Помощь семье воспитывающей ребенка с отклонениями развития

Анюта Титслова
Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

Актуальность. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей, ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов. В нашей стране остроту проблеме придает то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а позднее, вплоть до 90-х годов ХХ века, работа с такими детьми осуществлялась в специальных учреждениях, изолировано от общества. Принятый в 1995 году Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» впервые продекларировал необходимость создания и развития государственной службы медико-социальной экспертизы и государственной службы реабилитации инвалидов. Чтобы преодолеть негативные тенденции в подготовке названной категории детей к интеграции в общество, требуется разработка новых теоретических подходов к их обучению, воспитанию и организации всей жизнедеятельности. Эта задача должна решаться с учетом всего комплекса медицинских, социально — психологических, педагогических, экономических, социальных и других проблем, касающихся социальной защиты детей инвалидов, их обучения, воспитания, реабилитации и адаптации в социальную среду, а также изменившихся социально – экономических условии жизни общества. Важное место в комплексе названных составляющих компонентов подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к интеграции в социальную среду занимают вопросы их социальной реабилитации. Социально–реабилитационная деятельность – сравнительно новая область профессиональной деятельности, возникшая как одно из направлении в системе комплексной реабилитации детей с отклонениями в развитии. Основная задача – обеспечить подготовку таких детей к полноценной жизни в обществе. Сегодня семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, относятся к наиболее социально незащищенной категории населения. Материальное положение таких семей, как правило, ниже прожиточного минимума, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. В связи с этим специалисты социальных учреждении призваны оказывать содействие детям с ограниченными возможностями здоровья в социальном функционировании и полноценном развитии.

Технологии социальной реабилитации детей инвалидов предполагают обязательное включение родителей в реабилитационные мероприятия, посещение мамами и папами занятий по обучению основам социально медицинской реабилитации, собрания родителей, чтобы конкретизировать дальнейшую работу с ребенком в домашних условиях. Таким образом, идет совместное обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни.

Учитывая выше сказанное, целью явилось — изучение процесса помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, в организации социальной реабилитации.

Детская инвалидность существенно отличается от инвалидности взрослой, а инвалид с детства – от человека, ставшего инвалидом уже во взрослом возрасте. Соответственно, детство и юность ребенка, становление его личности, его реабилитации и адаптации в социуме являются ключевыми для его судьбы, будущей жизни, формирования внутреннего мира и собственного «Я». В этом велика роль семьи, родителей, которые должны находиться в тесном контакте со специалистом по социальной реабилитации детей с отклонениями в развитии. Все методы и технологии социальной реабилитации способствуют тому, чтоб выбрать совместно с родителями одну линию проведения социальной реабилитации. Наработанный специалистами отделения небольшой опыт работы с такими семьями свидетельствует о низкой правовой, медицинской, психолого–педагогической грамотности родителей и необходимости проведения систематической, планомерной работе с родителями и детьми. Социальная работа с семьей должна быть неформальной и разносторонней, это поможет детям с ограниченными возможностями здоровья в социальной реабилитации. Таким образом, идет совместное обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни.

На сегодняшний день тема, проведения социальной реабилитации, очень актуальна, так как существует тенденция к увеличению числа детей с врожденными или приобретенными заболеваниями, особенно в раннем возрасте. Если у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья есть семья и есть возможность в ней воспитываться, то нежелательно изолировать его от неё, от общества, а находить более приемлемый выход из создавшегося положения.

Источник

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Северо-Восточный административный округ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 1430 имени Героя Социалистического Труда Г.В. Кисунько»

Выступление на окружном семинаре по теме «Инновационные формы взаимодействия

в детско-взрослой общности».

Тема: Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

Подготовила педагог-психолог

Сурмак Евгения Михайловна

Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

Современные социальные и экономические проблемы оказывают влияние на возрастающую роль семьи в воспитании и коррекционном обучении детей с отклонениями в развитии. Все большее число родителей желают воспитывать своего ребенка с участием специалистов. Именно родители часто выступают инициаторами изменения организационных форм обучения детей с отклонениями в развитии; содержание и методы дошкольной коррекционной педагогики становятся все более и более разнообразными.

Читайте также:  Методы и методики исследования развития ребенка

На современном этапе развития консультативно-диагностической службы работа специалистов направлена на активную пропаганду психологических и педагогических знаний среди родителей, на разработку рекомендаций по организации коррекционно-воспитательной работы с ребенком в условиях семьи, так как характер семейного воспитания оказывает влияние на становление образа «Я» в детском возрасте и позиции ребенка по отношению к миру. Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентации, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности ребенка в целом.

С 1994 года действует одна из новых форм помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, в виде «Университета для родителей», при лаборатории дошкольного воспитания детей с проблемами развития в ГНУ «ИКП РАО».

Основными целями «Университета» являются изучение проблем семейного воспитания детей с отклонениями психофизического развития и разработка новых организационных форм и педагогических технологий включения родителей в коррекционно-воспитательный процесс.

Деятельность «Университета для родителей» осуществляется в следующих направлениях:

• психолого-медико-педагогическое обследование ребенка;

• коррекционно-педагогическая работа с детьми с отклонениями в развитии;

• оказание психолого-педагогической поддержки семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии;

• оказание методической помощи специалистам, работающим с детьми с отклонениями в развитии;

• обучение специалистов и повышение квалификации.

В процессе консультирования важно ориентировать родителей на создание оптимальных педагогических условий для воспитания и адекватных способов взаимодействия взрослых с ребенком.

При психолого-педагогическом консультировании ребенка с отклонением в развитии и его родителей выделяются конкретные задачи:

• выявить возрастные и индивидуальные  особенности в развитии ребенка;

• определить причину первичных и вторичных отклонений в развитии;

• выявить позицию родителей по отношению к ребенку (принятие—отвержение) и способы взаимодействия родителей со своим ребенком (адекватные — неадекватные);

• организовать педагогическую помощь родителям; психологическую поддержку в разрешении личностных проблем,  накладывающих отрицательный отпечаток на характер семейного воспитания;

• повысить уровень их компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка;

• определить тип образовательного дошкольного учреждения;

• разработать индивидуальную коррекционную программу воспитания и обучения для ребенка;

• обосновать педагогический прогноз.

Психолого-педагогическое консультирование ребенка и родителей проводится поэтапно.

Взаимодействие специалистов с родителями начинается с ознакомительной беседы при записи ребенка на консультацию. На этом этапе выясняются следующие вопросы: возраст ребенка, жалобы родителей, вид ожидаемой помощи от консультации.

Второй этап посвящен изучению документов: сведения о ребенке — история его развития, результаты обследования ребенка в медицинских учреждениях, сбор анамнестических сведений о развитии ребенка, уточняются условия воспитания в младенческом и раннем возрасте, сведения о микроклимате в семье, понимании родителями проблем развития ребенка.

Третий этап посвящен психолого-педагогическому обследованию ребенка. Сначала изучается познавательное развитие ребенка, затем при необходимости проводится обследование слуха, а в дальнейшем — речевого развития.

Выбор методик для обследования познавательного развития ребенка раннего и дошкольного возраста обусловлен возрастом ребенка и наблюдением специалистов за поведением малыша в новых условиях. Важно обратить внимание на то, как ребенок входит в экспериментальную комнату: держась за руку матери (отца); самостоятельно, охотно или неохотно, отворачиваясь от новых взрослых; вбегает и начинает сразу хватать игрушки, не фиксируя на них внимания и т.д.

Исходные характеристики такого важного момента, как поведение ребенка при встрече с незнакомым взрослым в новой обстановке, подсказывают педагогу стратегию выбора следующего шага: переход к деловому общению на материале диагностических методик или использование дополнительных приемов для установления эмоционального контакта с новым взрослым.

На четвертом этапе консультирования даются рекомендации по корректировке условий жизни ребенка и микроклимата в семье. Рекомендации будут тем продуктивнее, чем больше в их осуществлении участвуют родители. Важно подвести родителей к пониманию значимости семьи в воспитании ребенка, так как коррекция личностных качеств ребенка невозможна без изменений его взаимоотношений со взрослыми в семье. Поэтому необходимо использовать педагогические возможности самих родителей в обучении ребенка, помочь им овладеть технологией наиболее распространенных форм педагогической работы, навыками семейного общения.

На пятом этапе составляется индивидуальная коррекционная программа развития ребенка и делается педагогический прогноз.

Эффективной организационной формой консультирования родителей и обучения их педагогическим технологиям являются включение родителей в коррекционно-педагогическое занятие педагога с ребенком и участие родителей в групповых семинарах — занятиях. Включение родителей в занятие происходит поэтапно, в зависимости от готовности близкого взрослого адекватно взаимодействовать с собственным ребенком. На этих занятиях родители получают знания по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка (по формированию навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, предпосылок формирования изобразительной деятельности и т.д.).

Читайте также:  Развитие ребенка в полгода мальчик

Участие родителей в семинарах-занятиях может проходить в двух формах: первая — теоретическая (лекционно-просветительная), вторая — практическая. Повышение уровня родительской компетенции включает в себя объяснение родителям значения режима дня и создания условий для организации деятельности ребенка в семье, разъяснение роли предметно-развивающей среды и взаимодействия с близким взрослым в развитии ребенка дошкольного возраста и др.

На практической части семинаров проводится обучение родителей приемам коррекционной работы с ребенком: демонстрируются фрагменты коррекционных занятий, комментируется последовательность их выполнения; родителей обучают игровым приемам, приемам общения с ребенком, учат изготавливать игрушки из подручного материала.

Кроме индивидуального консультирования в практике психолого-педагогической помощи родителям активно применяется комплексный подход к реабилитации детей группы риска. Он реализуется в условиях стационара разными специалистами при внедрении традиционных, нетрадиционных методов и новых технологий реабилитации детей с перинатальным поражением центральной нервной системы.

В целях реализации комплексного подхода к реабилитации младенцев группы риска в условиях стационара было определено содержание деятельности каждого специалиста, в том числе и педагога-дефектолога.

Работа педагога-дефектолога проводится в двух направлениях. Первое — изучение индивидуальных особенностей детей в целях разработки индивидуальной программы для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком и с последующим включением матери в этот процесс; второе — психолого-педагогическая поддержка матери и других членов семьи.

Главными задачами работы педагога-дефектолога являются изучение особенностей каждого ребенка и определение оптимальных условий для его нормализации эмоционального и психического состояния. Педагог-дефектолог разрабатывает индивидуальную программу воспитания, развития и обучения малыша. При разработке программы учитываются как общие, так и специфические образовательные потребности ребенка, определяются педагогические условия, методы и приемы работы, направленные на коррекцию специфических отклонений у детей с двигательными, сенсорными, интеллектуальными нарушениями.

Содержание коррекционно-педагогической работы направлено на развитие ориентировочных реакций и формирование взаимосвязи межанализаторных систем (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных) в целях нормализации психического развития ребенка. Активизация функциональных связей на раннем этапе онтогенеза способствует активному отношению организма к окружающей среде, что является важнейшим условием в формировании восприятия. Именно восприятие в раннем возрасте является фундаментальным психологическим новообразованием, определяющим дальнейший ход когнитивного развития ребенка.

Наряду с этим педагог-дефектолог обучает мать педагогическим технологиям эмоционального общения со своим ребенком, ориентируясь на индивидуальную программу воспитания малыша. Педагог-дефектолог проводит занятия с ребенком в присутствии матери, объясняет конкретную задачу каждого занятия; прослеживает динамику эмоционального, сенсорного и моторного развития ребенка; наблюдает и корректирует характер общения и взаимодействия матери со своим ребенком; ориентирует ее на изменения этого характера в других условиях воспитания; обучает мать умению наблюдать за изменением поведения и реакциями своего ребенка.

Важным направлением в психолого-педагогической поддержке семьи является налаживание адекватного взаимодействия между членами семьи с приоритетным выделением роли матери в целях нормализации эмоционального и соматического состояния малыша. Главной задачей работы педагога-дефектолога с родителями является формирование у них активной позиции в воспитании ребенка. При этом значимым является обучение родителей разнообразным формам взаимодействия с малышом, наблюдению и оценке его реакций и поведения.

К специальным условиям относятся: адекватные способы общения и взаимодействия взрослого с ребенком; создание предметно-развивающей среды; разработка индивидуальной программы воспитания, обучения и развития на каждого воспитанника; обучение родителей педагогическим технологиям общения и взаимодействия со своим ребенком; оказание психолого-педагогической помощи родителям в создании адекватных условий для воспитания ребенка в семье.

Индивидуальная программа состоит из двух частей. Первая часть раскрывает содержание коррекционно-развивающего обучения ребенка, вторая включает в себя содержание работы специалистов (педагога-дефектолога, педагога-психолога, музыкального педагога) с родителями.

Разработка содержания программы для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком начинается с изучения как возрастных, так и индивидуальных особенностей развития ребенка. Психолого-педагогическое обследование направлено на выявление уровня сформированности основных линий развития: социальной (формы общения — вербальные, невербальные; способы усвоения общественного опыта — готовность к совместным действиям, наличие указательного жеста, способность к подражанию, умение действовать по образцу и по словесной инструкции), физической (развитие основных движений, развитие ручной и мелкой моторики), познавательной (сенсорное развитие, наглядно-действенное мышление, ознакомление с окружающим, развитие речи, предметно-игровые действия, предпосылки к продуктивным видам деятельности). Содержание программы включает в себя задачи, методы и приемы работы с малышом, учитывающие актуальный уровень сформированности основных линий развития ребенка и его потенциальные возможности, т. е. зону ближайшего развития. Кроме того, в программе указывается, когда и в какие виды деятельности ребенок будет включаться во взаимодействии с одним ребенком, а затем и с другими сверстниками.

Читайте также:  Развития института защиты прав ребенка

Работа специалистов (педагога-дефектолога, педагога-психолога, музыкального педагога) с семьей планируется также после изучения характера взаимодействия родителей со своим ребенком, а также с учетом уровня педагогической компетентности родителей, анализа условий воспитания ребенка в семье. Индивидуальная программа разрабатывается на основе следующих принципов:

• учет онтогенетического хода развития основных линий развития;

• учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей ребенка;

• деятельностью подход к развитию личности ребенка;

• коррекционная направленность воспитательного процесса;

• доступность, повторяемость и концентричность предложенного материла.

Источник

Тюстина
Консультация «Помощь семье, воспитывающей в семье ребенка с отклонениями в развитии»

Структура нарушений родительско – детских отношений в семье с соматически больным ребенком.

1. Источник нарушения семейных отношений

1.1. Столкновение различных представлений мужа и жены о целях семьи, о конкретном содержании её функций и способов их реализации о распределении родителей в семье.

2. Самообвинение

2.1. Это чувство возникает сразу после рождения больного или после постановки диагноза.

2.2. В качестве предпосылки нарушенного развития,выступают: недоразвитие внутренних органов, вывихи, обвитые части тела пуповиной, асфиксия, деформация черепа ушибы головы, заболевания сердечно- сосудистой системы, крови, двигательного аппарата и ряд других обстоятельств.

3. Материнская любовь во имя спасения жизни ребенка

3.1. Постановка тяжелого диагноз ребенка рождают у родителей комплекс переживаний направленный на поиск максимально благоприятных условий для жизни ребенка. С этого момента начинается череда родительских ошибок усугубляющий не только формирование личности ребенка, но и мешающий процессу выздоровления и реабилитации.

4. Подчинение

4.1 Влияющим фактором на формирование родительско – детских отношений в семьях с больным ребенком, является, то что дети в любом возрасте подчинены родителям, их воли, опыту, желанием.

4. Стремление родителей к достижению абсолютного послушания наносит неповторимый вред всестороннему развитию малыша.

5. Изъятие посильных видов деятельности

5.1. Изъятие посильных видов деятельности ребенка –это специфическая форма уступки в семьях с больными детьми, характеризующая опекающий стиль воспитания.

5.2. Взамен всевозможной двигательно — маторной активности с самого раннего детства ребенку предлагают интеллектуального характера, которые переводят на все рассудочную основу, оторванную от знания конкретных отношений и свойств предметов и явления окружающего мира.

5.3. Решая задачу охраны здоровья ребенка, родители часто препятствуют комплексному освоению седы на тактильном, эмоциональном, зрительном, духовном, зрительном, слуховом и т. д. уровнях, перекладывая основную нагрузку на воображение, представление и фантазию.

6. Зависимость

6.1. Зависимость–это первое состояние, которое дети начинают оценивать как выгодное для них и стремятся к повсеместному его использованию.

6.2. Ребенок,особенно больной не способен к эффектному самоконтролю и поэтому ему всегда мало достигнутого. Он начинает быстро выбирать лимит родительских возможностей и терпения.

7. Удержание

7.1. Родителя часто становятся заложниками своих неправильных подходов к воспитанию, ориентированных на стремление удержать всеми способами в привычных для них рамках поведение и потребности ребёнка и свою помощь ему.

8. Уступки

8.1. Уступки – это очередное свидетельство слабости родительской педагогики.

8.2. Переход к отношениям в виде уступок болезненно осознается родителями, но не видя другого выхода, они, обманывая себя надеждой, принимают этот вариант.

9. Сделка и откуп

9.1. Появление первых признаков патогенных отношений наблюдаются в решении ситуаций,складывающихся по хорошо известному сценарию: ребёнок плачет или упирается, требует, что-то своё протестуя против воли родителей.

9.3. В качестве инструмента урегулирования отношений родители используют откуп (конфеты, игрушка и т. д.) или сделка, например, мы, делаем это, ты делаешь уроки.

9.4. Сделка как форма отношений возникает не из-за нерешительности сторон или незнания своей цели, как в случае с уступкой.

10. Крайние формы неправильного управления отношениями

10.1. Усталость родителей приводит к проявлению грубости, сверхпридирчивости, сверхтребовательности в мелочах или наоборот попустительству и некритичности.

Источник