Почему ребенок в 2 года не говорит мама и папа
Обычно к году малыши уверенно произносят простейшие слова: «дай», «мама», «баба», «папа». Это время, когда ребенок говорит свое первое слово, пусть даже неосознанно. К двум с половиной годам ребенок по идее должен не только пополнить свой словарный запас, но и научиться складывать из слов простые предложения: «Дай мишку!», «Пойдем гулять!», «Купи мячик!», «Дай ручку!» и т. п. Но что делать, если ребенок в 2 года не говорит вообще или произносит невнятные, понятные лишь маме звуки? Почему у малыша «во рту каша», когда ровесники его уже вовсю «щебечут?» Стоит ли говорить в этом случае о какой-то отсталости, или такая упорная молчаливость — лишь индивидуальная особенность? И главное — как научить малыша, достигшего двух-трехлетнего возраста, говорить?
Причин, по которым ребенок в 2 года не говорит, много:
Поражение слуха. Когда кроха не очень хорошо слышит, то, соответственно, он и речь окружающих будет воспринимать плохо. При более тяжелых случаях (вплоть до глухоты) малыш может не говорить вообще либо сильно искажать звуки и слова в целом.
Наследственность. Если вы, к примеру, сами произнесли первые внятные слова поздно, то в том, что ребенок в 2 года не говорит, нет ничего странного. Хотя, если малыш и к трем годам не овладел простыми предложениями, стоит побеспокоиться и обследовать чадо.
Ослабление организма. Недоношенность или серьезная болезнь, например, могут вызвать задержку созревания (развития) нервной системы и, следовательно, самой речи.
-Гипоксия.
— Травмы (в т. ч. и родовые).
— Сильная интоксикация.
— Испуг.
— Перенесенная операция.
— Неправильное воспитание (например, излишняя опека, когда желания ребенка буквально предугадываются).
— Нарушения развития в целом.
Между родителями ходят слухи, что девочки якобы начинают ходить и говорить раньше, чем мальчики. На самом деле теория эта не имеет обоснованных подтверждений. Бывает, что ребенок не хочет говорить два, а то и три года, а потом его вдруг «прорывает» на цельные, правильно составленные предложения. Если малыш прекрасно понимает, что говорят ему родители и окружающие и при этом даже выполняет какие-то несложные инструкции («подойди», «возьми», «положи», «сядь» и т.д.), то беспокоиться, скорее всего, не о чем.
Активная речь может возникнуть внезапно. Если малыш и повторяет за вами слова, которые вы ему говорите, это совсем не означает, что он их действительно усваивает. Не мучайте, не заставляйте его произносить то, что вы хотите слышать. У некоторых деток подражание может носить отсроченный характер. Старайтесь вызывать малыша на разговор. Например, почаще задавайте своему чаду вопросы, не спешите исполнять желания (пусть он их озвучит). У детей свои собственные ритмы развития. Конечно, существуют так называемые «нормы», но об индивидуальности забывать нельзя. У кого-то позже показываются зубки, кто-то пропускает период ползания и сразу начинает бегать. Поэтому, если ребенок мало говорит, не впадайте в панику. Просто дайте крохе время. Не спешите. Не делайте за него то, что он мог бы сделать самостоятельно (надеть тапочек, или выпить молоко, или покушать). Не получается? Помогите. Но только так, чтобы было это ненавязчиво. Подтолкните своего кроху к самостоятельности. А еще многие психологи советуют пореже включать телевизор, поскольку ваша речь практически сливается со звуками из телевизора, соответственно, ваше чадо воспринимает ваш голос как общий шум. Поэтому от родителей в большинстве случаев зависит, во сколько начинают говорить дети.
Когда стоит начать учить своего малыша разговаривать? Однозначно на этот вопрос не ответить. Собственно, процесс обучения, по сути, начинается еще в утробе. Доказано, что ребенок воспринимает звуки и реагирует на них, находясь еще в мамином животике. Он затихает, «прислушиваясь», когда женщина напевает песенку или, напротив, «воюет», когда она ругается. Психология — наука тонкая, и то,что заложено до рождения, обязательно проявится после. Активные занятия с малышом стоит начинать, когда малыш:
— пытается звуками (либо жестами) что-то объяснить;
— не просто все слышит, но и понимает речь;
наедине с собой говорит белиберду, однако достаточно четко выговаривает практически все звуки.
Взаимосвязь между развитием речи и мелкой моторикой. До полугода ребенок увлеченно повторяет мимику мамы, которая с ним разговаривает. Однако месяцев с семи имитация эта ослабевает. Малыш активно изучает столь богатый внешний мир, и внимание его на родителях уже не так заострено. Замечено, что речевое развитие проходит параллельно с развитием моторики. Особенное значение лежит в противопоставлении большого пальчика всем другим. Давайте крохе катать мячик, приучайте работать с пластилином, купите ему разноцветные деревянные бусы (покрупнее).
К полутора годам начинайте осваивать уже более сложные манипуляции:
— застегивание замков и пуговичек;
— завязывание узлов;
— шнуровка (речь пока не об умении завязывать шнурки на ботиночках, учите малыша просовывать шнурки в небольшие отверстия) и т.д.
Движения левой руки отвечают за развитие правого полушария и наоборот. Очень полезны те совместные игры, в которых содержатся элементы сгибания пальчиков.
Критические периоды в развитии речевой функции. Врачи выделяют несколько периодов:
Между первым и вторым годом в речевом развитии прослеживаются четкие предпосылки речи. Это время «лепетных» слов: «ля-ля», «ня-ня», «ла-ла», «ба-ба» и т. д. Уже в это время надо думать о том, как научить ребенка правильно говорить. Почаще просите кроху показать птичку, лошадку, коровку, собачку, кошечку и т. д. Побуждайте его к произношению (озвучиванию) действий. Идеальный пример для подражания — собственный. Учите кроху новым движениям: «сядь», «дай», «ложись», «возьми». Используйте игры, в которых действия производятся по команде взрослых: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Топ-топ» и т. п.
В промежуток между 1,5 и 2,2 годами дети пытаются связывать два, а то и три слова. Что в таком возрасте обычно может сказать малыш? Например, такие фразы, как: «Де баба?», «Дай пи» и т. д. К этому возрасту ребенком усваиваются обобщенные понятия. Слово «нельзя», например, используется в разного рода ситуациях. Начинайте увеличивать количество и сужать значение понимаемых малышом слов: называйте детали одежды (шапочка, носочек, кофточка, колготки и т. п.), мебели, игрушек. Важно комментировать и применяемые действия: «возьми игрушку», «одеваем рубашечку», «застегиваем пуговичку» и т. д. Желательно любое действие малыша сопровождать обращением.
К 2,6 годам словарный запас крохи начинает стремительный рост. Он уже сам спрашивает, показывая пальчиком на незнакомый предмет: «Это что?» Сложно сказать, во сколько начинают говорить дети. Если имеется в виду уже осознанная речь (не период подражания), то, пожалуй, именно в этом возрасте. Ребенок не выговаривает слова достаточно четко, часто коверкает их. А взрослые, пытаясь «спуститься до уровня» ребенка, тоже начинают коверкать свой разговор, затормаживая становление речи малыша. Действительно, для чего ребенку учиться произносить слова четко и правильно, если понимают и так? Помните: малыш должен слышать все слова в правильной подаче! Тогда к трем — трем с половиной годам он и сам будет говорить достаточно ладно. К этому возрасту слова будут изменяться по падежам и числам, а предложения станут более сложными. Однако и завышать требования нельзя, иначе ребенок просто замкнется. Кстати это одна из причин того, почему ребенок не говорит.
Три года — время, когда ребенок переходит к контекстной речи. Здесь уже требуется согласованность внимания, памяти, анализа, речедвигательного аппарата. Рассогласованность работы ЦНС может вызвать упрямство и негативизм со стороны малыша. Система эта еще довольно ранима, поэтому на фоне стресса (даже небольшого) возможен так называемый мутизм и заикание. Кстати, срывы возможны и в 6-7 лет, когда приходит время начать развитие письменной речи. В это время ЦНС подвержена сильной нагрузке и находится на грани стресса.
Обязанности родителей.
Занимайтесь с малышом. Но уроки превратите в игру. Произносите названия тех предметов, которые вы вместе увидите. Если малыш не повторяет их — не настаивайте, пусть обучение будет незаметным, ненавязчивым. Искренне радуйтесь, если ваше чадо произнесет новое слово. Хвалите его. Не предупреждайте все желания крохи, ставьте наводящие вопросы: «Какого цвета?», «Хочешь кушать?», «Что коровка делает?» Причем сложность ответов увеличивайте постепенно, начав с простого. Читайте малышу детские стишки, сказки, напевайте песенки. Причем обязательно воспроизводите звуки (мяукание, жужжание), поощряя попытки повторить только что произнесенное вами. Не сюсюкайте — слова должны произноситься правильно, четко. Комментируйте действия (и его, и свои). Научите кроху кривляться (растягивать губы, вытягивать их в трубочку, щелкать язычком), это отличная зарядка для артикуляционного аппарата. Если малыш выражает желания какими-то жестами, поправляйте его, озвучивая его желания в вопросительной форме: «Ты пить хочешь?», «Игрушка упала?» и т. п. Заведите дневник, в который вы будете вносить все изменения: новые звуки, слова, звукоподражания. Так будет проще проследить рост речевого развития.
Статья из Ответопедии
Источник
Есть такая шутка — сначала родители ждут, когда же ребенок заговорит, а потом не дождутся, когда же он замолчит.
Маленьких исследователей мира называются «почемучками», им все интересно и своими вопросами и разговорами они способны «заболтать» самую терпеливую мать. Однако встречаются и молчуны. Вот уже все сверстники вовсю разговаривают, а этот малыш не говорит даже «мама». С определенного возраста такая ситуация вызывает у родителей вполне оправданное беспокойство.
Когда нужно волноваться?
Для каждого ребенка «удобен» свой темп развития. Один раньше залепетал, другой первым начал садиться или вставать на ножки, а третий пошел и заговорил раньше своих товарищей по песочнице. Если возрастные вариации укладываются на пару месяцев, волноваться не стоит.
Однако знать нормы речевого развития детей нужно всем родителям. Если отставание делается значительным (а логопеды считают вариантом нормы запаздывание того или иного навыка не более чем на 2-3 месяца), лучше обратиться за консультацией к специалисту.
Пресловутое слово «мама» дети обычно начинают говорить к году или полутора годам. А если первый день рождения уже давно отпраздновали, а долгожданного слова все еще нет? Пора бежать по врачам?
Консультация специалиста никогда не помешает. В вопросе развития речи не стоит ждать, пока все образуется «как-нибудь само». Однако, чтобы не впадать в панику раньше времени, присмотритесь к своему малышу. Вполне возможно, что он просто немного задерживается с произнесением столь ожидаемых родителями слов и ничего страшного не происходит.
Важные факторы:
- Годовалый ребенок понимает обращенную к нему речь. То есть откликается на собственное имя, дает адекватную реакцию на слова родителей.
- Отсутствуют нарушения слуха и зрения.
- Младенческое «агуканье» сменила лепетная речь. Каким-то подражательными слогами ребенок уже пытается обозначать конкретные слова.
- В играх заметно стремление повторять за взрослым, выполнять заданные действия.
В раннем возрасте процесс формирования речи тесно связан с развитием психики и мышления. Родителям стоит проследить и за этими аспектами. Если какие-то подозрения все же возникли, лучше всего обратиться за консультацией к специалистам.
Кого посетить:
- невролога;
- детского психолога;
- логопеда-дефектолога.
Читайте также: Слого-буквенные схемы для профилактики и коррекции дисграфии
Как научить ребенка говорить «мама»?
Итак, если ваш малыш по мнению врачей развивается в соответствии с нормой, никаких особенных проблем у него нет, но пока почему-то не разговорился, родителям по силам немного форсировать события.
Основное условие для правильного формирования речи — это общение. Самое большое заблуждение некоторых мам и пап заключается в том, что им кажется, будто ребенок их пока не понимает, а значит и разговаривать с ним не нужно. Все это совсем не так!
Чем больше вы будете общаться с малышом, тем больше слов окажутся в его пассивном словаре. А значит, со временем перейдут и в активный. Кроме того, именно слушая обращенную к нему речь, ребенок учится разговаривать!
Как общаться с маленьким ребенком:
- Используйте в своей речи правильные формы слов. Несомненно, многие малыши говорят «бо-бо» про царапину или «би-би» про все виды транспорта. Это звучит очень мило, но родителям не стоит упрощать ребенку обучение. Пусть какое-то время «длинные» слова побудут в пассивной форме, но со временем малыш заговорит так, как надо!
- Старайтесь говорить простыми, понятными ребенку словами. Повторяйте их много раз каждый день.
- Разговаривайте по возможности четко и повернувшись к малышу лицом. Именно «считывая» артикуляцию ребенок учится произносить новые слова.
- Создавайте иллюзию диалога. Задавайте вопросы и отвечайте на них сами. Но делайте небольшую паузу, дайте возможность ребенку в один прекрасный момент вставить знакомое слово.
- Говорите обо всем. Комментируйте процесс одевания, умывания, рассказывайте о том, что видите на прогулке и так далее. Ведь малыш узнает мир при помощи родителей.
- Не включайте «фоном» телевидение или радио. Такие звуки не воспринимаются маленькими детьми как речь, а значит ничему его не научат.
- Используйте соску-пустышку пореже. Как малыш заговорит, если у него все время занят рот? Кроме того, постоянное сосание может испортить прикус и привести к неправильной артикуляции.
Во что играть, чтобы научить разговаривать?
Маленькие дети требуют много нашего внимания. Используйте это время для игр, которые помогут ему развиваться:
- Всевозможные сортеры, шнуровки, игры с бусинами, крупами и прочими мелкими деталями прекрасно стимулируют мелкую моторику. Как известно, это важная составляющая в процессе формирования речи.
- Пальчиковые игры и массаж ручек тоже помогут малышу заговорить. Повторяющиеся изо дня в день приговорки про сороку-ворону или стишок «пальчик-пальчик, где ты был?» очень быстро запомнятся малышу и он сможет рассказывать его вместе с вами.
- Артикуляционная гимнастика вполне может быть освоена и годовалым крохой. Выбирайте самые простые упражнения. Пусть ребенок покажет, как он умеет улыбаться, вытянет губы, изображая хобот у слона, подразнит вас, показав язык и т. д.
- Если ребенок произносит какие-то слоги, повторяйте за ним. Например, «На-на-на». Вместе очень весело! А теперь немного измените слог: «ны-ны-ны», призывая ребенка повторять за вами. Прекрасно! Вы научили его новому звуку.
- Пойте песенки и рассказывайте знакомые детские стишки, останавливаясь перед произнесением последнего слова («Уронили мишку на пол, оторвали мишке….»). Довольно скоро малыш сам захочет помочь вам закончить предложение, ведь он хорошо запомнил слово, которое надо произнести.
- Читайте вместе книги. Если ребенку до года еще трудно долго удерживать внимание на тексте, просто рассматривайте картинки. Рассказывайте, кто там нарисован, задавайте вопросы. Дети очень любят такое времяпрепровождение.
Читайте также: Когда нужны занятия психолога с детьми 2-3 лет?
Больше позитива и хорошего настроения! Не давите на ребенка, заставляя его говорить. Постоянные окрики и принуждение могут привести к возникновению речевого негативизма, а справиться с ним будет уже не так просто.
Хотите, чтобы ребенок поскорее сказал «мама»? Играйте в прятки. Закрывайте свое лицо руками и говорите: «где мама? — вот мама!» Очень скоро ваш малыш будет и сам радостно выкрикивать долгожданное слово.
Однако хотим напомнить, что по статистике только меньше половины детей первым словом произносит «мама». Чаще это бывает «папа»,«дай», «на-на», «ам-ам»:-) Не принимайте это близко к сердцу. Первым может быть любое слово с повторяющимися слогами или то, которое проще выговорить. Вы же знаете, все равно больше всех на свете он любит вас!
Источник
Добрый день, дорогие родители. Вы обеспокоены тем, что ваш ребенок не говорит в 2 года? На сегодняшний день бытует мнение, что мальчики и девочки в два годика уже должны уметь говорить и должным образом изъясняться с окружающими.
То есть, если по каким-то причинам карапуз, переступив двухлетний возраст, все так же молчит или произносит некие нечленораздельные звуки, то значит у него явное отклонение от нормы.
Содержание статьи:
- Все детки разные
- Если ребенок не говорит в 2 года
- Развитие речи двухлетнего ребенка
- Как научить говорить ребенка в 2 года
- Советы родителям
- Но никакой стопроцентной гарантии быть не может!
- Ребенок не говорит в 2 года видео
Все детки разные
Однако такое суждение, присущее сторонникам раннего развития, ничем не подкреплено, ведь давно известно, что каждый человек, а, значит, и ребенок, индивидуален со своими особенностями и, следовательно, этапы развития у детей проходят совершенно по-разному.
Наглядный пример можно увидеть, когда у вашего малыша только в год прорезались зубки, а у соседского чада вообще в шесть месяцев. По этому поводу вряд ли кто из родителей станет паниковать.
Действительно, что страшного, если у крохи зубки прорезались раньше или позже, чем у других малышей? Данный принцип касается и развития речи у маленьких человечков.
Потому что развитие ребенка, касающееся любого аспекта, точно так же происходит не по установленным рамкам, а по мере возможности самой малютки.
Тем не менее родители, как никто другой, влияют на воспитание и развитие своего сына или дочки. Именно они способствуют тому, как хорошо малыш будет усваивать навыки, получать знания, и, собственно, осваивать речь.
Если ребенок не говорит в 2 года
Для этого педагоги рекомендуют мамам и папам буквально с рождения крохи, разговаривать с ним, четко проговаривая слова. Также могут помочь различные карточки (карточки Домана), где нарисован определенный предмет, имеющий название.
Родителям следует показывать сыну или дочке картинку и проговаривать слово, которое написано под ней.
Но сторонники несколько классического воспитания рекомендуют родителям учить ребенка разговаривать в следующие моменты:
- Когда становится видно, что малыш пытается что-то сказать и активно жестикулирует при этом;
- Если малыш действительно понимает взрослых и то, о чем они говорят, но по каким-либо причинам отказывается повторять за ними;
- Когда малыш лепечет сам с собой и умеет произносить звуки.
Многие родители задаются вопросом, почему ребенок не говорит в 2 года и категорически не повторяет за ними слова или же не выполняет простейшие просьбы «оденься» или «ложись»?
Связано это может быть, как и с нарушением здоровья чада, так и с его элементарным складом характера.
Во втором случае, ребенок, который все понимает, но не произносит слова, всего лишь «накапливает» все в себе и родителям остается только подождать, скорее всего, кроха заговорит внезапно.
Кстати, те детки, которые начинают говорить позже двух лет, очень часто перегоняют своих сверстников и болтают так, что остановиться не могут порой.
Развитие речи двухлетнего ребенка
Но ни в коем случае не стоит относиться легкомысленно к развитию речи у детей и полагаться только на свои силы и возможности. Обязательно следует провести медицинское обследование своего малыша на предмет возможных заболеваний.
Потому что, если нарушение слуха является причиной молчания сына или доченьки, то такую проблему необходимо начинать устранять как можно раньше.
Ведь чем раньше будет выявлена причина нарушения развития речи, тем раньше ее можно будет решить, а чадо станет продолжать развиваться, как и все детки его возраста.
Несмотря на то, что мамы и папы являются лучшими помощниками в освоении речи ребенка, к сожалению, нередка такая ситуация, где именно они выступают причиной неумения говорить у чада в два годика.
Происходит это из-за того, что родители предпочитают не выключать телевизор или же просто оставляют кроху перед ним, мол, пусть учится говорить, смотря в «ящик».
Но такое решение в корне неверно, поскольку малыш воспринимает лишь общий фоновый шум в телевизоре, но никак не отдельные слова. Тем более, если кроха привыкнет слушать любимую музыку посредством телевизора, то, очевидно, что слова разобрать в ней для крохи будет практически невозможно.
Поэтому, когда занимаетесь развитием речи у ребенка, то обязательно следует выключать любые фоновые приборы, чтобы ничто не могло отвлекать вас и вашего чада от освоения слов.
Как научить говорить ребенка в 2 года
Как бы то ни было, если вы решили развивать речь у малыша с пеленок, то необходимо поговорить о следующем.
На данный момент уже установлено, что развитая моторика пальцев у детишек напрямую влияет на развитие речи.
Поэтому следует заниматься развитием моторики пальчиков малыша с раннего возраста. Для этого на помощь придут бусинки, ленточки, завязки и обыкновенное отрывание бумаги по кусочкам. Помимо этого нужно массажировать каждый пальчик у крохи.
Также вам поможет игра-спектакль с кончиками пальцев, для которой вам предстоит полагаться на свою фантазию и креатив.
Когда вашему крохе два годика, и он не разговаривает, то противопоказано заставлять его произносить слова и пытаться усердно тренировать. Такой метод только вызовет негативную реакцию у крохи, и он будет упорно молчать еще долгое время.
Но если ваше чадо молчит по той простой причине, что вы ему во всем потакаете, даете ему предметы еще до того, как он старается озвучить свои желания, то такой человечек, скорее всего, тоже полноценно заговорит еще очень нескоро.
А зачем, если у него отсутствует мотивация к разговору и тем более к просьбам?
Такой ребенок, мало того, что вырастет молчуном, так еще и капризным, привыкшим к постоянным выполнениям его требований со стороны родителей.
Как же помочь ребенку освоить речь и как правильно это сделать?
Советы родителям
Имеется несколько небольших советов, которые способствуют надлежащему развитию и освоению слов ребенком после двух лет и раньше:
- Разговаривайте с малышом много и постоянно, проговаривая четко слова, без «сюсюкивания»;
- На прогулке подробно описывайте малышу, что видно на пути: дерево, игровую площадку и так далее. Чадо должен не только пополнять свой словарный запас, но и иметь представление о различных окружающих предметах;
- Проговаривайте вслух его просьбы «Хочешь кушать?» или «Дать игрушку?». Постепенно малыш научиться озвучивать свои желания;
- Спрашивайте о любых мелочах своего малыша, даже самых незначительных, но обязательно ждите ответа, не подгоняя и не отвечая за малыша. По мере возможности усложняйте вопросы для более длительного рассказа ребенка;
- Любое действие малыша должно сопровождаться вашими подробными комментариями, а также дополнительными расспросами;
- Обязательно хвалите малыша после того, как он освоит новое слово;
- Рекомендуется вести специальный дневник с успехами и достижениями малыша в освоении новых слов и фраз для выявления тенденции;
- Учите малыша цокать языком и прочими движениями, тренирующими язык, например, даже обыкновенному надуванию мыльных пузырей.
Опять же, если ребенку уже два годика, и он не разговаривает, то для решения проблемы педагоги советуют отдать кроху в детский сад, где общение и нахождение рядом со сверстниками быстро приведет к увлечению лексикона а, значит, и к самому возникновению речи.
Но никакой стопроцентной гарантии быть не может!
Но никогда, ни при каких обстоятельствах, не рекомендуется сравнивать своего ребенка с другими и самостоятельно пытаться выявлять отклонение в развитии.
Как мы уже упомянули выше, почему ребенок не говорит в 2 года – все детишки развиваются не по установленным рамкам и правилам, а по мере их сил и необходимости, поэтому торопить их или насильно стараться обучить речи категорически нельзя иначе рискуете навредить маленькому человечку.
Разумеется, все детки должны в обязательном порядке проверяться у специалистов, поэтому если малыш не может произносить слова в два годика, то чтобы узнать «почему?», нужно провериться у невропатолога, который уже назначит лечение.
Но быть может, освоить речь крохе поможет работа с логопедами и дефектологами.
Подведя итог всему вышеперечисленному, почему ребенок не говорит в 2 года, можно сказать, что возникновение речи зависит:
- от здоровья малыша;
- его воспитания;
- индивидуальных особенностей.
На этом попрощаемся с вами. Ваш малыш скоро заговорит!
Ребенок не говорит в 2 года видео
© Сосед-Домосед 2018. Все права защищены.
Источник