Почему ребенок шепелявит в 2 года

Почему ребенок шепелявит в 2 года thumbnail

Шепелявость — расстройство речи, вид нарушения звукопроизношения. Проявляется в трудности воспроизведения свистящих и шипящих звуков. Зачастую дефект исчезает в возрасте пяти лет, после развития артикуляционного аппарата. Но гарантии в этом нет. Поэтому, когда ребенок сильно шепелявит, начните делать упражнения для развития органов речи.

rebenok_shepelyavit

Шепелявость лечим с детства

Считается, что если ребенок шепелявит до пяти лет, не должна вызывать беспокойства. К тому же, маленькая шепелявая кроха, так мило выглядит! Теперь представьте, что это 16-ти летняя девушка в школе, взрослая женщина в офисе. Скорее всего, ей будет не комфортно общаться с людьми, заводить знакомства. То же самое касается мужчин. Шепелявость влияет на дальнейший образ жизни и мешает добиваться целей. Человек просто стесняется говорить, высказать идеи, мнение.

Наивно до 5-6 лет ожидать, что дефект пройдет сам собой. Когда это не происходит, на ребенка сваливается слишком много — ведь вот-вот идти в школу. Привычный детский день нарушают походы к стоматологам, логопедам, дефектологам, бесконечные тренировки дома. Есть все предпосылки к эмоциональному выгоранию: стрессы, переутомление, требования взрослых. Появляются страхи, что не исправится речь, будут смеяться одноклассники, соответственно формируется боязнь школы.

Чем раньше приступить к лечению шепелявости у ребенка, тем лучше.

 shepelyavost

Причины шепелявости

Для начала посетите логопеда. Он проведет тщательный осмотр и подскажет подходящее лечение. В зависимости, когда ребенок сильно шепелявит, ее исправлять будут стоматолог, хирург, отоларинголог. Устранить недуг можно выяснив его причину:

  • Наследственность;
  • Патологии органов речи. Бывают врожденными;
  • Травмы лица;
  • Неврологические нарушения;
  • Челюстно-лицевой аппарат неправильно развит. Отражается на прикусе, небе, диастеме;
  • Копирование манеры речи. Ребенок подражает персонажу с экрана, другу или родственнику. Проведите беседу и объясните, что так не нужно говорить. Похвалите другого героя кино или мультфильма, который разговаривает правильно. Разыграйте по ролям свой «спектакль».

6 упражнений от шепелявости для детей

  1. Расслабляем мышцы языка. Нужно облизать верхнюю губу, движением сверху вниз, затем расслабить язык. Теперь произнесите «трудные» звуки. В таком порядке выполните действия несколько раз. Для начала делайте их вместе с ребенком, показывая пример.
  2. «Непослушный язык». Наверное, любимое упражнение у деток. Они делают его с детства неосознанно, просто играясь. Поэтому следите за правильностью выполнения. Представьте, что язык — ровная лопатка, которую нужно выложить на нижнюю губу и заговорить, как забияка «ля-ля-ля». При этом губа не должна подгибаться.
  3. «Блинчик». Это упражнение-массаж. Пусть маленький шепелявик, представит, что язык — блин, который надо разложить на нижних зубах, немного высунув вперед. А теперь, слегка покусываем его передними зубками за кончик. Как будто хотел рассказать тайну и передумал. После своеобразного массажа, язычок должен отдохнуть.

    malish_govorit

  4. «Чашечка». Хорошо, если следует за «блинчиком», ведь он вкуснее с чаем. Так, чадо не забудет последовательность занятий. Зафиксируйте челюсть, как будто она замерзла. Теперь не высовывая язык, нужно придать ему форму чашечки, подняв края и кончик вверх. В этом положении, попытайтесь произнести «з». Не отчаивайтесь, услышав вместо этого букву «ж» — это нормально.

    chashka_iz

  5. «Пробка». Древнее упражнение, которое практикуется при разных речевых дефектах. Нужно зажать пробку от вина, либо другой, но безопасный предмет в зубах и приступить к чтению. Старайтесь выговаривать слова максимально понятно. Если ребенок еще не читает, то пусть повторяет за вами стишки, речи мультперсонажей, рассказывает короткие сказки.
  6. Скороговорки. Выбирайте скороговорки, понятные ребенку по смыслу, либо которые сможете объяснить. Иначе занятие станет воспроизведением набора слов, а ведь гораздо интереснее с пониманием сути. При таком дефекте подойдут скороговорки на отработку звуков: ч, ш, щ, ж, с, з, ц.

Идея: для таких занятий понадобиться зеркало, чтобы ребенок мог видеть правильность выполнения задания, движение губ, языка. Можете подарить малышу настольное детское зеркало. Это создает приятные ассоциации с занятиями.

Почему ребенок шепелявит в 2 года

Источник

Девочки милые. Подскажите пожалуйста как отучить сына щипилявить. Ему 2.5. У нас есть логопед 2 х в неделю. Спасибо.

Roza #Здоровье, развитие и воспитание детей

52 Ответа

Anna

Что говорит логопед?

RozaАвтор вопроса

Она говорит что это из за соски

Maria

@Roza , а что подразумеваете под шепелявостью? Язык между зубами ребёнок просовывает при произнесении звуков или что- то еще?

RozaАвтор вопроса

@Maria нет он просто ставит язык возле зубов но не между

Anna

Я не спец, но мне кажется, рано еще судить о шепелявости.

Maria

Подождать 4-5 лет, ( шипящие могут появиться физиологически до 4),+когда ребёнок будет готов и мотивирован заниматься. А пока делать упражнения для постановки ш( чашечка, вкусное варенье, качели, накажем непослушный язычок).

Alesia

Все ещё зависит от артикуляционных особенностей, если уздечка коротка и нет верхнего подъема, так и в 5 и в 6 это будет. Я , обычно, начинаю работать над звуком в 3.5 и дальше, больше подготовка, если у ребёнка есть другие проблемы, то попутно и это затрагиваем, если в 4 нет- нужно уже работать активно и конкретно над этим звуком .

Maria

Alesia Khmialnitskaya , по поводу артикуляционных особенностей полностью поддерживаю. А остальное -индивидуально: зависит от специалиста. С малышами занимаюсь развитием речи плюс гимнастика, а постановка- после 5( как правило, дети готовы, меньше времени уходит на постановку и автоматизацию)

Alesia

@Maria в моей практике бывали ситуации, что с 7 летними процесс был намного труднее и длительнее, так как начинают стесняться , понимать свою проблему, с родителями в отказ на повторение, и это чисто психологически.

Maria

Alesia Khmialnitskaya , не спорю( у меня были и 18 летние,25 и 40 летние клиенты- мотивация- наше все)

RozaАвтор вопроса

@Alesia у него есть gap между двумя верхними зубами.

Alesia

@Roza работа органов речи для произношения звуков.

Alesia

2.5 рановато для этого звука. А с чем ваш логопед работает, и если вы работаете с логопедом, почему у него не спросите этот вопрос?

Alisa

Роза, Вы кажется, в Нью Йорке живете? К Вам приходит логопед из Раннего Вмешательства или частный? Если это лицензированный логопед из сервисов РВ, то она/он Вам объяснят, что для 2,5 лет шепелявить совершенно нормально! Скорее всего, логопед занимается не шипящими, а проблемами коммуникации и языка. Ну, разве если ещё звуками раннего онтогенеза. А если это частный логопед и он занимается шипящими, то тогда вопрос к компетентности этого логопеда.

Alesia

С лицензией или без, человек, который занимается логопедией, должен был закончить университет и быть компетентным в подобных вопросах. Из истории моей коллеги, к ней пришла мама с 1.5 девочкой на жалобу, что та не пересказывает сказки и рассказы, моя коллега её успокоила и сказала, что рано, все будет, Девочка хорошая, развита по возрасту, все хорошо, тратить мамины деньги на занятия, конечно, она не стала и отказала в вежливой форме. Через неделю весь город шумел, что она ужасный профессионал.

Alisa

Я упомянула лицензию, так как во-первых, университет университету рознь. И в США-лицензия это гарантия хотя бы некого усредненного качества. И во-вторых, стандарты в логопедии могут отличаться. Некоторые логопеды с российским образованием к сожалению, не очень осведомлены о работе в Раннем Вмешательстве и переносят методы работы в старших группах логопедических садов на ранний возраст.

Читайте также:  Парацетамол суспензия доза для ребенка 2 года
RozaАвтор вопроса

I’ll write in English. I’m in ny. We have IEP until he turned 3 y old.

RozaАвтор вопроса

Speech just play with his speech bc they don’t speak clearly. He is a twin.

Alisa

@Roza Age by which 75% of
children use the speech
sound accurately. 4 years: l as in lay

sh as in she

ch as in chew….. 4,5 years : J as in jaw

s as in so

z as in i etc.

Alisa

Typical Articulation Development

According to Caroline Bowen overall intelligibility of children in connected speech should be:
by 18 months a typically developing child’s speech is normally 25% intelligible;
by 24 months it is 50-75% intelligible,
by 36 months it is 75-100% intelligible.

Maria

@Alesia , не поняла, к чему пример, но сожалею, что так получилось. Здесь такой момент важен:не все родители могут ( хотят) заниматься развитием речи дома-некотором легче заплатить профессионалу. Поэтому в данной ситуации, родители ,возможно, хотели услышать все возможные варианты( советы по поводу, как заниматься дома, предложение логопеда заниматься развитием речи , предложение подождать, потому, что теоретически и практически пересказывание в 1.5 это из области невероятного). Я так и говорю некоторым родителям, что они могут делать многое сами, но если настаивают, то любая прихоть за их деньги.

Alesia

Бывают разные случаи, но мне уж стало интересно, над чем же все таки идёт сейчас работа?

RozaАвтор вопроса

She helps them to say words bc they don’t speak clearly. He is a twin. She bring toys puzzles

Alisa

А что Вы имели в виду под «шепелявить» ? Обычно имеется в виду искаженное произношение ш/с. Или замена с на ш. Если ваш логопед и занимается звуками, то это скорее всего, не ш/с в этом возрасте, а звуки раннего онтогенеза: p,m,n,k и тд. А самое главное, логопед расширяет словарь , учит употреблять слова , словосочетания и предложения для общения.

Katya

Моей почти 3, тоже шепелявит (язык между зубами кладет), ну так я и не переживаю ещё — рано же.

Alisa

язык между зубами-это межзубность. Могут быть разные причины. Одна из них-возрастная, некоторые дети просто так произносят этот звук. Если межзубность (lisp) будет сохраняться до 4,5 лет, то тогда стоит обратиться к логопеду.

Katya

Ну да, я и не переживаю, потому что рано еще переживать. Тем более что мягкую С она нормально говорит.

Ekaterina

А нам логопед в РФ сказала, что это само не проходит и к 3 годам надо начинать заниматься. Нам пока 2.4 ?

Katya

Я не очень-то доверяю специалистам из РФ (не в обиду будет сказано)

Vika

@Katya напрасно. Российская школа была сильнейшая. Что то осталась и др сих пор

Katya

Была — не спорю. Насчёт того что что-то осталось — большие сомнения. Переводчики на выходе из универа не говорят свободно на языке, врачи — вообще молчу (все поголовно выпускники ходят к врачам старшего поколения). Дело не в том что преподается, а как учатся студенты, и сколько препод берет за зачёт или экзамен.

Vika

@Katya я о старой школе. Ее выпускники остались и работают

Katya

Да, но сейчас все меньше их остаётся и все труднее найти.

Maria

а Мне верится, что и молодых много хороших специалистов. Просто понятие хорошего специалиста у всех разное: вы по знаниям будете определять, опыту работы, а многие -по цене( хороший специалист мало не берет, говорят многие).

Jana

К 5-6 годам перестают шепелявить. Если вам это мешает и не терпится избавиться от шепелявости, то скороговорки, очень хорошее и действующее » лекарство».?И всегда поправлять ребёнка. Удачи!!!

Vika

2,5 года . Логопед 2 раза в неделю? И только ставит звуки?
Сделайте паузу на год
Ребёнок физиологически имеет право шепелявить.
Логопед в этом возрасте не поможет — ускорить процессы развития сложно.

RozaАвтор вопроса

Логотип только и играет и учит набор слов

Anna

@Roza , они звуки в этом возрасте обычно отрабатывают, моему 3, только недавно С стал произносить.

А логопед у вас по early intervention?

Vika

@Roza я не видела вашего ребёнка и не знаю уровень проблемы. Но в среднем-
Но звуки ставятся после 4х.
До этого есть разные комплексы вспомогательных упражнений. Они способствуют тому, что звуки встанут сами.
Эти комплексы в этом возрасте не требуют работы профессионалов
Родители справятся сами
Их можно посмотреть на моем ютуб канале или в моей программе

Vika

@Anna отрабатывание и постановка разные вещи))
И , разные группы звуков в разный возраст

RozaАвтор вопроса

@Vika он развивается отлично я не имею проблем.

Значит вы не думайте это дефект? Я наверное рано переживаю?

У меня четверо сыновей и не одного не было дефекта

Vika

@Roza не поговариваете группы шипящих в 2,5 года не является дефектом. Не на английском, не на русском

Anna

@Roza , то есть все сыновья в 2,5 года все звуки говорили? ? Для шипящих точно рановато, если вам логопеда дали, то значит есть другие проблемы с речью, я бы на них сконцентрировалась. И 2 раза в неделю — это не мало, нам только 1 раз дали.

IR

А yздечка языка как?Не надо подрезать?

Irina

У нашей знакомой девочки — 5 лет — такая же проблема. Логопед предположил, что она питается мягкой пищей, и оказался прав. Ребенок мало жуёт, не ест совсем мясо, и это сказывается на речевом аппарате. Ни в коем случае не говорю, что у вас так. А может быть?

Anna

2,5 и 5 лет большая разница

Julia

В Украине логопед не данимается с детьми до 4 лет

Загрузка Пожалуйста, подождите

Источник

Малыш, который шепелявит, производит на взрослых трогательное впечатление: это так мило!
Однако не спешите восторгаться: если подобную «изюминку» пустить на самотек, для ребенка это обернется большим проблемами

Малыш, который шепелявит, производит на взрослых трогательное впечатление: это так мило!

Однако не спешите восторгаться: если подобную «изюминку» пустить на самотек, для ребенка это обернется большим проблемами. Став чуть старше, он может оказаться «белой вороной» среди сверстников, неизбежно возникнут проблемы с учебой. Если вы желаете своему малышу более счастливой участи, ознакомьтесь с нашим руководством к действию.

Немного о понятии

Под шепелявостью стоит понимать дефект речи, главным симптомом которого является нарушение произношения свистящих и шипящих звуков. Другими словами, «ж», «ч», «ш», «щ» в словах заменяются на «з», «ц», «с». Более всего распространена подмена звука «с» на «ш»: вместо «сестра» малыш произносит «шештра», вместо «семь» – «шемь» и т.д.

Читайте также:  Профессиональная чистка зубов ребенку 2 года

Причинами подобного расстройства речи могут быть короткая уздечка, слабые мышцы языка, неправильный прикус, имеющаяся между передними зубами щель, подражание взрослым с подобным дефектом, долгое пользование соской и т.п.

Шепелявость присуща многим детям. Однако имейте в виду: если до 5 лет она считается нормой, то после пятилетнего рубежа стоит обратить особое внимание на исправление подобной детской «непосредственности» во избежание трудностей с обучением и общением. Поэтому только в ваших силах предотвратить возможные будущие неприятности в жизни вашего ребенка.

Рекомендации родителям:

1. Убедитесь, что ребенку ничего не мешает правильно дышать.

Определенные проблемы, затрудняющие дыхание через нос, способствуют развитию шепелявости. Это связано с тем, что ребенок начинает дышать через рот, а язык уплощается и высовывается наружу. Даже если внешне все в порядке, стоит показать ребенка отоларингологу. Осмотр врача позволит выявить возможные проблемы с пазухами носа, наличие аллергии и т.д.

2. Прочь бутылочки и соски!

Хоть подобные приспособления и облегчают жизнь родителям, но, увы, очень вредны для детей. Дело в том, что всевозможные соски тормозят развитие оральной моторики, принимающей участие в развитии речи. Поэтому, дорогие мамы и папы, как можно раньше отучите малыша от сосок, а в качестве альтернативного варианта научите пользоваться соломинкой. Она, наоборот, способствует тренировке нужной речевой моторики.

3. Вынимаем палец изо рта.

Другая возможная причина развития шепелявости – сосание пальцев. Поэтому понаблюдайте за малышом: страдает ли он привычкой держать большой палец во рту? Если да – когда чаще всего он это делает? Вашей задачей при наступлении «опасного» момента будет переключение внимания на иное занятие или предмет, скажем, любимую игрушку. Достаточно проблематично быстро избавить малыша от этой вредной привычки, а вот сократить время на нее – вполне посильная задача.

4. Не давите на ребенка!

Реагируйте спокойно и не ругайтесь, если на ваши увещевания и объяснения малыш вновь шепелявит, делает ошибки или сосет палец. Видя ваше негативное отношение, малыш будет расстраиваться: он понимает, что поступает плохо. Забудьте и о привычке постоянно поправлять ребенка и заставлять верно выговаривать слова. Парадокс, но, поступая подобным образом, вы только способствуете укреплению ошибок в речи маленького человечка.

5. Запишитесь на прием к логопеду.

Вы ошибаетесь, если думаете, что шепелявость к определенному возрасту пройдет сама собой. Такое, конечно, случается, но далеко не всегда. Поэтому покажите малыша логопеду, который сможет при помощи эффективного обучения исправить подобную неприятность. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше: речевые дефекты имеют способность закрепляться.

6. Занимаемся с ребенком самостоятельно.

Бывают случаи, когда посещение врача-логопеда в данный момент невозможно. Но и здесь есть решение: не упускать драгоценное время и начать делать с малышом некоторые эффективные упражнения, желательно по несколько раз в день. Благодаря им вы сможете подкорректировать шепелявость ребенка, а в неосложненных случаях и вовсе навсегда забыть о ней.

Некоторые домашние упражнения для занятия с ребенком:

• цокать языком как лошадка;

• разговаривать с закрытым ртом: упражнение сложное, но очень хорошо улучшает дикцию;

• придать языку чашеобразную форму и произносить алфавит по одной букве. Упражнение делается с открытым ртом;

• как можно шире открывать рот и резкими движениями выбрасывать язык изо рта. Малышу можно сказать, что таким образом мы ловим языком комариков.

Избавить малыша от шепелявости – посильная задача. И чтобы она решалась с минимальными усилиями, примите меры, которые в ваших руках. При наличии подобного дефекта речи будьте внимательны к своему ребенку, вовремя покажите его специалистам, наберитесь терпения, спокойствия и любви для выполнения нужных рекомендаций и упражнений. Тогда положительный результат в виде правильной речи вашего малыша не заставит себя ждать.

Источник

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи − это патология речевой функции, характеризующаяся несформированностью произношения звуков. Одним из ее проявлений, является шепелявость. Логопеды считают, что она развивается в результате нарушения тонуса мышц артикуляционного аппарата, проблем со слухом и других факторов. Исправление дефекта у взрослых и детей требует длительных логопедических занятий под контролем специалиста.

Общая информация

Варианты нарушения произношения звука ш

Шепелявость характеризуется нарушением произношения шипящих и свистящих звуков. У человека сохраняется грамматика, лексикон и понимание речи окружающих людей. Патология развивается в результате различных причин:

  • наследственной предрасположенности;
  • нарушения подвижности языка;
  • расстройства слуха, не позволяющего человеку правильно слышать фонемы;
  • сопутствующих изменений речи;
  • если сформирован неправильный прикус;
  • травматических повреждений ротового аппарата и др.

Указанные факторы способны приводить к развитию шепелявости у ребенка или взрослого человека. В этом случае речь больного изменяется характерным образом: нарушается произношение свистящих и шипящих звуков, отмечается расстройство движений языка и возникает перешептывание.

В зависимости от конкретных причин, человек может шепелявить по-разному. В некоторых случаях речевой дефект может быть едва заметен, а иногда приводить к выраженному нарушению общения между людьми.

Виды нарушения свистящих звуков

Выявление причин патологии

Почему всем людям с шепелявостью и другими дефектами речи следует обращаться к терапевту? Часто, речевое расстройство связано с органическими изменениями в ротовой полости, например, с неправильным прикусом. Занятия с логопедом в этом случае будут иметь ограниченную эффективность.

Обследование проводится по следующему алгоритму:

  1. Специалист беседует с обратившимся человеком и узнает давность развития шепелявости, возраст его появления, а также факторы, с которыми больной сам связывает появление дефекта.
  2. При осмотре полости рта может быть выявлено нарушение прикуса, отсутствие зубов, короткая уздечка языка и др.
  3. Логопедическое исследование, направленное на изучение фонетики, грамматики и сформированного лексикона.
  4. При подозрении на органическую патологию нервной системы проводят консультацию с неврологом и диагностические мероприятия: компьютерную, магнитно-резонансную томографию.

Интерпретировать получаемые результаты должен только врач. Попытки самостоятельного лечения могут привести к прогрессированию речевого дефекта на фоне органических изменений в полости рта или нервной системе.

Подходы к лечению

Специалисты знают, как избавиться от шепелявости. Для этого рекомендуется пройти комплексную коррекцию под контролем логопеда. Цели лечения следующие:

  • научить больного правильно произносить звуки;
  • обеспечить формирование двигательных стереотипов языком для предупреждения прогрессирования речевых расстройств.

С этой целью в терапии используют: логопедические упражнения, дыхательную гимнастику и массаж языка. Важно отметить, что после начала лечения у логопеда, больной должен самостоятельно заниматься в домашних условиях.

Занятие с логопедом

Если расстройство выявлено в детском возрасте, то ребенок может избавиться от него к 7-8 годам. В этом случае, шепелявость не приводит к каким-либо негативным последствиям для социализации или обучения детей. При возникновении нарушений речи во взрослом возрасте, требуются длительные мероприятия по коррекции.

Внимание! К шепелявости приводят различные факторы. Перед лечением требуется выявить возможные органические причины для их коррекции с помощью медикаментозных методов.

Лечение в медицине

Шепелявость может быть связана с различными органическими причинами, которые требуют совместного лечения с врачом. При возникновении речевого дефекта у детей, частой причиной являются хронические воспалительные заболевания носовой полости и аденоиды, нарушающие дыхание. Проведение хирургического вмешательства по удалению разрастаний ткани миндалин и медикаментозная терапия позволяют устранить проблемы со звукопроизношением.

Читайте также:  Как остановить понос ребенку 2 года

Одна из частых причин шепелявости − неправильный прикус зубов. Его устраняют с помощью ношения брекетов или ретейнеров, позволяющих сформировать нормальное строение ротовой полости. Если у человека отсутствуют зубы, то проводится их протезирование. Своевременная коррекция проблем в полости рта в лечебных учреждениях позволяет избавиться от речевых дефектов и предупредить изменения в артикуляционном аппарате.

Артикуляционная гимнастика

Частая причина развития шепелявости − неправильное положение языка во время произношения звуков «с» и «ш». Человек может исправить подобное расстройство с помощью логопедических тренировок. Они основываются на регулярном проведении артикуляционной гимнастики. Логопеды при работе с пациентом дают методические указания по ее выполнению.

Перед тем, как начинать занятия, необходимо расслабить язык. Для этого нужно несколько раз провести им по верхней губе, стараясь не напрягать во время движений. Если чувство напряжения остается, то задание необходимо повторить. Практикуют следующие движения:

  • Упражнение «чашечка» − человек приоткрывает рот и поднимает переднюю и боковые отделы языка, формируя в его центре небольшое углубление. Нижняя челюсть при этом должна быть неподвижной, а язык не должен выходить за пределы ротовой полости кнаружи. В конце задания следует постараться произнести звук «з». Изначально, фонема может быть глухой и похожа на «ж», однако, при регулярном выполнении гимнастики данную проблему удается устранить.

Логопедическое упражнение "чашечка"

  • Пациент с полуоткрытым ртом высовывает язык и кладет его на нижнюю губу. Произнося «ля-ля», он совершает движения его кончиком от одного уголка рта к другому. Для правильного выполнения упражнения необходимо сохранять одно положение нижней губы и не напрягать мышцы языка.
  • Задание «блинчик» − язык при полуоткрытом рте слегка выдвигают вперед и максимально его распластывают. После этого, по нему необходимо слегка постукивать верхними губами, сохраняя расслабленность мышц. Делать задание следует до появления чувства легкости выполнения движений.

Логопедическое упражнение "блинчик"

  • Для улучшения артикуляции речевого аппарата советуют регулярно читать книгу либо газету, держа между губами зажатую пробку или ручку. Это способствует формированию правильных двигательных стереотипов и нормализации речи.

Артикуляционная гимнастика

  • Пациент во время разговора закрывает рот, держа губы сомкнутыми, однако верхний и нижний ряд зубов не контактируют друг с другом. В таком положении необходимо читать вслух или рассказывать что-либо другому человеку. Важно стараться говорить так, чтобы речь было слышно. Оптимальное время разговора или чтения − 10-30 минут с постепенным его увеличением.
  • Каждому человеку с шепелявостью необходимо как можно раньше начинать устанавливать произношение звука «ш». Для этого, необходимо вытянуть губы, сжать зубы и поднять язык к небу, но не касаться его. При этом пациент начинает произносить звук «ш», имитируя шипение змеи. Лучший эффект наблюдается при одновременном надавливании пальцами на обе щеки. Постепенно подросток или взрослый человек усваивает правильную фонему при регулярных занятиях.

В первые недели коррекции речевую гимнастику следует выполнять под контролем логопеда. Такой специалист существует в дошкольных и школьных учреждениях, а также занимается лечением речевых дефектов в поликлиниках. После того как человек осваивает технику выполнения упражнений, он может продолжать выполнять их дома, периодически посещая логопеда.

Дыхательная гимнастика

Плохое и неглубокое дыхание, нарушения которого возникают во время разговора, приводят к различным речевым дефектам, в том числе к шепелявости. Для устранения причины необходимо выполнять упражнения на развитие речевого дыхания:

  • «Шипение гусей» − человек ставит стопы на ширине плеч, а руками упирается в бедра. Постепенно он наклоняется вперед, вытягивая шею и произнося во время длинного выдоха звук «ш».  Упражнение выполняют медленно − от 3 до 10 секунд. Количество повторений 5-6.
  • Улучшение артикуляции речи наблюдается при выполнении гимнастики «косарь». Исходное положение ног аналогично предыдущему упражнению. Руки при этом следует согнуть в локтях и выдвинуть их вперед. Пальцы сжимаются в кулак. При повороте корпуса влево-вправо человек имитирует движения с косой, широко размахивая руками и говоря «жух-жух!». Не следует делать движения быстро, их скорость должна быть комфортной. Необходимое количество повторений 5-7 раз.
  • Для упражнения «пиление дров» необходим второй человек. Следует стать напротив него лицом к лицу. Ноги должны быть на ширине плеч, однако, левая нога немного выдвинута вперед. Оба участника берутся руками друг за друга и поочередно сгибают-разгибают их, имитируя движения при распиливании дров. Во время упражнения необходимо проговаривать звук «ж». Темп должен быть умеренным. Задание продолжается 30-60 секунд.
  • Упражнение «паровоз» может выполняться в любом возрасте. Человек ходит мелкими шажками по комнате или на месте. Руки при этом согнуты и двигаются взад-вперед. Во время движений человек проговаривает «чух-чух», имитируя звук поезда. Продолжительность задания до 1 минуты.

Дыхательная гимнастика

Дыхательную гимнастику выполняют каждый день на протяжении 3-4 недель. Убирать упражнения следует после коррекции речи и консультации с логопедом.

Если шепелявость связана с неправильным прикусом или другими изменениями в ротовой полости, то логопедические упражнения и дыхательная гимнастика имеют ограниченную эффективность.

Использование скороговорок

Проговаривание скороговорок − эффективный метод устранения шепелявости. Логопеды выделяют ряд заданий для отработки звука «ч», «ш» и «щ». Первоначально человек может испытывать трудности с их проговариванием, однако переставать выполнять упражнения не стоит.

Задания для коррекции «ш» и «щ»

Скороговорка «кукушка кукушонку купила капюшон» позволяет сформировать правильное произношение звука «ш». Для этого, требуется вытягивать губы вперед и поднимать кончик языка к твердому небу и зубам, не касаясь их. Язык должен быть широким, а не узким. Его края касаются обоих рядов зубов, блокируя выход воздуха по сторонам ротовой полости. Воздух должен двигаться только вперед, формируя правильный звук «ш».

Скороговорка для улучшения произношения звука «щ» следующая: «хищник в роще рыщет − хищник пищу ищет». Произносить ее следует быстро, но, сохраняя правильность фонетики. Постепенно скорость увеличивают, что позволяет человеку нормализовать разговорную речь.

Скороговорка на букву щ

Работа над звуком «ч»

Фонема «ч» относится логопедами к сложным. Для ее произнесения требуются достаточно сложные артикуляционные движения: губы выдвигаются вперед и округляются, зубы сомкнуты, но между ними имеется небольшая щель. Расплющенный кончик языка поднимается к небу и располагается около верхних зубов. В момент выдоха небольшая щель между зубами и формирует звук «ч».

Скороговорки для улучшения произношения фонемы следующие: «у нас в печурочке золотые чурочки», «чудак под диванчик прячет чемоданчик». Во время тренировок человек постепенно ускоряет их произнесение, добиваясь сохранения правильного звучания.

Шепелявость − распространенный речевой дефект, который может встречаться у детей и взрослых людей. Нарушение речи не сопровождается нарушениями грамматики и снижением словарного запаса, в связи с чем не приводит к негативным последствиям для человека. При своевременном обращении за помощью логопед проводит необходимое обследование и консультируется с врачом. Подобранные мероприятия по логопедической коррекции, а также медицинские подходы к лечению, позволяют нормализовать произношение отдельных фонем и избавиться от шепелявости.

Источник