Почему ребенок плачет без причины 3 года
Вычитала интересную статейку… старшая вот уже 3 недели как стала плакать без причины, по любому поводу. В детсад не ходит, ничем не обременена, вниманием тоже.
К вашему вниманию статья:
Нытьё нужно пресекать в более раннем возрасте. Очень часто это начинается в кризис, когда ребенку около 3 лет — вот тогда и нужно начинать отучать. Сейчас — это уже привычка. Или это у Вас только сейчас и началось? Если так, то поправьте меня и напишите снова, будем думать. Если же я права и это у ребенка продолжается уже несколько лет, то здесь только твердая рука нужна. Не в плане лупить, а просто быть построже. Семилетнему ребенку можно доходчиво объяснить что ныть и реветь по любому поводу очень плохо. И ни в коем случае не давать то, что просит нытьём. Не давать — и всё. Пока не попросит нормально. То есть ему нужно успокоиться (это иногда требует времени), потом спокойным голосом, вежливо (пожалуйста и т.п.) попросить то, что хочется. Если рёв начинается, когда у него что-то не получается сделать, то опять же давать время остыть, прореветься, успокоиться и постараться сделать вместе (вы показываете, а он повторяет). Придумать систему поощрений. Что Вашему ребенку нравится? Моему сейчас 4 года и если сказать, что ему вечером прочитаю дополнительную сказку перед сном, если он сделает что я прошу, или будет послушным весь день и т.п. — то он будет из кожи вон лезть, чтобы еще одну сказку перед сном «заработать». Вашему ребенку 7 лет, здесь даже можно денюшку копить начинать. Класть в копилку денюшку каждый день, если этот день обошелся без нытья. Но в то же время за каждый срыв на нытьё или рёв — отнимать денюшку. Если деньги для Вас не так ценны, или идея не нравится, то можно начать собирать магниты, картинки, еще что-то. Найдите то, что ребенка заинтересует. Можно навырезать звездочек и клеить на календарь, когда ребенок себя хорошо вел, потом за неделю смотреть колличество хороших дней и не очень — и по «большинству» покупать что-то ребенку (или не покупать, если плохих дней было больше), может быть даже что-то в магазине на выбор. Если заведете такой календарь, то лучше его повесить на видное место, например на кухне, чтобы ребенок видел результаты своих стараний. В общем — система поощрений в этом возрасте работает обычно хорошо. Плюс строгость, конечно, должна присутствовать… и категоричность. Ревет и ноет — не получит то, что просит. Но в то же время хвалить нужно больше, чем наказывать. То есть если он хорошо себя ведет (особенно самостоятельно без предварительного нытья и Вашей просьбы не ныть и попросить вежливо и спокойно) — нужно хвалить и заострять внимание на том, как он хорошо Вас попросил что-то для него сделать, нужно обнять его, приласкать. В общем, удачи Вам, и пишите о результатах обязательно. И еще одно — нужно объяснить ребенку (доходчивым языком, по-доброму) как теперь Вы будете реагировать на его нытье и рёв, что будете делать, что от него требуется конкретно, как Вы его будете поощрять или наказывать. Объяснить нужно до того, как Вы начнете что-то предпринимать. Участие должны принимать все члены семьи, то есть если мама на нытьё не реагирует и не разрешает что-то, то папа, бабушка, тётя должны делать так же, как и мама. Будет сложно, особенно, если это продолжается несколько лет. Терпения Вам и всего доброго.
Источник
Главная>>Дети
и семья>>Дошкольники>>Почему
плачут дети в 2, 3, 4, 5 лет
Ранее
мы говорил о
причинах плача новорождённых детей, и сейчас разберём, почему плачут
дети 2, 3, 4 или 5-ти лет жизни. Ребёнок подрос, его мозг совершенен
и, кроме эмоции горя, может испытывать и выражать и другие эмоции. Поэтому он
уже не будет реагировать на любой дискомфорт с помощью плача.
Чтобы понять, почему плачут дети дошкольного и младшего школьного возраста,
нужно иметь ввиду тот факт, что плач — это очень сильная эмоция, которая хорошо
снимает стресс. Когда ребёнок плачет, то он освобождается от психологических
нагрузок, которые действуют на него. И гораздо чаще дети (да и взрослые) плачут
от обид и своих переживаний, а не от физической боли.
Что делать, если плачет ребёнок-дошкольник?
Когда плачет ребёнок двух-трёх, или четырёх-пяти лет, то родители ведут себя
по-разному. Одни из них злятся и наказывают ребёнка за его слёзу, другие наоборот,
жалеют своё чадо, вне зависимости от причин его плача. Третьи не обращают внимания
на его страдания, четвёртые пытаются устранить причину плача малыша, а есть
и такие родители, которые могут вести себя по-разному. Т.е. один раз пожалеют
ребёнка, второй раз не обратят внимания на его слёзы, другими словами, действуют
всегда непоследовательно.
В зависимости от действий родителя, у ребёнка формируются те или иные черты
характера. И сейчас мы рассмотрим, как отношение родителей к плачу своих 2,
3, 4, или 5-ти летних детей влияет на его развитие. Но, для начала, вспомним,
что плач для ребёнка-дошкольника — это средство для снятия стресса. И когда
ребёнок плачет, он освобождается от психологического груза. Итак, как влияют
на развитие ребёнка действия родителей:
1.
Если родители всегда проявляют сострадание к ребёнку, утешают его, жалеют. Давайте
подумаем, что происходит в таком случае? У ребёнка случилась какая-либо неприятность,
появилась какая-либо трудность. И, вместо того, чтобы помочь решить эту трудность
или устранить неприятность, родители подменяют её своим сочувствием и состраданием.
Чаще всего так родители ведут себя с девочками.
Ребёнка берут на
руки, когда он плачет, качают, утешают. Таким образом, он с детства привыкает,
сталкиваясь с трудностями, впадать в уныние и ждать когда его кто-нибудь пожалеет,
вместо того, чтобы преодолевать их. И во взрослом возрасте ребёнок оказывается
неспособен решать серьёзные задачи, ребёнок
становится медлительным, склонным к депрессиям и сильно зависимым от сострадания
других людей. Но, во взрослой жизни очень мало людей, которые готовы оказать
такую поддержку.
Сочувствие уместно только в тех случаях, когда ситуация неразрешима и человеку
необходимо принять неизбежное. Но у маленьких детей дошкольного возраста такие
случаи бывают очень редко.
2.
Мама или папа наказывают ребёнка, если он плачет. Чаще всего такое отношение
со стороны родителей проявляется к мальчикам. Что получается в этом случае?
У ребёнка горе, что-то произошло у него, и он стремится снять с себя груз психологических
проблем с помощью плача. А родители его наказывают. И вместо того, чтобы избавиться
от страдания, ребёнок подвергается ещё большему страданию из-за наказания.
Понятно, что в этом случае ребёнок будет стараться сделать так, чтобы уйти
наказания и начнёт притворяться, чтобы его избежать, уходить в тень, так сказать.
Постепенно такое поведение закрепится, и ребёнок вырастет малоактивным, нечестным
и притворство станет отрицательной чертой его характера. Ребёнку не оказывалась
помощь, когда у него были проблемы и повзрослев, он также становится невосприимчивым
к чужим проблемам. Он оказывается неспособным сострадать и сочувствовать близким
людям.
3. Бывает, что родители не обращают внимания на плач своего ребёнка-дошкольника,
игнорируют его проблему и не пытаются её решить. В этом случае ребёнок, также
вырастает чёрствым, неотзывчивым человеком и также не способен сострадать и
сочувствовать близким людям.
4. Если родители ведут себя по-разному, то наказывают за плач, то сочувствуют,
то помогают решить проблему, то, тем самым, они воспитывают непоследовательность
в ребёнке. Ребёнок не знает, чего ожидать от родителей и испытывает сомнения
по поводу, стоит ли обращаться к ним за помощью или нет.
Встав взрослым, такой человек будет испытывать противоречивые чувства к окружающим,
потому что не всегда сможет понять, как нужно повести себя в той или иной ситуации.
Из-за этого он будет испытывать постоянную тревогу, потому что не знает, чего
можно ожидать от окружающих его людей.
5. Родители стремятся разрешить ту ситуацию, или преодолеть трудность, из-за
которой ребёнок плачет. Это наиболее удачный ответ родителей на плач своего
ребёнка в возрасте 2, 3, 4 или 5 лет. Конечно, этот метод наиболее трудный,
требует времени и терпения. Но зато он положительно влияет на развитие ребёнка.
Ребёнок преодолевает свои трудности с помощью родителей, и привычка помогать
близким людям формируется у него с детства.
После того, как проблема решена, можно успокоить и пожалеть ребёнка. Но только
после разрешения проблемы, а не до неё. Потому что есть ли смысл в том, чтобы
сочувствовать и утешать ребёнка, если его проблему вполне можно решить? Вряд
ли. Лучше помочь малышу решить эту проблему и ребёнка успокоить будет намного
проще, а, в большинстве случаев, он сам успокоится.
Как реагировать на плач ребёнка, конечно, решают сами родители. И самый трудный
способ (помочь ребёнку в решении проблемы) оказывается и самым эффективным.
Конечно, многим ленивым родителям проще отлупить ребёнка или не обращать на
него внимания. Но тогда они должны быть готовы к тому, что, повзрослев, он перестанет
обращать внимание на своих родителей.
Рекомендуем также посмотреть статьи:
Источник
Детские капризы обществом воспринимаются вполне терпимо — он же маленький, вырастет — поймет! В этом есть доля мудрости, поскольку нервная система малышей действительно претерпевает существенные изменения в первые годы жизни, капризами малыш может «сигнализировать» окружающим свою усталость, напряжение, недовольство, несогласие с чем-то, свое плохое физическое состояние, если он заболел.
Однако чрезмерно капризный ребенок может подорвать нервную систему не только родителям и окружающим, но и самому себе.
Известный детский врач Евгений Комаровский рассказывает, что делать, если ребенок капризничает, и можно ли скорректировать его поведение.
Откуда берутся капризы?
Если ребенок часто психует и капризничает, на то может быть несколько причин:
- Он плохо себя чувствует, испытывает недомогание.
- Он переутомляется, испытывает стресс (особенно если капризы повторяются в вечернее время суток).
- Он плохо воспитан, он устраивает истерики потому, что привык именно так получать желаемое.
Доктор Комаровский считает, что любое чрезмерное проявление капризности направлено, в первую очередь, на родителей. Если у малыша есть зрители, на которых его истерика действует, он будет пользоваться этим «оружием» каждый раз, когда ему что-то понадобится или его что-то перестанет устраивать.
Разумные действия родителей в этом случае должны заключаться в игнорировании — малыш, которому отказали в возможности залезть руками в горячую духовку или окунуть в унитаз кота, может сколько угодно кричать и возмущаться, мама и папа должны быть непреклонны.
Желательно, чтобы подобной тактики придерживались все члены семьи, включая бабушку и дедушку. Комаровский подчеркивает, что дети становятся тиранами и манипуляторами практически сразу после того, как понимают, что с помощью истерики они могут добиться того, что им запрещается.
Возрастные капризы и истерики
В своем развитии ребенок проходит несколько этапов психологического взросления. Переход от одного этапа к следующему сопровождается так называемым возрастным кризисом. Это сложное время и для самого малыша, и для его родителей, поскольку не у всех, но у большинства детей кризисы возраста сопровождаются повышенной капризностью и даже истеричностью.
2-3 года
В этом возрасте малыш начинает осознавать себя как отдельную личность. Начинается период отрицания, кроха стремится делать все наоборот, упрямится и капризничает порой по любому поводу. Он как бы пробует окружающих на прочность, испытывает границы дозволенного. Именно поэтому капризный ребенок в 2 или 3 года — совсем не редкость. Многих детских капризов в этом возрасте можно было бы избежать, если бы дети умели в свои 2-3 года хорошо выражать эмоции словами. Но ограниченность словарного запаса такого ребенка, а также неумение и непонимание принципов описания своих чувств в словах, приводят именно к такой неадекватной реакции.
6-7 лет
В этом возрасте дети обычно идут в школу. Смена коллектива, новый распорядок дня, отличный от садиковского, а, главное, новые требования со стороны родителей, часто настолько угнетают чадо, что он начинает капризничать и истерить в знак протеста. Наиболее выраженными бывают истерики у тех ребят, которые начали практиковать капризы еще в 2-3 года, и родителям не удалось своевременно нормализовать поведение ребенка.
Капризы у грудных детей
У грудных детей капризы, как правило, имеют веские основания. Малыш не берет грудь, нервничает и плачет в первые месяцы своей самостоятельной жизни не от вредности, а от неудовлетворенных потребностей или физического дискомфорта.
Для начала Комаровский советует убедиться в том, что ребенку созданы правильные условия для здорового роста — в его комнате не жарко, не душно.
Оптимальные рекомендуемые параметры таковы: влажность воздуха 50-70%, температура воздуха — 18-20 градусов. Обязательно нужно проанализировать режим дня грудничка — сколько он спит, сколько гуляет, сколько бодрствует.
Часто кроха может капризничать от недосыпа или наоборот — от избыточного сна, от переедания, если родители пичкают малыша через силу не тогда, когда он просит кушать, а тогда, когда, по их мнению, пришло время обедать. От переедания увеличивается частота и интенсивность кишечных колик, которые доставляют немало неприятных физических ощущений. В результате малыш капризничает.
Довольно часто капризы сопровождают период прорезывания зубов, но такие приступа плача и нытья имеют временный характер, как только состояние ребенка нормализуется, все изменится, в том числе и поведение.
Когда обращаться к врачу
Чаще всего родители ведут своего капризного, непослушного и истерящего ребенка на прием к педиатру с этой проблемой года в 4. До этого возраста они оправдывают детские «концерты» возрастными кризисами раннего возраста, индивидуальными особенностями поведения, темпераментом чада и другими причинами. Однако, по словам Комаровского, в 4-5 лет уже довольно сложно решать запущенную педагогическую проблему, которая, несомненно, имеет место быть.
Насторожить родителей должны некоторые особенности поведения ребенка во время активной фазы истерики.
Если малыш делает «истерический мост», при котором выгибает спину дугой и чрезвычайно напрягает все мышцы, если у него происходят задержки дыхания с потерей сознания, для собственного успокоения маме лучше показать чадо детскому неврологу и посетить детского психолога.
В целом, физические проявления истерики у ребенка могут быть различными, вплоть до судорог, помутнения сознания, кратковременного нарушения речевых функций. В некоторых случаях такие реакции могут свидетельствовать не только о восприимчивости ребенка, его темпераменте, но и об определенных заболеваниях неврологического и психиатрического характера. Если есть сомнения — идите к врачу-специалисту. Если кроме задержки дыхания при оре ничего больше не происходит, бороться с этим Комаровский советует просто — следует дунуть в лицо истерящему, он рефлекторно прекратит орать и сделает глубокий вдох, дыхание нормализуется.
Также рекомендуем прочитать статью с рекомендациями доктора Комаровского при истериках у ребенка.
Советы психолога
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Его внутреннее ощущение того, что он не справится с вашими ожиданиями, сопротивление требованиям, исполнить которые он пока в силу возраста не может, вызывают ответную реакцию, проявляющуюся именно истерикой и детскими капризами.
Соблюдайте распорядок дня, следите, чтобы ребенок достаточно отдыхал, не переутомлялся, не проводил слишком много времени за компьютером или перед телевизором. Если ребенок имеет склонность к повышенной капризности, для него лучший досуг — активные игры на свежем воздухе.
Научите ребенка проговаривать свои эмоции и чувства. Для этого с самого раннего возраста следует показать ребенку, как это делается и регулярно практиковать простые упражнения. «Мне обидно, потому что у меня не получается нарисовать слона», « Когда идет гроза, мне очень страшно», «Когда я боюсь, мне хочется спрятаться» и так далее. К трем — четырем годам это поможет сформировать у ребенка привычку говорить словами о том, что ему требуется, что его не устраивает, а не закатывать истерики с криками и воплями.
Советы Комаровского
Чтобы бороться с детскими истериками, родителям Комаровский советует запастись терпением и валерианой.
Если они стойко смогут выдержать первый этап, когда потребуется игнорировать истерику, не показывая, что она хоть как-то трогает взрослых, то вскоре в доме наступит тишина и гармония, ребенок довольно быстро на уровне рефлекса запомнит, что истерика — не выход и способ, а значит, в ней нет ни малейшего смысла.
Отработайте систему запретов и следите за тем, чтобы то, что нельзя, было нельзя всегда. Любые исключения из правил — лишний повод для последующей истерики.
Если ребенок склонен к бурным истерикам, с битьем головой об пол и стены, надо обезопасить его от возможных травм. Если речь идет о ребенке 1-2 лет, Комаровский советует ограничить истерику пределами манежа. Если начался приступ, следует посадить ребенка в манеж и выйти на некоторое время из комнаты. Отсутствие зрителей сделает истерику непродолжительной, а причинить себе вред в манеже ребенок физически не сможет.
Наиболее сложно бороться с истериками у ребенка старше 3 лет. Он уже не просто что-то требует, а показывает характер, и тут потребуется провести тщательный анализ взаимоотношений в семье. Часто такие дети просто копируют поведение взрослых, их реакции на разные ситуации. Если родителям удастся найти «корень зла» в себе и устранить его, то малыш довольно быстро забудет о таком способе получать желаемое, как истерика и капризы.
Если за ребенком замечена склонность капризничать и устраивать истерики без особого на то повода, лучше как можно раньше отдать его в садик, считает Евгений Комаровский. В большом детском коллективе нет ни одного благодарного зрителя, перед которым можно было бы устраивать истерику, да и капризы одного ребенка мало волнуют остальных. Это поможет быстрее научить ребенка жить без истерик.
Приглядитесь и найдите признаки начинающейся истерики. Одни дети перед этим долго дуются, другие — начинают суетиться, быстро двигаться. Предвестники помогут родителям быстро отреагировать и отвлечь ребенка, переключить его внимание на что-то другое. Такой способ хорошо помогает детям до 4-5 лет. С ребятами постарше придется изобретать что-то другое.
В передаче ниже доктор Комаровский расскажет как отучить ребенка от истерик.
Источник