Помощь в развитии ребенка до года
Игрушки для вашего малыша — это ключ к познанию мира, в который он пришел всего несколько недель назад. Ребенок растет быстро и для каждого возраста, для каждого этапа развития ему нужны разные игрушки для приобретения определенных навыков.
Как развивать ребенка до 3 месяцев
Зрительное слежение и слуховое внимание. В этом возрасте самая главная игрушка ребенка — это вы. В те короткие моменты бодрствования малыш до бесконечности будет изучать ваше лицо. Острота зрения еще очень слабая, но на расстоянии около 30 см ребенок наверняка сможет различить выражения вашего лица. Через 6-8 недель после рождения младенец улыбнется вам своей первой улыбкой. Чтобы органы восприятия младенца развивались правильно, необходимо раздражение органов чувств. Это зависит не только от процесса физического роста, но и от импульсов, которые вы даете. Можно найти множество способов занять малыша, рассмешить его. Маленьким очень нравится рассматривать предметы, расположенные недалеко от них, они любят яркие движущиеся игрушки. Закрепите вашему крохе яркую карусель на кроватке или коляске. Она привлечет его внимание нежной мелодией, яркими чистыми цветами и, конечно, движением.
Не забудьте, что самая лучшая колыбельная — это колыбельная, спетая любящим голосом мамы.
На третьем месяце жизни появляется знание собственного тела, формируется его «схема»: младенец начинает с удовольствием пользоваться своими ручками и ножками, разглядывать их. Он также сразу заметит поднесенную ему игрушку и постарается ударить по ней. Для массажа ладошек и развития чувствительности пальчиков, вы должны предлагать малышу игрушки, выполненные из материалов различных структур и поверхностей (ткани, резина, пластмасса и т. д.)
Как развивать ребенка в 4-6 месяцев
Исследование объектов окружающего мира путем хватания, ударов по предметам, ощупывания, потряхивания, жевания, сосания, рассматривания. Малыш учится координировать движения рук и глаз, и уже способен самостоятельно достать и ухватить рукой нужный ему предмет. И уж конечно он не откажет себе в удовольствии попробовать его на вкус. Поэтому к игрушкам этого возраста предъявляются особые требования. Они должны быть достаточно крупными, чтобы ребенок не смог бы их проглотить. Не должно быть острых краев, они не должны быть ломкими. Не забудьте и о безопасности материалов, из которых сделаны игрушки. Каждое прикосновение к новому предмету или игрушке, каждое движение малыша — это открытие целого мира. Ведь все в его жизни происходит первый раз. В этом возрасте все внимание вашего малыша занимает центр активности. Различные забавные игрушки-погремушки вращаются на перекладине и гремят, стоит только ударить по ним. Шум и движения приводят ребенка в восторг — ведь это он сделал сам! К 6-7 месяцам малыш уже может сам переложить игрушку из одной ручки в другую.
Как развивать ребенка в 7-9 месяцев
Между 6 и 9 месяцами кроха научится сидеть. Это умение открывает для него новые перспективы и просторы для познания мира. Он уже тянет руки к предмету сознательно и точно. Действия двумя руками: умение воздействовать на один предмет посредством другого. Самое время поиграть в ладушки. Можно подключить к игре крышки, ложки, кубики, погремушки. Пальчики малыша стали очень ловкими. Он может брать уже и мелкие предметы. Однако собирать пирамидку в правильном порядке малышу пока не под силу без вашей помощи. Малыши в этом возрасте по-прежнему с удовольствием играют с мягкими погремушками в виде забавных зверей. А тут еще начинаю резаться первые зубки и причиняют и маме. и малышу немало беспокойных минут. На помощь придут игрушки с прорезывателями, они выполнены из рельефного безопасного пластика. Знание связи между объектом и его функцией, приводящей к определенному эффекту. Все, что движется, вращается, выглядит пестро, производит шум, представляет собой желанный объект для исследования и одновременно учебный материал. Помогайте ребенку, подсказывайте, как нужно воздействовать на предметы, что с ними необходимо делать, чтобы они производили какие-то действия. Малыш с удовольствием воспользуется вашим уроком.
Как развивать ребенка в 10-12 месяцев
В 9-10 месяцев происходит настоящая революция — теперь ваш малыш может удерживать мелкие предметы между пальцами. С этого момента начинает формироваться мелкая моторика, ловкость пальцев быстро прогрессирует. Умение собирать мелкие предметы. В ход для игры пойдет все: кубики, шарики, коробочки, главное, чтобы предметы были достаточно крупными и безопасными. Обязательно приобретите малышу конструктор, разработанный специально для грудничков. Это яркие блоки различных форм, а также сортеры — где предметы определенной формы нужно вкладывать в подходящие отверстия. Конечно, все это с помощью мамы. Самые подходящие игрушки для этого возраста — вот эти сортеры, пирамидки, пазлы. Умение надевать кольца, браслеты, бусы. Именно для развития таких навыков и нужны яркие пирамидки. Ваш малыш наверняка будет с удовольствием играть такой игрушкой. Выберите классический вариант пирамиды, или более современный, где каждое из колец имеет свою текстуру поверхности. Некоторые из деталей заполнены разноцветными бусинками, а какие-то из колец служат прорезывателями. Умение совершать с предметами свойственные для них действия — это умение играть с мячом, машинкой, детским молоточком. Все то, что для взрослых кажется очевидным, тоже должно быть освоено. Помогите своему карапузу, расскажите и покажите как это делается. Здесь неоценимую помощь в развитии крохи окажут движущиеся игрушки: машинки, поезда, паровозы, изготовленные из безопасного полимерного материала, из мягкой ткани, и при движении имитирующие звуки и сигналы настоящего транспорта или животных. Отношение к куклам как к живым «подругам». По-настоящему играть в куклы дети начинают только с трехлетнего возраста, но наверняка ваш дом уже полон различными мягкими игрушками и куклами-пупсами. Это подарки вашему крохе, и он верит в реальность существования маленького друга в виде плюшевого мишки, например. В кроватке с таким другом совсем не страшно, и такие игрушки помогают заснуть маленьким непоседам. Стимуляция мелкой моторики и развитие речи. Тут на помощь могут прийти бабушки и дедушки, у них в запасе множество песенок и потешек. Кроха с удовольствием будет снова и снова просить поиграть вас в веселую игру, загибать пальчики, «варить кашу». Это время для первых книжек малыша, пальчиковых рисовалок и занятий. Не стоит ограничивать свободу перемещений ребенка — ваш дом должен подстраиваться под него, а не наоборот. Кроватка и манеж не должна становиться единственным местом обитания малыша, Очень важный этап в развитии — ползание, малыш должен иметь возможность изучать окружающее пространство. Исследования показали, что дети, не способные к учебе, часто пропускают этап ползания. Давайте ребенку возможность все делать самому. Конечно, проще и намного чище для кухни аккуратно покормить малыша с ложечки, но полезнее для развития дать эту ложку ему самому. Однако не стоит и подталкивать ребенка, не стоит заставлять его делать больше, чем он может. Например, запихивать малыша в ходунки, чтобы он как можно быстрее научился ходить. Нет никакого смысла ускорять этот процесс, каждый ребенок начинает ходить тогда, когда его мышцы достаточно окрепнут для этого.
Источник
Ежемесячно кроха не только прибавляет в весе и длине тела, но также и радует родителей новыми навыками. Традиционно развитие ребенка первого года отмечают по месяцам. Основные особенности развития ребенка мы собрали в такую таблицу:
Возраст и физические показатели | Умения |
На момент рождения Рост (длина) – 49-50 см Вес – 3200-3300 г Окружность головы – 34-34,5 см Окружность грудной клетки – 32-34 см | Двигает ножками и ручками во время бодрствования. Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках. Отвечает на раздражитель плачем. |
1 месяц Рост (длина) – 54-55 см Вес – 4200-4500 г Окружность головы – 36,5-37 см Окружность грудной клетки – 36-36,5 см | Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать. Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого. Реагирует на резкие звуки. Отвечает улыбкой. Начинает гулить. |
2 месяца Рост (длина) – 57-58 см Вес – 5100-5600 г Окружность головы – 38-39 см Окружность грудной клетки – 38-39 см | Длительно удерживает голову. Поворачивается на звук речи взрослого. Ухватывает предметы рефлекторно. Активно интересуется окружающим миром. Агукает. |
3 месяца Рост (длина) – 60-61,5 см Вес – 5800-6400 г Окружность головы – 39,5-40,5 см Окружность грудной клетки – 40-42 см | В вертикальной позиции хорошо держит голову. Долго рассматривает предметы. Издает разные звуки. При поддержке под мышки опирается ножками. В положении на животе приподнимается на предплечьях. Поворачивается на бок со спины. Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем. Сосет пальцы или кулачек. |
4 месяца Рост (длина) – 62-64 см Вес – 6400-7000 г Окружность головы – 40,5-41,5 см Окружность грудной клетки – 41,5-42 см | Уверенно поднимает голову, лежа на животике. Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления. При играх смеется и улыбается. Подолгу гулит. Хватает руками висящие предметы. Переворачивается со спинки на живот. В положении на животе поднимается с опорой на ладони. Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи. |
5 месяцев Рост (длина) – 64-66 см Вес – 6900-7500 г Окружность головы – 41,5-42,5 см Окружность грудной клетки – 43-44 см | Узнает маму и других близких людей. Осознанно провожает предмет взглядом. Переворачивается с животика в положение на спине. Захватывает и удерживает предметы двумя руками. Берет предмет из рук взрослого. Сидит с поддержкой. Длительно нараспев гулит. Отвечает на услышанные потешки и песенки. Рассматривает картинки. |
6 месяцев Рост (длина) – 66-67,5 см Вес – 7300-7900 г Окружность головы – 42-43 см Окружность грудной клетки – 44-45,5 см | Сидит без поддержки. Тянет руки к предмету, который заинтересовал. Поднимает игрушку, которая выпала из рук. Пробует предметы «на зуб». Начинает ползать. Учится есть с ложки. Начинает произносить слоги. Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору. Отзывается на имя. Внимательно слушает взрослого. Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый. |
7 месяцев Рост (длина) – 67-69 см Вес – 7600-8300 г Окружность головы – 43-44 см Окружность грудной клетки – 45-46,5 см | Хорошо ползает и сидит. Стоит с поддержкой за обе руки. Удерживает в руке предмет неправильной формы. Длительно играет с игрушками, изучая их свойства. Пьет из кружки с помощью взрослого. Пробует садиться. Показывает у себя части тела. |
8 месяцев Рост (длина) – 69-70,5 см Вес – 7900-8600 г Окружность головы – 43,5-44,5 см Окружность грудной клетки – 46-47 см | Ищет игрушку, которая упала. Перекладывает предмет из одной ручки в другую. Встает, держась за опору. Быстро ползает. Садится, ложится, переступает предметы. Лепечет с интонацией. Радуется другим детям. Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?». Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье). Боится расстаться с мамой. |
9 месяцев Рост (длина) – 70-72 см Вес – 8200-8900 г Окружность головы – 44-45 см Окружность грудной клетки – 47-48 см | Пробует стоять и делать первые шаги. Подражает другим детям. Тянется к интересующему предмету и пытается его достать. Осознанно манипулирует игрушками. Показывает части тела у человека и игрушки. Разрывает и сминает листы бумаги. Держась за опору, танцует под музыку. |
10 месяцев Рост (длина) – 71,5-73 см Вес – 8500-9200 г Окружность головы – 44-45,5 см Окружность грудной клетки – 47-48 см | Начинает брать маленькие предметы пальцами. Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики. Играет в прятки. Ходит с поддержкой за две руки взрослого. Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки). Понимает просьбы взрослого. Повторяет за взрослым жесты и звуки. Имитирует голоса животных. Машет рукой при прощании и встрече. Пробует самостоятельно есть ложкой. |
11 месяцев Рост (длина) – 73-74,5 см Вес – 8700-9400 г Окружность головы – 44,5-46 см Окружность грудной клетки – 48-49 см | Самостоятельно стоит. Ходит с поддержкой за одну руку. Поднимает предметы без приседания (нагибается). Умеет присесть без опоры. Собирает пирамидку. Складывает кубики. Начинает произносить «облегченные» слова. Играет в ладушки. Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу. Интересуется книжками и музыкальными игрушками. |
12 месяцев Рост (длина) – 74-76 см Вес – 8900-9600 г Окружность головы – 45-46 см Окружность грудной клетки – 48-49 см | Пробует самостоятельно ходить. Встает из позиции сидя на корточках. Самостоятельно пьет из чашки. Может отказываться от нелюбимой пищи. Откусывает печенье и другую твердую пищу. Понимает слова «нельзя» и «можно». Узнает животных и показывает их на картинке и на улице. Знает, как пользоваться некоторыми предметами. Произносит 10-15 слов. |
Источник
Вас наконец выписали из роддома и вы с маленьким кулёчком (или маленькими кулёчками) обустраиваетесь дома.
Первое время, конечно, тяжёло. Нужно привыкнуть к новому статусу.
Но вот вы освоились, разобрались с базовыми моментами, вроде: кормления, переодевания, укладывания, купания, прогулок.
Теперь, можно добавить полезные занятия и игры во времяпровождение крохи.
В чём польза? Как можно играть и заниматься с месячным малышом?
Занятия , игровые моменты — это качественное внимание с вашей стороны, что ещё сильнее укрепит связь с маленьким человечком. А ещё развитие крупной и мелкой моторики, вестибулярного аппарата, речи, слухового восприятия, сенсорное развитие.
Да, даже с месячным малышом можно и нужно заниматься. И это совсем не сложно и займёт не много времени.
от 0 до 3 месяцев
Этот период считается «4 триместром»
Поэтому, самое важное — это максимальный контакт с мамой. Вы, как бы, «донашиваете» малыша.
Как занимаемся?
1. Как только зажила пупочная ранка, перед каждым кормлением выкладываем на животик.
Далеко не всем детям это нравится. Но делать нужно обязательно. Начните с малого и постепенно увеличивайте время.
2.Интересно и полезно, практиковать ползание.
Это не опечатка. С момента выкладывания на живот, можно стимулировать ползание, за счёт врождённых рефлексов. Но имейте в виду, что они постепенно угасают. Если не стимулировать рефлекторное ползание, малыш будет учиться позже по-другому.
3.Малышей до 3 месяцев, часто беспокоит животик.
Гладьте животик по часовой стрелке и говорите с крохой или рассказывайте короткие стишки. Обязательно с живой мимикой и интонацией.
4.Массаж ладошек и пальчиков.
В норме, до 3 месяцев, у детей физиологический гипертонус (повышенный тонус) рук, ручки сжаты в кулачки.
Чтобы нормализовать тонус, аккуратно разжимайте ладошки малыша и разглаживайте, словно веер. Аккуратно помассируйте каждый пальчик. Можно и нужно сопровождать это песнями и стихами.
5.Возьмите на заметку приём для привлечения внимания крохи к своему лицу, им пользуются логопеды.
Наденьте крупные яркие серьги или накрасьте губы красной помадой.
И так же разговаривайте с малышом, стройте рожицы, гримасничайте, улыбайтесь.
6.Занятия на фитболе.
Совсем крохам будут полезны лёгкие покачивания, вибрация на мячике. Это укрепляет вестибулярный аппарат.
По мере роста малыша, возможных упражнений станет больше.
В интернете можно найти множество видеоуроков.
7.Ближе к трём месяцам уже можно начать играть во, всем известное, Ку-ку.
Закрывайте своё лицо ладонями, открываете и радостно и эмоционально произносите: Ку-ку!
И ловите ответную улыбку крохи.
8.Ближе к 2-3 месяцам попробуйте привязать к руке или ноге малыша яркий воздушный шар, наполненный гелием.
Кроха будет активно шевелить ручками-ножками и следить за шариками.
9.К двум месяцам, вкладывайте в ручку малыша небольшую лёгкую погремушку. Покажите, как с ней взаимодействовать.
Используя звучащую игрушку, погремушку, — пошумите слева, справа от малыша. Пусть он поворачивает голову в сторону звука.
Постепенно увеличивайте расстояние.
10.Многим детям уже с месячного возраста становятся интересны висящие над ними игрушки.
Используйте растяжку для кроватки или специальный тренажёр, развивающий коврик или дугу с игрушками. Игрушки обязательно на расстоянии вытянутой руки малыша, чтобы он видел и хотел дотянуться, ухватить.
Но помните:
Для ребёнка до года важнее всего физическое развитие. Поэтому, развивающие коврики, коконы, и всё, что ограничивает подвижность малыша, рекомендуется использовать до 3-4 месяцев.
от 3 до 6 месяцев
В этот период некоторые дети овладевают сразу несколькими навыками: переворот, ползание, сидение. Но это редкость, и ни в коем случае не нужно стремиться скорее вертикализировать малыша: не сажайте его в подушки, не ставьте в ходунки.
Важно на этом этапе, чтобы ребёнок мог переворачиваться и длительно лежать на животе.
Рекомендуется, с целью снижения риска падения и для дальнейшего развития, — с 4 месяцев начать вести «половую жизнь». Всё время, когда малыш не спит, не ест и не гуляет, желательно проводить на полу (конечно не на холодном, сейчас есть всевозможные коврики, а мои дети обитали на обычном ковре).
Мы не сразу поняли, как ползать, сын пытался, как мог
Что делаем?
1.Если вы занимались рефлекторным ползанием, то продолжайте. Но добавьте стимул: положите перед крохой игрушку или любую, безопасную вещь, которую очень захочется ухватить (малышу, разумеется).
2.Сенсорное развитие.
Познакомьте малыша с разными текстурами, поверхностями и не забывайте проговаривать, что это, и какими свойствами обладает.
Для этого хорошо иметь игрушки из разных материалов или слингобусы.
Сейчас очень популярны натуральные, деревянные игрушки. И это здорово.
Особенно, ручной работы. Мастера используют ароматный можжевельник, покрытое маслом или необработанное дерево (оно отличается визуально и наощупь, и это то, что нам нужно).
Трогаете предмет ручкой малыша, и говорите:
Это деревянный (…). Дерево шероховатое, понюхай как пахнет.
Вы нарочито и смешно показываете, как нюхаете.
Всё, что вы проговариваете обязательно должно сопровождаться чёткой артикуляцией, мимикой и эмоциями.
3.Для раскрытия ладошек, очень полезно барабанить ручками по фитболу.
Положите малыша животом на мяч. Возьмите его ручки в районе локтей и ритмично постучите ладошками по фитболу.
4.Игра в «Ладушки» ( пока вы сами хлопаете и выполняете движения ручками малыша.
«Сорока» — это игровой вариант пальчиковой гимнастики. Вы сами загибаете пальцы малыша, приговаривая стишок.
5.Включите любимую музыку, но желательно не очень быструю.
Прижмите малыша к своему плечу, придерживайте головку, и покружитесь с ним под музыку. Делайте это неспешно, чередуйте стороны. Вальсируйте с крохой.
6.Если вы не занимались ползанием с рождения, не беда.
В 4 месяца вы с малышом бодрствуете на полу. И чтобы у ребёнка была мотивация для переворотов, ползания, — кладите игрушки на расстоянии вытянутой ручки малыша.
В этом плане очень хороши небольшие неваляшки. Очень привлекает внимание детей.
Так же можно положить малыша на живот и дать ему отталкиваться ножками от ваших рук.
7.Стройте рожицы. Наклонитесь к малышу поближе и погримасничайте. Можете показывать язык.
Детей это очень веселит, и со временем они пытаются повторять движения.
Каждый родитель лучше знает и чувствует своего малыша. Что нравится, что заставляет улыбаться.
Детям до года важнее всего физическое развитие, потому что «маленькому кабачку» необходимо освоить очень много навыков.
А для становления речи нужно как можно больше живого эмоционального общения. Повторяйте звуки, слоги, которые говорит малыш. Это побуждает его продолжать в том же духе.
В следующий раз, расскажу чем заняться с ребёнком после 6 месяцев.
Источник