Поддержка ребенка в индивидуальном развитии в доу

Технологии поддержки детской индивидуализации

в условиях дошкольного образования

Выполнил: воспитатель

МДОУ «Детский сад №17 с.Пушкарное

Белгородского района

Белгородской области»

Рыжкова Д.А.

Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования — поддержка детской инициативы. И действительно, если мы обратимся к тексту документа, то увидим, что эти слова встречаются там довольно часто. Обратите внимание на следующие слайды 2, 3, 4

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, наш педагогический коллектив находится в постоянном поиске новых форм и способов организации непрерывной образовательной деятельности в детском саду. Дошкольное детство является самым благоприятным моментом для формирования таких качеств личности как фантазия, смекалка, пытливость, любознательность, изобретательность, воображение. Мы считаем, что эти качества находят яркое выражение в творчестве дошкольника.

Успешное развитие ребенка обеспечивают два равноценных процесса – социализация и индивидуализация. Социализация выступает как присвоение ребенком норм, качеств, следование определенному образцу, т.е. процесс отождествления. Индивидуализация – постоянное открытие, утверждение и обособление, формирование себя как субъекта. Нивелирование одного за счет абсолютизации другого ведет к ущербности образовательного процесса. Поэтому проектирование образовательного пространства, планирование взрослым образовательных ситуаций, отбор средств развития, принцип линейности в организованной образовательной деятельности по-прежнему важны, актуальны, но приоритетной и преобладающей должна стать ситуация, когда ребёнок – субъект деятельности, а не объект педагогического воздействия. Реализация субъектного подхода предполагает создание рефлексивной среды: в мышлении – через решение проблемных ситуаций; в деятельности – через формирование установки на кооперирование, а не на конкуренцию; в общении – через развитие отношений, подразумевающих доступность собственного опыта человека для других и открытость опыта других для себя.

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Проблема развития детской инициативности и индивидуальности является одной из самых важных в современной педагогике, и ставит перед системой образования основную цель – воспитание у подрастающего поколения активности, самостоятельности принятия решения, стремления к созиданию.

Далее разграничим понятия «индивидуализация образования» и «индивидуальный подход».

Индивидуальный подход – организация педагогом образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития. Чаще всего предметом индивидуального подхода становятся какие-либо проблемы, дефицитарные состояния в развитии ребенка.

Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы.

Индивидуализация образования исходит, во-первых, из того, что каждый ребенок развивается в своем темпе, «по своей программе» и, следовательно, не может быть подвергнут сравнению с другим ребенком (или детьми); во-вторых, из принципов безоценочности, безусловного принятия ребенка таким, каков он есть; в-третьих, из понимания того, что не только и не столько обучение, сколько учение ведет за собой развитие.

Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д.

Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. От педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего. 

Индивидуализация распространяется на каждого ребенка. В основе индивидуализации лежит убеждение.

Познакомимся с педагогическими стратегиями, обеспечивающими индивидуализацию дошкольного образования. Выделяются несколько уровней индивидуализации: на уровне группы, подгруппы, на персональном уровне. В самом широком смысле индивидуализация может распространяться на целую группу детей. Группа представляет собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей, особенности межличностного общения).

Компетентность и увлечения взрослых (воспитателя) создают условия для индивидуализации образования. Самым поверхностным примером групповой индивидуализации является динамика продвижения в содержании обучения. Даже в параллельных группах одного детского сада, укомплектованных из детей примерно одного возраст, одна и та же образовательная программа осуществляется по-разному.

Индивидуализацию образования можно наблюдать на уровне подгруппы внутри одной группы детей. Например, в ситуации, когда несколько детей группы проявляют большой интерес к определённым видам детской деятельности. Например: конструированию ( постройка дороги), где один ребёнок может давать советы, явно или неявно руководить строительством, другой — строить. Третий – ожидать окончания работы с тем, чтобы первым провести по дороге машину. Один может сопровождать все свои действия речью, а другой — работать молча. Один проявляет творчество, другой только воспроизводит образцы.

Наконец, индивидуализация образования реализуется на персональном уровне, когда развитие ребёнка выше или ниже типичного для его возраста, либо ребёнок имеет какие-либо ярко выраженные особенности, влияющие на качество его жизни.

Индивидуализация учения и развития проявляется стихийно. Делая свой собственный выбор (содержания, партнерства, материалов, места и способа работы), каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы, в своем темпе, получая свои результаты (в том числе приобретая новые знания, умения). Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.

Одним из важнейших методов индивидуализации обучения является метод реагирования. Он включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, процесс повторяется. Если не достигнуты – условия и методы поддержки пересматриваются. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; в других случаях он требует больших усилий и длительного времени.

В методе реагирования главное – стимулирование и поддержка инициативы, активности и самостоятельности детей.

Примером обучения на основе метода реагирования является использование модели трех вопросов.

Что знают? Что хотят узнать? Как хотят узнать?

Обеспечение взрослыми гибкости в инициированной ими деятельности.

Задача педагога – помочь тем, кому трудно начать или выполнить отдельные операции. Одному он поможет словесными указаниями, другому предложит схему, модель или рисунок, третьего подбодрит, четвертому окажет практическую помощь. Конечно, этот метод наиболее эффективен, когда педагог работает с малой группой.

Отбор материалов. Гибкость и разноуровневость.

Метод строительных лесов. В основе этого метода – идеи Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития – границе между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что он может осуществить только с посторонней помощью. Сущность этого метода не в опережающем обучении ребенка тем знаниям или умениям, которые, с точки зрения педагогов, должны быть сформированы в соответствии с возрастом, но в том, чтобы, создавая условия, помочь ребенку самому сделать следующий шаг.

Иррадиирующее обучение (от слова «иррадиация» — распространение, увеличение) как метод индивидуализации обучения основано на признании различий интересов, мотивов и на динамике продвижения. Предлагая интересное дело тем детям, кто хочет им заниматься, можно достичь больших успехов в обучении. Все, что вводится в развивающую среду группы, предлагается как новое знание или новое умение. Это может быть новая игра, новый материал для рисования, новое для детей этой группы математическое действие, новое стихотворение, новый предмет, т.е. нечто, чего в опыте детей еще не было. Например: воспитатель предлагает новую настольную игру-лото «Животный и растительный мир». Это своего рода презентация нового взрослым. Затем те, кто хочет научиться в неё играть присоединяются к воспитателю. Остальные занимаются другими видами деятельности. Далее дети, которые уже умеют играть в эту игру, учат других. Таким образом они представляют продукт своей деятельности другим и самостоятельно презентуют собственный опыт.

Для обеспечения индивидуализации учения необходимо, чтобы ребенок, во-первых, имел возможность выбора (содержания, вида деятельности, материалов, места и способов действий, партнерства); во-вторых, получал опыт осознания того, что его личная свобода – в способности выбирать из своих многочисленных «хочу» те, за которые он готов нести личную ответственность; в-третьих, получал поддержку в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу» преобразовывались в «могу»; в-четвертых, имел опыт кооперации с другими людьми.

Соответственно педагогические условия индивидуализации обучения и учения, образования в целом должны включать:

  • создание безопасной предметно-пространственной развивающей среды для реализации ребенком своих замыслов индивидуально или в кооперации с другими;
  • поддержку или инициирование взаимодействия с людьми (сверстниками, старшими, младшими, родителями и др.), включенными в образовательную деятельность ДОО, в том числе (но не исключительно) с образовательными целями;
  • знание и принятие взрослыми индивидуальных особенностей (и индивидуальной истории взросления) ребенка;
  • готовность взрослых отступить (поступиться своими педагогическими интересами) в том случае, если их инициатива не принимается детьми;
  • отведение ничем не подменяемого времени для свободной игры.

Источник

                                Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                                       «Детский сад» с.Добровольское

                                                                                                                                          Утверждаю: МДОУ

                                                                                                                        «Детский сад» с.Добровольское

                                                                                                                         ___________Дуйсенбенова И.С

                                                                                                               Составила:

                                                                       Ажигулова Жулдуз Темирбековна.                                    

Ф.И. ребенка:Дурткаринова Амина, Русских Данил, Косов Стас.

Вторая младшая группа.

Пояснительная записка: создание индивидуального маршрута ребенка основано на промежуточных результатах мониторинга и психологической диагностики.По итогам мониторинга у ребенка очень слабо развиты все познавательные процессы: слуховое восприятие, внимание, слуховая и зрительная память, мышление. Недостаточно сформированы все компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм). Слабо сформированы элементарные математические представления и ориентировка в пространстве.

  Если ребенок  неоднократно будет  выполнять упражнения различного уровня сложности, закреплять и совершенствовать способы действия то уровень развития ребенка повысится.

Педагогу создавать ситуацию успеха, во время объяснения способов действий.

Ребенок овладеет речью как средством общения со взрослыми и сверстниками. Обогатится словарный запас, будет развита связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь.                                                              

                                                             Индивидуальный  образовательный маршрут.

Образовательные области

Проблемы, выявленные в ходе мониторинга

Основные дидактические задачи (по программе)

Дидактические игры и упражнения

Социально-коммуникативная

Затрудняется  игр. действий с воображаемыми предметами. Не принимает на себя роль в игре. Однообразны ролевые действия, отсутствуют ролевые высказывания. Содержательность и длительность ролевых высказываний, наличие ролевых бесед однообразны.

Не имеет представление об основных функциях организма и частях тела и условиях его функционирования.

Не имеет представления о пользе движений для здоровья.

Не имеет представления о пользе витаминов, продуктах, в которых они содержатся.

1.Прививать культурно-гигиенические навыки и формировать  у детей привычку к ЗОЖ:

2.Формировать представления об особенностях своего организма, назначении отдельных органов (глаза, ухо, нос, ноги и т.д.), условиях их нормального функционирования.

3.Формировать понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и о своем здоровье.

4.Создавать условия для свободной игры детей;

-внимательно и тактично наблюдать за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости как равноправный партнер;

-способствовать созданию условий для возникновения и развертывания игры детей;

-обогащать детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре; побуждать детей к развертыванию игры;

-в качестве непосредственных участников игры предлагать детям различные виды игр (сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-драматизации, игры с правилами) и игровых действий;

-помогать овладевать способами ролевого взаимодействия;

-приобщать детей к культуре взаимоотношений в игре;

Игр. упражнение:

«Покажи, как правильно чистить зубы».

«Семейные увлечения и хобби» (рассказы детей)

Игра  «Полезно – не полезно»

Игра  «Магазин игрушек»

Игра «Нас лечат врач и медсестра»,

Игра «Новоселье куклы»,

Игра «Дом в котором ты живешь»,

Игра «Зоопарк»,

Игра «Что надо для поездки»,

Игра «подбери груз для машины».

Игровые обучающие и проблемные  ситуации.

Игры – драматизации: «Перчатки»

Развитие речи.

Затруднения в умении правильно произносить звуки, в опознании звука в слове, в отборе предметов на определенный звук, в выборе предмета их двух с заданным звуком, в поверке слоговой структуры слова, словарь признаков, глагольный словарь, мн.ч.сущ. ,род.п. сущ. Мн.ч., уменьшительно – ласкательная форма, Составление рассказа по картинке, составление описательного рассказа.

1. Обогащение предметного словаря существительных по темам этого периода: овощи и фрукты, деревья, грибы, ягоды, сад, огород, человек, предметы за уходом тела, посуда, продукты питания.

2. Расширить словарь прилагательных и глаголов.

3. Образование существительных множественного числа от единственного.

4. Практическое употребление притяжательных прилагательных и местоимений мой, моя, моё в составе простого предложения.

5. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

6. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

Ребенок – смотрит. Дети – смотрят.

 Игра «Угадай, когда это бывает? ».

Игра «Времена года» (Лото), игра «Времена года» (разрезные картинки).

Игра «Какой, какая, какие? ».

 Игра «Что он делает? ».

 Лото «Овощи и фрукты», домино «Овощи».

 Игра «Один — много» с мячом.

 Игра «Назови ласково» с мячом.

 Игра «Жадина» — моя машина, мой самовар, мое мороженное.

 Игра «Какой, какая, какие»

Познавательное развитие

(ФЦКМ)

Не имеет представление о предметах, не умеет выделять свойства и качество предметов, затруднены представления в классификации предметов, С помощью взрослого называет профессии, не умеет устанавливать причинно-следственные связи.

 1.Расширять кругозор ребенка по теме «Осень»: труд взрослых осенью, овощи, фрукты, подготовка диких животных и птиц к зиме, подготовка природы к зиме.

2.Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим

признакам.

3.Рассказывать детям о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Помогать устанавливать связь между

назначением и строением, назначением и материалом предметов.

4.Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).

5.Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской

местности с опорой на опыт детей.

6.Расширять представления о профессиях.

7.Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы

8.Расширять представления детей о некоторых

Игра «Подбери посуду правильно»

Игра «Найди пару»

Игра «Из чего сделано?»

Игра «Раздели предметы на группы»

Игра «Свойства»

Игра «Хитрые предметы»

Игра «Подбери картинку».

1. Развивать внимание, память, восприятие.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Развитие мышления.

 Игры: «Чего не бывает? » (картинки «Времена года»).

 Игры «Чем похожи? », «Что изменилось?».

 Игра «Чего не стало?».

 Игра «Сравни два предмета».

 Игра «Разрезные картинки» (разрезанные по вертикали, по горизонтали и по диагонали на 4 части).

 Учим и выполняем пальчиковую гимнастику по лексическим темам.

 Учить загадки, приметы, стихотворение к праздникам.

 Обводка по трафаретам предметов.

 Игра «Сгруппируй предметы по цвету»

 Игра «Сгруппируй предметы по форме»

 Игра «Сгруппируй предметы по размеру»

 Игра «Закончи предложение» —

Я пил молоко из … (чашки);

Я взял зонт, потому что … (идет дождь).

 Игра «Четвертый лишний».

 Игра «Что художник перепутал».

 Отгадай загадку.

Познавательное развитие (ФЭМП)

Затрудняется в  соотношении количество предметов, в сравнивании группы предметов, в  ориентировке в пространстве. Не сформированы

 временные представления. Не различает цвет и форму предметов.

1. Учить находить один, мало и много предметов; использовать их в речи.

2. Учить согласовывать числительное «один» и наречия «много», «мало»  с существительными в роде, числе и падеже.

3. Закрепляем цвет, форму и размер предметов.

4. Пространственная ориентировка на столе .

5. Временная ориентировка (утро — завтрак, день — обед, вечер — ужин).

6. Зрительное восприятие формы. Закреплять форму предметов: круг и квадрат.

7. Зрительное восприятие цвета. Закреплять название основных цветов.  

8. Зрительное соотнесение размера. Учить пользоваться в речи словами: «большой», «маленький», «одинаковые». Учить пользоваться в речи словами: «высокий», «низкий»,  «одинаковые».

Игра «Один и много».

 Игра «Найди в комнате много одинаковых предметов».

 Игра «Принеси несколько предметов».

Игра «Покажи, каких мало предметов».

 С/игра «Магазин».

 Игра «Найди карточки с одним  предметом и где много».

 Д/и «Чудесный мешочек».

 Составление бус из геометрических фигур одинакового цвета, чередуя их.

 Составление бус из геометрических фигур разного цвета.

 Составь бусы, меняя размер фигур от большого к маленькому или от маленького к большому.

 Игра «Цвет, форма».

 Игра «Разноцветное лото», лото «Цвет».

 Игра «Разложи овощи (фрукты, ягоды) по цвету».

 Игра «Назови красные (зеленые, желтые, синие) предметы».

 Игра «Разложи предметы (овощи, ягоды. фрукты) по форме.

 Игры: «Разложи фигуры по форме»; «Найди предметы круглой (квадратной) формы.

 Игры: «Найди в группе красные (синие) предметы».

Художественное-эстетическое развитие

Имеются затруднения :  в изображении предметов, в композиционном расположении. Не достаточно сформированы приемы вырезания круга из квадрата, овал из прямоугольника, не использует средства выразительности, не проявляет творчество.

1.Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами.

2.Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

3.Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить

новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета.

4.Развивать умение смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.

5.Формировать умение правильно передавать расположение частей сложных предметов

Продолжать формировать умение создавать декоративные

композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров.

Лепка

1.Продолжать развивать интерес детей к лепке;

2.совершенствовать умение лепить из глины

(из пластилина, пластической массы).

3.Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих

группах.

4.Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором помощи стеки.

5.Закреплять приемы аккуратной лепки.

Аппликация

1.Развивать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.

2.Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.

3. Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем

длинных полос.

4.Развивать умение составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.).

5.Упражнять в вырезании круглых форм из квадрата и овальных из прямоугольника путем скругления углов, использовании этого приема изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т.п.

6.Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм.

7.Формировать умение преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг —

на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники и т.д.).

8.Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.

9.Поощрять проявления активности и творчества.

10.Формировать желание взаимодействовать при создании коллективных композиций.

Развитие детского творчества

1.Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.

2.Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение,

эстетические чувства, художественно-творческие способности.

3.Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.

Обогащать представления детей об искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как

основе развития творчества.

4.Развивать умение выделять и использовать средства вьгразительности в рисовании, лепке, аппликации.

5.Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.

6.Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь.

7.Формировать умение проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

Д/игры:

«Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери по цвету»

«Нарисуй картинку палочками», «Картина», «Волшебные картинки»

Игровые упражнения:

«Самолеты за облаками», «Трудные виражи», «Вниз по реке» , «Какой узор».

Игр.упр-е «Ощупай и слепи».

Игр.упр-е : «Режем прямо».

Д/и «Геометрическое лото»,

Лото «Цвет и форма»,

Д/и «Сделай узор»,

«Сложи узор», «Орнамент»

Результаты индивидуального маршрута: Анализ результатов, проведенного мониторинга от 04.2018 г. показал результативность разработанного маршрута, в ходе которого были решены поставленные задачи, которые реализовывались непосредственно организованной деятельности, самостоятельной деятельности, индивидуальной работе, в организации развивающей предметно-пространственной среды, а так же при участии родителей и воспитателей ДОУ, на протяжении всего учебного года. В результате проведенного мониторингового обследования данный ребенок, по всем образовательных областям, имеет средний уровень усвоения образовательных задач и познавательного развития.

Результаты индивидуального маршрута: Анализ результатов, проведенного мониторинга от 04.2018 г. показал результативность разработанного маршрута, в ходе которого были решены поставленные задачи, которые реализовывались непосредственно организованной деятельности, самостоятельной деятельности, индивидуальной работе, в организации развивающей предметно-пространственной среды, а так же при участии родителей и воспитателей ДОУ, на протяжении всего учебного года. В результате проведенного мониторингового обследования данный ребенок, по всем образовательных областям, имеет средний уровень усвоения образовательных задач и познавательного развития.

Источник