Подготовка ребенка к школе с проблемами речевого развития

Речевая подготовка детей к школе.

Речь — это основное средство общения, важнейший фактор и стимул интеллектуального, эмоционального развития личности.

Речь взрослого человека — это его визитная карточка.

Речь ребенка — это отражение социальной среды, в которой он растет.

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет — каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно — готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

Учитывая то, что одних детей готовят к школе в детском саду, других — в учреждениях дополнительного образования, а третьих — в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача «выровнять» их знания и умения. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.

Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию «готовность к школе» различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако «правильная» подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что — нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки — в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок. При выполнении ребенком письменного задания следите, правильно ли он держит карандаш или ручку, чтобы его рука не была напряжена, за осанкой ребенка и расположением листа бумаги на столе. Продолжительность выполнения письменных заданий не должна превышать пяти минут, при этом важность имеет не быстрота выполнения задания, а его точность. Начинать следует с простых заданий, например, обводить изображение, постепенно задание должно усложняться, но только после того, как ребенок будет хорошо

справляться с более легким заданием. Ручку ребёнок должен брать правильно и разогретыми пальцами. Раскраски замените обведением, но трафарету и штриховкой. Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой стрелки. Расстояние между линиями 0,5 см — это основной принцип нашего письменного алфавита. Запомните, дети также устают от этих занятий, как и от чтения.

Подготовка ребенка к школе — это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. Одним из критериев готовности школе является мыслительная готовность.

Её наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.

Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, делать выводы из прочитанного, увиденного, услышанного, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому».

* Учить ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса.

* Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.

В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ребенок при записи в первый класс должен:

* Знать свое имя, фамилию, адрес, имена членов семьи.

* Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.

* Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.

* Уметь увеличивать и уменьшать группу предметов на заданное количество, уметь уравнивать множество предметов.

* Уметь сравнивать группы предметов (больше, меньше, равно).

Читайте также:  Центр развития и творчества умный ребенок

* Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.

* Уметь находить в группе предметов «лишний», (н-р, из группы «одежда» убрать цветок).

* Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.

* Иметь пространственные представления: право-лево; верх-низ; прямо, кругом, под-над; из-за; за,перед; из-под чего-либо.

* Уметь доброжелательно общаться с другими детьми.

* Слушать взрослых и уметь выполнять их распоряжения.

* Уметь обслуживать себя.

Речь.

* Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.

* Понимать и объяснять смысл пословиц.

* Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

* Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

* Различать в словах звуки, знать буквы.

* Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, какие бывают профессии.

Состояние фонематических процессов.

Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, и др. Перед поступившим в школу ребенком встает достаточно сложная задача — освоение звукового анализа слова. Взрослый должен понимать, что 6-7-летнему ребенку не очень-то просто определить в уме, сколько звуков в слове «кот» или «петух». Для выработки подобного умения следует целенаправленно обучать ребенка.

Состояние грамматического строя.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь — дождик), словоизменение (стул — стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге). Грамматическая сторона речи ребенка, поступившего в школу, развита в норме достаточно хорошо. Однако перед ребенком встает новая задача — если раньше он усваивал правила грамматики практически, в непосредственной речи, то теперь он должен усваивать грамматику в виде правил и основных понятий. Это предполагает осознанное отношение к речи. Однако нередко 6-7-летние дети затрудняются, если перед ними поставить задачу сознательно выделить из речи слова различных категорий — они еще не умеют ориентироваться на существенные признаки слова. Трудность в обучении грамоте заключается в том, что слова воспринимаются ребенком только как обозначение предметов, он никогда раньше не сталкивался со словом как с элементом письменной речи. Ребенку трудно сразу понять, что слово делится на слоги, а слоги делятся на буквы. Не меньшую трудность может вызывать у ребенка необходимость понимания того, что такое предложение, и то, что предложение состоит из слов.

Состояние словарного запаса.

Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Активно использовать антонимы (грустный — весёлый, молодой — старый, высоко — низко, бежать — стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова — действия, слова — признаки. Активный словарь младшего школьника насчитывает от 3000 до 3500 слов. Однако части речи в словаре ребенка представлены неодинаково. Характерной особенностью является глагольность речи — используются глаголы, связанные с движением и деятельностью. Прилагательных же в речи еще явно недостаточно (около 2%). Поэтому необходимо особенное внимание уделить развитию словарного состава речи ребенка — обучать его использованию сравнений, а также обобщающих слов. Такое обучение обеспечивает расширение возможности ребенка в построении сложных предложений.

Состояние связной речи.

Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок, рассказы из личного опыта.

Обратите внимание на:

Состояние пространственных функций (умение определять «право — лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.

* Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).

* Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).

* Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).

* Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).

* Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).

Если не уделять должное внимание развитию речи ребенка, у него могут возникать следующие проблемы:

* Недостаточность развития фонематического слуха:

* Неумение правильно слышать и выделять все звуки речи;

* Неправильное и неотчетливое произношение слов и отдельных звуков в словах;

* Недостаточный словарный запас.

* Неумение выстроить сложную и развернутую фразу

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа. Подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если эти процессы недостаточно сформированы, то при чтении будут наблюдаться следующие ошибки: трудности слияния звуков в слоги и слова; взаимные замены близких согласных звуков (свистящих — шипящих, твёрдых — мягких, звонких — глухих), побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А), искажение слоговой структуры слов; слишком медленный темп чтения; нарушения понимания прочитанного.

Читайте также:  Ребенок с рождения до месяца развитие

К числу типичных недостатков письма у таких детей относятся: замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам; пропуски гласных; пропуски согласных в их стечении; слияние слов на письме; раздельное написание частей одного слова; пропуски, наращения или перестановки слогов; орфографические ошибки. Эти нарушения письменной речи и чтения называются дисграфия и дислексия.

Самым эффективным методом решения данных задач является использование обучающей игры, как основного вида деятельности дошкольника.

Источник

Речевая подготовка детей к школе

Основная функция речи — общение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития.

Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, что если ребёнок знает буквы и немного читает, то это означает, что он готов к школе. Однако освоение ребёнком этих навыков и знаний не является  достаточным условием и критерием его подготовленности к школе. Помимо этого  есть нечто более важное, что подчас упускают родители в их работе по подготовке детей к школе —  устная речь ребёнка.

Задумайтесь над тем, достаточно ли сформирована и развита речь Вашего ребенка?  Будущий школьник должен иметь достаточный словарный запас, чем богаче словарный запас ребёнка, тем точнее он может выразить свою мысль за счёт подбора наиболее подходящих по смыслу слов, уметь грамотно и логично излагать мысли, запоминать и читать стихи, а также пересказывать короткие тексты. От степени богатства и грамматической правильности устной речи ребёнка зависит понимание им прочитанного. Иными словами, каждому ребёнку необходимо обладать к началу занятий в первом классе школы достаточным уровнем развития связной устной речи и мышления.  Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими. Он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со своими сверстниками. И наоборот, недостатки речи могут явиться причиной неуспеваемости в школе. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится отвечать на вопросы в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух,  пересказывать и недостатки речи обнаруживаются сразу.

Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить, для того чтобы у него сформировалась связная речь (умение связно выражать свои мысли, представления, эмоции), необходимы некоторые условия.         Так как дети копируют взрослых, то Ваша речь должна быть примером для подражания. Чем больше Вы общаетесь с ребенком, тем богаче и насыщеннее его словарь, тем больше он приобретает навыков общения. Ваша речь должна быть четкой. Разучивайте с детьми новые стихи, песни, учите его рассказывать те или иные истории. Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т.д. Играйте с детьми в такие игры, которые развивают его речь. Постарайтесь, чтобы ваш ребенок меньше смотрел телевизор и играл в компьютер. Чаще читайте художественную литературу, соответствующую возрасту ребенка. Прочитав с детьми книгу, разберите новые (сложные, непонятные) слова, встреченные в тексте, попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение — это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической. Взрослые должны постоянно помнить: речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком. Помните об этом, уважаемые взрослые.

Источник

Как подготовить к школе детей с нарушением речи.

Современная жизнь требует от детей, идущих в школу, хорошо ориентироваться в окружающем мире, творчески мыслить, уметь излагать свои мысли, читать и считать. Поэтому важно правильно построить процесс подготовки ребенка к школе.

      Существует много методик развития интеллекта дошкольников и обучения их чтению и счету, но все они рассчитаны на занятия с детьми, не имеющими патологий в развитии. Ни для кого не секрет, что в современном мире появляется все больше детей, имеющих речевые нарушения. А дефекты речи влекут за собой появление специфических ошибок при чтении и письме.

       Содержание методик направлены на лучшее восприятие ребенком изучаемого материала и развитие самостоятельного творческого мышления. Знания, полученные на занятиях, позволяют в дальнейшем легко усваивать школьную программу. Развитие мелкой и обучение детей письму позволяют в дальнейшем не встречать трудностей при чистописании. Развитие фонематического слуха заставляет ребенка прислушиваться к своей речи и речи окружающих, что позволяет в дальнейшем предупредить разнообразные ошибки в чтении и письме.

Читайте также:  Развитие ребенка в москве

       Ребенок в возрасте от 3 до 7 лет еще только знакомится с окружающим миром. Поэтому на занятиях по развитию речи уделяется большое внимание знакомству с окружающим, что позволяет увеличить словарный запас, бороться с односложными ответами, активизировать мыслительные процессы, развить фантазию и воображение, формировать основы логического мышления.

       В начале учебного процесса, когда ребенок еще не умеет читать, происходит разделение обучения чтению и знакомства с окружающим миром, в дальнейшем эта связь усиливается. Используются такие приемы, как подбор и запись отдельных слов, письмо и чтение предложений, чтение и разгадывание загадок по заданной лексической теме.

       Активность детей на занятиях поддерживается подбором творческих задач, упражнений по развитию памяти, внимания, использованием сюжетных и дидактических игр, организацией конкурсов, викторин, созданием положительной эмоциональной атмосферы.

       Так как основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра, то обучение построено на использовании игровых приемов, что делает познавательный процесс полноценным, окрашенным положительными эмоциями, столь важными для дошкольника. С помощью развлекательных моментов поддерживается стойкий интерес к знаниям, желание узнавать новое и усваивать эти знания.

        На начальном этапе обучения наибольшей эффективностью обладают сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации («Почтальон», «Магазин», «Кукольный домик» и т.д.).

        Игра «Магазин» в процессе обучения проводятся несколько раз. Например, при изучении темы «Овощи и фрукты» детям-покупателям раздаются гласные буквы А, О , У, а ребенку- продавцу- картинки с овощами и фруктами. Дети- покупатели по очереди подходят к продавцу и выбирают себе товар, название которого начинается с соответствующего звука. Ребенок- покупатель: «Здравствуйте! У меня буква А, продайте мне апельсин, потому что его название начинается со звука А».

       Аналогично эта игра проводится при изучении темы «Игрушки». Дети получают карточки с согласными и учатся вычленять уже не гласный звук в начале слова, а согласный звук и соотносить его с соответствующей буквой.

        При изучении темы «Мебель» проводится игра «Кукольный домик». В игре используется игрушечный домик с мебелью. Преподаватель рассказывает, что кукла переезжает в новую квартиру и ей надо расставить мебель. Сначала надо расставить мебель, в названии которой один слог (стол, стул, шкаф). Потом расставляется мебель, в названии которой два слога (диван, кресло, кровать), затем – три слога (зеркало, табурет). Дети ищут нужные предметы и расставляются в домик.

        В дальнейшем при формировании произвольной сферы дошкольника и его познавательных интересов большее значении приобретают дидактические игры.

        В процессе обучения чтению происходит формирование навыков звукового и слогового анализа и синтеза, профилактика дисграфии и дислексии. Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, а также для формирования умения произносить слова сложной звукослоговой структуры. Поэтому важно начинать обучение звуковому анализу и синтезу с первых же дней работы с ребенком, причем на основе одновременного изучения звука, его артикуляции и графического изображения (буквы). Обучение строится на основе максимального использования зрительного и двигательного анализаторов. Собственноручное написание букв, слогов и слов дает возможность увидеть и кинестетически ощутить графическое изображение выделяемых звуков.

        На первом этапе обучения ребенок знакомится с гласными буквами (А, О, У, И) и выделяет их из начала слов. В дальнейшем происходит изучение согласных, с одновременным чтением слогов и слов.

        На втором этапе обучения большое внимание уделяется слоговым таблицам. Работа с ними позволяет расширить угол чтения, укрупнить единицу чтения, автоматизировать чтение, а также развить устойчивость, распределение и переключение внимания ребенка.

        На третьем этапе совершенствуется техника чтения и большое значение уделяется развитию устной речи (составление и распространение предложений, чтение и запоминание чистоговорок, скороговорок и пословиц).

       Каждое занятие начинается с пальчиковой гимнастики с одновременным проговариванием текста, так как давно установлена связь речевой и пальчиковой моторики. Использование штриховок, раскрасок во время  занятий позволяет развить мелкие мышцы руки, что необходимо при обучении письму.

      Обогащение словаря проводится по определенной лексической теме и связано с чтением новых слов. Развитию связной речи помогает работа со схемами и таблицами.

Источник