Половое развитие умственно отсталого ребенка
С одной стороны, отклонения психосексуального развития встречаются при различных нервно-психических расстройствах. С другой стороны, по мнению В. И. Гарбузова (1986), отклонения в формировании половой идентичности и
освоении половых ролей могут нарушить социальную адаптацию. Поражения ЦНС создают препятствия для нормального психосексуального развития.
Изучение психосексуального развития умственно отсталых детей по данным осведомленности в вопросах пола проводилось Д. Н. Исаевым и В. С. Каганом (1980, 1986). Было отмечено, что умственно отсталые дети заслуживают особенного внимания в связи с тем, что их половое развитие отличается от такового здоровых детей (равно как и формирование у них полоролевого поведения, сексуальной активности и ориентации, осведомленности в вопросах пола).
К общим клиническим признакам у детей с умственной отсталостью, имеющимся при любой ее форме и деформирующим систему отношений у таких детей со сверстниками и взрослыми, относится недоразвитие высших форм познавательной деятельности и личности ребенка в целом. Признаки недоразвития имеют глобальный характер, они касаются всех сторон психической деятельности: ощущений, восприятия, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы, мышления„речи, моторики (Д. Н. Исаев, 1982; Л. С. Выготский, 1996; В. В. Ковалев, 1995 и др.).
В условиях нарушения психики усиливается роль влечений как недифференцированных и недостаточно осознаваемых потребностей при формировании поведения ребенка (Д. Н. Исаев, 1996). Влечения при этом могут быть не только усилены, но и извращены. Усиление роли влечений в структуре поведения ребенка не является редкостью. Г. К. Поппе (1986) изучал половые различия при умственной отсталости по данным поступления в психиатрическую больницу. Он отмечал, что сексуальные девиации чаще встречаются у девочек. Поведение, связанное с рано развившимся или извращенным сексуальным влечением, наблюдалось у 40% обследованных. Почти все девочки с ранним пробуждением сексуальности были совращены старшими. 33% из них в 8-10-летнем возрасте были развращены старшими мальчиками в интернате. Еще 33% детей в домашних условиях стали объектом инцестуозных отношений. Остальные начали половую жизнь после изнасилования в 11 — 13 лет еще до наступления месячных. Интеллектуальная недостаточность не позволяет адекватно оценить последствия нарушений поведения.
Изучение психосексуального развития умственно отсталых лиц в работах зарубежных исследователей указывает на то, что этот процесс в целом аналогичен таковому у психически здоровых субъектов, хотя и не совпадает с ними хронологически. Все способы выражения сексуальных чувств для умственно отсталых лиц характерны в той же степени, что и для здоровых. Было обнаружено, что у умственно отсталых задерживается не только физическое половое созревание, но и освоение соответствующей половой роли (Дейвид, Линднер, 1978).
У большинства умственно отсталых девочек вторичные половые признаки начинают появляться не в 9—11, а в 10—13 лет. Только у 35% из них менструальный цикл начался в 12—13 лет. У подростков с психическим недоразвитием значительно беднее знания о половых особенностях и отношениях между людьми, чем у здоровых детей 13-15 лет. У них также недостаточно развита половая идентификация (Г. К. Поппе, 1986).
Многие исследователи обращают внимание на то, что умственно отсталые дети имеют намного меньше информации о фактах жизни, связанных с по-
лом, их представления бедны и искажены, а родители и воспитатели считают их большими «пуританами», нежели они есть на самом деле (Дейвид, Линднер, 1978; Н. В.Александрова, 1986 и др.)
Хотя статистические данные свидетельствуют о том, что большинство пациентов с умственной отсталостью не проявляют интереса к противоположному полу (исследование, проведенное в США, показало, что только 4% таких лиц имели половое сношение), большая часть больных (85%) с легкой степенью умственной отсталости стремится вступить в брак, так же как и здоровые лица (Дейвид, Линднер, 1978).
Многие авторы отмечают, что отставание, ускорение и асинхрония полового созревания создают внутрипсихические поля напряжения, усиливают пубертатные трудности, вызывают психосексуальные аномалии и мешают социальному приспособлению (К. С.Лебединская, 1968). Умственно отсталые подростки, достигающие половой зрелости, часто оказываясь в положении, характеризующемся необходимостью почти полностью подавлять половое влечение, становятся повышенно возбудимыми и не способны найти выхода своим чувствам. Они стремятся к теплу и любви, и это стремление во многих случаях воплощается в форму сексуальных действий. Подобным образом, умственно отсталые подростки являются наиболее уязвимой частью молодежи в смысле эксплуатации секса и его патологии.
У умственно отсталых детей с психопатоподобными изменениями личности сексуальные проявления, как правило, элементарны, редко оформляются и наблюдаются в форме группового онанизма, гомосексуальных эпизодов, ораль-но-генитальных контактов, сексуальных игр. Д. Н. Исаев (1986) подчеркивает значение особенностей полового созревания в развитии нервно-психических заболеваний. Обнаружена связь между психосексуальным развитием, возникновением психических расстройств, с одной стороны, и патологией полового созревания, с другой.
Частота встречаемости форм психического недоразвития коррелируете полом. Так, астеническая форма встречается чаще у девочек, чем у мальчиков. Стеническая форма встречается одинаково часто и у девочек, и у мальчиков. Атоническая — более чем в два раза чаще обнаруживается у мальчиков (Г. К. Поппе, 1986). Нарушения поведения преобладают у умственно отсталых мальчиков.
Д. Н. Исаевым (1982) отмечено, что при дисфорической форме чаще регистрируются обнаженная сексуальность и аутоагрессивные склонности.
Автор описал типы проявлений психопатоподобных расстройств при легкой степени умственной отсталости. При так называемом перверзном типе чаще отмечаются либо дромомания, либо извращенная сексуальность.
Особенно часто встречаются развратные действия с малолетними, эксгибиционизм и гомосексуальные контакты (А. Е. Личко, 1985). Девочки иногда обнаруживают склонность к сексуальным вымыслам в отношении невиновных лиц, часто сами провоцируют сексуальную агрессию (О. В. Парфентьева, 1978).
По данным Г. К. Поппе (1986), среди нарушений поведения у умственно отсталых девочек чаще встречаются аутоагрессия и сексуальные девиации. Нарушения поведения, связанные с рано развившимся и извращенным сексу-
альным влечением, наблюдались у 40% (из 488 обследованных детей). У девочек они начинались раньше и отмечались в полтора раза чаще, чем у мальчиков.
Вместе с тем Д. Н. Исаев и В. Е. Каган (1980) отмечают, что мнение о частоте сексуальных преступлений умственно отсталых очень преувеличено. Частота грубых сексуальных проявлений с возрастом уменьшается.
По мере приближения к половой зрелости сексуальная активность детей с нарушением интеллекта возрастает — они так или иначе осваивают нормы морали, лучше управляют своим поведением и начинают скрывать то, что идет вразрез с усвоенными моральными нормами.
В рамках целостного холистического подхода следует рассматривать проблему нарушения формирования полоролевой идентичности как фактор, осложняющий адаптацию умственно отсталых детей. Изучение формирования половой идентичности и освоения половой роли показало, что это целостная система, создающаяся в определенном культурно-историческом контексте.
При современных тенденциях в опеке над умственно отсталыми наблюдается отход от принципа, требующего изоляции таких больных и содержания их в специальных закрытых учреждениях, и внедрение нового подхода, предполагающего возможность интеграции таких лиц в общество. Это приведет к усилению вероятности образования гетеросексуальных связей между умственно отсталыми лицами. Возникает риск нежелательной беременности. Следовательно, возникает необходимость большего внимания педагогов, психологов к вопросам половой жизни умственно отсталых лиц и создания программ их полового воспитания. Эти вопросы требуют специальной и глубокой проработки.
КОНЦЕПЦИИ ПОЛОРОЛЕВОЙ
Источник
Страницы: 1 2 | ||
Аленушка Участник Сообщения: 38 Пользователя нет на форуме Настроение: живу | ||
Половое развитие. Ребенок с умственной отсталостью.16 лет. Проявляет повышенный интерес к женскому | ||
Аленушка Участник Сообщения: 38 Пользователя нет на форуме Настроение: живу | ||
Галина Заслуженный участник Сообщения: 861 Пользователя нет на форуме Настроение: 🙂 | ||
Увы, опыта никакого, своему еще 9. | ||
rozab Заслуженный участник Сообщения: 534 | ||
Видела какой-то фильм американский о любви двух людей с умственной отсталостью. | ||
mamaZ Активный участник Сообщения: 470 Настроение: Работа помогает! | ||
Я все время плачу, когда думаю об этом. | ||
Moonlike Почётный участник Сообщения: 1026 Настроение: спать хочу | ||
Меня этот вопрос тоже беспокоит. Вик у меня такой красивый, как-то обидно, если эта | ||
Аленушка Участник Сообщения: 38 Пользователя нет на форуме Настроение: живу | ||
Я думаю,это очень важная тема,спасибо за ответы! у сына был уже период «детского | ||
Аленушка Участник Сообщения: 38 Пользователя нет на форуме Настроение: живу | ||
Представляете,у парня моего фимоз! И это вероятно все и провоцирует ….Будут | ||
fisa Новенький Сообщения: 1 Пользователя нет на форуме | ||
помогите! расскажите, пожалуйста, как избавлялись от «детского онанизма» | ||
Moonlike Почётный участник Сообщения: 1026 Настроение: спать хочу | ||
Никак, только отвлекать. У обычных деток проходит через пару месяцев, у нас месяца | ||
Аленушка Участник Сообщения: 38 Пользователя нет на форуме Настроение: живу | ||
Я тоже думаю,что не надо с этим бороться-обычное явление,если это очень беспокоит | ||
Галина Заслуженный участник Сообщения: 861 Пользователя нет на форуме Настроение: 🙂 | ||
Помогало: В итоге имели — дома с родными и няней в «посторонних» занятиях не замечался, но | ||
Nata Почётный участник Сообщения: 1884 Пользователя нет на форуме Настроение: за тучами есть солнце! | ||
Случайно попала в руки книга Шипициной «Необучаемый реьенок в семье и обществе» (к | ||
оля мама кирилла Участник Сообщения: 63 Настроение: бодрое | ||
По поводу детского онанизма знаю что и обычные дети через это проходят. Я не | ||
Галина09 Участник Сообщения: 34 Пользователя нет на форуме | ||
Я считаю надо разговаривать с детьми. И обьяснять на том уровне который он поймет. | ||
prozerpina Участник Сообщения: 60 | ||
Спасибо, что есть такая темка. Алёнушка, ко мне ходит ребёнок, ему будет 15 лет, а | ||
Варвара Участник Сообщения: 30 Пользователя нет на форуме | ||
Не поймите ничего плохого, но может стоит им покупать товары в секс-шопе. Подружка | ||
mamaZ Активный участник Сообщения: 470 Настроение: Работа помогает! | ||
Моя подруга в панике рассказывала о взрослом сыне, который уже начал закрываться | ||
Надя и Сахарок Активный участник Сообщения: 267 Пользователя нет на форуме | ||
пока приходят в голову следующие варианты 1. нанимать специальных девушек ну или устроить бартер)))) Кстати, а почему всем можно, а нашим детям нельзя? | ||
Moonlike Почётный участник Сообщения: 1026 Настроение: спать хочу | ||
Вот мне второй пункт как раз приходил в голову 🙂 Не всегда можно сделать то, что нужно. Но всегда можно сделать хоть что-то. Даже | ||
mamaZ Активный участник Сообщения: 470 Настроение: Работа помогает! | ||
Это не нам, а нашим детям решать | ||
prozerpina Участник Сообщения: 60 | ||
Есть очень хороший фильм американский, с целым созвезием актёров называется | ||
laby Участник Сообщения: 28 | ||
Да, над как-то помочь нашим аутичным детям стать взрослыми — надо как-то их | ||
Ванильная фея | ||
А к моему брату обычная, не аутичная | ||
laby Участник Сообщения: 28 | ||
тоже вариант | ||
Страницы: 1 2 |
Источник