.

Поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры.

Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.

• Может начать осознавать половые различия.

По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.

• Начинает задавать вопросы, связанные со смертью.

• Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

Какие особенности должны присутствовать у детей 5-6 лет, чтобы социальное развитие было успешным?

• способность играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры.

• способность сосредоточенно работать 10-15 минут;

• способность оценить качество своей работы в общем;

• умение планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок;

• способность самостоятельно исправить ошибку в своей работе;

Игры

• Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли.

Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.

Источник

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 377»

Контрольная  работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воспитатель: Луковникова Ирина Юрьевна

 Довгяло Валерий Казимирович

ПЕРМЬ 2018

        Возрастной период старшего дошкольного возраста с 5 до 6 — 7 лет. В этот период различные формы взаимодействия с окружающими начинают играть все более важную и определяющую роль в его психологическом и социальном развитии. Окончательное становление внеситуативного, а также познавательного общения складывается уже к 5 годам. Задавая вопросы, ребенок ненавязчиво готовит себя к школьному обучению. Теперь взрослый для него – не только значимый авторитет в поведенческой сфере, но и важнейший источник знаний и помощник в усвоении представлений об окружающем мире. Поэтому в это время как никогда важно уделять максимально времени и внимания познавательному общению, расширяющему границы познания ребенка. Делать это можно как в традиционной, так и игровой форме. Важно также не давать на детские вопросы прямые ответы, но и позволить ребенку самостоятельно принять участие в поиске знаний, чтобы дать ему шанс почувствовать радость открытия.

        Влияние коллектива сверстников на ребенка становится еще более ощутимым. Теперь совершая то или иное действие, он начинает обращать внимание не на реакцию отдельно взятого человека, но и детскую группу в целом. Потребность ощущать себя в качестве части целого усиливается и со временем будет возрастать. Таким образом видно, что в наиболее широком смысле социальную ситуацию дошкольного возраста характеризуют растущая автономность ребенка от его семьи, растущая значимость в жизни ребенка его сверстников и детского коллектива в целом, усложнение форм общения и взаимодействия. Ребенок приобретает новый социальный опыт.

        Ведущей деятельностью для старшего дошкольного возраста, является игра. Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил, жестко контролируется дошкольником. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью. Моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека. Игры становятся сложными, порой имеют особый смысл, не всегда доступный взрослому. При этом дети способны полностью отслеживать все игровое поле, всех участников игры и изменять свое поведение или роль в зависимости от необходимых игровых действий.

        Основные новообразования личностного развития старшего дошкольного возраста является:

Читайте также:  Гнойный отит у ребенка 5 лет лечение

        1.Формируется устойчивая структура мотивов (игровые, познавательные, соревновательные, нравственные и др.), зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, в признании сверстников, потребность быть лучшим, поступать в соответствии с этическими нормами и др.), возникает новый тип мотивации — иерархия мотивов. Ребенок в некоторых ситуациях уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так, как хочется в данный момент, а так, как «надо». Но это возможно не потому, что в данном возрасте дети уже умеют сознательно управлять своим поведением, а потому, что их нравственные чувства обладают большей побудительной силой, чем другие мотивы. Иначе говоря, детей старшего дошкольного возраста характеризует своеобразная «непроизвольная произвольность», которая обеспечивает устойчивость поведения и создает единство их личности 
        2. Возникновение первичных этических инстанций. Формирование этических оценок и представлений идет по пути постепенного дифференцирования слитых воедино непосредственного эмоционального отношения и моральной оценки. Исходя из моральной оценки поступка взрослым, дошкольник устанавливает связь между понятиями «хорошо» и «плохо», а также своим действием. На основе этого ребенок относит свои поступки к хорошим или плохим.
        3. Формирование самосознания. Наиболее ярко проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний. Сначала ребенок учится правильно оценивать других, затем начинает сравнивать свои поступки, качества с возможностями, поступками других. К концу старшего дошкольного возраста ребенок начинает осознавать свое место среди людей и свои переживания, формируется устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху или неудаче в деятельности. Содержанием самооценки является состояние умений, связанных с выполнением практической деятельности, и моральные качества, выражающиеся н подчинении или неподчинении правилам поведения. Таким образом, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от отделения себя от взрослого к открытию своей внутренней жизни и самосознанию 
        4. Произвольность повеления и возникновение воли как способности к управлению повелением. В старшем дошкольном возрасте поведение ребенка из импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами и правилами. Ребенок начинает контролировать свое поведение, сравнивая его с образцом, т.е. возникает произвольное поведение. Появление воли связано с развитием целенаправленности действий, установлением отношения между целью и мотивом, возрастанием регулирующей роли речи в выполнении действий. На протяжении дошкольного возраста под влиянием взрослых ребенок постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия. Но, хотя такое подчинение и возникает в дошкольный период, сформировано оно еще не полностью и требует подкрепления внешними обстоятельствами (в частности, присутствием взрослого).

Основные новообразования познавательного развития старшего дошкольного возраста:
        1. Центральное новообразование познавательной сферы дошкольника — развитие воображения. Данный процесс становится возможным благодаря речи и происходит вместе с ней. Основная особенность развития воображения — постеленное обособление мира фантазии от реальности. Если в младшем и среднем дошкольном возрасте воображение тесно слито с реальностью, фантазии детей по большей части непроизвольны, то в старшем дошкольном возрасте дети могут заранее планировать замысел и основную идею своего произведения, т.е. появляется преднамеренное, произвольное воображение. В дошкольном возрасте должно целенаправленно развиваться как репродуктивное, так и творческое воображение, так как уровень символической функции воображения обусловливает степень внутренней готовности к школе. Если уровень развития этого новообразования не достиг такого, который достаточен для перехода ребенка к школьному обучению, то переход ребенка в условия учебной деятельности является преждевременным.
        2. Развитие модально-образных форм мышления и усвоение средств познавательной деятельности. В умственном развитии дошкольника важное значение имеет наглядно-образное мышление, которое и определяет успешность перехода к более сложным, понятийным его формам, характерным для учебной деятельности. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится выделять существенное в явлениях окружающей действительности, находить причины явления, делать выводы, устанавливать простейшие закономерности. Основа формирования общих умственных способностей дошкольника — наглядное моделирование, которое в наибольшей степени соответствует специфике наглядно-образного мышления. Усвоение средств и способов решения познавательной задачи меняет характер детского мышления. К концу дошкольного возраста в развитии данной способности намечается переход от эгоцентризма к децентрации, что и подводит ребенка к элементарно научному восприятию мира. Но хотя модельно-образные формы мышления и достигают высокого уровня обобщенности, до конца дошкольного возраста они остаются прежде всего образными формами.
        3. Развитие памяти и произвольного восприятия, внимания н запоминания. Центральной психической функцией, определяющей в дошкольном возрасте развитие всех психических процессов» является память. Именно благодаря ей происходят вес существенные изменения, характеризующие развитие познавательной сферы старшего дошкольника, В целом на протяжении всего периода преобладает непроизвольная образная память. Но постепенно с возрастанием регулирующей и планирующей функции речи» со становлением произвольных механизмов поведения в старшем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольность психических процессов. Сначала сознательная цель — сосредоточиться. запомнить что-то начинает выделяться ребенком в игре» затем под влиянием взрослых» при специальном обучении логическим приемам ребенок начинает сам управлять своим вниманием и памятью.

Источник