Поддержка творческого развития ребенка

нелли пономаренко
Развитие детского творчества и поддержка детской инициативы в ДОУ

Сообщение тема: «Развитие детского творчества и поддержка детской инициативы в МДОУ «Детского сада № 32 «Золотое зернышко» п. Учебный Ершовского района Саратовской области» в контексте ФГОС» заведующий Пономаренко Н. Б

Наше методическое объединение мне хотелось бы начать с цитаты «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи» К. Паустовский.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования творчески активной личности. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности.

В дошкольном образовательном учреждении творчество развивается через различные виды деятельности ребенка. Ведущее место отводится музыкальной деятельности.

Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности.

Что же такое творческие способности ребенка в разных видах музыкальной деятельности? (ответы участников)

• Способность к песенному, музыкально- игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.

• Способность творческого воображения при восприятии музыки.

А теперь, давайте подумаем, какие условия для детей необходимо создавать нам, педагогам, чтобы развивать их творческие способности.

Обсуждение (3-5 минут).

Вывод: успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определённых условий, благоприятствующих их формированию.

Такими условиями являются:

• Предметная развивающая среда.

• Свобода выбора деятельности.

• Помощь взрослого, похвала и поощрение стремлений.

• Психологически комфортная обстановка.

• Специальные методики.

• Сам педагог – творческая личность

В содержании программы «От рождения до школы», которая является базовым компонентом ООП детского сада, в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с задачами ФГОС ДО,тематический блок «музыкальная деятельность»включает задачи:

Развитиемузыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.

Развитие детского музыкально- художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

Учитывая приоритетное Х-Э направление работы ДОУ, наряду с базовыми задачами решаются задачи парциальной программы «Ладушки», И М Каплуновой. В настоящей время «Ладушки» являются единственной и уникальной, детально разработанной программой, охватывающей все сферы деятельности музыкального руководителя в детском саду, отличающейся светлым, радостным, игровым подходом к проблеме «ребенок и музыка».

С целью поддержки развития детского творчества и инициативы с детьми старшей и подготовительной группы в рамках ООП детского сада во 2-ой половине дня ведутся занятие по интересам детей «Ритмическая мозаика» руководитель Ж. Ю. Туралиева — инструктор по физ культуре, 1 категории, высшее педагогическое образование, стаж педагогической работы 9 лет.

Основной формой работы с детьми, по развитию творческих способностей являются занятия по индивидуальным маршрутам. Составление индивидуального маршрута на каждого ребёнка предполагает раскрытие его индивидуальных способностей, интересов и возможностей.

Как и какие применяются методы и приемы при проектировании индивидуального маршрута вам продемонстрируют чуть позже педагоги детского сада: А. П. Шеладева- муз руководитель 1 категории, среднее специальное образование., стаж работы с дошкольниками 15 лет и Кульмурзтнова М. С. воспитатель, высшее педагогическое обр., стаж пед. Работы 8 лет.

Требований ФГОС ДО к кадровым условиям выполняются в ДОУ на 100%

Поскольку большую часть времени ребенок проводит в детском саду, образовательная среда дошкольного учреждения организована таким образом, чтобы создавать благоприятные условия для формирования творческих способностей дошкольников.Детей включают во все многообразие художественной деятельности: они поют, лепят, танцуют, рисуют.

Каждая группа эстетически оформлена, имеются театральные, игровые уголки, уголки творчества и музыкальные уголки. Для проведений занятий имеется музыкальный зал. Функционирует театрально-музыкальная гостиная, в которой дети занимаются всеми видами музыкальной деятельности, готовятся к праздникам и событиям. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах, в них размещаются выставки фотографий детей, материалы сценариев досугов и развлечений.

Созданная в ДОУ предметно – развивающая среда способствует развитию творческих способностей дошкольников, развитию интереса к миру искусства, навыков в музыкальной деятельности, творчеству.

Читайте также:  Ракета карточки для развития ребенка одежда

Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим этапом, оказывающим решающее влияние на развитие творческой личности дошкольника.При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей, организация выставок, участие в конкурсах внутри детского сада, в утренниках и развлечениях, театральных праздниках, творческих фестивалях, привлекаем к изготовлению костюмов.

Результатом работы по развитию творческих способностей детей (старший дошкольный возраст) является постоянное участие наших воспитанников в концертах, фестивалях, творческих конкурсах которые проводятся в ДОУ и районе.

Ежегодно увеличивается количество наших воспитанников, поступивших в детскую музыкальную школу (ДМШ, танцевальные кружки Дома творчества, танцевальные коллективы города.

Коллектив детского сада считает, что главный результат развития детского творчества заключается не в том, насколько первые творческие опыты удачны, а в том, чтобы дети почувствовали интерес к творчеству, стали применять его в дальнейшей жизни.

Источник

Светлана Морару
Развитие детской инициативы и творческих способностей.

Морару С. В. воспитатель

ГБДОУ детский сад № 4 приморского района

Санкт – Петербурга

Развитие детской инициативы и творческих способностей.

Сегодня большое внимание уделяется развитию детской инициативы и творческих способностей детей. Потому, что только активные, творческие личности будут успешными в жизни.

Дошкольный возраст – важный и ответственный период, который представляет огромные возможности для поддержки и развития у детей познавательной инициативы. Познавательная инициатива проявляется в стремлении узнавать новое, на её основе развивается творческая инициатива, самостоятельность, активное отношение к окружающему.

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развитияребенка дошкольного возраста:

• самостоятельность,

инициативность,

творчество.

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т. д.».

Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развиватьсебя как личность это:

• игра;

• познавательно-исследовательская деятельность;

• продуктивная деятельность; коммуникативная деятельность и др.

Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре, в общении, экспериментировании. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе — умения, практические навыки.

Способы поддержки детской инициативы:

• создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам;

• выбор ребенком сотоварищей;

• обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;

Образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы,необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т. п.

Читайте также:  Основные закономерности развития ребенка в младенческом возрасте

Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:

• формирование установок «Я могу», «Я сумею»;

•создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;

• предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!».

В период дошкольного детства «островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, «вплетаясь» в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала, а также в значительной мере зависят от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, но и развить его познавательные интересы.

Развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в группе.

Большую роль в развитии творческих способностей имеют дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыка и действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Для того, чтобы познакомить детей с основными цветами,используются настольные игры: «Колорама» (дети из геометрических фигур выкладывали дорожки, Лото «Радуга», «Мозаика». В ходе данных игр, дети не только знакомились с основными цветами, но и развивали мелкую моторику рук.

В процессе продуктивных видов деятельности четырехлетнему ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Основные механизмы произвольного внимания закладываются именно в этом возрасте.

Играем с детьми в такие дидактические игры, как «Цвет, форма, размер», «Геометрическое лото», «Подбери по форме» и другие, направленные на закрепление сенсорных эталонов, развитие восприятия, внимания, зрительной памяти, ассоциативного мышления. У детей 3-4 лет уровень художественных способностей зависит от уровня развития мелкой моторики рук. Поэтому для ее развития я активно применяются сенсомоторную деятельность, используя различные средства. Так, для развития мелкой моторики я использую пластмассовые и деревянные прищепки.

После того, как дети научились ловко обращаться с прищепками, предлагаю им попробовать смастерить что-нибудь из них. Тем самым, мы не только развиваем мелкую моторику рук, но и развиваем наше творчество. И у нас появлялись интересные сороконожки, колючие ежики, лучистое солнышко и многое другое.

Для развития художественно – творческих способностей и мелкой моторики рук используем цветные макароны, разной формы. При помощи них мы закрепляем знания о форме и цвете предметов.

Прекрасными развивающими пособиями являются пластиковые банки, бутылки, небольшие картонные коробочки — все с крышками, из которых получаются замечательные тренажеры. Задача детей состояла в том, чтобы к каждой емкости подобрать крышку. Для усложнения задания, добавляем несколько лишних крышек, которыми нечего закрыть. Крышки от бутылок используем для закрепления цветов и развития мелкой моторики.

Точность и координация движений развиваются у ребенка и в процессе игры с застежками. Для этого используем самостоятельно изготовленную мягкую развивающую книжку тренажер. Можно начать с самого простого – расстегивание липучек, развязывание шнурков. Потом перешли к расстегиванию пуговиц, молний, кнопок и так далее. После того, как ребенок начал самостоятельно выполнять задание, можно его усложнить, предлагая не только расстегнуть, но и пристегнуть обратно, подбирая необходимый вид застежки.

В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата. Мы, стараемся предоставить детям больше самостоятельности в трудовой деятельности. Привлекаю их к участию складыванию игрушек, мытью игрушек (у меня младшая группа).

Для воспитания самостоятельности у детей в процессе трудовой деятельности большое значение имеет пример взрослых. Поэтому организуются целевые прогулки, экскурсии, во время которых имеем возможность наблюдать с детьми труд взрослых, взаимоотношения в труде, чтобы дети видели работу строителей, дворника, собирающих мусор. Эмоциональные впечатления, полученные. на этих прогулках, помогают воспитывать у детей активность в труде.

Читайте также:  Анамнез ребенка с нарушением развития

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

Для самостоятельной продуктивной деятельности в нашей группе был оборудован «Уголок творчества«, который создан по принципу доступности и мобильности. В уголке собранны различные средства художественной деятельности и материалы (краски, мелки, карандаши, палитра, фасоль, шишки сосновые, шишки еловые, желуди, манка, цветная бумага, тонированная бумага, бумага для граттажа, зубочистки, губки, клей, кисти, ножницы, и другие средства для нетрадиционной техники художественной деятельности).

Формирование коммуникативной самостоятельности, должно быть частью обычной повседневной деятельности, естественным дополнением как к совместным играм (дидактическим, подвижным, сюжетно-ролевым,театрализованным, так и ко всевозможным мероприятиям. Во время свободной деятельности мы стараемся максимально дать свободу выбора детям различных средств, с которыми работаем в это время. Но особенно увлекательной для детей моей группы стала театрализованная деятельность. Дети учатся сами рассказывать сказки показывать их для себя и своих сверстниках. Создание таких зон подталкивают детей к самостоятельной творческой деятельности, к игре в театр. Дети отдают предпочтение уголку ряженья, объединяются в группы, придумывают сказки, распределяют роли, подбирают наряды и атрибуты.

Театральные зоны нашей группы оснащены книгами, театральными масками, элементами костюмов, наборами кукол, разнообразными видами театров, атрибутами и декорациями.

По моему убеждению, коллективная театрализованная деятельность направлена на самостоятельное творчество,способствует самопознанию и самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создаёт условия для социализации ребёнка, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.

Например, для самостоятельных игр оборудована игротека, в которой собраны игры на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, на узнавание по описанию, ориентировку по схемам («Найди пару», «Спрячь мышку», «Подбери колеса», игры-шнуровки, «Чей домик?», «Лото» и др.

Среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять, стимулировать творческую активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами. Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, развивает фантазию, активность действий. Для этого используются разнообразные предметы-заместители, обладающие, наибольшим развивающим эффектом, позволяющие ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры. Бросовый и природный материал который находится в прозрачных закрытых контейнерах с метками ярлычками – все это приходит детям на помощь по ходу игры, ввиду недостающего атрибута. («Легкий — тяжелый», «Тонет не тонет», «Что звучит).

В детском саду развитие художественного творчества проходит на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире и развития детского изобразительного творчества.

Предметно-развивающая среда организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам, поло-ролевому принципу, уровню развития детей.

Таким образом, для развития детской инициативы и творческих способностей необходимо:

1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.

4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;

5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.

6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;

7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;

8. поощрять различные творческие начинания ребенка.

Источник