Положения центра развития ребенка

Развивающий центр для детей, досуговый центр, клуб по развитию дошкольника — вы можете назвать свою организацию любым удобным для вас словосочетанием. Основной момент для вас — это отсутствие элементов обучения в программе. Если таковых нет, а обычно развивающие центры не занимаются обучением, оставляя этот момент на откуп ДОУ, вашу деятельность нет нужды лицензировать.

К сожалению, на сегодняшний день специальной нормативной базы, подведенной именно под работу детского развивающего центра (ДРЦ) нет. Поэтому при открытии предприятия данной направленности стоит руководствоваться законодательными актами, рассчитанными на детские общеобразовательные учреждения. Конечно, требования будут зависеть от размеров вашего центра. Мы рассматриваем небольшой ДРЦ, рассчитанный на группу до 10 человек.

Рекомендуемые законодательные акты

Перед открытием детского центра по развитию вы можете проконсультироваться в проверяющих службах (о том, какие они выдвигают требования к подобным заведениям):

  • Роспотребнадзор.
  • Государственный пожарный надзор.

Вы можете даже пригласить их на добровольную проверку. Но нет такого документа, который бы обязывал эти службы проверять заведения, если это не ДОУ до поступления к ним жалоб от населения.

Если вы не смогли добиться ответа от соответствующих служб, что именно вы должны соблюсти, постарайтесь максимально следовать требованиям следующих документов:

  1. Прежде всего — это СанПиН 2.4.3049-13 от 15.05.13 — регулирующих работу детских образовательных учреждений для дошкольников.
  2. Приказ №402 в редакции от 02.06.16, который излагает требования Роспотребнадзора к медицинской документации сотрудников (медкнижкам).
  3. ЗоЗПП N 2300-1 и ПП №125, призванные защищать потребителя. Из текста этих законодательных актов вы узнаете о правилах подготовки вывески (она должна быть в обязательном порядке) и ведении Уголка потребителя.
  4. ФЗ РФ 123 в последней редакции от 29.07.2017, этот документ касается пожарной безопасности.

Перед приобретением оборудования для игр и развития стоит разобраться с отечественными и международными стандартами, касающимися его безопасности.

Кроме этого, вам лучше узнать нет ли в вашем регионе специально разработанных областной СЭС правил, рекомендаций или СанПиНов для ДРЦ.

Требования СЭС

Сан-эпид надзор посетит ваше предприятие, если на вас поступит жалоба от населения. Основной документ, согласно которому вам нужно готовить помещение и оборудование для ДРЦ, это СанПиН 2.4.1.3049-13, подготовленный для ДОУ. Именно с ним работники СЭС будут сравнивать условия в вашем центре.

Требования к помещению

Прежде всего определитесь с возрастной группой ваших посетителей. Детки должны быть примерно одного возраста.

Размер помещения, который вы можете себе позволить, определить и количество детей одновременно занимающихся с вашими воспитателями:

  • На одного малыша до 3 лет 2,5 м2 площади по СанПину;
  • деткам от 3 до7 лет нужно выделять не менее 2 м2 площади.

Одна и та же группа детей не может находиться в вашем центре более 4-5 часов. В противном случае вам придется оборудовать спальню. Требования к заведению, которое обеспечивает дневной сон детям, будут строже.

Для своего центра вы можете купить/арендовать:

  • отдельное здание;
  • квартиру в жилом доме или встроенно-пристроенную ее часть;
  • помещение на 1-2 этаже ТРЦ.

В подвале и цоколе детские комнаты не размещают. Когда будите планировать разбивку помещений для своего ДРЦ, ознакомьтесь с СП 118.13330.2012 (п. 5.7, Таблица 5).  Для детей и их родителей желательно поставить кулер питьевой воды с одноразовыми стаканчиками. В помещении рекомендуется установить бактерицидную лампу и проводить кварцевание и сквозное проветривание между заходами групп.

Установка такой лампы в документах не прописана. Ее наличие снижает риск инфицирования детей в вашем центре и уменьшает вероятность подачи на вас жалобы в СЭС.

Требования к отделке

По требованиям СанПина стены комнаты, где будут находится дети, должны быть покрыты легко моющимися материалами. Причем покрытие должно выдерживать контакт не только с моющим, но и с дезсредством.

Окраска стен довольно произвольная. Но СанПин рекомендует выбирать для детских помещений пастельные тона. Причем в теплые оттенки окрашивать северные стены с севера. А в прохладные тона «одевать» помещения с юга.

Читайте также:  Развитие ребенка от 0 до одного года

Не запрещены и яркие элементы в отделке помещений, но требуется выдерживать соотношение постельные/яркие тока (27/25%). Окна должны иметь защиту от прямых солнечных лучей (жалюзи, занавески), причем ее тоже должно быть легко мыть и чистить.

Требования к оборудованию и содержанию помещения

Оконные рамы помещения, где будут находиться дети должны быть выполнены с возможностью проветривания. Игрушки, развивающий инвентарь, мебель должны соответствовать возрасту детей, а точнее, их росту и весу.

Все оборудование и развивающий раздаточный материал, с которым будут контактироваться дети, должен быть:

  • безопасным для их здоровья (с учетом того, что ребенок может погрызть игрушку или проглотить шарик);
  • сертифицированным;
  • изготовленным из легко очищаемого и дезинфицируемого материала.

Кроме того, материал, из которого выполнена мебель, игрушки и т. д. должен быть разрешенным, не несущим вреда для здоровья малышей. Мягкие игрушки лучше не использовать.

Все столы, стулья, полочки должны быть выполнены без острых углов, чтобы ребенок не мог зацепиться за угол одеждой и травмироваться.

Помещение ДРЦ, где вы работаете с детьми, нужно убирать, как минимум, дважды в день. Уборка должна быть влажной с использованием моющих и дезинфицирующих средств. Инвентарь, которым проводится уборка, маркируется и храниться в шкафу/комнате, предназначенном для этих целей. Дезинфицирующие и моющие средства хранятся в специально отведенном и маркированном месте, недоступном для детей.

Обязательным элементом является журнал учета дезинфицирующих средств.

Требования к освещению

Все лампочки должны гореть, плафоны находиться в исправном состоянии. Нормируется дневной свет и искусственное помещение так же как и в квартире. Если освещение комбинированное, допустимо неравномерностью его считается соотношение 3:1.

Требования к вентиляции и отоплению

Требования к вентиляции и отопительным приборам такие же, как в жилой квартире. Единственным условием является защищенность отопителей безопасным материалом (при контакте с ним малыш не должен обжечься, травмироваться, получить открытую рану).

Использовать дополнительные переносные обогреватели нельзя. Температура в помещении должна быть комфортной для ребенка и в летнее время не превышать 25оС. Зимой недопустимым считается ее понижение меньше 18оС. Комфортной для детей раннего возраста считается температура 22-24оС.

Температура измеряется ртутным термометром, который должен располагаться к комнате, но не на сквозняке или возле двери. После проветривания температура в помещении не должна снижаться больше чем на 2-4оС.

Воздух в «детском» помещении должен соответствовать санитарным и гигиеническим стандартом. Содержание в нем СО2 и других вредных и потенциально вредных газов, пыли и т.п. не должно превышать нормативы.

Требования к сотрудникам

Все сотрудники, работающие с детьми должны перед поступлением на работу пройти медосмотр (с отметкой об этом в санитарной книжке). Также они должны проходить регулярные осмотры наравне с воспитателями ДОУ.

Требования Госпожнадзора

Правила пожарной безопасности (ППБ) обязательны для всех. Поэтому перед открытием ДРЦ его владельцу стоит ознакомиться с ППБ 01-03. Если в вашем центре не планируется пребывание детей без родительского надзора, согласование для открытия предприятия с пожарной службой не требуется. Но ответственность в случае пожара владелец центра будет нести, если меры ППБ были нарушены.

Регламентирующие акты

  • СП 54.13330.2011 (актуальная редакция для СНиП 31-01-2003) — описывает правила размещения помещений для семейно детского сада.
  • СП 118.13330.2012 (актуальная редакция для СНиП 31-06-2009). Этот свод описывает требования к площадям предприятия.
  • СП5.13130.2009 описывают правила и требования к АПС.
  • СП4.13130.2013 — правила посвящены эвакуационным мерам
  • СП6.13130.2013 — данный свод содержит требования, касающиеся электрики.

Требования к помещениям

Выбирая здание, где вы будите снимать/покупать помещение опирайтесь на п.4.14. СП 54.13330.2011. Если в вашей группе будет не более десятка детей, вы можете открыть свой центр даже в квартире жилого дома:

  • если он имеет II степени огнестойкости или более;
  • квартира ориентирована на две стороны;
  • располагается не выше 2 этажа.

Вы даже не обязаны предусматривать пожарный выход и соизмерять ширину эвакуационных проходов и дверных проемов с соответствующими документами, что обязательно для образовательных учреждений.

Читайте также:  Этапы развития ребенка подростковый и юношеский возраст

Требования к системе ПБ

Специальных требований по ПБ, разработанных под детские развивающие центры на сегодняшний день нет. Согласно комментариям Госпожслужбы классифицировать помещение ДРЦ по степени пожароопасности соответственно помещениям ДОУ не целесообразно. Тем не менее владелец центра обязан принять все возможные меры. Их можно разделить на:

  • документарно-формительские;
  • технические элементы.

К документарно-оформительским можно отнести:

  1. Журналы, касающиеся системы ППБ: учета средств тушения пожара, инструктажа, проверки знаний сотрудников, проверки Госпожслужбой, проверки знаний по эксплуатации АПС.
  2. Договора на установку и обслуживание АПС.
  3. Эвакуационный план м знаки с ФИО ответственного лица и номером вызова пожарной бригады.
  4. Приказы и инструкции по ПБ.
  5. Сертификаты и документы на покупку средств первичного погашения огня.

К техническим элементам относят собственно:

  • пожарную сигнализацию;
  • средства тушения пожара (огнетушитель с биркой поверки, ведро, ящик с песком и т. п.)

Материалы, используемые для отделки стен помещения ДРЦ должны быть минимально горючими.

Это основные требования на сегодняшний день. Законодательная база меняется и редактируется. Перед открытием предприятия уточняйте требования в местных органах контроля.

Источник

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное образовательное учреждение

«Архангельский областной институт переподготовки и

повышения квалификации работников образования»

(АО ИППК РО)

« »                                 201         г № _____

о центре развития ребенка «Академия»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор АО ИППК РО

______________Л.И.Уварова

«____»______________201__г.

1. Общие положения

Настоящее положение регулирует деятельность центра развития ребенка «Академия» (далее – ЦРР «Академия») государственного автономного образовательного учреждения «Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (далее АО ИППК РО).

1.1. ЦРР «Академия» является структурным подразделением АО ИППК РО.

1.2. Основная цель деятельности ЦРР «Академия» — предоставление консультационных услуг для родителей и детей раннего, дошкольного и начального школьного возраста. Проведение разовых лекций, семинаров, круглых столов по вопросам развития и воспитания детей дошкольного и начального школьного возраста.

1.3. ЦРР «Академия» создается и ликвидируется приказом ректора АО ИППК РО.

1.4. Деятельность ЦРР «Академия» осуществляется в соответствии с действующим законодательством и подзаконными актами:

1.4.1. Конституцией РФ;

1.4.2. Нормативно-правовыми актами Министерства образования и науки РФ, Министерства образования, науки и культуры Архангельской области;

1.4.3. Решениями попечительского, ученого, других советов института, приказом ректора АО ИППК РО;

1.4.4. Уставом института и настоящим положением.

1.5. Деятельность ЦРР «Академия» подконтрольна ректору АО ИППК РО, проректору, курирующему деятельность Центра.

1.6. ЦРР «Академия» возглавляет директор, назначаемый на должность приказом ректора АО ИППК РО.

1.7. Сотрудники центра назначаются на должность и освобождаются от должности приказом ректора по представлению директора центра.

2. Структура и штатная численность ЦРР «Академия»

2.1. Структуру и штатную численность ЦРР «Академия» утверждает ректор АО ИППК РО, исходя из условий и особенностей деятельности института, по представлению директора ЦРР «Академия».

2.2. Распределение обязанностей между работниками ЦРР «Академия» производится директором центра.

2.3. Должностные обязанности и квалифицированные требования к работникам ЦРР «Академия» определяются их должностными инструкциями.

2.4. Порядок замещения директора ЦРР «Академия» в его отсутствие, а также лицо, временно исполняющее их обязанности, определяется ректором АО ИППК РО.

3. Цели и задачи ЦРР

3.1. Цель работы ЦРР «Академия» — предоставление консультационных услуг, способствующих личностному, физическому, психологическому развитию способностей детей раннего, дошкольного и начального школьного возраста. Просветительская деятельность по вопросам развития, воспитания и образования детей.

3.2. Главными задачами ЦРР «Академия» в соответствии с его профилем деятельности являются:

3.2.1. Диагностика уровня развития у детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, выявление проблем в развитии детей.

3.2.2. Создание среды для физического, психического, познавательного, личностного развития,

3.2.3. Профилактика эмоциональных и поведенческих нарушений, гармонизация социально-психологических отношений ребенка в семье, детском коллективе.

3.2.4. Коррекция и предупреждение нарушений развития у детей.

3.2.5. Просветительская деятельность по вопросам развития, воспитания и образования детей.

3.3. Основными формами работы ЦРР «Академия» являются:

3.3.1. Консультирование (семейное, индивидуальное, групповое) по вопросам воспитания и развития детей.

3.3.2. Игры, тренинги и другие формы активной работы с детьми с применением развивающих методик, способствующих активизации познавательных, интеллектуальных, художественно-творческих способностей.

3.3.3. Проведение семинаров, круглых столов, разовых лекций для педагогов и родителей, способствующих их просвещению в вопросах воспитания и развития детей.

4. Функции ЦРР «Академия»:

4.1. Диагностическая (выявление нарушений и проблем развития у детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, соответственно их возрасту).

4.2. Организационная (привлечение к работе в ЦРР «Академия» специалистов АО ИППК РО, а также других специалистов на договорной основе, согласно их компетентности).

4.3. Консультационная (проведение индивидуально-групповых видов консультационной деятельности у детей специалистами ЦРР «Академия», сотрудниками АО ИППК РО).

4.4. Профилактическая (предупреждение возможного неблагополучия в развитии психологического здоровья детей).

4.5. Развивающая (осуществление развивающих видов деятельности по активизации личностных, психофизических, художественно-эстетических и других способностей детей).

4.6. Просветительская (просвещение педагогов, родителей в вопросах воспитания и развития детей).

4.7. Маркетинговая (системное, комплексное изучение потребностей родительского сообщества в обучении, развитии, воспитании детей дошкольного возраста).

5. Права и обязанности ЦРР «Академия».

5.1. ЦРР «Академия» имеет право:

5.1.1. Осуществлять деятельность по предоставлению консультационных и развивающих услуг для родителей и детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.

5.1.2. Привлекать в установленном порядке к деятельности в ЦРР «Академия» работников АО ИППК РО и других специалистов на условиях совместительства для осуществления функций ЦРР «Академия».

5.1.3. Организовывать взаимодействие специалистов АО ИППК РО для реализации эффективной работы ЦРР «Академия».

5.1.4. Принимать на работу и формировать деятельность сотрудников ЦРР «Академия» согласно целям и задачам работы центра.

5.2. ЦРР «Академия» обязан:

5.2.1. Представлять ректору АО ИППК РО, проректору, курирующему деятельность Центра информационные справки, пояснительные и аналитические записки о своей деятельности и достигнутых результатах.

5.2.2. Соблюдать при осуществлении своей деятельности требования действующего законодательства РФ и локальных актов АО ИППК РО.

5.2.3. Выполнять распоряжения ректора АО ИППК РО.

5.2.4. Руководствоваться в своей деятельности утвержденным планом деятельности.

6. Взаимоотношения (служебные связи) с другими подразделениями

6.1. Для качественного и оперативного выполнения своих задач ЦРР «Академия» может осуществлять взаимодействие с другими структурными подразделениями АО ИППК РО на уровне непосредственных исполнителей в пределах их компетенции либо руководителей соответствующих структурных подразделений АО ИППК РО.

6.2. Для решения поставленных задач ЦРР «Академия» взаимодействует:

6.2.1. По вопросам организации деятельности центра, планирования работы центра и др. – с ректоратом,

6.2.2. По вопросам научно-методической поддержки деятельности ЦРР «Академия» – с кафедрами, центрами института,

6.2.3. По вопросам программного обеспечения, технического и сетевого обслуживания – с Архангельским региональным центром дистанционного обеспечения,

6.2.4. По вопросам обеспечения рекламных материалов, размещения рекламы – центром маркетинговых исследований,

6.2.5. По вопросам хозяйственного обеспечения работы ЦРР «Академия» – с административно-хозяйственной службой.

7. Ответственность ЦРР «Академия»

7.1. Ответственность работников ЦРР «Академия» определяется соответствующими должностными инструкциями.

7.2. Ответственность за некачественное и несвоевременное выполнение функций ЦРР «Академия» несет директор центра.

7.3. На директора ЦРР «Академия» возлагается персональная ответственность за:

7.3.1. несоблюдение действующего законодательства в процессе руководства ЦРР «Академия»

7.3.2. несвоевременное составление, утверждение и предоставление достоверной информации о работе ЦРР «Академия»

7.3.3. несвоевременное и некачественное выполнение поручений руководства, касающихся работы ЦРР «Академия».

СОГЛАСОВАНО:

Первый проректор АО ИППК РО

________________/Мемнонов В.Л./

« »                             201       г

СОГЛАСОВАНО

Начальник информационно-юридического отдела АО ИППКРО

________________/ Степанов Д.Ю. /

« »                             201        г

Директор ЦРР «Академия» _____________ /________________/

« »                              201   г

Источник

Читайте также:  Личность воспитателя его роль в развитии или социализации ребенка