Понятие моторного развития ребенка

Понятие моторного развития ребенка thumbnail

05 апреля 2017 г.Моторное развитие у ребенка: определение и диагностика

Ребенок стремительно развивается сразу же после рождения как в двигательной, так и в психической сфере. Однако у внешне здорового малыша могут возникать отклонения в этом процессе, способные привести к тяжелым осложнениям в дальнейшем. Раннее выявление отклонений в моторном развитии позволяет вовремя назначить дополнительные методы исследования и соответствующую терапию, предупреждая прогрессирование заболевания. Поэтому каждому родителю необходимо знать о том, что такое моторное развитие и как диагностировать его нарушения.

Что такое моторное развитие?

Термин «моторное развитие» широко используется в педиатрии. Под ним в медицине понимают совокупность двигательных навыков, которыми должен обладать ребенок в определенном возрасте. Данный показатель характеризует степень развития центральной и периферической нервной системы.

Очень важно отметить, что подобные нормы относительны. Если согласно календарю освоения моторных навыков ребенок не начал самостоятельно ходить в годовалом возрасте, это не свидетельствует о наличие у него заболевания или умственной отсталости. Скорее всего, малыш просто немного запаздывает с освоением этого навыка, и уже скоро, в течение 1-2 месяцев, догонит сверстников. В связи с этим, например, в странах Европы и США строгих норм и вовсе не выделяют, позволяя детям развиваться в своем собственном режиме без давления со стороны медицинских и социальных служб.

Однако если ребенок отстает в освоении целого ряда моторных навыков на несколько месяцев, то родителям уже стоит забить тревогу и обратиться к врачу-педиатру.

Моторные навыки у детей

Для того чтобы правильно выявить нарушения двигательного развития у ребенка, необходимо знать установленные возрастные нормы.

  • Если ребенку всего один месяц, то ждать уверенных движений ручками или ножками не стоит. Малыш часто свернут «калачиком», а конечности прижаты к туловищу. Это связано с особенностями мышечного тонуса крохи.
  • В возрасте от одного месяца до года, малыш становится активным: появляется мимика (улыбка, огорчение и т.д.), активные движения руками и ногами. Ребенок уже может удерживать голову, если лежит на животе. Проведение массажа и специальной гимнастики позволяет укрепить развивающуюся мышечно-костную систему.
  • В три месяца малыш уже активно шевелит верхними и нижними конечностями, пытаясь ухватить интересующие его предметы.
  • В возрасте четырех месяцев ребенок может переворачиваться со спины набок, а так же поднимать голову, лежа на спине. Именно в этот период появляется интересный рефлекс – если под стопы малыша положить свою ладонь, позволив ему упереться в нее, то ребенок начинает ползти вперед.
  • В 5-6 месяцев малыш начинает учиться ползать, а так же переворачиваться со спины на живот и обратно. К концу шестого месяца ребенок уже может уверенно сидеть.
  • В 7-8 месяцев ребенок уверенно ползает, играет и перекладывает свои игрушки и другие вещи, а так же легко садится.
  • В возрасте девяти месяцев малыш может уверенно стоять на ножках и пытается ходить, конечно, при поддержке родителей.
  • В 10-12 месяцев ребенок уверено ползает, наклоняется, присаживается и сам встает. При этом малыш уже способен ходить даже при минимальной поддержке. Движения становятся очень точными и уверенными.

Важно помнить, что указанные нормы развития моторных навыков являются относительными и могут отставать у конкретного ребенка, не являя при этом патологию.

грудничок рассматривает игрушки

Диагностика моторного развития у ребенка

Перед тем как определять степень моторного развития у своего ребенка, важно помнить, что его активность определяется не только состоянием головного мозга, но и степенью его сытости, отдыха и множества других факторов. Поэтому самостоятельно интерпретировать полученные результаты стоит с большой осторожностью, особенно при сравнении их с «общепринятыми» нормами.

Диагностику моторного развития всегда стоит проводить в спокойной обстановке, в удобное для ребенка время (не сразу после сна или, наоборот, после длинного периода бодрствования), на фоне сытости. Если малыш отказывается выполнять какое-либо действие, то паниковать ни в коем случае не стоит. Необходимо повторить диагностику немного попозже или даже в другой день.

Для выявления отставания развития ребенка в уровне освоения моторных навыков ребенку предлагают или помогают (зависит от возраста) выполнить ряд простых действий. Например, помогают ему самостоятельно пройтись и оценивают уверенность и характер ходьбы. После этого происходит оценка увиденного и сравнение результата с возрастной нормой для данного двигательного акта.

Читайте также:  Документ история развития ребенка

Если же у ребенка действительно наблюдаются значительные отставания в моторном развитии, то необходимо посетить своего врача-педиатра и невролога, которые смогут провести диагностику на профессиональном уровне и правильно интерпретировать результаты.

Антон Яценко, педиатр, специально для Mirmam.pro

Полезное видео

Источник

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Поиск учебного материала на сайте

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:


реферат Сравнительный анализ медико-психолого-педагогических подходов к изучению моторного развития детей

Информация:

Тип работы: реферат.

Добавлен: 25.11.2012.
Год: 2012.
Страниц: 4.
Уникальность по antiplagiat.ru:

Описание (план):

НОВОСИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

                                           
УНИВЕРСИТЕТ
 ФАКУЛЬТЕТ
ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
ДЕТСТВА

        
КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ 
ПЕДАГОГИКИ

               
                       
 
 РЕФЕРАТ           
ТЕМА
: Сравнительный анализ
медико-психолого-педагогических подходов
к изучению моторного развития детей.. 
 
 
 ВЫПОЛНИЛА
СТУДЕНТКА 4 КУРСА :                    
ДАНЕКИНА Е.А.
 ПРОВЕРИЛА:                                                                      
ГРИБУКОВА О.Г.
 
 
 
 
 
 
 НОВОСИБОРСК
2011

Содержание  Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА
1. Понятие моторное развитие детей дошкольного
возраста………4
ГЛАВА
2. Психолого-педагогический подход к изучению
двигательной сферы детей………………………………………………………………………..6
2.1.Клинический 
подход к изучению моторики……………………………….10
Список 
используемой литературы……………………………………………..12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Введение. Когда
детки крошечные, хочется, чтобы 
они скорее выросли. Всегда кажется,
что ребенок вот-вот начнет сидеть,
ползать, ходить, и порой это превращается
в соревнование с малышом, живущим по соседству.
Но моторные навыки детей в большой степени
зависят от готовности организма, в частности,
тех отделов головного мозга, которые
отвечают за равновесие, осанку. Но даже
в том случае, если все эти отделы мозга
работают, ребенок не будет сидеть или
передвигаться, если структура мышц не
изменилась достаточно для удержания
веса тела и совершения необходимой для
передвижения работы. То есть малыш начинает
сидеть, ползать, брать в руки игрушку,
ходить тогда, когда достигает необходимого
развития его тело и мозг. А это в большой
степени запрограммировано на генетическом
уровне, а также зависит от здоровья родителей
до зачатия ребенка, семейной предрасположенности
к тем или иным заболеваниям, хронических
заболеваний матери до беременности (сердечно-сосудистые,
гинекологические, эндокринологические
и др.), острых инфекционных заболеваний
во время беременности, курения, употребления
алкоголя даже в минимальных количествах.
Отклонения
в моторном, психическом, речевом и эмоциональном
развитии, которые проявляются уже в раннем
возрасте, отрицательно влияют на дальнейшее
развитие ребенка, вызываю трудности в
овладении чтением, письмом и счетом, являются
причиной появления вторичных психологических
наслоений и школьной дезадаптации.
Особое 
значение приобретает ранняя диагностика 
психомоторного и речевого развития,
которая позволяет целенаправленно 
проводить коррекцию выявленных
нарушений.   ГЛАВА
1.Понятие моторное
развитие детей дошкольного
возраста
.
 
  Моторное
развитие — особенности двигательных
действий и нейрофизиологические механизмы,
определяющие их формирование на этом
этапе развития. Моторное развитие детей
3—7 лет связано с созреванием мозга и
всех его структур, которые участвуют
в регуляции движений, совершенствованием
связей между двигательной зоной и другими
зонами коры, изменением структуры и функциональных
возможностей опорно-двигательного аппарата.
В период от 3 до 6—7 лет совершенствуется
и становится более устойчивой структура
локомоций и перемещений рук при игровых
и бытовых ситуациях. Однако вплоть до
7 лет биодинамику движений верхних и нижних
конечностей у детей отличает наличие
лишних колебаний и неравномерность скорости.
В период от 3—4 к 5—6 годам улучшается
координация движений, дети сравнительно
легко, без ошибок выполняют попеременные
движения ногами, что связано с созреванием
отделов ЦНС, ответственных за координацию
движений.
В 3,5—4
года ребенок уже умеет держать 
карандаш и довольно свободно манипулировать
им. К этому возрасту совершенствуется
зрительно-пространственное восприятие,
и это позволяет детям при копировании
передавать пропорции фигур, ограничивать
протяженность линий и рисовать их относительно
параллельными. Рисунки детей этого возраста
разнообразны по сюжетам, они не только
рисуют, но пытаются писать буквы, подписывая
свои рисунки.Период 4—7 лет является этапом
активного освоения и совершенствования
новых инструментальных движений, в том
числе и действий карандашом и ручкой.В
6 лет дети хорошо копируют простейшие
геометрические фигуры, соблюдая их размер,
пропорции. Штрихи становятся более четкими
и ровными, овалы завершенными. К концу
дошкольного возраста детям доступны
любые графические движения, любые штрихи
и линии. Регулярные занятия детей рисованием
совершенствуют движения, тренируют зрительную
память и пространственное восприятие,
создают основу для успешного обучения
письму. «Опыты» письма шестилетних
детей, с которыми специально не занимаются,
показывают, что дети пишут многие буквы
зеркально, не соблюдая размерность и
соотношение штрихов, а попытки писать
письменными буквами часто закрепляют
неправильную конфигурацию, неверную
траекторию движений.
Важно
отметить, что начиная с 4 лет выявляется
возможность целенаправленного 
формирования движений в процессе обучения
ребенка, роль слова в процессе двигательного
обучения повышается. Для того чтобы ребенок
правильно усвоил способ движения, недостаточно
подражания или показа, необходима специальная
организация деятельности ребенка под
руководством взрослого. При этом сочетание
словесной инструкции и наглядного показа
дает наиболее эффективный результат.
От 4-х к 7 годам снижается число упражнений,
необходимых для формирования нового
двигательного действия.В 6—7 лет начинается
освоение одного из самых сложных двигательных
навыков — письма. Трудность формирования
этого навыка связана не только со сложностью
самого двигательного действия, но и с
несформированностью мелких мышц кисти
и пальцев, незавершенностью окостенения
костей запястья и фаланг пальцев, несовершенством
нервно-мышечной регуляции. Все это определяет
значение условий, при которых формирование
навыка наиболее эффективно. Эти условия
включают осознанный анализ траекторий
каждого движения, выделение основных
ориентиров движения, включение в общий
контекст деятельности с высокой игровой
мотивацие 
 
 
 
 
 
 ГЛАВА
2. Психолого-педагогический
подход к изучению
двигательной сферы 
детей.
 Психолого-педагогический
подход к изучению двигательной сферы 
детей предполагает использование 
основных и дополнительных методов
исследования для более полной и адекватной
оценки развития психических функций
ребенка, том числе и моторных .
Метод
наблюдения является одним из основных
при изучении детей с отклонениями
в развитии .
Н. С. Жукова
и Е. М, Мастюкова в своей работе «Если
ваш ребенок отстает в развитии» дают
советы родителям и педагогам по наблюдению
за развитием ребенка в раннем и дошкольном
возрасте, а также описывают нормативы
нормального психического развития ребенка
от 0 до 6 лет.
Говоря 
о развитии движений, авторы подчеркивают
необходимость наблюдения за развитием
двигательных функций ребенка с первых
месяцев жизни. При наличии у ребенка на
первом году жизни выраженного отставания
в развитии двигательных навыков, особенно
при сочетании его с повышением мышечного
тонуса, наличии насильственных движений,
авторы советуют родителям обязательно
показать ребенка детскому невропатологу.
Подчеркивается необходимость быть особенно
внимательными, когда становление двигательных
навыков ребенка происходило нормально,
а затем к возрасту 9-12 месяцев стали проявляться
двигательные расстройства в виде низкого
мышечного тонуса, нарушений координации
движений с постепенной утратой двигательной
активности, так как подобные состояния
характерны для многих заболеваний нервной
системы.
Авторы 
отмечают, что у многих детей с 
отклонениями в развитии значительно 
задержано развитие совместного 
функционирования руки и глаза (зрительно-моторной
координации) и двигательной активности
рук. При непосредственном
изучении ребенка во время психолого-педагогического
обследования наблюдение начинается с
первого момента знакомства с ребенком
и продолжается на протяжении всего времени
обследования. Наблюдение должно проводиться
целенаправленно, его материалы необходимо
фиксировать .
Многое 
о ребенке может сказать его общий вид.
Это его осанка, походка, координация движений,
взгляд, мимика и т. д. При многих нарушениях
развития внешний вид ребенка часто неблагоприятен.
В качестве отклонений от нормального
внешнего вида отмечаются невыразительное,
маскообразное, амимичное лицо; наличие
асимметрии и диспластичности; отсутствие
фиксации взора, блуждающий взор; слюнотечение;
косоглазие; неправильная форма или нестандартная
величина головы; нарушения точности и
координации движений при ходьбе. Отклонения
от нормального внешнего вида могут указывать
на наличие нарушений в развитии.
Е. М. Мастюкова 
также отмечает важность того, чтобы педагог
научился профессионально оценивать облик
ребенка, выявляя микро — или макроцефалию,
наличие ожирения и т.д.
При обследовании
детей дошкольного и младшего
школьного возраста большое значение
имеет наблюдение за игрой ребенка.
Помимо всего прочего, в процессе
игры проявляются все недостатки
двигательного развития ребенка. Можно 
увидеть особенности как мелкой,
так и общей моторики.
У детей 
с органическими поражениями 
нервной системы отмечается отставание
в развитии манипулятивной функции
. Движения рук плохо координированные,
неточные, ребенок неловко, всей кистью
пытается захватить предмет, весь напрягается.
При некоторых формах психической патологии
ребенок может не проявлять интереса к
игрушкам, а предпочитать «играть» со
своими руками, производя монотонные однообразные
движения ими в поле своего зрения. С. Д. Забрамная
значительное место при изучении ребенка
отводит наблюдению за его игрой. Она отмечает
необходимость наблюдения за координацией
движений в ходе производимых ребенком
манипуляций, за состоянием моторики,
Е. М. Мастюкова 
также отмечает необходимость наблюдать 
свободную игру и деятельность ребенка.
Важно обратить внимание на особенности
поведения ребенка, развитие его моторики
и речи, отметив устойчивость походки,
специфику манипулятивной деятельности
рук, наличие насильственных движений,
оценив ведущую руку.
Особое 
внимание обращают на поведение, контактность
ребенка, адекватность его мимики, жестов.
Обращается внимание на повышенную истощаемость
и пресыщаемость ребенка в процессе спонтанной
игры, оцениваются реакции на одобрения
и замечания.При изучении моторики детей
с нарушениями развития дошкольного возраста
важны и дополнительные методы: сбор анамнестических
данных, изучение документации на ребенка,
беседа с родителями, изучение продуктов
деятельности ребенка и др.О необходимости
тщательного изучения анамнеза говорит
Е. М. Мастюкова . Педагогической диагностике
должно предшествовать знакомство педагога
с данными анамнеза относительно развития
ребенка, начиная с первых месяцев жизни.
Известно, что различные неблагоприятные
воздействия, как во внутриутробном периоде
развития, так и во время родов (травма,
асфиксия), а также в первые годы жизни
ребенка могут привести к отклонениям
в психическом развитии. При оценке анамнеза
важно обратить внимание на наследственную
патологию в семье, отметить возможность
неблагоприятного воздействия на развитие
ребенка различных вредных факторов в
период внутриутробного развития или
после рождения. Следует внимательно ознакомиться
с данными медицинского обследования.
Впоследствии все эти сведения могут внести
неоценимый вклад не только при квалификации
структуры нарушений, но и при определении
путей педагогической коррекции.
На необходимость 
изучения раннего психомоторного развития
и становления навыков самообслуживания
указывают многие авторы (О. Н. Усанова,
Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова, С. Д. Забрамная 
и др.).
Как правило,
наиболее полную информацию о раннем психомоторном
развитии и становлении навыков самообслуживания
у ребенка можно почерпнуть из беседы
с родителями, педагогами и другими лицами,
принимающими участие в воспитании ребенка,
Изучение 
развития моторики и навыков самообслуживания,
ориентировано на диагностику и использование
полученных данных в обосновании педагогического
процесса. Характеристика уровня самообслуживания
является одним из важных показателей
общего психического и моторного развития
ребенка, а также играет большую роль при
определении возможности зачисления ребенка
в специальное учебное заведение. При
беседе с родителями важно выяснить, в
каком возрасте ребенок научился сам раздеваться
и одеваться, мыть руки, убирать свои игрушки,
пользоваться столовыми приборами и т.
д., и как быстро и умело он это делает.
Особенно показательным фактором является
активность ребенка в достижении результатов
самообслуживания (просит ли ребенок помочь
ему, когда сам не справляется; принимает
ли участие в отдельных доступных ему
операциях; настойчив ли или быстро прекращает
попытки к действию). Часто родители сообщают
о том, что навыки самообслуживания сформировались
при значительной помощи взрослых. Сопоставляя
эти сведения с результатами дальнейшего
обследования, можно составить представление
о темпах формирования и переноса этих
навыков у ребенка и о влиянии трудностей
моторного характера на процесс развития.
Из беседы
с родителями также можно узнать
о раннем развитии ребенка. При этом
необходимо помнить, что оценка уровня
психомоторного развития ребенка в раннем
и дошкольном возрасте должна быть дифференцированной,
учитывающей особенности развития общей
моторики, тонкой моторики рук, зрительно
— моторной координации, восприятия, речи,
а также социально — эмоционального развития.
Беседа с родителями может быть достаточно
информативной, однако любая информация,
полученная от родителей признается достоверной,
если она находит подтверждение в документах
или при обследовании ребенка.
Поэтому
изучение документации является неотъемлемым
звеном в оценке моторного развития ребенка.
Необходимо проанализировать медицинскую
документацию (медицинскую карту или выписку
из нее, заключения узких специалистов,
результаты лабораторных и аппаратурных
исследований и др.). При анализе документации
можно получить ценные сведения о ребенке:
указание на причины поражения, клинический
диагноз и время его установления, особенности
психомоторного развития на первом году
жизни, изменения в диагностике по мере
развития ребенка, время и место лечения,
наиболее эффективные виды лечения и др.
и т.д……………..

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Источник