Почему ребенок 5 лет не может пересказывать

Почему ребенок 5 лет не может пересказывать thumbnail

Бывало ли так, что вы просите ребенка пересказать параграф, заданный на дом, а у него не получается? «А ты читал?» – спрашиваете вы. Ребенок послушно кивает головой и продолжает молчать…

И тут вам становится понятно, откуда берутся двойки и тройки в его дневнике.

Так почему же современные дети с трудом воспроизводят прочитанное? Об этом нам расскажет автор книги «Скорочтение для детей», постоянный ведущий нашей рубрики «Секреты скорочтения» Шамиль Ахмадуллин.

– Шамиль, чем для детей полезно умение повторить то, что они прочитали?

– Вы когда-нибудь задумывались над тем, каков для ребенка смысл большинства школьных предметов, где необходимо пересказывать текст? Это окружающий мир, история, география, биология, то есть больше половины предметов школьной программы.

А если задуматься, их суть полностью упирается в процесс пересказывания. Но попробуйте сейчас вспомнить, какие основные реформы провел египетский фараон Тутанхамон («История древнего мира», 5 класс). Естественно, вы этого не помните, да это вам и не нужно. Порядка 99% информации, полученной по школьной программе, никогда не пригодится, и это нормально.

– Так с какой целью ребенку хорошо учиться по этим предметам?

– Чтобы это понять, давайте разберем по шагам, как происходит процесс пересказывания у обычного ребенка.

Шаг 1. Читает параграф и пытается понять его.

Шаг 2. Представляет в своем воображении описанную информацию.

Шаг 3. Структурирует в голове полученную информацию, пропускает ее через себя, обогащая своими воспоминаниями и предыдущими знаниями.

Шаг 4. Своими словами передает эту информацию (когда собственных слов не хватает, обогащает словарный запас новыми).

Шаг 5. Выдает пересказ.

Фактически пересказ – это полноценный интеллектуальный продукт, плод умственного труда ребенка.

Во время пересказа он вырабатывает важные для жизни и учебы навыки:

• умение слушать и слышать;

• умение структурировать информацию в голове;

• умение правильно выражать свои мысли.

– Современные школьники пересказывают гораздо хуже, чем это делали мы, их родители. С чем это связано?

– Проблема в том, что у современных детей во многом атрофирована способность к аналитическому мышлению. Если раньше мы черпали информацию в основном из книг, обдумывая и анализируя прочитанное, то сейчас есть легкие и доступные источники информации (ТВ и Интернет).

В чем их большой минус для формирования мышления ребенка?

В том, что в этом случае в большинстве своем информация подается в легкоусвояемом формате: это видео или посты в социальных сетях (картинка и пара предложений). Вот тебе набор готовых мнений, выводов и позиций. Зачем формировать свое? Здесь не нужна никакая аналитика, ни к чему напрягать извилины.

– Как научить ребенка хорошо пересказывать?

– Ему нужно больше читать, а главное понимать прочитанное. Поэтому на своих тренингах мы гарантируем не только увеличение скорости чтения, но и улучшение понимания. Ведь зачем быстро читать, если не понимать прочитанного?

В ИЮНЕ мы запускаем три основных курса в ускоренном формате тренингов (10 занятий в течение двух недель):

• Чтение и понимание для детей от 6 до 8 лет.

• Скорочтение для детей и подростков от 9 до 16 лет.

• Улучшение памяти и внимания для всех возрастов (в этом курсе мы учим ребят структурировать свои мысли и пересказывать).

– Почему вы организуете такой формат именно летом, когда дети хотят отдохнуть от учебы?

– Наоборот, лето лучшее время для прохождения наших тренингов.

Во-первых, у ребенка много свободного времени.

Во-вторых, наши тренинги проходят в игровом формате, они не имеют ничего общего со скучной школой, и это заряжает ребят положительными эмоциями.

В-третьих, такой плотный тренинг невероятно эффективен, он позволяет погрузиться в его атмосферу, насладиться процессом и получить максимум удовольствия и результатов.

Мы прививаем ребенку навык, который будет работать на него всю жизнь.

Для того что бы попасть в новый поток тренинга скорочтения для детей, необходимо записаться на собеседование по телефону +7(347)266-87-83 Или сделать заявку на нашем сайте

Источник

2016-04-05_142715

Ситуация: Ребенку 3, 4, 5, 6 лет. Он очень любит детские книжки и с удовольствием читает их с мамой или бабушкой. Стихи запоминает и может повторить слово в слово, а вот сказки не умеет пересказывать. И с кино то же самое. В чем дело: или он слушает и смотрит невнимательно, или у него просто нет «чувства рассказа».

Причины, почему ребенок не пересказывает текст?

Такие случаи, как описан выше, А. С. Макаренко называл «гипертрофией силлогизма». Что это значит? Допустим, какое-то педагогическое средство полезно и хорошо. И вот, твердо об этом помня, его начинают применять на каждом шагу, бессчетное количество раз. Но любой инструмент притупляется от слишком частого использования, любое лекарство перестает действовать, если его назначать без конца.

Устный пересказ прочитанного — только один из приемов развития речи, и нельзя все время выезжать на нем.

Когда ребенок слушает стихи, ритм и рифмы его захватывают, как нас — полюбившаяся песня, ему хочется повторять их на разные лады, упиваться музыкой стиха, двигаться в такт размеру стиха (об этом прекрасно написано в известной книге К. И. Чуковского «От двух до пяти»). Другое дело — проза: здесь малыш следит за развитием событий, переживает, «что будет дальше», а потом с трудом вспоминает, с чего началось и как было дело: ему нужно изрядное усилие, чтобы перевести образы сказки обратно на слова и фразы.

Если же при этом он успел усвоить (а взрослый — показать ему своим поведением, голосом, иногда хоть взглядом), что его заставляют снова рассказывать сказку «понарошке», без интереса к его рассказу,— то ему это, естественно, опостылеет. Ведь вы сами только что слушали эту сказку или даже читали ее, зачем же он снова должен это повторять? Он мог бы еще пересказать кому-нибудь из детей во дворе (ведь рассказчику надо, чтоб его слушали с интересом и сочувствием, а не для «проверки»), но маме пересказывать в который уже раз, конечно, тошно, лучше совсем ничего не слушать и не смотреть, и потом не пересказывать.

Возможно также, что ребенок действительно не обладает «чувством рассказа», то есть не любит делиться прочитанным и виденным с другими, не находит удовольствия в чужом внимании и интересе. Однако скорее всего дело в том, что у него недостаточно тактично требуют пересказа.

Хитрые приемы, как научить ребенка пересказывать?

  • Очевидно, чтобы научить ребенка пересказывать, полезно продолжать читать и показывать малышу книжки и фильмы, раз это ему по вкусу. Но пересказа требовать не всегда, а пореже.
  • Самое главное — постарайтесь заставлять малыша рассказывать о виденном и прочитанном как бы невзначай, мимоходом, не сразу.
  • Сделайте вид, что вы забыли, что читали; пошутите, что сынишка уже забыл, какую картину видел утром (когда вспомнит название, пошутите, что забыл еще что-нибудь, и т. д.);
  • Попробуйте при ребенке начать пересказывать содержание книжки кому-то третьему, и при этом допускайте ошибки: поправит вас маленький рассказчик или нет?
  • Почаще пользуйтесь случаем, чтобы рассказ о прочитанном был обращен не к вам, а к гостю, родственнику.
  • Всегда живо интересуйтесь пересказом, поддерживайте маленького рассказчика забегающими вперед вопросами, вступайте с ним в спор («нет, не так было, по-моему»), а потом обращайтесь к книжке и признавайте свою неправоту.
  • Одним словом, учитесь вести беседу о прочитанном (кстати, для взрослых это подчас трудней, чем для детей — рассказывать).
  • И помните: никакого сухого тона, никаких приказов и поправок свысока, а побольше юмора, ласки, поощрения, подзадоривания, побольше разнообразия в подходах и приемах.

Источник

Эксперт по эффективному чтению — о том, почему может быть так сложно (и не надо) пересказывать учебник в средней школе

Есть дети, которые и к пятому классу продолжают читать не больше 100 слов в минуту. Причём вслух они читают и всё понимают, но начинают читать про себя — скорость падает на 20-30 слов, понимание ухудшается.

Читайте оригинальный текст на сайте mel.fm

Такие дети не могут пересказывать прочитанные параграфы учебника. И родители начинают сидеть с ними, читать и пересказывать вместе. На это уходит как минимум два-три часа, потому что параграфы в пятом классе — это уже не три страницы, а 10, 15, 20. Пока ребёнок дочитает до конца, он уже забыл, что было в начале. Интеллектуальные карты к параграфу мало чем помогут. Главные термины и мысли помогут выделить родители, а с чем связаны эти слова — дети запоминают с трудом.

В итоге, проблемы со чтением не решаются. Техника стоит на месте. Читать такие дети особо не любят. Одна лишняя страница параграфа для них — это наказание. Читать дополнительные книги по учёбе дети не хотят и всячески уходят от этого.

Причины медленного чтения и непонимания текста

Для начала нужно понять, почему ребёнок так читает. Несмотря на уже немаленький возраст, такому ребёнку хватает ресурсов только, чтобы озвучивать буквы, соединенные в слова, но совершенно не хватает на то, чтобы ещё и понимать, и запоминать прочитанное. Поэтому ребёнок может вслух читать одну страницу или десять. Эффект будет одинаковый — ничего не помнит и не может пересказать. Даже если вы задаете наводящие вопросы и всячески подсказываете, вы ясно понимаете, что ребёнок плохо помнит прочитанное.

Для того, чтобы пересказать параграф в 10-20 страниц, ребёнок потратит много времени, читая его два-три раза. После третьего раза желание читать автоматически исчезает. А материал так и не стал понятен и не запомнился.

Второе, что нужно помнить: проблемы с запоминанием прочитанного не решаются за счёт многократного чтения. У ребёнка будет только ещё более негативное отношение к чтению и конфликты с родителями, которые добиваются от него пересказа параграфов. Проблему нужно решать не чтением, а многократным улучшением когнитивных функций. Для этого надо делать упражнения на развитие памяти, внимания, восприятия, ускорения мыслительных операций. Есть специальные книги по возрастам с такими упражнениями, интересные сайты.

Ваш план по улучшению чтения может быть таким:

1. 20-30 минут ежедневно упражнения по развитию когнитивной базы.

2. Чтение таблицы слов в три-четыре буквы столбиками. За раз читается вся таблица формата А4.

3. «Волна» — поворот книги на 90 градусов. Поворачиваем книгу каждые восемь строк на 90 градусов.

4. Пересказ коротких текстов в пять-десять строк. Лучше брать отдельные рассказы с законченной мыслью, а не отрывки параграфов. У ребёнка уже есть отвращение к учебнику, а с негативными эмоциями обучение не получится.

5. Пазлы в 24, 36, 54 штуки. Складывать за раз одну картинку.

6. Игра в три алфавита. На столе разложены карточки алфавита, и ребёнок составляет длинные слова в шесть-восемь букв. Это развивает словарный запас и помогает лучше идентифицировать буквы во время чтения.

7. Увеличение словарного запаса — придумывать слова на одну и ту же букву, придумывать слова на последнюю букву предыдущего слова, делать филворды, сканворды, кроссворды.

Если в день тратить на тренировки по чтению 30 минут, вы решите проблему за месяц. Техника чтения вырастет, как минимум в два раза. Но самое главное — успеваемость ребёнка улучшится уже через две недели, желание читать появится через три, а пересказывать параграфы станет во много раз легче.

Помните, что сам школьник проблему со чтением не решит. Если вы не знаете, как правильно строить тренировки и проводить занятия, найдите учителя по быстрому чтению. Работа в группе в учебном центре может помочь не всем детям, помните это, отправляя ребёнка на курсы скорочтения.

Удачи вам в тренировках!

Фото: iStockphoto (LightFieldStudios)

Источник

Лариса Кравченко
Как научить ребенка пересказывать и составлять связный рассказ

КАК НАУЧИТЬ ДОШКОЛЬНИКА ПЕРЕССКАЗЫВАТЬ, СОСТАВЛЯТЬ СВЯЗНЫЙ РАССКАЗ, И РАСШИРИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС У ВАШЕГО РЕБЕНКА.

Дети говорят на том языке, на котором изъясняются окружающие. Если задуматься, как мы общаемся друг с другом, то с грустью можно отметить, что в повседневной речи используется минимальный словарный запас, такой, чтобы тебя поняли окружающие. «Подай, пожалуйста, тарелку. Пойдешь гулять?» Наречия и прилагательные вставляются в случае необходимости, сравнительные обороты — крайне редко. Речь наша предметна, унифицирована. Поэтому, что бы развить связанную речь у ребенка, нужно раскрасить свою речь образными словосочетаниями, используя все многообразие русского языка. Начните следить за своей речью,основной принцип – речь обогатить сравнительными оборотами и прилагательными, использовать сложно-подчиненные предложения и развернутые высказывания, говорить ярко и образно.

Возможно это будет сложно: «Подай, пожалуйста, красную тарелку с белой каемкой, стоящую на нижней полочке в кухонном шкафчике». «Сегодня прекрасная погода! Солнце светит ярко, на небе ни тучки. Когда мы пойдем гулять в сквер, какие игрушки возьмем с собой? Может, кого-нибудь пригласим на прогулку?» На такой вопрос ребенок, согласитесь, уже не сможет односложно ответить «да – нет».

Это требует внимания и времени. Вы будете уставать говорить развернутыми предложениями, утомитесь подбирать прилагательные и образные сравнения, но постепенно это разовьется в привычку. Постарайтесь и других членов семьи переключить на такой раскрашено — развернутый способ общения.

С чего начать развитие речи?

Развивая связную речь у ребенка, важно научить малыша пересказывать короткие сказки и рассказы. Он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»). При этом вырабатывается умение слушать сказку, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыш подводится к самостоятельному рассказу литературного произведения.

Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты народных сказок, усваивает последовательность действий.

Если у ребенка нет опыта пересказа, можно вернуться к сказкам, историям, которые хорошо знает малыш. Мама начинает рассказывать, начав предложение, замолкает, предлагая ребенку, закончить фразу. «Жили-были дед и. » — «Баба» — «Была у них. » — «Курочка Ряба». Затем можно переходить к пересказу по вопросам: «Кого встретил колобок?» — «Зайчика» — «Какую песенку он ему спел?. «

После закрепления этого навыка, малыш уже сам начинает повествование, а подхватывает мама. Постепенно ребенок сможет пересказать сказку полностью.

Для запоминания сюжета детям младшего возраста помогает театрализация с помощью игрушек или пальчиковых кукол. Вы проиграли перед малышом сказку, попросите его побыть актером и перед вами разыграть ту же сказку, с озвучиванием всех персонажей.

Старайтесь фразу: «Перескажи услышанное, прочитанное» заменить игрой. Предложите малышу поиграть в радио. Он будет диктором, который разыгрывает радио-спектакль. Вечером вы его уложили в кровать и рассказали сказку, а он в свою очередь укладывает спать свои игрушки и, так же как и вы потчует их сказочной историей.

Пересказ по картинке, как составить рассказ описание.

Детские книги хорошо оформлены, и любая иллюстрация является поводом поговорить. «Ты так себе представлял главного героя? А как ты думаешь, художник правильно нарисовал это время года? А какой момент сказки проиллюстрирован? А какие события произошли дальше?» По одной иллюстрации можно придумать не один десяток вопросов. Можно предложить малышу проиллюстрировать прочитанный текст самому и потом обсудить его «картинку к тексту».

Начиная с дошкольного возраста, дети составляют рассказ — описание о самых различных предметах и явлениях. Это могут быть описания кошки, осени, и даже стула. Помогая ребенку составлять рассказ подобного рода,помните о следующих моментах:

1. Начинать рассказ нужно с обозначения темы. Одного предложения, типа «Я расскажу о сиамской кошке» будет вполне достаточно.

2. Непосредственное описание включает в себя упоминание 4-5 основных характеристик предмета (явления). Например, описывая кошку, расскажите, как она выглядит (окрас, шерсть). Где живет, чем питается, какую пользу приносит человеку? Можно рассказать про повадки кошки. Описывая неживые предметы необходимо рассказать о том, зачем нужен этот предмет? Как его можно использовать? Из какого материала он сделан? Из каких частей состоит?

3. Рассказ должен заканчиваться подведением итогов, одно – два предложения.

Сюжетные рассказы – описываем игрушки

Очень любят малыши рассматривать игрушки. Именно это скорее другого побуждает их к высказыванию.

Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Более старшим детям (пятого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, и следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями.

Прежде, чем сравнивать, малышу придется внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются.

Овладел малыш описанием отдельных игрушек — переходите к составлению небольших сюжетных рассказов. Предложите ему несколько игрушек,позволяющих наметить простую сюжетную линию: девочка, корзинка, грибок; девочка, елочка, ежик и т. п. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребенку придумать рассказ самому. И не беда, если ребенок сначала просто повторит за вами ваш рассказ — он упражняется в рассказывании. Постепенно уводите детей от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ.

Рассказ о событии

Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости, в парк, на новогоднюю елку, что он видел интересного на прогулке в лесу.

Перед ребенкомчетко ставится задача: «Расскажи, что ты видел на празднике».Здесь можно использовать образец: «Сначала послушай, что я видел на празднике, а потом ты будешь рассказывать«. Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.

Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается уже после 5 лет.

Ребенок начинает все более ярко и образно рассказывать о событиях, случившихся с ним, он сможет четко и ясно формулировать свои эмоции. Расширив словарный запас, малыш легко будет находить слова, чтобы описать эмоции и чувства.

Любой рассказ о происшедшем событии базируется на двух важных аспектах. Первое, наше внимание выборочно и второе, у всех свои жизненные ценности. Поэтому, когда ваш ребенок приходит из гостей, не ждите от него подробного пересказа: «Кто был, что ели, кто что подарил».В ответ вы услышите: «Какая машинка была у Пети, и какие фантики у Насти». Для ребенка важны игрушки, а не «сколько сортов колбасы было на столе». Малыш живет в «своих ценностях» и в своем ритме, «здесь он посмотрел, сбегал туда, схватил пирожок» и поэтому от него подробный отчет, «что было сначала, что потом и кто что делал», не ждите. Но, если у ребенка есть наработанная база по пересказу художественных произведений,то на вашу просьбу: «Я не была в гостях у твоего друга, расскажи мне, пожалуйста, так, чтобы я могла представить, как там все было», вы получите достаточно внятный рассказ.

Чтение

Чтение играет огромную роль в формировании словарного запаса ребенка. Проанализируйте, какую литературу вы читаете малышу, и что читает он сам. Постарайтесь перейти с книг, где активно развивается сюжет, много действия и встроенных диалогов, на описательную литературу. Это рассказы и повести о природе, о животных, о путешествиях. Обратитесь к книгам наших немеркнущих классиков, и уже через небольшой промежуток времени вы почувствуйте красоту и богатство русского языка, его мелодику.

Если в тексте встречаются незнакомые слова и понятия, объясняйте их малышу, приведите примеры, в каких случаях они употребляются. Пусть ребенок сам сочинит предложения с использованием новых слов и понятий.

Обсуждаем прочитанное

Если раньше вы читали малышу минут тридцать, а потом закрывали книгу, то теперь измените процесс чтения. Пятнадцать минут – читаете, пятнадцать минут – говорите о прочитанном. Уровень обсуждения зависит от интеллектуального развития ребенка. Если мал,то и вопросы самые простые: «О чем рассказывается в сказке? Что сделал зайка? Куда побежал медвежонок?» Ребенкупостарше и вопросы более взрослые: «Правильно ли поступил мальчик? А как ты думаешь, что могло произойти дальше? А чтобы ты предпринял на месте героя?»

Мама не только направляет беседу, задавая вопросы, а строит диалог. Высказывает свое мнение, иногда оно сознательно бывает «неправильным» чтобы ребенок мог заметить ошибку, неверную мысль и маму поправить. Взрослый вынуждает малыша высказать свое мнение и говорить о том, что «не написано» в книжке.

По ходу чтения мама обращает внимание на то, что ей понравилось или ее поразило. Это может быть красивый сравнительный оборот, яркое красочное описание объекта или смелый поступок героя. «Я бы, наверное, испугалась, а ты бы смог перейти через бушующую реку?» Чтение – это диалог между книгой и ребенком. Книга – это непассивный объект, прочел и поставил на полку — это повод поговорить, обсудить, поразмышлять.

Читая хорошую литературу, вы будете получать удовольствие сами, и ваше наслаждение чтением передастся ребенку.

Пересказ содержания своими словами

Часто встречаемое задание на уроках – пересказ прочитанного своими словами. Ребенок зачастую пугается, и все свое внимание направляет на вспоминание текста, считая, чем точнее к оригиналу он расскажет, тем «правильнее» он выполнит задание. И забыв авторский текст, он «стопорится» и замолкает. Решить эту проблему можно, научив ребенка внимательно читать или слушать текст, а затем «войти» в прочитанное, увидеть содержание своими глазами, стать на время действующим лицом и пересказать то, что его окружает, то, что он видит.

Нередко ребенок не понимает смысл и содержание текста, поэтому не может грамотно его пересказать. Сначала изучаемый материал нужно подробно разобрать, уяснив смысл каждого слова и понятия, найти к новым терминам синонимы, уже знакомые ребенку. Если потом он и забудет новое для него слово, то сможет заменить его другим, схожим по смыслу. Перед каждым пересказом разбирайте, «разжевывайте» текст, это залог грамотного пересказа.

Игры для расширения словарного запаса ребенка

Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объекты, игра прекращается.

1. «Поводырь». На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает.

2. «Описание объекта.» Малышу предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов.

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет,задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?»Можно просто спросить: «Какой он?» Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

3. «За кем последнее слово» По очереди описываете объект, за кем останется последнее слово, тот и выиграл.

4 «Ищем детали». Можно вводить в словарь ребенка названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» — «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор. » — «А что есть у дерева?» — «Корень, ствол, ветки, листья. «

5. «Описываем свойства предметов.» Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.

Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» — «Дом, дерево, человек. » — «А что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?»Или: «Что бывает широким?» — «Река, улица, лента. » — «А что шире — ручеек или река?» Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы,которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?.

6. «Придумываем историю.» Мама начинает рассказывать историю, когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово.

7. «Что может быть?» Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему — существительные. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски. Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой.

8. «Стань писателем.» Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ. Если малышу сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить картинки.Сначала это может быть такой набор: лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка.Затем задание усложняется: мишка, ракета, дверь, цветок, радуга.

9. «Найти повтор.» Мама произносит стилистическую неправильную фразу, а малыш пытается найти тавтологию и исправить ее. Например, «Папа посолил суп солью. Маша одевала одежду на куклу».

10. «Игра в антонимы, в слова противоположные по значению» Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой — маленький».

11. «Игра в синонимы»Например, синоним к слову «палка» — трость, клюка, костыль, посох.

12. Игра «Добавь слово».Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. Взрослый называет начало действия, а ребенок— его продолжение и окончание:

— Оля проснулась и. (стала умываться).

— Коля оделся и. (побежал гулять).

— он замерз и. (пошел домой).

— стали они играть. (с зайчиком).

— зайчик испугался и. (побежал, спрятался)

— девочка обиделась и. (ушла, заплакала).

13. «Что увидел?» Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется?

14. «Бюро путешествий.» Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – на прогулку, в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите. Путешествуя, делитесь впечатлениями.

15. «Всегда под рукой.» Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, — например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, — чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка.Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна — улыбающаяся, другая — печальная, третья — удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

16. «Логическая цепочка.» Из произвольно подобранных карточек, выложенных в линию нужно составить связанный рассказ. Затем задание усложняется. Карточки переворачиваются, и малыш вспоминает последовательную цепочку разложенных картинок и называет их в том порядке, в котором они лежали. Количество используемых в игре карточек зависит от возраста ребенка, чем старше – тем картинок больше. Несмотря на кажущуюся сложность игры, детям этот вид развлечения нравится. Они начинают соревноваться, кто больше запомнит картинок.

17. Истории из жизни. Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом. Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

18. Мой репортаж. Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события — реальные или вымышленные — им воспроизводятся.

19. Чем закончилось? Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Источник