Почему ребенок не ест сам в 4 года

Почему ребенок не ест сам в 4 года thumbnail

Инстинктивное желание, чтобы ребенок был всегда сыт, естественно для любых родителей. Пища – основа получения живыми существами энергии. Вот почему старших членов семьи беспокоит ситуация, если ребенок в 4 года плохо ест. Обычно они стараются любым доступным способом, даже против его воли насытить своего малоежку.

Ребёнок плохо ест в 4 года: что делать?

В этом возрасте малышу свойственно стремление к самостоятельности:

  • он способен выразить собственное мнение;
  • может сосредоточивать внимание на своем самочувствии и сообщить, что его беспокоит;
  • часто болезненно реагирует на высказывания взрослых.

Если дошкольник отказывается от еды, для исправления ситуации мать должна решить для себя вопрос, почему это происходит. Ответы будут различными в зависимости от того, не хочет или не может кушать малыш. Отсутствие аппетита объясняется разными причинами. В первую очередь необходимо исключить заболевание (острое или хроническое):

  • расстройство кишечника;
  • повышенную температуру при вирусных инфекциях;
  • ангину;
  • отравление;
  • аппендицит;
  • стоматит;
  • зубную боль;
  • травмы ротовой полости.

Если дошкольник продолжительное время не набирает массу и отстает от нормального развития, нужно обратиться к доктору, который назначит обследование и анализы для выявления диагноза. Помимо основного лечения, он пропишет целесообразную при каждой патологии диету. Не стоит самостоятельно пичкать ребёнка едой – это вызовет только его негативное отношение.

Отсутствие аппетита у здорового малыша объясняется:

  • индивидуальными особенностями обмена веществ и наследственной конституцией тела;
  • не объемом еды, а количеством питательных веществ в ней;
  • скоростью деятельности эндокринных желез, важной для интенсивности выработки гормона роста;
  • уровнем расходования энергии.

Энергозатраты зависят от двигательной активности, поддержания постоянной теплоты туловища. Здоровому ребёнку, живущему в комфортных условиях и ведущему малоподвижный образ жизни, не требуется много пищи. Сам малыш не сможет изменить такое положение. Родителям необходимо скорректировать его режим, чтобы активизировать расход энергии, что приведет к улучшению аппетита.

Временные личные причины для отказа от еды:

  • ребенок не успел проголодаться после сна;
  • он захвачен игрой или просмотром мультфильма;
  • чрезвычайно взбудоражен эмоционально;
  • не переносит некоторые виды пищи;
  • не нравится вкус или характеристика блюда (горячее, холодное, соленое, твердое).

Важно. Избирательность аппетита у 4-летних детей встречается довольно редко – только в 18 % случаев.

Ребенок в 4 года плохо ест

Ребенок в 4 года ничего не ест. Что советуют врачи?

При отсутствии патологии педиатры не рекомендуют кормить малыша насильно, с применением различных хитрых тактических приемов, отвлекая его сказками, мультиками, играми, обещаниями награды, угрозами. Скорее всего, в этом случае желудок и кишечник будут не готовы к усвоению пищи, и она не переварится в полном объеме.

Врачи настаивают на том, чтобы родители:

  • не драматизировали ситуацию с отсутствием аппетита;
  • не сравнивали своих детей с ровесниками;
  • не ориентировались на среднестатистические возрастные нормы веса.

Чтобы накормить ребенка, не стоит позволять ему манипулировать взрослыми, когда он отказывается от супа, но соглашается съесть пирожок или десерт. При реальности проблемы отсутствия аппетита нельзя в промежутках между приемами пищи подкармливать малоежку сладостями и даже фруктами.

В случае отказа от еды педиатры советуют поощрять аппетит:

  • соблюдением режима питания;
  • увеличением физической нагрузки и расхода энергии (занятиями спортом, прогулками);
  • творческим, с фантазией, оформлением блюд с помощью фигурных терок и рельефных ножей;
  • привлечением 4-годовалых детей к совместному приготовлению пищи, чтобы заинтересовать их;
  • неоднократным предложением незнакомых блюд – на 10-й раз малыш преодолеет страх перед новой едой;
  • уважением мнения ребенка в твердом отказе от пищи.

Ничего страшного не случится, если дошкольник пропустит один завтрак – он лучше пообедает.

Ребенок в 4 года плохо ест

В семье не должно быть культа еды, но всем взрослым следует соблюдать порядок приема пищи. Если ребенок здоров, получает достаточное количество питательных веществ, не стоит беспокоиться по поводу отсутствия у него аппетита. Без еды любой человек может обходиться несколько дней. Врачи не рекомендуют кормить детей насильно или хитростью. Родителям необходимо разобраться в причинах отказа от пищи и в соответствии с этим разумно решать проблему.

автор-эксперт: Андрей Геннадьевич Смирненко,

врач-педиатр, к. м. н., гомеопат

Вам понравилась статья? Просто нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь с друзьями!

Источник

К возрасту 2-3 лет введение прикорма осталось позади, и ребенок обычно ест все, что едят взрослые. Он умеет сидеть за столом на стульчике для кормления, пользуется столовыми приборами. Но питание ребенка после 2 лет вызывает у родителей, возможно, еще больше вопросов: теперь малыш явно выражает свои предпочтения в еде, и его пищевые привычки порой кажутся очень странными. А главное, родителям все время кажется, что ребенок очень мало ест.

Самые большие проблемы с кормление ребенка начинаются примерно в два года. В это время он рискует превратиться в кошмарное, несносное существо. Впрочем, многое зависит от натуры ребенка и от того, насколько быстро вы сумеете справиться с проблемами. К счастью, по мере приближения вашего малыша к трехгодовалой отметке вам будет становиться легче.

Читайте также:  Ребенок 4 года спит целый день

Когда речь заходит о питании ребенка 2-3 лет, мне часто приходится слышать следующее.

«Мой ребенок плохо кушает».
«Он почти ничего не ест».
«Малыш ест только снеки».
«У моего ребенка голодная забастовка».
«Он настаивает на том, чтобы кушать так, как хочет он».
«Ребенок ест одно и то же снова и снова».
«Мой малыш выходит из себя, если горошек положен рядом с картофелем».

Я часто задаю родителям вопрос, что они понимают под словами «хорошо кушает». Значит ли это, что ребенок съедает много? Или что он ест все, что бы ему ни дали? Тут как с красотой, о которой у каждого свое представление.

Это что-то новое или он всегда так ест? Как существуют разные типы людей, темпераментов, фигур, так существуют и разные типы едоков. Для малыша совершенно нормально, если он не ест так много, как в предыдущий день, — он, вероятно, компенсирует это в другой раз. Пока у педиатра нет никаких беспокойств о состоянии вашего ребенка, оставьте его в покое, и пусть он поступает так, как ему надо.

Если вы продолжаете давать полезные продукты, делаете прием пищи приятным для него и сами проявляете интерес к хорошей еде, то вполне вероятно, что малыш станет кушать лучше, чем когда он видел ваши приступы беспокойства при каждой проглоченной им ложке.

Классическое исследование, проведенное несколько десятков лет тому назад Кларой Дэвис, педиатром, изучавшим пищевые предпочтения детей до трех лет, показало, что если у ребенка есть возможность выбрать, что он будет кушать, то даже самые малыши станут выбирать именно то, что необходимо для сбалансированного питания.

Если ваш ребенок хорошо кушал раньше, а теперь — нет, что еще происходит с ним? Он не болен? Не прорезываются ли зубы? Может, у него стрессовое состояние? Любой из этих факторов способен привести к тому, что даже самый лучший едок утратит интерес к еде.

Является ли прием пищи для вашего ребенка практикой общения? Если никто за семейным обеденным столом не твердит надоедливо: «Ешь! Ешь! Ешь!» — для неторопливого едока прием пищи может оказаться положительным опытом общения.

Он на самом деле ничего не ест? Обычно родители не учитывают потребление жидкости или снеков между кормлениями. Проследите в течение дня или двух за всем, что попадает в рот малыша, и вы будете удивлены. Может, он — «любитель быстро перекусить». И если это так, значит, он ест — но не то, что вы даете ему на завтрак, обед и ужин.

Часто родители говорят, что ребенок жует только снеки. И тогда мне хочется спросить: «А кто им их дает? Добрая фея?». Мы должны быть ответственны за то, что едят малыши. И следить за этим.

Даже у детей, которые успешно начали прикорм, в данный период могут иногда возникать, как я их называю, «пищевые прихоти». В раннем возрасте дети особенно склонны к пристрастиям в еде — и в том, что касается ее выбора, и в плане поведения. Они начинают требовать или одну определенную пищу, или несколько разновидностей таковой. Они едят это довольно долго, отвергая все прочее. Вот почему так важно давать детям только здоровую пищу — если окажется одно и то же блюдо, выбранное ими, то оно хотя бы будет полезно.

Необычное поведение, связанное с приемом пищи, ввергает родителей в еще больший стресс, чем система повторяющихся кормлений. Вот отрывок из поста, оставленного на моем сайте мамой — назовем ее Келли, — чей сын двух с половиной лет полностью подходит под такое описание. Женщина пишет, что, хотя ее чудесный малыш Девон — милый, нежный и забавный, тем не менее ее все больше расстраивает его поведение во время еды:

«Всякий раз во время кормлений и в перерывах между ними — например, перекусывая бананом или злаковым батончиком, разломленными надвое, — Девон отказывается доедать все до конца. Я никак не могу понять, в чем здесь причина. Разве что он видит, как едят взрослые, и не хочет, чтобы ему разламывали снеки и фрукты. Делает ли чей-то ребенок что-нибудь подобное?»

Чей-то? На самом деле так поступают очень многие дети. Женщины, написавшие комментарии к этой записи, рассказали много интересного; например, один малыш начинал капризничать, если мама давала ему сломанный крекер; другой отказывался кушать любую «смешанную» пищу, такую как тушеные блюда и запеканки; третий съедал только верхнюю часть тостов и всегда оставлял нижнюю.

Вариантов существует множество, и ни один из них не повторяется. Кто может объяснить, почему дети так делают? Все мы люди, и у всех нас есть странности. Единственное, что я могу сказать: у большинства детей это проходит с возрастом… иногда.

Источник

Условно можно выделить две группы проблем с приёмом пищи:

Ребёнок не ест самостоятельно: мало ест и приходится докармливать; умеет пользоваться ложкой, но всё время просит, чтобы его докормила мама или бабушка.

Ребёнок играет с едой: переливает или разливает по столу напитки, размазывает еду или кидается ей.

Читайте также:  Как связать носочки для ребенка 4 года

Рассмотрим на примерах наиболее частые случаи.

Как научить ребёнка есть самостоятельно?

Первое, что нужно сделать — замедлиться. Выделите достаточно времени на приёмы пищи. Да, если подолгу есть, это сокращает время на другие пункты расписания, но это не навсегда. Вы вот взяли курс по воспитанию, тратите на него время. А малышу сейчас актуален курс по самообучению самостоятельной еде. Дайте ему столько времени, сколько нужно.

Если ребёнок не истощён и у него нет других медицинских проблем, то нужно дать ему возможность получить честную обратную связь, чтобы он действительно почувствовал голод.

Посадите ребёнка за стол. Причём так, чтобы он сам мог встать и уйти, и дайте ему что-то поесть. Скорей всего, первое время ребёнок будет то уходить из-за стола, то снова возвращаться. Первые пару раз можно позволить ему покружиться.

Потом убираем еду и говорим: «Если ты закончил, я убираю со стола, в следующий раз будем есть в обед». И если он говорит: «Я закончил», то вы ему верите, даже понимая, что он принял не совсем взвешенное решение. Он отказался, хорошо, к обеду ребёнок уже более заинтересован, чтобы что-то съесть.

Включайте в рацион в первую очередь те блюда, которые получается съедать лучше, и не предлагайте сразу большие порции. Дайте на обед то, что он может легко съесть, даже рукой — картошку, макароны, пирожок, а на десерт, например, банан. На ужин можно сделать калорийный напиток: кефир с фруктами, смузи или кисель. То, что можно выпить и получить калории, не прилагая много усилий. Пожевал, запил, пошёл сытый спать. На завтрак можно предложить шарики из полезных завтраков, которые ребёнок сможет заливать молоком, размешивать ложкой и вылавливать из тарелки.

Предлагайте калорийную пищу и напитки (только не из бутылки или поильника, а всё-таки взрослыми способами). Так как действительно, пока меткость и результативность в еде далеки от совершенства — съедается меньшая порция в единицу времени.

Придумайте, что поможет вам успокаиваться и держать себя в руках. Смотреть, как другой медленно и бог знает как делает то, что вы могли бы сделать быстро и хорошо — пытка. Возможно вам нужно что-то, что поможет вам отвлечься и не вмешиваться. Я не шучу. Это действительно трудно и заслуживает столько же уважения, сколько и упорство ребёнка на его пути к умелой самостоятельной еде.

Ребенок уже умеет пользоваться ложкой, но поев немного сам, просит его докормить. А наевшись, закрывает рот. Как сделать так, чтобы он ел самостоятельно?

У ребёнка уже сформировалась привычка, что вы его докармливаете. С одной стороны, ему так легче, а возможно, он просто сдался, видя ваше большое желание его накормить и тревогу, что он мало ест и просто позволяет вам его кормить. Хорошая новость в том, что он чувствует своё тело и когда наедается, даёт вам об этом сигнал, закрывая рот.

Начать следует с того, чтобы довериться ребёнку, его чувству голода и насыщения. Попробуйте давать ему съесть столько, сколько он съедает сам и не докармливать. Если ребёнок будет следовать за своим чувством голода, то увидев, что вы не настаиваете, не пытаетесь докормить, будет есть сам. Тут можно ещё подстраховаться, готовя на первых порах его любимые блюда.

И ещё можно попробовать во время его еды заняться своими делами или начать есть, подавая ему пример. Чтобы он видел, что ваши руки заняты и кормить его вы не можете.

Как быть, если ребёнок, съев пару ложек убегает из-за стола?

Как вы определяете, что ребёнок голодный? Отбросив собственные стереотипы о еде, важно понаблюдать за ребёнком, чтобы понять, а действительно ли наше понятие голода совпадает с реальностью. Дети могут быть разные — есть те, которые едят меньше, но часто.

Что вы делаете, когда считаете, что ребёнок голоден? Важно понять, что вы в такой ситуации чувствуете и как себя ведёте. Вот ребёнок поел, вышел из-за стола, побежал и у вас есть тревога, что он не наелся. Что вы делаете? Пытаетесь ли вы его уговорить, привлечь различными способами (например, мультфильмами), обещаниями? Или, смирившись, пытаетесь накормить его хоть чем-нибудь? Например, идёте на уступки и даёте печеньки и облегчённо вздыхаете «ну хоть что-нибудь съел»?

Читайте также:  Флюс у ребенка 4 года лечение

Ребёнок с одной стороны следует за своими потребностями, с другой — действует в тех рамках, которые вы ему ставите. Он к этим рамкам адаптируется, если они, конечно, поставлены вовремя и грамотно. Здесь важна ваша последовательность: «Хорошо, я вижу, что ты наелся. Можешь выходить из-за стола и идти играть».

В следующий раз, когда он приходит и говорит, что хочет есть, вы не предлагаете ему печенье, перекусы или сладкие напитки, а предлагаете полезную еду. Если он отказывается, говорите: «Значит, ты не голоден».

Ещё вариант — предложить ребёнку еду на выбор. Что ты хочешь — кашу или котлету? Но это зависит от того, что принято в вашей семье. Некоторые действительно учитывают пожелания каждого члена семьи, но есть семьи, где у мамы нет возможности готовить несколько блюд на выбор. Поэтому готовится одно блюдо и оно предлагается всем. В этом случае попробуйте составить меню, которое ребёнок любит, чтобы снять лишнее сопротивление и напряжение.

Если вы будете последовательны, сами для себя решите и убедитесь в том, что голодный ребёнок будет есть то, что вы предлагаете, то всё получится. Ребёнок, у которого нет медицинских случаев, никогда не будет действовать себе во вред. То, что он привык есть, играя с едой, или привык бегать туда-сюда — это последствия того, что но уверен рано или поздно ему дадут ту пищу, на которой он настоит. Это всё про границы.

Ребёнок только тем и занимается, что за столом размазывает еду ложкой. Что можно сделать?

В первую очередь речь идёт о границах. Мамы, которые дают ребёнку ложку, могут воспринимать его игры как нечто забавное или то, что он получает сенсорный опыт. Но нельзя забывать, что время идёт, ребёнок растёт и воспринимает сложившуюся ситуацию как норму. Это вряд ли поменяется само собой, и потребуется время, чтобы ситуацию поменять.

Дожидайтесь момента, когда ребёнок действительно очень голоден. Пусть это будет после сна или прогулки, когда он действительно голоден.

Накладывайте ребёнку немного еды. И обратите внимание на посуду и место, за которым ребёнок ест, чтобы всё стимулировало его к самостоятельной еде.

После этого можно переходить к установлению границ. Как только ребёнок начал баловаться с едой, вы его мягко останавливаете и даёте альтернативу: «Если хочешь есть, то ешь как принято — ложкой или вилкой. Если наелся, можешь пойти поиграть или помочь мне убрать посуду».

Как переучить ребёнка есть с играми, если его внимание не удаётся удержать больше пяти минут?

Еда — это не игра и нет потребности удерживать на ней внимание. И здесь вопрос не в том, чтобы удерживать внимание, ведь когда ребёнок голоден, он будет есть сосредоточено столько времени, сколько нужно для насыщения. Здесь вопрос в правильной организации процесса.

Важно выбрать удачный момент, когда ребёнок действительно голоден и сосредоточен на этой своей потребности. Предоставьте ребёнку удобное место, удобные инструменты и немного еды, покажите пример.

В тот момент, когда дети начинают баловаться с едой, важно пресечь это поведение и предложить выбор: либо ребёнок продолжает есть и делает это, как принято в семье, либо он не голоден и может выходить из-за стола. И здесь придётся какое-то время проявить терпение и настойчивость, так как со стороны ребёнка может быть и возмущение, и попытки проверить ваши границы и твёрдость правил, которые вы хотите ввести: «Действительно ли мама не разрешает баловаться с едой? А если я покричу, потребую, поплачу?»

Важно, чтобы вы были заодно с папой и бабушками. Поговорите с ними, объясните важность того, что именно сейчас закладывается правильное поведение и нормы. Что потом привычки очень сложно изменить, просто так с возрастом они не изменятся. Придерживаетесь единой линии поведения и во время баловства детей твёрдо, но спокойно пресекайте нежелательное поведение: «Если ты наелся, давай уберём посуду, а ты можешь пойти поиграть». Только так ребёнок примет это правило и почувствует облегчение: правило действует, нет такого, что сегодня одно, а завтра другое или что мама говорит одно, а бабушка другое.

Анастасия Кузнецова — психолог, Монтессори-педагог АМИ, эксперт курса Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 лет

Статьи по теме установления ниц с ребёнком:

Как установить границы дозволенного

Устанавливаем границы: запреты и наказания

Источник