Половое развитие ребенка школьного возраста

Нужно ли школьникам знать подробности отношений между мужчиной и женщиной?

Вопрос полового воспитания детей школьного возраста в стенах общеобразовательных учреждений всегда в обществе стоял особо остро: родители в большинстве своем приходят в ужас от такой перспективы, чиновники не считают это целесообразным, а вот эксперты, социологи, сексологи и медики говорят о безграмотности российских подростков, которая, несмотря на доступность любой информации для детей и молодежи, приобрела тотальный характер.

В российских школах никогда не практиковалось ведение курсов сексуальной грамотности, а все попытки внедрить их в систему сначала советского, а потом российского образования не имели успеха и были провальными на самой начальной стадии.

Сексуальному просвещению в России сказали «нет»

Дискуссия о возможном введении в школах России полового воспитания уже много лет является актуальной и животрепещущей. Споры между родителями, чиновниками, медиками, психологами и всевозможными экспертами-сексологами не утихали на протяжении многих лет, начиная с первого десятилетия XXI века.

Еще в 2013 году резко негативно об этой идее отозвался бывший уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов, который признал такие уроки вредными для психики ребенка и выступил с инициативой раз и навсегда на законодательном уровне запретить сексуальное образование школьников. Он подчеркивал:

Я являюсь противником любого секспросвета среди детей. Это деятельность, которая должна быть запрещена, в первую очередь, с точки зрения закона об основных гарантиях прав ребенка, потому что недопустимо заниматься такими вещами, которые развращают ребенка, и, конечно, с точки зрения закона о защите детей от вредной информации.

Спустя 6 лет, выступая на сессии Комиссии по народонаселению в ООН, заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики РФ Георгий Оксенойт заявил – Россия не собирается вводить в школах курс «сексуального просвещения» подростков. По мнению чиновника ответственность за половое воспитание детей лежит, прежде всего, на их родителях. В частности он сказал:

Россия не связывает себя обязательствами по внедрению в школах или за их пределами так называемого «всеобъемлющего сексуального просвещения» молодых людей.

«За» или «против» полового воспитания школьников

Сторонники запрета полового воспитания подростков в школах, отстаивая свою позицию, очень часто говорят об аморальности публичного обсуждения подобных тем с детьми, ссылаясь на то, что это может привести только к распущенности и падению детской нравственности. Но когда дело касается здоровья, а порой и жизни ребенка, то отбросить ненужное ханжество и излишнюю порядочность не должно составлять труда, ведь порой лучше солому-то подстелить, чтобы при дальнейшем падении не было так больно.

Надо смотреть правде в глаза – половое созревание подростков и их интерес к сексуальной стороне личной жизни проявляются очень рано, а вот знания о безопасном сексе приходят с опозданием, что чревато печальными последствиями.

ВИЧ, гепатит, ранняя беременность, детские аборты – это лишь часть этих самых последствий, но они могут навсегда поломать жизнь ребенка. По данным на конец 2018 года, число только зарегистрированных случаев ВИЧ в России составило порядка 896 тысяч.

Кроме того, в мире ежегодно среди подростков в возрасте 15 лет и старше регистрируется 376 миллионов новых случаев инфицирования хламидиозом, гонореей, трихомониазом или сифилисом. И пока, в связи с нерешительностью и недальновидностью тех, кто формирует систему современного образования, статистические данные не начали расти в геометрической прогрессии, необходимо бороться с половой безграмотностью детей.

Можно делать это внутри семьи, информировать подростков о безопасном сексе, знакомить с различными методами контрацепции, объяснять, как правильно использовать презервативы, и внушать в их подсознание, что ранний секс не принесет ни пользы для здоровья, ни удовольствия, ни самоутверждения в глазах сверстников и своих собственных.

Источник

27.        Половоеое развитие детей и подростков. Половое воспитание

Половое развитие девочек. У девочек половое созревание начинается еще в младшем школьном возрасте, с 8—9 лет. Важное значение для регуляции процесса полового созревания имеют половые гормоны, образующиеся в женских половых железах — яичниках. Усиливается образование в яичниках женских половых гормонов, оказывающих на организм девочки общее и специфическое действие. Общее действие связано с влиянием гормонов на обмен веществ и процессы развития в целом. Под их влиянием происходит ускорение роста тела, развития костной и мышечной систем, внутренних органов и т. д. Специфическое действие половых гормонов направлено на развитие половых органов и вторичных половых признаков, к которым относят: анатомические особенности тела, особенности волосяного покрова, особенности голоса, развитие грудных желез, половое влечение к противоположному полу, особенности поведения и психики.

У девочек увеличение грудных или молочных желез начинается в 10—11 лет, а их развитие заканчивается к 14—15 годам. Вторым признаком полового развития является процесс оволосения лобка, проявляющийся в 11—12 лет и достигающий окончательного развития в 14—15 лет. Третий основной признак полового развития — оволосение подмышечной впадины — проявляется в 12— 13 лет и достигает своего максимального развития в 15—16 лет. Наконец, первые менструации, или месячные кровотечения, начинаются у девочек в среднем в 13 лет. Месячные кровотечения представляют собой завершающий этап цикла развития в яичниках яйцеклетки и ее последующего выведения из организма. Обычно этот цикл составляет 28 дней, но встречаются менструальные циклы и иной длительности: 21, 32 дня и др. Регулярные месячные циклы у 17—20 % девочек устанавливаются не сразу, иногда этот процесс затягивается до полутора и более лет, что не является нарушением и не требует врачебного вмешательства. К серьезным нарушениям следует отнести отсутствие месячных до 15 лет при наличии избыточного оволосения или полное отсутствие признаков полового развития, а также резкие и обильные кровотечения длительностью более 7 дней.

Читайте также:  Индивидуальная карта речевого развития ребенка дошкольного возраста

С наступлением месячных темпы роста тела в длину у девочек резко сокращаются. В последующие годы до 15—16 лет идет окончательное формирование вторичных половых признаков и развитие женского типа телосложения, рост тела в длину при этом практически прекращается.

Половое развитие мальчиков. Половое созревание мальчиков происходит на 1—2 года позднее, чем у девочек. Интенсивное развитие половых органов и вторичных половых признаков у них начинается с 10—11 лет. Прежде всего быстро увеличиваются размеры яичек — парных мужских половых желез, в которых происходит образование мужских половых гормонов, также обладающих общим и специфическим действием.

У мальчиков первым признаком, указывающим на начало полового развития, следует считать «ломку голоса» (мутацию), которая наблюдается чаще всего с 11 —12 до 15—16 лет. Проявление второго признака полового созревания— оволосение лобка — наблюдается с 12—13 лет. Третий признак — увеличение щитовидного хряща гортани (кадык)—проявляется с 13 до 17 лет. И, наконец, в последнюю очередь, с 14 до 17 лет, происходит оволосение подмышечной впадины и лица. У некоторых подростков в 17 лет вторичные половые признаки еще не достигают своего окончательного развития, и оно продолжается в последующие годы.

В возрасте 13—15 лет в мужских половых железах мальчиков начинают продуцироваться мужские половые клетки — сперматозоиды, созревание которых в отличие от периодического созревания яйцеклеток происходит непрерывно. В этом возрасте у большинства мальчиков появляются поллюции — самопроизвольные семяизвержения, представляющие собой нормальное физиологическое явление.

С появлением поллюций у мальчиков наблюдается резкое увеличение темпов роста — «третий период вытягивания»,— замедляющееся с 15—16 лет. Примерно через год после «скачка роста» происходит максимальное увеличение мышечной силы.

Проблема полового воспитания детей и подростков. С началом полового созревания мальчиков и девочек ко всем трудностям подросткового возраста добавляется еще одна — проблема их полового воспитания. Естественно, что оно должно быть начато уже в младшем школьном возрасте и представлять собой лишь составную часть единого воспитательного процесса. Выдающийся педагог А. С. Макаренко писал по этому поводу, что вопрос полового воспитания становится трудным только тогда, когда его рассматривают отдельно и когда ему придают слишком большое значение, выделяя из общей массы других воспитательных вопросов. Необходимо формировать у детей и подростков правильные представления о сущности процессов полового развития, воспитывать взаимное уважение между мальчиками и девочками и их правильные взаимоотношения. У подростков важно сформировать правильные представления о любви и браке, о семье, ознакомить их с гигиеной и физиологией половой жизни.

Таким образом, половое воспитание детей и подростков должно быть обязательной составной частью их воспитания в семье. Пассивность школы и родителей в этом вопросе, их взаимная надежда друг на друга могут привести только к появлению вредных привычек и неправильных представлений о физиологии полового развития, о взаимоотношениях мужчин и женщин. Не исключено, что многие трудности последующей семейной жизни молодоженов обусловлены дефектами неправильного полового воспитания или вообще его отсутствием. Вместе с тем вполне понятны и все трудности этой «деликатной» темы, требующей от учителей, воспитателей и родителей специальных знаний, педагогического и родительского такта и определенных педагогических навыков. Для вооружения учителей и родителей всем необходимым арсеналом средств полового воспитания в нашей стране широко издается специальная педагогическая и научно-популярная литература.

Раздел: Медицина, здоровье
Количество знаков с пробелами: 267972
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

… возрастает. В этом немалую роль играют воспитательные воздействия, направленные на совершенствование внутреннего торможения. Литература 1.    Бадалян Л.О. Невропатология. – М.: Академия, 2000. – 384 с. 2.    Беляев Н.Г. Возрастная физиология. – Ставрополь: СГУ, 1999. – 103 с. 3.    Дубровская Н.В. Психофизиология ребенка. – М.: Владос, 2000. – 200 с. 4.    Обреимова Н.И., Петрухин А.С. …

… только в кратковременной памяти. Это показывает, что развитие мнемических способностей сопровождается повышением в запоминании роли мыслительной обработки, т.е. операционных и регулирующих механизмов. Возрастные различия мнемических способностей проявляются как на уровне их природной составляющей (функциональных механизмов), так и в прижизненно сформированных операционных и регулирующих …

Читайте также:  Волосова е развитие ребенка дошкольного возраста

ызывает изменение баланса корково-подкоркового взаимодействия, следствием чего является усиление генерализированного возбуждения и ослабление внутреннего торможения. В сравнении с предыдущей возрастной группой в подростковом периоде затрудняется образование временных связей. Уменьшается скорость образования условных рефлексов как на первосигнальные, так и на второсигнальные раздражители. …

… : ð   изучить воздействие биологических ритмов на физическую работоспособность учащихся среднего школьного возраста; ð   рассмотреть проблемы нарушения биологических ритмов; ð   определить влияние биоритмов на уровень физической работоспособности при занятиях легкой атлетикой у детей средних классов. 2.2. Методы исследования Для организации педагогического эксперимента и …

Источник

Вопросы

1.Секреторная и гормональная функции половой системы.

2.Половое развитие девочек.

3.Половое развитие мальчиков.

Период полового созревания начинается у девочек с 8-9 лет, а у мальчиков — с 10-11 лет и заканчивается соответственно в 16—17 и 17-18 лет. Его начало проявляется в усиленном росте половых органов. Степень полового развития легко определяется по совокупности вто­ричных половых признаков: развитию волос на лобке и в подмышечной области, у юношей — также на лице; кроме того, у девочек — по развитию грудных желез и времени появления менструаций.

Половое развитие девочек

У девочек половое созревание начинается еще в младшем школь­ном возрасте, с 8-9 лет. Важное значение для регуляции процесса полово­го созревания имеют половые гормоны, образующиеся в женских половых железах — яичниках. К 10 годам масса одного яичника достигает 2 г, а к 14-15 годам — 4-6 г, т.е. практически достигает массы яичника взрос­лой женщины (5-6 г). Соответственно усиливается образование в яичниках женских половых гормонов, оказывающих на организм девочки общее и специфическое действие. Общее действие связано с влиянием гормонов на обмен веществ и процессы развития в целом. Под их влия­нием происходит ускорение роста тела, развития костной и мышечной систем, внутренних органов и т.д. Специфическое действие половых гормонов направлено на развитие половых органов и вторичных поло­вых признаков, к которым относят: анатомические особенности тела, особенности волосяного покрова, особенности голоса, развитие грудных желез, влечение к противоположному полу, особенности поведения и психики.

У девочек увеличение грудных (молочных) желез начинается в 10-11 лет, а заканчивается к 14-15 годам. Вторым признаком полового развития является процесс оволосения лобка, проявляющийся в 11-12 лет и достигающий окончательного развития в 14-15 лет. Третий основной признак полового развития — оволосение подмышечной впадины — прояв­ляется в 12-13 лет и достигает своего максимального развития в 15-16 лет. Наконец, первые менструации, или месячные кровотечения, начинаются у девочек в среднем в 13 лет. Месячные представляют собой завершаю­щий этап цикла развития в яичниках яйцеклетки и ее последующего вы­ведения из организма. Обычно этот цикл составляет 28 дней, но встре­чаются менструальные циклы и иной длительности: 21 день, 32 дня и др. Регулярные месячные циклы у 17-20% девочек устанавливаются не сра­зу, иногда этот процесс затягивается до полутора и более лет, что не яв­ляется нарушением и не требует врачебного вмешательства. К серьез­ным нарушениям следует отнести отсутствие месячных до 15 лет при наличии избыточного оволосения или полное отсутствие признаков по­лового развития, а также и обильные кровотечения длительностью более 7 дней.

С наступлением месячных темпы роста тела в длину резко сокра­щаются. В последующие годы, до 15-16 лет, идет окончательное фор­мирование вторичных половых признаков и развитие женского типа те­лосложения, рост тела в длину при этом практически прекращается.

Половое развитие мальчиков

Половое созревание мальчиков происходит на 1-2 года позднее, чем у девочек. Интенсивное развитие половых органов и вторичных по­ловых признаков у них начинается с 10-11 лет. Прежде всего быстро увеличиваются размеры яичек — парных мужских половых желез, в ко­торых происходит образование мужских половых гормонов, также обла­дающих общим и специфическим действием.

У мальчиков первым признаком, указывающим на начало полово­го развития, следует считать «ломку голоса» (мутацию), которая наблюдается чаще всего с 11-12 до 15-16 лет. Проявление второго признака полового созревания — оволосение лобка — наблюдается с 12-13 лет. Третий признак — увеличение щитовидного хряща гортани (кадык) — про­является с 13 до 17 лет. И наконец, в последнюю очередь, с 14 до 17 лет, происходит оволосение подмышечной впадины и лица. У некоторых подростков в 17 лет вторичные половые признаки еще не достигают сво­его окончательного развития и оно продолжается в последующие годы.

В возрасте 13-15 лет в мужских половых железах мальчиков начи­нают продуцироваться мужские половые клетки — сперматозоиды, со­зревание которых, в отличие от периодического созревания яйцеклеток, происходит непрерывно. В этом возрасте у большинства мальчиков по­являются поллюции — самопроизвольные семяизвержения, представ­ляющие собой нормальное физиологическое явление.

С появлением поллюций у мальчиков наблюдается резкое увеличение темпов роста — «третий период вытягивания», — замедляющееся с 15-16 лет. Примерно через год после «скачка роста» происходит максимальное увели­чение мышечной силы.

Читайте также:  Игры для развития ребенка 1 год

С началом полового созревания мальчиков и девочек ко всем трудностям подросткового возраста добавляется еще одна — проблема их полового воспитания. Необходимо формировать у детей и подростков правильные представления о сущности процессов полового развития, воспитывать взаимное уважение между мальчиками и девочками и их правильные взаимоотношения. У подростков важно сформировать пра­вильные представления о любви и браке, о семье, ознакомить их с ги­гиеной и физиологией половой жизни. К сожалению, более половины детей и подростков узнают о многих «деликатных» вопросах своего по­лового развития от своих старших товарищей и подруг, и только около 20% — от родителей, от учителей и воспитателей — лишь 9%.

Лекция 8

Источник

Половое созревание ребенка — это генетически обусловленный процесс превращения детского организма во взрослый, способный к воспроизводству. При этом важно понимать, что достижение половой зрелости это не только физиологический процесс превращения девочки в девушку и мальчика в юношу, но и социальная адаптация ребенка к изменениям, происходящим в его организме.

Периодами становления и функционирования половой (репродуктивной) системы в организме считаются:

  • внутриутробный;
  • новорожденности;
  • нейтральный – период детства (до 7 лет);
  • препубертатный (от 7 лет до менархе/адренархе);
  • пубертатный (от менархе/адренархе до 15 лет);
  • юношеский – от 15 до 18 лет);
  • репродуктивный возраст после 18 лет и до прекращения функционирования репродуктивной системы).

Существенное влияние на сроки начала полового созревания оказывают пол ребенка, расовая принадлежность, наследственная предрасположенность, факторы окружающей среды, характер питания, социально-экономическое положение.

Неблагоприятную роль могут играть ожирение и экзогенное поступление гормонов.

В настоящее время средний возраст наступления пубертата у девочек колеблется от 8 до 13 лет, а у мальчиков — от 9 до 14 лет.

Физиология половой системы

Мужские и женские гонады формируются из одного недифференцированного зачатка. Развитие половых желез у обоих полов на ранних стадиях протекает одинаково (индифферентная стадия).

Половая система и ее регуляция – гипофиз – гипоталамус – гонады (яички или яичники) начинает функционировать еще внутриутробно и может изменять свою активность во все периоды жизни (активироваться и инактивироваться). Это имеет значение для формирования пола и правильных первичных половых признаков.

Ген, определяющий дифференцировку гонады по мужскому типу, локализован в Y-хромосоме. Это определяет выделения гонадотропинов зачатком гипоталамуса и начало функционирования клеток Лейдига в яичках на 8 неделе внутриутробного развития, выработку больших объемов тестостерона, сравнимых с уровнем тестостерона взрослого мужчины. При этом под воздействием тестостерона формируются семенные пузырьки, семявыносящие протоки и придатки тестикул.

У девочек, отсутствует Y-хромосома, поэтому у них формируются мюллеровы протоки дифференцируются в матку, яйцеводы, проксимальный отдел влагалища.При этом в период внутриутробного развития девочки яичники остаются неактивными.

После рождения отмечается полное отсутствие продукции активности аденогипофиза, продукции гонадотропинов и отсутствие продукции гормонов половыми железами.

Но при этом повторная активация системы гипофиз – гипоталамус – гонады или минипуберт возникает:

— с 1,5 – 6 месяцев – у мальчиков;
— с 3 месяцев до 1,5 лет – у девочек.

Причины и физиологический смысл этого состояния не известны. Активация системы ЛГ (лютеинотропный гормон) — тестостерон (у мальчиков) часто способствует самостоятельному низведению яичек при крипторхизме, а у девочек при минипубертате наблюдается увеличение грудных желез — изолированное телархе, которое не сопровождается системным действием половых гормонов, это может быть как вариант физиологической нормы, так и симптомом преждевременного полового созревания, которое нужно исключать.

В любом случае и при крипторхизме у мальчиков, особенно при его двухсторонней форме и при увеличении грудных желез у девочек в период минипубертата и позже необходимо обследование и наблюдение детского эндокринолога.

После этого периода до 6-9 лет начинается период детства и полное отсутствие работы системы гипофиз – гипоталамус – гонады.

Половые стероиды в организме не вырабатываются до начала пубертата.

Патология половой системы

  • Неонатальный период — могут отмечаться нарушения формирования пола — диагностирует неонатолог или педиатр.
  • Период детства (до 8 лет у девочек; до 9 лет у мальчиков) необходима настороженность преждевременного полового созревания — диагностирует педиатр, необходима консультация детского эндокринолога.
  • Пубертатный период (после 12-13 лет у девочек; после 13-14 лет у мальчиков) — диагностика задержки полового развития — диагностирует педиатр, необходима консультация детского эндокринолога.

После выявления патологии ребенок должен быть направлен к узким специалистам — эндокринолог, гинеколог, андролог, хирург, психолог.

Своевременная диагностика всех этих патологических состояний и успешная коррекция медикаментозная и хирургическая (при необходимости) — возможность избежать прогрессирования заболевания, возникновение сопутствующих нарушений, связанных с избыточной продукцией половых гормонов и их системным действием на организм (при преждевременном половом созревании) и недостаток половых гормонов при задержке полового созревания.

врач-педиатр, детский эндокринолог Сазонова Ольга Ивановна

Источник