Понятие ребенок с нормой речевого развития
Многих родителей малышей волнует вопрос, всё ли в порядке с их ребенком. Или нормально то, что малыш не говорит в 2 года. Иногда детские неврологи говорят мамам детей-молчунов, что отсутствие речи в 3 года — ничего страшного. Я хочу рассказать о нормах речевого развития, опираясь на периодизацию Б. М. Гриншпуна.
Он выделил 2 периода
1. Доречевой.
Крик — первый звук, который появляется у ребенка после рождения. Он может быть сильным, слабым, появиться сразу или после каких-то врачебных манипуляций.
3-6 месяцев — гуление. Ребенок начинает произносить серии звуков, обычно певучие, гласные (а-а-а), но могут слышаться и согласные звуки (а-а-а-о-о-о-м-м-м). Гуление у детей всего мира одинаково. Это биологическая программа. Гуление есть даже у глухих детишек.
6-12 месяцев — лепет. Появляются слоги (ба-ба-ба, па-па-па, ма-ма-ба). Это еще не первые слова, так как произносимое «ба-ба» не несет никакого смысла для ребенка. Лепет может быть слабым или активным, во многом лепет зависит от людей, которые окружают малыша. Дефектологи отмечают, что у детишек-отказников лепет не такой продуктивный, как у детей, с которыми играют родители. Взрослым надо понимать, что лепет — это важный этап в развитии ребенка, от которого во многом зависит собственно речевой этап. Поэтому так полезно агукать с малышом, повторять его лепетные словечки, эмоционально, громко и радостно. Чем больше взаимодействия и речевого общения с малышом на «его» языке, тем лучше. В этот же период ребенок начинает различать интонации, поэтому важно говорить ласково, с любовью.
Отмечу, что лепет может отсутствовать у детей с аутизмом, глухих детей. Может запаздывать у детей с интеллектуальной недостаточность и у алаликов.
К году ребенку нужно дать возможность самостоятельно есть: жевать небольшие кусочки еды (не протертую еду, а твердую), пробовать самостоятельно пользоваться ложкой, пить из кружки (да, малыш еще неуклюжий, пачкается, но ему уже пора начинать самостоятельно кушать). И еще важный момент — дыхание, оно должно быть через нос, а не рот. Если ребенок дышит ртом, нужно обратиться к лору. То, как работают мышцы артикуляционного аппарата и то, как дышит ребенок тесно связано с речью. У детей с ротовым дыханием и неразвитыми мышцами могут быть проблемы с речью.
К 12 месяцам у ребенка должно быть 8-12 слов (например, мама, папа, баба, ку-ку, му). Если у вашего ребенка нет 8 слов в год, но при этом ребенок контактный, знает жест «пока», «дай», то можно подождать еще полгода, до 1,5 лет.
Если же в год у ребенка отсутствуют жесты, он не любит играть, то можно заподозрить аутизм, снижение слуха или «сенсорный компонент» (ребенок не понимает речь, в будущем может быть сенсорная алалия). С такими детками надо начинать заниматься как можно раньше.
2. Речевой период
1-1,5 года. В 1,5 года обязательно должны появиться первые слова. Если их нет, нужно обратиться к логопеду за консультацией.
В 1,5 года ребенок уже хорошо понимает речь и может выполнить простую просьбу: «Принеси кружку», «Погладь кису». У ребенка появляются согласные звуки п, б, м, н (гласные а, у, о, и, э уже есть). В словаре ребенка от 70 до 100 слов. Ребенок хорошо произносит простые слова (мама, папа, дядя, тётя, киса и т. д.).
1,5-2 года. Ребенок активен, его словарный запас растет: к двум годам — около 200 слов. Дети пытаются общаться со взрослыми, если не хватает слов, они используют жесты, самый популярный — указательный жест. Появляются первые глаголы, например, «дай», и более сложные слова по структуре: из 3 слогов (кубики, молоко). Дети уже могут произносить звуки в, ф, г, к, х и даже ль. Малыш вправе смягчать согласные, ведь и взрослые с ним сюсюкают. А детки говорят так, как слышат.
В 2 года уже формируется фонематический слух — способность различать звуки. Если перед ребенком поставить стол и стул и попросить его показать, где стул и где стол, он справится. Хотя такие задания могут быть сложны для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
2-3 года. Словарный запас уже очень большой — около 1000 слов. В этом возрасте дети различают единственное и множественное число сущ. (муха — мухи), женский и мужской род (моя мама, мой папа) и активно пытаются употреблять все эти формы в речи, но иногда допускают ошибки — это нормально. В речи ребенка появляются полноценные длинные предложения, появляются союзы «когда» и «почему».
Период интересен словотворчеством ребенка: продавец = продаватель (как и «покупатель»), курица окурилась (по аналогии «кошка окатилась»). Словотворчество — важный показатель нормального речевого развития ребенка. У детей с умственной отсталостью и аутизмом словотворчества нет.
Период 3 лет заканчивается кризисом. Ребенок хочет стать независимым от мамы, превращается в маленького непоседу и нехочуху.
После 3 лет наступает дошкольный период, в 5-6 лет ребенка начинают готовить к школе. Речь детей уже становится правильной, а в 7 лет она ничем не отличается от речи взрослых.
Источник
Речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка, при этом она важна сама по себе. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых в области психологии, логопедии, дефектологии указывают на то, что речь неразрывно связана с другими психическими процессами (память, внимание, воображение и особенно мышление). К большому сожалению, именно нарушения речи являются наиболее распространенными и требуют своевременного вмешательства специалистов, в частности логопеда.
+
Спросите врача онлайн
Гарантированный ответ в течение часа
Как же в норме развивается речь ребенка?
Каждый родитель задается этим вопросом, но не каждый находит на него ответ. Развитие речи ребенка – это не только звукопроизношение, но и словарный запас, умение составлять предложения, выражаться грамматически правильно (например, при согласовании слов или при употреблении местоимений и глаголов прошедшего времени) и т.д. Посмотрим же, что и как должен говорить ребенок в каждом возрасте.
Возраст | Развитие речи |
Новорожденный (0-1 месяц) | Крик. Ребенок реагирует на обращенную к нему речь, на интонацию (на ласковую – радуется, на резкую – плачет). |
Грудной 1-3 месяца | Примерно к 2 мес. Появляется гуление, т.е. ребенок издает отдельные звуки и прислушивается к ним (а-а-а, о-о-о, м-м-м). Все дети мира гулят одинаково и не отражают особенностей той языковой системы, к которой принадлежат (дети англичан, русских, японцев и т.д.) |
3-6 месяцев | С 3 мес. у малышей развивается лепет (агу-гу, ба-ба-ба и т.п.). В этот момент ребенок начинает усваивать определенные фонетические нормы «своей» языковой системы. С 5 мес. Дети пытаются подражать артикуляции взрослых. Многократное повторение отдельных звуков или слогов закрепляет двигательный навык. |
6-9 месяцев | Начиная с 6 мес. малыш активно путем подражания произносит отдельные слоги (па-па-па, тя-тя-тя, ма-ма-ма и т.п.). Ребенок способен повторить за взрослым разнообразные сочетания звуков. Ребенок связывает определенные звукосочетания с предметами (мяу-мяу – кошка, гав-гав – собака, тик-так – часы и т.п.). В это время необходимо создать наиболее благоприятные условия для развития речи. К таким условиям можно отнести следующие: 1) Старайтесь не включать телевизор для фона. Последние исследования в области детской речи выявили, что постоянно работающий телевизор, радио и т.д. могут являться причиной задержки речевого развития детей. 2) После года не разговаривайте с ребенком на языке «мам и нянь», например, «гуля» — голубь, «ням-ням» — кушать. 3) Разнообразьте свою речь, вводите новые слова, следите за своим произношением, за чистотой собственной речи. |
9 месяцев 1 год | К концу 1 года появляются первые слова. Их количество варьируется от 2 до 10. Ребенку для произношения к году доступны следующие звуки: а, у, и, п, б, м. Таким образом, заканчивается подготовительный этап развития речи. |
Ранний (1-3 года) | С появлением первых слов начинается этап развития активной речи. Ребенок с огромным удовольствием повторяет за взрослым и сам произносит слова, при этом он может путать и искажать звуки и слова. В начале пути активного усвоения речи ребенок использует обобщающую функцию слова (например, слово «киса» может означать «киса моется», «киса пришла», «киса мяукает» и т.д.). Такая речь обусловлена ситуацией и сопровождается жестами, мимикой. К полутора годам словарный запас ребенка увеличивается до 100 слов, в речи появляются простые предложения. К концу раннего возраста словарный запас увеличивается до 1500 слов. В своей речи малыш использует сложные предложения, появляются союзы: когда, потому что и т.п. Речь детей трехлетнего возраста очень интересна: они образуют новые слова, произносят интересные словосочетания – все это свидетельствует о том, что малыш развивается. Ребенку в 2 года для произношения доступны следующие звуки: о, н, т’, д’, т, д, к, г, х, в, ф. К 3 годам к ним присоединяются й, л’, э, с’. В данном возрасте малыш еще физиологически не готов произносить сложный звуки. Ему необходимо, что называется «набить язычок». |
Дошкольный (3 года-6 лет) | В 3 года словарный запас дошкольника может составлять до 3000 слов. Он постепенно увеличивается, совершенствуется. Практически у всех детей наблюдаются недостатки произношения. В 5 лет у ребенка проявляется способность к монологической речи, т.е. ребенок может составить короткий пересказ сказки или составить рассказ по картинке. В 3-4 года в речи ребенка должны появиться звуки ы, с з,ц. И в возрасте от 3 до 5 лет появляются звуки ш, ж, ч, щ, л, р, р’.К 7 годам ребенок правильно стрит любые предложения, произносит любые звуки. |
Школьный (от 7 лет) | В 7 лет появляется письменная речь, а в подростковом возрасте – литературная и сленг. |
Что может затруднять развитие речи?
Речь – это сложный психический процесс. На пути ее формирования много препятствий социального характера, но бывают и органические нарушения речи:
I. Органические нарушения речи связаны с центральным (кора больших полушарий) или периферическим (органы, необходимые для воспроизведения речи) отделами речевого анализатора.
Причины таких нарушений могут быть следующие:
1. Внутриутробная аномалия может возникнуть в результате патологии плаценты, грозы выкидыша, токсикоза, заболеваний матери (например, сахарный диабет) и многие другие.
- Инфекционные заболевания матери во время беременности (например, токсоплазмоз, краснуха, герпес).
- Резус-конфликт матери и ребенка.
- Недоношенность (менее 38 недель), переношенность (более 40 недель).
- Курение (как активное, так и пассивное). Будущим мамам следует помнить, что при ее курении клетки мозга ребенка находятся в постоянном кислородном голодании. Таким образом, это может привести к более глубоким нарушениям.
- Употребление алкоголя и наркотических веществ.
- Прием лекарственных препаратов, запрещенных для приема во время беременности (например, антибиотики ототоксического действия в настоящее время категорически запрещены). Но следует перед применением любого лекарства проконсультироваться с врачом.
- Вредные условия труда (например, повышенные физические нагрузки).
- Стресс.
2. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии (например, неправильная форма прикуса).
3. Тяжелые роды и их последствия (асфиксия ребенка во время родов из слишком.
4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни (например, нейроинфекции, травмы и ушибы головного мозга).
II. Неблагоприятные социально-бытовые условия:
1. Соматическая ослабленность (дети часто и долго болеют).
2. Невнимание к речевому развитию детей в раннем возрасте (например, неправильные варианты произношения некоторых звуков).
3. Двуязычие в семье (как правило, в семьях эмигрантов).
4. Стресс или сильный испуг.
5. «Сюсюканье» с детьми в возрасте 1 года и старше.
Когда идти на консультацию к логопеду?
- Речь ребенка отстает от нормативных показателей (звукопроизношение, грамматика, словарный запас).
- Речевые нарушения носят устойчивый характер.
- Речевые нарушения задерживают дальнейшее психическое развитие.
- Заикание.
Хотелось бы отметить, что многие родители обращаются к логопеду только с проблемой произношения определенных звуков (как правило, [л] и [р]), пренебрегая другими сторонами речи (лексико-грамматическая и синтаксическая). Но в арсенале специалиста существует огромное количество игр и упражнений для развития речи в целом.
Автор статьи:
Войцехович Елена Михайловна
Дата публикации: 18.03.2014 18:38
Просмотров: 42950
Проголосуйте за статью
Рейтинг: 4.21, Голосов: 19
Здравствуйте.
Если вы столкнулись с похожей ситуцией, либо просто хотите проконсультироваться. Обращайтесь за помощью, обязательно отвечу на все ваши вопросы.
Источник
Развитие речи детей в норме.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того, чтобы понять патологию речи, отличительные особенности речевого развития детей с различными аномалиями в развитии (умственной отсталости, ЗПР и т.д.) необходимо четко представлять весь путь последовательного развития речи ребенка в норме, знать закономерности этого процесса и условия его благоприятного протекания.
Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по- разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Остановимся на наиболее точной, четко отражающей особенности каждого возрастного этапа и удобной в пользовании классификации, предложенной Леонтьевым. Им устанавливаются 4 этапа в становлении речи детей. Разумеется, указанные ниже этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый этап плавно переходит в последующий
1-ый этап — подготовительный — до одного года. Каждый месяц первого года жизни ребенка особенный в плане речевого развития. Несмотря на индивидуальный ход развития речи каждого ребенка, выделяют, если можно сказать, следующие подэтапы.
1,5-3 месяца — гуление (ааа,эээ, гу-гу-гу, эммм, меее, бууу и т.д.)
3 -5 месяцев — свирель (аль -лее, е-льыыы, агу-аы-агу и т.д.)
6 -7,5 месяцев — лепет (ба-ба-ба, ма-ма-ма, па-па-па и т.д.)
7,5 -9 месяцев — тот же лепет, но с большим распевом и мелодичностью, так называемый «модулированный лепет». С этого возраста ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.
9 мес. — 1 год — реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).
До года у ребенка идет активный процесс накопления информации о речи, состоящий из наблюдений за деятельностью речевого аппарата общающихся с ним людей, за звучанием их речи и развитие собственного речевого аппарата.
2-ой этап — преддошкольный (от1 года до 3-х лет).
1 год — 1 год 6 мес. Первые слова и звукоподражания: мама, дядя, дай, ав-ав и т.д.
В отличии от лепета, слова относятся ребенком четко к определенному предмету, который он этим словом обозначает и часто сопровождаются определенным действием, жестом, эмоциональным проявлением.
1 год 6мес.-1 год 8 мес. Первые предложения (предмет + действие): «мама, дай» и т.п. Такие предложения могут на первых порах представлять из себя последовательность слов (звукоподражаний), жестов, мимических проявлений. Причем, взрослые и старшие дети почта всегда точно понимают смысл «высказывания»
1 год 8 мес. — 2 года. Период быстрого развития речи. Расширение словарного запаса до 350-380 лексических единиц. Совершенствуются формы множественного числа. Активно используются существительные, прилагательные, глаголы, др. части речи.
Начало первого периода «почемучек»: периода вопросов.
От 2 до 3 лет. Важнейший период. В это время ребенок практически усваивает те основные правила языка, на основании которых он сам выстраивает и начинает употреблять в речи родную грамматику, словообразование Т.д. наращивается объем словаря. К 3 г. оказываются сформированными все основные грамматические категории.
3-й этап — дошкольный (от 3 до 7лет).
От 3 до 5 лет. В это время дети овладевают умением связно рассказывать. Могут без дополнительных вопросов составить пересказ сказки (рассказа) из 45 — 50 предложений. В речи используются уже и сложные предложения. Второй этап «почемучек». Ребенок активно вторгается в окружающий мир, стараясь познать его. Речь служит могучим инструментом познания.
Внимание! К 5-ти годам ребенок должен хорошо говорить! Если этого не наблюдается — то следует говорить об имеющихся нарушениях речи.
6-7 лет. Продолжается совершенствование всех сторон устной речи на основе собственных наблюдений.
4-й этап — школьный. Главная особенность периода — сознательное усвоение речи. Происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия различных звуков до осознанного использования всех языковых средств. Дети овладевают звуковым составом, усваивают грамматические правила, построение высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи.
УСЛОВИЯ НОРМАЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Для того, чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен: быть психически и соматически здоровым, иметь нормальные умственные способности, иметь нормальный слух и зрение, обладать достаточной психической активностью, обладать потребностью в речевом общении, иметь полноценное речевое окружение.
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕЧИ Речевой акт осуществляется сложной системой органов. Ведущая роль принадлежит головному мозгу. Павловым было доказано, что локализация речевых функций коры г. м. не только сложна, но и изменчива^ отсюда и название м динамическая локализация».
В настоящее время, благодаря исследованиям Лурия, Леонтьева, Анохина установлено, что основой всякой ВПФ являются сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях ЦНС, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.
Речь, как и другие проявления ВНД, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые из них являются главенствующими в образовании речи.
Так, например, лобная доля с лобными извилинами является двигательной областью и участвует в образовании собственной устной речи (центр Брока).
Височная доля с височными извилинами является речеслуховой областью. В нее поступают звуковые раздражения (центр Вернике).
Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает зрительное восприятие артикуляции окружающих, позже — восприятие буквенных изображений при чтении и письме.
Кора Г.М. связана с периферическими органами. Первая часть речевого механизма следующая: из коры Г.М. импульсы идут на периферию двумя видами нервных путей: центробежными (двигательными) и центростремительными (регулирующими
деятельность речевых органов). Вторая часть заключается в обратной связи — от периферии к центру. Идет так называемая «контролирующая связь». Обратные импульсы поступают в соответствующие центры коры Г.М, в которых происходит анализ поступившей информации, сверка с необходимым эталоном. В случае несоответствия идет новый импульс на периферию и т.д. до тех пор, пока не наступит соответствие с необходимым эталоном. Можно сказать, что обратные связи функционируют как бы по кольцу. Обратная связь лежит в основе второй сигнальной системы. Важная роль при этом принадлежит системам временных связей — динамическим стереотипам, которые возникают благодаря многократному восприятию элементов языка (фонетических, лексический, грамматических) и произнесению. Система обратных связей обеспечивает автоматическое регулирование работы органов.
В данном случае мы имеем дело с установлением прочных временных динамических стереотипов. Для умственно отсталых детей это слишком высокая планка. Они испытывают большие трудности в силу «слабости замыкательной функции коры головного мозга».
Рассмотрим этот механизм на примере произнесения слова ребенком. Для того, чтобы осуществить произношение слова в соответствии с задуманной информацией, в коре Г.М. производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикуляторной программы. Артикуляторная программа реализуется в исполнительной части речедвигательного анализатора (органы дыхания, резонатора, артикуляции). Обратная связь идет по двум направлениям: кинестетическому пути и слуховому. Кинестетический контроль сверяет кинестетические ощущения от произнесения звука, позволяет предупредить ошибку и внести поправку до того, как звук произнесен. Слуховой контроль действует лишь в момент произнесения звука. Обратные импульсы посылаются в центр до тех пор, пока не будут согласованы артикуляция и слуховой контроль.
ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и
легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Постараюсь кратко
охарактеризовать основные причины патологии детской речи:
1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев. Возникновению речевой патологии способствует токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.
2. Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.
В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцифалиты, ранние желудочно-кишечные расстройства.
4. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
5. Наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
6. Неблагоприятные социально-бытовые условия (семьи риска), приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
Составила: Учитель-логопед
Карчевцева Е.С.
Источник