Портфолио ребенка от 1 года до 3 лет
Структура детского портфолио 3-5 лет для детского сада. Рекомендации по составлению, советы.
Не для кого не секрет, что в детских садах приветствуется ведение портфолио. Сейчас стало не просто модно, а уже необходимо делать детское портфолио даже при поступлении детей в детский сад!
Портфолио ребенка 3, 4, 5 лет — это своеобразная копилка успехов вашего малыша по основным направлениям его развития.
Критерии, которые представлены в примерных основных общеобразовательных программах «Истоки» (М., 2011), «От рождения до школы» (М., 2010), переработаны в соответствии с Федеральными государственными требованиями к обязательным общеобразовательным программам для дошкольных учреждений.
Ведение портфолио поможет вам установить более близкие отношения с ребенком, проводить больше времени вместе, создаст атмосферу общности интересов, и вы сможете своевременно отмечать успехи малыша, поддерживать интерес к различным видам деятельности по следующим направлениям:
— социально-личностное развитие,
— познавательно-речевое развитие,
— физическое развитие,
— художественно-эстетическое развитие.
Вы поможете ребенку формировать инструмент самопознания «Какой Я», приобретете опыт, который пригодится вам в дальнейшем.
Портфолио пригодится родителям, гувернерам, педагогам, а самое главное — самим малышам!
В портфолио вы можете вложить лучшие рисунки, фотографии поделок, наблюдений, записи о словарном запасе ребенка, его растущие навыки.
Каким будет портфолио?
Детское портфолио непременно должно быть красочным и ярким. В идеальном случае оно станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.
Объясните малышу, что за «волшебную книжку» вы вместе начинаете собирать и для чего. Не надо опасаться, что ребенок «не поймет» или «быстро охладеет».
Поймет! Уже c 3-летнего возраста все без исключения малыши любят яркие книги.
Не охладеет! Книжка о себе самом — самая интересная. Она «с восторгом примет» все творческие работы, с «особым вниманием отнесется» к удивительным фантазиям, а через некоторое время «с любовью напомнит» о том, «каким еще год назад ты был маленьким!»
Титульный лист
Титульный лист для детского портфолио — это практически то же, что красивый костюм на праздник. Это своеобразное лицо всей работы. Взяв в руки папку и посмотрев на титульный лист, у воспитателей или ваших друзей уже складывается первое мнение не только о малыше, но порой и обо всей семье, которая принимала участие в оформлении портфолио.
Не стоит титульный лист портфолио для детского сада перегружать информацией. Для нее найдется множество интересных страниц внутри, где все можно будет расписать красочно и содержательно. А вот взглянув на работу даже мельком, зритель должен почерпнуть информацию о том, кто хозяин такой увесистой, роскошной папки, сколько ему лет и где он проживает или учится. Конечно, приятно, если рядом с данными лаконичными сведениями будет размещаться фото самого обладателя детского портфолио.
Оформить первый лист многие предпочитают на компьютере, хотя ребенку хочется внести и свою частичку в создание этого документа. Разве может испортить титульный лист маленькое солнышко, которое будет нарисовано с большим старанием и любовью? Позвольте ему тоже принять участие в творческом процессе, тогда ребенок будет ощущать, что он, как и мама, может гордиться красиво оформленной папкой, ведь он тоже в ней рисовал.
Раздел 1. «Мой мир» («Портрет»)
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка.
– Моё имя (информация о том, что означает имя, почему родители выбрали именно это имя; если у ребёнка редкая или интересная фамилия, можно пояснить, что она означает), можно привести значение характера и предрасположенностей по гороскопу.
– Моё имя при крещении (если ребенка крестили, то часто ему дают второе имя, соответствующее вероисповеданию)
– Моя семья (здесь можно рассказать как зовут маму, папу, братьев, сестер, бабушку дедушку или поместить рисунок родового дерева)
– Мои друзья (фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях)
– Где я живу (рассказать о своём родном городе, о его интересных местах в фотографиях и описаниях)
– Мой детский сад (рассказать в какой детский сад и группу ходит ребенок)
Раздел 2 – «Мои любимые занятия и игры.»
— Чем мы занимаемся с мамой (бабушкой, в детском саду, в кружке и т.д.)
— Мои любимые игры дома и в детском саду (можно рассказать о играх, которым отдает предпочтение ребенок: кубики, мозаика, детское домино и пр.):
– Мои занятия по системам раннего развития Монтессори, Домана, Зайцева, Никитиных, Вальфдорской педагогики и пр. (можно привести пример нескольких самых любимых занятий)
– Мои любимые книги (перечислить названия и авторов детских книг, которые нравятся ребенку)
– Я люблю заниматься (перечислить занятия, которые нравятся ребенку: читать, рисовать, лепить, танцевать и пр.)
– Мои прогулки (занятия и игры на свежем воздухе)
Раздел 2 – «Мои праздники»
В этот раздел можно включить фотографии с проведенных дней рождений, фотографии праздников в детском саду: 8 марта, Новый год и пр.
— 4-ый День рождения
— 5-ый День рождения
— 6-ой День рождения
Раздел 4 – «Я расту»
Этот раздел может включать рубрики:
«Динамика физического развития»
В данном разделе отражаются данные антропометрических измерений. Их можно оформить в виде интересных графиков, диаграмм, рисунков или таблиц. Здесь интересно поместить не только сведения о росте и весе ребенка, но и размер ладошки или очертание ступни.
Так же в этот раздел можно включить фотографии ребенка в дни его рождения.
1. Показатели физического развития | 3 года | 4 года | 5 лет |
Рост, см | |||
Вес, кг |
2. Моя ладошка (на этой странице можно обвести ладошку ребенка в день его рождения и смотреть каждый год как она выросла)
«Динамика общего развития»
(социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие).
– Устами младенца (интересные слова, фразы, высказывания малыша)
– Я знаю буквы
– Я читаю в 3, 4, 5 лет (по буквам, по слогам, по словам)
– Я умею считать в 3, 4, 5 лет (до 10, десятками, сотнями)
– Моя любимая песенка
– Мое любимое стихотворение
– Я играю на музыкальных инструментах
– Я танцую
– Мир вокруг меня
– Мир внутри меня
«Творческое развитие»
(включает в себя рисунки, фотографии творческих работ, фотографии участия в театральных постановках садика или клуба, который посещает ребенок)
-рисунки в разных жанрах (акварель, гуашь, пастель, восковые мелки и пр.)
-лепка (пластилин, глина, скульптурная масса)
-аппликация
-конструирование
-фотографии поделок (из бумаги, картона, природных материалов и пр., участие в выставках)
-театральные постановки (перечислить роли, приложить фотографии)
«Мои рекорды»
Наполните данный раздел грамотами или дипломами, которых очень много получают дети в детском саду. Чтобы у малыша был стимул стараться, можно и дома награждать его за участие в различных играх или конкурсах с друзьями.
Лучше расположить содержимое этого раздела в хронологическом порядке.
Сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях, праздниках и мероприятиях и пр.
Материалы этого блока позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения.
Раздел 5 – «Мои впечатления»
Сведения о посещении театра, выставки, музея, похода, экскурсии.
-Мои путешествия
-Мои открытия
-Мои экскурсии
-Впечатления о посещении театров, выставок
Раздел 5– «Отзывы и пожелания»
(в произвольной форме)
– Воспитателей
– Родителей
– Педагогов дополнительного образования
Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом его стараний. Здесь можно написать отзыв или пожелание, возможно рекомендации, как педагогом, так и родителем как по итогам учебного года, так и по участию в каком-либо мероприятии.
Памятка для педагогов ДОУ по ведению портфолио
1. Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио.
2. Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).
3. Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.
4. Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!!
5. Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).
6. Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ребенка которому принадлежит портфолио.
7. Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.
8. Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ребенка, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.
Шаблоны портфолио для детского сада 3, 4, 5 лет, детского порфолио.
Данные шаблоны помогут родителям и детям в создании индивидуального красочного портфолио. Выберете тот шаблон, который лучше подходит для вашего ребенка. Скачивание бесплатное и платное, в зависимости от качества и уникальности портфолио. Бесплатное скачивание возможно только с условием использования исключительно в личных целях ребенка.
Не допускается публикация архивов и листов шаблонов на других сайтах и блогах!
© Мама в
сети. Все портфолио выложены для использования исключительно в личных целях. Запрещается использование портфолио в коммерческих целях, а также публикация на других ресурсах. Авторское право принадлежит сайту «Мама в сети» www.maminsite.ru.
Скачивая портфолио, вы соглашаетесь с данными условиями
Источник
Варламова Юлия Сергеевна МДОУ «Детский сад № 47» РФ, г. Копейск »
Педагогу необходимо всегда организовывать работу с воспитанниками содержательно, используя современные педагогические технологии, разнообразные формы и методы. Одной из таких форм является введение портфолио ребенка в практику дошкольной образовательной организации, смысл которого заключается в больших возможностях совершенствования процесса обучения и воспитания. Благодаря портфолио все участники образовательных отношений смогут увидеть индивидуальные особенности ребёнка, его интересы, возможности и, соответственно, корректировать стиль и направленность общения с ним.
Мы рекомендуем
провести анкетирование семьи, вопросы могут варьироваться, дополняться или уменьшаться на усмотрение педагога и индивидуальных особенностей работы:
1. ФИО ребёнка, дата рождения. В честь кого назвали, или почему Вам нравится это имя?
2. Как готовились к воспитанию Вашего ребенка? Как распределены роли воспитания у других членов Вашей семьи?
3. Чем руководствуетесь при выборе игрушек ребенку?
4. Важны и Вам советы педагогов и как часто вы хотели бы получать от них консультацию?
5. Как Вы проявляете любовь к своему малышу?
6. Проявляете ли Вы строгость к своему ребенку? Можно ли испортить ребёнка излишней опекой?
7. Необходимо ли портфолио в дошкольном возрасте? Почему?
8. Обращали ли Вы внимание на портфолио в своем или чужом окружении?
9. Какое бы Вы положили начало в оформлении портфолио вашего ребёнка?
10. Видели ли Вы готовые портфолио дошкольника? 11. Как часто Вы занимаетесь с ребенком продуктивной деятельностью? Приведите примеры.
12. Используете ли Вы продукты творческой деятельности своего ребёнка для украшения Вашего дома, или в подарок близким людям?
13. Является ли последовательность, основным принципом оформления портфолио?
14. Будете ли Вы содействовать Вашему ребёнку в оформлении портфолио? Всей семьей?
После анкетирования наступает самый важный и ответственный этап сбора информации. Привлечение родителей и всех участников образовательных отношений превращается в занимательный, добрый и весёлый процесс. Сбор фотографий ребенка, его творческих работ, отзывов воспитателей, «похвальных листов», свидетельств и материалов, содержащих моменты роста ребенка, отражающие весь период пребывания ребенка в дошкольной образовательной организации. Данный этап заключается в объемности и трудоёмкости работы, так как также отражает взаимодействие других специалистов детского сада. Портфолио дошкольника приобретает значение, когда позволяет усиливать развивающую сторону образовательного процесса. Возможности портфолио в этом смысле можно выявить по нескольким компонентам.
Прежде всего, портфолио способствует росту саморегулируемого поведения. Важный вклад при этом вносят родители и воспитатели, которые участвуют в составлении портфолио. В совместной деятельности ребенка дошкольного возраста и взрослых зарождается и осознается совместное и обоюдное регулирование поведения ребенка. В процессе работы над портфолио естественным образом создаются ситуации, когда детям и взрослым приходится обсуждать различные проблемы, сомневаться по разным поводам, советоваться и находить компромиссы. А это все становится точкой приложения воли ребенка и ответственности за собственный рисунок поведения.
Кроме того, работа над портфолио создает возможности для развития общения и коммуникации, поскольку может создать почву для вне ситуативно-личностной формы общения ребенка дошкольного возраста с авторитетными взрослыми. Составляя портфолио, дошкольник обязательно обращается к взрослым, постигает отличия в компетентности детей и взрослых, осваивает социальные контексты, способы обмена сообщениями и навыки субординации. Все это позволяет ребенку удерживать нить общения и даже влиять на ход и результат коммуникативного процесса.
Еще один важный момент при создании портфолио ребенка дошкольного возраста — углубление его ориентировки в социальных связях и отношениях, так как он включается в актуальные ситуации взаимодействий. И наконец, оформление портфолио позволяет формировать у ребенка дошкольного возраста рефлексию. Нужно отметить, что рефлексия в дошкольном возрасте находится в зарождающемся состоянии, и всевозможные способы ее актуализации с помощью портфолио привнесут новизну и разнообразие в построение образа « Я » растущего человека.
Портфолио — эффективный способ обогащения и демонстрации индивидуальных, творческих, образовательных достижений его владельца.
Составление портфолио — это не просто формирование альбома для фотографий домашнего архива, это процесс помогающий взаимодействию семье и дошкольной образовательной организации в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
Статья из электронного сборника статей по материалам I Международной научно-практической конференции (г. Москва, 17 июля 2020 г.) «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ «. 2020 г. Аннотация: портфолио является своеобразным сборником личных событий ребенка дошкольного возраста в разнообразных видах деятельности, его положительных эмоций, однако часто собрание папки достижений малыша вызывает трудности у взрослых. В статье предлагаются рекомендации с чего начать составление данного «детского документа».
Ключевые слова: портфолио ребёнка, дошкольная образовательная организация, анкетирование.
Видеозапись конференции будет опубликована на youtube-канале МЭО
Москва • Издательский дом «МЭО-Академия»
Казань • Издательство «Бук» 2020
Источник
Портфолио дошкольника
Портфолио дошкольника — это своеобразный маршрут его развития, это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни ребёнка.
Портфолио дошкольника – это всегда портфолио-собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он выразил свои интересы, желания, мечты.
Портфолио дошкольника – это накопительное портфолио, «книжка обо мне» — так его называют дети.
Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должно привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы. Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, это позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами.
Для чего же и кому нужно Портфолио, если оно не имеет официальной силы и не требуется при поступлении учебные заведения? Прежде всего, оно необходимо самому ребенку, для прослеживания динамики своих достижений. Также сбор материала для Портфолио приобщает ребенка к творческому процессу, к некоторому созиданию и формированию своего имиджа. Для родителей Портфолио представляет сборник ценной информации о своем ребенке, позволяющий судить о его развитии.
Цель Портфолио
Существует ряд функций портфолио: диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени), содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ), рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др. Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.
Задачи
- Поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
- Создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;
- Поощрять его активность и самостоятельность;
- Формировать навыки учебной деятельности;
- Содействовать индивидуализации образования дошкольника;
- Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации
- Укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.
Условия достижения цели при создании Портфолио
- Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.
- Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:
- для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.);
- накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;
- тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, «Моё домашнее животное», «Лето — весёлая пора» и т. д.
- Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
- Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
- Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.
- Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).
Виды портфолио
Портфолио может иметь несколько видов, на выбор родителей:
1. Электронное портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
2.Портфолио-раскраска.
Не накопитель достижений, а продукт детской деятельности и творческого процесса. Портфолио создает сам ребенок (раскрашивает страницы, наклеивает готовые изображения). Содержание рубрики заполняет информацией педагог или родители.
3.Печатное портфолио . Создаётся в виде папок, картотек.
Принципы работы по составлению портфолио:
- Первый принцип – единство всех сфер духовной жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной, коммуникативной.
- Второй принцип – это совместная деятельность и общение взрослого и ребёнка как движущая сила развития. Основой такого общения становится взаимный поиск пути друг к другу и к контакту с внешним миром, который опирается не на нотации, замечания, нравоучения, а на совместное переживание минут радости, огорчений, открытий.
Этапы работы по составлению портфолио
1.Постановочный.
Определить цель его создания, функциональные обязанности участников образовательного процесса, структуру портфолио (какие страницы, их название и др.) определяют дети и взрослые совместно, в зависимости от интересов и индивидуальных особенностей.
2.Поисковый :
2.1 Сбор информации
Оформление портфолио различно, особенно индивидуальны портфолио, составляемые с родителями. Предложить варианты разделов и рубрик, продумать возможное их содержание. В ходе работы могут появиться новые рубрики, предлагаемые детьми или взрослыми на основе интересных событий или проявлений ребенка.
2.2.Индивидуальная работа с детьми (дети имеют возможность обменяться мнениями, обсудить материалы друг друга, выслушать предложения, поделиться своими успехами).
2.3.Взаимодействие с родителями (консультативная помощь родителям по оформлению и заполнению страничек портфолио).
3. Заключительный
Провести семинары-практикумы, беседы, индивидуальные разговоры с родителями и педагогами.
Алгоритм работы по составлению портфолио
- Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
- Определение вида портфолио: вид портфолио может быть предложен педагогом, родителем или выбран по желанию детей.
- Определение временного отрезка, во время которого будет собираться информация.
- Определение структуры портфолио: общее количество рубрик, из них часть – обязательные, которые должны быть у каждого, часть — по выбору автора.
- Определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с родителями, детьми и педагогом (наличие всех обязательных рубрик, аккуратность выполнения работы и т.п.)
- Презентация.
Критерии оценивания
Значимость для ребенка, его родителей, педагогов
Творческий подход к оформлению
Интерес и желание ребенка
Взаимодействие с семьей
С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.
Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Важно научить родителей наблюдать, замечать все новое и интересное и, непременно, фиксировать, записывать.
Структура создания портфолио дошкольника
- Четкой структуры создания портфолио не существует.
- Она подбирается исходя из индивидуальных возможностей и интересов ребенка.
- Главное условие– портфолио должно быть ярким и красочным, в идеальном случае, оно станет любимой книжкой с картинками для ребенка и предметом гордости для его родителей.
Источник