Половое развитие ребенка школьного возраста
Нужно ли школьникам знать подробности отношений между мужчиной и женщиной?
Вопрос полового воспитания детей школьного возраста в стенах общеобразовательных учреждений всегда в обществе стоял особо остро: родители в большинстве своем приходят в ужас от такой перспективы, чиновники не считают это целесообразным, а вот эксперты, социологи, сексологи и медики говорят о безграмотности российских подростков, которая, несмотря на доступность любой информации для детей и молодежи, приобрела тотальный характер.
В российских школах никогда не практиковалось ведение курсов сексуальной грамотности, а все попытки внедрить их в систему сначала советского, а потом российского образования не имели успеха и были провальными на самой начальной стадии.
Сексуальному просвещению в России сказали «нет»
Дискуссия о возможном введении в школах России полового воспитания уже много лет является актуальной и животрепещущей. Споры между родителями, чиновниками, медиками, психологами и всевозможными экспертами-сексологами не утихали на протяжении многих лет, начиная с первого десятилетия XXI века.
Еще в 2013 году резко негативно об этой идее отозвался бывший уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов, который признал такие уроки вредными для психики ребенка и выступил с инициативой раз и навсегда на законодательном уровне запретить сексуальное образование школьников. Он подчеркивал:
Я являюсь противником любого секспросвета среди детей. Это деятельность, которая должна быть запрещена, в первую очередь, с точки зрения закона об основных гарантиях прав ребенка, потому что недопустимо заниматься такими вещами, которые развращают ребенка, и, конечно, с точки зрения закона о защите детей от вредной информации.
Спустя 6 лет, выступая на сессии Комиссии по народонаселению в ООН, заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики РФ Георгий Оксенойт заявил – Россия не собирается вводить в школах курс «сексуального просвещения» подростков. По мнению чиновника ответственность за половое воспитание детей лежит, прежде всего, на их родителях. В частности он сказал:
Россия не связывает себя обязательствами по внедрению в школах или за их пределами так называемого «всеобъемлющего сексуального просвещения» молодых людей.
«За» или «против» полового воспитания школьников
Сторонники запрета полового воспитания подростков в школах, отстаивая свою позицию, очень часто говорят об аморальности публичного обсуждения подобных тем с детьми, ссылаясь на то, что это может привести только к распущенности и падению детской нравственности. Но когда дело касается здоровья, а порой и жизни ребенка, то отбросить ненужное ханжество и излишнюю порядочность не должно составлять труда, ведь порой лучше солому-то подстелить, чтобы при дальнейшем падении не было так больно.
Надо смотреть правде в глаза – половое созревание подростков и их интерес к сексуальной стороне личной жизни проявляются очень рано, а вот знания о безопасном сексе приходят с опозданием, что чревато печальными последствиями.
ВИЧ, гепатит, ранняя беременность, детские аборты – это лишь часть этих самых последствий, но они могут навсегда поломать жизнь ребенка. По данным на конец 2018 года, число только зарегистрированных случаев ВИЧ в России составило порядка 896 тысяч.
Кроме того, в мире ежегодно среди подростков в возрасте 15 лет и старше регистрируется 376 миллионов новых случаев инфицирования хламидиозом, гонореей, трихомониазом или сифилисом. И пока, в связи с нерешительностью и недальновидностью тех, кто формирует систему современного образования, статистические данные не начали расти в геометрической прогрессии, необходимо бороться с половой безграмотностью детей.
Можно делать это внутри семьи, информировать подростков о безопасном сексе, знакомить с различными методами контрацепции, объяснять, как правильно использовать презервативы, и внушать в их подсознание, что ранний секс не принесет ни пользы для здоровья, ни удовольствия, ни самоутверждения в глазах сверстников и своих собственных.
Источник
27. Половоеое развитие детей и подростков. Половое воспитание
Половое развитие девочек. У девочек половое созревание начинается еще в младшем школьном возрасте, с 8—9 лет. Важное значение для регуляции процесса полового созревания имеют половые гормоны, образующиеся в женских половых железах — яичниках. Усиливается образование в яичниках женских половых гормонов, оказывающих на организм девочки общее и специфическое действие. Общее действие связано с влиянием гормонов на обмен веществ и процессы развития в целом. Под их влиянием происходит ускорение роста тела, развития костной и мышечной систем, внутренних органов и т. д. Специфическое действие половых гормонов направлено на развитие половых органов и вторичных половых признаков, к которым относят: анатомические особенности тела, особенности волосяного покрова, особенности голоса, развитие грудных желез, половое влечение к противоположному полу, особенности поведения и психики.
У девочек увеличение грудных или молочных желез начинается в 10—11 лет, а их развитие заканчивается к 14—15 годам. Вторым признаком полового развития является процесс оволосения лобка, проявляющийся в 11—12 лет и достигающий окончательного развития в 14—15 лет. Третий основной признак полового развития — оволосение подмышечной впадины — проявляется в 12— 13 лет и достигает своего максимального развития в 15—16 лет. Наконец, первые менструации, или месячные кровотечения, начинаются у девочек в среднем в 13 лет. Месячные кровотечения представляют собой завершающий этап цикла развития в яичниках яйцеклетки и ее последующего выведения из организма. Обычно этот цикл составляет 28 дней, но встречаются менструальные циклы и иной длительности: 21, 32 дня и др. Регулярные месячные циклы у 17—20 % девочек устанавливаются не сразу, иногда этот процесс затягивается до полутора и более лет, что не является нарушением и не требует врачебного вмешательства. К серьезным нарушениям следует отнести отсутствие месячных до 15 лет при наличии избыточного оволосения или полное отсутствие признаков полового развития, а также резкие и обильные кровотечения длительностью более 7 дней.
С наступлением месячных темпы роста тела в длину у девочек резко сокращаются. В последующие годы до 15—16 лет идет окончательное формирование вторичных половых признаков и развитие женского типа телосложения, рост тела в длину при этом практически прекращается.
Половое развитие мальчиков. Половое созревание мальчиков происходит на 1—2 года позднее, чем у девочек. Интенсивное развитие половых органов и вторичных половых признаков у них начинается с 10—11 лет. Прежде всего быстро увеличиваются размеры яичек — парных мужских половых желез, в которых происходит образование мужских половых гормонов, также обладающих общим и специфическим действием.
У мальчиков первым признаком, указывающим на начало полового развития, следует считать «ломку голоса» (мутацию), которая наблюдается чаще всего с 11 —12 до 15—16 лет. Проявление второго признака полового созревания— оволосение лобка — наблюдается с 12—13 лет. Третий признак — увеличение щитовидного хряща гортани (кадык)—проявляется с 13 до 17 лет. И, наконец, в последнюю очередь, с 14 до 17 лет, происходит оволосение подмышечной впадины и лица. У некоторых подростков в 17 лет вторичные половые признаки еще не достигают своего окончательного развития, и оно продолжается в последующие годы.
В возрасте 13—15 лет в мужских половых железах мальчиков начинают продуцироваться мужские половые клетки — сперматозоиды, созревание которых в отличие от периодического созревания яйцеклеток происходит непрерывно. В этом возрасте у большинства мальчиков появляются поллюции — самопроизвольные семяизвержения, представляющие собой нормальное физиологическое явление.
С появлением поллюций у мальчиков наблюдается резкое увеличение темпов роста — «третий период вытягивания»,— замедляющееся с 15—16 лет. Примерно через год после «скачка роста» происходит максимальное увеличение мышечной силы.
Проблема полового воспитания детей и подростков. С началом полового созревания мальчиков и девочек ко всем трудностям подросткового возраста добавляется еще одна — проблема их полового воспитания. Естественно, что оно должно быть начато уже в младшем школьном возрасте и представлять собой лишь составную часть единого воспитательного процесса. Выдающийся педагог А. С. Макаренко писал по этому поводу, что вопрос полового воспитания становится трудным только тогда, когда его рассматривают отдельно и когда ему придают слишком большое значение, выделяя из общей массы других воспитательных вопросов. Необходимо формировать у детей и подростков правильные представления о сущности процессов полового развития, воспитывать взаимное уважение между мальчиками и девочками и их правильные взаимоотношения. У подростков важно сформировать правильные представления о любви и браке, о семье, ознакомить их с гигиеной и физиологией половой жизни.
Таким образом, половое воспитание детей и подростков должно быть обязательной составной частью их воспитания в семье. Пассивность школы и родителей в этом вопросе, их взаимная надежда друг на друга могут привести только к появлению вредных привычек и неправильных представлений о физиологии полового развития, о взаимоотношениях мужчин и женщин. Не исключено, что многие трудности последующей семейной жизни молодоженов обусловлены дефектами неправильного полового воспитания или вообще его отсутствием. Вместе с тем вполне понятны и все трудности этой «деликатной» темы, требующей от учителей, воспитателей и родителей специальных знаний, педагогического и родительского такта и определенных педагогических навыков. Для вооружения учителей и родителей всем необходимым арсеналом средств полового воспитания в нашей стране широко издается специальная педагогическая и научно-популярная литература.
Раздел: Медицина, здоровье
Количество знаков с пробелами: 267972
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0
… возрастает. В этом немалую роль играют воспитательные воздействия, направленные на совершенствование внутреннего торможения. Литература 1. Бадалян Л.О. Невропатология. – М.: Академия, 2000. – 384 с. 2. Беляев Н.Г. Возрастная физиология. – Ставрополь: СГУ, 1999. – 103 с. 3. Дубровская Н.В. Психофизиология ребенка. – М.: Владос, 2000. – 200 с. 4. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. …
… только в кратковременной памяти. Это показывает, что развитие мнемических способностей сопровождается повышением в запоминании роли мыслительной обработки, т.е. операционных и регулирующих механизмов. Возрастные различия мнемических способностей проявляются как на уровне их природной составляющей (функциональных механизмов), так и в прижизненно сформированных операционных и регулирующих …
ызывает изменение баланса корково-подкоркового взаимодействия, следствием чего является усиление генерализированного возбуждения и ослабление внутреннего торможения. В сравнении с предыдущей возрастной группой в подростковом периоде затрудняется образование временных связей. Уменьшается скорость образования условных рефлексов как на первосигнальные, так и на второсигнальные раздражители. …
… : ð изучить воздействие биологических ритмов на физическую работоспособность учащихся среднего школьного возраста; ð рассмотреть проблемы нарушения биологических ритмов; ð определить влияние биоритмов на уровень физической работоспособности при занятиях легкой атлетикой у детей средних классов. 2.2. Методы исследования Для организации педагогического эксперимента и …
Источник
Вопросы
1.Секреторная и гормональная функции половой системы.
2.Половое развитие девочек.
3.Половое развитие мальчиков.
Период полового созревания начинается у девочек с 8-9 лет, а у мальчиков — с 10-11 лет и заканчивается соответственно в 16—17 и 17-18 лет. Его начало проявляется в усиленном росте половых органов. Степень полового развития легко определяется по совокупности вторичных половых признаков: развитию волос на лобке и в подмышечной области, у юношей — также на лице; кроме того, у девочек — по развитию грудных желез и времени появления менструаций.
Половое развитие девочек
У девочек половое созревание начинается еще в младшем школьном возрасте, с 8-9 лет. Важное значение для регуляции процесса полового созревания имеют половые гормоны, образующиеся в женских половых железах — яичниках. К 10 годам масса одного яичника достигает 2 г, а к 14-15 годам — 4-6 г, т.е. практически достигает массы яичника взрослой женщины (5-6 г). Соответственно усиливается образование в яичниках женских половых гормонов, оказывающих на организм девочки общее и специфическое действие. Общее действие связано с влиянием гормонов на обмен веществ и процессы развития в целом. Под их влиянием происходит ускорение роста тела, развития костной и мышечной систем, внутренних органов и т.д. Специфическое действие половых гормонов направлено на развитие половых органов и вторичных половых признаков, к которым относят: анатомические особенности тела, особенности волосяного покрова, особенности голоса, развитие грудных желез, влечение к противоположному полу, особенности поведения и психики.
У девочек увеличение грудных (молочных) желез начинается в 10-11 лет, а заканчивается к 14-15 годам. Вторым признаком полового развития является процесс оволосения лобка, проявляющийся в 11-12 лет и достигающий окончательного развития в 14-15 лет. Третий основной признак полового развития — оволосение подмышечной впадины — проявляется в 12-13 лет и достигает своего максимального развития в 15-16 лет. Наконец, первые менструации, или месячные кровотечения, начинаются у девочек в среднем в 13 лет. Месячные представляют собой завершающий этап цикла развития в яичниках яйцеклетки и ее последующего выведения из организма. Обычно этот цикл составляет 28 дней, но встречаются менструальные циклы и иной длительности: 21 день, 32 дня и др. Регулярные месячные циклы у 17-20% девочек устанавливаются не сразу, иногда этот процесс затягивается до полутора и более лет, что не является нарушением и не требует врачебного вмешательства. К серьезным нарушениям следует отнести отсутствие месячных до 15 лет при наличии избыточного оволосения или полное отсутствие признаков полового развития, а также и обильные кровотечения длительностью более 7 дней.
С наступлением месячных темпы роста тела в длину резко сокращаются. В последующие годы, до 15-16 лет, идет окончательное формирование вторичных половых признаков и развитие женского типа телосложения, рост тела в длину при этом практически прекращается.
Половое развитие мальчиков
Половое созревание мальчиков происходит на 1-2 года позднее, чем у девочек. Интенсивное развитие половых органов и вторичных половых признаков у них начинается с 10-11 лет. Прежде всего быстро увеличиваются размеры яичек — парных мужских половых желез, в которых происходит образование мужских половых гормонов, также обладающих общим и специфическим действием.
У мальчиков первым признаком, указывающим на начало полового развития, следует считать «ломку голоса» (мутацию), которая наблюдается чаще всего с 11-12 до 15-16 лет. Проявление второго признака полового созревания — оволосение лобка — наблюдается с 12-13 лет. Третий признак — увеличение щитовидного хряща гортани (кадык) — проявляется с 13 до 17 лет. И наконец, в последнюю очередь, с 14 до 17 лет, происходит оволосение подмышечной впадины и лица. У некоторых подростков в 17 лет вторичные половые признаки еще не достигают своего окончательного развития и оно продолжается в последующие годы.
В возрасте 13-15 лет в мужских половых железах мальчиков начинают продуцироваться мужские половые клетки — сперматозоиды, созревание которых, в отличие от периодического созревания яйцеклеток, происходит непрерывно. В этом возрасте у большинства мальчиков появляются поллюции — самопроизвольные семяизвержения, представляющие собой нормальное физиологическое явление.
С появлением поллюций у мальчиков наблюдается резкое увеличение темпов роста — «третий период вытягивания», — замедляющееся с 15-16 лет. Примерно через год после «скачка роста» происходит максимальное увеличение мышечной силы.
С началом полового созревания мальчиков и девочек ко всем трудностям подросткового возраста добавляется еще одна — проблема их полового воспитания. Необходимо формировать у детей и подростков правильные представления о сущности процессов полового развития, воспитывать взаимное уважение между мальчиками и девочками и их правильные взаимоотношения. У подростков важно сформировать правильные представления о любви и браке, о семье, ознакомить их с гигиеной и физиологией половой жизни. К сожалению, более половины детей и подростков узнают о многих «деликатных» вопросах своего полового развития от своих старших товарищей и подруг, и только около 20% — от родителей, от учителей и воспитателей — лишь 9%.
Лекция 8
Источник
Половое созревание ребенка — это генетически обусловленный процесс превращения детского организма во взрослый, способный к воспроизводству. При этом важно понимать, что достижение половой зрелости это не только физиологический процесс превращения девочки в девушку и мальчика в юношу, но и социальная адаптация ребенка к изменениям, происходящим в его организме.
Периодами становления и функционирования половой (репродуктивной) системы в организме считаются:
- внутриутробный;
- новорожденности;
- нейтральный – период детства (до 7 лет);
- препубертатный (от 7 лет до менархе/адренархе);
- пубертатный (от менархе/адренархе до 15 лет);
- юношеский – от 15 до 18 лет);
- репродуктивный возраст после 18 лет и до прекращения функционирования репродуктивной системы).
Существенное влияние на сроки начала полового созревания оказывают пол ребенка, расовая принадлежность, наследственная предрасположенность, факторы окружающей среды, характер питания, социально-экономическое положение.
Неблагоприятную роль могут играть ожирение и экзогенное поступление гормонов.
В настоящее время средний возраст наступления пубертата у девочек колеблется от 8 до 13 лет, а у мальчиков — от 9 до 14 лет.
Физиология половой системы
Мужские и женские гонады формируются из одного недифференцированного зачатка. Развитие половых желез у обоих полов на ранних стадиях протекает одинаково (индифферентная стадия).
Половая система и ее регуляция – гипофиз – гипоталамус – гонады (яички или яичники) начинает функционировать еще внутриутробно и может изменять свою активность во все периоды жизни (активироваться и инактивироваться). Это имеет значение для формирования пола и правильных первичных половых признаков.
Ген, определяющий дифференцировку гонады по мужскому типу, локализован в Y-хромосоме. Это определяет выделения гонадотропинов зачатком гипоталамуса и начало функционирования клеток Лейдига в яичках на 8 неделе внутриутробного развития, выработку больших объемов тестостерона, сравнимых с уровнем тестостерона взрослого мужчины. При этом под воздействием тестостерона формируются семенные пузырьки, семявыносящие протоки и придатки тестикул.
У девочек, отсутствует Y-хромосома, поэтому у них формируются мюллеровы протоки дифференцируются в матку, яйцеводы, проксимальный отдел влагалища.При этом в период внутриутробного развития девочки яичники остаются неактивными.
После рождения отмечается полное отсутствие продукции активности аденогипофиза, продукции гонадотропинов и отсутствие продукции гормонов половыми железами.
Но при этом повторная активация системы гипофиз – гипоталамус – гонады или минипуберт возникает:
— с 1,5 – 6 месяцев – у мальчиков;
— с 3 месяцев до 1,5 лет – у девочек.
Причины и физиологический смысл этого состояния не известны. Активация системы ЛГ (лютеинотропный гормон) — тестостерон (у мальчиков) часто способствует самостоятельному низведению яичек при крипторхизме, а у девочек при минипубертате наблюдается увеличение грудных желез — изолированное телархе, которое не сопровождается системным действием половых гормонов, это может быть как вариант физиологической нормы, так и симптомом преждевременного полового созревания, которое нужно исключать.
В любом случае и при крипторхизме у мальчиков, особенно при его двухсторонней форме и при увеличении грудных желез у девочек в период минипубертата и позже необходимо обследование и наблюдение детского эндокринолога.
После этого периода до 6-9 лет начинается период детства и полное отсутствие работы системы гипофиз – гипоталамус – гонады.
Половые стероиды в организме не вырабатываются до начала пубертата.
Патология половой системы
- Неонатальный период — могут отмечаться нарушения формирования пола — диагностирует неонатолог или педиатр.
- Период детства (до 8 лет у девочек; до 9 лет у мальчиков) необходима настороженность преждевременного полового созревания — диагностирует педиатр, необходима консультация детского эндокринолога.
- Пубертатный период (после 12-13 лет у девочек; после 13-14 лет у мальчиков) — диагностика задержки полового развития — диагностирует педиатр, необходима консультация детского эндокринолога.
После выявления патологии ребенок должен быть направлен к узким специалистам — эндокринолог, гинеколог, андролог, хирург, психолог.
Своевременная диагностика всех этих патологических состояний и успешная коррекция медикаментозная и хирургическая (при необходимости) — возможность избежать прогрессирования заболевания, возникновение сопутствующих нарушений, связанных с избыточной продукцией половых гормонов и их системным действием на организм (при преждевременном половом созревании) и недостаток половых гормонов при задержке полового созревания.
врач-педиатр, детский эндокринолог Сазонова Ольга Ивановна
Источник