Почему ребенок говорит о себе в третьем лице в 4 года

Почему ребенок говорит о себе в третьем лице в 4 года thumbnail

Сначала родители мечтают о том моменте, когда их ребенок начнет разговаривать, а затем ждут, когда он научится делать это правильно. Путаница в лицах и поле — частая проблема малышей. Вместо «я хочу гулять», кроха заявляет вам: «Рома хочет гулять» или «Рома хороший мальчик». Причин у данного явления может быть несколько, к тому же, существуют возрастные критерии. Итак, когда подобное поведение ребенка не должно вызывать беспокойства, а когда стоит обратиться за помощью?

Возможные причины

Одной из основных причин того, что малыш говорит о себе в третьем лице, является возраст. Психологи объясняют это тем, что сепарация (отделение) «Я» ребенка от эмоционально значимого лица (матери) происходит примерно в 3 года. Именно в это время малыш начинает проявлять самостоятельность и пытается контролировать свое поведение: «я сам возьму» или «я сам надену». До этого он воспринимает себя фактически слитым с матерью. Она за него все делает и говорит о нем в третьем лице или первом лице множественном числе, например: «Сейчас МЫ покушаем и искупаемся».

Поэтому второй причиной как раз является речь родителей. Замечали ли вы сами, как разговариваете с ребенком? Такие предложения, как «Ваня наелся?», «Катюша хочет спать?» малыш может просто копировать. Многие мамы так общаются с детьми, когда те еще совсем крохи. Ведь мама носила ребенка в себе целых 9 месяцев, поэтому процесс психологической сепарации идет и у матерей тоже. Но если вы продолжаете так общаться и с 3-, и с 4-летним ребенком (а бывает, и старше), то это уже проблема, которую нужно незамедлительно устранять, потому что это может повредить малышу.

Третья причина — задержка психического развития и аутизм. Такие диагнозы ставит только врач. И если вас сильно беспокоит то, что ребенок говорит о себе в третьем лице, а первые две причины исключены, то обязательно обратитесь к специалисту.

До какого возраста это норма?

Как вы уже поняли, до 3 лет у детей еще продолжается процесс самоидентификации, поэтому бить тревогу не нужно. Максимум – понаблюдайте за своей речью. Заметьте, что в семьях, где к ребенку как можно раньше начинают обращаться на «ты» и поощряют самостоятельность, идентификация своего «Я» и кризис 3 лет проходят быстрее и проще.

Если малышу уже четвертый год или он старше, но продолжает говорить о себе в третьем лице, проанализируйте свое общение с ребенком и общение с ним бабушек и дедушек. Если вы заметили, что продолжаете обращаться к малышу неправильно, то, скорее всего, дело в вас, а не в проблемах со здоровьем. Включите в свою речь следующие фразы: «Я готовлю ужин, чтобы ты мог покушать», «Когда я соберу вещи, ты и я пойдем на улицу, мы будем гулять вместе».

Обратите внимание, что концентрироваться нужно не только на обращении к малышу на «ты», но и на обозначении себя как «Я». Т. е. не «Мама сейчас закончит дела», а именно «Я закончу дела». Также чаще задавайте ему вопросы следующей конструкции: «Это ТЫ разбросал игрушки?». Не путайте с вопросом «Кто это разбросал игрушки?», малыш вам ответит: «Коля разбросал». А ваша задача: добиться ответа «Я разбросал игрушки».

Если результата за месяц не наблюдается вообще никакого, необходимо сообщить о проблеме педиатру или обратиться напрямую к неврологу и психологу. Так же стоит поступить и во всех остальных тревожных случаях, особенно когда раньше вы не замечали такого явления.

Заключение

Родители часто забывают, что дети копируют их поведение и речь, поэтому многие проблемы у ребенка созданы ошибками в воспитании и общении с малышом. Будьте внимательны не только по отношению к детям, но и к себе тоже. Чтобы речевое и психологическое развитие ребенка шли нормально, уделяйте больше времени изучению норм и аномалий развития, а также методов воспитания. И ни в коем случае не пускайте все на самотек, ведь проблема может усугубиться.

Источник

Скорее всего, 2 языка и бабуси с дедусями — причины… сходите к специалисту.

ОтветитьНравится 

это вам к неврологу надо сходить

у нас пока тоже третье лицо в разговоре преобладает, но уже лучше становится (иногда Я проскальзывает)

ОтветитьНравится 

У билингвов это частая проблема не переживайте!

ОтветитьНравится 

покажите специалистам это может и аутизмом быть!

ОтветитьНравится 

Нет, у нашего «Я» появилось уже. Но иногда может и назвать себя по имени.

ОтветитьНравится 

а вы сами в диалоге как о себе при малыше говорите? «сейчас мама пойдет кушать » или «я пошла кушать»?

ОтветитьНравится 

катюша

мы стараемся говорить правильно, но вот бабушек и дедушек еще перевоспитываем, они как бы все «портят» .

ОтветитьНравится 

«Я в домике»-ситуация… перестраховка своеобразная)))))

ОтветитьНравится 

У знакомой так было.Водили ребенка к детскому психологу.На тот момент ребенку около 4,5 было.Исправили за несколько занятий.

ОтветитьНравится 

ОляВот тоже подумала, что лучше сходить — сразу всё станет понятно

ОтветитьНравится 

Конечно.Я за специалиста.

ОтветитьНравится 

ОляЕздим и к психологу к детскому, сказал что немного не сконцентрирован, проводят типа уроков-игр, о результатах пока не говорят, какие то тесты потом запланированы, после которых будут уже подводить итог.

ОтветитьНравится 

Все будет хорошо)

ОтветитьНравится 

ОляНу и хорошо тогда! Не переживайте!

ОтветитьНравится 

ОляЯ то стараюсь привсем приэтом оставаться оптимистом, муж сильно переживает. Появились какие то подозрения в плане аутизма, но с моей стороны глядя, нет у него конкретной динамики, указывающей на аутизм… Да, кое какие манеры, поведение, проскальзывают, так у каждого ребенка что то есть в поведении, но за них хвататься, мол вот, все-аутизм, это неправильно.

ОтветитьНравится 

ОляPro autism tozhe podymala .ny spizialisti opredeljat schto eto.wremja pokazhet. Moja do4ka pered schkoloi test proxodila w gesydheitamte wela sebja ne adekwatno.jabloko k pomidorom perepytala i wobache skasali konzentrazi net.k logopedy xodili .ja uzhe wsja ismy4ilas.na 2 god ostawili isa matem.a potom y4ilka skasala esli wse ne bydet ponemat sonderschyle.se4as y4itza lydsche y4iteli dowolna .TAk schto ne od4aewaites esche mozhna isprawit .wse ok bydet.

Читайте также:  Дозировка нурофена ребенку 4 года

ОтветитьНравится 

ОляНу мы подождем, пока тесты пройдет разные. Вообще, воспитатели и учителя любят к врачам отправлять, если ребенок чуть выделяется из «толпы» много такого слышала.

ОтветитьНравится 

ОляMoja silno inergi4naja. A programy w schkole bistro gonjat. Deti ne yspewayt sxwatiwat.TAk schto tjazhelowato o4en ot wsego etogo.

ОтветитьНравится 

Ребенок посещает сад?

ОтветитьНравится 

Татьянав садик с 3х лет ходит. Меня настораживает еще что нет как бы более или менее друзей у него садиковых, примыкает то к одной то к др. группе детей. А в общем он ведет себя как обычно, в меру балуется, песни поет, танцует, читать любит, и самому нравится учиться и когда ему читаем.

ОтветитьНравится 

А есть у вам там спецы какие-то? Типа психологов. Посоветовалась я бы с ними.

А может у вам это от двух языков просто…

Про дружбу не подскажу.

ОтветитьНравится 

а вы двуязычные? Если да, то нормально пока, просто переправляйте его и все… не выделяйте это, а то еще замкнется в себе

ОтветитьНравится 

Викторияда, в семье на русс. и немецком говорим, но на нем тоже говорит не «я» а «он»

ОтветитьНравится 

Вот и моя свекровь вечно разговаривать с ним в прошедшем времени… меня аж бесит!!!

Ты кушать хотел?

Ты гулять ходил?

Ты в игрушки играл?…..

ОтветитьНравится 

Источник

У родителей всегда найдется повод для переживаний. Казалось бы, совсем недавно ребенок вообще не разговаривал, и вот, наступил долгожданный «прорыв» и малыш постоянно пытается что-то вам рассказать. Но о себе он почему-то говорит как будто со стороны: «Дима хочет пить» или «Катя надела платье». Нормально ли это, а если да, то до какого возраста? Как научить ребенка говорить о себе, как взрослый – «Я»? И что делать, если малыш зовет себя «Я», но при этом путает окончания, говоря «сделала» вместо «сделал»?

Проблемы самоидентификации: ребенок говорит о себе в третьем лице или путает пол

Когда ребенок начинает говорить о себе в третьем лице?

Все знают, что маленькие дети часто говорят о себе в третьем лице. Психологи связывают это с несформированным осознанием себя как отдельного человека, или неоконченной самоидентификацией.

Родителям не терпится научить малыша говорить, и они акцентируют его внимание на самых простых и важных словах: «мама, папа» и, конечно, имени самого ребенка. Известно, что первые слова у детей – это те, которые они слышат чаще всего. В сознании крохи закрепляются образы близких и понимание, как его зовут. Он может показывать на собственное отражение в зеркале, называя себя, например, «лялей» или своим именем. В полтора-два года формируется фразовая речь, и малыш начинает соединять слова в простые предложения. Вот в это время и начинается употребление детьми в речи словосочетаний типа «Возьми Катю на ручки».

Самоидентификация, или осознание ребенком своего «Я»

Ребенок осознает себя как личность постепенно. Считается, что лишь к собственному трехлетию дети психологически «сепарируются», или отделяются, от матери. Конечно, процесс это не одномоментный, однако обычно именно на возраст 3 года приходится кризис осознания себя как личности. Малыш начинает понимать, что он – не часть мамы, не какой-то абстрактный мальчик или девочка, а «Я». Он уверенно утверждает «Я хочу», «Дай мне». В трехлетнем возрасте дети настойчиво отстаивают свою самостоятельность, что может выражаться в капризах, негативизме, упрямстве, непослушании.

Если ребенок говорит о себе во втором лице

Примерно с середины третьего года жизни до 3 лет все малыши проходят некий этап самосознания. Активно пополняется словарный запас, ребенок, как губка, впитывает в себя всё, что слышит. Некоторые дети на вопрос: «Хочешь пить?» отвечают: «Хочешь». Это нормально для детей третьего года жизни, но специалисты утверждают – в три года подобного уже быть не должно. Речь трехлетки довольно понятна даже для посторонних, грамотно построена и содержит обозначение себя как «Я». Если у вашего ребенка есть отклонения от данных норм, рекомендуем обратиться к специалисту (неврологу, психологу).

До какого возраста ребенок говорит о себе в третьем лице?

Почти во всех семьях, где есть маленькие дети, с ними принято разговаривать определенным образом: «Сейчас мама Вову оденет, и Вова пойдет гулять»; «Маше понравилась кашка?»; «Мама и папа купят Дашеньке куколку». Такое обращение в чем-то оправдано с малышами, которым несколько месяцев от роду. Но мамы так вживаются в этот «отстраненный» образ, что продолжают говорить о себе в третьем лице и с двухлетками, да что там – порой и с четырехлетними детьми! Неудивительно, что дети, учась у взрослых, начинают повторять за ними: «Дай Кате яблоко» или «Саша хочет погулять». Родителям это кажется милым и даже забавным, но до определенного возраста. Если ребенок хорошо говорит, но называет себя по имени, это несколько режет слух.

Обычно дети перестают говорить о себе в третьем лице примерно к 3 годам. Психологи объясняют такую «революцию» детской речи взрослением и формирующимся самосознанием. Однако существуют примеры семей, в которых о детях никогда не говорили отстраненно, в третьем лице, и всегда обращались, как к остальным людям: «Ты хочешь пойти гулять?», «Какая игрушка тебе больше нравится?», «Я сейчас надену тебе штанишки». В остальном воспитание этих малышей ничем не отличалось от воспитания в обычных семьях: их так же сильно опекали, особо не поощряли их самостоятельность. Удивительно, но такие детишки не только никогда не говорили о себе в третьем лице, но и «кризис 3 лет» у них вообще никак не проявлял себя. Не было ни упрямства, ни негативизма, ни подчеркнутого «Я сам!».

Читайте также:  Лучшее автокресло для ребенка 4 года

Из приведенного примера становится понятно: проблема с переходом от третьего лица к первому в обозначении себя вполне может быть вызвана неправильным обращением к малышу взрослых. Представьте себя на месте ребенка! Говоря с ним, мама называет себя мамой, папа – папой, а бабушка – бабушкой. А при общении друг с другом родители говорят о себе совсем по-другому. К самому ребенку, даже в вопросах, обращаются: «Даша хочет кушать?». Вот и приходится малышу самостоятельно перестраиваться на «взрослую» речь, попутно переживая пресловутую самоидентификацию. Может, не стоит усложнять жизнь своим детям?

Некоторые психологи вообще не рекомендуют использовать в своей речи обозначение себя и ребенка в третьем лице. Таким образом, вы повысите шансы вырастить его независимым, уверенным в себе, активным и общительным. Если для вас обращение на «ты» и «я» – непосильная задача, рекомендуем хотя бы прислушаться к тому, как вы говорите с малышом. Попробуйте «разбавить» третье лицо первым. Говорите о себе «я готовлю обед», а не «мама готовит обед». Это определенно поможет вашему ребенку приблизиться к «нормальной» речи.

Ребенок (мальчик) говорит о себе в женском роде: это нормально?

Часто бывает, что мальчики говорят о себе в женском роде. Слышать из уст маленького сына фразы: «Я поела», «Я играла», «Я взяла» маме несколько странно, а некоторым даже страшновато. Девочки несколько реже говорят о себе в мужском роде, и обычно родителей это не так беспокоит. Причина подобной путаницы бывает банальна: мальчик проводит очень много времени с мамой, бабушкой или сестрой и попросту копирует их. Девочки говорят о себе как о мальчике реже, потому что обычно воспитание все-таки является женским делом. Исключение – когда девочка растет с одним папой или много времени проводит с братьями.

Не ругайте сына (или дочку) за «неправильное» произношение. Вообще не заостряйте внимание на этом вопросе. Просто продолжайте называть ребенка нормально, в соответствии с его полом. Если сын говорит: «Я построИЛА дорогу», ответьте: «Покажи, какую дорогу ты построИЛ! Вот какой ты отличный строитель!». Подчеркивайте в разговорах с ребенком разницу в поведении мужчин и женщин. Показывайте радость, если сын вам помог: «Ты настоящий мужчина, помогаешь женщине!». И не воспринимайте временные трудности с половой самоидентификацией у ребенка как проблему.

Когда ребенок начинает говорить о себе в первом лице и когда пора волноваться?

Родители, чьи малыши хорошо говорят, но постоянно называют себя в третьем лице, несомненно, интересует вопрос: «Когда ребенок начинает говорить о себе «Я»?».

Как уже было сказано выше, обычно дети перестают говорить о себе отстраненно к трем годам.

Если ваш ребенок в 3 года по-прежнему говорит о себе в третьем лице, не спешите паниковать, а прислушайтесь к собственной речи. Возможно, пора перестать недооценивать своего малыша и начать обращаться к нему, как к взрослому.

В 4 года редкие дети говорят о себе в третьем лице. Если же ваш малыш относится к таким детям, не спешите считать это признаком аутизма. Возможно, взрослые сами путают ребенка, говоря неправильно. Плюс, скорее всего, у него еще не до конца пройдет этап самоидентификации. Однако проконсультироваться у детского психолога и дефектолога все же не помешает.

Формирование правильного восприятия самого себя – важная часть жизни маленького ребенка. Желаем вам пройти этот период легко и не забывать о том, что малыш очень умен и восприимчив к речи взрослых.

Специально для lovingmama.ru

Источник

Возраст ребёнка: 4 года 3 месяца

Ребенок говорит о себе в третьем лице

Добрый день! У нас проблема в том, что ребёнок не говорит на себя Я, называет себя в третьем лице. Например, если что-то хочет, то говорит «Он хотел попить» или «Дай ему по рисовать». Возможно ли что он просто копирует речь родителей, так как слышит когда мы разговариваем между собой о нем. Ещё он не чувствует границ в пространстве. Например, может больно сделать котенку, давит с большой силой, он пищит. Мы объясняли что ты делаешь животному больно, показывали как нужно гладить, но бесполезно, не чувствует грани. Хотелось бы узнать точку зрения врача. Как решать такие проблемы? Как помочь понять ребёнку его самость, независимость, его Я?

Ирина

Ирина, добрый день!

Почти все дети до трехлетнего возраста говорят о себе в третьем лице, так как, Вы совершенно правы, слышат, что взрослые именно так о них говорят и просто повторяют за любимыми родителями услышанное. Но в возрасте трех–четырех лет у детишек происходит то, что называется кризис «Я сам», когда ребенок замечает, что все большее количество действий он может выполнять самостоятельно, без помощи родителя (доставать запретные, но страстно желанные вещи с полок, ходить туда, куда им хочется, трогать животных и так далее).

В этот момент у ребенка происходит осознание себя как отдельного от мамы человека, как личности. У Вашего сына этот процесс просто занимает чуть больше времени, чем обычно. Чаще всего это бывает связано с тем, что сами родители препятствуют развитию самостоятельности ребенка, всячески опекая его, защищая от любых внешних угроз и опасностей мира. Попробуйте давать ребенку больше свободы действий, конечно, следя за его безопасностью, но не переусердствуя в этом. Давайте ему больше свободы выбора (например, выбор курточки на прогулку, каши на завтрак и так далее). Так Вы постепенно будете способствовать тому, чтобы он начал ощущать себя отдельным человеком, у которого есть свой вкус, свои собственные желания, свое мнение, что приведет, наконец, к появлению гордого местоимения «Я» в его речи.

Читайте также:  Постоянные конфликты с ребенком 4 года

Случай с животным не говорит о том, что Ваш ребенок жестокий и хочет причинить боль живому существу. Это очень хорошо отражает активное развитие его любознательности и проявление интереса к узнаванию этого мира во всех его проявлениях. Детям до старшего дошкольного возраста не известно о том, что чувствует другой человек, они пока просто не в состоянии поставить себя на чье-то место и представить, что он может испытывать. Вы делаете правильно, говорите, рассказывайте, объясняйте, что, когда он бьет кошечку, ей очень больно, она будет плакать, что если он отнимет игрушку у девочки, ей будет очень обидно. Ваш сын сейчас активно набирает и запоминает причинно-следственные связи между событиями в мире, Ваша задача в том, чтобы с одной стороны, быть рядом с ним поддержкой и опорой, но с другой – уметь отпускать его от себя и дать возможность самому постигать этот мир.

Если в ближайшее время Ваш сын не научится говорить о себе в первом лице и чувствовать границы, Вам стоит обратиться к психологу, так как это может являться симптомом некоторых отклонений от нормы. Здесь все сильно привязано к возрасту. В четыре года еще можно понаблюдать за ребенком: как он ведет себя со сверстниками, насколько он общителен. Если Вы заметите, что с возрастом он становится более замкнутым, плохо идет на контакт даже с близкими людьми, по незнанию может причинять боль Вам, другим детям, живым существам и продолжит говорить о себе в третьем лице, это повод обратиться к специалисту по раннему детскому развитию.


Анна Зубкова, специалист

Источник

Почему ребенок говорит о себе в третьем лице в 4 года

Пользователь

Девочка — 3 года,знает,что о себе нужно говорить в первом лице и иногда! строит фразу именно так.Однако в большинстве случаев употребляет по отношению к себе третье лицо.(Она пойдет гулять).? к психологам — что бы это значило?на что нам родителям обратить внимание?

Мы естественно ее не ругаем,но поправлем речь,произнося правильно,а она повторяет.

  • Почему ребенок говорит о себе в третьем лице в 4 года

    Пользователь

    19 ноября 2007, в 12:54#1

    На самом деле я могу ошибаться, это всего лишь мои размышлизмы. Мне кажется, каждый случай очень индивидуален, и если есть возможность обратиться к детскому психологу или к детскому психоаналитику, то толку было бы куда больше, чем от публикаций. Здесь на форуме, по-моему, именно детских психотерапевтов нет. Может быть из новичков появятся (надеюсь!), а из старичков — не помню ни одного. А я сама только на 1-м курсе, вероятность ошибки великовата.

    Вот сайт Адалин (там ссылочка есть выше) — он как раз направлен именно на детскую психологию, зайдите туда, посмотрите, может быть статьи найдете более интересные или на форуме ещё найдете похожие ситуации и ответы на них.

    Все очень грамотно и корректно!!!
    Как детский психолог (МГУ + 3 года практике в школе), могу подтвердить, в исследованиях по детской психологии обращение к себе в 3-м лице считается нормой до 3-х лет и объясняется отсутствием самосознания себя как личности. Сама лично сознательно проводила эксперимент со старшей дочерью не употребляла третьего лица в обращениях. Итог, она никогда себя в 3-м лице не называла! Кстати, кризис трех лет тоже прошел гладко, хотя я эти вещи не связывала.

  • Пользователь

    19 ноября 2007, в 13:01#2

    я о грустном.имея опыт работы с патологией,могу сказать,что говорение о себе в третьем лице — один из симптомов аутизма.правильное повторение родительских исправлений — эхолалия,тоже симптом.возможностей пообщаться с психологом у нынешних родителей море.пообщайтесь,не ставьте диагнозы своему ребенку самостоятельно.сужу по себе,сама грешу выставлением медицинских диагнозов своим детям :))

  • Почему ребенок говорит о себе в третьем лице в 4 года

    Пользователь

    20 ноября 2007, в 17:28#3

    я о грустном.имея опыт работы с патологией,могу сказать,что говорение о себе в третьем лице — один из симптомов аутизма.правильное повторение родительских исправлений — эхолалия,тоже симптом.возможностей пообщаться с психологом у нынешних родителей море.пообщайтесь,не ставьте диагнозы своему ребенку самостоятельно.сужу по себе,сама грешу выставлением медицинских диагнозов своим детям :))

    Заявляя такие вещи, надо оговаривать возраст!!! Что норма в 3 года, будет настораживать в 5 лет! Нельзя же так пугать родителей!

  • Почему ребенок говорит о себе в третьем лице в 4 года

    Пользователь

    10 декабря 2007, в 18:33#4

    Аня, будем знакомы! 🙂 Очень рада, что здесь появился детский психолог. Можно я буду иногда Вас засыпать вопросами? 🙂 Я учусь в Восточно-Европейском ин-те психоанализа, СПб, салага-первокурсница, собираюсь специализироваться на детском психоанализе. 🙂 Посмотрите еще пожалуйста одну темку:

    /forum/post/16315/

    Извиняюсь за ОФФ-топ, просто там тоже вопрос казалось бы будничный, но интересный. И тоже девочка-дошкольница 🙂

    Засыпайте конечно, но я на форуме не всегда бываю.

  • Почему ребенок говорит о себе в третьем лице в 4 года

    Пользователь

    11 декабря 2007, в 20:04#5

    Анна Смирная! Я тоже хочу выразить вам своё почтение и уважение!

  • Почему ребенок говорит о себе в третьем лице в 4 года

    Пользователь

    11 декабря 2007, в 21:09#6

    Анна Смирная! Я тоже хочу выразить вам своё почтение и уважение!

    Спасибо! Очень приятно…

  • Почему ребенок говорит о себе в третьем лице в 4 года

    Пользователь

    29 марта 2018, в 08:44#7

    Здравствуйте!Хочу задать вопрос на эту же тему. Моему сыну 8 лет, он учится в первом классе. С успеваемостью все нормально, ребёнок общительный, с чувством юмора. Последние несколько дней стал говорить о себе в третьем лице. Делала несколько раз замечание, соглашается, но через время ситуация повторяется. Раньше за ним никогда не замечали такого. Что это может быть? На что обратить внимание? Заранее спасибо!

  • Пользователь

    07 апреля 2018, в 16:02#8

    Похоже на защитную реакцию. Были какие-то стрессы, конфликты дома, в классе? Обратитесь к классному руководителю, спросите об отношениях в классе. Возможно ребенок был эмоционально не готов к школе, сейчас как бы опять возвращается в детское состояние уходя от новой роли ученика. Или произошел стрессовый фактор

Источник