Помогает ли чтение ребенку развитию речи
Часть 1 можно прочитать здесь.
Существует еще одно заблуждение: многие считают, что с малышами надо говорить «детским» языком, «сюсюкать». Детям, якобы, так понятнее. Но ведь в течение нескольких месяцев до рождения малыш слышал нормальную речь, привык к ней, возможно, даже начал ее понимать. И вдруг с ним начинают говорить на каком-то новом, нелепом наречии. Это не только не может помочь развитию речи ребенка, но, скорее даже навредит, собьет маленького человечка с толку. Даже если ваш малыш уже начал лопотать, не поддавайтесь обаянию его смешных словечек, не пытайтесь сами их копировать, лучше каждый раз произносите сказанное им слово правильно, и очень скоро кроха научится этому сам.
Мы уже говорили о том, что еще до рождения малыш попадает во власть Его Величества Телевизора. Вообще, постоянно включенный телевизор стал, увы, постоянным фоном жизни в большинстве домов. Часто его уже даже не замечают. Взрослые. А ребенок замечает и запоминает все. Бесконечно повторяющиеся косноязычные рекламные слоганы вдалбливаются в детские головки намертво, не оставляя места для сказок Пушкина и Чуковского. Поэтому не удивляйтесь, если, слушая, к примеру, ваш рассказ о крылышках у семян клена ваш малыш рассудительно заметит, что еще крылышки бывают у прокладок «Олвейз».
Вопреки всем педагогическим и медицинским рекомендациям, детей сегодня начинают усаживать «посмотреть мультики» уже в полтора-два года. Причем часто это дешевые, плохо переведенные американские сериалы с отталкивающими рисунками. Родители, очевидно, меньше всего задумываются, какую пользу могут принести такие мультфильмы их детям, главное, чтобы не мешали заниматься своими делами. Я вовсе не предлагаю совсем не давать детям смотреть телевизор. Существуют изумительные советские мультфильмы, от «Крокодила Гены» до «Ежика в тумане», очаровательные польские и чешские мультсериалы про Крота, Болека и Лёлека, Гржемилека и Вахмурку, классические Диснеевские фильмы, наконец. Все это можно и нужно показывать детям, только желательно не раньше трех лет и понемногу, возможно, даже не каждый день. Ведь зрительные впечатления гораздо более яркие, чем слуховые, и малышу нужно время, чтобы переварить их, обдумать увиденное, задать какие-то вопросы, помечтать, придумать свое продолжение приключений любимых героев. Избыток таких впечатлений может привести к тяжелому стрессу, особенно если в фильмах, которые смотрит ребенок, много агрессии и насилия (например, «Том и Джерри», где в течение каждой серии герои раз по десять размазывают друг друга по стенке).
Но самое главное, американские мультики не развивают у детей текстового мышления. В нашей культуре принято очень рано приобщать детей к тексту: уже самым маленьким читают стихи, рассказывают сказки. Любая русская детская книга, даже для годовалых, — это прежде всего связный текст, а не картинка с подписью, как в американских книгах. Тоже самое можно и сказать о мультфильмах. Классический русский мультфильм — это ожившая сказка, американский — озвученный комикс.
О комиксах стоит сказать отдельно. Ни под каким видом и ни при каких обстоятельствах они не должны попадать в ваш дом. У меня нет никаких научных доказательств, но мой педагогический и материнский опыт говорит мне, что комиксы оказывают чудовищное разрушительное влияние на мозг ребенка, нарушают какие-то очень важные процессы формирования речевого, текстового и образного мышления. Да как еще может воздействовать на нежную детскую психику сочетание убогого языка, уродливых картинок и примитивных, выхолощенных, а часто и исковерканных сюжетов!
Отсутствие у детей текстового мышления — одна из главных проблем как начальной, так и средней школы. И если вы хотите, как теперь модно, «подготовить ребенка к школе», то стоит заняться именно развитием навыка работы с текстом, а вовсе не натаскиванием на решение арифметических задач или отработкой навыков каллиграфии. Как можно больше читайте малышу, лучше всего — проверенные временем книги, не увлекайтесь новомодными поделками и «рифмованным бредом». Когда ребенок будет готов, научите его читать самостоятельно, но не форсируйте: нормально развитый малыш может начать читать и в два с половиной, и в шесть лет. Это может зависеть и от склада характера, и от физических особенностей ребенка. Если ваше чадо уже научилось читать, всячески поощряйте его, дарите хорошие книги с красивыми картинками, запишите в библиотеку. Поговорите с малышом о героях только что прочитанной книги. «Забудьте» подробности, пусть малыш вам их напомнит, придумайте свое продолжение истории, попробуйте немного изменить сюжет и представить себе, как бы тогда развивались события. Нарисуйте портреты любимых героев или слепите их из пластилина. Поощряйте ребенка, если он любит «играть в книги», разыгрывая с игрушками, с друзьями или с самим собой прочитанные истории. Если малыш захочет, станьте участником, режиссером или оформителем его представлений, только ни в коем случае не навязывайтесь, возможно, ему нужно осмыслить прочитанное в одиночестве.
Для развития речи очень полезны импровизированные домашние спектакли, особенно здорово они удаются на даче, где много праздной детворы и масса возможностей для творческих экспериментов, которые можно производить, не боясь разбить зеркало в прихожей или потревожить покой бабушки с нижнего этажа. Натяните занавеску на веранде — это будет «сцена», прямо в саду расставьте стулья или просто разложите покрывала, подушки, доски, — все, что попадется под руку, вот вам и «зрительный зал». А пьесу можно взять готовую или сочинить самим, тут уж можно не бояться переврать сюжет. «Красная шапочка — 2» или «Три поросенка — двадцать лет спустя» пойдут на ура. Такие спектакли хороши еще и тем, что в них могут вместе участвовать дети любого возраста. Ироничный тинейджер возьмет на себя музыкальное сопровождение на гитаре, а двухлетний карапуз с радостью исполнит роль ручного хомяка.
Бурное развитие аудио — видео — мультимедийных прибамбасов вытеснило из детского быта такую прекрасную вещь, как диафильмы. А ведь диапроектор стоит совсем недорого и имеет массу преимуществ. Диафильмы не портят зрения. Их можно смотреть не торопясь, меняя кадр тогда, когда ребенок к этому уже готов. Малыш может стать «киномехаником» и сам вращать ручку. А можно предложить ему побыть актером, пусть сам рассказывает историю, как запомнил. Если ребенок уже умеет читать, предложите ему почитать по ролям, как правило, дети приходят в восторг от такой идеи. Да и вообще, разве не здорово сидеть, прижавшись друг другу в темноте перед золотистым пятном света на экране …
Отдельно стоит сказать несколько слов о компьютере. Если он есть в вашем доме, это замечательно. С его помощью можно легко и быстро научить ребенка писать, сочинять и самостоятельно записывать истории; можно найти друга и переписываться с ним; можно напечатать и красиво украсить пригласительные билеты на день рождения или составить кроссворд; можно сочинять музыку и делать настоящие мультики. Можно даже немного поиграть в интересную развивающую игру или вместе побродить по Всемирной Паутине. Нельзя только использовать компьютер как громоотвод от ребенка, разрешать малышу проводить много времени перед дисплеем и играть в игры, объединенные под девизом «мочи все, что движется!» И обязательно внимательно следите, не слишком ли впечатлителен ваш ребенок, не начинает ли он путать виртуальный и реальный мир, не устают ли у него, наконец, глазки. Ну, а если компьютера нет, не расстраивайтесь! У вас останется гораздо больше времени, чтобы поговорить с малышом, почитать или просто посидеть рядышком.
Может показаться, что такие занятия с ребенком требуют огромного количества времени. И хотя, конечно, посадить чадо перед экраном телевизора или дисплеем компьютера гораздо проще, тем не менее, времени нужно не так уж и много. Вы ведь можете разговаривать с ребенком, занимаясь домашними делами, петь ему песенки, купая в ванной и читать стихи, пока везете малыша в коляске по улице. Ну, а на многое действительно требуется время. Но разве нельзя сэкономить его за счет чего-нибудь другого, например, болтовни с подругой или выяснения отношений со свекровью? А наградой за ваши труды будет чистая, красивая и правильная речь вашего ребенка.
По поводу сюсюкания. Я раньше была абсолютной противницей всяких детских слов вроде би-би. Теперь их говорю, но все время ловлю себя на мысли «а правильно ли я делаю?»
Навела меня на этот детский лепет мысль ,высказанная одной женщиной про своего сына. Она писала, что ее сын не говорит вообще не потому ,что не может, а потому, что не может сказать асболютно правильно, а с ошибками не хочет.
Об этом я и задумалась, наблюдая за процессом обучения дочери ходьбе. Практически она научилась всему, прежде чем сама самостоятельно стала ходить. Сейчас ,если она и падает, то в основном из-за того, что освоилась и забывает о безопасности. Проблемы садиться вставать у нее не было ,прежде чем она осознанно сделал первый шаг, она могла спокойно, медленно присесть на корточки и посмотреть, если что-то ее заинтересовало, задержаться ,потом также аккуратно посадить попу или встать на колени. Перенося это все на речь (может зря!), я делаю вывод, что и учится говорить она будет также. пока не научится правильно произносить, будет молчать совсем. Может облегчить ей задачу использованием ПАРАЛЛЕЛЬНО с нормальными словами всякие би-би, гав-гав и прочее. К примеру так — вот собака гав-гав. Или я не права?
2000-10-19, Шин
Прочитала статью, интересно. Нашей дочери 2,9 года, говорит по-моему мнению неплохо, хотя ее «одноязычные»
сверстники говорят намного лучше. Дело в том, что мы живем в Израиле и отдали ее в детский сад в возрасте 1,8 года,
именно тогда, когда она только-только начинала говорить по-русски, поскольку дома мы говорим по-русски, а мы
отдали ее в ивритский сад и она замолчала на полгода, что вполне естественно. Сейчас мы по-прежнему разговариваем
в ней по-русски, она отвечает нам на иврите. Слышала, что в Израиле есть вечерние школы, детки до школы изучают
русский язык и много-много другого интересного. Но это только с 4-х лет, т.е. ждать нам еще долго. В статье вы
упоминаете о компьютере, что с его помощью можно легко и быстро научить ребенка говорить, писать, сочинять и
самостоятельно записывать истории. Компьютер мы уже освоили: включить, вставить диск и простые детские
игры типа «Elmo», «Confy».
Теперь перехожу к собственно своему вопросу: где можно приобрести эти развивающие и
обучающие программы в интеренете, буду очень признательна Марина.
2000-10-18, Марина Лисагор
Вот не люблю я подобный «цветистый» стиль в статьях. Ну очень трудно вылущивать из всего этого эмоционально насыщенного текста зерна конкертных советов. «Воды много, растекаешься мыслью по древу..» — как говорила моя преподавательница по литературе. Многоуважаемому автору романы бы писАть — русской речи в ее произведениях было бы больше, чем в иных, модных ныне:))
По поводу сюсюканья согласна на все 150%! Вот только — увы!- ни чужим тетям на улице — «У ти пусики, какие маисиськи холесии!» — я сама боюсь разучиться говорить правильно; ни собственным родным бабушкам не объяснишь этого!
Не держать дома комиксы.. хм.. так ребенок найдет их где-нибудь еще. И тем более привлекательны они будут для него, чем больший ужас будут вызывать у родителей. Так что это еще вопрос — как сделать книгу более привлекательной для малыша, чем комикс?
А вот все остальное в статье, имхо, и обсуждать не стОит — общеизвестные истины, не вызывающие уже и трудностей в реализации совсем и ни у кого.
2000-10-18, Рыжик
С чем я не согласна, так это с утверждением о вредности комиксов. Потому что комикс комиксу рознь. Американских не знаю, но вот французский «Астерикс» — тут вам и связный текст, причём часто юморной, тут и профессионально выполненные рисунки, а сюжеты великолепны, способные вызвать интерес к чтанию, а заодно и к истории. Примером может служить мой 5-летний сын, который именно благодаря «Астериксу» узнал, что такое Римская империя, кто такой Юлий Цезарь, римляне, галлы и т. д. И интерес к чтению поддерживается в частности этим комиксом. Он существует и в виде мультиков. Его успех у детей (и взрослых) привёл даже к созданию кинофильма, который, впрочем, оказался слабее рисованных картинок.
Есть и другие комиксы, может , не такие популярные, но ни в коем случае не оказывающие «чудовищное разрушительное влияние на мозг ребёнка», а скорее всё-таки наоборот. 🙂
2000-12-15, ОМут
К сожалению, вы не ответили на мои вопросы и во второй статье 🙁
Все дело в том, что вы то расместили статью в Интернете, где все за что вы ратуете давно известно и поддерживается большинством читателей, а не сделали адресную рассылку на деревню маме Глаше и маме Тане. Но и наши дети тоже в целом позже начинают говорить не смотря на то, что мы как раз «разговаривали с пузом и т.д. и т.п.» Когда я написала, что по моим наблюдениям в целом дети стали говорить позже, то я имела в виду как раз свое, достаточно продвинутое по вашим же словам окружение, а не деревню и переферию, где на 99 процентов туго пеленают и Спока держат за библию. Таким образом все ваши рекомендации и так соблюдались, а дети заговорили позже! Значит, по законам банальной логики, причина не в этом, не так ли?
2000-11-08, Маша
Конечно, ребенку гораздо легче произносить простые слова типа «би-би», «гав-гав»! И никто не мешает Вам предлагать дочери самой вибирать, ЧТО ей говорить. Например, Вы говорите: «Вот собака. Как говорит собака? — Ав-Ав» . Я сынишке именно так говорю. Мы тут в 8 месяцев болтать начали, а к году замолчали — а сейчас опять фонтаном забили слова. И он сам выбирает, как называть предметы
чайник — «тяйн», кошка — «мяу-мяу», ворона — «кар-кар». Может, это не правильно, я не знаю. Но если показать на пролетающую ворону и назвать ее «ворона», сынишка радостно так — «кар-кар». Мне кажется, это выход.
2000-10-19, Рыжик
Шин, а я так и делала. Сначала говорила типа «собачка -ав-ав», потом «Вон собачка побежала. Она говорит ав-ав», потом «собака лает » и т.д., усложняя, ну и в таком же стиле. 😉 Главное, во- время перейти на нормальную речь. Некрасиво, когда 3-4-х летний ребенок говорит по-детски. Мой ребенок плавно перешел к взрослой речи, говорила нормально. Всему свой возраст. мнекажется, что в «сюсюканье» тоже есть свой смысл, но только когда он в очень раннем возрасте.
2000-10-19, Nata
Всего 16 отзывов Прочитать все отзывы.
Источник
Развитие речи у детей – сложный процесс, на который влияет множество факторов. В России 60% детей к 7 годам не могут связно и четко излагать свои мысли, что негативно сказывается на адаптации в коллективе и школьной успеваемости. В большинстве случаев родители могут самостоятельно помочь ребенку развить и обогатить речь, не обращаясь за помощью к логопедам и другим специалистам.
Развитие речи у детей – важный процесс как для малышей, так и для их мам.
Причины задержки и нарушения речи
На развитие речи влияют разные факторы: физиологические, психологические, социальные.
Родители не разговаривают с ребенком
С самого рождения важно говорить с ребенком, описывать окружающий мир, петь песни и читать стихи. Проблема 21 века в том, что чаще родители не общаются с ребенком, а дают ему в руки телефон или планшет. Ребенок сидит тихо и не мешает окружающим. Однако заговорит он позже, чем его сверстники, которые игрались с обычными, а не цифровыми игрушками.
Гиперопека родителей и лень ребенка
Некоторые родители сильно опекают ребенка и не дают ему возможность заговорить самому. Они понимают ребенка с полувзгляда и удовлетворяют его потребности до того, как он их озвучит. Ребенок обходится языком жестов и гримасами, у него нет нужды выражать потребности словами, поэтому он ленится говорить.
Индивидуальное развитие ребенка
Все дети разные, и у всех разные темпы и способности к обучению. Дети, у которых раннее развитие, разговаривают предложениями уже в год, но таких единицы. Есть и другая крайность нормы: дети, начинающие говорить в 3-4 года. В этой ситуации следует обратить внимание на родителей, поскольку генетика имеет значение. Если родители тоже заговорили поздно, то нет поводов для беспокойства.
Стрессы
К сожалению, не все дети растут в благоприятной среде. Ссоры родителей, крики и необоснованная критика не способствуют тому, чтобы ребенок заговорил. Они приводят к задержке психического и речевого развития, заиканию.
Заболевания
Существуют ситуации, в которых методики по развитию речи не работают, поскольку некоторые дети физически не способны хорошо говорить или говорить вообще. Это связано с состоянием здоровья ребенка. Врожденная глухота, аномальный речевой аппарат, неправильный прикус, задержка интеллектуального развития требуют лечения.
Не только эти причины могут быть источником проблем. Дефицит внимания к ребенку тоже приводит к нарушениям речи. Поэтому стоит помнить, что первые 3 года развития ребёнка самые важные в формировании речи. Исправить проблему намного сложнее, чем предупредить.
Дети с ранним развитием могут уже в 2 года хорошо говорить, но таких единицы. Но если ребенок к этому возрасту не говорит вообще, то его следует показать специалистам.
Куда обращаться, если заметили нарушения в развитии речи ребёнка?
Эффективность решения проблемы зависит от того, насколько рано ее заметили, и стали ей заниматься. Чтобы вовремя насторожиться, следует знать, какие речевые проявления соответствуют возрасту Вашего ребёнка:
- 1,5 – 3 месяца: малыш добавляет эмоции в крики. Крики удовольствия и неудовольствия различимы;
- 4 – 5 месяцев: ребенок гулит, осваивает гласные и согласные звуки, простые слоги
- 8 месяцев – 1 год 4 месяца: лепетание. Ребёнок говорит простые слова из 2-3 слогов и имитирует звуки животных. Понимает речь и реагирует на слова больше, чем на ситуацию;
- 1 год 6 месяцев – 2 года 2 месяца: малыш составляет фразы из двух слов. Для этого возраста нормально искажать и путать звуки;
- 1 год 9 месяцев — 2 года 6 месяцев: активное пополнение словарного запаса, ребёнок спрашивает названия предметов;
- 2 года 4 месяца — 3 года 6 месяцев: малыш изменяет грамматические формы слов: падежи, числа, рода;
- 2 года 6 месяцев – 3 года 5 месяцев: ребёнок придумывает новые, несуществующие слова, соблюдая правила родного языка;
- 2 года 8 месяцев – 3 года 6 месяцев: ребёнок проговаривает свои действия.
В идеале ребёнок развивается согласно этой схеме. Незначительные отклонения допустимы, но есть признаки, при появлении которых следует обратиться к специалисту. Если к 2 годам ребёнок не говорит, то следует показать его оториноларингологу, детскому стоматологу и неврологу. Врачи должны исключить проблемы со слухом, аномалии речевого аппарата и неврологические нарушения.
Дети с проблемами слуха делятся на 2 категории — слабослышащие и глухие:
- При глухоте дети не способны пополнять словарный запас.
- У слабослышащих более благоприятный прогноз.
Существует возможность улучшить слух с помощью слухового аппарата, благодаря чему слабослышащие дети быстро догоняют в развитии сверстников.
Аномалии речевого аппарата – расщелины мягкого и твёрдого неба, неправильный прикус, короткая уздечка языка. Расщелины выявляются после родов и незамедлительно подлежат хирургическому лечению. Оставшиеся две патологии выявить сложнее. Неправильный прикус мешает правильно расположить язык, а короткая уздечка причиняет боль и дискомфорт при попытке заговорить. Иногда уздечка достаточно длинная, чтобы говорить, но недостаточно, чтобы чётко выговаривать все звуки, в особенности звук [р].
До обращения к логопеду пройдите комплексное обследование у врачей. Не все логопеды достаточно компетентны, чтобы сразу распознать патологию. Занятия в таком случае будут зря выброшенными на ветер временем и деньгами.
Консультация у невролога обязательна, доктор выявляет задержку интеллектуального развития и возможные сопутствующие заболевания нервной системы.
Если, согласно заключению врачей, ребенок здоров, однако его речь не соответствует возрасту, то следующий шаг – посещение логопеда. Это специалист, исправляющий речевые нарушения. Перед поступлением в детский сад и школу посещение логопеда обязательно. Однако, если есть желание или необходимость, можно посетить его раньше.
Нужно быть готовым, что результаты обследований и консультаций могут вас обескуражить. Не стоит отчаиваться: покажите ребенка еще нескольким специалистам данного профиля. Если они будут сходиться во мнениях, то начинайте работу с ребенком как можно раньше, поскольку от этого зависит эффективность лечения.
Развитие понимания речи
Методика «развития понимания речи» хороша тем, что работать по ней можно без логопеда.
Специалисты делят речь на:
- Активную – то, что человек говорит.
- Пассивную – то, что человек понимает, но не употребляет в собственной речи либо употребляет крайне редко.
Развитию пассивной речи малыша необходимо уделять особое внимание: именно она является фундаментом для развития речи в дальнейшем, поскольку обогащает словарный запас.
Главный инструмент – создание речевой среды. Этот способ подходит детям младшего возраста. Для ее создания используются несложные в исполнении приемы. Один из них – постоянный разговор с ребенком. С ним надо много говорить, проговаривать бытовые ситуации, эмоционально комментировать игры с игрушками и картинками. Задавать ребенку вопросы, выжидать паузу и самому отвечать на вопрос. Так ребенок пополняет словарный запас новыми словами и фразами.
Обучение ребенка пониманию словесной инструкции происходит за счет увеличения количества слов в инструкции и введения различных признаков предмета: “Принеси красную чашку”. Правильное выполнение инструкций следует поощрять морально и материально, например, похвалить и дать конфету.
Развитие активной речи
Данная методика стимулирует речевое подражание за счет использования на занятиях ритмических текстов. Чтобы речь малыша развивалась своевременно, придется потрудиться, уделяя время ежедневным упражнениям. Эти упражнения включают в себя потешки, стишки, песенки, игры с рифмованными загадками.
Помимо занятий следует соблюдать еще несколько рекомендаций:
- От жеста к слову: все обращения ребенка переводить в речевое общение.
- Не предугадывать желания: даже если понимаете, на что малыш указывает жестами, не выполняйте сразу просьбу, а предложите ребенку сказать, что ему нужно: «Скажи, что тебе нужно?».
- Задавать вопросы: если ребенок смотрит на полку с игрушками и показывает, что хочет одну из них, можно спросить его, какую именно: «Ты хочешь мишку или кораблик?» Малыш постарается выразить свою просьбу конкретнее при помощи речи.
- Предлагать ребенку исправить ошибку: полезно делать глупые ошибки, давая возможность малышу их исправить. Например, показывать ребенку куклу и спрашивать: «Это машинка? Нет? Правильно, это кукла!».
- Все эти рекомендации побуждают малыша к активному диалогу, используйте любую возможность для развития речи ребенка.
Сразу выяснить характер и степень нарушения у маленьких детей непросто. Однако если проводить с детьми работы по развитию речи, то они наверстывают упущенное и догоняют сверстников. Даже если у некоторых трудности сохраняются на протяжении нескольких лет. В этом случае следует уделять больше времени работе над речью ребенка и не опускать руки. Ваши усилия не будут напрасны.
Читайте далее: развитие памяти у детей
Источник