Понятие акселерация и ретардации в развитие ребенка

Понятие акселерация и ретардации в развитие ребенка thumbnail

Под акселерацией понимается ускорение темпов роста и развития детей и подростков, а также абсолютное увеличение размеров тела взрослых. Этот термин был предложен Е.Кохом (1935). Акселерация была отмечена при сопоставлении антропометрических данных, полученных в начале 20-х годов XX века с данными 30-х годов XIX века, когда начали проводить антропометрические исследования детей.

В настоящее время выделяют акселерацию эпохальную и внутригрупповую. Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. Она проявляется уже на стадии внутриутробного развития. У современных новорожденных длина тела больше на 0,7-1 см, а вес на 60-100 г. По мере роста эти различия возрастают. У современных детей раньше происходит становление репродуктивных функций. Существуют доказательства акселерации развития сердечно-сосудистой, дыхательной и двигательной систем.

Внутригрупповая акселерация — ускоренное физическое развитие отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. Внутригрупповые акселераты характеризуются более высоким ростом, большей мышечной силой и возможностями дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание и раньше заканчиваются процессы роста. Таким образом, внутригрупповая акселерация часто сочетается с повышением физиологических возможностей организма.

Однако, индивидуальная акселерация нередко сопровождается дисгармоническим развитием различных систем и функций, что приводит к физиологической дезинтеграции и снижению функциональных возможностей. У детей с повышенными темпами развития чаще наблюдаются эндокринные расстройства, хронический тонзиллит, нервные расстройства, кариес зубов, повышенное артериальное давление.

После 60-70-х годов стали проявляться негативные явления акселерации. В первую очередь, диспропорциональность физического развития, особенно в сторону избыточности массы тела. Вторым негативным явлением акселерации является уменьшение жизненной емкости легких и снижение мышечной силы. Причиной дисгармоничности физического развития современных детей и подростков является низкая двигательная активность.

Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Но существует ряд гипотез причин акселерации, их условно можно разделить на 3 основные группы.

В первую группу входят физико-химические гипотезы. Е.Кох считал, что современные дети подвергаются более интенсивному воздействию солнечных лучей, являющихся, по его мнению, стимулятором роста. По мнению Тайбера, стимулирующее влияние на рост и развитие оказывают электромагнитные волны, возникающие при работе многочисленных радиостанций. Д. Руддер связывает акселерацию с возможным изменением уровня радиации. Но большинство исследователей склоняются к гипотезе о стимулирующем влиянии отходов промышленного производства. Промышленные отходы, оказываясь в воздушной среде, попадая с питьевой водой, продуктами питания в небольших дозах обладают мутагенными свойствами и поэтому способны оказывать биостимулирующий гетерозисоподобный эффект. Подтверждением могут служить сроки регистрации акселерации в разных странах. Так, акселерация первоначально проявилась в Англии, Норвегии, Франции (с 1830-1840 гг.), в Швеции, Дании (с 1860 г.), затем в России, Японии и т.д.

Во вторую группу входят гипотезы, объясняющие акселерацию изменением социальных условий: улучшение питания (Н. Ленч), медицинского обслуживания (М. Кривогорский) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития.

Третья группа – это гипотезы, согласно которым акселерация является результатом циклических биологических изменений гетерозиса и других явлений. Эффект гетерозиса связан с широкой миграцией современного населения и увеличением количества смешанных браков. При этом потомство первого поколения обладает временным преимуществом в физическом развитии.

Более правильным будет согласиться с мнением большинства авторов, считающих, что причина акселерации лежит в комплексном влиянии ряда факторов, причем в разных местах и в разное время ведущая роль принадлежит различным факторам.

Анализ материалов последних антропометрических измерений показывает, что акселерация не является этапом прогрессирующего увеличения размеров тела человека, а представляет лишь фазу в его развитии. Начиная с 70-х годов настоящего столетия в наиболее экономически развитых странах, например, США, Англии, Швеции, уже отмечено снижение темпов акселерации или даже ее прекращение. По всей видимости, для акселерации конец XX и начало XXI столетия будут характерны полной ее стабилизацией, а затем, возможно, началом обратного процесса.

Ретардация – явление, противоположное акселерации, – замедление физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.

На современном этапе изучения выделяют две основные причины ретардации: первая – различные наследственные, врожденные и приобретенные в постнатальном онтогенезе органические нарушения; вторая — различные факторы социального характера.

Наследственные ретарданты, как правило, к моменту окончания процессов роста не уступают в этом показателе своим сверстникам, просто достигают этих величин они на 1-2 года позже. Причиной отставания могут явиться и перенесенные заболевания, но они приводят к временной задержке роста и после выздоровления темпы роста становятся выше, т. е. генетическая программа реализуется за более короткий срок.

Существенное отрицательное влияние оказывает социальный фактор. В меньшей степени – низкий материальный доход семьи и в большей — отрицательный эмоциональный микроклимат, окружающий ребенка в семье или в детских учреждениях. Дети, воспитывающиеся в условиях недостаточного внимания со стороны родителей и дети, воспитывающиеся в детских домах и школах-интернатах, отстают в своем развитии на 1,5-2 года от сверстников.

Таким образом, ретардация, не зависимо от причин, ее обусловливающих, сказывается как на темпах физического, так и психического развития.

Источник

Развитие ребенка представляет собой сложный про­цесс и для каждого индивидуума характеризуется рядом особенностей, определяемых различиями генетического кода и всей многоцветной мозаикой условий человеческой жизни. Именно эти обстоятельства и определяют столь ши­рокий полиморфизм индивидуальностей, но вместе с тем при всем разнообразии развитие включает и ряд общих закономерностей.

На основании наиболее типичных для каждого возра­ста морфофункциональных особенностей и осуществляет­ся возрастная периодизация онтогенеза человека. Наряду с типичным развитием, характерным для большинства представителей данной возрастно-половой группы, неред­ко встречаются разнообразные отклонения, которые легко свести к двум основным типам.

1. Акселерация развития (от лат. acceleratio — уско­рение) — ускорение физического развития и функциональ­ных систем организма детей и подростков.

2. Ретардация развития (от лат. retardatio — замедле­ние, задержка) —задержка физического развития и фор­мирования функциональных систем организма детей и подростков.

Термин «акселерация» был предложен в 1935 г. немец­ким ученым Е. Кохом и первоначально обозначал лишь ускорение роста и созревания детей и подростков XX в. в сравнении с темпами роста и созревания детей и подрост­ков того же возраста конца XIX в.

В настоящее время термин «акселерация» употребля­ется в основном в двух значениях: акселерация эпохаль­ная и внутригрупповая. Эпохальная акселерация обозна­чает ускорение физического развития современных детей

и подростков в сравнении с предшествующими поколени­ями. Массовые обследования физического развития детей различного возраста показали, что многие функциональ­ные системы детей и подростков значительно опережают хронологию развития, типичную для них 30—50 лет назад. Длина тела новорожденных за это время увеличилась на 2—2,5 см, а их масса на 0,5 кг. Длина тела у пятнадцати­летних увеличилась на 6—10 см, а масса — на 3—10 кг (в сравнении с подростками начала века). Значительно быстрее происходит развитие некоторых отделов скелета и эндокринной системы, обеспечивающей и более раннее половое созревание (на два года раньше, чем это было в начале века). Сократилась продолжительность роста: в настоящее время рост девушек и юношей в среднем кончается в 16—19 лет, а 50 лет назад люди достигали максимального роста к 25—26 годам.

Читайте также:  Развитие у ребенка слизью

Существуют убедительные доказательства акселера­ции развития сердечно-сосудистой, дыхательной и двига­тельной систем детей и подростков, что, возможно, привело к «омоложению» спортивных рекордов (табл. 4).

Таблица 4. Влияние акселерации на некоторые двигательные качества у школьников, специально не занимающихся спортом

Год исследова­ния Мальчики 14 лет Год исследова­ния Мальчики 14,5 лет 
прыжки в
длину с
места, см
подтягива­ние, кол-во раз 
бег на 60 м, с 
1927 1967 178 191 3,9 1938 1962 9,19 8,86 

Акселерация физических показателей развития стиму­лировала и психическое развитие, поскольку между физи­ческим и психическим развитием существует тесная вза­имосвязь (см. разд. 2.4). Возможно, ускорение психичес­кого развития обусловлено также научно-техническим прогрессом, повышением образовательного ценза родите­лей и совершенствованием системы народного образова­ния. В этой связи правильнее говорить о двух типах пси­хической акселерации: один обусловлен более ранним со­зреванием морфофункциональной основы психики, дру­гой — социальным прогрессом.

Наряду с термином «эпохальная акселерация» в со­временной научной литературе иногда используют понятия «вековая тенденция» и «эпохальные изменения», которые

трактуются более широко. Под этими терминами понима­ются также многие изменения биологии современного че­ловека: увеличение репродуктивного периода у женщин, удлинение продолжительности жизни, изменения в харак­тере и распространении заболеваний и др.

Под внутригрупповой акселерацией понимают ускоре­ние физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В среднем такие де­ти составляют 13—20 % от общего числа детей данного возраста. Для них характерны более высокий рост, боль­шая мышечная сила, большие возможности дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15—17 годам) и несколько быстрее, как полагают боль­шинство ученых, осуществляется психическое развитие.

Явление ретардации развития детей и подростков интересует ученых главным образом в связи с решением про­блемы школьной зрелости (М. В. Антропова, С. М. Тром­бах и др.). Число ретардированных детей внутри возраст­ных групп достигает 13—20 %, и это особенно важно учи­тывать при поступлении детей в школу. Определение сте­пени школьной зрелости поступающих в школу детей по­может своевременно организовать специальные группы для детей с замедленным физическим развитием, успеш­ное обучение которых возможно только при условии адек­ватной учебно-воспитательной работы. В некоторых слу­чаях для предупреждения нарушений здоровья ретардированных детей целесообразна даже временная отсрочка их поступления в школу.

Биологические механизмы ретардации физического развития детей и подростков мало изучены. Важное зна­чение имеют эндогенные и экзогенные причины. К первым относятся различные наследственные, врожденные и при­обретенные в постнатальном онтогенезе органические на­рушения, ко вторым — различные факторы социального характера.

Вопросы акселерации физического и психического раз­вития детей и подростков в настоящее время занимают биологов, медиков, психологов, педагогов и социологов всего мира. В 1965 г. в СССР состоялся специальный меж­дународный симпозиум, на котором были подведены итоги исследования этой проблемы и разработаны перспективы ее дальнейшего решения. Столь пристальное внимание к проблеме акселерации объясняется просто — ее решение имеет большое практическое значение. Более раннее развитие детей и подростков требует пересмотра методов обу­чения, изменения форм полового, физического и эстети­ческого воспитания молодежи, пересмотра возрастных возможностей человека, что особенно важно для совер­шенствования подготовки рабочих кадров через систему профессионально-технического образования и т. п. Реше­ние этих вопросов предусмотрено в комплексе мероприя­тий преобразования общеобразовательной и профессио­нальной школы, разработанных в соответствии с поста­новлением Верховного Совета СССР об Основных направ­лениях реформы общеобразовательной и профессиональ­ной школы (1984).

К сожалению, явление акселерации не всегда положи­тельным образом сказывается на функциональных воз­можностях детского организма. Есть доказательства, что у акселерированных детей рост и развитие сердца отстает от роста тела. В результате нарушается его нормальная деятельность, создаются предпосылки для развития сер­дечно-сосудистых заболеваний (Р. А. Калюжная, 1973).

Биологические механизмы акселерации пока не выяс­нены. Можно полагать, что причины акселерации физичес­кого развития различны и наиболее существенными яв­ляются следующие.

1. Эффект гетерозиса, связанного с широкой мигра­цией современного населения и увеличением количества смешанных браков. При этом потомство первого поколе
ния обладает временным преимуществом в физическом развитии.

2. Урбанизация населения (увеличение городского на­селения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития.

3. Увеличение уровня радиации на Земле, величина ко­торого вследствие широкого применения ионизирующих излучений и радиоактивных веществ в военных и мирных

целях существенно возросла по сравнению с существовав­шим ранее естественным радиоактивным фоном нашей планеты.

4. Улучшение социальных и социально-гигиенических условий жизни населения промышленно развитых стран. Один из вопросов, особенно занимающих сейчас иссле­дователей, — какова роль акселерации в эволюции чело­века? Наследственные или ненаследственные изменения лежат в основе этого явления? Ответить на эти вопросы пока трудно, но научные данные последних лет свидетель­ствуют о снижении темпов физического развития детей и

подростков. Очевидно, акселерация — явление временное, и связана она с модификационной изменчивостью ряда морфофункциональных признаков человеческого орга­низма (см. разд. 3.5.3). Например, такой показатель, как рост, находится в тесной зависимости от условий питания, устойчивости организма к заболеваниям, санитарных усло­вий, жилища и от многих других. Вполне естественно, что улучшение этих условий способствует ускорению темпов физического развития. Однако эти изменения не являются беспредельными и ограничены рамками наследственной программы развития.

Источник

    Акселерация
    развития
    (от
    лат. acceleratio — ускорение) — ускорение
    физического развития и функциональных
    систем организма детей и подростков.

    Термин
    «акселерация» был предложен в 1935 г.
    немецким ученым Е. Кохом и первоначально
    обозначал лишь ускорение роста и
    созревания детей и подростков XX в. в
    сравнении с темпами роста и созревания
    детей и подростков того же возраста
    конца XIX в.

    В
    настоящее время термин «акселерация»употребляется
    в основном в двух значениях: акселерация
    эпохальная
    и внутригрупповая.

    Эпохальная
    акселерацияобозначает
    ускорение физического развития
    современных детей и подростков в
    сравнении с предшествующими поколениями.
    Массовые обследования физического
    развития детей различного возраста
    показали, что многие функциональные
    системы детей и подростков значительно
    опережают хронологию развития, типичную
    для них 30—50 лет назад.

    Читайте также:  Рекомендации для индивидуальной программы развития ребенка с овз

    Процесс
    акселерации наблюдается уже в период
    внутриутробного развития. Длина
    тела новорожденных за это время
    увеличилась на 2—2,5 см, а их масса на 0,5
    кг. Длина тела у пятнадцатилетних
    увеличилась на 6—10 см, а масса — на 3—10
    кг (в сравнении с подростками начала
    века). Одним из важных последствий
    акселерации становится то, что дети
    начинают раньше говорить, проявлять
    реакцию на звук, цвет, свет, держать
    головку, сидеть, стоять и ходить, чем их
    сверстники в недалеком прошлом.

    Значительно быстрее
    происходит развитие некоторых отделов
    скелета и эндокринной системы,
    обеспечивающей и более раннее половое
    созревание (на два года раньше).

    Сократилась
    продолжительность роста: в настоящее
    время рост девушек и юношей в среднем
    заканчивается в 16—19 лет, а 50 лет назад
    люди достигали максимального роста к
    25—26 годам.

    В результате
    акселерации происходят значительные
    изменения в развитии систем организма
    детей и подростков. Ростовая акселерация
    сопровождается улучшением общего
    уровня физического развития молодежи.
    У людей в возрасте 20-25 лет выявлен
    наибольший рост. Более того, сегодня
    значительно увеличился объем грудной
    клетки: на 8-9 см – у мужчин и на 7-8 см
    у женщин, диаметр черепа увеличился
    на 1,5 см. в результате акселерации средний
    вес, к примеру, подростков 14 лет
    увеличивается с 38 до 46 кг.

    Акселерация
    физических показателей развития
    стимулировала и психическое развитие,
    поскольку между физическим и психическим
    развитием существует тесная взаимосвязь.
    Возможно, ускорение психического
    развития обусловлено также научно-техническим
    прогрессом, повышением образовательного
    ценза. В этой связи правильнее говорить
    о двух типах психической акселерации:
    один обусловлен более ранним созреванием
    морфофункциональной основы психики,
    другой — социальным прогрессом.

    Наряду
    с термином «эпохальная
    акселерация
    »
    в современной научной литературе иногда
    используют понятия «вековая тенденция»
    и «эпохальные изменения», которые
    трактуются более широко. Под этими
    терминами понимаются также многие
    изменения биологии современного
    человека: увеличение репродуктивного
    периода у женщин, удлинение продолжительности
    жизни, изменения в характере и
    распространении заболеваний и др.

    Под внутригрупповой
    акселерацией

    понимают ускорение физического развития
    отдельных детей и подростков в определенных
    возрастных группах. В среднем такие
    дети составляют 13—20 % от общего числа
    детей данного возраста. Для них характерны
    более высокий рост, большая мышечная
    сила, большие возможности дыхательной
    системы. У них значительно быстрее
    происходит половое созревание, раньше
    заканчивается рост в длину (обычно к
    15—17 годам) и несколько быстрее, как
    полагают большинство ученых, осуществляется
    психическое развитие.

    Среди
    детей с ускоренным развитием выделяют
    подгруппы с гармоничной
    и дисгармониной акселерацией.

    При
    гармоничной
    акселерации

    имеет место параллельное ускорение
    роста и биологического созревания, что
    приводит к более раннему завершению
    детства.

    При дисгармоничной
    акселерации

    ускорение созревания может не
    сопровождаться ускорением роста и
    полового развития.

    Причины акселерации.
    Биологические механизмы акселерации
    пока не выяснены. Можно полагать, что
    причины акселерации физического развития
    различны и наиболее существенными
    являются следующие.

    1.
    Эффект гетерозиса
    ,
    связанного с широкой миграцией
    современного населения и увеличением
    количества смешанных браков. При этом
    потомство первого поколения обладает
    временным преимуществом в физическом
    развитии.

    2.
    Урбанизация населения

    (увеличение городского населения) и
    стимулирующее влияние условий городской
    жизни на темпы физического развития.

    3.
    Увеличение уровня радиации

    на Земле, величина которого вследствие
    широкого применения ионизирующих
    излучений и радиоактивных веществ в
    военных и мирных целях существенно
    возросла по сравнению с существовавшим
    ранее естественным радиоактивным фоном
    нашей планеты.

    4.
    Улучшение социальных и социально-гигиенических
    условий

    жизни населения промышленно развитых
    стран.

    Один
    из вопросов, особенно занимающих сейчас
    исследователей,— какова роль акселерации
    в эволюции человека? Наследственные
    или ненаследственные изменения лежат
    в основе этого явления? Ответить на эти
    вопросы пока трудно, но научные данные
    последних лет свидетельствуют о снижении
    темпов физического развития детей и 
    подростков. Очевидно, акселерация —
    явление временное, и связана она с
    модификационной изменчивостью ряда
    морфофункциональных признаков
    человеческого организма. Например,
    такой показатель, как рост, находится
    в тесной зависимости от условий питания,
    устойчивости организма к заболеваниям,
    санитарных условий, жилища и от многих
    других. Вполне естественно, что улучшение
    этих условий способствует ускорению
    темпов физического развития.

    Однако эти изменения не являются
    беспредельными и ограничены рамками
    наследственной программы развития.

    Минусы
    акселерации

    К
    сожалению, явление акселерации не всегда
    положительным образом сказывается на
    функциональных возможностях детского
    организма. Есть доказательства, что у
    акселерированных детей рост и развитие
    сердца отстает от роста тела. У
    современных детей окружность грудной
    клетки обычно отстает от показателей
    веса и роста — высокие подростки нередко
    несколько узкогруды. Внутренние органы
    подростка и механизмы регуляции их
    деятельности тоже не всегда поспевают
    за быстрым ростом тела. Это в первую
    очередь относится к сердечно-сосудистой
    системе: ее развитие отстает от темпов
    роста и увеличения веса более чем у 6
    процентов подростков. Безусловно, это
    отрицательно сказывается на их
    работоспособности и выносливости.

    У акселератов
    усиливается наблюдавшееся и прежде
    свойственное пepиоду полового созревания
    некоторое отставание объема и массы
    сердца («малое» подростковое сердце)
    от общего увеличения размеров тела.
    Если долго не наступает выравнивание
    нарушенных соотношений, сердце не может
    удовлетворить запросов быстро растущего
    организма в кровоснабжении. В таких
    случаях бывают боли в сердце, сердцебиение,
    учащенный пульс, подросток быстро
    утомляется.

    Диспропорции между
    объемом, массой сердца и быстро
    увеличивающимися размерами тела
    усиливаются из-за «двигательного
    голода», вызванного коренными изменениями
    условий труда и быта, когда почти к
    минимуму сведены физический труд и
    двигательная активность молодежи.
    Гиподинамия может привести к закреплению
    несоответствия формы и массы сердца
    его возрастным нормам. Такая длительная
    задержка развития сердца — это уже
    предболезнь, угрожающая нарушением
    кровоснабжения сердечной мышцы и
    возникновением серьезных заболеваний
    сердца.

    Гиподинамия и
    акселерация связаны между собой.

    Бурный рост часто
    вызывает также повышение артериального
    давления — возникновение сосудистых
    дистоний и гипертонии. Следует оговориться,
    что рослые дети и подростки и в норме
    должны иметь более высокий уровень
    артериального давления, чем их более
    низкорослые сверстники.

    Для подростков
    15—16 лет при росте 160—180 сантиметров
    верхней границей нормы считается
    артериальное давление на уровне 130
    (максимальное) и 70 (минимальное) миллиметров
    ртутного столба. Однако при бурно
    протекающем процессе полового созревания,
    сопровождающемся напряженной деятельностью
    межуточного мозга (гипоталамуса) и желез
    внутренней секреции (гипофиза,
    надпочечников, щитовидной и половых
    желез), артериальное давление может
    быть еще более высоким, выходящим за
    границы нормы. И снова дело усугубляет
    сидячий, малоподвижный образ жизни:
    способствует спазму сосудов и повышению
    артериального давления.

    Читайте также:  Роль конструирования в развитии ребенка

    Высокий уровень
    артериального давления может быть
    закреплен из-за неблагоприятного
    стечения некоторых жизненных обстоятельств.
    Повышение сосудистого тонуса у детей
    и подростков, «омоложение» гипертонии
    врачи связывают не только с акселерацией,
    но и с эмоциональными и информационными
    перегрузками, которые вызывают
    переутомление современных школьников.
    Малоподвижный образ жизни при питании,
    калорийность которого значительно
    превышает энергетические затраты
    организма, приводит к тому, что все
    больше становится тучных и ожиревших
    детей и подростков. Лишний вес, тучность
    — тоже серьезный враг сердца. Бороться
    с ожирением — значит предупреждать
    болезни сердца.

    При
    быстрых темпах акселерации могут быть
    признаки «юношеского сердца».

    В
    пубертатный период масса сердца
    увеличивается в 2 раза, что обусловлено
    нарастанием объема мышечных волокон;
    почти вдвое увеличивается объем сердца
    (в основном за счет желудочков). К концу
    периода полового созревания сердце
    достигает максимальной работоспособности.
    У подростков при физической нагрузке
    увеличивается минутный объем крови,
    что вызвано не тахикардией, как у детей
    младшего возраста, а увеличением ударного
    объема. Хотя у большинства детей в этот
    период форма сердца такая же, как и у
    взрослых, однако может наблюдаться,
    «физиологическая» гипертрофия сердца
    (особенно у юных спортсменов), митральная,
    а также гипопластическая формы («капельное
    сердце»). Важной особенностью
    сердечно-сосудистой системы этого
    возрастного периода является более
    быстрое увеличение объема сердца, чем
    просвета сосудов. В результате этого
    могут изменяться артериальное давление
    и другие показатели гемодинамики, что
    в свою очередь влияет на данные
    аускультации. В этот возрастной период
    на функциональное состояние
    сердечно-сосудистой системы существенное
    влияние оказывают эндокринные железы.
    При воздействии половых гормонов на
    центральную нервную систему изменяется
    регулирующее влияние коры на подкорковые
    центры и вегетативную нервную систему,
    что способствует развитию вегетативной
    дистонии.

    У
    подростков довольно часто отмечаются
    учащение пульса, раздвоение II тона над
    легочной артерий, систолический шум
    над верхушкой и легочной артерией.
    Артериальное давление отличается
    лабильностью. В период полового созревания
    дети жалуются иногда на повышенную
    утомляемость сердцебиение, одышку,
    чувство сдавления за грудиной, потливость.
    Все эти явления функционального
    характера, обусловлены в основном
    нервно-эндокринным влиянием на сердце
    и сосуды и со временем проходят бесследно.
    Однако при наличии подобных жалоб
    подростка необходимо всесторонне
    обследовать в целях исключения патологии
    сердечно-сосудистой системы.

    Наблюдается
    учащение заболеваний острыми формами
    ревматизма у детей младшего возраста.

    Акселерация
    не обошла стороной и вегетативную
    нервную систему – появляется потливость,
    тахикардия, бледнеет лицо и т.д.

    Параллельно с этим
    происходит усиление деятельности
    половых желез. «У сельских школьниц,
    имеющих повышенные показатели
    роста и веса, менструальная функция
    устанавливается к 14 годам; у городских
    школьниц со средними данными – только
    в 15-летнем возрасте. За последние
    полвека срок полового созревания у
    девушек передвинулся с 16,3 до 13,5 лет, а
    юношей с 17 до 14,2 лет.»

    Нередко
    акселераты страдают от собственого
    развития. Все потому, что этому явлению
    свойственно несоответствие между
    уровнями физического и психического
    развития.

    Поэтому
    часто современные подростки, несмотря
    на видимую зрелость, психически остаются
    инфантильными. Их поведение и эмоциональные
    реакции напоминают детские проявления:
    ранимость, неустойчивость, импульсивность,
    доверчивость, стремление к подражанию
    взрослым и т.д.

    Кроме
    того, подростки одной возрастной группы
    различаются по своему интеллектуальному,
    социальному и нравственному развитию.
    Один может быть развит физически, а
    умственно и эмоционально — еще нет. А
    другой может быть на полголовы ниже
    сверстников, но превосходит их в
    интеллектуальном отношении.

    Акселерация
    ставит много проблем

    перед современными врачами, а именно:

    1)
    наблюдается более раннее биологическое
    созревание индивида, которое наступает
    до социальной зрелости и гражданской
    дееспособности (более раннее начало
    половой жизни, рост числа юных матерей,
    числа абортов у несовершеннолетних и
    т. д.);

    2)
    существует необходимость в установлении
    новых форм трудовой, физической нагрузки,
    питания, нормативов детской одежды,
    обуви, мебели и предметов обихода;

    3)
    наблюдается нарастающая вариабельность
    всех признаков возрастного развития и
    созревания, усложнение дифференцировки
    нормы и патологии.

    Акселерация
    накладывает свой отпечаток на развитие
    организма и в более старшем возрасте,
    а также на характер проявления ряда
    заболеваний.

    2. Ретардация
    развития

    (от лат. retardatio — замедление, задержка,
    «десельрация»)
    — задержка физического развития и
    формирования функциональных систем
    организма детей и подростков.

    Явление
    ретардации развития детей и подростков
    интересует ученых главным образом в
    связи с решением проблемы школьной
    зрелости (М. В. Антропова, С. М. Тромбах
    и др.). Число ретардированных детей
    внутри возрастных групп достигает 13—20
    %, и это особенно важно учитывать при
    поступлении детей в школу. Определение
    степени школьной зрелости поступающих
    в школу детей поможет своевременно
    организовать специальные группы для
    детей с замедленным
    физическим развитием
    ,
    успешное обучение которых возможно
    только при условии адекватной
    учебно-воспитательной работы. В некоторых
    случаях для предупреждения нарушений
    здоровья ретардированных детей
    целесообразна даже временная отсрочка
    их поступления в школу.

    Биологические
    механизмы ретардации физического
    развития детей и подростков мало изучены.
    Но
    его существование свидетельствует в
    пользу теории циклической смены эпох
    акселерации (считается, что в последние
    5 лет ее темпы замедлились) и ретардации
    развития. 

    Причины
    такой цикличности точно не установлены,
    но, по мнению ученых, это связано с
    несколькими факторами. Не стоит забывать
    также, что ретардация, как и акселерация,
    может быть гармоничной и негармоничной.
    Каждому ребенку присущ индивидуальный
    темп развития.

    В 1983 году Минздрав
    России четко определил группы здоровья
    на основании следующих показателей:

    • наличие или
      отсутствие хронических заболеваний,

    • состояние
      функциональных систем,

    • сте­пень
      резистентности (сопротивляемости),

    • степень физического,

    • нервно-психического
      развития ребенка.

    Выделены 5 групп
    здо­ровья: в первые две включаются
    дети без хронических заболева­ний, а
    в 3-5-ю — дети, имеющие хронические
    заболевания раз­личной степени
    выраженности. Данные группы не следует
    путать с медицинскими группами,
    различающимися по степени участия
    школьников в физическом воспитании:
    основная, подготовительная и специальная.

    Наблюдение
    за физическим развитием взрослого
    населения проводится в допризывный
    период, при призыве на военную службу,
    во время прохождения военной службы, а
    также при единовременных периодических
    углубленных медицинских осмотрах
    различных групп рабочих, служащих,
    студентов, спортсменов и пр.

    Данные
    о физическом развитии собирают всегда
    в процессе специально организованных
    исследований, на основе антропометрических
    измерений, проводимых по строго
    унифицированной программе.

    12

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

      11.02.2015127.49 Кб73.doc

    • #
    • #

    Источник